Фацетированный рундист бриллианта что это
ВНЕШНИЕ ДЕФЕКТЫ ОГРАНКИ БРИЛЛИАНТА
Кроме пропорций и симметрии при оценке огранки учитываются внешние дефекты ограненного алмаза. При оценке внешних дефектов решающим фактором является 10-кратное увеличение.
Внешние дефекты могут присутствовать в больших количествах и множестве разнообразных форм. Для классификации их разделили на три группы:
Рундист
Рундист бриллианта – это визитная карточка огранщика. Рундисты могут быть самого разного качества – шероховатые, полированные, фацетированные, тонкозернистые и «тяжелые», или грубые, грубозернистые и пористые.
Шероховатый рундист имеет шелковистый или восковой блеск на очень тонкозернистой поверхности. Однако, если рундист гранится слишком быстро и со слишком большим нажимом, на поверхности развиваются мелкие углубления и открытые поры; в этом случае его описывают как «грубый» или «пористый». Его внешний вид напоминает кусочек сахара. Частицы пыли и покрытия пинцета легко попадают в поры и придают рундисту сероватый вид. Грубый или зернистый рундист часто сопровождают мелкие царапинки и трещинки, которые придают рундисту вид «бороды» или «бахромы». Эти трещинки и царапинки бывают не только на поверхности, но могут также проникать вглубь камня в качестве мелких трещинок спайности, что отрицательно влияет на чистоту.
Рундисты часто бывают фацетированными, т.е. имеют на поверхности неопределенное количество очень маленьких граней. У полированных рундистов нет граней, их поверхность гладкая и хорошо отполирована.
Природные грани
Дополнительные грани
Дополнительные грани возникают как дополнение к нормальному количеству граней бриллианта. Они могут находиться в любом месте на камне, но как правило, обнаруживаются в районе рундиста. Они возникают в результате стачивания или более позднего устранения мелких внешних дефектов. В отличие от природных граней, поверхность дополнительных граней такая же плоская и так же хорошо отполирована, как и все остальные грани. Они ограничены прямыми ребрами, в то время как ребра естественных граней остаются такими же неровными, какими их создала природа.
Линии двойникования
Характерной особенностью алмазов является то, что они иногда срастаются в кристаллы-двойники. В этом случае сырой камень состоит из двух или более частей, кристаллическая структура которых организована по-разному, т.е. имеет противоположное кристаллографическое направление. В результате при огранке и полировке соответствующих граней на поверхности появляется тонкая видимая линия («наат»), представляющая собой плоскость срастания двойниковых кристаллов. Поскольку эти плоскости двойникования, как правило, бесцветны, то они воспринимаются всего лишь как линии.
Крайне редко плоскости срастания имеют желтоватую или коричневатую окраску или видны по отражению своей плоскости. Тогда они оказывают влияние на чистоту камня. В зависимости от степени различимости и влияния на блеск, они могут понизить качество огранки.
Линии роста
Границы между неоднородными участками в камне, которые возникли из-за менявшихся условий в процессе кристаллизации алмаза, называются линиями роста или грейнингом. Они искажают направления роста и твердости, и в этих местах поверхность камня плохо поддается обработке. Их типичным проявлением являются тонкие зигзагообразные линии. Они могут быть короткими или тянуться через несколько граней. Они оказывают влияние на оценку огранки, только если ухудшают блеск.
Повреждения
Выколы и сколы
Превосходные свойства спайности алмазов подвергают опасности ограненный алмаз из-за риска внешнего повреждения. В закрепленных камнях повреждения могут быть вызваны ударами по твердым предметам, во время закрепки камня или его извлечения из оправы.
Выколы – это маленькие или достаточно большие (обычно клиновидные) углубления на рундисте. Они появляются в процессе установки камня в результате нажима или другого механического воздействия
Сколы также возникают в результате механического воздействия. Они появляются на рундисте и, в редких случаях, на шипе камня, если так нет калетты. Сколы типичны для алмазов и имеют характерную ступенчатую поверхность.
Ямки, повреждения ребер и царапины
Следы полировки
Почти каждый ограненный алмаз имеет видимые следы полировки, но в большинстве случаев они такие тонкие, что различимы с большим трудом. Они имеют вид следов шлифовки или линий полировки и являются следствием того, что твердость алмаза зависит от направления. Следы шлифовки различимы на неправильно полированных гранях. Линии полировки проявляются в виде слегка заметных или хорошо заметных тонких линий или ясно различимых штрихов.
В отличие от линий роста и двойникования, которые тянутся через несколько граней, следы шлифовки и полировки идут в одном направлении и в пределах только одной грани. Таким образом, на разных гранях следы полировки имеют разное направление и заканчиваются у границы грани.
Сучки
Следы подгара
Следы подгара возникают в результате многократного нагревания до высоких температур в процессе огранки и полировки. Они имеют вид светлых молочно-белых пятен, или «льдинок». Реже можно увидеть поверхность, испещренную мелкими кавернами. Подгары могут возникать и на более позднем этапе на закрепленном бриллианте, который подвергся чрезмерному нагреванию в процессе пайки. Следы подгара можно устранить повторной полировкой с небольшой потерей веса.
Бриллиант или подделка? Как отличить настоящий камень от фальшивки?
Главные моменты при определении подлинности
Как можно определить, является ли камень на самом деле бриллиантом? Если вы не являетесь экспертом (или не обратитесь к таковому), вы не сможете с уверенностью поручиться за то, чем именно является тот или иной камень. Существует, однако, несколько простых способов, которые в большинстве случаев достаточно быстро способны дать вам понять, является ли камень подделкой или нет. Вот некоторые моменты, на которые следует обратить внимание.
Можно ли через камень прочитать или рассмотреть текст газетной статьи? Если камень имеет круглую огранку современного стиля и не закреплен либо закреплен таким образом, что его можно расположить площадкой вниз над какой-нибудь газетной статьей, посмотрите, можно ли увидеть или прочитать какой-либо отрывок из нее. Если да, то камень не является бриллиантом. Преломление света внутри настоящего бриллианта не позволит вам рассмотреть буквы газетного текста.
Приклеен ли камень к оправе? Клей практически никогда не используется при работе с бриллиантами. Чего не скажешь о горном хрустале.
Закрыта или открыта тыльная сторона? Если камень является закрепленным по всем правилам бриллиантом, задняя часть оправы будет, как правило, открытой, что позволит вам легко увидеть часть павильона. Некоторые старинные образцы огранки «розой» или «простой огранки» могут быть прикрыты с тыльной стороны.
Кроме того, отдельные первоклассные ювелиры-дизайнеры могут использовать дизайн с прикрытым павильоном. Но в принципе, если камень закрыт с тыльной стороны, это, скорее всего, горный хрусталь, а тыльная сторона прикрыта для того, чтобы не дать увидеть серебряную фольгу, подложенную под заднюю часть камня для придания ему большей яркости.
История из жизни – подделка бриллианта
Однажды, мне позвонила молодая женщина и попросила меня осмотреть старинное кольцо с бриллиантом, полученное в наследство от своей прабабушки. Она рассказала, что, когда чистила это кольцо, один из двух бриллиантов выпал из своей оправы, внутри которой она увидела, выражаясь ее же словами «осколки зеркала». Она сказала: «К чему бы это?» Конечно, я тут же понял, что это может означать, и при последующем осмотре украшения мои опасения полностью подтвердились.
Когда я увидел кольцо, то сразу понял, почему для нее оно было важной наследственной драгоценностью. Это было очень красивое, выполненное в классическом стиле ювелирное украшение. В него входили два «бриллианта», вес которых по визуальным впечатлениям должен был равняться около одного карата каждый. Оправа кольца была сделана из платины и имела изысканный филигранный узор.
Но форма оправы, популярная во времена ее прабабушки, делала осмотр камней со стороны кольца практически невозможным. Очень малая часть украшения, не считая верхней части камня и платиновой оправы, была доступна зрению. Но и это еще не все. Тыльная сторона была прикрыта не полностью. Маленькое круглое отверстие могло бы легко навести на мысль об аутентичности украшения, раз уж оправа не была полностью замкнутой, что относилось к большинству имитаций того времени.
Оправленный бриллиант на вид казался образцом огранки old — mone с грамотно рассчитанными пропорциями и очень хорошим цветом. Но в незакрепленном виде этот камень, с не до конца отлипшей от него «золотинкой», уже не обладал прежним сверканием и игрой.
В результате передо мной оказалась одна из самых искусных подделок, которые я видел за последнее время. Огранка и пропорции «камней» были на очень хорошем уровне, оправа была сделана очень красиво и из драгоценного металла. Камни были закреплены очень маленькими крапанами, что являлось признаком качества в те времена. Но под оправой, прикрывающей камни сзади, была серебряная фольга. Это были не настоящие бриллианты, а стекло с подложкой из серебряной фольги.
Использование серебряной фольги является эффективным способом «создания» бриллианта. Она используется в качестве зеркала, которое отражает свет и заставляет камень казаться настолько ярким и живым, что его можно принять за бриллиант. Встречающаяся в наши дни подложка из фольги делается так, что тыльные фацеты превращаются в настоящие зеркала, на заднюю сторону которых затем наносится защитный слой позолоты. После этого такие подделки встраиваются в ювелирное изделие таким образом, чтобы их тыльную сторону нельзя было увидеть.
Это грустная, но далеко не самая редкая история. Я не знаю, сколько сделанных таким же искусным способом колец находится сегодня в обороте, но около 5% антикварных ювелирных украшений под оправой скрывают поддельные драгоценные камни. Искусные стеклянные подделки (которые часто называют «стразами») появились еще с тех пор, как в эпоху Возрождения венецианские мастера сделали технологический рывок в стекольном производстве. Как это ни печально, но мошенничество существует с незапамятных времен. Не позволяйте ввести себя в заблуждение, что находящийся в вашем владении «антикварный» или «семейный» (с уходящей в далекое прошлое историей) экземпляр автоматически будет «настоящим».
Сколько фацетов можно увидеть на верхней части? У дешевых стеклянных имитаций на верхней стороне можно увидеть, как правило, только 9 фацетов, в отличие от 33 видимых верхних фацетов на бриллианте или искусной подделке. Бриллианты «простой» или швейцарской огранки также имеют на верхней стороне только 9 граней, но оправа у них будет выполнена с открытой тыльной стороной, тогда как оправа дешевых стеклянных подделок имеет закрытую тыльную сторону.
Имеет ли камень «замороженный» рундист? Рундисты большинства бриллиантов не полируются, и их матовый внешний вид кажется «замороженным». Некоторые алмазные подделки так же имеют «замороженный» рундист. Но у бриллианта эта «замороженность» будет самой белой из всех — как у сухого чистого матового стекла. С другой стороны, некоторые бриллианты гранятся с полированными или фацетированными рундистами, что исключает матовость. Если вы хотите научиться отличать эти два вида на глаз, попросите надежного ювелира указать на различия между полированным и фацетированным рундистом.
Симметричность огранки. Вследствие большой стоимости бриллиантов и важности их симметрии для общего внешнего впечатления и привлекательности симметричность граней будет тщательным образом соблюдаться, тогда, как симметричность граней на подделках может оказаться небрежной. Например, у восьми ромбовидных граней (иногда называемых «гнездовыми гранями») часто будет не хватать одной или более точек на боковой, верхней или нижней стороне, и можно будет увидеть скорее небольшую прямую кромку, а не точку. Такие небрежно распределенные грани могут быть важным признаком того, что данный камень не является бриллиантом. Это означает, что огранщик не работал с должным вниманием. Следует отметить, что некоторые бриллианты невысокого качества или старинной огранки могут также иметь черты небрежной работы.
Правильно ли расположены корона и павильон относительно друг друга? Несмотря на то, что в редких случаях бриллиант может обладать не совсем правильным расположением короны относительно павильона, имитациям этот дефект свойственен в гораздо большей степени.
Есть ли на ребрах или гранях царапины, сколы или следы износа? Среди имитаций встречаются некоторые очень мягкие и/или хрупкие камни, такие как циркон, галлий-гадолиниевый гранат (ГГГ — искусственная имитация), фабулит (искусственная имитация алмаза, известная так же как титанат стронция) и стекло. Из-за присущей им недостаточной твердости и, как в случае с цирконием, потенциальной хрупкости, следы износа на таких подделках появятся очень скоро, и можно нередко заметить царапины или сколы на гранях и ребрах.
Ребра представляются более уязвимыми, и царапины со сколами чаще встречаются именно здесь, поэтому первым делом осмотреть стоит именно их. После этого проверьте на наличие царапин плоскости граней. Осмотрите как более подверженные износу области, так и области у крапанов, где закрепщик мог случайно поцарапать камень во время закрепления.
Циркон, встречающийся в природных условиях камень, часто путают с кубической двуокисью циркония ( CZ ), или фианитом. Эта искусственная имитация относительно твердая, но хрупкая, поэтому на ребрах такого камня практически всегда обнаружится несколько сколов, если ювелирные украшения с таким камнем эксплуатировались более одного года. На украшениях из фабулита и стекла также появятся царапины практически при первом их использовании или ношении. Кроме того, фабулит отличается от бриллианта в плане игры света. Фабулит будет играть даже сильнее, чем бриллиант, но с ярко выраженным синим оттенком.
Также стоит добавить, что натренированным глазом или, вооружившись специальной оптикой, на этих имитационных материалах можно осмотреть ребра или линии, где одна грань этих имитационных материалов переходит в другую. У бриллианта такие края очень острые, что объясняется его исключительной твердостью. У большинства имитаций же Окончательная полировка округляет ребра граней, и об остроте приходится забыть.
Некоторые имитации бриллиантов, тем не менее, обладают большей прочностью и износостойкостью. К таким камням относятся бесцветная синтетическая шпинель, бесцветный синтетический сапфир, бесцветный кварц, алюминиево-иттриевый гранат (АИГ — искусственный) и фианит. Несмотря на то, что со временем от постоянного ношения и повседневного небрежного обращения на них появляются царапины или сколы, их количество не так велико и заметны они будут в меньшей степени.
ДЕФЕКТЫ (ПОРОКИ) В БРИЛЛИАНТАХ
Алмаз выкристаллизовывался в недрах земли постепенно, в течение нескольких временных фаз. При этом, условия образования — давление, температура и охлаждение — не всегда бывали одинаковыми. Так возникли неоднородности, которые мы теперь идентифицируем в шлифованных алмазах как внутренние пороки или так называемые включения. Они встречаются в форме облаков или туманностей, в форме трещин разлома, трещин по спайности и трещин напряжения или же в виде включений минералов, которые принимали непосредственное участие в росте кристаллов алмаза. Все эти отдельные виды включений служат сегодня идентификационными признаками для диагностических целей и являются показателем естественного происхождения камня.
Природа включений долгое время оставалась неисследованной; все темные включения называли «углем», светлые — «льдом» или «снегом». Лишь с возрастанием интереса к вопросу о многообразии включений оказалось, что причиной ложного впечатления темного цвета является оптический обман: ввиду более низкого показателя преломления минеральных включений общее изменение света происходит на границе «алмаз-включение» так, что в некоторых направлениях просмотра включение будет казаться черным. То же самое явление может наблюдаться при наличии трещин.
Интересные исследовательские работы д-ра Е.ГЮБЕЛИНА, ЭППЛЕРА и других авторов объяснили, что включения в алмазах возникли в трех фазах роста. Различаются включения, которые уже существовали до кристаллизации (догенетические включения) и были вовлечены в образование алмаза: вторая группа включений образовалась одновременно с алмазом (сингенетические включения) и третья группа, которая образовалась позднее (эпигенетические включения). Этот последний вид включал в себя, например, трещины, которые образовались в результате напряжений под влиянием колебаний температуры и давления или же в результате неравномерного охлаждения. Наиболее часто встречающимися минеральными включениями являются: красный гранат, бурый хромшпинелид, желтоватый алмаз, бесцветный циркон, зеленый энстатит и диопсид, а также оливин, ильменит и магнетит цветом от темно-коричневого до черного и т. д.
Включения (внутренние пороки)
( обозначаются красным цветом)
Преобладающими разновидностями внутренних пороков алмазов являются:
Трещины по спайности (Cleavage craks ), идущие в направлении плоскостей спайности параллельно четырем граням октаэдра. Они пролегают всегда прямо
Трещины разлома (Fracture cracks) – это трещины, идущие во всех других направлениях (не по плоскостям спайности), которые в большинстве случаев пролегают беспорядочно
Трещины напряжения (Tension cracks) возникают в результате различных коэффициентов теплового расширения инородных минералов-включений. При этом они отходят от кристаллического включения обычно в виде лучей
Перья (Feathers) — это трещины разлома, трещины по спайности или трещины напряжения, которые при просмотре перпендикулярно плоскости трещины кажутся белыми и напоминают форму «пера».
Кристаллические включения (Crystal inclusions ) – это минералы, которые по своей природе являются либо бесцветными, либо окрашенными в красный, коричневый, желтый, зеленый или черный цвета.
Дефекты структуры (Structure phenomena) — это «облака» или «туманности»; они представляют собой обычно скопления микроскопических мелких кристалликов в виде частичек пыли. Если их немного, они не оказывают значительного влияния на блеск ограненных алмазов. Только в том случае, если они распределяются по всему камню, их скопление (облачность) влияет на чистоту. К дефектам структуры также можно отнести и структуры внутренней деформации, в виде параллельных полос и швов.
Плоскости двойникования (Twinning planes) или двойниковые швы встречаются обычно в виде слегка изогнутых линий, которые пересекают грани нижней части бриллианта. Однако фактически речь идет о гладких плоскостях, а именно об октаэдрических плоскостях кристаллов-двойников, которые проходят прямо через весь камень. Так как грани нижней части образуют конус, плоскости, при просмотре через площадку, производят впечатление изогнутых линий. Обычно плоскости двойников бесцветны и распознаются поэтому только в определенных положениях. В редких случаях они имеют слегка желтоватый или коричневый оттенок. В плоскостях двойникования, в большинстве случаев, наблюдается наличие, так называемых «усов» (полосок, швов, как прямых так и разно ориентированных).
Внешние пороки (External Features)
( обозначаются зеленым цветом)
Наряду с пропорциями и соотношениями симметрии, оценка огранки учитывает внешние пороки камня, причем решающее значение имеет десятикратное увеличение, т.е. оцениваются те и только те пороки, которые видны при десятикратном увеличении.
К внешним порокам относятся:
В то время, как высота и правильность рундиста рассматривается среди пропорций и симметрии, качество его полировки рассматривается среди внешних пороков. Каждый рундист может иметь разное качество обработки поверхности. Он может быть фацетированным, полированным, обточенным или грубым, шероховатым или зернистым.
Рундист бывает обычно обточенным и имеет блестящую или матовую светлую поверхность Если, однако, рундист обрабатывается быстро и под слишком большим давлением, то могут появиться трещинки по спайности. В таких случаях говорят о «бороде» или «бахроме» рундиста.
Другими дефектами поверхности рундиста являются, например, многочисленные мелкие поры и ямки. Так как на блеске особенно отрицательно сказывается «борода» рундиста, то этот фактор следует особенно учитывать при оценке огранки. Другие внешние пороки, такие как зазубрины, сколы, подгар и прочие, также встречаются на рундисте.
Природные грани кристалла (Naturals)-найфы
Здесь подразумеваются небольшие необработанные грани исходного кристалла алмаза, которые в ограненном камне встречаются под рундистом и которые огранщик оставляет с целью экономии веса. Их называют найфы. Бриллиантовая огранка возникла, в общем, из кристалла алмаза в форме октаэдра. Плоскость рундиста находится при этом в плоскости квадратичной поверхности октаэдра. При обточке бриллианта огранщик пытается выдержать, возможно, большую окружность рундиста и подходит к самым наружным ребрам исходного необработанного камня. Поэтому иногда небольшие части ребер октаэдра остаются необработанными так, что на одном бриллианте может быть 1—4 природные грани кристалла. Эти природные грани, обычно очень маленькие, находятся под рундистом и не распознаются при просмотре через верхнюю часть бриллианта. Они не оказывают большого влияния на блеск камня и при оценке огранки почти не учитываются. В том случае, если они уплощают округлость рундиста и выходят более чем на 1/4 граней нижней части, их можно распознать при просмотре сверху. Тогда они оцениваются также, как и природные грани, находящиеся под рундистом. Поверхность природных граней кристалла являет собой всегда структуру исходной поверхности, в которую алмаз затянут как в «рубашку». Очень типичными пороками этой структуры поверхности являются небольшие фигуры в форме треугольных впадин — так называемые «тригоны» — параллельные линии или реже маленькие квадраты или прямоугольники.
Для алмаза тригоны являются настолько характерным признаком, что они служат однозначным доказательством природного происхождения алмаза.
Дополнительные грани (Extra facets)
Обычно здесь речь идет о бывших природных гранях кристалла, однако они огранены, и поэтому структура поверхности более не распознается. Дополнительные грани в большинстве случаев встречаются под рундистом и очень редко — в других местах. Дополнительные грани не ухудшают блеска и служат в первую очередь идентификационными.
Зазубрины, места излома и сколы (Nicks and fractures)
Зазубринами и сколами называют мелкие или более крупные клинообразные насечки на гранях и рундисте В основном они возникают при давлении или механической нагрузке и зачастую сопровождаются поэтому трещинами напряжения.
Места разлома встречаются, в общем, и целом возле рундиста. Так как алмаз легко раскалывается по плоскостям октаэдра, то по отношению к резкой механической нагрузке (давлению) он не остается нечувствительным, как это можно было бы предположить, исходя из его высокой твердости. Это особенно должен иметь в виду ювелир при установке или изъятии камня из оправы и следить за правильным использованием своего инструмента.
Следовательно, в процессе ношения, например, при ударе о твердые предметы (ручки дверей) могут появиться места разлома. В бриллианте они имеют форму лесенки или ступенчатую и, таким образом, являются типичной характеристикой алмаза.
Фигуры от удара и повреждения ребер (Indentation marks, edge damage)
Они также являются следствием ударов и давления. На ребрах граней и на калетте они выступают в виде мелких точек, пятен и образуют маленькие царапины. Пока царапинки находятся только на поверхности, их рассматривают как внешние пороки. Однако если они проникают внутрь камня, то их следует расценивать как внутренние пороки.
Следы полировки (Polishing marks)
Почти каждый ограненный алмаз имеет следы полировки. Однако в большинстве случаев они настолько тонки, что распознаются с трудом и не ухудшают блеска. Следы полировки легче всего наблюдать при просмотре с противоположной стороны бриллианта
Так как твердость алмаза зависит от направления, и некоторые плоскости обладают особенной твердостью, то и огранке они поддаются с трудом. Так как огранщик может гранить на ограночном диске одновременно только одну грань, то и следы полировки изменяют свое направление от одной грани к другой.
Линии двойникования и пластины (Twinning lines)
Алмазы обладают свойством срастаться в двойниковые кристаллы; такое срастание происходит всегда в кристаллографическом направлении с зеркальным отображением, так что в алмазе — двойнике твердые направления проходят точно друг против друга.
Поэтому при огранке и полировке на поверхности появляются видимые тонкие швы, так называемые линии двойникования или пластины двойникования, которые представляют собой следы плоскостей срастания двух двойниковых кристаллов. Так как эти плоскости являются в общем бесцветными, то они видны не как плоскость, а только как шов. В редких случаях они имеют желтоватый или коричневатый оттенок и ухудшают качество огранки камня из-за возникающей потери блеска.
Встречаются единичные или многократно повторяющиеся двойниковые швы — в таком случае говорят о двойниковых пластинах. В отличие от следов полировки, возникающих при обработке, двойниковые швы относятся к природным порокам. Они всегда проходят через множество граней, благодаря чему их можно отличить от следов полировки. Если двойниковые швы не влияют на блеск, то в дальнейшем, при оценке огранки, они не учитываются
Линии роста (Growth lines)
Они представляют собой границы неоднородностей, которые возникают при различных условиях в процессе роста исходного кристалла алмаза. Они имеют вид исключительно тонких зубчатых линий, встречающихся редко и лишь с трудом распознаваемых ввиду своей тонкости.
«Сучки» (Knots)
Так называются мельчайшие узловатые неравномерности на полированной поверхности бриллиантов. В большинстве, случаев они возникают из включения, доходящего до поверхности, которое с трудом поддается огранке. «Сучки» обычно сопровождаются мелкими следами от полировки.
Следы подгара (Burn marks )
Следы подгара появляются в том случае, если поверхность камня слишком нагревается при полировке от трения. Они имеют вид светлых, молочного цвета пятнышек и сопровождаются интерференционными цветами. Они значительно ухудшают блеск. Их, однако, можно легко удалить при дополнительной полировке с минимальной потерей веса.
Лазерные иглы (Laser noodle)
Признаком облагораживания алмаза (бриллианта) методом сверления лазером является наличие высверленного тонкого канала. Отверстия, высверленные лазером, выглядят как белые иглоподобные каналы с более или менее постоянным диаметром. Обычно эти отверстия относительно прямые с очень небольшим диаметром (в несколько микрон), однако встречаются и отверстия с изгибами и изломами. Это делается для того, чтобы они пересекали сразу несколько близко расположенных включений. В месте выхода на поверхность грани алмаза (бриллианта) узкий канал может расширяться. Иногда каналы, высверленные лазером, заполняются специальным составом, применяемым для заполнения трещин.
г. Ростов-на-Дону,
ул. Страны Советов 19,
офис 300