Фем френдли что это значит

ЛГБТ-френдли психологи творят безнравственные вещи?

«Доктор, я очень комплексую из-за своей нетрадиционной ориентации. Помогите мне ее принять и жить счастливо!»

В среде психологов сейчас набирает мощь движение ЛГБТ-френдли, которые не только работают с психологическими проблемами нетрадиционно-ориентированных граждан, но и агрессивно навязывают всем остальным психологам свое «искаженное представление о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений»

Цитата про искаженное представление закреплена в КоАП РФ Статья 6.21. (Пропаганда нетрадиционных сексуальных отношений среди несовершеннолетних)

Мы сейчас отставим в сторону несовершеннолетних и все нюансы, связанные с неокрепшей психикой, а ограничимся только лишь взрослыми людьми. В нашем обществе не признается социальная равноценность традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений.

А это значит, что будет безнравственным (с точки зрения морали нашего общества) говорить человеку: «Ну ты не переживай, ты прими свою сексуальность, а я как психолог помогу тебе раскрыть ее на полную катушку, потому что человек должен реализовывать в своей жизни все то, что диктует ему его сексуальность»

Дело в том, что никакой человек в здравом уме не станет утверждать, что любой человек может на полную катушку следовать (в поведении) любым тараканам в своей голове. Тараканы не только в сфере сексуальности. Для ограничения тараканов людей и придуманы внешние регулирующие рамки в виде законов и правил.

В общем, к чему я это говорю? Далеко не любым тараканам в своей голове люди имеют право давать волю на любые проявления и далеко не любым сексуальным желаниям нужно давать «полный вперед».

В общем, вопрос не так прост, как пытаются нам представить психологи, радостно принимающие нетрадиционную сексуальность и советующие дать быть всему тому, что есть в сексуальности человека, чтобы избавиться от невроза.

А я вам хочу дать в качестве почвы для размышлений большой отрывок из текста ЛГБТ-френдли психолога с его рассуждениями. Знаете, почему я даю отрывок? Потому что иногда в комментарии приходят людьми с хорошими идеями на ту или иную тему.

В прочитанных мной строках учебника в главе о расизме приводился пример белого парня, который не считает себя расистом. Там была приведена его прямая речь, что-то вроде: «Я не расист. У меня есть друг Билл и он черный. И это для меня не важно. Не смотря на его расу, он нравится мне как человек». Прекрасный белый мальчик, не правда ли? Дружит с чернокожим парнем и ценит его за человеческие качества!

Но следом за этим высказыванием автор учебника говорил о том, что это тоже расизм, точно такой же, только еще более опасный. Этот парень, хотя и демонстирует терпимость, все же, придает важность разнице цветов кожи у людей и делает на этом акцент. Можно предположить именно по этому высказыванию, что он еще ставит этот признак во главу угла (хотя это сугубо мои фантазии, самого высказывания дословно я не помню, да и по-разному можно задать один и тот же вопрос). И он точно такой же расист, как и, например, активный скинхед. Только завуалированный и тем самым более опасный.

Он рьяно демонстрирует терпимость и не привлекает к себе внимание толерантного общества. Напротив, его поведение вызывает общественное одобрение. При этом расизм, глубоко укоренившийся, в сознани этого человека, косвенно проявляющийся в словах, но тщательно скрываемый и маскируемый от других и даже, подчас, от себя самого (из-за страха общественного неодобрения, из-за желания следовать моде, вследствие желания получить выгоду и пр.), будет все равно проявляться, только в неявных формах. И это может привести к тому, что «Третий Рейх» может повториться.

Я мало задумывался над вопросом «френдли», пока не сходил с одной барышней на свидание. Барышня оказалась непростой. Повсюду перемещающалась только со своей ручной собачкой. Стало быть, для нашей встречи подходили только места, куда пускают с животными. Это, конечно, сломало мои стереотипы выбора места для посидеть. Честно говоря, с этой задачей я по итогу не справился, решил ее делегировать этой девушке, как более опытной в этом вопросе.

Психиатры, делая записи, работают по такому принципу: проявления без отклонений от нормы можно не описывать, пропускать (ведь всего в проявлениях человека каждый раз не опишешь, много времени, сил и бумаги уходит), нужно описывать ненормальные проявления, патологию, болезнь. У меня, как у представителя данной профессии, мышление работает схожим образом. Описываем только патологию. И когда я натыкаюсь на словосочентание «ЛГБТ-френдли», например, в анкетах коллег, это режет глаз, так как выходит, это что-то такое прям болезненное-преболезненное, о чем нужно упомянуть, подчеркнув свои компетеции.

Ну а если специалист, все-таки, тихушничает и «косит» под «нормального», а на консультации начинает заниматься перевоспитанием, нравоучениями или «психоанализом гомосексуализма без запроса», таких специалистов нужно отправлять на. Нет, не на гильотину. Не нужно уподобляться им в их ретроградстве. Достаточно курсов повышения квалификации по вопросам современной сексологии.

В общем, психолог в своих «благих намерениях» путает некоторые вещи. То, что за нетрадиционную ориентацию не преследуют по закону, еще не означает, что это является нормой. Нравственной нормой. Представление некоторых «толерантных» людей о социальной равноценности традиционных и нетрадиционных сексуальных отношений в нашем обществе по-прежнему считают искажением. Причем, настолько сильным искажением, что за его пропаганду среди несовершеннолетних предусмотрена ответственность.

Хотя нынче гомосексуалистов уже перестали пробовать лечить методами психологии и психиатрии.

Источник

РФО «ОНА»

[Москва] Фем-френдли группа поддержки «Настоящие женщины»

Фем френдли что это значит. Смотреть фото Фем френдли что это значит. Смотреть картинку Фем френдли что это значит. Картинка про Фем френдли что это значит. Фото Фем френдли что это значит

«Дорогие сёстры, этот день настал — приглашаю вас в совершенно не виртуальную, а самую реальную фемгруппу психологической поддержки для женщин в Москве! Меня зовут Наталья, я психолог.

Я долго мечтала, размышляла, планировала и, наконец, решилась открыть реальную группу поддержки для сестёр. Мне важно, чтобы ценности группы опирались на фемценности, и при этом она была открыта для широкого круга участниц — также и для тех, кому не знакома фемтеория глубоко, но при этом внутренне близки её ценности.

Что такое группа поддержки, и зачем она нужна? Группа психологической поддержки — это безопасное пространство, чтобы выражать себя, свободно обмениваться мыслями и чувствами, обсуждать жизненные вопросы, делиться опытом, заводить новых подруг. Поднимать важные и сложные темы, получать отклики. Говорить о глубоком и важном. Делиться болью. И радостью тоже. Группа поддержки — это пространство, чтобы быть собой, быть настоящей.

Посещение психологической группы — это уникальный опыт близости и поддержки. Я приложу все свои знания, опыт и силы, чтобы пространство было максимально безопасным и уютным».

Если вам понравился этот пост,
поддержите нас регулярными донатами
или сделайте разовое пожертвование.

Подпишитесь на наш сайт в Tumblr!

Идёт загрузка комментарев!

Источник

Ассоциация феминистской терапии

Мы – практикующие психологини, психиаторки и психотерапевтки из разных мест земного шара.

С тех пор как мы почувствовали, что в нашей жизни больше нет места патриархальным ценностям и традициям, увидели, как несправедливо, неуважительно, агрессивно общество относится к женщине, мы испытываем все больше потребности в феминистских ценностях, дающих нам и нашим клиенткам свободу и выбор, возможность осознать себя не как приложение к мужчине и семье, а как отдельных и имеющих социальный вес людей.

В традиционных направлениях терапии нам казалось неправильным отношение к проблемам как обусловленным только личностными особенностями человека, недостаточное внимание к тому, как удается справляться со сложностями. Нам не хватало в терапии прозрачности, внимания и акцента на контексте, четкости формулировок и критичности в рассмотрении ситуации через фем-оптику. Похожие запросы мы слышали и от своих клиенток.

Нашим запросам в лучшей мере отвечает отдельное направление – Феминистская терапия, не просто не-враждебная женщинам, но построенная вокруг женщин, учитывающая их положение.

Наши ценности

1. Права женщин. Мы считаем необходимым и боремся за то, чтобы женщины обладали всей полнотой прав.

2. Прозрачность терапии. Мы считаем важным предоставлять честную информацию о том, что такое психотерапия, как она работает.

3. Безопасность каждой клиентки. Нам важно предоставить клиенткам пространство, свободное от виктимблейминга (обвинения жертвы), осуждения, токсичности.

4. Противодействие насилию. Мы против насилия и считаем, что ничего не может оправдывать его (ни внешний вид жертвы, ни ее поведение, ни беспомощность и отсутствие сопротивления, ни что-либо другое).

5. Сила женщин. Мы работаем над «усилением» (эмпауэрментом) наших клиенток, чтобы они смогли быть и чувствовать себя более сильными, открывать для себя новые возможности и пользоваться ими.

6. Взаимопомощь. Мы стремимся вдохновлять наших клиенток создавать сети социального взаимодействия и взаимопомощи с другими женщинами.

Мы – практикующие психологини, психиаторки и психотерапевтки из разных мест земного шара.

С тех пор как мы почувствовали, что в нашей жизни больше нет места патриархальным ценностям и традициям, увидели, как несправедливо, неуважительно, агрессивно общество относится к женщине, мы испытываем все больше потребности в феминистских ценностях, дающих нам и нашим клиенткам свободу и выбор, возможность осознать себя не как приложение к мужчине и семье, а как отдельных и имеющих социальный вес людей.

В традиционных направлениях терапии нам казалось неправильным отношение к проблемам как обусловленным только личностными особенностями человека, недостаточное внимание к тому, как удается справляться со сложностями. Нам не хватало в терапии прозрачности, внимания и акцента на контексте, четкости формулировок и критичности в рассмотрении ситуации через фем-оптику. Похожие запросы мы слышали и от своих клиенток.

Нашим запросам в лучшей мере отвечает отдельное направление – Феминистская терапия, не просто не-враждебная женщинам, но построенная вокруг женщин, учитывающая их положение.

Фем френдли что это значит. Смотреть фото Фем френдли что это значит. Смотреть картинку Фем френдли что это значит. Картинка про Фем френдли что это значит. Фото Фем френдли что это значит

ИСТОРИЯ ФЕМИНИСТСКОЙ ТЕРАПИИ

1 Глава 9 из книги Лоры Браун (Laura S. Brown) Twenty-first century psychotherapies: contemporary approaches to the theory and
practice, edited by Jay L. Lebow, 2008, pp. 277-306. Перевод и публикация в электронном виде для некоммерческого использования в образовательных целях и свободного распространения с разрешения издательства Wiley. Перевод выполнен на средства участниц Ассоциации феминистской терапии 2018 г.

Ассоциация феминистской терапии, 2018-2019

Перевод: Елена Кренна
Научная редакция: Людмила Хорунжая
Редакция: Оксана Шаталова, Людмила Хорунжая

Феминистская терапия возникла в конце 60–х годов как форма протеста против проявлений сексизма в профессиональных областях, связанных с оказанием помощи в сфере психического здоровья. Почти за сорок лет, истекших с того времени, как терапевтки впервые стали определять свою деятельность как феминистскую, ее теоретическая основа претерпела заметные эволюционные изменения и преобразилась в сложную интегрированную систему практической психотерапии. Тем не менее, сегодня, как и тридцать лет назад, в центре внимания феминистской терапии остаётся динамика соотношения сил (в пределах кабинета терапевта и вне их). Важным видится также подробный и тщательный анализ того, как наши клиентки определяют гендерные и другие социальные отношения как в обычных, так и в стрессовых условиях, приведших их в кабинет терапевтки. Эта глава продолжает общий обзор теории феминистской терапии и прослеживает её эволюцию от изначально «немного другого подхода» к тому, чем она является сегодня.
Феминистская терапия может быть определена следующим образом: Практика психотерапии, основанная на принципах феминистской политической философии и опирающаяся на восходящие из различных культур феминистские научные исследования в области женской и гендерной психологии, которая помогает терапевтке и клиентке находить стратегии и способы, способствующие продвижению феминистского сопротивления, трансформации и социальных изменений в повседневной личной жизни и в отношениях с социальной, эмоциональной 2 и политической средой. (Brown, 1994, pp. 21–22)

Цель феминистской терапии состоит в подрыве и ниспровержении внутренних и внешних основ патриархатной реальности (Brown, 2004, 2005), являющихся источником неблагополучия и страданий женщины, тормозом на пути ее личного роста, препятствием для расширения её прав и возможностей. Психотерапия сама по себе рассматривается как потенциальный компонент системы угнетения: традиционная практика может служить поддержанию проблемного статуса-кво.

В феминистской терапии проблемой считается не актуальные дистресс или дисфункция, которые привели клиентку в терапию, но сам патриархат – совокупность социальных систем, построенная на возвышении любых мужских характеристик и принижении женских (Lerner, 1993), независимо от того, в ком они проявляются. Таким образом, в широком социальном контексте терапия приобретает политическую окраску, –

будучи потенциально способной подрывать основы подобных систем, поскольку они представлены в интрапсихической, поведенческой и межличностной сферах.
В отличие от многих других подходов к терапии, феминистская терапия берёт начало из нескольких политических движений, которые можно объединить под рубрикой «феминизм». Она является частью критической психологии 3 (Fox & Prilleltensky, 1997), включающей такие теоретические направления как освободительную психологию 4 (liberation psychology) (Martin-Baro, 1986, 1994), мультикультурную психологию 5 (Comas-Diaz, 2000) и нарративную терапию 6 (White & Epston, 1990). Все эти теории занимают маргинальное положение по отношению к мейнстримной 7 психологии и критически относятся к тому, как последняя определяет здоровье, дистресс, норму и природу взаимоотношений между клиентом и терапевтом. Вид феминистской терапии, о котором я говорю здесь, в большей мере находится под влиянием феминистской психологии, хотя феминистские терапевтки практикуют также в сфере психиатрии, социальной работы и консультирования.

Из-за названия феминистскую терапию часто воспринимают как терапию, практикуемую только женщинами и предназначенную только для женщин. Действительно, почти все первые сторонницы этого вида терапии были женщинами, и в свой начальный период феминистская терапия фокусировалась именно на нуждах женщин. Сегодня же феминистская терапия практикуется специалистами всех полов, и включает самые разнообразные сочетания «клиент-терапевт» (Brown, 2005; Levant & Silverstein, 2005). Феминистская терапия, в отличие от других видов терапии, не имеет основателя. Эта парадигма возникла непосредственно из низовых практик и своим возникновением обязана опыту и взаимодействию многих людей. Объединившись, они создали консенсусную модель феминистской практики и положили начало нескольким отдельным феминистским терапевтическим школам.

История феминистской терапии: первые ласточки.

Феминистская терапия может восстановить свои концептуальные истоки в трёхосновополагающих текстах, два из которых являются определённо феминистскими, а один относится к традиционной психологии:

1) «Женщины и безумие» 8 Филлис Чеслер (Chesler, 1972);
2) «Kinder, Küche, Kirche как научный закон: женщина как психологический конструкт»
Наоми Вайсштайн (Weisstein, 1970);

3) «Полоролевые стереотипы и клиническая оценка психического здоровья» Инге Бро-
верман (Broverman, Broverman, Clarkson, Rosenkrantz, and Vogel, 1970).

Все эти тексты будут подробно обсуждаются ниже. Каждая из этих научных работ предвосхитила последующее развитие событий, став первым шагом, необходимым в любом процессе феминистской терапии; этот шаг – пробуждение феминистского самосознания. По определению историка Герды Лернер 9 (Gerda Lerner, 1993), феминистское самосознание – это осмысление и принятие того, что несправедливое обращение с человеком проистекает не из его индивидуальных недостатков, а из принадлежности к социальной группе, которая оказалась в подчинённом положении; а также понимание того, что общественные институты могут и должны быть изменены в целях обеспечения равных возможностей и равной ценности для всех.
В среде первых феминистских терапевток феминистское сознание развивалось на почве их собственного терапевтического (а иногда и клиентского) опыта в рамках патриархальной системы психотерапии, повсеместно практикуемой до начала 1970-х годов. Феминистские психологини и терапевтки, как и многие женщины той эпохи, участвовали в группах роста самосознания, составляющих часть женского освободительного движения второй волны в США в конце 1960-х годов. Эти группы не имели лидера: женщины собирались вместе и делились личным жизненным опытом, в том числе опытом дискриминации. Психологи-феминистки отмечали, что наиболее часто случаи сексистского отношения происходили в профессиональной и образовательной среде (Chesler, Rothblum, & Cole, 1995). На основе этого опыта появились два основополагающих текста феминистской терапии.

Все эти аргументы придали работе Ф. Чеслер революционный и полемический характер. Даже сам факт ее заявления о том, что традиционная психотерапия может причинять женщинам вред вследствие воспроизведения нормализованного в обществе угнетения стимулировал повышение уровня сознания многих ее читательниц. Ф. Чеслер привлекла внимание к проблеме сексуального контакта между терапевтом и клиенткой и это повлекло за собой изменение профессионального этического кодекса – подобное поведение было безоговорочно запрещено. Её глубокое понимание того, какие именно изменения необходимы в психотерапии, – чтобы она не только не вредила женщинам, но и, по возможности, способствовала феминистским социальным изменениям, – заложило основу для дальнейшего развития событий.

Второй основополагающий текст феминистской терапии также возник в феминистском контексте и также был написан психологиней. Это «Дети, кухня, церковь как научный закон: женщина как психологический конструкт» Наоми Вайсштайн (1970). Н. Вайсштайн получила образование как сравнительный психолог и психофизиолог в Гарварде в начале 1960-х годов и уже потому представляла редкое для того времени явление: женщин активно не допускали до уровня доктора психологии вплоть до середины 1970-х годов. (Подробнее см. Chesler et al., 1995: в книге «Феминистские праматери» 11 (Feminist Foremothers) несколько видных психологинь описали свой опыт столкновения с явной дискриминацией и опыт радикально-феминистской практики. Они проанализировали несколько общепринятых теорий о природе женщин, которые в то время преподавались и применялись повсеместно). Тщательно проанализировав исследования в нескольких областях психологии, Н. Вайсштайн 12 выявила, что женщины редко были непосредственно представлены в исследованиях, и что репрезентативные выборки обычно составлялись только из мужчин. Поведение женщин интерпретировалось через экстраполяцию поведения самок животных, что уже само по себе было проникнуто сексизмом. Научные выводы делались следующим образом: если в экспериментальных условиях самки крыс демонстрировали определённое инстинктивное поведение, то подобный инстинкт автоматически приписывался женщинам, – при его же отсутствии поведение женщин считалось патологическим.

Н. Вайсштайн не обошла вниманием психоаналитическое определение женщин. При том, что психоанализ зародился как теория, признавшая сексуальность женщин и способствовавшая их освобождению, ортодоксальные психоаналитические теории, имеющие большое влияние в Соединенных Штатах, были заражены сексизмом и активно способствовали его поддержанию. Например, книга Хелен Дойч «Психология женщин»13 (H. Deutsch «Psychology of Women»), где природа женщины определялась как пассивная и мазохистская, являлась авторитетным первичным источником для многих практикующих психотерапевтов. Карен Хорни заметила, что концепция зависти к пенису может просто отражать эгоцентрические размышления ребёнка мужского пола, который настолько привязан к своему пенису, что убежден в зависти тех, у кого он отсутствует. Н. Вайсштейн, вслед за К. Хорни, критиковала психоаналитические формулировки женщин как менее морально ответственных, более зависимых и менее взрослых существ и указывала на полное отсутствие эмпирической, основанной на исследованиях, базы для подобных утверждений.

Брошюра Н. Вайсштайн дала толчок зарождению исследовательской феминистской психологии: многие специалистки в областях социальной и исследовательской психологии, а также психологии развития и др., подхватили её призыв собрать эмпирические данные

о жизни женщин. Ее статья также перекликалась с содержанием еще одного основополагающего текста феминистской психологии, который появился в Journal of Consulting and Clinical Psychology в январе 1970 года. Это текст Инге Броверман и др. (Broverman et al., 1970) «Полоролевые стереотипы и клиническая оценка психического здоровья». Статья сообщала о результатах исследования, в котором практикующим психологам, психиатрам и социальным работникам предлагалось описать гипотетическую личность, отвечая на опросник из 122 биполярных утверждений, один полюс которых «типично женский», другой – «типично мужской» (пример утверждений: «хорошо функционирует в условиях кризиса/плохо функционирует в условиях кризиса»); следовало отметить позицию, соответствующую свойствам гипотетической личности, на 100-точечном континууме между этими полюсами.

Описать предлагалось образы трех человек: умственно здорового взрослого мужчины УЗВМ, умственно здоровой взрослой женщины УЗВЖ и умственно здорового взрослого человека УЗВЧ. Участниками исследования были мужчины и женщины в возрасте от 23 до 55 лет.

Результаты стали первым эмпирическим подтверждением позиций Ф. Чеслер и Н. Вайсштайн, а также психологинь, участвовавших в группах роста самосознания. Как оказалось, УЗВМ и УЗВЧ представляли один и тот же конструкт, причем оба имели высокие показатели социальной желательности. Образ УЗВЖ существенно отличался и от УЗВМ и – главное – от УЗВЧ и представлялся как наименее желательный. Т. е. к женщинам применялся иной эталон функционирования, он был ниже и обладал меньшей социальной желательностью, чем эталон нейтрального «взрослого человека».

Таким образом, возникновение феминистской терапии можно рассматривать как попытку решить серьезные проблемы, выявленные в этих трех основополагающих работах. Начавшись как корректирующие процессы, за недолгие 30 лет перемены настолько глубоко укоренились в психотерапевтической практике, что сегодня почти никто не помнит, что многие общепринятые профессиональные нормы инициированы и внедрены феминистками. В качестве примера можно вспомнить введение такого документа как «Письменное информированное согласие»14 (впервые предложенного в 1979 году феминистскими терапевтками (Hare–Mustin, Marecek, Kaplan, and Liss-Levinson, 1979) и безусловный запрет на сексуальные отношения с клиентами (инициированный Чеслер в 1972 году). Другие аспекты феминистской практики остаются узнаваемыми и характерными именно для феминистского подхода.

3 Критическая психология – ряд пересекающихся подходов, бросающих вызов допущениям, ценностям
и практикам в рамках мейнстримной психологии, поддерживающим несправедливое общественное
устройство. Общие для различных критических подходов темы: обеспечение социальной справедливости,

содействие благосостоянию сообществ и угнетенных групп, изменение общественного статус-кво и прин-
ципов психологии (Dennis Fox, Isaac Prilleltensky, Stephanie Austin «Critical Psychology: An Introduction»,

Second edition, 2009. Подробнее о критической психологии см. Приложение 1.

4 Освободительная психология (психология освобождения) – система взглядов, направленная на ре-
конструкцию психологии с учетом перспективы угнетенных, – так, чтобы психология прекратила свое

(зачастую невольное) соучастие в структурах, поддерживающих доминирование, угнетение и неравен-
ство. Подробнее о психологии освобождения см. Приложение 2.

5 Мультикультурная психология систематически исследует влияние культуры на эмоциональную, ко-
гнитивную и поведенческую сферы, на благополучие и психическое здоровье людей, учитывая при этом

как внутренние (индивидуальные), так и внешние (межличностные, социальные, институциональные,

структурные и общественные) факторы (Multicultural Psychology Definition). В мультикультурном кон-
сультировании и психотерапии особое внимание уделяется культурным различиям в терапевтических от-
ношениях, а также мультикультурной компетентности терапевта. Подробнее о мультикультурной психо-
логии см. Приложение 3.

6 О нарративной терапии см. статьи: Е. Жорняк «Нарративная психотерапия:от дебатов к диалогу», 2001

и Д. Кутузова «Введение в нарративную практику», 2011, а также главу «Феминизм, терапия и нарратив-
ные идеи» из книги Шоны Рассел и Мэгги Кэри «Нарративная практика в вопросах и ответах».

7 Мейнстримной критические психологи называют психологию, которая изучается в основных програм-
мах университетских курсов и на которой основана практика психотерапевтов и консультантов, а также

работа исследователей (использующих «объективные» количественные методы). Критические психологи

считают, что мейнстримная психология институционализировала узкий реформаторский взгляд на этиче-
ские обязанности психологии по улучшению жизни людей (Dennis Fox, Isaac Prilleltensky, Stephanie Austin

«Critical Psychology: An Introduction», Second edition, 2009).

8 На русском языке см. рецензию Кэрол Энн Дуглас на книгу Ф. Чеслер «Женщины и безумие».
9 На русском языке см. Заключение к книге Герды Лернер «Возникновение феминистского сознания»:
«Феминистское самосознание включает: осознание женщинами того, что они принадлежат к подчиненной
группе и что как участницы этой группы они несправедливо страдают; понимание, что их подчиненное

состояние не имеет естественных причин, а задается социумом; развитие чувства сестринства; самостоя-
тельное определение женщинами целей и стратегии изменения своего положения и формирование аль-
тернативного будущего».

10 В 1969 г. на очередном съезде Американской психологической ассоциации (APA) состоялись острые
дискуссии, посвященные сексистским практикам на (этом же) съезде, дискриминации в академической и

прикладной психологии, а также изучению роли психологической теории в поддержании угнетенного по-
ложения женщин. По итогам съезда была создана Ассоциация женщин-психологов (Association for Women

Psychologists AWP), позднее переименованная в Ассоциацию женщин в психологии. Подробнее см.: Le-
onore Tiefer «A brief history of the Association for Women in Psychology», 2006.

11 В книге Phyllis Chesler, Esther D. Rothblum and Ellen Cole «Feminist foremothers in women’s studies,

psychology, and mental health», 1995 собраны автобиографические рассказы и интервью ведущих феми-
нистских психологинь, терапевток, исследовательниц – пионерок в психологии женщин (Сандра Бем,

Джуди Чикаго, Нэнси Ходоров, Андреа Дворкин, Олива Эспин, Мириам Гринспен, Кейт Миллетт), кото-
рых авторки просили «написать о том, что привело к их достижениям, каковы их достижения, и как впо-
следствии изменилась их жизнь».

12 Редакторская правка, в оригинале Chesler, но речь идет явно о Вайсштайн.

13 Хелен Дойч (1894-1982) – австрийская и германская последовательница психоанализа, одна из первых

изучавшая психологию женщин. В фундаментальной двухтомной работе «Психология женщин» («Деви-
чество», 1943 и «Материнство», 1945) она как о само собой разумеющемся рассуждает о трех основопо-
лагающих характеристиках женщин: пассивности, мазохизме и нарциссизме. Пассивность берет свое

начало из «установки на ожидание» в половом акте. Мазохисткие тенденции проявляются в желании жен-
щины быть изнасилованной в половом акте, подвергнуться унижению в психической жизни; менструация

подпитывает мазохистские фантазии; кульминацией мазохистского удовлетворения являются роды, а ма-
теринство представляет собой затянувшееся мазохистское удовлетворение. Дойч полагала, что по насто-
ящему женственной женщиной («подлинно феминной, чувственной») является именно та женщина, кото-
рая с радостью принимает боль дефлорации, сексуального проникновения, менструации, рождения ре-
бёнка и материнства. Нарциссизм происходит из компенсации чувства небезопасности и неполноценно-
сти и регулирует отношения между пассивностью и мазохизмом. Феминистки замечали в связи с ее рабо-
тами, что «развитие учения Фрейда приводит к определённым социальным выводам, подтверждающим

самые жестокие постулаты патриархата» (Тамара Булавина, «Женщины-психологи о женской психоло-
гии»).

14 В статье Rachel Hare-Mustin, Jeanne Marecek, Alexandra Kaplan and Nechama Liss–Levinson «Rights of

осознанный выбор. Принцип информированного согласия предполагает осведомление клиентов относи-
тельно следующих аспектов терапии:

1. Порядок, цели и задачи, возможные косвенные эффекты терапии, границы конфиденциальности;

2. Квалификация и профессиональные принципы терапевта, стратегии и практические методы тера-
пии;

3. Альтернативные психотерапии ресурсы помощи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *