Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть картинку Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Картинка про Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть картинку Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Картинка про Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть картинку Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Картинка про Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимаетсяОбзор документа

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2010 г. N 407 «Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы»

В соответствии с пунктом 10.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2001 N 331, приказываю:

По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного постановления следует читать как «30.06.2004»

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы.

2. Признать утратившим силу приказ Федеральной антимонопольной службы от 14.10.2008 N 391 «Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы».

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

РуководительИ.Ю. Артемьев

Приложение
к приказу Федеральной антимонопольной службы
от 19 июля 2010 г. N 407

Положение
об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы

1. Общие положения

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, нормативными правовыми актами ФАС России, настоящим Положением, а также поручениями руководителя ФАС России.

1.4. Управление по вопросам, отнесенным к его ведению, осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России и территориальными органами ФАС России.

2. Задачи Управления

2.1. Основными задачами Управления являются:

2.1.1. выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений и согласованных действий;

2.1.2. осуществление методического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

3. Полномочия Управления

3.1. Управление осуществляет следующие полномочия:

3.1.1. в пределах компетенции Управления организует работу по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений и согласованных действий;

3.1.2. в установленном порядке и в пределах компетенции Управления рассматривает поступившие в ФАС России обращения, жалобы и заявления физических и юридических лиц, иных организаций о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.3. в пределах компетенции Управления осуществляет подготовку и направление запросов в адрес физических и юридических лиц, иных организаций, и контролирует их исполнение;

3.1.5. в пределах компетенции Управления готовит материалы к возбуждению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.6. в установленном порядке принимает от структурных подразделений центрального аппарата ФАС России копии докладных записок о признаках нарушения статей 11 и 16 Закона о защите конкуренции, подготовленных ими для передачи в Правовое управление ФАС России на проведение внутриведомственной правовой экспертизы;

3.1.7. в установленном порядке принимает участие в заседаниях Комиссий по рассмотрению дел о нарушении статей 11 и 16 Закона о защите конкуренции;

3.1.8. в пределах компетенции Управления осуществляет подготовку и направление решений и предписаний и контролирует их исполнение;

3.1.9. в установленном порядке организует работу по приему, регистрации и хранению заявлений об освобождении от административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства на основании примечания к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;

3.1.10. в пределах компетенции Управления готовит материалы к возбуждению дел о привлечении к административной ответственности юридических, физических и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.11. в установленном порядке и в пределах компетенции Управления совместно с Правовым управлением ФАС России участвует в представлении интересов ФАС России в судах;

3.1.12. в установленном порядке рассматривает представленные на согласование структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России проекты решений (писем заявителю) и предписаний, подготовленных по результатам рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о проверке соответствия проектов соглашений требованиям антимонопольного законодательства;

3.1.13. в установленном порядке и в пределах компетенции Управления взаимодействует с органами прокуратуры, органами внутренних дел, другими правоохранительными и контрольными органами.

3.1.14. в пределах компетенции Управления участвует в подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.15. в пределах компетенции Управления проводит анализ и подготовку заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции Управления.

3.1.16. в пределах компетенции Управления участвует в разработке административных регламентов ФАС России по выполнению государственных функций и иных ведомственных документов, отнесенных к компетенции Управления;

3.1.17. в пределах компетенции Управления участвует в обобщении практики работы ФАС России по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений и согласованных действий;

3.1.18. в пределах компетенции Управления по поручению руководителя ФАС России участвует в разработке и осуществлении международных проектов и программ;

3.2. Управление вправе:

3.2.1. запрашивать и получать в установленном порядке от других структурных подразделений центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России информацию и материалы, необходимые для осуществления полномочий Управления;

3.2.2. запрашивать и получать от других структурных подразделений центрального аппарата ФАС России сведения о товарных рынках, необходимые для осуществления полномочий Управления;

3.2.3. пользоваться в установленном порядке любыми базами данных других структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России;

3.2.5. в установленном порядке привлекать по согласованию с руководителем ФАС России к работе экспертов для решения вопросов, входящих в компетенцию Управления;

3.2.6. организовывать и принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях, других мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.2.7. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Организация деятельности

4.1. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФАС России в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.2. Структура и штатное расписание Управления утверждается руководителем ФАС России.

4.3. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФАС России в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.4. Структурными подразделениями Управления являются отделы по основным направлениям деятельности Управления.

4.5. Начальник Управления:

4.5.1. руководит деятельностью Управления и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Управление полномочий, а также состояние исполнительской дисциплины в Управлении;

4.5.2. осуществляет контроль и принимает необходимые меры по соблюдению в Управлении сроков исполнения документов;

4.5.3. вносит предложения на рассмотрение руководителя ФАС России, его заместителей, Коллегии ФАС России по вопросам, относящимся к ведению Управления;

4.5.4. участвует в установленном порядке в заседаниях Президиума Коллегии и заседаниях Коллегии ФАС России, а также в совещаниях, проводимых руководителем ФАС России и его заместителями, при обсуждении на них вопросов, относящихся к ведению Управления;

4.5.5. представляет ФАС России по поручению руководителя ФАС России в органах государственной власти и в российских организациях, а также в учреждениях и организациях иностранных государств и международных организациях;

4.5.6. распределяет обязанности между своими заместителями, непосредственно руководит их деятельностью, а также устанавливает обязанности гражданских служащих Управления;

4.5.7. утверждает положения об отделах Управления, а также должностные регламенты гражданских служащих Управления;

4.5.8. дает гражданским служащим Управления обязательные для исполнения указания и поручения в пределах компетенции Управления;

4.5.9. обеспечивает соблюдение гражданскими служащими Управления служебной дисциплины, контролирует своевременное и качественное исполнение ими заданий и поручений;

4.5.10. обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о повышении квалификации, подготовке и переподготовке, о включении в кадровый резерв, а также о поощрении гражданских служащих Управления и о применении к ним дисциплинарного взыскания;

4.5.11. обеспечивает ведение делопроизводства в Управлении;

4.5.12. обеспечивает соблюдение гражданскими служащими Управления режима секретности при работе с документами;

4.5.13. вносит предложения руководителю ФАС России о командировании государственных гражданских служащих Управления;

4.5.14. при обнаружении нарушения законности в работе структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России или их должностных лиц докладывает руководителю ФАС России об этих нарушениях;

4.5.15. осуществляет иные права и выполняет другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и поручениями руководителя ФАС России.

4.6. Во время отсутствия начальника Управления его обязанности выполняет один из его заместителей по поручению начальника Управления.

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19 июля 2010 г. N 407 «Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы»

Текст приказа официально опубликован не был

Обзор документа

Определен новый порядок работы Управления по борьбе с картелями ФАС России.

Закреплены всего 2 задачи Управления: выявить и пресечь соглашения и действия, ограничивающие конкуренцию; организовать методическое обеспечение структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов по вопросам своей компетенции.

Пересмотрены полномочия Управления.

Управление, как и ранее, возглавляет начальник. Его назначает на должность (освобождает от нее) руководитель Службы.

Прежний порядок работы Управления признан утратившим силу.

Источник

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть картинку Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Картинка про Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть картинку Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Картинка про Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается

Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Смотреть картинку Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Картинка про Фас отдел по борьбе с картелями чем занимается. Фото Фас отдел по борьбе с картелями чем занимаетсяОбзор документа

Приказ Федеральной антимонопольной службы от 9 ноября 2017 г. N 1485/17 «Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы»

В соответствии с пунктом 10.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 года N 331, приказываю:

1. Утвердить прилагаемое Положение об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы.

2. Признать утратившим силу Приказ Федеральной антимонопольной службы от 19.07.2010 N 407 «Об утверждении Положения об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы».

3. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

РуководительИ.Ю. Артемьев

Приложение
к приказу ФАС России
от 09.11.2017 N 1485/17

Положение
об Управлении по борьбе с картелями Федеральной антимонопольной службы

1. Общие положения

1.2. Управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, Положением о Федеральной антимонопольной службе, нормативными правовыми актами ФАС России, настоящим Положением, приказами и иными правовыми актами ФАС России, а также поручениями руководителя ФАС России.

1.4. Управление по вопросам, отнесенным к его ведению, осуществляет свою деятельность во взаимодействии со структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России и территориальными органами ФАС России.

2. Задачи Управления

2.1. Основными задачами Управления являются:

2.1.1. выявление и пресечение ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений и согласованных действий;

2.1.2. осуществление методического обеспечения структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России по вопросам, относящимся к компетенции Управления;

3. Полномочия Управления

3.1. Управление осуществляет следующие полномочия:

3.1.1. в пределах компетенции Управления участвует в подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.2. в установленном порядке и в пределах компетенции Управления рассматривает поступившие в ФАС России обращения, жалобы и заявления физических и юридических лиц, иных организаций о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.3. в пределах компетенции Управления осуществляет подготовку и направление запросов в адрес физических и юридических лиц, иных организаций, и контролирует их исполнение;

3.1.4. в установленном порядке и в пределах компетенции Управления организует и проводит проверки федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функций указанных органов, органов и организаций, государственных внебюджетных фондов, коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также принимает участие в проведении структурными подразделениями центрального аппарата и территориальными органами ФАС России внеплановых проверок соблюдения требований, предусмотренных статьями 11 и 16 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3.1.5. в пределах компетенции Управления готовит материалы к возбуждению дел о нарушениях антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.6. принимает от структурных подразделений центрального аппарата ФАС России копии докладных записок о признаках нарушении статей 11, 11.1, 16 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции», подготовленных ими для передачи в Правовое управление ФАС России на проведение правовой экспертизы;

3.1.7. в установленном порядке принимает участие в заседаниях Комиссий по рассмотрению дел о нарушении статей 11, 11.1, 16 и пункта 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

3.1.8. в пределах компетенции Управления осуществляет подготовку и направление решений, предписаний и контролирует их исполнение;

3.1.9. в установленном порядке организует работу по приему, регистрации и хранению заявлений об освобождении от административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства на основании примечаний к статье 14.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения;

3.1.10. в пределах компетенции Управления готовит материалы к возбуждению дел о привлечении к административной ответственности юридических, физических и должностных лиц за нарушение антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.11. в установленном порядке и в пределах компетенции Управления совместно с Правовым управление ФАС России участвует в представлении интересов ФАС России в судах;

3.1.12. в установленном порядке рассматривает представленные на согласование структурными подразделениями центрального аппарата ФАС России проекты решений (писем заявителю) и предписаний, подготовленных по результатам рассмотрения заявлений хозяйствующих субъектов о проверке соответствия проектов соглашений требованиям антимонопольного законодательства;

3.1.12. в установленном порядке и пределах компетенции Управления взаимодействует с органами прокуратуры, органами внутренних дел, другими правоохранительными и контрольными органами;

3.1.13. в пределах компетенции Управления участвует в подготовке предложений по совершенствованию антимонопольного законодательства Российской Федерации;

3.1.14. в пределах компетенции Управления проводит анализ и подготовку заключений на проекты законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции управления;

3.1.15. в пределах компетенции Управления участвует в разработке административных регламентов ФАС России по выполнению государственных функций и иных ведомственных документов, отнесенных к компетенции Управления;

3.1.16. в пределах компетенции Управления участвует в обобщении практики работы ФАС России по выявлению и пресечению ограничивающих конкуренцию и недопустимых в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации соглашений и согласованных действий;

3.1.17. в пределах компетенции Управления по поручению руководителя ФАС России участвует в разработке и осуществлении международных проектов и программ;

3.1.19. осуществляет мониторинг дел, возбужденных территориальными органами по статьям 11, 11.1, 16 и пункту 1 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции».

3.2. Управление вправе:

3.2.1. запрашивать и получать в установленном порядке от других структурных подразделений центрального аппарата ФАС России и территориальных органов ФАС России информацию и материалы, необходимые для осуществления полномочий Управления;

3.2.2. запрашивать и получать от других структурных подразделений центрального аппарата ФАС России сведения о товарных рынках, необходимые для осуществления полномочий Управления;

3.2.4. в установленном порядке привлекать по согласованию с руководителем ФАС России к работе экспертов для решения вопросов входящих в компетенцию Управления;

3.2.5. организовывать и принимать участие в совещаниях, научно-практических конференциях, других мероприятиях по вопросам, входящим в компетенцию Управления;

3.2.6. осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

4. Организация деятельности

4.1. Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем ФАС России в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.2. Структура и штатное расписание Управления утверждается руководителем ФАС России.

4.3. Начальник Управления имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности руководителем ФАС России в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

4.4. Структурными подразделениями Управления являются отделы по основным направлениям деятельности Управления.

4.5. Начальник Управления:

4.5.1. руководит деятельностью Управления и несет персональную ответственность за осуществление возложенных на Управление полномочий, а также состояние исполнительской дисциплины в Управлении;

4.5.2. осуществляет контроль и принимает необходимые меры по соблюдению в Управлении сроков исполнения документов;

4.5.3. вносит предложения на рассмотрение руководителя ФАС России, его заместителей, Коллегии ФАС России по вопросам, относящимся к ведению Управления;

4.5.4. участвует в установленном порядке в заседаниях Президиума Коллегии и заседаниях Коллегии ФАС России, а также в совещаниях, проводимых руководителем ФАС России и его заместителями, при обсуждении на них вопросов, относящихся к ведению Управления;

4.5.5. представляет ФАС России по поручению руководителя ФАС России в органах государственной власти и в российских организациях, а также в учреждениях и организациях иностранных государств и международных организациях;

4.5.6. распределяет обязанности между своими заместителями, непосредственно руководит их деятельностью, а также устанавливает обязанности гражданских служащих Управления;

4.5.7. утверждает положения об отделах Управления, а также должностные регламенты гражданских служащих Управления;

4.5.8. дает гражданским служащим Управления обязательные для исполнения указания и поручения в пределах компетенции Управления;

4.5.9. обеспечивает соблюдение гражданскими служащими Управления трудовой дисциплины, контролирует своевременное и качественное исполнение ими заданий и поручений;

4.5.10. обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождением государственной гражданской службы, в том числе представляет предложения о назначении на должность и об освобождении от должности, о повышении квалификации, подготовке и переподготовке, о включении в кадровый резерв, а также о поощрении гражданских служащих Управления и о наложении на них дисциплинарного взыскания;

4.5.11. обеспечивает ведение делопроизводства в Управлении;

4.5.12. обеспечивает соблюдение гражданскими служащими Управления режима секретности при работе с документами;

4.5.13. вносит предложения руководителю ФАС России о командировании государственных гражданских служащих Управления;

4.5.14. при обнаружении нарушения законности в работе структурных подразделений центрального аппарата и территориальных органов ФАС России или их должностных лиц докладывает руководителю ФАС России об этих нарушениях;

4.5.15. осуществляет иные права и выполняет другие обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации и поручениями руководителя ФАС России.

4.6. Во время отсутствия начальника Управления его обязанности выполняет один из его заместителей по поручению начальника Управления.

Обзор документа

Утверждено новое положение об Управлении по борьбе с картелями ФАС России.

Перечень задач, стоящих перед Управлением, не изменился.

Расширен перечень полномочий. Обновлен перечень прав. Так, Управление осуществляет мониторинг дел, возбужденных территориальными органами в рамках Закона о защите конкуренции.

Управление возглавляет начальник, назначаемый на должность и освобождаемый от нее руководителем ФАС России.

Прежнее положение об Управлении по борьбе с картелями ФАС России утратило силу.

Источник

Как малому бизнесу случайно не стать монополистом

И не вступить в картельный сговор

Даже если у вас мелкий бизнес или вы председатель ТСЖ, есть риск, что вы нарушите антимонопольное законодательство и вас признают монополистом.

Монополисты контролируют рынок и поэтому считаются врагами честной конкуренции. Это не обязательно транснациональные корпорации с многомиллиардной прибылью, нефтяные компании или ИТ-гиганты — скорее наоборот.

До 2016 года Федеральная антимонопольная служба — ФАС — признавала монополистами и штрафовала в основном малый и средний бизнес: их доля составляла около 65%. Стать монополистом мог даже предприниматель из деревни — просто из-за того, что поставляет электроэнергию по собственным энергосетям.

Получить штраф от ФАС проще, чем понять, кто такой российский монополист и что такое картельный сговор. Что все это значит, как случайно не нарушить антимонопольное законодательство и что делать, если вами занялась ФАС, я расскажу в этой статье.

Матчасть: конкуренция, монополисты и картели

Чтобы понять, как работает антимонопольное законодательство, чем занимается ФАС, за что штрафует и за чем следит, сперва нужно разобраться в терминах.

Конкуренция — это соперничество между предпринимателями, которые предлагают одинаковые или схожие товары и услуги на одном рынке, например на рынке парикмахерских услуг. В ходе конкуренции предприниматели могут улучшать качество своих товаров и услуг, рекламировать их, привлекать потребителей ассортиментом и ценой. Потребители могут выбирать лучшие для себя предложения — так выявляется спрос на товары и услуги и их рыночная цена.

Не всегда предприниматели соперничают честно. Некоторые, например, вводят потребителей в заблуждение рекламой. Другие вступают в сговоры. А некоторые, используя свое превосходство на рынке, устанавливают только выгодные им цены и так убирают соперников с рынка. Все это нарушает антимонопольное законодательство.

Вот пример, как предприниматели вводят потребителей в заблуждение. ФАС обнаружила, что реклама страховки не соответствовала действительности: страховка не покрывала случаи кражи из кармана или ручной клади, хотя это подразумевалось в рекламном объявлении. За это компании грозил штраф до 500 тысяч рублей, но ФАС в итоге лишь выдала предписание прекратить вводить в заблуждение потребителей — не распространять такую рекламу.

Монополисты — это компании, которые предлагают уникальный товар, не имеющий альтернатив для потребителя, или занимают доминирующее положение на рынке, то есть его основную часть.

Благодаря своему положению монополисты могут контролировать рынок, например устанавливать цены без оглядки на спрос. Конкурентов, способных им помешать, нет.

Из-за компаний-монополистов потребители могут переплачивать за некачественный товар просто из-за того, что другого такого нет. Конкуренты монополистов могут моментально банкротиться, например из-за демпинга: монополист может продавать товар по ценам ниже рыночных, а новая компания в таких условиях не выживет.

Сама по себе монополия не абсолютное зло. Быть монополистом не преступление, запрещается лишь злоупотреблять своим доминирующим положением. Например, РЖД принадлежат практически все железные дороги в России, компания контролирует рынок железнодорожных перевозок и входит в реестр естественных монополий.

Естественные монополии занимают доминирующее положение на рынке из-за технологических особенностей производства. Обычно это компании, которые управляют сложной инфраструктурой, например водоснабжением, электроснабжением, железными дорогами. Повторное создание таких инфраструктур экономически неоправданно или невозможно технически. А конкуренты будут скорее мешать естественным монополиям удовлетворять спрос на том же рынке и, наоборот, повышать цены.

Статус естественной монополии не означает, что их не штрафует ФАС. Например, ведомство посчитало, что РЖД необоснованно повысила цену на паровую энергию от своих котельных. ФАС начала производство по делу, и РЖД пришлось снизить цену под угрозой штрафа.

Когда РЖД включила постельное белье в стоимость пассажирского билета на поезда дальнего следования, ФАС посчитала это навязыванием услуг пассажирам. Дело дошло до Высшего арбитражного суда, который в итоге признал действия перевозчика законными.

Неконкурентные соглашения — это договоренности между участниками рынка, которые могут привести к ограничению конкуренции. Например, участники отказываются от соперничества друг с другом на каких-то условиях или создают другим конкурентам дополнительные барьеры для входа на рынок.

Картельный сговор — это один из видов неконкурентных соглашений: когда участники одного рынка договариваются о ценах покупки или продажи товаров или услуг, а также об объеме предложения на рынке. С помощью таких соглашений участники картельного сговора могут влиять на цены.

Картельные соглашения могут проявляться так:

Картельный сговор сам по себе вне закона: из-за картелей могут пострадать потребители и конкуренты, которые не участвуют в сговоре. К примеру, картель может сперва занизить цены на свои товары, чтобы выгнать с рынка неугодных конкурентов, а затем эти цены повысить и заставить потребителей переплачивать.

Не все экономисты согласны, что с картелями нужно бороться, ведь все они носят временный характер. Кроме того, даже противники картелей признают некоторые из них, например ОПЕК, где крупнейшие экспортеры договариваются об объеме нефти на рынке и так влияют на уровень цен. То есть цены на нефть во многом устанавливают не потребители и не конкуренция, а производители.

Чем занимается Федеральная антимонопольная служба

Честную конкуренцию в России охраняет ФАС. Ведомство выявляет монополистов и пресекает их злоупотребления: выдает предписания, штрафует, а в некоторых случаях даже передает дела в следственный комитет.

Вот некоторые полномочия ФАС для защиты конкуренции и борьбы с монополиями:

Российская ФАС лидирует среди всех антимонопольных регуляторов мира и по количеству возбужденных дел, и по списку полномочий. Дело в том, что ФАС преследует даже малый бизнес и ТСЖ. Расскажу как.

Монополисты от малого и среднего бизнеса

До 2016 года в реестре ФАС в качестве монополистов значились в основном представители малого и среднего бизнеса. Среди них были банки, фотоателье, изготовители печатей и штампов — даже такие организации, по версии ФАС, могли злоупотреблять своим положением.

Например, в 2011 году ФАС признала монополистом индивидуального предпринимателя из деревни Руденцово Веневского района Тульской области. Он продавал электроэнергию садовому товариществу и поставлял ее по собственным энергосетям. ФАС установила, что энергосети предпринимателя принадлежат ему самому, а значит, он монополист «на рынке услуг по передаче электрической энергии […] с долей 100 процентов» в пределах собственных энергосетей.

В 2012 году суд поддержал антимонопольную службу, но позже, в 2013 году, решение УФАС отменили по новым обстоятельствам.

Аналитические записки по проблемам правоприменения за февраль 2014 годаPDF, 574 KБ

За то, что ФАС признавала монополистами представителей малого и среднего бизнеса, ведомство критиковали ученые, представители бизнеса и юристы. Они писали аналитические статьи на эту тему и высмеивали действия ФАС. В 2014 году вышла брошюра «От батутов до попкорна: 100 псевдомонополистов современной России», где собраны 100 неожиданных случаев из практики ФАС. Часть из них я использую в этой статье в качестве примеров.

Это привело к тому, что в 2016 году для малого и среднего бизнеса появились антимонопольные иммунитеты. Сейчас действуют такие правила:

То есть если выручка вашего бизнеса меньше 400 млн рублей в год, монополистом вас не признают. Но до сих пор случается, что микропредприятия ущемляют интересы многомиллиардных компаний — тогда ФАС может посчитать, что даже крупные корпорации страдают от монополистического произвола мелкого бизнеса.

Например, маленькая ставропольская фирма владела 511 метрами железной дороги необщего пользования и мешала прогону по ним вагонов «Роснефти»: между ними не было договора об этом.

Поскольку все 511 метров путей принадлежали одному владельцу, он занимал 100% рынка этих самых путей. Отказ прогнать по ним вагоны бесплатно ФАС посчитала злоупотреблением своим положением и ущемлением интересов «Роснефти».

В судах микропредприятие не смогло оспорить решение ФАС.

Кого ФАС может признать монополистом и чем это грозит

По закону компания признается монополистом, если ее доля на рынке превышает 50% и она может влиять на рынок: затруднять другим организациям вход на него и устранять с рынка конкурентов. Кроме того, из-за введенных иммунитетов это должна быть компания, учрежденная юрлицом, с бюджетным участием или выручкой больше 400 млн рублей в год.

Доля компании на рынке рассчитывается чаще всего из объема продаж или поставок. Например, если больше 50% всех продаж на рынке осуществляет одна компания, ее могут признать монополистом.

Иногда стать монополистом можно, даже если занимать меньше половины рынка: когда положение компании не меняется или ее доля на рынке все равно больше долей конкурентов. Например, если на рынке действуют три игрока, у двух из них по 26% рынка, а у третьего — 48%.

Границы рынков. Чтобы посчитать долю компаний на рынке и выявить монополистов, нужно понять, где этот рынок начинается и заканчивается, — определить его границы. Именно способ определять границы рынков отличает ФАС от зарубежных антимонопольных служб: ФАС может посчитать отдельным рынком лифт или даже компьютерную программу.

Так, в 2014 году ФАС признала кузнецкую компанию монополистом в пределах лифта, потому что она единственная обслуживала лифт в многоквартирном доме. Компания злоупотребила монопольным положением: лифт выключился от перегрузки.

Несмотря на то что лифт отключился автоматически по техническим причинам, ФАС посчитала, что компания необоснованно выключила лифт, чем нарушила интересы потребителей. При этом компания была монополистом: занимала 100% рынка обслуживания в пределах лифта и так нарушала интересы конкурентов. Поэтому ФАС оштрафовала компанию.

Решение ФАС устояло во всех судебных инстанциях, но суд снизил сумму штрафа: компания заплатила 100 000 Р вместо 300 000 Р — при прибыли 925 500 Р в год.

В Алтайском крае ФАС посчитала монополистом турфирму в пределах собственной компьютерной программы для бронирования туров.

Турфирма продала доступ к программе другой компании, но та перестала платить. В итоге турфирма отключила от программы компанию-неплательщика — расторгла договор в одностороннем порядке. Неплательщик обратился в ФАС.

Антимонопольная служба установила, что программа принадлежит владельцу на 100%, а сама эта программа — рынок туристических услуг под полным контролем монополиста.

ФАС сочла, что расторжение договора ущемляет интересы конкурента, а монополист так делать не вправе. Поэтому ведомство вынесло предписание восстановить доступ к программе. Владелец с предписанием не согласился и оспорил его в суде.

Монополию на рынке всех туристических программ ФАС доказать не удалось: суд установил, что есть и другие программы для бронирования туров.

Что грозит монополистам. Само по себе доминирование на каком-либо рынке — это не нарушение закона. Нарушение происходит, когда монополист необоснованно устанавливает цену выше или ниже рыночной — монопольно высокую или монопольно низкую — или ущемляет интересы потребителей или конкурентов, например расторгает договоры в одностороннем порядке.

Если в результате положения монополиста на рынке пострадали или могут пострадать только потребители, штраф для должностных лиц — гендиректоров компаний — составит от 15 до 20 тысяч рублей, для юридических — от 300 тысяч до миллиона.

Если монополист нарушает интересы конкурентов, санкции серьезнее. Должностным лицам грозит штраф от 20 до 50 тысяч рублей или дисквалификация на срок до 3 лет. Штраф для юридических лиц — от 1 до 15% от выручки, полученной на рынке, где совершено правонарушение, но не более 2% от всей выручки компании и не менее 100 тысяч рублей. Если же выручка больше 75% от всех продаж, штраф составит от 0,03 до 3% от выручки, но не более 2% от всей выручки и не менее 100 тысяч рублей.

Покажу на примерах, какие действия монополистов ФАС считает незаконными.

Монопольно низкие цены. Под монопольно низкой ценой ФАС понимает цену ниже себестоимости товара или услуги и ниже цены, которая установилась на рынке. Иногда такое поведение называют демпингом.

Например, в 2011 году в Удмуртии охранное агентство запустило акцию для новых клиентов: объявили скидку 50% на услуги и обещали бесплатно обслуживать до конца года. От этой акции пострадал конкурент агентства: от него ушли клиенты. Конкурент обратился в ФАС.

Ведомство решило, что акция действительно ущемляла интересы конкурентов агентства. Экономическая ситуация на рынке не обуславливала такое снижение цен, а у ее организатора было вдвое больше клиентов, чем у конкурента.

Однако ведомство прекратило дело: организатор занимал всего 40,16% рынка, а чтобы считаться доминирующим субъектом, нужно занимать больше половины.

Демпинговые дела монополистов остаются очень сложными для ФАС: трудно отделить их от обычных скидочных войн компаний и при этом доказать доминирующее положение фирмы. Так, ведомство не раз пыталось выявить монопольно низкие цены у туроператоров, даже создавало специальные рабочие группы по туризму, но пока тщетно. Поэтому демпинг чаще обнаруживают в картелях — об этом расскажу дальше.

Монопольно высокие цены от низких отличаются тем, что монополист намеренно устанавливает их выше рыночных.

Кроме него такие услуги в Магадане на тот момент никто не предлагал, а значит, предприниматель был монополистом.

ФАС посчитала, что стоимость услуг не соответствует необходимым расходам и прибыли. Предприниматель, завысив цену, злоупотребил своим положением, в результате пострадали магаданцы.

Сегодня за такую прибыль предпринимателя не признают монополистом из-за иммунитетов. Но для крупных фирм риски сохраняются.

Так, в 2017 году ФАС завела дело о монопольно высоких ценах в отношении «Бургер-кинга», «Му-му» и «Шоколадницы». Ведомство выяснило, что эти компании установили и поддерживали монопольно высокие цены в аэропортах Подмосковья. Антимонопольщики сравнили цены на еду в этих заведениях на территории аэропортов и в других точках и пришли к выводу, что в аэропортах цены значительно выше.

Еще в ходе внутриведомственного разбирательства «Бургер-кинг» и «Му-му» снизили цены. А в отношении «Шоколадницы» дело было прекращено, поскольку кафе работало себе в убыток и в меню были представлены блюда из разных категорий, а цены в аэропортах и вне их были сопоставимы.

Одностороннее расторжение договоров. Монополист не вправе расторгать договоры в одностороннем порядке, если это ущемляет или может ущемлять чьи-либо интересы.

Например, костромская компания, которая занимается вывозом твердых коммунальных отходов, злоупотребила своим доминирующим положением и расторгла договор с неплательщиком. Заказчик вывоза мусора не оплатил услуги компании.

Поскольку никто другой в Костроме таких услуг не оказывал, заказчик обратился в ФАС с жалобой.

Ведомство жалобу поддержало — посчитало, что компания-монополист ущемила интересы заказчика. Это вынудило компанию восстановить договор.

Верховный суд согласился, что просрочка платежей не считается основанием расторгнуть договор, если речь идет о монополисте.

Как не стать монополистом. Если выручка вашей компании меньше 400 миллионов рублей, беспокоиться не о чем: на вас распространяется иммунитет на признание монополистом.

Но если выручка больше, следите за тем, чтобы не занимать больше 50% рынка, на котором предлагаете товары или услуги.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *