есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром

философия самостоятельная работа.. философия. Самостоятельная работа по теме 3

Самостоятельная работа по теме 3.3

Цель занятия: закрепление знаний о проблеме сознания в философии, формирование умений применять их.

Задания для самостоятельной работы:

Задание 1. Достоевский утверждал, что гений и безумие очень близки. Сам он был человеком психически больным. Психически больны были Ницше, Шопенгауэр и т.д. Фрейд утверждал, что гениальные люди – это люди с совершенно особым устройством психики. Они живут и ведут себя так, что с точки зрения обывателей кажутся сумасшедшими. Нередко трудно установить грань между безумием и гениальными прозрениями. Иногда кажется, что только безумный человек может вырваться из устоявшихся стереотипов и стандартов и увидеть нечто совершенно новое. Что вы думаете по этому поводу?

Ответ: Многие гении были больны шизофренией. Но далеко не все шизофреники гениальны. Грань существует: это социальная адаптация и польза для человечества результатов их деятельности. Кроме того шизофрения имеет свойство, как и любая болезнь, прогрессировать, превращая человека (если его не лечить) в зверя или растение.

Задание 2. Поразмышляйте над известным суждением Ф. Энгельса: «Труд создал человека».

Почему именно он привел к возникновению человека и его сознания?

Отчего «труд» муравьев, бобров и др. животных не привел к развитию у них этой способности?

Является ли вообще способность изготавливать орудия труда главной причиной возникновения мышления, сознания?

Задание 3. Заполните таблицу

Проблема сознания в истории философии

В чем сущность этого механизма проекций?

Есть ли что-то в сознании, не обусловленное окружающим миром?

Ответ: сознание человека является экраном, на который проецируется окружающий мир. Однако, сознание каждого человека индивидуально, поэтому разные люди по разному воспринимают окружающую действительность

Чистое сознание – это незримый экран пространства бытия, на который проецируется «кинофильм» жизни. Как сущностью времени является движение, так в свою очередь, сущностью пространства является сознание. Благодаря сознанию мы констатируем существование пространства. Здесь речь идет не о воображаемом нами пространстве, в котором, как мы считаем, находятся страны, материки и т.п., но о сущностном, реальном пространстве, которое открывается благодаря отвлечению внимания от мыслей на реальность настоящего момента.

Источник

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Смотреть фото есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Смотреть картинку есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Картинка про есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Фото есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром

Одни из основных понятий о психической сфере это СОЗНАНИЕ (сознательное) и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ.

Можно долго спорить по поводу подходов к пониманию сознания и его связи с бессознательным, но представляется довольно удачным тот, который сначала обозначила феноменологическая философия, а затем подтвердил и закрепил экзистенциализм Сартра.

Это довольно просто, если не пытаться выбелить эфиопа: сознание существует не просто как явление психической жизни, а как процесс, которым человек управляет. Он то «выводит из игры», то снова «вводит в игру» те или иные части сознания, которые понадобились в данный момент времени. По необходимости.

есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Смотреть фото есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Смотреть картинку есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Картинка про есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Фото есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром

Такая глобальная «глубинная структура», которая информационно описывает личность. То есть, любое движение души человека, любое ее проявление, есть проявление всей его личности и эти подозрительные движения удобно расшифровывать с помощью предложенного метода «экзистенциального психоанализа».

Звучит сложно, но на самом деле это просто систематическое отслеживание и проработка «разоблачающих» суть человека проявлений поведения, что, кстати, часто используется в НЛП.

Вся суть в том, что экзистенционализм (такое направление в философии) предложил модель многослойного сознания, со сложной структурой и иерархией, с различной степенью активности его частей в происходящей внутри деятельности. Поэтому и предполагается, что существование сознания являет собой управляемый процесс и человек, в зависимости от конкретной ситуации, может либо включать, либо отключать различные его части.

Однако подобные, вполне, кстати, логичные допущения, все время упираются в систему, которая управляет этими процессами. Строго говоря, экзистенциалисты ставят на место бессознательного «первичный проект», однако, по сути, предлагают выйти за пределы своего любимого «здесь и сейчас»и попытаться найти инстанцию управления сознанием вне его. А тут и мы с бессознательным.

С точки зрения современных представлений, бессознательное определяется как совокупность психических образований, процессов и механизмов, в функционировании которых и их влиянии на себя человек не отдает отчета.

Всего мы можем выделить пять таких больших классов явлений:

1. Неосознаваемые механизмы сознательных действий

1.1. Неосознаваемые автоматизмы.

1.2. Неосознаваемая установка.

1.3. Неосознаваемые сопровождения сознательных действий.

Это очень важные коммуникативные инструменты невербального общения между людьми, которые, к тому же, могут быть использованы как маркеры разнообразных психологических особенностей человека. К ним относятся вегетативные реакции, мимика, непроизвольные движения, тонические напряжения.

2. Неосознаваемые побудители сознательной деятельности

Это бессознательные аффективные комплексы, находящиеся в глубине собственно бессознательного, которое, по представлению психоанализа, представлено невротической симптоматикой, ошибочными действиями (в том числе оговорками) и сновидениями.

Комплексы, глубоко скрытые в бессознательном, проявляются в разнообразных невротических симптомах и представляют собой болезненные последствия вытесненных личных переживаний, травмирующих человека. При вскрытии такого комплекса он теряет свою силу, и, следовательно, побудительную способность, освобождая личность от своей тирании.

3. Надсознательные явления

4. Механизмы и процессы подпорогового восприятия объектов

Мозг обладает способностью реагировать на незаметные для сознания, но отчетливо воспринимаемые бессознательным стимулы, имеющие, как правило, значительную психологическую нагрузку для конкретного человека. Эти стимулы не представлены образами, но их появление приводит к возникновению, например, биоэлектрических реакций, которые можно отследить на приборах (это принцип используется в работе «детектора лжи»).

5. Структуры общественного бессознательного

По представлению К.Г.Юнга, то, что мы называем теперь архетипами (структурами общественного бессознательного), являются наследуемыми структурами и принципами, передающимися в скрытой форме в данной культуре и определяющими мировосприятие ее людей.

При определенных условиях они активизируются и проявляются в сознании либо как символические образы, либо как стереотипные реакции и способы поведения.

Таким образом, система адаптации человека к миру состоит из активного, быстро реагирующего на изменения окружающей среды сознания и бессознательного, хранящего данные предыдущих опытов взаимодействия с реальностью и новую информацию.

Источник

Утрата осознавания внешнего мира

Утрата осознавания внешнего мира проявляется переживанием солипсизма — ощущения того, что внешний мир исчезает или уже исчез, но при этом сохраняется сознание факта своего существования: «Ничего вокруг меня будто бы нет, я осталась одна в совершенной пустоте. Все вдруг куда-то исчезло, кругом одна пустота, и я остался один наедине с нею. Мир, кажется, удаляется куда-то, уносится вдаль, пропадает, а я остаюсь здесь, где уже ничего нет. Кажется, я осталась одна в целом свете, вокруг никого и ничего уже нет. Во сне бывает ощущение, будто я лечу в пустоте, ничего нет вообще, все куда-то исчезло. Снится, будто ничего уже нет, все куда-то удалилось и пропало, осталась только зияющая пустота, и я в ней одна, это так страшно. Засыпаю, и в этот момент появляется чувство, что все вокруг меня куда-то исчезает, физически я не ощущаю предметов. Умом я понимаю, что все они есть и все на месте. И в это время я куда-то падаю, а что дальше — не помню, наверное, я отключаюсь».

Обычно такое нарушение возникает в виде коротких эпизодов, оно редко бывает длительным или сопровождается стойким убеждением в исчезновении внешнего мира. По-видимому, именно оно лежит в основе отрицательных галлюцинаций — потери способности избирательно воспринимать отдельные наглядные образы реальных объектов в то время, когда способность воспринимать все остальные не нарушается. Пациенты сообщают, что они в такие моменты не видят какой-то предмет, хотя и знают, что он находится где-то рядом, либо не слышат речь окружающих, но при этом видят, как те что-то говорят. Похоже на то, что пациенты в течение какого-то времени теряют способность осознавать актуальные наглядные образы лишь некоторых, особо значимых в данный момент объектов. Ряд авторов объясняет появление таких галлюцинаций влиянием на восприятие как истерических, так и кататимных механизмов.

есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Смотреть фото есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Смотреть картинку есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Картинка про есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миром. Фото есть ли что то в сознании не обусловленное окружающим миромПодобные проявления свидетельствуют о наличии психического заболевания. При проявлении симптомов утраты осознавания внешнего мира рекомендуем обратиться к психиатру

Нередко теряется осознавание чувства новизны происходящего — анновация. Проявляется ощущением того, что в окружающем мире не происходит ровно ничего нового, а повторяется лишь то, что уже случалось прежде, и что в будущем будет все то же самое. Эта иллюзия давно нашла отражение в философии, в частности в учениях о «вечном возвращении» Ницше, о «бесчисленных повторениях действительности» Бианки и Лебона. Нашла и в поэзии. Вот отрывок стихотворения А.Блока:

Трудно сказать, переживание ли это самого А.Блока либо является ремейком библейского «. Что было, то и будет, и что творилось, то творится, и нет ничего нового под Луной». У пациентов, в особенности депрессивных, достаточно часто возникает чувство «обязательности фотографического повторения» (Сумбаев) прошлого в настоящем и как бы фатальной предрешенности будущего, когда один день, кажется, как две капли воды похож на другой, а однообразные, безрадостные дни унылой чередой медленно тянутся друг за другом, чтобы не оставить после себя каких-либо отчетливых воспоминаний, и, обреченно думается пациентам, так будет и впредь до скончания времен. Следует заметить, что утрата осознавания чувства нового есть расстройство, напоминающее симптом «уже пережитого», но не являющееся идентичным ему.

Утрата осознавания своего Я переживается как чувство потери своего самосознания, ощущение исчезновения, растворения собственного Я в настоящее время, а иногда и в прошлом: «Не чувствую свое Я наедине с собой. На людях появляется ощущение, будто я одну маску меняю на другую. Пропало чувство Я. Перестала ощущать себя, я как бы забываю о себе. Меня больше нет, мое Я исчезло, растворилось, превратилось в ноль. Меня вообще нет, я не существую, это только люди думают, будто я есть. Мое Я замерло на нуле, застыло в точке замерзания. Иногда я совершенно теряю себя, будто мое Я от меня куда-то ускользает. Я исчезаю от себя так, будто ни меня, ничего вокруг меня уже нет. Проснусь и не могу понять, кто я, где я, будто меня и вообще ничего совсем не существует. Я не знаю, где мое Я, я совсем не ощущаю себя. Смотрюсь в зеркало, вижу себя таким же, как и всегда. Отхожу от зеркала, а мой взгляд и мои мысли остаются в нем, мне кажется, что и мое Я задерживается в нем, в себе я его не чувствую. В том, что я делаю, моего Я нет. Я даже не могу сказать, правильно ли себя веду, так как меня нет и оценивать вроде бы нечего. Во мне не осталось ничего, что хоть как-то было бы связано с моим Я. Моего Я нет совсем, от меня осталась одна лишь видимость. На похоронах мужа было ощущение, что меня на них нет. Потом я ехала на машине, и опять мелькнуло чувство, что в окно смотрю не я, а кто-то другой, а где находится мое Я, я не знаю. Было и раньше то же ощущение: мое Я пропало, его нет, а на моем месте находится будто бы кто-то другой. Я как потеряла себя, все стало не моим, ничто меня не касается. И у меня часто возникает вопрос: а где же я? Слышу свой голос и думаю: неужели это говорю я. Я как будто потеряла себя и нигде не могу найти. Такое впечатление, что меня нет совсем, мое Я как испарилось».

В одном из наблюдений чувство исчезновения Я появилось у юноши в возрасте 18 лет и сохранялось впоследствии на протяжении семи лет подряд, не поддаваясь лечению. Затем на смену этому чувству пришли явления отчуждения, бредовые идеи воздействия и внешнего овладения. Утрата чувства своего Я обычно переживается как нечто очень мучительное, но бывает и так, что само страдание воспринимается несколько отстраненно:

«Да, это тяжело, но страдаю как бы не Я. Я не могу даже сказать, что страдаю именно Я. У меня ведь нет моего Я, которое было бы способно радоваться или мучаться». Один из пациентов на вопрос, сохранил ли он привязанность к жизни, ответил: «О чем вы спрашиваете? С кем это я мог бы покончить? И кто этот Я, которому такое могло бы прийти в голову? Ни того, с кем надо бы покончить, ни другого, кто мог бы это сделать, я не знаю, их просто не существует». Очень редко встречаются пациенты, испытывающие удовольствие от выпадения сознания Я: «У меня пропало ощущение своего Я. Это было незнакомое и приятное состояние, какое-то ощущение сладострастия». Потеря чувства Я может сопровождаться абсолютной уверенностью пациентов в том, что их Я более не существует. Так, на предложение полечиться, один из них ответил так: «Кого же Вы собираетесь лечить? Меня ведь нет. Надо вначале вернуть мое Я, а уж потом решать, лечить его или нет».

Если верно, что в осознавании Я решающую или хотя бы значительную роль играет непосредственное и нерасчлененное восприятие своего бессознательного Я, то данное нарушение можно представить как утрату сознания бессознательного Я.

Сообщения некоторых пациентов таковы, что в них присутствует и ощущение утраты Я, и одновременно указания на изменения самого Я. Так, больная с депрессией (это уже третий приступ болезни, такой же по своей симптоматике, что и предыдущие два) говорит, что она «потеряла себя, стала совсем другой».

Вместе с тем, по ее словам, она чувствует, что во время депрессии она «теряет память, свои способности, профессиональные навыки, даже речь меняется, куда-то улетучивается мой словарный запас, я забываю слова, путаю названия, имена. Боюсь, — добавляет она, — что все это ко мне уже никогда не вернется». Такое сочетание разных нарушений не является редкостью, скорее это даже правило. В том, что в таких смешанных случаях действительно представлена утрата сознания своего Я, свидетельствует по меньшей мере один достаточно явный признак: значительное, порой до гротеска, преувеличение пациентами реальных изменений той или иной психической функции. Ни клиническое, ни психологическое исследование обычно не подтверждает объективности оценок и опасений пациентов.

За всем этим скрывается еще одно немаловажное, на наш взгляд, обстоятельство. С одной стороны, такие пациенты как бы осознают происшедшие с ними изменения и в этом смысле демонстрируют сохранность самовосприятия. С другой стороны, выявляется очевидное нарушение самовосприятия в виде утраты осознавания собственного Я. Данное очевидное противоречие, одна его сторона должна бы, кажется, совершенно исключать другую. Это противоречие разрешается, по-видимому, лишь при одном условии, а именно: если допустить существование не одного, но и другого, как бы дополнительного, дублирующего механизма самовосприятия.

Источник

Якушев А. Философия (конспект лекций)

СКАЧАТЬ книгу Якушев. А. Философия (конспект лекций)

Вопрос 47. Сознание. Общее понятие, основные подходы, происхождение

1. Если на многие вопросы современная философия может дать абсолютно достоверный или близкий к истине ответ (например, вопросы природы, общества, человека, истории, бытия, познания), то проблема сознания (механизма возникновения, внутренней сущности, влияния на материю) до сих пор остается большой загадкой. Философия исследует данную проблему, идут дискуссии, выдвигаются гипотезы, но окончательный ответ на вопрос, что такое сознание и какова его природа, еще не дан.

В настоящее время философия с достоверностью может утверждать лишь то, что:

• оно имеет особую, идеальную природу (сущность) — данное положение признают и материалисты, однако при этом считают, что идеальное сознание тем не менее производно от материи.

2. В целом в философии существует несколько подходов к проблеме сознания:

Физикализм — крайне материалистический подход к проблеме сознания, согласно которому сознания как самостоятельной субстанции не существует, оно есть порождение материи и объяснимо с точки зрения физики и других естественных наук.

Данная точка зрения основана на множестве естественнонаучных достижений, и, в частности, на следующих фактах:

• головной мозг человека действительно является сложнейшим «механизмом» природы, высшим уровнем организации материи;

• сознание конкретного человека не может существовать без мозга, а мозг — биологический орган;

• человечество получило возможность создавать искусственный интеллект, носителем которого является машина (компьютер) — материальный объект;

• медикаментозное влияние на организм человека может отражаться на сознании (например, применение психотропных веществ). Единственная проблема, на которую наталкиваются (и зачастую при этом разрушаются) логические доводы физикалистов, — это идеальность сознания:

• сознание может «господствовать» над образами — увеличивать, уменьшать, вызывать их, «стирать»;

• никому со стороны не удавалось «увидеть» сознание другого человека (хирург, оперирующий мозг, видит серое вещество под микроскопом — нейроны, но он не видит ни образов, ни мыслей оперируемого человека).

Тем не менее физикализм (в рамках неопозитивизма) широко распространен. Его ответвлениями являются:

• теория «элиминации» (Ф. Фейербенд) — пытается доказать то, что само понятие «дух», «духовное» — устаревшее и ненаучное, предрассудок (сродни тому, что болезни вызываются ведьмами);

• теории вульгарных материалистов (например, утверждение Фохта о том, что «мозг выделяет мысль, как печень — желчь»). Солипсизм — другой крайний взгляд на природу сознания,

согласно которому сознание индивида — единственная достоверная реальность, а материальный мир — его порождение (субъективный идеализм — Беркли, Юм, Фихте и др.).

Между физикализмом и солипсизмом (крайними направлениями) находятся:

умеренный материализм — считает сознание особым проявлением материи, способностью высокоорганизованной материи отражать саму себя (хотя и признает за ним качество идеальности) — точка зрения, наиболее распространенная в российской философии.

происхождении сознания. Можно выделить три основополагающие из их числа:

• сознание имеет космическое (либо божественное) происхождение;

• сознание присуще всем живым организмам;

• сознание — свойство исключительно человеческое. Согласно космической (божественной) точке зрения сознание

• теория Шардена, согласно которой сознание — надчеловеческая сущность, «внутренняя сторона», «мозг» материи;

• теория Толбета, согласно которой Вселенная — гигантский разум, сознание — результат взаимодействия полей, которые образуют материю;

• теория психосферы Рейзера, согласно которой Галактика — громадный разум, который вступает в контакт с человеческим мозгом и «заряжает» его разумом;

• теория гилозоизма, согласно которой вся материя (живая, неживая, все ее проявления) имеет душу, одушевленность — свойство материи.

Сторонники данной точки зрения обосновывают ее тем, что:

• жизнь животных происходит не спонтанно, а подчинена их сознанию, имеет смысл;

• инстинкты бывают не только врожденные, но и приобретенные;

• животное в течение жизни накапливает и умело использует опыт;

животным присущи своя «мораль», правила поведения, привычки, качества, борьба, лидерство, внушаемость и т. д. Согласно «человеческой» точке зрения сознание — продукт исключительно человеческого мозга и присуще только человеку, а животные обладают не сознанием, а инстинктами.

Данная точка зрения была особенно распространена с середины XIX в. до середины ХХ в. Новейшие научные исследования ставят ее под сомнение: животные руководствуются не только инстинктами; высшим животным (обезьянам, собачьим, кошачьим и др.) свойственны сложные умственные операции, наличие интеллекта, животные обучаемы, видят сны (вращение зрачков, эмоции во сне), имеют склонность к достаточно высокой «социальной» организации с распределением ролей.

Правильнее, вероятно, считать, что сознание в различной степени присуще живой природе в целом (в частности, высшим животным), а самый высокий уровень сознания имеет человек.

Вопрос 48. Материалистическое объяснение природы сознания. Теория отражения

1. В современной российской философии (как и в прежней советской философии) широко распространено материалистическое объяснение природы сознания, известное как теория отражения.

Суть данной теории в том, что сознание есть свойство высокоорганизованной материи отражать материю.

Ключевыми понятиями теории отражения являются:

• сознательная форма отражения.

Материи вообще присуще свойство отражения.

Отражение по своей природе — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.

Можно привести множество примеров отражения: царапина на теле (отражение другого материального объекта после его взаимодействия с телом), следы человека на грунте (отражение человека грунтом), следы грунта на обуви человека (отражение грунта человеком), изменение формы предмета при столкновении с другим предметом (автомобильная авария, попадание снаряда в стену и т. д.), отражение костей древних животных на камне,

отпечатки пальцев, эхо в пещере, отражение солнечного света Луной, отражение Луны, деревьев, гор в водоеме.

Элементарными формами отражения являются:

Особой формой отражения является биологическое отражение. Его специфика в том, что оно свойственно только живым организмом. С помощью биологического отражения живые организмы способны отражать как живую, так и неживую природу. 2. Формами биологического отражения (присущего живым организмам) являются:

Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

• большей способностью к предметно-практической (преобразующей) деятельности — труду;

• способностью к абстракции (в том числе оторванному от непосредственной реальности мышлению);

3. Главными свойствами человеческого сознания являются:

Идеальность — это особая, нематериальная сущность сознания. Идеальное сознание по своей природе:

• противоположно материальному миру;

• независимо от материи;

• в некоторых случаях первично по отношению к материи;

• неуловимо, неопознаваемо с помощью материальных средств. Это означает следующее.

Сознание нельзя обнаружить с помощью материальных средств. До сих пор врачам, ученым не удавалось «увидеть», обнаружить само идеальное сознание, образы в мозгу другого человека. Видна только анатомия, но не сознание.

Интенциональность сознания подразумевает наличие:

• предмета сознания (что «видит» сознание);

• формы (как оно воспринимает предмет).

Основными формами сознания являются:

восприятие;

Предметом сознания, в свою очередь, являются:

• окружающий мир, его предметы, явления;

• особый, самостоятельный духовный мир, как связанный с высшим миром, так и не связанный.

Идеаторность сознания — способность творить и воспроизводить идеи — внутренняя самостоятельная работа, выходящая за рамки простого отражения.

Способность вырабатывать абстрактные идеи — коренное отличие сознания человека от сознания животных. Результатом данной способности явилась выработка системы кодирования передачи и распространения содержания сознания — языка.

Благодаря идеаторности стали возможными эволюция человечества и развитие, углубление самого сознания.

Вопрос 49. Диалектика

1. Диалектика — признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод.

Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

Главная проблема диалектики — что такое развитие?

Развитие — общее свойство и главнейший признак материи: изменение материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход на более высокую ступень организации.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занима-

ет постоянного места в пространстве — в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

2. Среди способов понимания диалектики развития — законов, категорий, принципов — основополагающими являются законы диалектики.

Закон — это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

• охватывают все сферы окружающей действительности;

• раскрывают глубинные основы движения и развития — их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

• переход количества в качество;

3. Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по свое природе, находятся в борьбе и противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость и старость и т. д.).

Единство и борьба противоположных начал — внутренний источник движения и развития всего сущего.

Особый взгляд на единство и борьбу и противоположностей имел Гегель, считающийся основоположником диалектики. Им были выведены два понятия — «тождество» и «различие» и показан механизм их взаимодействия, приводящий к движению.

то, что стремится выйти за рамки идеи; результат их борьбы — изменение идеи (например, превращение идеи в материю с точки зрения идеализма). Или: существует общество, тождественное самому себе, но в нем есть силы, которым тесно в рамках данного общества; их борьба приводит к изменению качества общества, его обновлению.

Можно также выделить различные виды борьбы:

• борьба, приносящая выгоду обеим сторонам (например, постоянное соревнование, где каждая сторона «догоняет» другую и переходит на более высокую качественную ступень развития);

• борьба, где одна сторона регулярно одерживает верх над другой, но побежденная сторона сохраняется и является «раздражителями» для побеждающей, благодаря чему побеждающая сторона переходит на более высокую ступень развития;

• антагонистическая борьба, где одна сторона может выжить только за счет полного уничтожения другой.

Помимо борьбы возможны иные виды взаимодействия:

• содействие (когда обе стороны оказывают встречную помощь друг другу без борьбы);

• солидарность, союзничество (стороны не оказывают друг другу прямого содействия, но имеют общие интересы и действуют в одном направлении);

• нейтралитет (стороны имеют различные интересы, не содействуют друг другу, но и не борются между собой);

• мутуализм — полная взаимосвязь (для выполнения какого-либо дела стороны должны действовать только вместе и не могут действовать автономно друг от друга).

4. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

Качество — тождественная бытию определенность, стабильная система определенных характеристик и связей предмета.

Количество — исчисляемые параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и т. д.).

Мера — единство количества и качества.

При определенных количественных изменениях обязательно меняется качество.

При этом качество не может меняться бесконечно. Наступает момент, когда изменение качества приводит к изменению меры (то есть той системы координат, в которой раньше происходило изменение качества под влиянием количественных изменений) — к коренной трансформации сущности предмета. Такие моменты получили название «узлов», а сам переход в иное состояние понимается в философии как «скачок».

Можно привести некоторые примеры действия закона перехода количественных изменений в качественные.

Если нагревать воду последовательно на один градус по Цельсию, то есть изменять количественные параметры — температуру, то вода будет изменять свое качество — станет горячей (в силу нарушения привычных структурных связей атомы начнут двигаться в несколько раз быстрее). При достижении же температуры в 100 градусов произойдет коренное изменение качества воды — она перейдет в пар (то есть разрушится прежняя «система координат» процесса нагревания — вода и прежняя система связей). Температура в 100 градусов в данном случае будет узлом, а переход воды в пар (переход одной меры качества в другую) — скачком. То же самое можно сказать и об охлаждении воды и ее превращении при температуре ноль градусов по Цельсию в лед.

В природе не всегда удается определить узловой момент. Переход количества в принципиально новое качество может произойти:

Примеры первого случая были рассмотрены выше.

Что касается второго варианта (незаметного, эволюционного коренного изменения качества — меры), то хорошей иллюстрацией данного процесса были древнегреческие апории «Куча» и «Лысый»: «При добавлении какого зерна совокупность зерен превратится в кучу?»; «Если из головы будет выпадать по волосу, то с какого момента, с выпадением какого конкретного волоса человека можно считать лысым?». То есть грань конкретного изменения качества может быть и неуловимой.

5. Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.

Примеры:

• смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу);

• смена вкусов в культуре, музыке;

• ежедневное отмирание старых кровяных клеток, возникновение новых.

• развитие — только поступательный процесс, переход от низших форм к высшим, то есть восходящее развитие;

• развитие может быть как восходящим, так и нисходящим;

• развитие хаотично, не имеет никакой направленности. Практика показывает, что из трех точек зрения наиболее

близкой к истинной является вторая: развитие может быть как восходящим, так и нисходящим, хотя общая тенденция все же восходящая.

Примеры:

• организм человека развивается, крепнет (восходящее развитие), но затем, развиваясь дальше, уже слабеет, дряхлеет (нисходящее развитие);

Таким образом, развитие скорее идет не линейным образом (по прямой), а по спирали, причем каждый виток спирали повторяет прежние, но на новом, более высоком уровне. 6. Основными принципами диалектики являются:

• принцип всеобщей связи;

Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов — предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

• внешние и внутренние;

• непосредственные и опосредованные;

• генетические и функциональные;

• пространственные и временные;

• случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид связи — внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как

биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность — наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина, в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:

• вечность, неуничтожимость истории, мира;

• его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

К основным категориям диалектики относятся:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *