естественнонаучная грамотность что это такое

Функциональная грамотность школьников. Естественнонаучная грамотность. Примеры учебных заданий на формирование функциональной грамотности

Функциональная грамотность школьников. Естественнонаучная грамотность.

Примеры учебных заданий на формирование функциональной грамотности

Международные исследования (PISA) оказали в последние годы наибольшее влияние на развитие образования в мире, в том числе и в России. Не учитывать результаты PISA отечественное образование сегодня не может, поскольку вопрос о конкурентоспособности стоит очень остро. Исследование PISA на сегодня рассматривается в мире как универсальный инструмент сравнительной оценки эффективности школьного образования. Данные, полученные в ходе исследования, служат основой для определения стратегий развития системы образования. Известно, что качество российского образования отличается от качества образования за рубежом: при достаточно высоких предметных знаниях и умениях российские школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни, а также в работе с информацией, представленной в различной форме. Таким образом, по важнейшему сегодня в мире практико-ориентированному показателю российское образование не отвечает международным требованиям и стандартам.

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность.

Этот термин отражает общеучебную компетенцию, что на современном этапе обеспечивается за счет внедрения Федерального образовательного стандарта (далее ФГОС) всех ступеней образования. Лишь функционально грамотная личность способна использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

В Федеральном компоненте государственного стандарта общего образования среди прочих направлений модернизации общего образования выделяется задача «формирования ключевых компетенций – готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач». Кроме того, отмечается, что одним из базовых требований к содержанию образования на ступени основного общего образования «… является достижение выпускниками уровня функциональной грамотности, необходимой в современном обществе, как по математическому и естественнонаучному, так и социально-культурному направлениям».

Функциональная грамотность включает в себя:

естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть фото естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть картинку естественнонаучная грамотность что это такое. Картинка про естественнонаучная грамотность что это такое. Фото естественнонаучная грамотность что это такое

Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественнонаучные знания для понимания процессов и явлений в окружающем мире, для обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации.

Естественнонаучная грамотность – способность использовать естественнонаучные знания для выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах.

Естественнонаучная грамотность рассматривается как цель общего образования, достижение которой обеспечит выпускника школы навыками по обработке информации, решению практических проблем и задач в условиях информационной неопределенности, и позволит в дальнейшем выпускнику школы полноценно функционировать в современном обществе.

Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

Общеучебные умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов.

Контекстные ситуации, в которых используются естественнонаучные знания.

В естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть фото естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть картинку естественнонаучная грамотность что это такое. Картинка про естественнонаучная грамотность что это такое. Фото естественнонаучная грамотность что это такоеисследованиях PISA 2015 была сформирована модель естественнонаучной грамотности.

Источник

Не теорией единой: почему падает интерес школьников к естественным наукам

естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть фото естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть картинку естественнонаучная грамотность что это такое. Картинка про естественнонаучная грамотность что это такое. Фото естественнонаучная грамотность что это такое

PISA — международная программа по оценке уровня функциональной грамотности учащихся из разных стран в возрасте 15 лет. Тестирование проводится раз в три года.

Об авторе: Ирина Лаврова, директор по коммуникациям и связям с государственными и общественными организациями компании Bayer в России.

Теория и практика

Для измерения показателя естественнонаучной грамотности школьников обычно используют несколько международных сравнительных исследований: помимо тестирования PISA существует TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study), проводящийся раз в четыре года — в нем участвуют школьники разных возрастов.

Сам же термин «естественнонаучная грамотность» включает в себя не только владение теоретическими основами наук. Определение состоит из трех компетенций:

По сравнению со своими сверстниками из других стран, из года в год российские школьники показывают более низкие результаты: по результатам PISA 2018 года по естественнонаучной грамотности учащиеся набрали 478 баллов (показатель не меняется с 2009 года) и заняли 33 место из 80 стран мира. По словам бывшего министра просвещения Ольги Васильевой, школьники хорошо знают теоретические основы наук: они могут построить химические формулы и написать третий закон Ньютона на бумаге. Сложности возникают на стадии применения знаний на практике, в работе и повседневной жизни.

Лидерами по качеству естественнонаучного образования являются азиатские государства и специальные административные районы: Китай, Макао, Гонконг, Сингапур, Тайвань и Япония.

Главной идеей естественнонаучного образования в странах Азии является определение науки «как способа познания мира», где дети приобретают знания о природе путем исследований, делают собственные выводы, а не опираются на факты из учебников. В процессе обучения у детей развиваются личностные качества — любознательность, креативность, настойчивость, ответственность, которые необходимы для научной деятельности. Учителя стремятся создавать интерактивную образовательную среду, акцентировать внимание на идеях, развивать критическое мышление и прикладные навыки учеников, а также умение использовать науку в повседневной жизни.

Учеба как игра

Большое значение в формировании естественнонаучной грамотности школьников имеет внедрение новых технологий, активных форм обучения и элементов геймификации, которые развивают у детей любознательность, креативность в решении повседневных задач, интерес к природе, стремление исследовать. Это обусловлено тем, что школьники являются представителями поколения Z, о чем не стоит забывать. С раннего возраста дети, рожденные в «нулевых» годах, интегрированы в цифровую среду, реальный и виртуальный мир для них — единое целое. При этом они хотят потреблять не только развлекательный, но и образовательный контент. Поэтому в последние годы наблюдается рост количества научно-популярного контента в социальных сетях и YouTube.

естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть фото естественнонаучная грамотность что это такое. Смотреть картинку естественнонаучная грамотность что это такое. Картинка про естественнонаучная грамотность что это такое. Фото естественнонаучная грамотность что это такое

Кроме того, большой отрезок своей жизни поколение Z проводит в видеоиграх — для них это не просто увлечение, а способ получения информации. Поэтому игровые форматы необходимо активнее использовать в образовании и в том числе для мотивирования учеников к изучению естественно-научных предметов. Применение геймификации, многоуровневой системы обучения, интерактивных заданий, а также формирование сообщества единомышленников, позволяет привлечь внимание молодого поколения, в том числе тех, кто никогда не интересовался наукой.

В ноябре 2020 года прошла образовательная онлайн-игра Лига Знаний «Естественный интеллект», которая проводится с 2017 года и использует все эти элементы. Больше половины участников игры — школьники и студенты (53%), но в тестировании участвуют и люди с высшим образованием и ученой степенью. Пятый сезон игры оказался самым многочисленным — в нем приняли участие более 19 тыс. человек из 84 регионов России. За все годы существования тестирования в нем приняли участие более 53 тыс. человек, что сравнимо с численностью населения Геленджика или подмосковного Солнечногорска.

Средний результат по всем участникам в последнем сезоне оказался также не самым высоким и составил 32 балла из 87. Средний балл участников 14–17 лет чуть выше, чем у участников в возрасте 18–23 лет — 32,2 против 31,9 балла. Однако средний балл участников в возрасте 24–35 лет оказался ниже, чем у испытуемых старше 35 лет — 33,6 против 36,1 балла.

Как показывают данные, лучше всего россияне разбираются в физике: средний показатель правильных ответов — 55,2%. На втором месте химия (49,4%), на третьем — биология (49,1%) и на последнем — география: средний показатель правильных ответов: 41,2%.

Самыми сложными оказались все те же вопросы в формате тестирования PISA: эти задания требуют не просто знания школьного материала, а умения догадываться и понимать, какие знания (возможно, из разных областей) нужно применить в той или иной ситуации (0,32% правильных ответов).

В Telegram-канале «Списать не получится» мы еще больше рассказываем о трендах в образовании и о том, как учиться в течение всей жизни и делать это с удовольствием. Подписывайтесь!

Источник

Развитие естественнонаучной грамотности младших школьников

«Развитие естественнонаучной грамотности и познавательной активности младших школьников через вовлечение их в проектно-исследовательскую деятельность»

Фефелова Вера Владимировна

учитель начальных классов МАОУ «Саган-Нурская СОШ»

РБ, Мухоршибирский район, п. Саган-Нур

Естественнонаучная грамотность – это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем, относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от него следующих компетентностей: научно объяснять явления; понимать основные особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.

Формирование естественнонаучной грамотности младших школьников включает в себя мотивационный, содержательный и деятельностный элементы, которые обеспечивают развитие правильных отношений ребёнка к окружающей среде, участие в её изучении и деятельности, направленной на её сохранение.

Проектно-исследовательская деятельность создает условия для развития личности учащегося, его индивидуальности, творческих способностей, формирует потребности учиться на протяжении всей жизни, приобретения опыта практической деятельности в различных сферах, самоопределения самореализации.

Как повысить познавательную активность младших школьников и создать определенную систему работы по организации проектно-исследовательской деятельности, способствующей развитию творческого потенциала личности?

Если использовать проектно – исследовательскую деятельность в начальной школе, то:

возрастет познавательная активность учащихся, а собственная исследовательская практика расширит кругозор ребёнка;

позволит освоить механизм самостоятельного получения новых знаний и повысить качество учебно-воспитательного процесса младших школьников;

Цель: создание благоприятных условий для развития творческих способностей детей через проектно-исследовательскую деятельность.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

изучить образовательный процесс, позволяющий стимулировать познавательный интерес к предмету через проектно-исследовательскую деятельность;

подобрать наиболее приемлемую форму введения метода проектов;

определить роль проектного метода на развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;

разработать и апробировать приемы, методы и технологии познавательной активности учащихся через проектно-исследовательскую деятельность;

провести участие в школьных, районных и областных конкурсах;

Исходя из этого, я начала искать новые нетрадиционные формы работы, которые смогли бы повысить познавательную активность школьников, его естественнонаучную грамотность, являющейся необходимым условием развития у ребенка внутренних мотивов. Проектная деятельность – метод, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Свою работу по организации в классе проектной деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа.

Также было проведено тестирование учащихся в конце первого года обучения. Тестирование осуществлялось по методике, разработанной американским психологом Д. Чейпи. Критерии, следующие:

Высокий уровень: ребенок проявляет выраженный интерес к предлагаемым заданиям, сам задает вопросы учителю, прилагает усилия к преодолению трудностей, просит дополнительные задания, желает продолжить контакт.

Средний уровень: ребенок активно включается в работу, но при первых же трудностях интерес угасает, инициатива отсутствует, вопросов задает немного, при помощи учителя способен к преодолению трудностей.

Низкий уровень: к выполнению заданий приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается, отказывается от работы.

Источник

Формирование естественно-научной грамотности учащихся

Формирование естественно-научной грамотности учащихся

Гумерова М. А., преподаватель естественнонаучных дисциплин ГБОУ Школы № 2122

Уровень развития науки и техники в государстве – это показатель уровня развития общества. Соответственно, государство предъявляет особые требования к уровню естественнонаучной грамотности выпускника школы, которая определяется «как способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями».

Результаты международного исследования PISA-2015, где особое внимание уделялось естественнонаучной грамотности 15-летних школьников, говорят о снижении её уровня у учащихся основной и старшей школы по сравнению с учащимися начальной школы. При переходе из начальной школы в основную происходит переориентация учащихся на антропоцентрические ценности, когда усваивается культура человека-потребителя, а полученные естественнонаучные знания носят отвлечённо-теоретический характер. Исследования констатируют достаточно высокий уровень овладения предметными знаниями и умениями у учащихся и затруднения в применении этих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни. Все это позволяет сделать вывод о недостаточном уровне естественнонаучной грамотности ученика основной и старшей школы.

Наша школа имеет опыт организации проектно-исследовательской деятельности с учащимися по предметам естественнонаучного цикла, также реализованы значимые инновационные проекты муниципального и регионального уровней по информатизации системы образования, формированию толерантности и развитию креативности учащихся, развитию системы дополнительного образования учащихся, множество социально значимых проектов. Именно такая работа заставила нас по-новому взглянуть на проблемы школьного естественно-научного образования.

В результате была разработана программа, которая никоим образом не ставит перед собой задачу решения всех проблем школьного естественнонаучного образования, но имеющийся у школы опыт позволяет определить основные направления формирования естественнонаучной грамотности учащихся на всех ступенях школьного образования.

Для этого необходимо решить следующие задачи:

1. Формирование нормативно-правовой базы, методического обеспечения дополнительных курсов, модулей естественнонаучной направленности, необходимых для организации процесса формирования естественнонаучной грамотности учащихся средней школы.

2. Изменение подходов к преподаванию предметов естественно-научной направленности в соответствии с ФГОС через усиление практической части обучения с сохранением принципа научности познания посредством непрерывного повышения научно-теоретического и профессионально – методического уровня подготовки учителей.

3. Обновление материально-технических условий формирования естественнонаучной грамотности учащихся.

4. Организация совместной деятельности сетевого сообщества школ, учреждений дополнительного образования для создания единого образовательного пространства естественнонаучной направленности.

Формирование естественнонаучной грамотности учащихся будет успешным при следующих условиях:

1. Интегративности, непрерывности и преемственности в формировании естественно-научной грамотности на всех этапах общего образования.

2. Реализации четырех взаимосвязанных направлений:

— интеграция учебных дисциплин естественно-научной и социальной направленности с учетом современных достижений науки;

— включение в учебные планы спецкурсов и факультативов естественно-научной направленности, расширение спектра внеурочной работы естественно-научной направленности;

— межпредметная и метапредметная интеграция, интеграция урочной и внеурочной деятельности с целью углубления естественно-научных знаний учащихся и формирования соответствующих убеждений, приобретения школьниками разностороннего опыта применения полученных знаний на практике в различных сферах жизнедеятельности;

— организация межпредметного взаимодействия путем создания межпредметных модулей, тесного взаимодействия учителей, активного применения межпредметных технологий, организации коллективного решения проблем, в т. ч. в процессе сетевого взаимодействия.

Предлагаемая программа инновационной деятельности направлена на решение комплекса проблем в процессе формирования естественно-научной грамотности, а именно в содержании и технологиях реализации программ школьного естественно-научного образования, таких как:

2. Слаборазвитая практическая составляющая содержания естественно-научного образования (недостаточное количество практических и лабораторных работ, практико-ориентированных заданий для самостоятельного выполнения и др.). Много знаний, но мало действий. Возможное решение проблемы: переход от виртуальных экскурсий и лабораторных работ к работе с природными объектами.

3. Проблема учебных программ и пособий. В настоящее время потеряна преемственность между начальной школой (интегративный курс «Мир вокруг нас») и 5-6 классами, так как вместо этого предмета изучается отдельно биология, география, история. Данное противоречие предлагается решать путем расширения базового компонента при изучении дисциплин естественно-научного цикла при переходе в основную школу (5-6 класс), введения дополнительных факультативных курсов и программ внеурочной деятельности естественно-научной направленности, интеграции межпредметной и метапредметной, урочной и внеурочной деятельности, создания новых межпредметных кружков, факультативов и элективных курсов.

4. Устаревшее оборудование для проведения практических и лабораторных работ по предметам естественно-научной направленности или его отсутствие приводит к необоснованно частому использованию информационно-коммуникативных, в том числе мультимедийных, ресурсов.

5. Недостаточная эффективность сетевых сообществ в области образовательного пространства естественно-научной направленности.

Возможное решение проблемы

Создание модели сетевого взаимодействия общеобразовательных организаций, организаций дополнительного образования, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования, промышленных предприятий и бизнес-структур для создания единого образовательного пространства естественно-научной направленности. Использование таких форм работы, как вебинар, обучающий семинар, виртуальная конференция, конкурс, проект, акция, мастер-класс, опрос, обсуждение в чате, форма обратной связи между членами сообщества (внутренняя переписка), фотогалерея. Для обновления содержания образования и технологий обучения и воспитания необходимо:

— изучение, систематизация известного опыта работы в области школьного естественно-научного образования;

— апробация программ естественно-научной направленности и разработка собственных (авторских) программ педагогами школы;

— внесение изменений в образовательную программу основного общего образования (введение факультативных, специальных курсов естественно-научной направленности);

— изменение подходов к преподаванию предметов естественно-научной направленности в соответствии с ФГОС посредством непрерывного повышения научно-теоретического и профессионально-методического уровня подготовки учителей (самообразование, система курсовой подготовки, школьная методическая работа, участие в вебинарах, семинарах в рамках сетевого взаимодействия);

— просветительская работа с родителями с целью популяризации естественно-научных знаний (лектории, дни открытых дверей, конференции и т.п.);

— приобретение учебного оборудования

— оснащение предметно-образовательной среды школ современным школьным оборудованием для проведения практических, исследовательских работ учащихся;

Источник

Пути повышения качества формирования естественнонаучной грамотности школьников

Задубровская Юлия Витальевна, учитель биологии-географии

МКОУ «Жуланская СШ» Кочковского района Новосибирской области.

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ

Современное образование ориентируется на создание таких методик, технологий и способов влияния на личность, которые обеспечивают ее способность к самореализации в условиях постоянно меняющегося общества. Современная ситуация требует инновационного преобразования имеющихся способов, методов для повышения КАЧЕСТВА ФОРМИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ ГРАМОТНОСТИ.

Как определяется естественнонаучная грамотность?

В исследованиях PISA (Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся) она трактуется, как способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с научной проблематикой. Естественнонаучная грамотность – это понимание основных особенностей естествознания, как формы человеческого познания; демонстрация осведомленности осознания влияния естественных наук и технологий на все сферы жизни общества, проявление активной гражданской позиции в вопросах, связанных с естествознанием.

ФГОС ООО выдвигает требования к результатам образования, соответствие которых с критериями естественнонаучной грамотности приведено в таблице:

Компетентности– показатели естественнонаучной грамотности Требования результатов образования ФГОС ООО

Понимание основных особенностей естественнонаучного исследования (метода познания). Приобретение опыта применения научных методов познания (физика)

Приобретение опыта использования различных методов изучения веществ (химия)

Приобретение опыта использования методов биологической науки (биология)

Умение объяснять или описывать естественнонаучные явления на основе имеющихся знаний и умение прогнозировать изменения.Метапредметный результат образования:

Умение создавать применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

Умение использовать научные доказательства и имеющиеся данные при получении выводов, их анализа и оценки достоверности.Метапредметный результат образования:

Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и т д.

Вопрос : как же достигнуть этих показателей?

Активные стратегии обучения играют значимую роль в повышении качества «естественнонаучной грамотности» школьников. Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Это проблемное обучение — такая форма, в которой процесс познания учащихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. Анализ конкретных ситуаций (case-study) — один из наиболее эффективных и распространенных методов организации активной познавательной деятельности обучающихся. Например,на уроках биологии в 8классе : Как вы думаете, какую болезнь называют «модной болезнью» молодежи 21 века?»,или в 7 классе : «Как вы думаете, сходство пчел с мухами защищает мух от хищников или же благодаря этому мухи едят мед в жилище пчел?»

Это лишь некоторые примеры обучения, которое предполагает использование системы методов, направленной на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности, что, безусловно, ведет к повышению естественнонаучной грамотности.

Дифференцированный подход на уроках и во внеурочной деятельности как средство повышения качества знаний младших школьников Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №18 муниципального образования Тимашевский район.

Интерактивные формы работы с педагогами как фактор повышения качества образования Форма проведения: Педагогический «квест» Место проведения: МБДОУ № 8 «Светофор» Дата проведения: 19.12.2017г. Время проведения: 13.30ч.

Социальное партнерство как ресурс повышения качества дошкольного образования Тема проекта: «Социальное партнерство как ресурс повышения качества дошкольного образования». Срок реализации инновационного проекта:.

Современные образовательные технологии как средство повышения качества дошкольного образования Консультация с педагогами ДОУ с использованием информационно-коммуникативных технологий, элементов проблемного обучения. Тема: «Современные.

Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Пути повышения качества образовательного процесса в ДОО при использовании современных технологий Обучая учусь. Сенека Старший Федеральный.

Пути повышения продуктивности творческого воображения старших дошкольников В статье раскрываются пути повышения обогащения продуктивности творческого воображения старших дошкольников посредством опосредования творческого.

Разработка новых методик и технологий повышения качества экологического образования Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 222» «Разработка новых методик и технологий повышения.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования Статья «Управление инновационной деятельностью в ДОУ как средство повышения качества образования». Екатерина Андреевна Шпилёва, старший.

Управление инновационной деятельностью в ДОУ, как средство повышения качества образования Одной из целей Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *