Фатка что это в банках

FATCA

FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act) — американский закон о налогообложении иностранных счетов, главная цель которого препятствовать уклонению от уплаты налогов американских граждан, работающих и проживающих на территории других государств.

Закон обязывает банки и другие финансовые институты предоставлять информацию о своих клиентах — физических и юридических лицах (данные о номерах счетов и остатках на них, а также оборотах по счетам) налоговой службе США (IRS).

Существуют две возможности взаимодействия банка и IRS.

Первый способ предполагает прямое общение финучреждения и американской налоговой службы. В этом случае банк или другая финансовая компания обязана не только сообщать о любых нарушениях в уплате налогов американскими гражданами, но и раскрывать информацию о том, как проходит работа в учреждении (оценка, подбор клиентов). Таким образом, организация попадает под прямой контроль IRS.

Второй вариант предусматривает заключение межгосударственного соглашения страны с США. При этом IRS взаимодействует с государственной налоговой службой другой страны, которая в свою очередь централизованно собирает информацию со своих банков (финансовых компаний), контролирует систему отбора и оценки клиентов (физических и юридических лиц) и уплату ими налогов в казну США. По состоянию на апрель 2014 года, такие соглашения заключили с США более 20 стран мира, среди которых Норвегия, Испания, Великобритания, Мексика, Швейцария, Франция, Германия, Канада, Италия, Япония.

Соблюдать требования FATCA российским банкам необходимо уже с 1 июля 2014 года, а зарегистрироваться в IRS нужно успеть до 5 мая. При этом для банков, которые не присоединятся к FATCA, предусмотрено наказание. Санкции могут быть назначены в виде штрафов, а в отдельных случаях будет применяться закрытие корсчетов.

Источник

Формы FATCA. Как и зачем заполнять

При открытие банковского счёта в иностранном или крупном российском банке многие сегодня сталкиваются с необходимостью заполнения формы FATCA. Но что это такое и почему мы должны её заполнять.

В соответствии с американским законом о налогообложении иностранных счетов от 2010 года, который вступил в силу с 1 июля 2014 года (Foreign Account Tax Compliance Act (FATCA)), американские граждане обязаны отчитываться о наличии у них за рубежом иностранных счетов и предоставлять по ним информацию. Кроме того, обязательство сообщать в налоговую службу Штатов (IRS) о наличии счетов американских налогоплательщиков возникает у всех иностранных (неамериканских) финансовых институтов (в первую очередь это банки, а также депозитарии, страховые компании и пр. финансовые институты, о чём подробнее напишу далее). Таким образом Штаты организовали полный контроль за деятельностью и возникающими от этой деятельности доходами своих граждан (обращу внимание, что Америка единственная страна, в которой все без исключения граждане являются налоговыми резидентами страны по факту гражданства, вне зависимости от места проживания).

У других государств обязательство предоставлять информацию по счетам американских граждан возникает на основании межправительственных соглашений FATCA, которые заключены (или в процессе согласования) практически всеми европейскими, и не только европейскими, странами. Есть две модели такого соглашения:

В случае не предоставления информации применяются санкции, о которых пойдёт речь далее. Причём если требования FATCA не выполнил конкретный банк, то санкции будут применены конкретно к его клиентам, а если FATCA не подписала целая страна, то данная мера по удержанию налога будет применена ко всем клиентам банков данной страны.

На сегодняшний день Россия не подписала межправительственного соглашения FATCA. И в связи с международной обстановкой и введёнными против России санкциями, в ближайшее время подписание не ожидается. Соответственно российские банки (и прочие финансовые институты) не обязаны сообщать информацию по американским клиентам. Но не всё так хорошо, как хотелось бы. Потому что в итоге при расчётах с американскими банками к клиентам российских банков могут применяться санкции. Чтобы избежать этого, многие российский финансовые организации (90%) в частном порядке присоединились к требованиям FATCA (путём регистрации в федеральной налоговой службе и получения глобального промежуточного идентификационного номера (GIIN)) и собирают необходимую информацию со своих клиентов. О соотношени действий данных банковских структур с внутренним российским законодательством и международным напишу в отдельной статье.

Остановимся немного подробнее на применение санкций к не участникам FATCA (так называемые недобросовестные держатели счетов). Налоговые агенты в Штатах взимают 30% налоговых отчислений от конкретных налогооблагаемых американских платежей, осуществляемых в пользу сторон, не выполняющих требования Закона FATCA, и такие платежи включают в себя:

Итак, если при открытии счёта банк просит вас заполнить форму FATCA, то не удивляйтесь и не пугайтесь. Тем более если вы не налогоплательщик США, можете смело её заполнять. Если вы при этом не представляете компанию, которая является финансовым институтом и не работаете в интересах американских бенефициарах, то информация о вас никогда не поступит в федеральную налоговую службу. Потому лучше заполнить форму, в противном случае банк может отказать вам в открытие счёта или проведение операций.

Для того, чтобы идентифицировать вас, банк просит указать в анкете тип компании, к которой вы относитесь (применимо к юридическим лицам). Основные типы: финансовая компания и нефинансовая компания. Если нефинансовая компания, то активная или пассивная нефинансовая компания. Определить вашу принадлежность необходимо для понимания объёма информации, которую с вас надо получить. Если вы пассивная нефинансовая компания (например, холдинговая компания), то вы должны сообщить сведения о бенефициарах своего бизнеса, чтобы подтвердить, что там нет резидентов США. Если же вы активная нефинансовая компания, то количество предоставляемых вами сведений минимально (по сути вы ограничиваетесь проставлением одной галочки в форме).

Сложностей с определением типа компании, к которой принадлежит ваша организация возникнуть не должно, потому что к форме приложен словарь с подробными определениями. Если кратко, то:

Финансовые компании – банковские, депозитарные, инвестиционные, специализированные страховые организации, а также холдинговые компании, которые входят в одну группу с перечисленными выше организациями.

Нефинансовые компании – все другие, не относящиеся к финансовым, в частности различные некоммерческие организации (общественные, административные, благотворительные, культурные и пр.).

Активные нефинансовые компании – это компании, которые отвечают одному из перечисленных признаков:

Пассивные нефинансовые компании – все компании, которые не отвечают выше перечисленным признакам. И соответственно более 50% составляет прибыль в виде пассивного дохода (проценты, дивиденды, роялти, арендные платежи и пр.).

Источник

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

Экспертная точка зрения по поводу эффективности американского законодательства о налогообложении иностранных счетов отличается противоречивостью и полярностью оценок. Одни считают, что в мире формируется прогрессивная и эффективная система международной кооперации в налогообложении. Практически все развитые государства заключают межправительственные договоренности о взимании налогов с иностранных счетов своих налогоплательщиков. То, что было начато в 2010 году в рамках закона США ФАТКА, продолжается в других процессах по всему миру.

Финансовая оккупация мира?

У оппонентов иная оценка происходящего. Противники закона ФАТКА считают, что за последние несколько лет происходит негласная тихая финансовая оккупация мира со стороны Соединенных Штатов.

Их аргументы: современные американские законы отличаются своей территориальной «глобальностью». Их выполнение часто возлагается на граждан и компании других стран. Самым ярким проявлением такой экстерриториальности является удержание налогов по ФАТКА.

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

Контекст принятия закона

Разговоры о целесообразности нового закона шли в течение долгого времени, идея возникла не в один день. Фоном принятия закона была беспрецедентная борьба государства за полноценную собираемость налогов.

По ходу дебатов в Конгрессе США приводились цифры финансовых потерь, поражающих воображение. Вследствие создания мутных офшорных схем бюджетные потери составляли около ста миллиардов долларов США ежегодно.

Независимый финансовый игрок на поле

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

Если, к примеру, американский специалист занимает в российской компании высокий пост и получает высокую конкурентную оплату труда с различными выплатами и корпоративными бонусами, он будет вынужден заплатить более чем солидные налоги в американскую казну.

Как это начиналось

Но если раньше эти особенности были исключительно внутренним делом, то с 2010 года в этот круговорот оказались вовлечены и иностранные финансовые организации. Теперь они были вынуждены отчитываться о денежных движениях своих клиентов, которые были американскими налогоплательщиками, перед службой внутренних доходов США.

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

Уклоняясь от такого рода отчетности, зарубежные финансисты рисковали подпасть под жесткие санкции, включающие штрафы и даже закрытие корреспондентских счетов в банках США.

Первой сдалась Швейцария

Все началось с борьбы за раскрытие тайны, которая была неприкосновенной в течение столетий. Это была информация о вкладах американцев в швейцарских банках, которых Вашингтон считал налоговыми уклонистами. Выяснилось, что в то время лишь в одном швейцарском банке UBS находились деньги без уплаты налогов, принадлежащие 52000 американским гражданам.

Шок в сообществе

Государственные органы и банки разных стран реагировали на принятие закона ФАТКА в большинстве своем негативно. Более того, можно сказать, что это был шок, связанный с беспрецедентным усилением зависимости от США, в которой европейские банки находились в течение долгого времени и без нового закона.

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

Все дело было в одной особенности функционирования мировой финансовой системы, позволяющей США ее контролировать. Это монополизм американского доллара, который является международной валютой. Подавляющее большинство транснациональных расчетов производится в долларах США и через американскую банковскую систему. Нью-Йоркская биржа является излюбленным местом размещения ценных бумаг крупнейших компаний и банков со всего мира.

Часть финансовых экспертов считает, что сложившаяся ситуация с американским финансовым диктатом сформировалась вследствие целенаправленных действий США с помощью своей знаменитой Федеральной резервной системы. Эти действия называют созданием «доллароцентричной финансовой системы». Есть и противники конспирологической версии, о чем будет написано ниже.

Но если до введения закона ФАТКА банки находились под косвенным влиянием США, то новая схема борьбы с американскими нарушителями налоговой дисциплины привела к прямому контролю над банками мира со стороны налоговых органов США. Если разобраться, то независимые в прошлом финансовые системы разных стран стали выполнять роль филиалов налоговых и других ведомств США.

Вода камень точит

Одно дело – принять закон в своей стране. Совсем другое – договориться о его исполнении иностранными государствами, особенно на фоне общего негатива и потока критических статей в СМИ. Этим нелегким делом занялся Госдепартамент США. Он начал переговоры по поводу новых международных соглашений о так называемой трансграничной отчетности.

Американские налоговики предлагали две модели взаимодействия на выбор. Первый вариант включал в себя подготовку отчетности в местные налоговые органы, которые, в свою очередь, отправляли консолидированные документы в США. Вторая модель предполагала формирование отчетов в американские налоговые органы напрямую.

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

Поговорка «вода камень точит» идеально подходит под упорную и терпеливую работу Госдепартамента США с каждой из стран мира. Перед вводом в действие закона в июле 2014 года далеко не все страны подписали стандартные соглашения по ФАТКА.

Чтобы не попасть под штрафные санкции в 2014 году, был придуман компромиссный вариант: подписанное некоторыми странами «принципиальное согласие» о будущих намерениях.

Через три года соглашение (или «принципиальное» согласие) было подписано уже в 113 государствах мира.

Последствия

Невыполнение требований закона ФАТКА – это значительные риски для банков любой страны, включая российских. Природа этих рисков связана как с репутацией банка, так и со штрафами в виде изъятия 30 % от денежных средств в рамках международных переводов.

Репутационные потери заключаются в потере доверия в международном банковском сообществе. С точки зрения этого сообщества, финансовые организации, не участвующие в системе ФАТКА, – это потенциально нежелательные партнеры из-за отмывания денег, неуплаты налогов и т. д.

В дополнение к этим бедам, ведение финансовых дел с банками вне системы ФАТКА стало приносить лишние расходы, связанные с дополнительными административными действиями. Получался замкнутый круг: чем больше банков принимало условия ФАТКА, тем сложнее было работать «вольным» финансистам.

ФАТКА и МИД России

В российском контексте с законом ФАТКА связаны сплошные законодательные противоречия. Прежде всего это связано с соблюдением банковской и налоговой тайны, а также с конфиденциальностью персональных данных. К тому же удержание 30 % денежных средств в виде штрафных санкций никак не является легитимным, с точки зрения российских законов.

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

Конечно же, МИД России не мог оставаться в стороне и озвучил мнение о нарушении суверенитета стран и, самое главное, противоречии с российским законодательством. Принудительное исполнение налоговых требований чужого государства и другие статьи закона делает недопустимым сотрудничество российских банковских структур с органами внутренних доходов США. Эта точка зрения была озвучена в специальном письме МИДа РФ в 2014 году, в момент вступления в силу закона ФАТКА.

Самостоятельные банковские решения

Так или иначе, российским банкам нужно было находить решения для нормальной дальнейшей деятельности на международном уровне. Межгосударственного соглашения по закону ФАТКА с Россией нет. Поэтому каждому банку пришлось присоединяться к системе самостоятельно с помощью соглашений о присоединении.

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банках

В тексте таких соглашений содержится информация о том, что американские налоговики оставляют за собой право оценивать предоставляемую им отчетность и дополнительные сведения в целях ФАТКА от российских банков. Это право позволяет им исключить банк из списка присоединившихся организаций к системе ФАТКА, если его отчетность перестанет их устраивать.

Без конспирологии

Критики конспирологических теорий обращают внимание на то, что американские налоговые органы не требуют, а просят зарубежные финансовые организации информировать их, имеются ли определенные лица с американским гражданством среди их клиентов.

На государственном российском уровне у закона ФАТКА статус остался неопределенным. Министерство финансов ссылается на старые документы и считает, что вполне достаточно будет действующего с 1992 года договора между США и РФ «О предотвращения двойного налогообложения и уклонения от налогов…».

Что же касается закона ФАТКА европейской версии, то большинство развитых стран, начиная с Великобритании, Германии и Франции, давно заключили с США соглашения, которые освобождают местные банки от отдельных договоров. Более того, эти соглашения носят двусторонний характер: США также будут передавать информацию об американских счетах европейских граждан налоговым службам стран-партнеров.

История введения в силу закона ФАТКА – это отличный кейс для поведенческих исследований в периметре международного сотрудничества в условиях глобализации.

Источник

FATCA бояться – в банк не ходить

Фатка что это в банках. Смотреть фото Фатка что это в банках. Смотреть картинку Фатка что это в банках. Картинка про Фатка что это в банках. Фото Фатка что это в банкахНа сегодняшний день мы являемся свидетелями создания мировой системы межгосударственной кооперации в вопросах налогообложения – все больше государств принимают внутренние законы и заключают межправительственные соглашения, направленные на получение налогов с иностранных счетов и вкладов своих налогоплательщиков. Первопроходцем на этом пути были США, сейчас такие процессы происходят по всему миру.

Ажиотаж в банковской среде по всему миру возник в связи с вступлением в силу с 1 июля 2014 года положений о налогообложении иностранных счетов (англ. Foreing Account Tax Compliance Act, далее – FATCA). Этот подраздел входит в закон США о стимулах по восстановлению занятости от 18 марта 2010 г. (англ. The Hiring Incentives to Restore Employment Act), однако со временем FATCA приобрел собственное исключительное значение.

Данный подраздел был принят с целью возврата в бюджет США всех недополученных налогов с доходов американских налогоплательщиков в иностранных государствах, хранящихся на их банковских счетах за пределами США.

Учитывая соглашения об избежании двойного налогообложения, к лицам, обязанным раскрывать информацию о наличии иностранных активов, FATCA относит не только граждан США, вне зависимости от наличия второго гражданства, но и физических лиц, родившихся на территории США и не имеющих американского гражданства, и даже лиц, не имеющих американского гражданства, если хотя бы один из родителей такого лица проживал в США более пяти лет после достижения этим родителем возраста 14 лет. Обязаны раскрывать информацию о зарубежных счетах также постоянные резиденты США, а именно лица, имеющие вид на жительство (green card) или пребывающие в США более 31 дня в текущем году и более 183 дней в совокупности за три последних года. Исключение составляют официальные лица, учителя и тренеры, студенты, спортсмены, прибывшие в США для участия в благотворительных соревнованиях, а также лица, сумевшие доказать сохранение тесной финансовой связи с другим государством. Наличие такой тесной связи может подтверждать уплата налогов в другой стране, наличие в другом государстве постоянного места жительства, семьи, основных активов или бизнеса в целом. Требовать уплаты налогов с иностранных активов будут и с юридических лиц. К этой категории принадлежат американские организации за небольшим исключением (кроме банков, организаций США, освобожденных от налогов, включая благотворительные организации и некоторые пенсионные фонды и т.п.), и иностранные юридические лица, если 10% и более их уставного капитала, акций или доходов принадлежат прямо или косвенно гражданину США, постоянному резиденту или американскому юридическому лицу.

FATCA требует от российских финансовых организаций идентифицировать вышеперечисленных лиц и передать полученную информацию в Налоговую службу США (англ. Internal Revenue Service, далее – IRS). Существует несколько вариантов поведения банков при исполнении требования о передаче информации. По первому варианту, иностранный банк, помимо передачи информации о наличии счетов американского налогоплательщика, берет на себя часть функций фискального органа и самостоятельно удерживает налог в размере 30% от доходов американского налогоплательщика и перенаправляет эти средства в IRS. Второй вариант предусматривает передачу этой функции американскому налоговому агенту, специально наделенного IRS такими полномочиями.

Для передачи информации в Налоговую службу США российские финансовые организации (в частности банки) до 5 мая 2014 года должны были заключить соглашение с IRS и пройти процедуру регистрации на ее сайте. Если финансовая организация до этого момента не зарегистрировалась в IRS или в принципе отказывается передавать информацию об американском налогоплательщике, то с 1 июля 2014 года США имеют право применять санкции, удерживая 30% от сумм операций с участием американских контрагентов.

Требование такой информации у иностранных банков, никоим образом не обязанных напрямую отчитываться перед Налоговой службой США, порождает массу юридических проблем и вопросов. Как минимум предоставление любой информации IRS нарушает принцип банковской тайны, закрепленный в ст. 26 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности». Российское законодательство предусматривает предоставление информации о счетах и вкладах клиентов только российским налоговым органам, которые могут действовать по запросу иностранной налоговой службы и только при наличии международного договора России с иностранным государством (п. 2 ст. 86 НК РФ). И такие ограничения закреплены в законодательстве практически всех стран мира. Поэтому США в рамках FATCA предусмотрели заключение межправительственных соглашений, которые позволят преодолеть определенные юридические препятствия и выполнить требования IRS не нарушая внутреннего законодательства государства. Межправительственные соглашения могут предусматривать две модели взаимодействия финансовых организаций с IRS.

Первая модель предусматривает внедрение отчетности FATCA путем межправительственного обмена информацией и предполагает непосредственное взаимодействие налоговых органов США и иного государства. Следует отметить, что в рамках этой модели информация передается на взаимной основе – как о счетах американских налогоплательщиков в банках страны соглашения, так и о счетах граждан страны соглашения в банках США.

НАША СПРАВКА

Модель межправительственного обмена информацией о счетах налогоплательщиков была принята и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), куда входит как США, так и страны-члены Европейского Союза. 6 мая 2014 года страны ОЭСР и 13 других присоединившихся государств подписали декларацию о внедрении системы автоматического обмена налоговой информацией. В рамках этого соглашения налоговые органы этих стран смогут обмениваться информацией о счетах налогоплательщиков ежегодно на автоматической основе в рамках единой информационной базы – то есть без направления официальных запросов.

Вторая модель предусматривает прямое предоставление отчетности в Налоговую службу США финансовыми организациями, не привязывая таких действий к национальным налоговым органам. В этом случае информация предоставляется в IRS в одностороннем порядке.

Межправительственное соглашение между Россией и США подписано не было и российские финансовые организации оказались между двух огней – с одной стороны, угроза США удерживать 30% от финансовых операций с участием американских контрагентов при неисполнении требований FATCA. С другой — уголовная ответственность за распространение банковской тайны и лишение свободы как один из вариантов наказания, наравне со штрафом и принудительными работами (ст. 183 УК РФ).

Данный закон определил круг российских субъектов, относящихся к тем финансовым организациям, на которые FATCA возлагает обязанность по передаче информации. К ним, помимо банков и кредитных организаций, также относятся страховщики, осуществляющие добровольное страхование жизни, брокеры, доверительные управляющие, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды и другие организации, которые оказывают финансовые услуги лицам, на которых распространяется иностранное налоговое законодательство (ст. 1 Закона).

Банк или иная финансовая организация в обязательном порядке должна уведомить Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем (далее — уполномоченные органы) о своей регистрации в Налоговой службе США не позднее трех дней с момента регистрации (ч. 1 ст. 3 Закона).

В законе определены лица, информация о которых не подлежит сбору и передаче (ч. 2 ст. 2 Закона). К ним относятся физические лица – граждане РФ, не имеющие второго гражданства, кроме как в странах-членах Таможенного союза, и не имеющие вида на жительство в иностранном государстве. Стоит отметить, что даже если гражданин РФ был рожден на территории США, но не имеет ни американского гражданства, ни вида на жительство, закон прямо устанавливает запрет на сбор и передачу информации о таком лице, хотя по правилам FATCA информация о нем должна передаваться в IRS. Не подлежит сбору и передаче информация о юридических лицах, созданных в соответствии с законодательством РФ, 90% которых прямо или косвенно контролируются государством или гражданами РФ, отвечающими требованиям первого пункта. Таким образом, информация о счетах и вкладах любых организаций, имеющих «американскую» долю в уставном капитале свыше 10% должны быть переданы в Налоговую службу США.

Критерии отнесения и конкретные меры по выявлению клиентов-иностранных налогоплательщиков (далее клиентов) банки должны разработать самостоятельно и опубликовать на своем официальном сайте в Интернете (ч. 3 ст. 2 Закона). Закон не устанавливает срок, в течение которого должны быть разработаны эти внутренние документы, но предусматривает обязанность банка опубликовать их не позднее 15 календарных дней со дня их утверждения.

Проанализировав сайты банков из первой двадцатки рейтинга банков по активам нетто Ассоциации российских банков, упоминание о регистрации в IRS было обнаружено на сайтах только трех банков (ВТБ, ЮниКредит Банк и «АК БАРС» Банк), однако внутренние документы с критериями идентификации клиентов-иностранных налогоплательщиков найдены не были. Еще два банка имеют лишь косвенное упоминание о соблюдении FATCA, остальные 15 банков никакой информации ни о регистрации, ни о критериях и мерах выявления клиентов-иностранных налогоплательщиков на официальных сайтах не имеют. При случайной выборочной проверке за пределами топ-20 был обнаружен один банк (Связной Банк), определивший критерии отнесения клиентов к категории иностранных налогоплательщиков в объявлении на сайте.

НАША СПРАВКА

Перечень российских банков, зарегистрированных в IRS.

В законе установлено существенное ограничение – банки имеют право передавать информацию о клиенте только с его согласия (ч. 4 ст. 2 Закона). Согласие должно быть запрошено банком в письменном виде. Согласие клиента на передачу информации иностранному налоговому органу также автоматически считается согласием на передачу той же информации в уполномоченные органы – Центральный банк РФ, ФНС России и федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов, полученных преступным путем.

На ответ клиенту предоставляется срок не менее 15 рабочих дней. Если клиент не дал своего согласия на передачу информации или не подтвердил и не опровергнул свою принадлежность к иностранным налогоплательщикам в течение 15 рабочих дней со дня направления запроса банком, последний имеет право в одностороннем порядке остановить финансовые операции такого клиента и даже расторгнуть с ним договор оказания финансовых услуг (ч. 7 ст. 2 Закона). В случае принятия решения об отказе совершения финансовых операций клиента, такой отказ не распространяется на осуществление списания средств в порядке очередности, установленной абз. 2-5 п. 2 ст. 855 ГК РФ, а именно – по исполнительным листам на взыскание зарплаты или выходного пособия, поручениям российских налоговых органов, по уплате страховых взносов в государственные фонды, по исполнительным листам других денежных требований, по остальным денежным требованиям в порядке календарной очередности. Также блокировка финансовых операций клиента не распространяется на переводы денежных средств на банковский счет клиента, открытый в другом банке, или выдачу наличных денежных средств клиенту.

Также закон возлагает на банк обязанность «дублировать» всю собираемую и обрабатываемую информацию о клиенте в российские уполномоченные органы. Так, банк должен сообщать о самом факте выявления такого клиента (ч. 2 ст. 3 Закона) в сроки, устанавливаемые Правительством РФ; о получении запроса из иностранного налогового органа в течение двух дней со дня его получения (ч. 3 ст. 3 Закона). Не позднее 10 рабочих дней до отправления информации о клиенте в иностранный налоговый орган, банк обязан предоставить собранную информацию в уполномоченные органы. По результату рассмотрения этой информации федеральный орган исполнительной власти по противодействию отмыванию доходов может наложить запрет на отправление информации в иностранный налоговый орган.

Еще одной новацией стал порядок открытия клиентами счетов и вкладов в банках. При наличии у банка обоснованного, документально подтвержденного предположения, что клиент относится к категории иностранных налогоплательщиков, банк должен запросить у него данные, необходимые для точной идентификации его в качестве такого клиента (например, копию паспорта, свидетельство о регистрации юридического лица, перечень учредителей и т.п.) и одновременно согласие на передачу информации иностранным налоговым органам. Если в течение 15 рабочих дней такие данные и согласие от клиента не получены, банк имеет право отказать в заключении договора банковского счета или вклада.

Закон также предусматривает ответную обязанность иностранных финансовых организаций сообщать о реквизитах открытых у них счетов или вкладов граждан РФ и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами РФ, ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в котором указанные счета были открыты.

Контролирующим предлагалось признать лицо, которое прямо или косвенно (через третьих лиц) могло определять действия или влиять на решения юридического лица (Проект федерального закона № 47538-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации»). Предполагалось установить в ст. 53.3 ГК РФ «презумпцию контролирующего лица» в одном из следующих случаев, если лицо:

Лица, через которых или совместно с которыми осуществляется такой контроль, также предлагалось признать контролирующими лицами. Однако одной возможности наложить «вето» на решение органа управления юридического лица было недостаточно для признания контроля над этим юридическим лицом.

Указанные изменения не были приняты и в российском законодательстве на сегодняшний день отсутствует легальное определение контроля и контролирующего лица.

Этим же законом внесены изменения в КоАП РФ, предусматривающие ответственность как должностных лиц финансовых организаций, так и самих финансовых организаций за не предоставление или предоставление с нарушением срока или иных условий информации о клиенте. Штраф варьируется от 20 тыс. руб. до 50 тыс. руб. для должностных лиц и от 300 тыс. руб. до 1 млн. руб. для финансовой организации по всему спектру нарушений (ст. 15.27.2 КоАП РФ).

Как ни странно, санкции в отношении иностранных финансовых организаций за не предоставление иными государствами информации о российских налогоплательщиках, по аналогии с FATCA, законом не установлены.

Предпринимаемые шаги призваны увеличить наполняемость национальных бюджетов и повысить прозрачность банковских операций для отслеживания финансирования террористических и иных преступных организаций. Что из этого выйдет, покажет только время.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *