Этимология инверсия орфография что лишнее

Ответы на олимпиаду по русскому языку (5-9 классы). Пробный тур с 16 февраля по 1 марта 2021г.

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

16 февраля 2021 начался пробный тур олимпиады Учи.ру по русскому языку для 1-9 классов. Основной тур олимпиады начнётся 2 марта 2021 года. Ниже представлены ответы на задания пробного тура олимпиады для 5-9 классов.

Корабли и сундуки

Соедини корабли с сундуками так, чтобы слова лексически сочетались друг с другом. Каждый корабль и сундук может иметь одну или несколько связей, а может не иметь вообще. Лексическая сочетаемость – это способность слова сочетаться с определённым кругом других слов. Она зависит от смысловых особенностей и значения слова.

5 класс

КорабльСундук
в полезрения
в центревнимания
круглый
битыйчас
бархатныйсезон

6-7 классы

КорабльСундук
в полезрения
в центревнимания
круглыйгод
битыйчас
бархатныйсезон
период

8 класс

КорабльСундук
в полезрения
в центревнимания
круглыйгод
битыйчас
бархатныйсезон
глубокая
весна

9 класс

КорабльСундук
в полезрения
в центревнимания
круглыйгод
битыйчас
бархатныйсезон
не смыкатьглаз
взгляда

Слитно

Помоги Васе собрать больше слов, чтобы победить. Собирай слова, которые пишутся или могут писаться слитно. Оля собирает слова, которые пишутся или могут писаться раздельно. Первый ход твой.

Часть слов из списка пишется только слитно. Есть также слова, которые пишутся только раздельно. Но есть также 3 слова, которые могут писаться как слитно, так и раздельно. Для победы в данном задании, необходимо эти слова забрать себе в первую очередь. Компьютер (Оля) также будет стараться забрать эти слова себе.

5 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ИзнутриС(начала)С виду
СлеваНа(верх)В обрез
ВновьНа(бок)Без удержу
НапоследокДо упаду
ДотлаНа двоих

6 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ИзнутриС(начала)С виду
ВполголосаНа(верх)В обрез
ВновьНа(бок)Без удержу
НапоследокДо упаду
ДотлаВряд ли

7 класс

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
ИзнутриС(начала)Без умолку
ВполголосаНа(веки)В обрез
НапоследокНа(бок)Без удержу
СмолодуДо упаду
ДотлаВряд ли

8-9 классы

Только слитноКак слитно, так и раздельно.
Забирай их в первую очередь!
Только раздельно
НапоследокНа(веки)С виду
ОземьВ(пустую)В обрез
ПоодиночкеНа(пример)Без удержу
ВполголосаДо упаду
ДотлаБез умолку

Облачное королевство

5-6 классы7-8 классы9 класс
в ь юнстрич ьнастеж ь
п ь есап ь есадрож ь
обез ь янадрож ьв ь юн
обез ь янаобез ь янничать
р ь яныйр ь яный

Неопознанный термин

Здесь все термины, кроме одного, относятся к теме “тип речи”, к одной теме или категории. Выбери лишний термин.

Источник

СТИЛИСТИКА. Инверсия: предложение шиворот-навыворот

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

Александр Пешковский, исследователь русского языка, энное количество лет тому назад сказал, что предложение из пяти элементов (Я завтра утром пойду гулять) можно представить в 120 вариантах — достаточно переместить слова с одного места на другое.

Что это даст? Многое. Хотя суть предложения (то есть информационная нагрузка) останется прежней, изменится смысл фразы, сместится логическое ударение в ней. Прислушайтесь к предложениям: Пойду гулять я завтра утром и Завтра утром пойду гулять я — они говорят о разных вещах. В первом мы делаем акцент на времени прогулки (завтра утром), а во втором подчеркиваем, что выберется на нее именно говорящий (я), а не кто-то другой.

В устной речи изменить смысл предложения можно, выделив голосом нужное слово. В письменной этого сделать нельзя, а потому приходится перестраивать фразу, переносить важные слова в самые «ударные» места — в начало или конец предложения.

Делая это, мы применяем прием инверсии (ведь латинское слово inversio и означает «в другом порядке», «наоборот»).

Инверсия часто используется при написании как художественных, так и рекламных текстов. Ее применяют, если нужно:

1. Логически выделить слово, словосочетание, фразу, подчеркнуть важность сказанного. Сравните: На раскрутку компании «Горестрой» было потрачено немало денег и Денег на раскрутку компании «Горестрой» было потрачено немало. Звучит совсем по-другому, верно?

2. Задать ритм тексту (и не только поэтическому — подчас и проза в этом нуждается). Так, если сравнить фразы Им будет помогать старик Хоттабыч и Старик Хоттабыч помогать им будет, сразу станет видно, что вторая гораздо «стихотворнее».

Однако прежде чем начать использовать инверсию в своих текстах, необходимо точно выяснить, в каком именно случае перестановка слов будет признана стилистическим приемом.

Хотя русский язык и считается языком со свободной структурой, члены предложения в нем группируются по-особому. Так, подлежащее в обычном повествовательном предложении предпочитает стоять перед сказуемым, согласованное определение — перед определяемым словом, обстоятельство пытается угнездиться перед сказуемым, а дополнение — скромно пристроиться за управляющим словом. Конечно, возможны варианты, но основной (то есть прямой) порядок таков.

Чем он обусловлен? Смысловой нагрузкой фразы. Ведь она, как правило, состоит из уже известной информации (так называемой темы) и новых сведений (ремы). Тема — это своеобразный «фундамент» высказывания, а рема — «надстройка». И логично, что те части предложения, которые говорят читателю о предмете беседы (скажем, подлежащее), находятся на первом месте, а уточняющие и содержащие новые данные (дополнения, обстоятельства) — на втором, третьем и пр.

Нарушая прямой порядок слов, делая его обратным, мы создаем инверсионное предложение.

О чем нужно помнить, применяя инверсию? О том, что в предложении, как мы уже говорили, есть «ударные» места, которые запоминаются лучше всего. Это начало и конец фразы. Так что если нам нужно обратить внимание читателя на объект высказывания, следует переместить его на первое место.

Возьмем хотя бы объявления в газетах. Когда человек пишет: «Пятикомнатную квартиру сдаю в аренду» или «Золото-бриллианты продам на вес», он интуитивно использует инверсию, сразу давая читателям понять, о чем пойдет речь в дальнейшем сообщении.

Если же нам нужно сделать акцент на информации, которая связана с объектом высказывания (на его свойствах, допустим), ее необходимо переместить в «хвост» фразы — именно туда падает логическое ударение.

Где инверсия оправданна и применяется чаще всего?

А. В заголовках и подзаголовках.

Б. В заключительном предложении, особенно когда в нем содержится соль текста.

В. Во всех остальных фразах текста, которые несут повышенную смысловую нагрузку.

Когда инверсию применять не следует?

Когда инверсионных предложений в тексте слишком много — лишние будут затруднять чтение и понимание.

И, разумеется, тогда, когда, изменив порядок слов, мы получим двусмысленность. Например такую, как в шутливом пожелании Чехова: Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать.

Источник

Этимологический анализ слова на уроках русского языка

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее aksen
Этимологический анализ слова на уроках русского языка

Этимологический анализ слова на уроках русского языка.

На уроках русского языка учащиеся часто встречаются со словарными словами, написание которых нельзя объяснить, используя лексику современного языка. Написание таких слов в учебных пособиях чаще всего предлагается запомнить. Однако история происхождения слова в некоторых случаях помогает легко объяснить его правописание.

Профессор Лев Владимирович Щерба утверждал: «Привычка вдумываться в язык и в его выразительные средства абсолютно необходима, чтобы научиться писать грамотно. Наша орфография, будучи почти последовательно этимологической, дает этому богатейшую пищу. Она заставляет разлагать слова на составные части, подыскивать им родственные формы». И чем раньше наши ученики начнут вникать в этимологию различных слов, тем прочнее у них закрепится «привычка вдумываться в язык».

Науку о происхождении слов называют этимологией. Это один из древнейших и интереснейших отделов языкознания. Основателями его были древнегреческие философы, в трудах которых появился и сам термин этимология, составленный из двух греческих слов: etymon, (истина, и logos (учение). То есть сначала этимологией называли учение об истине, об истинном значении слова.

Применение этимологического анализа и его элементов позволяет развить языковое чутье, расширить словарный запас, а самое главное, помогает запомнить целый ряд слов с непроверяемыми написаниями.

В научном обосновании нуждается, например, правило о правописании гласных, не проверяемых ударением.

Большую пользу приносит сопоставление написания слов, являющихся историческими родственниками,например: акварель – аквариум, балкон – балка, брошюра – брошь (брошка).

Другим приемом, который помогает осознать правописание трудного слова, является прием сопоставления его непосредственно с той основой, с тем корнем, от которого оно образовано или к которому восходит. К этому приему можно прибегать в тех случаях, когда в современном русском языке отсутствует этимологический родственник. Примерами таких словмогут быть следующие: величина, витрина, ветеран, вермишель.

Правописание слов долина и одолеть помогут объяснить их этимологические «родственники»слова дол, то есть низ, и подол – нижний край платья. Долина — это низина между горами.Мы говорим: горы и долы. Одолеть врага или всадника первоначально означало сразить его, повергнуть в дол, то есть вниз. Поэтому мы пишем слова долина и одолеть с буквой О в корне, проверяя их словом дол.

Несомненна польза применения этимологического анализа и при изучении непроизносимых согласных в словах. Легко проверить непроизносимые согласные в таких словах, как вестник, честность, тростник, местный, солнце, гигантский и т. д. Но из этой группы выделяются слова,написание которых следует запомнить: наперсник, ровесник, сверстник, яства, окрестность. С помощью исторического комментария данных слов можно легко определить их написание.

Слово наперсник образовано от древнерусского слова перси – груди, т. е. буквально – «вскормленный грудью одной и той же женщины». В современном языке означает «друг», «товарищ», «доверенное лицо».

Этимология слов ровесник и сверстник также помогает их правильному написанию. Ровесник – это тот, кто прожил одинаковое с тобой количество вёсен; твой одногодка. Слово сверстник – одинаковый с тобой по возрасту человек – восходит к общеславянскому корню верста в значении возраст, а позже мера длины.

Слово окрестность можно проверить вышедшим из языка словом окрест – вокруг. По происхождению связано со старославянским словом крест.

Следовательно, вдумываясь в состав слова и правильно подбирая проверочные слова, можно преодолеть орфографические трудности, связанные с сочетанием согласных в слове.

Полезно обратиться к этимологическому анализу и при изучении темы, связанной с правописанием приставок. В процессе опрощения изменяется состав слова: приставки становятся частью корня, но правила написания «бывших приставок» сохраняется,например: исчезнуть, прекрасный.

Этимологический анализ на уроке русского языка может быть применен в процессе урока по мере необходимости, связанной с объяснением написания слова, поэтому учителю важно помнить исторические толкования часто употребляемых при изучении той или иной темы слов, так как порой приходится к экскурсам в историю слова прибегать спонтанно.

Вопросам этимологии можно и нужно уделять внимание и на отдельных уроках при изучении таких тем, как «Словообразование», «Морфемика», «Лескика», а также при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку.

Большой интерес у учеников вызывают исследовательские задания, связанные с изучением этимологии слова.

Так, например, можно предложить ответить на вопросы, почему имена существительные «сословие», «благословение», «слово» являются этимологическими родственниками, влияет ли установление родственных связей между этими словами на усвоение их правописания. Выполнение задания предполагает использование этимологических и толковых словарей. Велика польза заданий, предполагающих поиск слов,связанных своим происхождением: так, родственными древнерусскому слову «велий» (большой) оказываются великий, величие, увеличить, велика, вельможа и другие, а древнерусское слово «стремя» (крутой, обрывистый) связано с такими современными словами, как стремление, устремиться, стремительный и т. д.

Этимологический анализ слова может стать основой различных дидактических игр, которые можно применять как на уроках, так и на факультативных занятиях.

Игра «Пара – не пара»заключается в следующем: перед учащимися ставится задача установить, являются ли они этимологическими родственниками;прокомментировать орфограммы:

• Благовоние, об. няние.

• Благоденствие, д. нщик.

• корабль, корыто, корица и короб

• медведь, невежда, невежливый

Установить, верно ли выполнены задания, помогает работа с этимологическим словарем. (Словарные статьи можно заранее включить в презентацию к уроку).

манера, монархия, маникюр, манжета, монограмма, манускрипт, монолог, манипуляция, манифест, монолит.

Несомненную пользу в овладении грамотностью может оказать ведение этимологического словарика, в котором будут постепенно накапливаться слова, вызывающие интерес с точки зрения происхождения, написания и значения.

Этимологический анализ позволяет добиться сознательного усвоения орфографических норм. Обращение к истории слова, выяснение его первоначального значения часто помогает по-иному понять его современное значение, учит вдумываться в его глубинный первоначальный смысл. Использование этимологического анализа на уроках русского языка при работе со словами с непроверяемыми написаниями ставит обучение орфографии на научную основу. Знакомство школьников с этимологией вызывает интерес и любовь к слову, родному языку, развивает творческое воображение, приобщает к конкретным историческим фактам культуры родного языка, учит работать со словарями разных видов, развивает логическое мышление.

1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. – М., 1978

2. Львова С. И. Орфография. Этимология на службе орфографии. – М., 2001

3. Шанский Н. М. Лингвистические детективы. – М. : Дрофа, 2002

5. Школьный словарь иностранных слов / В. В. Одинцов и др. – М., 1994

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Привитие познавательного интереса на уроках русского языка Лобанова Надежда Владимировна, учитель русского языка ГБОУ Республики Мордовия «Ялгинский детский дом-школа» Каждый учитель хочет, чтобы.

Работа с текстом на уроках русского языка в 4 классе Работа с текстом на уроках русского языка. (из опыта работы. Учитель: Дубинина Н. Н.) (Учебник русского языка для 4 класса, УМК «Начальная.

Урок русского языка во 2 классе «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» тема: «Слова с мягким согласным звуком на конце слова» Цель: Учить писать слова с мягким согласным на конце слова, используя букву ь Задачи:.

Урок русского языка во 2 классе «Родственные слова» Тема: Что такое родственные слова? Цели: познакомить с понятием родственные слова, с признаками однокоренных слов; развивать речь; пополнять.

Урок русского языка в 1 классе по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» Урок русского языка по теме «Однозначные и многозначные слова. Близкие и противоположные по значению слова» (УМК «Школа России», 1 класс).

Урок русского языка во 2 классе «Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова» Тема: Слова, которые не переносятся. Перенос слов с буквой Й в середине слова. Тип урока: комбинированный. Цель: правила переноса слов с.

Урок русского языка в 1 классе «Однозначные и многозначные слова» Открытый урок по русскому языку в 1 классе Тема «Однозначный и многозначные слова» Ход урока. Долгожданный дан звонок! Кто готов начать.

Источник

Инверсия — это красивое коверканье русского языка

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Русский язык не зря называют «великим и могучим».

Например, во французском или английском предложения строятся только по определенной форме – сначала идет подлежащее, потом сказуемое, а после них уже все остальное. И ни в коем случае нельзя поменять порядок слов, это будет считаться ошибкой.

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

А вот русский язык дает больше свободы. Предложение можно строить практически любым образом. И от перестановки слов местами может меняться общий посыл фразы, его интонационное ударение. И этот прием называется инверсией.

Инверсия — это изменение привычного порядка слов

Инверсия – одно из средств выразительности речи, которое заключается в расположении слов, нарушающих привычный порядок. Сам термин произошел от латинского слова «inversio», что означает «переворачивание, перестановка».

Для начала давайте сразу определимся, что такое привычный порядок слов. Как мы уже сказали, жестких правил при построении предложения в русском языке нет. Но при этом в разговорной речи мы массово пользуемся следующими структурами:

Именно так мы почти всегда расставляем слова в разговорной речи.

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

Разве что Мастер Йода в легендарных «Звездных войнах» говорил иначе. Он-то как раз постоянно коверкал предложения, и зрителям казалось это забавным.

А на самом деле он осознанно использовал инверсию, делая ударение на тех словах, которые нужно выделить именно в тот или иной момент. Точно таким же приемом в своих произведениях пользуются писатели и поэты.

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

Изменение смысла при помощи инверсии

Чтобы лучше было понятно, как инверсия влияет на эмоциональное содержание, возьмем для примера известную строчку из стихотворения Агнии Барто.

«Наша Таня громко ПЛАЧЕТ».

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

Тут слова расставлены в привычном порядке. И смысловое ударение идет на то, что девочка плачет. А вот что будет, если слова поменять местами:

Таким образом, инверсия нужна для того, чтобы до читателя лучше дошла главная мысль автора.

Примеры использования инверсии в поэзии

Именно в стихотворениях чаще всего можно встретить примеры инверсий. В них с помощью этого приема любой автор преследует сразу две цели. Первая – художественная выразительность текста. А вторая – подбор рифмы.

Возьмем для примера самое известное стихотворение Михаила Лермонтова «Парус».

Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?

Тут Лермонтов осознанно использует инверсию, выдвигая на первое место глаголы, а эмоциональное ударение уходит на определения – «парус ОДИНОКИЙ», «море ГОЛУБОЕ», «страна ДАЛЕКАЯ», «край РОДНОЙ». Благодаря этому, читатель более явственно представляет себе картину безысходности, в которую попал человек на лодке.

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

А вот у Александра Сергеевича Пушкина в «Евгении Онегине» есть такие строчки:

В поле чистом,
Луны при свете серебристом,
В свои мечты погружена,
Татьяна долго шла одна.

Тут поэт использовал сразу несколько инверсий, чтобы усилить эмоциональную подоплеку ситуации. Во-первых, более красочно описывается место действия – «поле ЧИСТОЕ», «свет СЕРЕБРИСТЫЙ». А во-вторых, наглядно показано состояние Татьяны – «в мечты ПОГРУЖЕНА».

И наконец, у Анны Ахматовой есть замечательные строчки о том, каково это — быть поэтессой:

Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда,
Как жёлтый одуванчик у забора,
Как лопухи и лебеда.

Ахматова осознанно поместила главное слово «СТИХИ» не в самое начало. А прежде акцентировала внимание на том, что настоящим поэтам не нужно специально стараться, чтобы что-то написать. У истинных талантов стихи рождаются сами собой.

Инверсия в прозаической литературе

Многие писатели используют этот прием. С помощью инверсии они показывают свое авторское отношение к персонажу или ситуации, а параллельно концентрируют на нем внимание читателей.

Еще один яркий пример можно найти у Достоевского. В романе «Преступление и наказание» титулярный советник Мармеладов так общается с Раскольниковым:

«А осмелюсь ли, милостивый государь мой, обратиться к вам с разговором приличным? Ибо, хотя вы и не в значительном виде, опытность моя отличает в вас человека образованного и к напитку непривычного».

В этом отрывке Достоевский хотел особенно подчеркнуть витиеватость речи Мармеладова. С помощью инверсий «разговор ПРИЛИЧНЫЙ», «опытность МОЯ», «человека ОБРАЗОВАННОГО» и «к напитку НЕПРИВЫЧНОГО» автор показывает, что советник специально заискивает перед Раскольниковым, говоря ему комплименты и выделяя собственные достоинства, чтобы в конечном счете расположить к себе собеседника.

Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть фото Этимология инверсия орфография что лишнее. Смотреть картинку Этимология инверсия орфография что лишнее. Картинка про Этимология инверсия орфография что лишнее. Фото Этимология инверсия орфография что лишнее

А иногда на инверсии строятся целые произведения. То есть они начинаются с конца и движутся в начало, чтобы читатель узнал, как до этого развивались события.

Примерами таких произведений могут служить «Смерть Ивана Ильича» Льва Толстого, «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста или «Буранный полустанок» Чингиза Айтматова. Называется это «сюжетной инверсией».

А есть еще и «временная инверсия», когда в одном произведении переплетаются события из разных эпох. Тут примером может служить роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».

Не только в литературе

Обязательно надо упомянуть, что термин «инверсия» используется не только в литературе.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Иногда писатели так стараются выделить какое-то определенное слово в предложении используя инверсию, что вовсе не возможно разобрать смысл написанного. Любой подобный прием должен применяться без ущерба для понимания текста читателем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *