Этап обнаружения и определения проблемы является частью чего
МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ
Исторически самой старшей группой методов, доминирующих в Средние века, являются словесные, а затем письменные методы. Если говорить об основных вехах в области развития методов обучения, то их последовательность будет такова: воспитание в семье, когда главные воспитатели — родители; появление учителей-профессионалов (устное слово заменяется письменным); автоматизация и компьютеризация дидактической работы. Система дидактических методов изменялась на протяжении последующих веков и, естественно, претерпевала изменения. Так, передача учащимся готовых вербальных знаний с помощью акроаматического (лекционного) метода, который включал в себя описание или рассказ, вызывала протест лучших умов уже в XVI столетии. М.Монтень (1533—1592) доказывал необходимость обучения детей наблюдению явлений природы. Дети должны становиться «мудрыми из самих себя, а не из книг». Критиковался и так называемый эротематический (вопрошающий) метод обучения (включавший обычно катехизисные и эвристические методы), который при одностороннём использовании также не давал ученикам инструментальных знаний.
Исследование методов обучения стало центральным вопросом в дидактическом учении Я.А. Коменского (1592— 1670).
Естественный метод, по Я.А. Коменскому, представляет собой применение идеи природосообразности к процессу обучения и предполагает построение обучения так, как этого требует природа самого процесса обучения, его закономерности, в частности, природа ребенка и особенности его возрастного развития. Путь обучения, метод не должны расходиться с этим естественным путем. Я.А. Коменский пишет: «Вечным законом метода да будет: учить и учиться всему через примеры, наставления и применение на деле или подражание». В «Великой дидактике» он выделяет такие отдельные главы, как «Метод науки», «Метод искусства», «Метод языков». Он предостерегает от игнорирования метода: «Можно обучать всех всему всеобщим способом. Осведомлять всех обо всем нужно при помощи всеобщих средств, лишь бы мы не пренебрегали применять эти средства». Ученый понимал, что его метод предполагает, с одной стороны, учителя и передачу знаний, а с другой — учащегося и усвоение знаний. По этому поводу Я.А. Коменский пишет: «Нам необходим надежный метод в занятиях, чтобы, следуя его предписаниям, воспитатель юношества так же быстро, как и изящно, приводил души к мудрости, красноречию, искусствам, добродетелям и благочестию, подобно тому как мастер механических искусств обрабатывает данный материал при помощи данных инструментов и делает его годным к употреблению» [7, с. 584].
Я.А. Коменский объявляет борьбу господствующим в то время схоластическим методам. Он пишет: «I. Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению. II. Метод обучения должен уменьшать трудность учения, с тем чтобы оно не возбуждало в учениках неудовольствия и не отвращало их от дальнейших занятий» [7, с. 2 — 62]. Резюмируя те требования, которым должен удовлетворять каждый метод обучения, Я.А. Коменский пишет: «Твердо установленная цель механического метода троякая: знание, деятельность, речь, т.е. все правильно познавать, все хорошее уметь правильно исполнять и то, что необходимо, уметь сообщать другому». Однако, несмотря на большие успехи различных педагогических реформ, словесные методы обучения продолжали господствовать в преподавании.
На рубеже XIX и XX вв. большие надежды возлагались на очередной вариант словесного метода, каким явилась эвристика, которую связывают, прежде всего, с системой словесного обучения Сократа (469 — 399 до н. э.). Суть такого обучения заключается в том, что путем особых вопросов и рассуждений Сократ помогал собеседнику самостоятельно приходить к постановке или решению проблемы. В результате такого собеседования истина открывалась не только ученику, но и учителю.
Термин «эвристика» ввел в III в. н.э. древнегреческий математик Папп Александрийский, объединив этим термином все методы, отличные от чисто логических.
Сторонники эвристического метода рекомендовали объединять акроаматический метод с эротематическим, но сделать это оказалось невозможным, поскольку эвристика требует слишком много труда и времени для получения результатов, хотя она действительно способствует получению прочных, оперативных знаний и умений.
Наряду с эвристическим в XIX в. стал распространяться и прагматический метод передачи знаний учащимся, основанный не на приобретении информации со слов или из книг, а на познании самих предметов. Ярким представителем нового метода был известный американский философ и педагог Д. Дьюи (1859—1952). В своей теории он соединил познание и деятельность, определил их место в решении обыденных детских проблем.
Этот процесс, опиравшийся на метод эксперимента, должен был приводить детей к открытию новых истин посредством пяти последовательных ступеней:
Таким образом, способ ознакомления учащихся со знаниями и одновременное развитие их способностей и заинтересованности состоят в организация практической деятельности учащихся, призванной получить знания и умения.
В отечественной дидактике начала XX в. содержалась критика старой школы с ее пассивными методами обучения. Последним противопоставлялись новые методы, способствующие развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся. Поиски таких методов обучения находили отражение и в передовой практике того времени. Однако они носили крайне ограниченный характер и не могли оказать существенного воздействия на организацию учебного процесса во всех школах России.
Так, русский педагог В. П. Вахтеров (1853 — 1924) настойчиво защищал звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте. Он придавал большое значение наглядности в обучении учащихся начальной школы и написал методическое руководство по использованию разнообразных видов и форм наглядного обучения, которое называлось «Предметный метод обучения».
Предметное обучение, проводимое в школе, — это уроки с использованием наглядных пособий и конкретных предметов. Видеть, слышать и говорить — все это должно следовать одно за другим. В царивших в то время приемах обучения использовались главным образом слух и отчасти зрение. Школа искусственно развивала у учащихся способность к слуховым представлениям, а из зрительных образов она отбирала только буквенные образы. Предметный метод обучения В. П. Вахтерова, наоборот, был рассчитан на активное использование всех внешних чувств, включая вкус, обоняние, но особенно осязание, мускульные и термические чувства.
Предметное обучение, по В. П. Вахтерову, значительно повышает успешность обучения, сокращает время на объяснения, помогает легко, свободно, без особых усилий воспринимать новые сведения; дает ученику не только точные и определенные новые сведения и понятия, но и новые представления, впечатления и ощущения, дает ему возможность самостоятельно найти в предмете признаки, о которых ничего не говорит ни учитель, ни книга; развивает наблюдательность, повышает уверенность в своих знаниях.
На исключительную важность методов обучения указывал и А. В. Луначарский. Он писал: «От метода преподавания зависит, будет ли оно возбуждать в ребенке скуку, будет ли преподавание скользить по поверхности детского мозга, не оставляя в нем почти никакого следа, или, наоборот, это преподавание будет восприниматься радостно, как часть детской игры, как часть детской жизни, сольется с психикой ребенка, станет его плотью и кровью. От метода преподавания зависит, будет ли класс смотреть на занятия как на каторгу и противопоставлять им свою детскую живость в виде шалостей и каверз, или класс этот будет спаян единством интересной работы и проникнут благодарной дружбой к своему руководителю» [9, с. 308].
Активный характер методов, организующих совместную работу учителя и ученика, подчеркивался в употреблении соответствующей терминологии, господствующей в то время. Так, дидактическая категория «методы обучения» получила название «методы школьной работы».
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Практикум по истории педагогики и образования ишим
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
Предметный метод обучения
Сущность предметного метода обучения и его результаты
Предметный метод обучения, наоборот, имеет дело не с одним слу хом и не ограничивается двумя внешними чувствами (слухом и зрени ем): он рассчитан на все внешние чувства. Кроме зрения и слуха, он пользуется даже вкусом: есть много предметов, которые стоит попро бовать на язык; таковы некоторые минералы, продукты растительно го и животного мира, слабый гальванический ток и проч. Он может пользоваться обонянием. Но особенно часто он пользуется осязанием, мускульным и термическим чувствами. В наших восприятиях играют роль также двигательные и органические ощущения.
Ученикам приходится часто узнавать, тепел предмет или холоден, тверд или мягок, тяжел или легок, шероховат или гладок. Значение мускульного чувства и двигательных ощущений выступает особенно рельефно в жизни глухих и слепых. Только благодаря мускульному чувству и осязанию слепая и глухая Лаура Бриджмен научилась чи тать и писать; а затем получила дальнейшее развитие, позволившее e й стать учительницей глухонемых.
Наши теории и наши воззрения на природу постоянно меняются. Но достоверные факты науки остаются. И если ученик вынесет из школы знание таких бесспорных фактов, засвидетельствованных его внешними чувствами, это будет большое дело.
Сведения, полученные таким образом, не вызывают в нас ни со мнений в своей достоверности, ни колебаний. Скажем еще больше. Сведения, полученные путем исключительно словесного обучения, кажутся нам бледными, темными, сбивчивыми, а между тем сведения, поставленные нам внешними чувствами, всегда кажутся нам определ енными и ясными. Чтобы объяснить себе выше сказанное на одном каком-нибудь примере, представим себе следующий случай. Предпол ожим, что я имею дело с развитыми учениками, но они никогда не видали кристаллов какого-нибудь определенного класса и что я пожел ал бы дать им представление о кристалле этого типа. Я мог бы огра ничиться одним словесным изложением. Я мог бы на словах объяс нить, что такое центр в кристаллах и где он находится в данном крист алле; я мог бы подробно объяснить, что такое плоскость симметрии, сколько таких плоскостей в данном кристалле и какое они занимают положение; я мог бы определить на словах, что такое ось в кристал лах, сколько осей в данном кристалле и проч. Но как бы подробно я ни описывал этого кристалла, мои ученики, если они его не видали, будут иметь о нем очень смутное представление. И, однако же, стоит только подержать этот кристалл перед их глазами хотя бы одну мину ту времени, и они будут иметь о нем ясное представление. Один руко водитель курсов, протестуя против наглядности, говорит, что слово может само представлять совершенно достаточную наглядность, пре восходящую наглядность обычных пособий. В доказательство своей мысли он описал ученикам сову так: клюв у ней, как долото, когти, как острые иглы. Несмотря на всю изобразительность такой речи, мы все же думаем, что, если бы дети видели живую сову, они узнали бы о ней больше. Я уже не говорю о том, что многие дети не видели и до лота, и аналогия педагога для таких детей пропадает даром.
Учитель, пользующийся лишь одним словесным методом, очень часто впадает в ошибку и думает, что его ученики знают предмет, когда они могут ничего не знать, кроме слов. В самом деле, когда ученик повторяет слова книги или учителя, то, во-первых, он может с некоторыми из этих слов не соединять ровно никаких понятий, а во-вторых, он может соединять с данными словами определенные понятия, но совсем не те, какие этими словами обыкновенно выражаются, Заставьте нарисовать цветок, клетку, сердце и т.п. ученика, бойко отвечающего урок, и вы сейчас же узнаете, видел ли он то, о чем гово рит. И против этой опасности мы не знаем никакого другого средства, кроме предметного метода.
Лейбниц говорит, что работа учителя заключается в том, чтобы «отделять зерно фактов от соломы слов».
Литература для самостоятельного изучения:
Голованова, Н. Социализация и воспитание «по А.С.Макаренко» [Текст] / Н. Голованова //Народное образование.-2005.-36.-С.155- 158.
Гриценко, Л.И. Концепция воспитания А.С.Макаренко в свете современных научных знаний [Текст] / Л.И. Гриценко// Педагогика.- 2006.- №2.- С.89-96.
Джуринский, А.Н. История образования и педагогической мысли [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС-ПРЕСС,2003.-300с.
Джуринский, А.Н. История педагогики [Текст]/ А.Н.Джуринский.- М.: ВЛАДОС, 2000.- 432с.
Джуринский, А.Н. Педагогика: история педагогических идей [Текст] / А.Н.Джуринский.- М.: Педагогическое общество России, 2000.-352 с.
История образования и педагогической мысли за рубежом и в России [Текст] /под ред. З.И.Васильевой.- М.: Академия, 2001.- 416с.
История педагогики в России: Хрестоматия [Текст]/сост. С.Ф.Егоров.- М.: Академия, 1999.- 400с.
История педагогики и образования[Текст]/под ред. А.И.Пискунова / А.И.Пискунов, Р.Б. Вендеровская, В.М.Кларин и др..- М.: Сфера, 2001.- 512с.
История педагогики. Ч. 1. От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.- Сфера, 1997.- 192с.
История педагогики. Ч. 2. С XVII в. до середины XX в. [Текст] / под ред. А.И. Пискунова.- М.-Сфера, 1997.- 304с.
Латышина, Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (x в. – начало xx в.) [Текст] / Д.И. Латышина.- М.: ФОРУМ, 1998.- 584 с.
Морозов, В. Сочетание коллективного и индивидуального в воспитательной методике А.С. Макаренко [Текст] /В.Морозов // Воспитание школьников.-2005.-№7.- С. 52-59.
Народное образование Тюменского края XVIII – XX вв. [Текст] / сост. Н.И. Загороднюк, Т.В. Каменская, Г.К. Скачкова, Л.Г.Улыбина.- Тобольск: ТГПИ, 1997.- 171с.
Невская, С. Взаимодействие гражданского и трудового воспитания в педагогике А.С.Макаренко [Текст] /С.Невская// Народное образование.- 2006.-36.- С.172-178.
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст] /под ред. Е.С. Полат.- М.: Академия, 2002.- 272с.
Педагогический поиск [Текст] / сост. И.Н.Баженова.- М.: Просвещение, 1990.- 560 с.
Степанов, С. Павел Петрович Блонский (1884-1941) [Текст] /С.Степанов// Школьный психолог.-2000.-№ 23.-С.4-5.
Хиллиг, Г. Братья Виталий и Антон Макаренко в 1920-1930-х г.г. [Текст] /Г.Хиллиг// Педагогика.-2006.-№9.-С.78-85.
Юдашина, Н.И. Павел Петрович Блонский о сексуальном развитии ребенка Н.И. Юдашина// Педагогика.-2001.-№8.-С.67-72.
Тема: Школа и педагогика в России после 1917 года
В результате изучения темы необходимо знать:
концепцию Единой трудовой школы, особенности е. функционирования;
сущность и особенности реализации «студийной системы»;
педагогические идеи П.П. Блонского;
жизнь и деятельность С.Т. Шацкого;
жизнь и деятельность А.С.Макаренко;
теорию коллектива А.С.Макаренко.
В результате изучения темы необходимо уметь:
анализировать и обобщать полученную информацию;
правильно и четко отвечать на поставленные вопросы;
сравнивать новую информацию с ранее приобретенными знаниями;
применять полученные знания в новых ситуациях;
оценивать собственную деятельность.
Задание 1. Нарисуйте образ Единой трудовой школы. Дайте краткие комментарии к рисунку.
Задание 3. Инициатором использования «студийной системы» в России был П.П.Блонский. Опишите её особенности в собственном рассказе от лица учащегося или педагога, работающего по этой системе.
Задание 4. П.П. Блонский стремился превратить педагогику в строго нормативную науку. Каким образом он предлагал это сделать?
Какие учреждения организовал С. Т. Шацкий с целью активной педагогизации среды обитания ребенка?
В чем заключается оригинальность и новизна идей С.Т. Шацкого?
Каким образом менялись взгляды С.Т. Шацкого на воспитание детей? Изобрази с помощью схемы.
В чем сущность бригадно-лабораторного метода обучения?
Задание 8. Подберите интересные факты из жизни С.Т. Шацкого.
Урок 1. Обнаружение и определение проблемы
Как вы, помните из вводного урока, дизайн-мышление по Герберту Саймону состоит из 7 этапов. Первый из них – это обнаружение и определение проблемы. Именно этот этап влияет на то, создадим ли мы по-настоящему ценный продукт или потерпим неудачу.
Содержание:
Что такое проблема?
В широком понимании проблема – это сложный теоретический или практический вопрос, который требует тщательного изучения и последующего решения.
Учёные трактуют понятие «проблема» как противоречивую ситуацию, вызванную диаметрально противоположными позициями в объяснении процессов, явлений или объектов.
Самыми простыми словами проблема – это какая-то трудность, которую нужно преодолеть, чтобы получить результат.
Почему обнаружение проблем играет такую важную роль в дизайн-мышлении? Потому что дизайн-мышление направлено главным образом на их решение. А как решить проблему, если мы даже не можем её определить? Мы же не хотим, чтобы наши действия напоминали одну детскую игру, в которой нужно пригвоздить ослиный хвост к нарисованному животному с закрытыми глазами?!
Чтобы выявить проблему, необходимо:
Обо всём этом мы с вами дальше и поговорим.
Теория противоречий в ТРИЗ
Скорее всего, вы знаете, что такое ТРИЗ. Если нет, то вкратце напомним, что ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) – это область знаний, которая исследует механизмы развития технических систем для создания практических способов решения изобретательских задач.
Более подробно о ТРИЗ вы можете узнать отсюда, а сейчас нам нужно лишь поговорить об одном из центральных понятий этой области – теории противоречий. Так, в основе любой проблемы лежат противоречия. Противоречие – это взаимодействие двух сторон, явлений, предметов или тенденций, взаимоисключающих друг друга, но находящихся во внутреннем единстве.
Противоречия бывают трех типов:
1 | Поверхностные |
2 | Глубинные |
3 | Обострённые |
Поверхностные противоречия возникают из-за невозможности удовлетворить потребность. Решаются они либо устранением нежелательного эффекта, либо созданием чего-либо нового. Поверхностные противоречия тесно связаны с административными. Формулируются они следующим образом: «Необходимо увеличить скорость автомобиля. Как? Пока что неясно» или «Оборудования стало производить много бракованных изделий. Нужно устранить эту проблему». И все в таком духе.
Хороший пример поверхностного противоречия – горячая кастрюля, снимая которую с плиты, можно обжечься.
Суть глубинных противоречий состоит в том, что, улучшая одно качество продукта, неизбежно ухудшается другое. Полезное сопровождается появлением вредного. Нередко из-за этого приходится жертвовать размерами или функционалом готового изделия.
В случае с горячей кастрюлей, чтобы на ней можно было готовить пищу, приходится терпеть вероятность ожога.
Обострённые противоречия – это когда к объекту предъявляются два взаимоисключающих требования. Например, кастрюля должна быть одновременно горячей, чтобы пища готовилась, и холодной, чтобы её можно было снимать с плиты руками. Решение – сделать ручки из теплоизоляционного материала.
Зачем нужно знать классификацию противоречий? Чтобы быстро определять их и находить решения проблем. Но это лишь верхушка айсберга, ведь проблемы часто связаны не только с неодушевленными предметами и абстрактными явлениями, но и с другими людьми. И именно по этой причине важно познакомиться с понятием эмпатии.
Эмпатия
Если говорить максимально кратко, эмпатия – это сопереживание. Она позволяет как бы «залезть» в голову человека и понять, что его тревожит и что ему нужно (от продукта, который вы создаете).
Как понять, развитая у вас эмпатия или нет?
Если вы плачете, когда умирает герой фильма, и радуетесь, когда он оживает (это ни в коем случае не отсылка к Джону Сноу из «Игры престолов»), то эмпатия развита у вас очень сильно.
Если ни книги, ни фильмы, ни реальные события (природные катастрофы, унесшие тысячи жизней, жертвы терактов и т.д.) не вызывают у вас эмоций, то эмпатия у вас атрофирована или находится в зачаточном состоянии.
Эмпатия играет важную роль и в бизнесе, и в жизни. Без эмпатии вы не сможете понять, что по-настоящему нужно вашим клиентам, или, например, выяснить, почему люди относятся к вам небрежно, а к другим – с пониманием.
Как развить в себе эмпатию
Есть ряд способов, с помощью которых вы запросто разовьёте в себе эмпатию и научитесь лучше понимать окружающих:
Учитесь слушать. Во время общения не отвлекайтесь на смартфон и не витайте в облаках. Постарайтесь понять, что вам хочет сказать собеседник и каков его эмоциональный настрой.
Несмотря на уровень развития эмпатии, к людям вокруг мы проявляем ее по-разному. Первыми в очереди на сопереживание идут члены семьи и родственники. Вторыми – друзья, третьими – коллеги и соседи, четвёртыми – члены общины, пятыми – сограждане или люди, придерживающиеся той же религии, последними – незнакомцы.
Хотя иногда случается так, что к незнакомцам мы проявляем даже большую эмпатию, чем к друзьям. Почему? Потому что проявление эмпатии к близким – это долг и необходимость, заложенные в нас природой. А проявление эмпатии к незнакомым людям – способ отдать долг обществу и почувствовать себя лучше. Но давайте вернемся к более предметному рассмотрению вопроса.
Способы применения эмпатии в бизнесе
Применять эмпатию в бизнесе можно тремя основными способами:
№1. Карта стейкхолдеров
Стейкхолдеры – это все люди, которые, так или иначе, взаимодействуют с продуктом. Пользователи, дизайнеры, владельцы компании, простые сотрудники, уборщицы и т.д. И здесь применение эмпатии предполагает создание специальной карты.
Чтобы создать карту стейкхолдеров, нужно:
Вот пример грамотно составленной карты стейкхолдеров:
Кстати, это карта, разработанная лабораторией дизайн-мышления Wonderful для создателей конструктора сайтов Tilda.
№2. Интервью
Интервью – это 45-60-минутная беседа с пользователем, в ходе которой он отвечает на ваши заранее подготовленные вопросы и делится своими мыслями. С помощью интервью можно выяснить, чего хочет человек от продукта и какие у него существуют проблемы.
Основные правила проведения интервью:
Узнать, как провести интервью максимально эффективно, вы можете в статье «Глубинное интервью как метод исследования», а мы приведем показательный пример грамотной беседы.
— Здравствуйте. Меня зовут Михаил. Я провожу исследование опыта гостей нашего города. У вас найдется 10 минут, чтобы ответить на несколько вопросов?
— Да, конечно.
— Хорошо. Скажите, пожалуйста, с какой целью вы приехали в наш город (по работе или отдохнуть?)
— Я приехал сюда посетить достопримечательности.
— Понятно. Где вы остановились? И почему выбрали именно это место?
— Ну. Я остановился в гостинице XYZ. Почему? Наверное, из-за низких цен и классного вида на центр города.
— Интересно. А как вы планировали поездку? Как искали достопримечательности?
— С помощью Интернета, конечно. И. Парочку друзей, которые уже сюда ездили, спросил.
— Вы легко ориентируетесь в городе? И установлены ли у вас какие-нибудь приложения на смартфоне, которые помогают в путешествии?
— В принципе ориентируюсь легко. Помогает сервис «Google Карты» и местные жители.
— С какими трудностями вы сталкивались в ходе поездки? Что больше всего испортило впечатления от путешествия? И, если можете, расскажите историю, как со всем этим справились.
— Если честно, то больше всего меня раздражает проблема с автопарковками. Они либо платные, либо постоянно уже кем-то заняты. Один раз мне пришлось останавливаться в 2 километрах от места, куда я хотел попасть, и идти туда пешком.
— Что бы помогло вам решить эту проблему, если бы вы столкнулись с ней снова?
— Думаю, помогло бы большее количество парковок. И было бы хорошо, если бы был какой-нибудь сервис, который отслеживает свободные парковочные места.
— Кажется, такой сервис есть. Не помню, как он называется точно. Но всё равно. Спасибо за разговор. Желаю вам хороших впечатлений. До свидания!
Вот вам и выявленная потребность клиента, и идея для создания продукта, который поможет эту потребность удовлетворить.
И еще несколько советов для проведения интервью:
А еще можете попросить человека показать, как он сейчас пользуется продуктом или сервисом. Это поможет выявить его слабые стороны и подумать о доработках.
№3. Наблюдение
Наблюдение – это когда мы наблюдаем за пользователем во время использования нашего продукта или услуги и делаем выводы.
Несколько советов, как проводить наблюдение:
А чтобы как можно быстрее внедрить вышесказанное в жизнь, выполните несколько простых действий, ведь лучший способ усвоить теорию – это практика. Итак:
Этого будет достаточно, чтобы сделать первые шаги в дизайн-мышлении. Нам же пора перейти к следующей важной части первого урока – классификации проблем.
Виды проблем
Проблемы есть в каждой сфере деятельности и жизни человека. Они могут касаться:
Давайте рассмотрим каждый вид проблем по отдельности.
Психологические проблемы
Психологические проблемы касаются, прежде всего, душевного состояния человека. Они характеризуются нестабильностью, которая оказывает отрицательное влияние на отношения с окружающими. Психологические проблемы бывают явными и скрытыми.
К явным относятся:
Скрытые проблемы проявляются редко и зачастую неполностью. Это могут быть необъяснимые приступы паники, инфантильность, мстительность, ограничивающие установки и др.
Социальные проблемы
Социальные проблемы представляют собой неудовлетворённость интересов и потребностей отдельных групп людей. Сюда можно отнести массовый голод, отсутствие жилья, бедность, безработицу, отсутствие доступа к качественному образованию, неравноправие и т.п.
Экономические проблемы
Экономические проблемы – это тип проблем, который влияет на уровень жизни и богатства жителей определённых стран и мира в целом. Одна из главных экономических проблем современности – это неправильное распределение продовольствия на планете. Жители развитых стран бросают все силы на борьбу с ожирением, а жители стран третьего мира думают, как не умереть от голода.
Управленческие проблемы
Управленческие проблемы возникают из-за несоответствия результатов деятельности с поставленными целями, которое ведёт к сбоям в рабочем процессе организации.
Управленческие проблемы делятся на два типа:
Лучший способ решения управленческих проблем – своевременное их обнаружение и принятие грамотных решений.
Экологические проблемы
Экологические проблемы происходят из-за столкновения интересов человека с возможностями природы, что приводит к разрушению озонового слоя, глобальному потеплению, кислотным осадкам, островам из мусора в океане и другим подобным явлениям.
Научные проблемы
Научные проблемы – это совокупность задач в какой-либо научной области, для решения которых не хватает существующих знаний. Для решения научных проблем привлекаются сотни и даже тысячи людей с разными навыками и знаниями.
Глобальные проблемы
Глобальные проблемы – это проблемы, которые грозят человечеству уничтожением или нанесением непоправимого вреда. Они могут быть социальными и природными.
Можно также выделить и другие виды проблем, но все они в той или иной степени будут касаться одного и вышеперечисленных видов и могут зависеть от специфики той или иной области деятельности. Для нас намного важнее научиться проблемы диагностировать и анализировать.
Диагностика и анализ проблем
Диагностика проблемы начинается со способа её восприятия. Можно воспринимать проблему как кризис, рутинную ситуацию или возможность. Возможность нужно использовать. Рутинная ситуация и кризис проявятся сами и потребуют ответных действий.
Ещё проблемы можно разделить на структурированные и неструктурированные. Структурированные – это рутинные ситуации. Неструктурированные – это возможности и кризисы. Первые решаются с помощью запрограммированных заранее действий. Вторые – с помощью творческого мышления и тщательного анализа.
На основании диагностики проблемы человек может произвести её ранжирование (определить степень важности) и придумать план действий.
В ранжировании учитываются следующие факторы:
Ранжирование – это главный шаг для установления порядка устранения проблем. Как только человек правильно интерпретирует проблему (определяет её важность и тип), наступает время анализа. Правильный анализ позволяет:
Ниже мы расскажем вам о 7 самых лучших техниках анализа проблем.
«Почему?»
Станьте на время маленьким ребёнком, который на каждый ответ вновь задаёт вопрос «Почему?» Возьмите какую-нибудь проблему, например, убыточность производства, и доберитесь до самых атомов.
Мы работаем в убыток. Почему? Потому что наш продукт не покупают. Почему? Потому что он не соответствует потребностям целевой аудитории. Почему? Потому что хотят они X, а мы продаём Y, и т.д.
Если на вопрос «Почему?» есть несколько ответов, то удобно будет создать интеллект-карту и записывать всё в неё.
Двенадцать вопросов
Это расширенная версия предыдущего способа. Вы задаёте себе не только вопрос «Почему?», но и «Что?», «Когда?», «Где?», «Как?» и «Кто?». Используете все вопросы в положительной и отрицательной форме.
Пример анализа проблемы возникновения ураганов и их последствий:
Отличительная черта этого метода именно в том, что, кроме положительного, затрагивается и отрицательный аспект.
Бритва Оккама
Суть Бритвы Оккама состоит в следующем: «То, что можно объяснить при помощи меньшего, не стоит выражать при помощи большего». То есть, анализируя проблему, за её причину стоит взять самое простое предположение, не придумывая более сложных и изощрённых вариантов. Однако также не нужно перегибать палку или, как говорил Альберт Эйнштейн, надо стремиться к простоте, но не к примитивности.
Гистограмма
Гистограммы применяются при наличии крупной выборки данных и представляют собой графический способ их представления.
Пример гистограммы:
Для построения гистограммы сначала собирается достаточный объём информации, устанавливаются минимальные и максимальные значения, промежутки между этими значениями делятся на интервалы определённой длины, информация распределяется в порядке возрастания, потом подсчитывается частота всех интервалов и высчитывается частота попадания данных в эти интервалы. Исходя из полученных сведений, строится гистограмма.
Контрольный лист
Перед тем как создавать контрольный лист и собирать информацию, определите, для какой цели она вам нужна. После этого соберите данные. Тщательно проследите, чтобы они были достоверными.
Далее разделите информацию на типы. Для каждого типа сформулируйте заголовок. Составьте список параметров, которые хотите проконтролировать. Разработайте бланк и заполните его:
Главное преимущество контрольного листа – простота его составления и заполнения.
Контрольные карты
Контрольные карты дают возможность отслеживать процесс во времени и влиять на него до того, как он станет неконтролируемым.
Чтобы создать контрольную карту, нужно собрать информацию (например, о количестве произведённой продукции), вычислить контрольные пределы (5000 – минимальное количество, 10 000 – максимальное), придумать выборочные характеристики (5000 – минимум, 7500 – хорошо, 9000 – выше среднего, 10 000 – идеально). После этого остается построить и заполнить карту.
Пример контрольной карты:
Сложность грамотного построения карты может показаться недостатком метода. Однако он полностью перекрывается положительным воздействием на бизнес.
Диаграмма Парето
Чтобы построить диаграмму Парето, нужно выполнить пять шагов:
Пример диаграммы Парето:
Чтобы получить правильные выводы, важно построить структурированную диаграмму.
Перечисленные способы анализа проблем многократно доказали свою эффективность не только в бизнесе, но и в обычной жизни.
На этом разговор об обнаружении и определении проблем можно считать завершенным. Давайте подведем итог всему сказанному.
Резюме
Главная задача дизайн-мышления – обеспечить лучший пользовательский опыт. Для этого требуется качественный продукт или услуга. Чтобы создать качественный продукт или услугу, нужно сначала определить, какую проблему он или она будет решать.
Если неверно выявить проблему, то вся дальнейшая работа пойдёт насмарку. В основе любой проблемы лежат противоречия – поверхностные, глубинные или обострённые.
Чтобы лучше определять проблемы пользователей, нужно развивать в себе эмпатию. Для этого вы можете воспользоваться способами, предложенными в уроке.
Применять эмпатию в бизнесе можно с помощью составления карты стейкхолдеров, интервью или наблюдения.
Проблемы делятся на 7 основных типов: психологические, социальные, экономические, управленческие, экологические, научные проблемы, глобальные проблемы. Ваш продукт может решать одну и более проблем.
Диагностика проблемы состоит из 3 этапов: определения способа её восприятия, определения её типа и ранжирования.
Когда проблема диагностирована, её нужно проанализировать. В этом помогут 7 подобранных техник: «Почему?», двенадцать вопросов, бритва Оккама, гистограмма, контрольный лист, контрольные карты и диаграмма Парето.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Ниже предлагаем познакомиться с дополнительными материалами.
Дополнительные материалы
Обратите внимание на следующие тематические статьи на нашем сайте:
В следующем уроке мы расскажем, как комплексно, объективно и всесторонне исследовать обнаруженные проблемы.