Фавор что это означает
Место Преображения Господня: гора Фавор
Выберите раздел серии
Прикосновенье к Святой Земле.
Гора Фавор: место Преображения Господня
Сегодня, дорогие, я расскажу о месте Преображения нашего Спасителя, о горе Фавор.
Что такое Преображение? Зачем Христос Преобразился? Кто Ему явился на горе, что за чудесный свет осиял Христа.
Об этом я подробно писал в своей статье о Преображении Христовом: https://azbyka.ru/parkhomenko/stati/o_preobragenii-all.shtml
В этой статье дано подробное богословское рассмотрение темы Преображения, и всем, кто не читал этой статьи, я ее рекомендую.
Сегодня поговорим лишь об этой дивной горе, горе Фавор, на которой и произошло Преображение.
Сначала предлагаю исторический очерк о храмах на этой горе, затем – подборку фотографий, сделанных мною во время паломничества на Святую Землю в ноябре прошлого года.
Гора Фавор: в Предании – место Преображения Господня
Эта почти 600-метровая гора является украшением Святой Земли. Она видна за многие километры и отмечена в истории как узловой пункт многих важных событий Священной Истории.
Здесь решались судьбы народов Святой Земли в эпоху Судей. За тысячу лет до Рождества Христова израильтяне под предводительством Деворы одержали здесь победу, а в 53 году до Рождества Христова, напротив, были разбиты римлянами. В том сражении погибло более 10 тысяч иудеев.
В 67 году по Рождестве Христовом эта гора становится форпостом израильтян, опять же в борьбе против Рима, однако и тут евреи были разгромлены. О страшных страницах этих исторических событий сообщает Иосиф Флавий (см. его книгу «Иудейская война»).
В новозаветную историю Святая гора Фавор вошла как гора Преображения, хотя в Евангелии нет упоминания о пребывании Спасителя с учениками именно на Фаворе. Есть упоминание в Евангелиях от Матфея и Марка о «горе высокой»: «По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних» (Мф. 17, 1).
Евангелист Лука упоминает только о «горе».
Традиция почитания горы Фавор местом Преображения Спасителя утвердилась при святой равноапостольной царице Елене. Несомненно, что гора эта была связана с местом Преображения Спасителя не случайно. Сохранялись какие-то предания среди древних христиан, да и само положение горы – этого великолепного холма, видного отовсюду, прославленного священными историческими событиями, находящегося невдалеке от Назарета – родины Спасителя, позволяет остановиться именно на этой горе и признать именно ее – самым вероятным местом Преображения Христова.
При святой Елене на этом месте строится величественный храм, а рядом – другой, на том месте, на котором в момент Преображения находились ученики.
В VI веке, на Пятом Вселенском Соборе, было решено образовать здесь епископию, и епископ оставался на Фаворе даже при нашествии мусульман.
Паломник Аркульф в VII веке сообщает об увиденных им трех церквах на горе Фавор, упоминая о монастыре, странноприимном доме и кельях монахов. Около 720 года Беда Достопочтенный повторяет Аркульфа и упоминает о «большом монастыре с грандиозными сооружениями, окруженными стеной».
В XII веке на Святую Землю приходят крестоносцы, которые вносят свои изменения в положения о святых местах. Теперь значительную роль в судьбе Фаворских монастырей (как и всех на Святой Земле) стали играть латинские монахи. Об этом свидетельствует в своих «Хождениях на Святую Землю» русский паломник XII века игумен Даниил. «И есть же на самом версе горы тоя (Фавора) место высоко ко востоку лиц к зимнему, аки горка камена, мала, островерха и на том месте преобразился есть Христос Бог наш; и ту есть церкви добра создана на месте том во имя Преображения, а другая, во имя святых пророк Моисея и Илии, подале того места есть создана церкви на север лиц от Преображения. Место же то святого Преображения отделано есть около градом каменым твердо, врата же имат железна градот; и то есть трете было епископа, ныть оке есть монастырь латыньский. И ту почестиша ны добре в монастыри том у святого Преображенья, и ту обедахом, и, опочивше добре и вставите идохом в церковь святого, Преображения, и поклонихомся на месте святем, идеже преобразися Христос Бог наш, и, облобызавше Место то святое с любовию и радостию великою и вземше благословение от игумена и от всей братии, изидохом из монастыря того святого и обходивше вся места свята по всей горе той святей».
В 1177 году греческий паломник Иоанн Фока родом с Крита оставляет интересные подробности о сооружениях на горе Фавор, описывая латинский и православный греческий монастыри на самой вершине горы, подчеркивая, что само место Преображения находится в руках латинян. «Гора Фавор, земное небо, отрада души и услаждение глаз православных людей. Ибо этой горе присуща преосеняющая ее некая божественная благодать, от того она и возбуждает духовную радость. Это круглый и умеренно возвышенный холм. На вершине его находятся два монастыря, в которых христиане отшельники умилостивляют Божество разноязычными песнопениями, и на той его части, на которой совершилось спасительное Преображение Христово, находится сонм латинских монахов, а на правой стороне наши назореи освящаемые освящают освященное оное место. Ибо спасительное Преображение Христово совершилось на вершине того холма, на котором находится и латинский монастырь, в алтаре же его храма находится и самое место, на котором преобразился Господь посреди Илии, Моисея и трех своих избранных учеников Петра, Иоанна и Иакова. Место это ограждено медными решетками. А на том пункте, на котором стояли ноги Господни, виден чрезвычайно белый мраморный кружок, посредине которого изображение креста. Неизреченное благовоние, из него изливающееся, услаждает обоняние приходящих. Bне же монастыря, на расстояние примерно вержения камня, находится небольшая пещера, в которую Христос, вошедши после страшнаго Преображения, заповедал ученикам никому не говорить о видеши, доколе не воскреснет из мертвых».
Трагическому испытанию подвергаются оба монастыря в XII веке, когда Салах-ад-Дин в 1183 году подверг атаке греческий православный монастырь, монахи которого скрылись по подземному переходу в католическом, который был по своей постройке подобен крепости. Этот монастырь продержался еще до поражения крестоносцев в битве с мусульманами в 1187 году. После этого войска Салах-ад-Дина избили живущих на Фаворе христиан и выгнали оттуда всех монахов.
В 1212 году брат Салах-ад-Дина Мелек-Адель воздвиг на вершине Фаворской горы грандиозную крепость для отражения нападений со стороны крестоносцев, державшихся еще в Птолемаиде.
В 1263 году, когда господство мусульман прочно укрепилось на Святой Земле, по повелению тогдашнего султана все укрепления Фаворской горы были срыты, и памятником бывшей некогда здесь жизни оставались лишь груды камней и мусора.
Анонимный греческий паломник в 1253-1254 годах, говоря о Фаворской горе, замечает, что «на средине горы находится та пещера, в которой Мелхиседек пробыл 40 лет». О каких-либо иных сооружениях здесь, монастырях или храмах, он хранит полное молчание.
С этого момента гора Фавор на несколько столетий становится одинокой и необитаемой. Лишь в сам праздник Преображения Господня сюда поднимались православные и католики, чтобы совершать богослужение.
В 1729 году Святую гору Фавор посещает русский путешественник из Киева Василий Григорьевич Барский.
«Идох с единим иереем и иними вооруженними шестма християни на гору Фавор поклонитися, ибо тамо единому или двом несть мошно отъити, разбойников ради, и тии, яко страннолюбни суще, с мною купно отъидоша. Фавор гора от аравов тамо именуется Тур; яже отстоит от Назарета трема часи, от Иерусалима же трема денми есть округла и красна взором, высока же зело, час от низу на верх восхождения имат».
В 1799 году Святую гору снова огласили звуки битвы. Войска Наполеона вступили у подножия горы Фавор в сражение с турками. Но к XIX веку в этих местах воцарились относительные мир и спокойствие, что позволило паломникам снова подниматься на Святую гору.
Другой русский паломник, Андрей Николаевич Муравьев, посетивший Палестину в 1830 году, также оставил яркое воспоминание о посещении горы Фавор. «Накануне праздника, – пишет Муравьев, – стекаются иноки Благовещения, вместе с христианами Назарета на священную вершину Фавора. Там проводят они в отдыхе или молитве летнюю ночь, очаровательную под небом Востока, окруженные ярким течением звезд. Еще до рассвета пробуждается Фавор их торжественным гимном, и солнце, восстающее из-за гор Аравии, первыми лучами озаряет в поднятой священной чаше дивное преображение хлеба и вина в искупительное Тело и Кровь, и перед этим великим Таинством падает ниц смятенный народ, как бы внемлющий гласу: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, и в Нем же Мое благоволение».
Через пять лет после Муравьева, в 1835 году, Святую гору Фавор посещает другой известный русский общественный деятель – Авраам Сергеевич Норов, который писал, что «остатки храма, воздвигнутого св. Еленой, еще существуют; под его нижними сводами христиане назаретские служат один раз в год обедню, в день Преображения Господня».
В 1840 году афонский постриженик инок Парфений, посетив гору Фавор, рассказывал, как там происходило богослужение. «Как стало солнце всходить, мы взошли на гору и нашли то самое место, где преобразился Господь наш Иисус Христос пред учениками Своими, прежде на сем месте была великая церковь; а где Господь стоял, был алтарь, и стоял престол, а ныне только осталось основание». Такая ситуация продолжала оставаться неизменной все 50-е годы XIX века, и по этому поводу писали в русской печати того времени: «На Фаворе существуют развалины двух храмов (православного и католического), и оба вероисповедания претендуют на соединение священной точки со своими бесформенными трудами».
Уже тогда нахождение подлинного места Преображения Господня вызывало споры среди христиан. Православные считали подлинным место в своем монастыре, католики – в своем. Об этом рассуждал начальник Русской Духовной Миссии в Иерусалиме архимандрит Порфирий (Успенский): «Каждое вероисповедание усвояет своему монастырю местность, где Спаситель преобразился. Не утверждаю и не отрицаю ни того, ни другого предания. Для христианина довольно верить, что на возвышении Фавора преобразился Господь, и молить Его о просвещении души и о вечном спасении. Да и событие происходило не на одном аршине земли, а на всей горе. Свет издали был виден; голос раздавался далеко; облако осенило всю гору; глас с небес слышен был по всей горе. Итак, вся вершина горы священна».
С 1854 года руины монастырей на горе Фавор стали привлекать особое внимание православных и католиков. Сюда пришел архимандрит Иринарх, выходец из Молдавии, уроженец деревни Роман недалеко от Ясс, питомец учеников знаменитого старца Паисия Величковского. С 1839 года он жил в Лавре Саввы Освященного, а затем, странствуя по Галилее, решил поселиться вместе с сиротой, выходцем из его родной деревни, иеродиаконом Нестором на горе Фавор. Эти подвижники обустроили себе келью в виде пещерки в развалинах храма. Питались злаками и скромными подаяниями, приносимыми паломниками. Своими подвигами и строгостью жизни русские монахи снискали уважение местных жителей бедуинов и их вождя Акил-аги, который не раз приходил к старцу Иринарху за советом и был готов защищать его от всех опасностей. Волею случая архимандрит Иринарх вместе с иеродиаконом Нестором находят среди груды камней остатки древнего храма с полукруглыми нишами. Устроив там алтарь, старец стал служить для приходящих сюда паломников молебны. Паломники, число которых стало с каждым днем увеличиваться, жертвовали старцу на строительство храма. Также старцу помог исполняющий обязанности русского консульского работника и агента Русского Общества Пароходства и Торговли в Хайфе, местный житель Аверино, собравший среди жителей своего края на храм сумму в 14 000 пиастров. Помог и Иерусалимский Патриарх Кирилл II, приславший на строительство 5000 пиастров и дав распоряжение Иерусалимской Патриархии помогать старцу по мере надобности. Таким образом, у старца Иринарха собралась сумма около 40 000 пиастров, и он приступил к строительству храма, а также трех жилых комнат, кухни и лошадиной мельницы. Всю площадь земли, занятую старцем Иринархом, обнесли невысокой стеной.
Католики неоднократно проводили на своем участке систематические археологические раскопки, и в 1889 году один из русских авторов сообщал: «Большая часть развалин находится у католиков; там все раскопано, очищено и содержится в образцовом порядке; только несколько месяцев тому назад раскопана ими часть холма, где найдены остатки довольно хорошо сохранившейся комнаты, прилегавшей к церкви, которая служила, по предположению, местом отдыха для молящихся».
В 1919-1924 годах архитекторами братьями Антонио и Джулио Барлуцци была выстроена францисканская базилика Преображения.
Каждый год на праздник Преображения Господня в ночь с 18 на 19 августа по новому стилю на Святую гору Фавор прибывает множество православных паломников со всего мира. Здесь Иерусалимской Патриархией служится торжественное праздничное богослужение, как правило, не в самом храме, а перед входом в него, на специально сооруженном помосте с алтарем, ввиду того, что храм не в состоянии вместить всех желающих участвовать в торжестве праздника Преображения. Многие верующие свидетельствуют о чудесном Фаворском облаке, сходящем после Литургии на православный монастырь. Православные видят в этом знак особой благодати Божией.
(По статье П. Платонова)
Так выглядит гора Фавор, если смотреть на нее от Назарета.
Почти шестисотметровая гора вблизи.
Мы у православного храма Преображения Господня.
Внушительный ряд святых Православной Церкви.
Чудотворная икона Божией Матери «Акафистная», напечатанная на. газетной бумаге.
В храме греческого монастыря, в киоте, хранится фрагмент верхушки Фавора. Греческий монастырь построен немного в стороне от самой верхушки и, соответственно, от того места, на котором произошло Преображение. Православным, конечно, хотелось иметь святыню, связанную непосредственно с Преображением. Ее и передали нам католики. Католический храм стоит на самой верхушке горы Фавор, и под стеклом, находящимся в полу, можно видеть каменную вершину, на которой стояли стопы Спасителя в момент Преображения.
Три символические палатки-кущи, которые Ап. Петр предложил поставить на этом месте Христу: «Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии» (Мф. 17, 4).
Арабский городок у подножия горы Фавор.
Фавор
Смотреть что такое «Фавор» в других словарях:
ФАВОР — (лат. favor, от favjre быть милостивым). Покровительство могущественных особ; милость, благодеяние. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАВОР [лат. favor] благосклонность, расположение; покровительство… … Словарь иностранных слов русского языка
фавор — не в фаворе обретаться. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фавор расположение, протекция, покровительство, благосклонность, крыша Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
фавор — а, м. ФАВЁР а, м. faveur, пол. fawor. 1. Благосклонное расположение, покровительство. БАС 1. Покорно просим, чтоб его со учтивыми гонорами, фаворами и всякой ласки повольностями примовали. Толстой Путеш. 2 113. Взяв эпок царствования имп.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАВОР — ФАВОР, фавора, мн. нет, муж. (от лат. favor) (разг.). Покровительство, предпочтение, протекция, преим. в выражении: быть в фаворе у кого пользоваться чьим нибудь покровительством, предпочтением. Он у нее в фаворе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ФАВОР — ФАВОР, а, муж. (устар.). Покровительство, протекция (употр. теперь в нек рых выражениях). Барский ф. Быть в фаворе у кого н. (пользоваться чьим н. покровительством; разг.). Он сейчас не в фаворе (разг.). Попасть в ф. (разг.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Фавор — Запрос «Тавор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фавор Го … Википедия
Фавор — Табор, т. е. пуп. Фавор. 1) Гора в восточной части Галилеи недалеко от Назарета, на северной границе Изреельской равнины; на этой горе Варак расположился станом перед сражением с Сисарой (Суд. 4:6,12,14). Это красивая стоящая отдельно гора,… … Словарь библейских имен
Фавор — гора, в 9 км. к вост. юго вост. от Назарета. У греков эта гора называется еще Итавириум (Ίταβύριον или Άταβύριον), у арабов Джебель Тор. Ф. одно из часто встречающихся названий для гор;этого имени горы известны в Индии, в Аравии, на острове… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
фавор — фавер, фавор милість, прихильність, покровительство … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Фавор
Смотреть что такое «Фавор» в других словарях:
ФАВОР — (лат. favor, от favjre быть милостивым). Покровительство могущественных особ; милость, благодеяние. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАВОР [лат. favor] благосклонность, расположение; покровительство… … Словарь иностранных слов русского языка
фавор — не в фаворе обретаться. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фавор расположение, протекция, покровительство, благосклонность, крыша Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
фавор — а, м. ФАВЁР а, м. faveur, пол. fawor. 1. Благосклонное расположение, покровительство. БАС 1. Покорно просим, чтоб его со учтивыми гонорами, фаворами и всякой ласки повольностями примовали. Толстой Путеш. 2 113. Взяв эпок царствования имп.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАВОР — ФАВОР, фавора, мн. нет, муж. (от лат. favor) (разг.). Покровительство, предпочтение, протекция, преим. в выражении: быть в фаворе у кого пользоваться чьим нибудь покровительством, предпочтением. Он у нее в фаворе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ФАВОР — ФАВОР, а, муж. (устар.). Покровительство, протекция (употр. теперь в нек рых выражениях). Барский ф. Быть в фаворе у кого н. (пользоваться чьим н. покровительством; разг.). Он сейчас не в фаворе (разг.). Попасть в ф. (разг.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Фавор — Запрос «Тавор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фавор Го … Википедия
Фавор — Табор, т. е. пуп. Фавор. 1) Гора в восточной части Галилеи недалеко от Назарета, на северной границе Изреельской равнины; на этой горе Варак расположился станом перед сражением с Сисарой (Суд. 4:6,12,14). Это красивая стоящая отдельно гора,… … Словарь библейских имен
Фавор — гора, в 9 км. к вост. юго вост. от Назарета. У греков эта гора называется еще Итавириум (Ίταβύριον или Άταβύριον), у арабов Джебель Тор. Ф. одно из часто встречающихся названий для гор;этого имени горы известны в Индии, в Аравии, на острове… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
фавор — фавер, фавор милість, прихильність, покровительство … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
Фавор
Смотреть что такое «Фавор» в других словарях:
ФАВОР — (лат. favor, от favjre быть милостивым). Покровительство могущественных особ; милость, благодеяние. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ФАВОР [лат. favor] благосклонность, расположение; покровительство… … Словарь иностранных слов русского языка
фавор — не в фаворе обретаться. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. фавор расположение, протекция, покровительство, благосклонность, крыша Словарь русских синонимов … Словарь синонимов
фавор — а, м. ФАВЁР а, м. faveur, пол. fawor. 1. Благосклонное расположение, покровительство. БАС 1. Покорно просим, чтоб его со учтивыми гонорами, фаворами и всякой ласки повольностями примовали. Толстой Путеш. 2 113. Взяв эпок царствования имп.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
ФАВОР — ФАВОР, фавора, мн. нет, муж. (от лат. favor) (разг.). Покровительство, предпочтение, протекция, преим. в выражении: быть в фаворе у кого пользоваться чьим нибудь покровительством, предпочтением. Он у нее в фаворе. Толковый словарь Ушакова. Д.Н.… … Толковый словарь Ушакова
ФАВОР — ФАВОР, а, муж. (устар.). Покровительство, протекция (употр. теперь в нек рых выражениях). Барский ф. Быть в фаворе у кого н. (пользоваться чьим н. покровительством; разг.). Он сейчас не в фаворе (разг.). Попасть в ф. (разг.). Толковый словарь… … Толковый словарь Ожегова
Фавор — Запрос «Тавор» перенаправляется сюда; см. также другие значения. Фавор Го … Википедия
Фавор — гора, в 9 км. к вост. юго вост. от Назарета. У греков эта гора называется еще Итавириум (Ίταβύριον или Άταβύριον), у арабов Джебель Тор. Ф. одно из часто встречающихся названий для гор;этого имени горы известны в Индии, в Аравии, на острове… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
фавор — фавер, фавор милість, прихильність, покровительство … Зведений словник застарілих та маловживаних слів
ФАВОР
е у кого-н. (пользоваться чьим-н. покровительством; разг.). Он сейчас не в
е (разг.). Попасть в ф. (разг.).
Смотреть что такое ФАВОР в других словарях:
ФАВОР
гора, в 9 км. к вост.-юго-вост. от Назарета. У греков эта гора называется еще Итавириум (Ίταβύριον или Άταβύριον), у арабов — Джебель-Тор. Ф. — одно из. смотреть
ФАВОР
ФАВОР
фавор м. Благосклонность, покровительство, предпочтение.
ФАВОР
фавор м. тк. ед.быть в фаворе у кого-л. разг. — be in smb.‘s bad books идиом.
ФАВОР
ФАВОР
Фавор — гора, в 9 км к востоко-юго-востоку от Назарета. У греков эта гора называется еще Итавириум (Ίταβύριον или Άταβύριον), у арабов — Джебель-Тор. Ф. — одно из часто встречающихся названий для гор;этого имени горы известны в Индии, в Аравии, на острове Родосе и пр.; многие выдающиеся между другими шаровидные холмы называются этим именем. Фавор значит собственно центральное выпуклое место, пуп. Возможно, что и в Галилее, кроме нынешнего Ф., были другие горы этого имени, и что одна из них, в верхней Галилее, была горой Преображения. Высоту Ф. Иосиф Флавий определял в 10 стадий, т. е. более чем в 1,5 версты. Вершина горы представляет продолговатую, слегка вдавленную и похожую на глазную впадину поверхность, в 25 стадий, т. е. около 5 верст в окружности. Гора эта совершенно отделена от всей цепи гор и округлена от подошвы до вершины, отчего и получила свое название. Когда хотели представить идею возвышенного и величественного, брали для сравнения гору Ф. Так, Иеремия сравнивает царя египетского, славного и могущественного между народами, с Ф. между горами (Иерем. XL VI, 18). Гора Ф. замечательна в истории по многим важным событиям. Во времена Судей с горы Ф. Варак, сопровождаемый пророчицей Деборой, сошел с 10-ю тысячами войска к потоку Киссону и разбил войско Сисары, военачальника Иавина, царя асорского (Суд. гл. IV и V). Здесь погибли братья Гедеона от руки царей мадиамских Зевея и Салмана (Суд. VIII, 18 — 19). Вершина горы Фаворской, со времен Антиоха Вел. (218 г. до Р. Х.) до завоевания и разрушения Иерусалима римлянами при Веспасиане, постоянно служила укрепленным местом. Здесь римский проконсул Габиний разбил старшего сына Аристовулова, Александра, бежавшего из плена и произведшего возмущение в Иудее. Во время войны иудейской гора Ф. в течение 40 дней укреплена была евреями и Флавием против Веспасиана. Эти укрепления были окончательно разрушены во время возмущения евреев при импер. Адриане. Предание церкви издревле признает гору Ф. горой Преображения Господня. Равноапостольная Елена воздвигла на Ф. храм во имя свидетелей Преображения — апост. Петра, Иакова и Иоанна, или по другим — Иисусу, Моисею и Илии. Следы этого храма имеются доселе. Здесь долгое время греческий епископ ежегодно совершал литургию; доныне католические иноки Назарета совершают здесь литургию в день Преображения. В VIII в. здесь существовал монастырь с церковью. Крестоносцы возобновили укрепление на Ф., при подошве которого лежала главная дорога от Египта к Дамаску; около этого времени здесь была кафедра архиепископа, находившаяся в зависимости от патриарха иерусалимского. Танкред, герой первого крестового похода (1088—1112), основал на горе Фаворской церковь, клюнийцы — монастырь. При султане Бибарсе, в 1263 г., все это было разрушено сарацинами. В настоящее время на Ф. построены два новые монастыря, греческий — на месте византийской церкви, и латинский — на месте монастыря Танкреда; каждый из них полагает, что построен на месте Преображения. См. прот. П. Солярский, «Опыт библейского словаря собственных имен» (т. IV, СПб., 1884); С. Терновский, «Очерки из церковно-исторической географии» (Казань, 1899). Военная история. Во время своего похода в Сирию, в 1799 г., Бонапарт, занятый осадою Акки, в начале апреля получил известие, что дамасский паша Абдалла, собрав у Дамаска до 30 тыс. войска, идет на освобождение осажденных, которые в тоже время ожидали десантного турецкого корпуса с о-ва Родоса. Все это делало положение французов, считавших в своих рядах всего около 9 тыс., крайне опасным, тем более, что к Абдалле должно было присоединиться еще около 10 тыс. из Наблуса и с левого берега Иордана. Небольшие французские отряды Виаля, Мюрата и Жюно высланы были на разведки. 8-го апреля Мюрат разбил у моста Якуба правую колонну противника (8 тыс.), предводимую сыном Абдаллы, и, отбросив ее к Дамаску, отошел к Акке. В тот же день Жюно обнаружил присутствие главных сил неприятеля (25 тыс.) на р. Иордане, против Назарета. Узнав об этом, Бонапарт выслал на помощь Жюно дивизию Клебера (2,5 тыс.), а 14 апреля направился к нему сам с пехотной дивизией Бона, кавалерией и 8 орудиями. В последовавшем, еще до его прибытия, ряде дел на равнине Эздрелон, близ Ф., Клебер, окруженный несравненно превосходными силами, очутился в критическом положении. По приходе Бонапарта французы перешли в наступление, окончившееся совершенным поражением неприятеля. Победа эта, стоившая французам более 300 человек выбывшими из строя, избавила их от грозившей опасности, но к решительным результатам не привела.