Это какую духовную пищу это что ли запеканка

Духовная пища

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка
Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Возлюбленные братья и сестры, нынешнее евангельское чтение повествует нам о милосердии Господа к людям и Его божественной всемогущей силе, именно говорит об исцелении многих больных и о чудесном напитании пяти тысяч народа чудесно умноженными пятью малыми хлебами и двумя рыбами.

Оно научает нас той истине, что Господь Иисус Христос есть Творец всего, Жизнодавец и Питатель наш и Врач душевный и телесный; Он сотворил и творит в изобилии всякие плоды земные в пищу и наслаждение наше; Он посылает с небес дожди ранние и поздние; Он гремит в круге небесном и страшно осиявает молнией; Он изводит ветры из сокровищ Своих; Им мы живем, движемся и существуем (Деян. 17, 28). А потому, братья и сестры возлюбленные, пользуясь всякий день различными дарами Божиими, будем благодарны за них Господу и за столь великую Его к нам любовь и столь богатый Его о нас Промысл будем платить Ему любовыо и по мере Его к нам щедрот будем взаимно щедры к ближним нашим. Если так будем поступать, то земля не перестанет произращать изобильно всякие плоды, ибо по мере плодов любви нашей к Богу и добрых дел и земля наполнится плодами и не будет неурожаев и голода или тяжкой дороговизны всех потребностей. Если же будем немилостивы и жестокосерды, то и земля будет жестка под ногами нашими и не даст плода.

Еще нынешнее Евангелие научает нас тому, чтобы мы не сомневались уделять ближнему и из малого по силе своей, ибо и малое Господь силен умножить, так что дающий нищему не обеднеет (Притч. 28, 27). Апостолы имели только пять хлебов и две рыбы и думали, что не стоит и делить такую малость на столь великое множество народа. А эта малость сделалась великим множеством: все ели и насытились, да еще и осталось в сорок раз больше того, сколько было.

Не бывает ли подобного чуда и ныне с людьми милостивыми? И весьма часто. По мере даяния и Господь им подает в десять, двадцать, во сто раз больше. Верен Господь во всех словах Своих (Пс. 44, 13).

Когда народ после чудесного насыщения стал ходить за Иисусом Христом, с тем чтобы еще и еще поесть чудесного обеда, тогда Господь сказал им обличительно: Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда (Ин. 6, 26-27, 32-33, 35). Пища земная, тленная укрепляет только тело, а не душу бессмертную; апостол говорит: Добро благодатию утверждати сердца, а не брашны, от нихже не прияша пользы ходившии в них (Евр. 13, 9).

Источник

Ответы в «Поле чудес» 3 декабря 2021 года

Ответы на вопросы в телеигре «Поле чудес» 3 декабря 2021 года (Народная кухня)

Ответы в Поле чудес за 3 декабря 2021, выпуск посвящен народной кухне. В этой статье можно посмотреть все вопросы и ответы на них в сегодняшнем выпуске капитал-шоу «Поле чудес» с легендарным уже ведущим Леонидом Аркадьевичем Якубовичем в качестве ведущего.

Бессмертное капитал-шоу. Правила игры весьма просты: в трех турах участвуют по три человека в каждом, победители туров соревнуются в финальной игре, и ее победитель, если выиграет суперигру, получает главный приз. Участниками игры становятся самые разные люди со всех уголков страны.

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканкаОтветы в Поле чудес. Фото: Первый канал

Ответы в Поле чудес за 3.12.2021

В наше время, игра проходит без зрителей, поэтому игроки выходят под аплодисменты телезрителей. Сегодняшний выпуск Поля чудес был посвящен народной кухне на Руси. Сегодня зрители в студии присутствовали.

Как звучит донское название мясных вареников в похлебке в словаре Даля?

Вот задание на первый тур. В словаре Владимира Ивановича Даля есть донское название мясных вареников в похлебке. Как оно звучит? (Слово из 9 букв)

Ответ: Шурубарки (9 букв).

Как в Тверской губернии называли девушку, которая очень любила поесть?

Вот задание на второй тур. Как раньше в Тверской губернии называли девушку, которая очень любила поесть, особенно сладкого? (Слово из 10 букв)

Ответ: Лизоблюдка (10 букв).

Как раньше в некоторых российских селах называли полдник?

Вот задание на третий тур. Раньше в российских селах ели обычно четыре раза в день. А летом, в рабочую пору, даже пять. Как раньше в некоторых российских селах называли полдник? (Слово из 10 букв)

Ответ: Перехватка (10 букв).

Как в старину назывался крестьянский суп, овощная похлебка?

Вот задание на финальный тур. Как в старину назывался крестьянский суп, овощная похлебка? (Слово из 5 букв)

Ответы в Суперигре Поле чудес 3 декабря 2021

Победитель игры решил сыграть в Суперигру.

Каким словом обозначали прием пищи между полдником и ужином?

Слово по горизонтали (14 букв). Каким словом раньше в некоторых российских селах обозначали прием пищи между полдником и ужином?

Ответ: Подвечеркивать (14 букв)

Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?

Слово слева по вертикали (5 букв). Как называется индийское блюдо, похожее на пельмени?

Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?

Слово справа по вертикали (4 буквы). Раньше в России про человека, не умевшего умеренно есть, говорили: «Никакой в нем нет …» Чего?

Победитель не смог выиграть в Суперигре, но ведущий шоу Леонид Якубович решил оставить ему ноутбук.

Источник

Это какую духовную пищу это что ли запеканка

Пи́ща — 1) то, что упо­треб­ля­ется для пита­ния; еда или питие; 2) небес­ная пища — еда и (или) питие, пред­на­зна­чен­ные для пита­ния, но предо­став­ля­е­мые чело­веку по осо­бому усмот­ре­нию Божьему, сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом (напри­мер, манна небес­ная ( Исх.16:31 ) или пища, достав­ляв­ша­яся Бого­ро­дице анге­лами в период Её пре­бы­ва­ния при Иеру­са­лим­ском Храме); 3) духов­ная пища — то, что спо­соб­ствует духовно-нрав­ствен­ному совер­шен­ство­ва­нию чело­века (Евха­ри­сти­че­ские Дары; Бого­от­кро­вен­ное учение; Дары Свя­того Духа).

Почему в пост запре­щены именно мясные про­дукты?

Пер­во­на­чаль­ными моти­вами отказа от мяса стали исто­ри­че­ский и реги­о­нально-кли­ма­ти­че­ский. Жители Сре­ди­зем­но­мо­рья повсе­дневно ели рыбу, оливки, сыр, зелень, а мясо было празд­нич­ной и редкой пищей. Мясо было идо­ло­жерт­вен­ным; «просто мясо», как у нас, не про­да­ва­лось, не было необ­хо­ди­мо­сти. По мере рас­про­стра­не­ния хри­сти­ан­ства и исчез­но­ве­ния язы­че­ства высту­пили на первый план сле­ду­ю­щие при­чины исклю­че­ния мяса из пост­ного раци­она:

Явля­ется ли мясная пища, как свя­зан­ная с умерщ­вле­нием живот­ных, не бого­угод­ной?

Известно, что во вре­мена оби­та­ния чело­века в Раю едой ему слу­жила пища исклю­чи­тельно рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния ( Быт.1:29 ). Более того, изна­чально только рас­ти­тель­ной пищей пита­лись даже и живот­ные ( Быт.1:30 ).

Эта бого­учре­жден­ная норма изме­ни­лась лишь после гре­хо­па­де­ния гре­хо­па­де­ния пра­ро­ди­те­лей, изгна­ния их из Эдем­ского сада и Все­мир­ного потопа.

Несмотря на широ­кое, повсе­мест­ное рас­про­стра­не­ние тра­ди­ция исполь­зо­ва­ния в пищу мяса живот­ных как раньше, так и теперь нахо­дит немало про­тив­ни­ков.

В первые вре­мена жизни Церкви умест­ность прак­тики упо­треб­ле­ния мяса живот­ных ста­ви­лась под сомне­ние пред­ста­ви­те­лями ряда обособ­лен­ных рели­ги­оз­ных общин, в том числе, ассо­ци­и­ро­вав­ших себя с хри­сти­ан­ством. Гну­ша­ясь мясной пищи, они не только лично воз­дер­жи­ва­лись от потреб­ле­ния мясных блюд, но и нередко хулили тех, кто не спе­шили брать с них пример.

Стре­мясь вра­зу­мить после­до­ва­те­лей неоправ­данно жест­ких запре­тов на вку­ше­ние мясной пищи, отцы Церкви состав­ляли по этому поводу спе­ци­аль­ные пра­вила, осуж­дав­шие тех, кто отка­зы­ва­лись от упо­треб­ле­ния мясной пищи не ради подвига воз­дер­жа­ния, а гну­ша­ясь. Второе пра­вило Ган­гр­ского Помест­ного Собора гла­сило о них: да будут под клят­вою!.

Совре­мен­ные про­тив­ники мясо­еде­ния, обос­но­вы­вая свою точку зрения, наряду с аргу­мен­том о небла­го­при­стой­но­сти уби­вать живот­ных ради еды, исполь­зуют и другой: мясная пища не только не полезна чело­веку, но и вредна.

Чем мы можем воз­ра­зить? Потреб­ле­ние мяса бла­го­слов­лено Самим Богом ( Быт.9:3 ), а Бог, без­условно, знает, что для людей уместно и что неуместно.

Запо­веди Божьи не содер­жат прин­ци­пи­аль­ного запрета на отказ от мясной пищи. В конце концов, чело­век может им и не питаться. Другое дело, если чело­век отно­сится к вку­ше­нию мяса с пре­тен­зией на несо­от­вет­ствие этого заня­тия нормам добра, ведь таким обра­зом он под­вер­гает уко­ризне Того, Кто дал на это Своё согла­сие, то есть Бога.

Закон Моисея огра­ни­чи­вал иудеев в выборе мясной пищи, клас­си­фи­ци­руя живот­ных на чистых и нечи­стых. Но этот запрет не рас­про­стра­ня­ется на хри­сти­ан­ство.

С другой сто­роны, Цер­ковь опре­де­лят для веру­ю­щих особые пери­оды поста, на про­тя­же­нии кото­рых пред­пи­сы­ва­ется воз­дер­жи­ваться от мясных про­дук­тов. Одной из глав­ных задач вся­кого поста служит обуз­да­ние плоти. Опять же, можно ска­зать, что отка­зы­ва­ясь (под руко­вод­ством Церкви) от потреб­ле­ния мяса, чело­век упо­доб­ля­ется пер­во­здан­ному Адаму, жив­шему в Раю и питав­ше­муся от плодов земли.

Почему Гос­подь уста­но­вил способ соеди­не­ния людей с Собой через вку­ше­ние?

Еда и питье состав­ляют способ, каким чело­век при­об­ща­ется к жизни, даро­ван­ной Богом. Этим же спо­со­бом совер­ши­лось гре­хо­па­де­ние – через вку­ше­ние плода «от древа позна­ния добра и зла». Первый чело­век отде­лил про­цесс пита­ния, обу­слов­ли­ва­ю­щий воз­мож­ность жизни, от еди­не­ния с Богом. В Евха­ри­стии еди­не­ние с Богом про­ис­хо­дит через вку­ше­ние, напо­ми­ная, что источ­ни­ком нашей жизни явля­ется Бог.

про­то­и­е­рей Евге­ний Горя­чев:
«Всякий раз, когда мы вку­шаем мясо, живот­ных – мы всегда вку­шаем мерт­вую отдель­ность. А на Тайной Вечере не мерт­вый, но живой Хри­стос указал на хлеб и сказал: «Это Тело Мое». Не мерт­вый, но живой Хри­стос указал на чашу с вином и сказал: «Это Кровь Моя». В чем суть Таин­ства? Неизъ­яс­ни­мым для чело­века спо­со­бом весь целый живой Хри­стос соеди­нился с этим хлебом и с этим вином, поэтому мы при­ча­ща­емся не мерт­вой отдель­но­сти, а целого живого Христа».

Правда ли, что мясо в день перед При­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Таинств осквер­няет чело­века?

Как известно, изна­чально мясо живот­ных не было пред­на­зна­чено в пищу не только для чело­века ( Быт.1:29 ), но даже и для зверей ( Быт.1:30 ). Все они могли питаться пищей исклю­чи­тельно рас­ти­тель­ного про­ис­хож­де­ния.

Мясо вошло в пище­вой рацион чело­века лишь после гре­хо­па­де­ния. Исходя из этого факта неко­то­рые совре­мен­ные мыс­ли­тели оце­ни­вают тра­ди­цию потреб­ле­ния мясной пищи как нечто непри­стой­ное.

Соб­ственно, подоб­ного рода воз­зре­ния фор­ми­ро­ва­лись уже во вре­мена ран­него хри­сти­ан­ства. Раз­вен­чи­вая эти воз­зре­ния, Цер­ковь, в лице своих архи­пас­ты­рей, осуж­дала как тех, кто гну­ша­ется мясной пищей, так и тех, кто зара­жает подоб­ного рода соблаз­нами прочих хри­стиан.

В бого­слов­ском отно­ше­нии эта пози­ция отцов Церкви имеет доста­точно про­стое объ­яс­не­ние. Дело в том, что тра­ди­ция потреб­ле­ния пищи живот­ного про­ис­хож­де­ния бла­го­слов­лена Богом ( Быт.9:3 ).

Сле­до­ва­тельно, тот, кто гну­ша­ется мясом, считая, что исполь­зо­ва­ние его в пищу осквер­няет чело­века, бро­сает упрёк (осо­знанно или неосо­знанно) не только в адрес мясо­едов, но и в адрес Того, Кто их на это бла­го­сло­вил, то есть в адрес Созда­теля.

Другое дело, когда отказ от исполь­зо­ва­ния мяс­ного раци­она про­ис­хо­дит не по при­чине пре­не­бре­же­ния мясной пищей как апри­ори чем-то непри­стой­ным, а в целях бого­угод­ного воз­дер­жа­ния, напри­мер, в дни уста­нов­лен­ных Все­лен­скою Цер­ко­вью свя­щен­ных постов.

Не про­ти­во­ре­чит цер­ков­ным зако­нам и само­лич­ный отказ чело­века от мяса. Соб­ственно, смысл вопроса заклю­ча­ется не в пра­во­моч­но­сти или непра­во­моч­но­сти такого отказа, а в недо­пу­сти­мо­сти счи­тать осквер­ня­ю­щим чело­века то, что раз­ре­шено Богом, ведь в про­тив­ном случае при­шлось бы при­знать, что Гос­подь бла­го­сло­вил осквер­не­ние.

В насто­я­щее время среди веру­ю­щих встре­ча­ется и более уме­рен­ный взгляд на потреб­ле­ние мясной пищи. Согласно этой точке зрения, в общем потреб­ле­ние мяса не сле­дует счи­тать чем-то непри­стой­ным, однако его нельзя потреб­лять в день перед при­ча­ще­нием Святых Хри­сто­вых Тайн.

На чём осно­вано это мнение? Если не на предо­су­ди­тель­ном отно­ше­нии к мясной пище как тако­вой, то на убеж­де­нии, что перед Евха­ри­стией необ­хо­дим хотя бы одно­днев­ный пост (в неко­то­рых молит­во­сло­вах ука­зы­ва­ется на необ­хо­ди­мость трех­днев­ного поста).

Но это утвер­жде­ние (причём, не без­условно) рас­про­стра­ня­ется, глав­ным обра­зом, на тех людей, кто или при­ча­ща­ются редко, или давно не участ­во­вали в Евха­ри­стии.

Между тем, многие хри­сти­ане, следуя прак­тике древ­ней Церкви, при­ча­ща­ются не от случая к случаю, а регу­лярно. На них пра­вило об обя­за­тель­ном пред­ва­ри­тель­ном трех­днев­ном (и даже одно­днев­ном) посте не рас­про­стра­ня­ется, ведь иначе им при­шлось бы всю жизнь про­во­дить в непре­стан­ном посте, вклю­чая пери­оды особых цер­ков­ных тор­жеств, под­ра­зу­ме­ва­ю­щих соот­вет­ству­ю­щую этим тор­же­ствам особую празд­нич­ную тра­пезу.

Цер­ков­ные каноны не обя­зы­вают хри­сти­а­нина отка­зы­вать себе в радо­сти Празд­ни­ков, нало­же­нием непо­нятно кем тре­бу­е­мого поста. Более того, убеж­ден­ность, что вку­ше­ние мяса перед При­ча­стием непре­менно ведёт к осквер­не­нию, спо­соб­ствуют фор­ми­ро­ва­нию над­мен­ного, пре­не­бре­жи­тель­ного отно­ше­ния к ближ­ним.

В самом деле, с каким настро­е­нием духа должен взи­рать такой чело­век на участ­ни­ков празд­нич­ного засто­лья, потреб­ля­ю­щих мясные блюда, зная, что они пла­ни­руют при­ча­ститься? Веро­ятно, что так: ну ладно, коль скоро пра­ви­лами этого не запре­ща­ется, пусть себе вку­шают мясо; а уж Я‑то не буду вку­шать, ведь Я же пони­маю, насколько это мерзко, ведь Я же не такой, как они…

Свя­щен­ное Писа­ние как духов­ная пища

В Свя­щен­ном Писа­нии ска­зано, что «не хлебом единым жив чело­век, но всяким Словом, исхо­дя­щим из уст Божиих». Чело­век нуж­да­ется не только в пище физи­че­ской, мате­ри­аль­ной, но и духов­ной. Слово Божие – пища для души. Если мы чело­века не покор­мим какое-то время, то резуль­та­том будет его исто­ще­ние, дис­тро­фия. Ана­ло­гично можно ока­заться в состо­я­нии дис­тро­фика, если в тече­ние дли­тель­ного вре­мени не читать Свя­щен­ное Писа­ние. Без духов­ного чтения сла­беет вера! Источ­ник веры изве­стен: «вера от слы­ша­ния, а слы­ша­ние от слова Божия».

Цер­ков­ные пра­вила (каноны) о пище

Каноны (пра­вила) святых Апо­сто­лов
Пра­вило 4. О том, что начатки плодов посы­ла­ются в дом епи­скопу и пре­сви­те­рам, но не к алтарю.
Пра­вило 42. Об извер­же­нии кли­ри­ков, пре­дан­ным пьян­ству и уча­стиям в азарт­ных играх.
Пра­вило 43. Об отлу­че­нии, если не испра­вятся, ипо­ди­а­ко­нов, певцов, чтецов или мирян, пре­дан­ным пьян­ству и уча­стиям в азарт­ных играх.
Пра­вило 51. Об извер­же­нии кли­ри­ков и отлу­че­нии мирян, гну­ша­ю­щихся вином, мясом и браком не ради подвига.
Пра­вило 53. Об извер­же­нии кли­ри­ков, не вку­ша­ю­щих вина и мяса не ради подвига воз­дер­жа­ния.
Пра­вило 63. Об извер­же­нии кли­ри­ков и отлу­че­нии мирян, упо­треб­ля­ю­щих в пищу удав­ле­нину, зве­ро­ядину, или мерт­ве­чину.

Каноны V‑VI Трулль­ского собора
Пра­вило 56. О запрете прак­тики вку­шать яйца и сыр в суб­бот­ние и вос­крес­ные дни Вели­кого поста.
Пра­вило 57. О том, что не подо­бает при­но­сить к алтарю мёд и молоко.
Пра­вило 67. О епи­ти­мии для вку­ша­ю­щих кровь (извер­же­ние для кли­ри­ков, отлу­че­ние для мирян).
Пра­вило 74. О запрете в храме совер­шать агапы, вку­шать пищу, пости­лать ложа.
Пра­вило 99. О запрете вно­сить мясо в храм.

Каноны Анкир­ского собора
Пра­вило 7. О 2‑х летней епи­ти­мии для пир­ше­ству­ю­щих с языч­ни­ками, но при­не­сён­ной с собой пищей.
Пра­вило 14. О необ­хо­ди­мо­сти кли­ри­кам, воз­дер­жи­ва­ю­щимся от вку­ше­ния мяса, отве­ды­вать его во вре­мена собра­ний. Непо­ви­ну­ю­щийся этому и гну­ша­ю­щийся мяса должен быть извер­жен из сана.

Пра­вило Кар­фа­ген­ского собора
Пра­вило 46. Об отмене обычая освя­щать вместе со Свя­тыми Дарами мёд и вино для ново­кре­щён­ных.

Пра­вило Ган­гр­ского собора
Пра­вило 2. Об ана­феме осуж­да­ю­щим вку­ше­ние мяса, кроме крови, удав­ле­нины и идо­ло­жерт­вен­ного.

Пра­вило свт. Гри­го­рия Неоке­са­рий­ского
Пра­вило 1. О плен­ни­ках, вынуж­ден­ных есть идо­ло­жерт­вен­ную пищу во время набе­гов вар­ва­ров.

Пра­вила свт. Васи­лия Вели­кого
Пра­вило 28. О достой­ном смеха обете воз­дер­жи­ваться от сви­ного мяса.
Пра­вило 86. Опро­вер­же­ние наре­ка­ний енкра­ти­тов (воз­держ­ни­ков от мяса).
См. Полный список кано­нов.

Источник

Что такое духовная пища

Есть такая шутка про людей, которые мало едят: «Ты что, Святым Духом питаешься»?

Выражение столь заезженное, что о его содержании мы редко задумываемся. А смысл, между прочим, есть. И его источник — Божье Слово. Так что такое духовная пища?

Что такое духовное пища? Это чтение

О духовной пище сказано довольно много разного. Но чаще всего под ним подразумевают именно чтение. Например, так пишет Иоанн Златоуст:

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка

«Чтение для души есть духовная пища, которая укрепляет ум и делает душу сильною, твердою и мудрой, не позволяет ей увлекаться неразумными страстями».

Есть книги пустые, есть вредные. Скорее разумно говорить о чтении как о духовной пище в историческом смысле. В прежние времена не существовало письменности, и люди передавали знания устно.

Раз умеется, далеко не каждый текст — духовная пища.

Для нас это звучит фантастически, но древние индоарийцы заучивали на память тексты, которые сопоставимы с полным собранием сочинений А.С.Пушкина.

Чем мотивированна такая преданность? Явно не стремлением к эрудиции. Знания, которые удостаивались такой чести, были не художественными, а духовными произведениями.

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка Св. Марк, как и все Евангелисты, изображён с рукописью: чтение Священного Писания — это важнейшая духовная пища

Впоследствии люди утратили подобный навык и принялись записывать самые важные тексты. Этим занимались:

И письменность изначально фиксировала лишь самые ценные знания — духовную пищу.

Духовная пища нужна, чтобы открыть душе человека важные истины

Человеку полезно подбирать приемлемый рацион питания на каждый день. Также дела обстоят и с духовной пищей. Нет большого толку в том, чтобы ежедневно читать одно и то же, либо просто читать всё без разбора.

Много ли пользы было бы, если бы человек ел одни орехи, либо питался бы всем, что попадётся под руку? Нет. Организм либо бы пересытился отдельными веществами, либо погиб от отравления.

То же касается и человеческой души. Она — субстанция хрупкая, а потому о ней нужно проявлять заботу.

Значит ли это, что человеку не стоит читать Агату Кристи, Брема Стокера, Стивена Кинга? Вовсе нет. Чтение — это занятие культурного человека, в нём много полезного:

Но есть другие книги, чья цель — не играть с интеллектом и воображением, а обратиться напрямую к душе, открыть ей самые важные для человека истины. Да и сам человек преобразуется. Как говорит Священное Писание:

«…славу Господню взирающе, в той же образ преобразуемся от славы в славу».

Человеку в качестве духовной пищи полезны только боговдохновенные писания и благодеяния

Далеко не всякая духовная пища нужна человеку.

Есть такой восточный афоризм:

«Даже капля яда способна испортить ведро молока».

Есть много текстов, которые в качестве «молока» используют религию или любое священное писание как прикрытие. Пишет, например, человек второсортные детективы, и вдруг у него в романе встречается пассаж о Христе, вере, спасении.

Вроде бы, с христианской точки зрения, хорошо. Но нет. Столько в этом непонимания, фальши, самолюбования, ложного самоуничижения и псевдофилософии, что страшно становится.

Всё же художественный писатель должен оставаться в рамках выдумки, а проповедь ему нужно оставить тем, кто этому научен и способен преподнести Священное Писание в чистом виде. Потому в качестве духовной пищи православному человеку полезны:

Собственно, любой верующий в эпоху аудиокниг способен наполнить свою жизнь духовным чтением в любое удобное время, когда может на нём сосредоточиться.

Монахи принимают пищу земную, слушая пищу духовную.

И хотя мы в большей степени говорим о чтении, нужно отметить, что духовная пища им не исчерпывается. Любые праведные дела — это тоже духовный опыт и действует он подобным образом, приближая человека к Богу.

Но об этом мы поговорим дальше, когда заглянем в труды христианских деятелей.

Божье слово — это главная духовная пища для христианина

Священное Писание — это главная духовная пища потому, что в нём можно найти много полезного для верующего:

Человек, который обращается к Библии, непобедим: в ней он обретает Божественный свет, дабы идти в его лучах через жизнь. А потому апостол Пётр через толщу веков призывает человечество:

«Итак, отложив всякую злобу и всякое коварство, и лицемерие, и зависть, и всякое злословие, как новорожденные младенцы, возлюбите чистое словесное молоко, дабы от него возрасти вам во спасение, ибо вы вкусили, что благ Господь».

Но главную мысль, как всегда выражает Иисус Христос. Он говорит:

«Истинно говорю вам: вы ищите Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытилисъ. Старайтесъ не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнъ вечную, которую даст вам Сын человеческий. Истинно говорю вам: Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий естъ тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкатъ, и верующий в Меня не будет жаждатъ никогда».

Хлеб, который раздавал Христос, возможно, — аллегория знания. И мы тогда понимаем, что он предлагает нам не простой, а духовный хлеб. То есть речь идёт о метафоре.

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка

И здесь уместно сделать отступление и сказать, что ряд исследователей и вовсе предполагают, что ученики Мессии многое в тексте передали метафорически. И хлеба, которыми насыщались слушатели Христа, — это знания.

А что же рыба? И тут есть объяснение. Значок рыбы изображали в местах, где собирались христиане. Этот символ отождествляли с нашей верой ещё до того, как его заменил крест.

Но это уже совсем другая история.

Святые отцы учили, что духовная пища есть во всём

Преподобный Макарий Оптинский полагал, что духовная пища нужна душе не меньше, чем делу — физическая:

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка

«Чтение духовных книг просвещает наш разум и показывает путь ко спасению, питает душу так, как физическая пища питает тело. Мы поучаемся, что нам должно делать, чтобы исполнить волю Божию; и познавая свою немощь, просим помощи Божией, каемся, смиряемся: а на смиренные Бог призирает (Пс. 112:6) и дает им Свою благодать (Притч. 3:34)».

Преподобные Варсонуфий и Иоанн Пророк учили находить духовную пищу во всём:

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка

Преподобный Ефрем Сирин не употреблял понятие «духовная пища», но мы прекрасно можем видеть, что высказывался он именно о ней. Ефрем Сирин указывает, что пища для духа — это подвиги, труд и благодетель:

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка

«Как младенец, рожденный в веке сем, не навсегда остается в младенческом возрасте, но ежедневно растет вследствие необходимости, по неизъяснимым законам природы, пока не придет в совершено мужа, в полноту разумных понятий, таким же образом и рожденный свыше водою и Духом должен быть возведен не в младенчество духово возраста, но, ежедневно пребывая в подвиге, труде и многом терпении, обязан чрез борьбу с духовным сопротивником преуспевать и возрастать до полноты духово возраста».

Священноинок Дорофей писал, что духовная пища приводит человека к Господу

Но особенно подробно к рассмотрению духовной пищи подошёл священноинок Дорофей. Он учил, что духовная пища есть во всём, но степень её полезности, как и в случае пищи обычной, бывает разной:

Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Смотреть картинку Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Картинка про Это какую духовную пищу это что ли запеканка. Фото Это какую духовную пищу это что ли запеканка

«Во всякой пище духовной одна закваска — благодать Духа Святого. Но разный вкус имеет слово для разума. Вот — простая, однообразная, умеренная и удобовразумительная пища духовная, вдоволь насыщающая и услаждающая душу. Понимающий да поймет сказанное».

Далее Дорофей подчёркивал, что телесное и духовное имеют очень много сходств, которые мы порой не замечаем:

«Начало всему — человеколюбие Божие к роду людскому, неизреченное и бесконечное. Ибо даровал Бог людям чувства душевные и телесные. Душевные же чувства таковы: сознание, мышление, речь, воображение, восприятие. А телесные чувства таковы: зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. С их помощью и совершаем добродетели, душевные и телесные».

Священноинок Дорофей уверял, что полезные для духа книги написаны по воле Божьей и призваны пробудить в человеке самые лучшие чувства:

« И написаны были по воле Божией книги. Чтоб над книгами размышлял человек и учился. А начало духовной мудрости — страх Божий. Страх рождает веру. Вера рождает надежду, надежда рождает любовь к Богу и к людям. Любовь рождает милосердие, послушание, терпение и многое другое. Терпение рождает послушание и всякую добродетель, ибо оно источник всех добродетелей. Послушание рождает упование. Упование кладет основание посту. Пост рождает чистоту душевную и телесную, и безмолвие. Безмолвие рождает воздержание, молитву, слезы и отсекает всякое злоязычие. Воздержание рождает бдение, молитву, бодрость, умиление, слезы, трезвенность и многое другое. Плач рождает страх Божий и бескорыстие. Бескорыстие рождает правду и всякое коварство отсекает. Правда же светлее солнца. Ибо правда — это Сам Бог».

Так духовная пища приводит человека к Богу. Далее священноинок продолжает цепочку причинно-следственных связей на духовном пути человека:

«И все праведные, как солнце, воссияют правдою и бледностью своей телесной от всяких бед и страданий, и жизнь вечную обретут. Молитва рождает трезвость ума, рассудительность, прозорливость, слезы, радость. Слезы рождают смирение сердечное и кротость. Смирение рождает смиренномудрие, прозорливость, скромность. Смиренномудрие отсекает горделивое высокомерие, самомнение и тщеславие, и взращивает плод духовный. От этих добродетелей исчезают все страсти, душевные и телесные. И мало-помалу возрастает в нас благодать, и мы достигаем совершенства и спасаемся. Телесно здоровым, терзаемым плотскими страстями, следует стяжать все эти добродетели. А немощные, живущие в них с помощью Божией, ни в чем так не нуждаются, как в святом смирении и молитве Иисусовой, и благодарении, которыми все эти добродетели неиссякаемо наполнены».

Среди главнейших форм духовной пищи священноинок Дорофей упоминал Иисусову молитву:

«Молитва отрешает от всех помышлений настолько, что все мирское кажется прахом и пеплом. Когда вкусит душа сладости молитвы, тогда жизнь свою тленную начинает презирать человек. Не желает ни красот, ни наслаждений. Забывает и самого себя и всех, живущих на земле».

Иисусова молитва способна привести верующего в Царство Божие:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *