Это какую духовную пищу это что ли запеканка
Духовная пища
Святой праведный Иоанн Кронштадтский |
Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.
Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.
Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.
Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).
Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).
Ответы в «Поле чудес» 3 декабря 2021 года
Ответы на вопросы в телеигре «Поле чудес» 3 декабря 2021 года (Народная кухня)
Ответы в Поле чудес за 3 декабря 2021, выпуск посвящен народной кухне. В этой статье можно посмотреть все вопросы и ответы на них в сегодняшнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с легендарным уже ведущим Леонидом Аркадьевичем Якубовичем в качестве ведущего.
Бессмертное капитал-шоу. Правила игры весьма просты: в трех турах участвуют по три человека в каждом, победители туров соревнуются в финальной игре, и ее победитель, если выиграет суперигру, получает главный приз. Участниками игры становятся самые разные люди со всех уголков страны.
Ответы в Поле чудес. Фото: Первый канал
Ответы в Поле чудес за 3.12.2021
В наше время, игра проходит без зрителей, поэтому игроки выходят под аплодисменты телезрителей. Сегодняшний выпуск Поля чудес был посвящен народной кухне на Руси. Сегодня зрители в студии присутствовали.
Как звучит донское название мясных вареников в похлебке в словаре Даля?
Вот задание на первый тур. В словаре Владимира Ивановича Даля есть донское название мясных вареников в похлебке. Как оно звучит? (Слово из 9 букв)
Ответ: Шурубарки (9 букв).
Как в Тверской губернии называли девушку, которая очень любила поесть?
Вот задание на второй тур. Как раньше в Тверской губернии называли девушку, которая очень любила поесть, особенно сладкого? (Слово из 10 букв)
Ответ: Лизоблюдка (10 букв).
Как раньше в некоторых российских селах называли полдник?
Вот задание на третий тур. Раньше в российских селах ели обычно четыре раза в день. А летом, в рабочую пору, даже пять. Как раньше в некоторых российских селах называли полдник? (Слово из 10 букв)
Ответ: Перехватка (10 букв).
Как в старину назывался крестьянский суп, овощная похлебка?
Вот задание на финальный тур. Как в старину назывался крестьянский суп, овощная похлебка? (Слово из 5 букв)
Ответы в Суперигре Поле чудес 3 декабря 2021
Победитель игры решил сыграть в Суперигру.
Каким словом обозначали прием пищи между полдником и ужином?
Слово по горизонтали (14 букв). Каким словом раньше в некоторых российских селах обозначали прием пищи между полдником и ужином?
Ответ: Подвечеркивать (14 букв)
Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?
Слово слева по вертикали (5 букв). Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?
Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?
Слово справа по вертикали (4 буквы). Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?
Победитель не смог выиграть в Суперигре, но ведущий шоу Леонид Якубович решил оставить ему ноутбук.
Это какую духовную пищу это что ли запеканка
Пи́ща — 1) то, что употребляется для питания; еда или питие; 2) небесная пища — еда и (или) питие, предназначенные для питания, но предоставляемые человеку по особому усмотрению Божьему, сверхъестественным образом (например, манна небесная ( Исх.16:31 ) или пища, доставлявшаяся Богородице ангелами в период Её пребывания при Иерусалимском Храме); 3) духовная пища — то, что способствует духовно-нравственному совершенствованию человека (Евхаристические Дары; Богооткровенное учение; Дары Святого Духа).
Почему в пост запрещены именно мясные продукты?
Первоначальными мотивами отказа от мяса стали исторический и регионально-климатический. Жители Средиземноморья повседневно ели рыбу, оливки, сыр, зелень, а мясо было праздничной и редкой пищей. Мясо было идоложертвенным; «просто мясо», как у нас, не продавалось, не было необходимости. По мере распространения христианства и исчезновения язычества выступили на первый план следующие причины исключения мяса из постного рациона:
Является ли мясная пища, как связанная с умерщвлением животных, не богоугодной?
Известно, что во времена обитания человека в Раю едой ему служила пища исключительно растительного происхождения ( Быт.1:29 ). Более того, изначально только растительной пищей питались даже и животные ( Быт.1:30 ).
Эта богоучрежденная норма изменилась лишь после грехопадения грехопадения прародителей, изгнания их из Эдемского сада и Всемирного потопа.
Несмотря на широкое, повсеместное распространение традиция использования в пищу мяса животных как раньше, так и теперь находит немало противников.
В первые времена жизни Церкви уместность практики употребления мяса животных ставилась под сомнение представителями ряда обособленных религиозных общин, в том числе, ассоциировавших себя с христианством. Гнушаясь мясной пищи, они не только лично воздерживались от потребления мясных блюд, но и нередко хулили тех, кто не спешили брать с них пример.
Стремясь вразумить последователей неоправданно жестких запретов на вкушение мясной пищи, отцы Церкви составляли по этому поводу специальные правила, осуждавшие тех, кто отказывались от употребления мясной пищи не ради подвига воздержания, а гнушаясь. Второе правило Гангрского Поместного Собора гласило о них: да будут под клятвою!.
Современные противники мясоедения, обосновывая свою точку зрения, наряду с аргументом о неблагопристойности убивать животных ради еды, используют и другой: мясная пища не только не полезна человеку, но и вредна.
Чем мы можем возразить? Потребление мяса благословлено Самим Богом ( Быт.9:3 ), а Бог, безусловно, знает, что для людей уместно и что неуместно.
Заповеди Божьи не содержат принципиального запрета на отказ от мясной пищи. В конце концов, человек может им и не питаться. Другое дело, если человек относится к вкушению мяса с претензией на несоответствие этого занятия нормам добра, ведь таким образом он подвергает укоризне Того, Кто дал на это Своё согласие, то есть Бога.
Закон Моисея ограничивал иудеев в выборе мясной пищи, классифицируя животных на чистых и нечистых. Но этот запрет не распространяется на христианство.
С другой стороны, Церковь определят для верующих особые периоды поста, на протяжении которых предписывается воздерживаться от мясных продуктов. Одной из главных задач всякого поста служит обуздание плоти. Опять же, можно сказать, что отказываясь (под руководством Церкви) от потребления мяса, человек уподобляется первозданному Адаму, жившему в Раю и питавшемуся от плодов земли.
Почему Господь установил способ соединения людей с Собой через вкушение?
Еда и питье составляют способ, каким человек приобщается к жизни, дарованной Богом. Этим же способом совершилось грехопадение – через вкушение плода «от древа познания добра и зла». Первый человек отделил процесс питания, обусловливающий возможность жизни, от единения с Богом. В Евхаристии единение с Богом происходит через вкушение, напоминая, что источником нашей жизни является Бог.
протоиерей Евгений Горячев:
«Всякий раз, когда мы вкушаем мясо, животных – мы всегда вкушаем мертвую отдельность. А на Тайной Вечере не мертвый, но живой Христос указал на хлеб и сказал: «Это Тело Мое». Не мертвый, но живой Христос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь Моя». В чем суть Таинства? Неизъяснимым для человека способом весь целый живой Христос соединился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы причащаемся не мертвой отдельности, а целого живого Христа».
Правда ли, что мясо в день перед Причащением Святых Христовых Таинств оскверняет человека?
Как известно, изначально мясо животных не было предназначено в пищу не только для человека ( Быт.1:29 ), но даже и для зверей ( Быт.1:30 ). Все они могли питаться пищей исключительно растительного происхождения.
Мясо вошло в пищевой рацион человека лишь после грехопадения. Исходя из этого факта некоторые современные мыслители оценивают традицию потребления мясной пищи как нечто непристойное.
Собственно, подобного рода воззрения формировались уже во времена раннего христианства. Развенчивая эти воззрения, Церковь, в лице своих архипастырей, осуждала как тех, кто гнушается мясной пищей, так и тех, кто заражает подобного рода соблазнами прочих христиан.
В богословском отношении эта позиция отцов Церкви имеет достаточно простое объяснение. Дело в том, что традиция потребления пищи животного происхождения благословлена Богом ( Быт.9:3 ).
Следовательно, тот, кто гнушается мясом, считая, что использование его в пищу оскверняет человека, бросает упрёк (осознанно или неосознанно) не только в адрес мясоедов, но и в адрес Того, Кто их на это благословил, то есть в адрес Создателя.
Другое дело, когда отказ от использования мясного рациона происходит не по причине пренебрежения мясной пищей как априори чем-то непристойным, а в целях богоугодного воздержания, например, в дни установленных Вселенскою Церковью священных постов.
Не противоречит церковным законам и самоличный отказ человека от мяса. Собственно, смысл вопроса заключается не в правомочности или неправомочности такого отказа, а в недопустимости считать оскверняющим человека то, что разрешено Богом, ведь в противном случае пришлось бы признать, что Господь благословил осквернение.
В настоящее время среди верующих встречается и более умеренный взгляд на потребление мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потребление мяса не следует считать чем-то непристойным, однако его нельзя потреблять в день перед причащением Святых Христовых Тайн.
На чём основано это мнение? Если не на предосудительном отношении к мясной пище как таковой, то на убеждении, что перед Евхаристией необходим хотя бы однодневный пост (в некоторых молитвословах указывается на необходимость трехдневного поста).
Но это утверждение (причём, не безусловно) распространяется, главным образом, на тех людей, кто или причащаются редко, или давно не участвовали в Евхаристии.
Между тем, многие христиане, следуя практике древней Церкви, причащаются не от случая к случаю, а регулярно. На них правило об обязательном предварительном трехдневном (и даже однодневном) посте не распространяется, ведь иначе им пришлось бы всю жизнь проводить в непрестанном посте, включая периоды особых церковных торжеств, подразумевающих соответствующую этим торжествам особую праздничную трапезу.
Церковные каноны не обязывают христианина отказывать себе в радости Праздников, наложением непонятно кем требуемого поста. Более того, убежденность, что вкушение мяса перед Причастием непременно ведёт к осквернению, способствуют формированию надменного, пренебрежительного отношения к ближним.
В самом деле, с каким настроением духа должен взирать такой человек на участников праздничного застолья, потребляющих мясные блюда, зная, что они планируют причаститься? Вероятно, что так: ну ладно, коль скоро правилами этого не запрещается, пусть себе вкушают мясо; а уж Я‑то не буду вкушать, ведь Я же понимаю, насколько это мерзко, ведь Я же не такой, как они…
Священное Писание как духовная пища
В Священном Писании сказано, что «не хлебом единым жив человек, но всяким Словом, исходящим из уст Божиих». Человек нуждается не только в пище физической, материальной, но и духовной. Слово Божие – пища для души. Если мы человека не покормим какое-то время, то результатом будет его истощение, дистрофия. Аналогично можно оказаться в состоянии дистрофика, если в течение длительного времени не читать Священное Писание. Без духовного чтения слабеет вера! Источник веры известен: «вера от слышания, а слышание от слова Божия».
Церковные правила (каноны) о пище
Каноны (правила) святых Апостолов
Правило 4. О том, что начатки плодов посылаются в дом епископу и пресвитерам, но не к алтарю.
Правило 42. Об извержении клириков, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
Правило 43. Об отлучении, если не исправятся, иподиаконов, певцов, чтецов или мирян, преданным пьянству и участиям в азартных играх.
Правило 51. Об извержении клириков и отлучении мирян, гнушающихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Правило 53. Об извержении клириков, не вкушающих вина и мяса не ради подвига воздержания.
Правило 63. Об извержении клириков и отлучении мирян, употребляющих в пищу удавленину, звероядину, или мертвечину.
Каноны V‑VI Трулльского собора
Правило 56. О запрете практики вкушать яйца и сыр в субботние и воскресные дни Великого поста.
Правило 57. О том, что не подобает приносить к алтарю мёд и молоко.
Правило 67. О епитимии для вкушающих кровь (извержение для клириков, отлучение для мирян).
Правило 74. О запрете в храме совершать агапы, вкушать пищу, постилать ложа.
Правило 99. О запрете вносить мясо в храм.
Каноны Анкирского собора
Правило 7. О 2‑х летней епитимии для пиршествующих с язычниками, но принесённой с собой пищей.
Правило 14. О необходимости клирикам, воздерживающимся от вкушения мяса, отведывать его во времена собраний. Неповинующийся этому и гнушающийся мяса должен быть извержен из сана.
Правило Карфагенского собора
Правило 46. Об отмене обычая освящать вместе со Святыми Дарами мёд и вино для новокрещённых.
Правило Гангрского собора
Правило 2. Об анафеме осуждающим вкушение мяса, кроме крови, удавленины и идоложертвенного.
Правило свт. Григория Неокесарийского
Правило 1. О пленниках, вынужденных есть идоложертвенную пищу во время набегов варваров.
Правила свт. Василия Великого
Правило 28. О достойном смеха обете воздерживаться от свиного мяса.
Правило 86. Опровержение нареканий енкратитов (воздержников от мяса).
См. Полный список канонов.
Что такое духовная пища
Есть такая шутка про людей, которые мало едят: «Ты что, Святым Духом питаешься»?
Выражение столь заезженное, что о его содержании мы редко задумываемся. А смысл, между прочим, есть. И его источник — Божье Слово. Так что такое духовная пища?
Что такое духовное пища? Это чтение
О духовной пище сказано довольно много разного. Но чаще всего под ним подразумевают именно чтение. Например, так пишет Иоанн Златоуст:
«Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями».
Есть книги пустые, есть вредные. Скорее разумно говорить о чтении как о духовной пище в историческом смысле. В прежние времена не существовало письменности, и люди передавали знания устно.
Раз умеется, далеко не каждый текст — духовная пища.
Для нас это звучит фантастически, но древние индоарийцы заучивали на память тексты, которые сопоставимы с полным собранием сочинений А.С.Пушкина.
Чем мотивированна такая преданность? Явно не стремлением к эрудиции. Знания, которые удостаивались такой чести, были не художественными, а духовными произведениями.
Св. Марк, как и все Евангелисты, изображён с рукописью: чтение Священного Писания — это важнейшая духовная пища
Впоследствии люди утратили подобный навык и принялись записывать самые важные тексты. Этим занимались:
И письменность изначально фиксировала лишь самые ценные знания — духовную пищу.
Духовная пища нужна, чтобы открыть душе человека важные истины
Человеку полезно подбирать приемлемый рацион питания на каждый день. Также дела обстоят и с духовной пищей. Нет большого толку в том, чтобы ежедневно читать одно и то же, либо просто читать всё без разбора.
Много ли пользы было бы, если бы человек ел одни орехи, либо питался бы всем, что попадётся под руку? Нет. Организм либо бы пересытился отдельными веществами, либо погиб от отравления.
То же касается и человеческой души. Она — субстанция хрупкая, а потому о ней нужно проявлять заботу.
Значит ли это, что человеку не стоит читать Агату Кристи, Брема Стокера, Стивена Кинга? Вовсе нет. Чтение — это занятие культурного человека, в нём много полезного:
Но есть другие книги, чья цель — не играть с интеллектом и воображением, а обратиться напрямую к душе, открыть ей самые важные для человека истины. Да и сам человек преобразуется. Как говорит Священное Писание:
«…славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу».
Человеку в качестве духовной пищи полезны только боговдохновенные писания и благодеяния
Далеко не всякая духовная пища нужна человеку.
Есть такой восточный афоризм:
«Даже капля яда способна испортить ведро молока».
Есть много текстов, которые в качестве «молока» используют религию или любое священное писание как прикрытие. Пишет, например, человек второсортные детективы, и вдруг у него в романе встречается пассаж о Христе, вере, спасении.
Вроде бы, с христианской точки зрения, хорошо. Но нет. Столько в этом непонимания, фальши, самолюбования, ложного самоуничижения и псевдофилософии, что страшно становится.
Всё же художественный писатель должен оставаться в рамках выдумки, а проповедь ему нужно оставить тем, кто этому научен и способен преподнести Священное Писание в чистом виде. Потому в качестве духовной пищи православному человеку полезны:
Собственно, любой верующий в эпоху аудиокниг способен наполнить свою жизнь духовным чтением в любое удобное время, когда может на нём сосредоточиться.
Монахи принимают пищу земную, слушая пищу духовную.
И хотя мы в большей степени говорим о чтении, нужно отметить, что духовная пища им не исчерпывается. Любые праведные дела — это тоже духовный опыт и действует он подобным образом, приближая человека к Богу.
Но об этом мы поговорим дальше, когда заглянем в труды христианских деятелей.
Божье слово — это главная духовная пища для христианина
Священное Писание — это главная духовная пища потому, что в нём можно найти много полезного для верующего:
Человек, который обращается к Библии, непобедим: в ней он обретает Божественный свет, дабы идти в его лучах через жизнь. А потому апостол Пётр через толщу веков призывает человечество:
«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь».
Но главную мысль, как всегда выражает Иисус Христос. Он говорит:
«Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда».
Хлеб, который раздавал Христос, возможно, — аллегория знания. И мы тогда понимаем, что он предлагает нам не простой, а духовный хлеб. То есть речь идёт о метафоре.
И здесь уместно сделать отступление и сказать, что ряд исследователей и вовсе предполагают, что ученики Мессии многое в тексте передали метафорически. И хлеба, которыми насыщались слушатели Христа, — это знания.
А что же рыба? И тут есть объяснение. Значок рыбы изображали в местах, где собирались христиане. Этот символ отождествляли с нашей верой ещё до того, как его заменил крест.
Но это уже совсем другая история.
Святые отцы учили, что духовная пища есть во всём
Преподобный Макарий Оптинский полагал, что духовная пища нужна душе не меньше, чем делу — физическая:
«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34)».
Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк учили находить духовную пищу во всём:
Преподобный Ефрем Сирин не употреблял понятие «духовная пища», но мы прекрасно можем видеть, что высказывался он именно о ней. Ефрем Сирин указывает, что пища для духа — это подвиги, труд и благодетель:
«Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста».
Священноинок Дорофей писал, что духовная пища приводит человека к Господу
Но особенно подробно к рассмотрению духовной пищи подошёл священноинок Дорофей. Он учил, что духовная пища есть во всём, но степень её полезности, как и в случае пищи обычной, бывает разной:
«Во всякой пище духовной одна закваска — благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот — простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное».
Далее Дорофей подчёркивал, что телесное и духовное имеют очень много сходств, которые мы порой не замечаем:
«Начало всему — человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные».
Священноинок Дорофей уверял, что полезные для духа книги написаны по воле Божьей и призваны пробудить в человеке самые лучшие чувства:
« И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости — страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание, терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда — это Сам Бог».
Так духовная пища приводит человека к Богу. Далее священноинок продолжает цепочку причинно-следственных связей на духовном пути человека:
«И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены».
Среди главнейших форм духовной пищи священноинок Дорофей упоминал Иисусову молитву:
«Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле».
Иисусова молитва способна привести верующего в Царство Божие: