Фаза наставничества характеризуется тем что у педагога
Фаза наставничества характеризуется тем что у педагога
3. Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных норм и требований, технологии деятельности. Для педагога эта фаза связана с работой в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, что требует творческого подхода к делу.
4. Фаза интернала характеризуется тем, что педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, т.е. им освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности.
5. Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты.
6. Фаза авторитета связана с тем, что педагог становится известным в своем профессиональном кругу и за его пределами. Производственные задачи он успешно решает за счет большого опыта.
7. Фаза наставничества характеризуется тем, что у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт.
Зеер Э.Ф. выделяет следующие стадии профессионального становления [78; C. 66-67]:
§ формирование профессиональных намерений – осознанный выбор профессии;
§ профессиональная подготовка – освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств;
§ профессионализация – адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности;
§ мастерство – качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности.
Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Профессионально-личностное становление и развитие педагога
Настоящее время характеризуется увеличением темпа жизни. Обновление информации, ее качественное изменение, упрощение способов доступа к данным требует от человека умения быстро ориентироваться в социальном пространстве и оперативно реагировать на все преобразования. Изменяются и требования к современному педагогу. Ему важно не только соответствовать профессиональным требованиям, но и повышать уровень собственного развития, гибкости своего мышления, находиться в постоянном поиске нового в общекультурной, научной и профессиональной области с учетом меняющихся потребностей государства, общества, экономики и рынка труда.
Профессиональное становление педагога неразрывно связано с такими процессами, как самообразование, самовоспитание, саморазвитие.
Самообразование призвано выполнять следующие функции (Князева М. Л.):
— экстенсивная (накопление, приобретение новых знаний);
— ориентировочная (определение себя в культуре и своего места в обществе);
— компенсаторная (преодоление недостатков обучения, ликвидация «белых пятен» в своем образовании);
— саморазвития (совершенствование личной картины мира, своего сознания, памяти, мышления, творческих качеств);
— методологическая (преодоление профессиональной узости, достраивание картины мира);
— коммуникативная (установление связей между науками, профессиями, сословиями, возрастами);
— сотворческая (сопутствие, содействие творческой работе, непременное дополнение ее);
— функция омолаживания (преодоление инерции собственного мышления, предупреждение застоя в общественной позиции);
— психологическая, психотерапевтическая (сохранение полноты бытия, чувства причастности к широкому фронту интеллектуального движения человечества);
— геронтологическая (поддержание связей с миром и через них жизнеспособности организма).
Таким образом, самообразование – это необходимое условие жизни современного образованного человека, обязательное слагаемое его профессионального успеха.
Самовоспитание – это систематическая деятельность человека, направленная на усвоение опыта предшествующих поколений, формирование личности через самостоятельную работу над собой.
Самовоспитание неразрывно связано с самопознанием и осознанием реального и идеального Я, своего жизненного опыта и отношений с окружающим миром.
Специалисты выделяют ряд функций,присущих самовоспитанию:
— компенсаторная (расширение знаний о себе, своих способностях и возможностях);
— адаптирующая (позволяет педагогу своевременно приспосабливаться к меняющемуся миру, ориентироваться в новых условиях профессиональной деятельности);
— развивающая (предполагает формирование способности активно и компетентно участвовать в преобразовании себя, своей педагогической деятельности, непрерывное обогащение творческого потенциала личности).
Саморазвитие – это процесс целенаправленного сознательного изменения своей личностной сферы через самосознание, самооценку, самоорганизацию и самоуправление.
По классификации Е. А. Климова выделяется несколько этапов профессионального становления:
— фаза оптации (период выбора профессии);
— фаза адепции (этап обучения выбранной профессии);
— фаза адаптации (вхождение в профессию и привыкание к ней);
— фаза интервала (приобретение профессионального опыта);
— фаза мастерства (квалифицированное выполнение трудовой деятельности);
— фаза авторитета (достижение профессионалом высокой квалификации);
— фаза наставничества (передача профессионалом своего опыта).
Результатом профессионально-личностного становления и развития педагога является овладение педагогическим мастерством.
Педагогическое мастерство – это высший уровень осуществления педагогической деятельности, проявляющийся в овладении педагогом искусства воспитания и обучения и стремлении к постоянному совершенствованию.
Внешне мастерство выражается в успешном решении разнообразных педагогических задач, в высоком уровне организации учебно-воспитательного процесса. Но суть его в тех качествах личности учителя, которые порождают эту деятельность, обеспечивают ее успешность. И эти качества нужно искать не только в умениях, а в той системе свойств личности, ее позиции, которые и создают педагогу возможность действо-вать продуктивно и творчески.
Высокий уровень мастерства повышает качество всей работе педагога, способствует формированию профессиональной позиции, которая аккумулирует в себе высшие уровни направленности, знаний и готовности к осуществлению профессиональной деятельности. Расширение педагогических знаний дает инструмент для самоанализа работы педагога и выявления резервов самодвижения; высокий уровень способностей стимулирует все более яркое самораскрытие личности.
Профессионально-значимые качества воспитателя дошкольной общеобразовательной организации В конце XIX века в исследованиях П. Ф. Каптерева, выдающего русского педагога и психолога, доказано, что одним из важнейших факторов успешности.
Программа «Я и ТЫ», направленная на социально — личностное развитие детей Программа «Я и ТЫ» Подготовил воспитатель стационарного отделения Дмитриева Лариса Ивановна Вязьма 2016 год Пояснительная.
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Методическая тема: «Формирование культурно – гигиенических навыков у детей 2 – 3 лет». Цель: воспитание культурно – гигиенических навыков.
Программа профессионально-личностного саморазвития педагога Тема: «Формирование ценностей здорового образа жизни на основе сотрудничества воспитанников со взрослыми и сверстниками» Цель: обеспечить.
Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации Развитие профессиональных компетенций педагога дошкольной образовательной организации (в условиях реализации ФГОС дошкольного образования).
Развитие успешности педагога Выступление на педсовете. «Развитие успешности у педагога» Идея успешности в педагогической деятельности напрямую связана с эффективностью.
Семинар-практикум для воспитателей «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога» Семинар-практикум «Креативность как профессионально значимое качество личности педагога» Автор Долгова Татьяна Васильевна, старший воспитатель.
Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.
Тренинг «Развитие эмоционально-экспрессивного поведения педагога» Цель: развитие коммуникативной, визуальной, вербальной экспрессии. Приветствие Упражнение «Разговор без слов» Участникам предлагается.
Эссе «Личность молодого педагога: становление в наши дни» МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ЦЕНТР «АРС» ГОРОДА КОСТРОМЫ Эссе «Личность.
Сущность и условия профессионального становления педагога
Дата публикации: 17.12.2014 2014-12-17
Статья просмотрена: 9665 раз
Библиографическое описание:
Рамазанов, М. К. Сущность и условия профессионального становления педагога / М. К. Рамазанов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 21 (80). — С. 679-682. — URL: https://moluch.ru/archive/80/14247/ (дата обращения: 21.12.2021).
В данной статье автор рассматривает сущность и условия профессионального становления педагога, ссылаясь на исследования ученых-педагогов КлимоваЕ. А. и Э. Ф. Зеера,предлагает свой путь в профессиональном становлениипедагога.
In this article author considers essence and context of professional becoming of teacher, recalling to researching of learned-teacher as well as Klimova E. A. and E. F. Zeera offer their way in the professional becoming of teacher.
Keywords:pedagogical thinking, innovational activity, teacher-researcher, phase of master, optical phase, professional making of teacher, professional experience.
Обновление содержания образования, ориентация на новый тип педагогического мышления, который соответствует социокультурным вызовам современной эпохи, приоритетность формирования у школьников, студентов ключевых компетенций в интеллектуальной, гражданско-правовой, коммуникационной, информационной сферах — это те черты современного мира, которые должны отобразиться на профессиональной характеристике становления личности педагога.
В жизни каждого педагога профессиональное становление занимает важное место. Профессиональное становление — это длительный, многолетний, практически бесконечный процесс, который предполагает возможность беспредельного развития человека. Данный процесс связан с различными целями и имеет разное содержание на разных этапах педагогической деятельности [1].
Рассмотрим теоретические подходы к определению понятия «профессиональное становление педагога». Истоки его находятся в понятиях «становление», «становление личности». В науке существует проблема определения понятия «становление». Многие ученые отождествляют понятия «становление» и «развитие» или отчасти пытаются найти отражение одного в другом.
Так, «становление» в «Толковом словаре русского языка» определяется как «возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития». Следовательно, с точки зрения этого определения, процесс становления является одной из составляющих процесса развития.
Профессиональное становление педагога в психолого-педагогической науке в профессионально-личностном аспекте рассматривается как становление личностных, личностно-деловых качеств, профессиональных компетентностей и профессионализма.
Во многих публикациях профессиональное становление педагога рассматривается как последовательность взаимосвязанных временных стадий от возникновения и формирования профессиональных намерений до полной реализации личности в профессиональном труде (Е. А. Климов, Л. М. Митина, Э. Ф. Зеер и др.) [2].
Так Климов Е. А. выделяет следующие фазы профессионального становления:
Фаза оптации результатом, которой является профессиональное самоопределение, выраженное в плане ближайших шагов на профессиональном пути (выбор формы профессионального обучения, учебного заведения).
Фаза адепта характеризуется освоением профессии, получением образования в той или иной области. В связи с вступлением системы образования в Болонское соглашение вводится 2-х ступенчатая подготовка к профессии: бакалавриат и магистратура. На данной фазе происходят очень существенные изменения самосознания, направленности личности.
Фаза адаптации (привыкания) связана с первыми шагами в профессиональной деятельности. Она связана с освоением профессиональных норм и требований, технологии деятельности. Для педагога эта фаза связана с работой в постоянно возникающих нестандартных ситуациях, что требует творческого подхода к делу.
Фаза интернала характеризуется тем, что педагог успешно справляется с профессиональными обязанностями, т. е. им освоены умения, входящие в состав функциональной грамотности.
Фаза мастера предполагает, что наряду с характеристиками предыдущей фазы, педагог выделяется или какими-то специальными качествами, умениями или универсализмом, широкой ориентировкой в профессиональной области, наличием собственного стиля профессиональной деятельности, стабильные положительные результаты.
Фаза авторитета связана с тем, что педагог становится известным в своем профессиональном кругу и за его пределами. Производственные задачи он успешно решает за счет большого опыта.
Фаза наставничества характеризуется тем, что у педагога появляются последователи из числа коллег, готовые перенять его опыт. Фазы профессионального становления педагога схематично представлены на рисунке 1.
Рис. 1. Фазы профессионального становления по Климову Е. А.
Зеер Э. Ф. в исследовании профессионального образования выделяет следующие стадии его становления: во-первых, стадию формирования профессиональных намерений, что определяет осознанный выбор профессии; во-вторых, стадию профессиональной подготовки — освоение системы профессиональных знаний, умений, навыков, формирование социально-значимых и профессионально важных качеств; третья стадия — профессионализация — адаптация в профессии, профессиональное самоопределение, приобретение профессионального опыта, развитие свойств и качеств личности, необходимых для квалифицированного выполнения профессиональной деятельности; следующая стадия — мастерство — качественное, творческое выполнение профессиональной деятельности [3].
Не отрицая, как имеющую право на существование классификацию фаз профессионального становления Е. А. Климова мы в своей работе придерживаемся точки зрения Э. Ф. Зеера [4].
Климов Е. А. также поднимает проблему проектирования профессионального пути педагога. «Профессиональный жизненный путь» автор рассматривает не как заранее предначертанную траекторию движения, а как «веер открывающихся возможностей, а также целей и действий в жизненных и профессиональных ситуациях», которые педагог должен видеть, понимать, уметь выбирать, а затем проектировать собственное движение в выбранном направлении [5].
Ученые справедливо отмечают, что профессиональное становление педагога во многом зависит от культуры профессионально-личностного самоопределения, которое обеспечивает способность осуществлять выбор в быстро изменяющихся условиях профессионального бытия. Кроме того, среди ведущих качеств личности работника, наряду с компетентностью, знанием дела, столь же значимыми становятся инициативность, готовность к инновационным изменениям.
Важным моментом в процессе профессионального становления является программирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов, необходимых для того, чтобы этот шаг сделать. В программировании деятельности обязательным является программирование профессионального становления и образования субъекта, где обсуждается, что должно быть освоено каждым педагогом: знания, умения, способы действия, необходимые для того, чтобы реализовать программу ближайшего периода. Это служит основой инвариантной части индивидуальной образовательной программы педагога [6].
Профессиональное становление педагога посредством образования может реализовываться в разных формах: как специального, для которого выделяется особое время и место (семинары, организационно-деятельностные игры); как ситуативного, реализуемого в различных рабочих ситуациях через процессы рефлексии; как актуального, когда образовательный результат какой-либо деятельности становится новым средством собственной деятельности.
В ходе анализа теоретических подходов к проблеме профессионального становления педагога, ориентированного на инновационную деятельность и практики инновационного образования нами выделен ряд условий, необходимых для успешного осуществления данного процесса, а именно:
— профессиональное становление педагога, ориентированного на инновационную деятельность и его сопровождение должно осуществляться на основе компетентностного подхода;
— процесс профессионального становления педагога, занимающегося инновационной деятельностью должен быть непрерывен, т. к. становление инновационной практики — это постоянно изменяющийся процесс;
— профессиональное становление педагога, ориентированного на инновационную деятельность происходит за счет его участия в инновационной деятельности и специально организованных рефлексивно-аналитических, проектировочных и образовательных процессах;
— образование педагога, занимающегося инновационной деятельностью, должно быть организовано, как непрерывный процесс достижения, поставленных образовательных задач и оформления новых;
— так как любая деятельность человека включает решение задач именно поэтому целесообразно организовывать сопровождение профессионального становления специалиста на основе решения им задач, присущих данному виду деятельности;
— для осуществления процесса профессионального становления педагога необходимо формировать представления об образе отдаленного будущего, об инновационной деятельности ближайшего периода, а также организовывать совместное проектирование предстоящей деятельности и освоение каждым педагогом знаний, умений, способов ему необходимых для ее реализации.
Анализ подходов к подготовке педагогов к инновационной деятельности в процессе профессионального становления позволяет также сделать следующие выводы:
— наблюдается изменение требований к учителю: от профессионала, выполняющего комплекс рабочих функций, от учителя-предметника — к учителю-исследователю;
— значимыми характеристиками являлись конкретные, частные знания учителя в области преподаваемого предмета, в области педагогики и психологии, профессиональные умения и навыки, репродуктивного характера, сегодня наиболее актуальны — системное мировоззрение, инновационное мышление, профессиональное творчество и т. п.;
— для подготовки к инновационной деятельности в процессе профессионального становления необходимо создать условия для формирования исследовательской и коммуникативной компетентностей, рефлексивных умений, мотивационной готовности педагога к инновационной деятельности и т. д.
— сегодня необходима перестройка стратегии подготовки педагога к инновационной деятельности, обусловленная сложившейся социальной ситуацией, практикой современного школьного образования, изменением ценностных оснований в обществе в целом.
Сущность процесса профессионального становления педагога состоит в разрешении индивидуальных образовательных дефицитов, возникающих в процессе профессионального становления педагога. Данный процесс предполагает обогащение знаний и умений педагога, формирование профессиональной компетентности, необходимой для успешного выполнения инновационной деятельности посредством составления и реализации индивидуальных образовательных программа
1. Внедрение достижений педагогики в практику школы / Под ред. В. Е. Гурмана. М.: Педагогика, 1981.
2. Грановская P. M., Кражанская Ю. С. Творчество и преодоление стереотипов. СПб: OMS, 1994.
3. Немов Р. С. Социально-психологический анализ эффективности деятельности коллектива. М.: Педагогика, 1984.
4. Ярошевский М. Г. Социальные и психологические координаты научного творчества. Вопросы философии, 1995, № 12.
5. Методы системного педагогического исследования / Под ред.Н. В. Кузьминой. Л.:Изд-воЛГУ,ч.1.1980.
6. Кашницкий В. И. Формирование коммуникативной компетентности будущего учителя. Ярославль, 1995.
Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога
Светлана Гуськова
Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога
«Наставничество как эффективный способ становления профессионализма молодого педагога»
В настоящее время в нашем обществе дошкольному образованию стало уделяться больше внимания. Реформируется система дошкольного образования, строятся новые детские сады с целью уменьшения дефицита мест в дошкольных учреждениях. Однако вопрос обеспечения педагогическими кадрами не только новых дошкольных учреждений, но и уже действующих становится только острее. Педагогов-практиков мало, зачастую работают люди, которые не имеют профильного педагогического образования, прошедшие дистанционные курсы профпереподготовки.
В нашем образовательном учреждении мы выделили две категории педагогов, которым наставник может оказать помощь во вхождении в профессию:
1. Молодые специалисты – выпускники ВУЗов и колледжей.
2. Начинающие педагоги – специалисты с педагогическим образованием, без опыта работы (по профилю) или без специального образования.
Общим для этих категорий педагогов является отсутствие опыта и специальных знаний, большинство из них боятся собственной несостоятельности и критики администрации. Проблема также в том, что с первого дня работы начинающий воспитатель имеет те же самые обязанности и несёт ту же ответственность, что и педагог с многолетним стажем, и все вокруг ожидают от них одинаково безупречного профессионализма.
Все эти факторы способствуют нестабильности педагогического коллектива в образовательных учреждениях. Текучесть кадров, нехватка педагогов-дошкольников – актуальный вопрос нашего времени. Что же может положительно повлиять на его решение? Ответ на этот вопрос лежит не только в экономической сфере, но и частично может быть решен с помощью введения системы наставничества в деятельность педагогических коллективов.
В профстандарте педагога четко определены профессиональные компетенции профессионала своего дела, именно эти компетенции создают основу для успешности воспитателя. Что же такое профессиональная компетентность и компетенции?
Компетенция – это совокупность требований к знаниям, умениям, навыкам, необходимым для достижения определенного качества выполняемой педагогической деятельности, а «компетентность» – системное проявление педагогом своих знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности.
Иными словами, компетенции – это цели, а компетентности – это результаты. Обновляя свои компетенции, педагог развивается, растет его профессиональная компетентность.
Педагог овладевает той или иной компетенцией, проходя 4 стадии:
1 Первая стадия – бессознательная некомпетентность.
• нет необходимых знаний, умений и навыков
• не знает, об их отсутствии
2 Вторая стадия – сознательная некомпетентность.
• осознание того, каких профессиональных знаний, умений, навыков не хватает Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я не знаю» (потенциальный уровень профессионализма – учебный).
3 Третья стадия – сознательная компетентность.
• знает содержание своих профессиональных знаний, умений и навыков и может их эффективно применять Профессиональная самооценка: «Я знаю, что я знаю» (уровень профессионализма – основной или номинальный).
4 Четвёртая стадия – бессознательная компетентность.
• профессиональные навыки полностью интегрированы, встроены в поведение
•профессионализм является частью личности. Высокий уровень мастерства (уровень профессионализма – оптимальный перспективный).
Суть наставничества и состоит в передаче богатого личного опыта профессиональной деятельности молодому человеку, в ускорении его адаптации к профессиональной деятельности, оказание помощи и поддержки, то есть наставничество ускоряет процессы развития у молодого педагога профессиональных компетенций. Смысл наставничества – провести своего подопечного (подшефного) «над пропастью», по «бездне» через самые сложные моменты профессиональной деятельности. (Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)
1. Добровольность и целеустремленность работы наставника
2. Контакт наставника и подшефного
3. Личный пример наставника
4. Доброжелательность и взаимное уважение
5. Уважительное отношение к мнению всех участников процесса
6. Направленность плановой деятельности
— Способствовать личностной и социально-педагогической адаптации молодых педагогов
— Создавать условия для развития профессионального мышления педагогов и готовности к инновационным преобразованиям
— Стимулировать развитие индивидуального стиля творческой деятельности каждого педагога
— Способствовать формированию уверенности педагогов в своем профессиональном росте
— Продолжать обогащать методическую базу ДОУ
Мы предположили, что использование системы наставничества в ДОУ позволяет начинающим педагогам быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса, формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию, раскрыть свою индивидуальность, овладеть всеми компетенциями современного педагога дошкольника
Работу мы разделили на 3 этапа: подготовительный, практический и итоговый
На первом этапе мы изучили уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проанализировали деятельность учреждения, кадровые условия ДОУ, разобралась в вопросах продуктивной организации методической работы ДОУ и вопросах организации наставничества.
2 этап работы мы разделили на 3 подэтапа:
На адаптационном этапе мы познакомили молодых педагогов с коллективом и с работой учреждения, определили требования к организации учебного процесса, к ведению документации, провели инструктирование, анкетирование, помогли определить слабые стороны. А самое главное на этом этапе мы старались обеспечить эмоциональную поддержу молодым педагогам, создать комфортную среду для их профессионального роста. Прикрепили к каждому молодому воспитателю профессионального наставника с большим опытом работы.
Деятельностный этап – это сложный процесс развития профессиональных умений, накопления опыта, поиска лучших методов и приемов работы с детьми, формирования своего стиля в работе, развитие авторитета среди детей, родителей, коллег с помощью педагогов-наставников. С этой целью была проведена огромная работа, в ходе которой мы применяли разнообразные современные формы методической работы, которые не только формируют определенный багаж знаний, но и развивают навыки и умения как эти знания применять на практике с детьми, т. е. взаимодействие с молодыми педагогами имело практический характер. Мы организовывали такие мероприятия как:
— Квик-настройка от психолога
— Кейс Решение проблемных ситуации
— Серии открытых мероприятий
— Совместное создание экологической тропы в детском саду, STEM лаборатории в детском саду
— участие в педагогической конференции
— участие в подготовке методических объединений
— Ярмарка педагогических идей
— Творческий диалог и т. д.
Кроме работы мы организовывали совместные вечера досуга и коллективные выезды в театры. В целом взаимодействие с молодыми педагогами проводилось на основе моделей общения-поддержки и общения снятия психологических барьеров.
Мы старались приобщить молодых педагогов к инновационной деятельности детского сада, помогли разобраться в методике работы, совместно создавали развивающую среду и организовали кружковую деятельность с детьми.
На контрольно-оценочном этапе молодые педагоги уже самостоятельно могли показать свой уровень профессиональных компетенций: проводили открытые мероприятий с детьми, с родителями, с педагогами, участвовали со своими воспитанниками в детских творческих конкурсах, сами педагоги принимали участие в конкурсах профессионального мастерства, выступали на педагогических советах, районных методических объединениях, транслировали свой педагогический опыт в профессиональных сообществах, создавали собственные образовательные ресурсы
На третьем итоговом этапе мы изучали уровень профессионально-педагогической компетентности молодых педагогов, проводили мониторинг методической активности воспитателей, подводили итоги, формулировали выводы, делились педагогическим опытом
— В результате проделанной работы методическая копилка нашего детского сада пополнилась полезными методическими материалами:
— разработан перспективный план «Школы молодого педагога» и организована его работа
— разработаны методические рекомендации и сообщения с использованием компьютерных презентаций на разные темы.
— оформлены различные картотеки (подвижных, словесных, дидактических, театрализованных игр по возрастам, словесных)
-создана STEM лаборатории и экологической тропы в детском саду
— самое главное создана электронной методической базы ДОУ
Мы изучили уровень профессиональной компетентности молодых педагогов и увидели, что у ушел страх, сложилась система работы, появились собственные разработки, педагоги стал внедрять в свою работу новые технологии. Происходило совершенствование, саморазвитие, накопление и обобщение своего опыта работы.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане педагогов-наставников и молодых специалистов обязательно должен быть список результатов, которых необходимо достичь за определенный срок. Результатами деятельности наставничества для нас стало:
— повышение качества самообразования молодого педагога;
— разработанные или изданные методические материалы, статьи, программы, сценарии, исследования, проекты, дидактические игры;
— разработка новых форм, методов и приемов обучения;
— доклады, выступления на мероприятиях разного уровня; разработка дидактических материалов, анкет, наглядного материала;
— проведенные открытые мероприятия.
Эффективность работы наставника напрямую связана с тем, насколько правильно выстроена система взаимосвязей между ним, его подопечным, другими сотрудниками и руководителем. У них должно установиться единое видение в восприятии реальности. Только в этом случае передаваемые знания и навыки будут иметь практическое воплощение. Хорошие плоды даст наставничество, если у обеих сторон будет система мотивов, побуждающих их к совместным действиям. И, пожалуй, одним из основных факторов успеха наставничества является парадигма, основанная на философии «я выиграл – ты выиграл». Небольшая личная победа обучаемого – это успех наставника и, в конечном итоге, успех детского сада и системы образования в целом.
Вся наша работа в школе молодого педагога работает под девизом Теодора Рузвельта: «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает. Не бойтесь ошибаться – бойтесь повторять ошибки».
План Школы молодого воспитателя на 2019 – 2021 учебный год
1. Час вопросов и ответов Первое заседание школы молодого педагога. Анкетирование, наблюдение. Выявление проблем воспитательно-образовательной деятельности, уровня профессиональной компетентности молодых воспитателей
2. Индивидуальные беседы и самоанализ. Закрепление за каждым молодым педагогом наставника. Определение сложностей в работе, перспектив к взаимодействию
Октябрь
3. Консультационный пункт «Ознакомление с нормативно-правовой базой» Оформление документации воспитателя ДОО в соответствии с ФГОС ДО.
Ноябрь
5. Дискуссия «Формы и методы, используемые при организации режимных моментов»
Систематизация знаний об особенностях организации режимных моментов с детьми дошкольного возраста. Взаимопосещения «Режимные моменты»
6. Консультация «Формы работы с родителями». Планирование работы с родителями. Использование нетрадиционных форм взаимодействия.
Декабрь
7. Практикум «Речевые формулы» для конструктивного общения с родителями (психолог)
9. Совместная подготовка и участие молодых специалистов и педагогов наставников к Новогодним утренникам
Январь
10. Квик-настройка «Искусство общения» (психолог)
Февраль
12. Кейс «Особенности организации, методы и приемы организации занятий в детском саду»
Решение проблемных ситуации
13. Методическая мастерская «Физическое развитие дошкольников. Создание условий для охраны жизни и здоровья»
• Особенности воспитательно-образовательной работы по направлению физического развития.
• Организация двигательного режима в разных возрастных группах.
• Разработка конспекта занятия, организация занятия или другой формы работы.
• Использование подвижных игр на прогулке. Оформление картотеки подвижных игр по возрастам (Инструктор по ФК)
14. Серия открытых занятий организация ООД по физическому развитию в разных возрастных группах
Март
15. Методический тренинг «Методы и приемы познавательного развития дошкольников»
16. Практикум «Занимательный материал по математике и его использование при организации регламентируемой и индивидуальной деятельности с детьми дошкольного возраста» (педагоги-наставники)
Апрель
17. Открытое мероприятие «ООД по ФЭМП»
Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги- наставники)
18. Мастер-класс «Развитие познавательно-исследовательской деятельности» (педагоги- наставники)
Открытое мероприятие «ООД по ознакомлению с предметным миром»
Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности (педагоги-наставники)
20. Совместное создание экологической тропы в детском саду
21. Совместное создание STEM лаборатории в детском саду
2 год
Сентябрь
2. Педагогический совет «Результаты летне-оздоровительной радоты ДОУ»
Октябрь
3. Методический тренинг «Методы и приемы социально-коммуникативному развитию дошкольников»
4. Открытое мероприятие «ООД по социально-коммуникативному развитию» Просмотр открытого занятия с последующим анализом и самоанализом организованной образовательной деятельности.
Ноябрь
5. Творческий час «Развитие личности ребёнка в трудовой деятельности»
• Оборудование необходимое для организации трудовой деятельности дошкольника.
• Виды труда и их освоение детьми данной возрастной группы.
• Самостоятельная организация и руководство трудом дошкольников.
• Сотворчество воспитателя и детей в продуктивном виде деятельности
6. Методический тренинг «Методы и приемы речевого развития дошкольников» (Учителя-логопеды)
Декабрь
7. Открытое мероприятие «ООД по речевому развитию»
8. Консультация «Методы и приему художественно-эстетического развития дошкольников»
Мастер-класс по изготовлению лэпбуков по области художественно-эстетическое развитие
Январь
9. Мастер-класс «Технология рисования на воде «Эбру»
10. Творческий диалог «Сотрудничество воспитателя и музыкального руководителя». Сущность взаимодействия специалистов для достижения наилучших результатов развития детей. Памятка: «Центр музыки в группе» (Музыкальные руководители)
Февраль
11. Ярмарка методических идей:
«Инновационные технологии в ДОО»
— Песочная анимация в детском саду.
— Использование ИКТ – технологии
— Технология палочки Кьюзинера
Март
13. Проведение открытых занятий с детьми начинающими педагогами.
— Самоанализ молодых педагогов
Апрель
14. Открытые занятия для родителей молодыми педагогами
15. Педагогический совет «Реализация годовой задачи ДОУ. Подведение итогов учебного года»
16. Семинар «Итоги работы «Школы молодого педагога»
— Анкетирование «Мои достижения
— Перспективы работы школы на следующий учебный год.
«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.
«Школа молодого бойца» (фотоотчёт) В преддверии Дня защитника Отечества мы собрались в нашем зале поздравить мальчиков, будущих защитников нашей Родины. Мимо дома, мимо сада.
Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровью Формирование представлений у дошкольников о строении тела человека для становления ценностного отношения к своему здоровьюИрина ПупышеваОсознанное.
Конкурсная работа молодого педагога-организатора «Педагогический дебют» ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА УЧАСТНИКА 1. Ф. И. О. учителя: Торсунова Александра Сергеевна 2. Специальность по диплому: учитель русского языка и литературы.
Консультация для родителей «Пальчиковые игры — эффективный способ развития речи детей дошкольного возраста» Пальчиковая гимнастика в стихах и пальчиковые игры не только влияют на развитие речи, но прелесть их еще и в том, что они мгновенно переключают.
Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста и наставника «Уча других, мы учимся сами» Л. Сенека СЛАЙД 1 Наставничество, как эффективный метод профессионального становления личности молодого специалиста.
Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Педагогический совет «Театрализованная деятельность как эффективный ресурс социально-коммуникативного развития ребенка» Составитель: Вежнина.