Представитель фамилии Волошин может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории нашего государства.
Основатель фамилии мог получить это имя при крещении в один из дней памяти святых: мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского; равноапостольного великого князя Владимира (крестителя Руси); благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского.
Данное при крещении имя становилось нитью, связующей верующего с его заступником перед Богом. При образовании фамилии от крестильного имени небесный покровитель родоначальника переходил по наследству всему роду.
Нужно отметить, что особенно часто эта фамилия встречается в Закарпатье. Первое известное упоминание ее в документах относится к 1359 году.
Таким образом потомки человека, прозывавшегося Волоша, получили фамилию Волошины.
Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Волошин в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Волошин являет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.
Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Петровский Н.А., Словарь русских личных имен. Унбегаун Б.О., Русские фамилии.
Анализ происхождения фамилии Волошин подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Поделиться ссылкой:
Напишите, что вам известно о происхождении фамилии Волошин:
Представитель фамилии Волошин может гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории нашего государства.
Основатель фамилии мог получить это имя при крещении в один из дней памяти святых: мученика Иоанна-Владимира, князя Сербского; равноапостольного великого князя Владимира (крестителя Руси); благоверного князя Владимира Ярославича Новгородского.
Данное при крещении имя становилось нитью, связующей верующего с его заступником перед Богом. При образовании фамилии от крестильного имени небесный покровитель родоначальника переходил по наследству всему роду.
Нужно отметить, что особенно часто эта фамилия встречается в Закарпатье. Первое известное упоминание ее в документах относится к 1359 году.
Таким образом потомки человека, прозывавшегося Волоша, получили фамилию Волошины.
Говорить о точном месте и времени возникновения фамилии Волошин в данный момент не представляется возможным, поскольку процесс формирования фамилий был достаточно длительным. Тем не менее, фамилия Волошин являет собой замечательный памятник славянской письменности и культуры.
Источники: Тупиков Н.М., Словарь древнерусских личных собственных имен Толковый словарь В. Даля, в 4-х т. Петровский Н.А., Словарь русских личных имен. Унбегаун Б.О., Русские фамилии.Анализ происхождения фамилии Волошин подготовлен специалистами Центра исследований «Анализ Фамилии»
Основой фамилии Волошин послужило мирское имя Волоша. Фамилия Волошин образована от крестильного имени Владимир. Основой же для фамилии послужила просторечная форма этого имени — Волоша.
Упоминание фамилии в древних актах
Реестр запорожских казаков 1581 г.
Богдан Волошин Івоня Волошин Кукой Волошин Іван Волошанин Пергат Волошанин[1].
Реестр всего войска Запорожского после Зборовского договора с королем Польским Яном Казимиром составленные 1649 года октября 16 дня
Среди казацкой старшины Гетьманщины известны следующие представители фамилии:
Волошин Григорій – військовий товариш Миргородського полку (1782), мав 75 хат підданих.
Волошин Костянтин – військовий товариш Ніжинського полку, за Самойловича тримав с. Дорогинка, яке потім перейшло до полковника Якова Жураковського.
Волошин Лука – брат Івана, значковий товариш Миргородського полку (з 1757).
Волошин Микита – значковий товариш Гадяцького полку (1736) у 1-й Зіньківській сотні, мешканець зіньківський.
Волошин Степан – значковий товариш Гадяцького полку (1738), мешкав у с. Павлівці.
Помимо всего прочего стоит отметить, что носители фамилии Волошин в большом количестве упоминаются так же в реестр Запорожского войска 1756 года.
Источники и литература
1. «Україна – козацька держава». Упорядник Володимир Недяк. Київ: «ЕММА». 2004. 2. Реестра всего Войска Запорожского после Зборовского договора с королем Польским Яном Казимиром составленные 1649 года, октября 16 дня / Изданные по подлиннику О.М.Бодянским. [Чтения в Императорском Обществе Истории и Древсностей Российских при Московском Университете 1874 г. кн.2 и 3-я.] — Москва: Издание Императорскаго Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете, 1875. 3. Малоросийские переписные книги 1666 г. – К.: типография Корчак-Новицкого, 1900 4. Присяга Миргородського полку 1732 року / опрацювали Д.Вирський і Р.Москаленко. – К.: Інститут історії України НАН України, 2011. – 105 с. 5. Кривошея В.В., Кривошея І.І., Кривошея О.В. Неурядова старшина Гетьманщини. – К.: «Стилос», 2009. – 432 с.
Нам очень интересно, откуда пошла наша фамилия — Волошин и что она означает. Все факты, конечно же, мы знать не можем, но постараемся выяснить происхождение фамилии Волошин и всё что связанно с ней.
История Волошиных
Волошины, до образования Румынии как единого государства, населяли территорию, которая известна как Волощина (Wallachia) — историческая область в современной Румынии между Карпатскими горами и рекой Дунай (на карте в желтом цвете).
«Та я й не волох; так тiлько — був колись у Волощинi, а люде й звуть Волохом, сам не знаю за що».
Интересно, что Voloch читается как Волох у славян, использующих латиницу, но на латинском читается Волош.
А учитывая что волошины жили в восточной части римской империи, становится понятным и чередование о-а, и «выпадание» гласных, и смены окончаний: Волош, Волощ, Волох, Валах, Влах, Влох. Достаточно проследить особенности произношений народов от Дуная до Вислы, а именно по этому пути происходило расселение славян, в преданиях которых и сохранилась память о волошиных.
Волошский флаг — это встреча Земли и Неба, Духовного и Материального, эти символы также древни как и волхвы!
Таким образом этноним «волошин» (как и «литвин», «мордвин», «немчин» и т.д.) с самого начала выступало субстантивом от «идущий, имеющий происхождение с Волощины (Волошских земель)». Между тем, появление единого самоназвания, как показывают исследования этнологов, свидетельствует и о появлении этноса. Так вот, этноним «волошин» употреблялся как самоназвание всего народа, населявшего Волощину. При этом, как свидетельствуют языковедческие исследования, все этнонимы, как правило, образуются довольно случайным путем и, возникнув, быстро теряют связь со средой своего происхождения (например, франки отличались от французского народа, хотя и дали им свое название, а болгарами на первых порах называли тюркских кочевников). Тоже произошло и с этнонимом «волошин», который потерял связь со средой происхождение с образованием Румынии.
Топоним — земля Волошская вызывает споры исследователей. Возможный вариант – это земля волохов, влахов (современные румыны). В истории упоминается племя волотов.
Гельмольд, живший в XII в. в земле вагров (заметим сходство с этнонимом варяги — автор) и знавший язык славян, видимо делает попытку объяснить некоторые названия племен, которые пишет в своей «Славянской хронике» о хижанах, черезпенянах, доленчанах и ратарях:
«Эти четыре племени за свою храбрость называются вильцами или лютичами» [Гельмольд, 1963, с. 37].
Лютичи, вероятно, ассоциируются у него со славянским корнем лют- в значениях «свирепый», «злой, «сильный». Недаром в русских говорах есть слово лютич «злодей, «варвар», а прилагательное лютый может употребляться в значении «сильный, упорный… Действительно, лютичи настолько прославились своей храбростью в войне с немцами, что их второе имя – велеты (волоты) стало легендарным. В украинском языке велетень, велет, в белорусском и русском волот – это великан, исполин, богатырь.
Известны гидронимы Волотва, Влтава в Чехии, Волхов, топоним Волынь, оним волыняне. Таким образом, Волошскую землю можно трактовать как землю, населяемую волотами или волохами.
«Когда волохи напали на славян дунайских, и поселились среди них, и притесняли их, то славяне эти пришли и сели на Висле и прозвались ляхами…» Повесть Временных Лет
Возможно, что волошины — это древнейший славянский род воинов, которые выступали первым щитом славян на границе Римской империи, в состав которой они входили, а в последствии стали инициаторами переселения. Название северо-востока Римской империи — Волошские земли (Волощина) — это та причина, по которой переселенцы на Вислу дали название современной Италии — Włoch. Отсюда происходит и название юга Румынии – Волощина. А в последствии славяне называли Волощиной Румынские и Молдавские территории. Последние поселения волошиных были славянские территории современного Приднестровья, где и по сей день живут славяне и продолжается борьба за независимость.
Известие о расселении славян с Дуная летопись могла почерпнуть только из народных преданий и народных песен, до сей поры сохранивших память об этой реке. Предание сохранило и имя народа (римлян), теснившего славян; но, по мнению Н. П. Барсова, имя это в то время, когда писал летописец, утратило уже свой первоначальный широкий смысл; под Волохами понимали тогда, главным образом, жителей Италии (о чем мы упоминали выше), население же сохранившейся Восточной Римской империи обозначалось именем греков. В тесном смысле слово влох (Włoch) поныне сохранилось у поляков, у которых оно значит итальянец. Имя В. вызвало несколько толкований и объяснений, которые приведены у того же Барсова в сочинении «Очерки русской исторической географии» (2 изд., Варшава, 1885):
«По Варяжскому морю, говорит он (Лаврентьевская летопись, 2), сидят ляхи, пруссы и чудь; по тому же морю сидят варяги с одной стороны до Симова предела, с другой до земле Агнянски и до Волошьски. Затем, оставляя ляхов, пруссов и чудь, очевидно, занимавших побережье, противоположное тому, на котором жила часть варягов до Агнянской земли, он переходит к исчислению племен этого Афетова колена, причем держится естественного порядка, в каком они заселяли, по его сведениям, варяжское побережье. «Афетово бо и то колено, говорит он, Варязи: Свеи, Урмяне, Готе, Русь, Агняне, Галичане, Волъхва, Римляне, Немци, Корлязм, Веньдици, Фрягове и прочии» (Лавр., 2)».
Тут необходимо заметить, что Афет — (Иафет, Яфет) — сын Ноя (мать неизвестна), которому после потопа (по христианской хронологии обычно указывается 3266 г. до н.э.) перешли земли Европы и ближайшей к ней округи. Жил якобы несколько сотен лет, как и другие ранние библейские герои.
Сыновьями Афета библия считает Гомера (киммерийца), Магога (Гога, князя Роша), Мадая, Иована, Фувала, Мешеха (по средневековым версиям, основателя Москвы), Фираса (Тираса — античное название Днестра). Сыны Гомера и внуки Яфета: Ашкеназ (скиф), Рифат (житель округи гор Риф-Рип), Фогарма (армянин или перс-арий; Библия. Бытие. 10, 1 — 3).
По русским летописям, именно на землях Афета сразу после потопа расселились «русь, чюдь и вси языци…» (предки-земляки народов с такими средневековыми этнонимами). Пращуры славян вскоре после потопа селились в округе Иллирии, что лингвистически доказывают О.Н.Трубачев и другие видные языковеды. Яфетическая теория Н.Я.Марра, по сути, была одним из вариантов развивающейся ныне ностратической теории языков.
Иафет — один из базовых образов библейского представления о началах цивилизационной истории, окончательно оформившийся в средние века.
Ошибочное отождествление волохов с римлянами во времена их относительно мирного сосуществования вносит путаницу в истинные причины переселения славян. Небольшое количество волохов не могло сопротивляться римским воинам и потому они были инициаторами переселения, но не на стороне римлян и уж, тем более, сами не были римлянами.
Впоследствии под именем Волохов стали в России известны жители Молдавии и Валахии, которые, как известно, считают себя потомками римлян и потому называют себя румуны.
Данные фамилии упоминаются в ‘Ономастиконе’ Веселовского: Волох, Волоховы: кн. Владимир Дмитриевич Волох Бычков-Ростовский, начало XVI в.; Волох Суседов, 1519 г.; Залешенин Никифорович Волохов, воевода, 1583 г., Двина; Волошенинов Михаил Лукич, судья, 1545 г., Белоозеро. Но возможна связь с фамилией Волоченинов, в некоторых диалектах вероятна замена ч — ш.
В 1707 г. Петр Великий принял на службу волошского выходца Апостола Кигеча, который имел быть комендантом Волошской Хоронгви, но так как волохов для этого явилось слишком мало, то они были определены в слободские полки, а в 1740 г. им разрешено было приобретать в Малороссии недвижимости.
Впоследствии составился и особый Волохский корпус, командиром которого в 1738 г. назначен был князь Кантемир. В 1742 г. повелено было селить волохов в Оренбургском крае, а в 1761 г. разрешено было принимать живущих в Польше волохов в нынешнюю Екатеринославскую губернию.
В состав Кодацкой паланки в последние годы Сечи (1770-е) вошли Волошськi хутори (Волошские хутора) и, вероятно, село Волоське.
Село Волоське находилось чуть ниже по течению от современного Днепропетровска, на реке Суре, у ее впадения в Днепр (чуть ниже места впадения по правую сторону).
Волошские хутора находились возле Старого Кодака — это чуть выше Суры, также по правому берегу. Сейчас это чуть к юго-востоку от окраины Днепропетровка. История появления этих волошских мест такова. В октябре 1770 года запорожцы захватили обоз хана Крым-Гирея с ордынским ясырем — 673 молдаванина (которых народ обычно ошибочно называл волохами) и около 100 евреев. Волохов отправили в Старый Кодак, а евреев — в торговое местечко Новый Кодак (административный центр Кодацкой паланки, на территории нынешнего района Кайдаки города Днепропетровска, ограниченной с запада парком Ленина, за которым район Красный Камень, с юга проспектом Свободы, с севера Днепром с Кайдацким мостом).
Эти 673 и еще 1300 волохов, взятых запорожцами под Очаковом, и поселились по разрешению Коша возле Старого Кодака, создав село Волоське и Волошськi хутори.
Но ища предков, следует учитывать распространенность этой фамилии в Украине. Только в реестре Чигринского полка насчитывается 12 Волошиных, что составляет примерно 0,4% от состава полка.
На некоторых сайтах, указывая на происхождение фамилии Волошин от украинского «человек из Валахии», добавляют, что фамилия Волошин (Woloshin) распространена также у евреев-ашкеназов и произошла, собственно, от украинской фамилии Волошин. Также встречается полонизированное написание фамилии Woloszyn, заимствованное у украинцев или ашкеназов, которые заимствовали эту фамилию, в свою очередь, опять же, у украинцев.
Фамилия Волошин распространена также среди потомков иммигрантов в США — больше всего в штатах Нью-Йорк и Коннектикут.
Фамилия Волошин на разных языках Voloshin, Wolochin, Woloshin, Woloszyn, Волочин, וולושין
Знаменитые представители фамилии
Женская форма фамилии — Волошина.
См. также Волошина — астероид, назван в честь советской разведчицы Веры Волошиной.
Раскройте тайну фамилии ВОЛОШИН (в латинском транслите VOLOSHIN) глядя на результаты расчета в нумерологической магии цифр. Вы узнаете скрытые таланты и неизвестные желания. Возможно, вы не понимаете их, но чувствуете, что чего то не знаете о себе и ваших близких.
Первая буква В фамилии ВОЛОШИН расскажет о характере
Характерные черты фамилии ВОЛОШИН
ВОЛОШИН: число взаимодействия с миром «9»
«Девяточник» способен раствориться в любви целиком и наслаждается ею, даже если не получает взаимности. Он мало в чем нуждается и многое отдает; ни собственные силы, ни материальные факторы не имеют в его глазах большой ценности, поэтому ни к комфорту, ни к богатству особенно не стремятся. Для людей девятки куда важнее добиться того, чтобы их жизнь была насыщенной и интересной. Именно поэтому они обычно предпочитают город деревне и не получают радости от пассивного, бездеятельного отдыха.
Нужно помнить еще и о том, что на характер «девяточника»оказывают влияние вибрации всех чисел, поэтому многим поведение такого человека может показаться непредсказуемым. Логика и рациональные суждения – не лучшие помощники в деле под названием «понять человека девятки». Тут скорее полезной окажется интуиция, да и доверие будет не лишним – надо признать, что в большинстве случаев «девяточник» поступает правильно и, если ему не мешают, решает проблемы наилучшим образом.
ВОЛОШИН: число душевных стремлений «6»
Люди, находящиеся под влиянием шестерки, редко беспокоятся о своих проблемах. Им гораздо интереснее глобальные вопросы, такие как спасение мира и восстановление справедливости. Шестерочники терпимо относятся к недостаткам окружающих, с готовностью прощают обидчиков. Чужого горя для них не бывает – они настолько близко принимают все к сердцу, что зачастую видят жизнь в черных красках.
Важнее всего для таких людей любовь и творческая самореализация. В браке они редко бывают счастливы, так как в качестве партнера склонны выбирать людей, нуждающихся в помощи: хронические алкоголики, заядлые игроманы и инфантильные мечтатели – это их профиль. Увы, избранник шестерочника, как правило, не торопится меняться в лучшую сторону, и супругам, даже если они искренне любят друг друга, не удается достичь гармонии в семейных отношениях.
Рожденные под влиянием шестерки часто обладают литературным талантом, имеют тягу к музыке и живописи. Они страстно желают прославиться, но еще больше нуждаются в спокойствии и гармонии. Такие люди чаще остальных впадают в уныние, бывают агрессивны и раздражительны, однако и бодрость духа возвращается к ним гораздо быстрее.
Они тонко чувствуют красоту, и любование красочным пейзажем способно исцелить их израненную душу. Шестерочники склонны к переоцениванию собственных сил, если дело касается работы на благо других, и к недооцениванию, когда речь заходит об их личных интересах.
Эти люди запросто бросают дело на полпути, сталкиваясь с малейшими препятствиями. Они не обладают лидерскими качествами, поэтому особо не блещут ни в семье, ни на работе. Однако они способны проявлять искреннее сочувствие, умеют находить компромиссы и сглаживать конфликты.
Люди шестерки редко бывают напористыми, но зато отличаются активностью, находчивостью и изобретательностью. К тому же они обладают редким качеством – умением радоваться чужим успехам, поэтому друзей у них хоть отбавляй.
ВОЛОШИН: число истинных особенностей «3»
Люди, находящиеся под влиянием числа три, отличаются завидной любовью к жизни и умением проносить веру в лучшее через все испытания, которые посылает им судьба. Возможно, этому способствует их дар видеть прекрасное в повседневном.
«Троечникам» чужды такие качества, как жажда наживы любой ценой и зависть по отношению к счастью других людей. Они наслаждаются тем хорошим, что у них есть, и благодарят жизнь за повседневные радости, замечать и ценить которые дано не всем.
Человек, подверженный воздействию вибраций числа три, имеет редкий дар одеваться элегантно, подчеркивая с помощью одежды и аксессуаров выгодные стороны своей внешности, не обладая при этом безупречной красотой. Удивительно, что «троечник» прекрасно выглядит даже в том случае, если не имеет достаточно средств, чтобы тратить деньги на дорогие вещи. На помощь ему в этой ситуации приходят врожденное обаяние и тонкий вкус.
Являясь прирожденными ораторами, «троечники» без труда увлекают своими идеями других людей. Им нет нужды командовать окружающими, отдавать приказы. Все, что им нужно, они могут получить исключительно благодаря врожденному дару убеждения и умению нравиться тем, в чьей помощи они нуждаются.
Особенности числа три проявляются в человеке через обостренную интуицию. Она позволяет избегать в общении острых углов, сглаживать наметившиеся конфликтные ситуации и дружить с людьми самых разных убеждений. Разговориться по душам с незнакомцем и за короткое время расположить его к себе – абсолютно рядовая ситуация для «троечника», не требующая от него каких-либо усилий.
К положительным качествам «троечников» относится также их потрясающее чувство юмора. Они не боятся выглядеть смешными в любой ситуации, всегда готовы от души посмеяться (в том числе и над собой). Они не требуют развлекать себя, им весело и интересно жить в тех обстоятельствах, которые предлагает им жизнь. В любой компании такие люди являются желанными, потому что придают общению непринужденность.
Единственный, пожалуй, недостаток «троечников» – это лень. Назвать их терпеливыми и усидчивыми язык не повернется. Там, где для достижения успеха надо приложить усилия, им будет не очень комфортно. А переделывать уже выполненную работу для таких людей – просто мука.