Фетра это что в исламе

Фитра

Фитра (араб. فِطْرة‎) — естество и первозданная природа, закладываемая Богом в человека при его сотворении, когда он находится в утробе матери.

Согласно изречениям пророка Мухаммада, каждому новорожденному от рождения свойственно верить в Единого Бога, Творца всего сущего. Такова естественная духовная фитра всех людей. Поэтому если усилиями родителей эта естественная фитра их ребенка будет сохранена, то после достижения им совершеннолетия он продолжит быть верующим человеком.

В том случае, если родители не будут прилагать нужных усилий по сохранению фитры своего ребенка, а более того, будут прививать ему что-либо противоречащее ей и воспитывать его ненадлежащим образом, то после достижения совершеннолетия их ребенок может стать безбожником или атеистом.

Кстати, слово «фитра» также может означать «гигиена и уход за телом». Согласно разным изречениям пророка Мухаммада она включает в себя:

— чистку зубов (например, мисваком, зубной пастой и щеткой),

— мытье между пальцами,

— выщипывание волос под мышками (бритье тоже допускается),

— стрижку (бритье) волос на лобке,

Некоторые ученые-богословы к понятию «фитра» относят также нравственные качества, которыми должен обладать верующий человек. По их мнению, подобных качеств можно насчитать более тридцати, среди которых особым образом выделяются:

— поддержание родственных отношений,

— соблюдение прав соседей,

— оказание помощи нуждающемуся, как материально, так и морально,

— выполнение обещаний и другие[1].

Ссылки на богословские первоисточники и комментарий:

[1] См.: Министерство по делам вакуфов и вопросам ислама. Фитра // Энциклопедия фикха, 2-е изд. В 45 т. Кувейт, 1983. Т. 32. С. 182–187.

Фетра это что в исламе. Смотреть фото Фетра это что в исламе. Смотреть картинку Фетра это что в исламе. Картинка про Фетра это что в исламе. Фото Фетра это что в исламе

Фетра это что в исламе. Смотреть фото Фетра это что в исламе. Смотреть картинку Фетра это что в исламе. Картинка про Фетра это что в исламе. Фото Фетра это что в исламе

Мы в социальных сетях:

© 1999 — 2021 umma.ru. Умма — достоверно. Религиозная практика. Хадисы. Фетвы. Интервью

Шамиля Аляутдинова. Тафсир. Аудио и видео проповеди.

Источник

Фетра это что в исламе

Фетра это что в исламе. Смотреть фото Фетра это что в исламе. Смотреть картинку Фетра это что в исламе. Картинка про Фетра это что в исламе. Фото Фетра это что в исламе

Фитра в исламе трактуется в два способа: как первозданное естество человека и как подаяния, которые мусульмане раздают в Рамазан. Поговорим о каждом значении отдельно.

Фитра как идея человека

В Коране сказано, что ребенок при рождении на свет уже является мусульманином. Его вера в Аллаха врожденная и обусловловлена природой, так как это есть вера единственно правильная. Однако часто после рождения родители, учителя и другие окружающие ребенка люди обращают его в христианство, иудаизм и огнепоклонство. Тогда, когда человек возвращается к единественно правой вере, он возвращается к своим истокам, к своей природе и не бывает ничего более естественного, чем признание единобожия в лице Аллаха и восстановления справедливости.

В аяте недаром слова фитра («естество») и фатара («сотворил») используются в одном корне, ведь как еще можно указать на то, что сама сущность человеческая сотворена Аллахом и ему должна подчиняться. Далее в аяте сказано, что цель существования человека как посланца Божьего на земле – жизнь в гармонии с самим собой и природой, а значит и смиренное поклонение Аллаху и следование Его законам и правилам. Так как Он создатель, так он и знает, для чего мы живем на этой земле и что нам нужно делать; не следует гневить Аллаха нарушениями правил, которые Он донес до нас через Пророков. Тот, кто их нарушает, рискует получить в наказание ужасные мучения. В этом все и есть определение фитры как идеи человеческого естества и существования на земле.

Фитра как милостыня в Рамазан

В каком-то смысле смысле фитру можно расценить как отдачу своего «добра» более богатых людей в пользу бедных. Фитра в широком смысле переводится как постоянное состояние естества, т.е. определенное состояние – отсюда и состояние не только душевное, а и материальное. Вот почему этот вид милостыни так называется – дележ своего состояния с другими верующими во Всевышнего.

Статья оказалась полезной? Пожалуйста, репост!

Источник

Фитр садака: его значение и правила раздачи

«Фитр» означает разговение, воздержание от поста. Поэтому праздник после поста месяца Рамадана называется Ид-уль-фитр (Праздник разговения, Ураза-байрам), так как это день радости после завершения поста. В этот счастливый день в качестве знака благодарности необходимо раздать определенное количество милостыни, называемой фитр-садака (садакат-уль-фитр, закятуль-фитр).

Ибн Аббас (радиаллаху анху) рассказывал, что пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сделал фитр-садаку обязательной в качестве очищения поста от бесполезных разговоров и пустых бесед, а также в качестве еды для бедных. (Абу Дауд)

Поэтому данная милостыня с целью очищения поста необходима (ваджиб). Другой ее целью является помощь бедным и нуждающимся, чтобы они могли порадоваться этому счастливому дню вместе со своими более богатыми собратьями.

В сборнике имама Тирмизи приводится рассказ о том, как пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) послал глашатая, чтобы объявить по всей Мекке:

Внимание! Фитр-садака– ваджиб для каждого мусульманина: мужчины и женщины, свободного и раба, молодого и старого. Она составляет два мудда пшеницы или эквивалент этого, или один саа пищевых культур!

Раздать беднякам определенное исламом количество денег, ячменя, фиников или др. в Праздник разговения – ваджиб. Такая милостыня в этот знаменательный день и называется «садакат-уль-фитр» (закятуль-фитр). Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) приказал раздавать фитр-садаку в тот же год (2-й год хиджры), когда был сделан обязательным пост в месяц Рамадан. Причинами ее раздачи являются следующие:

1. Для принятия поста.

2. Благодарность Всевышнему за дарование нам достаточной силы, чтобы поститься в Рамадан.

3. Очищение поста и получение всех благ от него.

4. Празднование завершения поста.

5. Демонстрация величия праздничного дня.

6. Поспособствовать тому, чтобы бедные тоже почувствовали праздничную атмосферу.

Садакат-уль-фитр – обязательная милостыня, которую необходимо уплатить до Праздник разговения. Если это не будет сделано, она останется долгом, независимо от того, сколько времени пройдет после Праздника.

Правила раздачи фитр-садаки

Фитр-садака (или закятуль-фитр) – ваджиб для всех мусульман: мужчин, женщин и детей, – которые в день Праздника разговения обладают нисабом закята.

Если ребенок родится до рассвета, то фитра за него уплачивается. Если же ребенок родился после рассвета (в Праздник разговения), фитра за него не является ваджибом.

Отец должен заплатить фитру за всех своих неполовозрелых детей.

Муж не обязан выплачивать фитру за свою жену. Если она обладает нисабом, она должна раздать фитру сама.

Если у неполовозрелого ребенка имеется имущество, равное нисабу, фитра за него может быть выплачена из его имущества.

Фитру лучше раздать до праздничного намаза. Не разрешается задерживать раздачу фитры до следующих дней (после дня Праздника). Но если она не была роздана в день Праздника или ранее, то обязательство сохраняется, и фитру необходимо раздать.

Разрешается раздать фитру заранее, в любое время в течение месяца Рамадана. Фитру можно раздать даже до Рамадана. Садакат-уль-фитр – ваджиб как для всех постившихся, так и для тех, кто по той или иной причине не постился.

Фитру можно отдать только бедным, т. е. тем, кто может принимать закят.

Фитра не может быть использована ни для какой другой благотворительной цели, кроме как раздачи бедным. Поэтому, если деньги от фитры собираются и затем используются в каких-то иных благотворительных целях, обязательство фитры с тех, кто ее оплатил подобным образом, не снимается.

Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

«Пост задерживается между небом и землей до тех пор, пока не отдана фитра»

Данные слова иллюстрируют важность фитры и ее прямого отношения к принятию нашего поста. Пост представляется для принятия Всевышним, только когда обязательство фитры исполнено правильным образом. Поэтому мусульманам следует очень добросовестно отнестись к раздаче фитры. Если сборщики фитры неправильно используют или распределят фитру, обязанность фитры с заплативших им таким образом фитру снята не будет.

Выплата фитр-садака является обязанностью каждого мусульманина, мужчины или женщины, в ведении которого есть 613,35 грамма серебра или его денежный эквивалент, который находится в свободном обращении. Каждый человек, которому принадлежит такая сумма, должен заплатить фитр-садака (милостыня разговения) не только от своего имени, но и от имени своих несовершеннолетних детей.

Фитр-садака запрещено давать следующим категориям родственников: родителям, родителям родителей (и далее), детям, детям детей (и далее), своей семье. Тем не менее, мусульманин имеет право дать садака-фитр своему брату или сестре.

Фитр-садака в 2021 году

Фитр — садака является одним из условий принятия поста в месяц Рамадан. Выплачивается от всех членов семьи (в том числе грудных детей) до начала праздничной молитвы Ураза-байрам.

Источник

Новый год в Исламе. Могут ли мусульмане отмечать новый год, день рождения и другие праздники?

Из года в год мусульмане задаются вопросом: дозволено ли им участвовать в праздновании нового года? Или же праздновать новый год является харамом? Те же самые вопросы возникают в отношении дня рождения и иных праздников.

Высказываются различные мнения, вплоть до того, что тот мусульманин, который примет участие в праздновании нового года, совершит тем самым куфр и станет кафиром. Так ли это?

Давайте попробуем разобраться в этом вопросе без эмоций, опираясь на доказательства от Аллаха и Его посланника ﷺ.

Одним из основных хадисов по этой теме является передача от Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, который рассказал:

قَدِمَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم الْمَدِينَةَ وَلَهُمْ يَوْمَانِ يَلْعَبُونَ فِيهِمَا فَقَالَ ‏»‏ مَا هَذَانِ الْيَوْمَانِ ‏»‏ ‏.‏ قَالُوا كُنَّا نَلْعَبُ فِيهِمَا فِي الْجَاهِلِيَّةِ ‏.‏ فَقَالَ رَسُولُ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم ‏»‏ إِنَّ اللَّهَ قَدْ أَبْدَلَكُمْ بِهِمَا خَيْرًا مِنْهُمَا يَوْمَ الأَضْحَى وَيَوْمَ الْفِطْرِ ‏»‏ ‏

« Когда посланник Аллаха ﷺ прибыл в Медину, у её жителей было два (праздничных) дня, во время которых они играли.

Он спросил (их): « Что это за дни? » Они ответили: «(Это дни), в которые мы играли и веселились, (празднуя) их во времена невежества».

Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал: « Поистине, Аллах заменил их [эти два праздника] для вас двумя лучшими (праздничными днями), чем они: днём жертвоприношения и днём разговения» » (Абу Дауд 1134).

Многие используют этот хадис в качестве довода на то, что пророк запретил празднование любых праздников, помимо дня жертвоприношения (‘ид уль-Адха) и дня разговения (‘ид уль-Фитр). Однако это не так.

Этот тезис можно легко доказать, вспомнив, что к Сунне посланника Аллаха ﷺ относится, например, также празднование по поводу заключения никах (валима), а также празднование посредством принесение жертвы по поводу рождения ребёнка (‘акыка).

Приведём соответствующие хадисы.

Сообщается, что Сальман бин ‘Амир ад-Дабби, да будет доволен им Аллах, сказал:

« Я слышал, как посланник Аллаха ﷺ сказал :

مَعَ الْغُلاَمِ عَقِيقَةٌ

«За новорожденного мальчика следует приносить жертву [‘акыка]» » (Бухари 5472).

Пророк также ﷺ сказал:

مَنْ وُلِدَ لَهُ وَلَدٌ فَأَحَبَّ أَنْ يَنْسُكَ عَنْهُ فَلْيَنْسُكْ عَنِ الْغُلَامِ شَاتَانِ مُكَافِئَتَانِ، وَعَنِ الْجَارِيَةِ شَاةٌ

« Тот, у кого родился ребенок и кто желает совершить за него жертвоприношение, то пусть принесет в жертву за мальчика двух баранов, а за девочку — одного » (Абу Дауд 2842).

Анас Ибн Малик, да будет доволен им Аллах, передаёт, что посланник Аллаха ﷺ сказал сподвижнику, который женился:

أَوْلِمْ وَلَوْ بِشَاةٍ

« Устрой угощение (валима) хотя бы из одной овцы » (Бухари 5153).

Эти хадисы доказывают законность, с точки зрения Ислама, таких праздников, как валима и ‘акыка. Очевидно, что они не входят в число тех праздников, которые посланник Аллаха ﷺ запретил в Медине, а значит тот запрет не является всеобщим, запрещающим любые праздники помимо дня жертвоприношения и дня разговения.

Общий приказ на запрет такого уподобления приходит из хадиса со слов Абу Са‘ида, да будет доволен им Аллах, который передал, что однажды пророк ﷺ сказал:

لتتبعن سنن من قبلكم شبرا بشبر، وذراعا بذراع، حتى لو سلكوا جحر ضب لسلكتموه

« Поистине, станете вы следовать обычаям живших до вас пядь за пядью и локоть за локтем, и дело дойдёт до того, что если они проникнут в нору ящерицы, то и вы обязательно последуете за ними! »

Мы спросили: «О посланник Аллаха, ты имеешь в виду иудеев и христиан?», — и он сказал :

« А кого же ещё? » (Бухари 3456, Муслим 2669).

Поэтому нельзя уподобляться представителям других конфессий в том, в чём они сами сбились с прямого пути.

Например, из Кур’ана и достоверной Сунны известно, что христиане:

Ни христиане, ни иудеи, ни представители какой-либо иной конфессии не считают эти мероприятия своими религиозными праздниками. Напротив, их отмечают абсолютно разные люди по всему миру. Это является частью общего обычая людей местности и времени, в которых мы живём (страны СНГ).

هُوَ ٱلَّذِى خَلَقَ لَكُم مَّا فِى ٱلْأَرْضِ جَمِيعًا

«Он сотворил для вас всё, что есть на земле» (2:29)

Всё это может сделать празднование греховным, однако не само по себе, а в силу наличия дополнительных грехов.

Празднуя исламские праздники, мусульмане поминают Аллаха и поклоняются Ему, надеясь что это станет их благим запасом в Судный День.

Что касается таких мирских праздников как новый год, день рождения и им подобных, то даже если мусульмане и принимают в них участие, то они понимают, что это не имеет никакого отношения к их религии и не является поклонением Аллаху.

Если всё происходит именно так, и при этом мусульмане не допускают при проведении этих мероприятий каких-либо дополнительных грехов, то мы не имеем довода от Аллаха и Его посланника ﷺ на то, чтобы запретить мусульманам принимать в них участие.

Так, например, если мусульмане соберутся в кругу семьи или позовут гостей 31 декабря для того, чтобы, воспользовавшись выходными, пообщаться и попить чай, то в этом не будет абсолютно никаких проблем. Тоже самое касается и дня рождения.

Лично я (автор этой статьи) не отмечаю ни новый год, ни день рождения, поскольку не вижу в этом никакой пользы. Ведь собраться в кругу друзей и родственников можно и в любой другой день.

Однако и категорично запрещать их праздновать кому-то не могу, поскольку Аллах сказал в Кур’ане:

وَلَا تَقُولُوا لِمَا تَصِفُ أَلْسِنَتُكُمُ الْكَذِبَ هَذَا حَلَالٌ وَهَذَا حَرَامٌ لِّتَفْتَرُوا عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ إِنَّ الَّذِينَ يَفْتَرُونَ عَلَى اللَّهِ الْكَذِبَ لَا يُفْلِحُونَ

«Не изрекайте своими устами ложь, утверждая, что это — дозволено (халяль), а то — запретно (харам), и не возводите навет на Аллаха! Воистину, не преуспеют те, которые возводят навет на Аллаха» (16:116)

قُلْ مَنْ حَرَّمَ زِينَةَ ٱللَّهِ ٱلَّتِىٓ أَخْرَجَ لِعِبَادِهِۦ وَٱلطَّيِّبَٰتِ مِنَ ٱلرِّزْقِ

«Скажи: «Кто запретил украшения Аллаха, которые Он вывел для Своих рабов, и благой удел?»» (7:32)

يَٰٓأَيُّهَا ٱلَّذِينَ ءَامَنُواْ لَا تُحَرِّمُواْ طَيِّبَٰتِ مَآ أَحَلَّ ٱللَّهُ لَكُمْ وَلَا تَعْتَدُوٓاْ ​ۚ إِنَّ ٱللَّهَ لَا يُحِبُّ ٱلْمُعْتَدِينَ‮

«О вы, которые уверовали! Не запрещайте блага, которые Аллах дозволил вам, и не преступайте меру. Поистине, Аллах не любит преступающих меру» (5:87)

А ясного довода не принимать участие в таких мирских праздниках как новый год, день рождения или им подобных — нет.

Если же кто-то из мусульман посчитает новый год, день рождения или какой либо иной праздник, не упомянутый в Кур’ане и достоверной Сунне, угодным Аллаху делом и частью Ислама, то совершит тем самым нововведение в религию Аллаха.

Резюмируя можно сказать:

Источник

Аргумент к человеку: фитра

Естество человека объясняет явление, которое наблюдают многие учёные, изучающие историю религий: все народы, история которых была изучена, создавали для себя богов, чтобы обращаться к ним и почитать их. Даже коммунисты, которые сегодня заявляют о том, что они освободились от поклонения богам, фактически поклоняются основателю своей идеологии.

Тут возникает вопрос: «Если обращение к Аллаху является естественным состоянием, почему тогда люди в разные эпохи поклонялись всевозможным богам?» Дело в том, что, хотя естество человека и побуждает его поклоняться Творцу, он находится под влиянием множества окружающих его факторов, побуждающих уклоняться от поклонения Истинному Богу. Мировоззрение детей формируется под влиянием родителей, писателей, учителей и учёных, и естество человека искажается и оскверняется. Оно покрывается завесой, которая отделяет его от истины.

Сказанное нами подтверждается словами Божьего посланника, мир ему и благословение Аллаха. В «Сахихах» ал-Бухари (1385) и Муслима (2658) приводится рассказ Абу Хурайры о том, что посланник, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Каждый младенец рождается с природной склонностью [к единобожию], а его родители делают из него иудея, христианина или зороастрийца» [14]. Он не сказал, что они делают из него мусульманина, потому что ислам соответствует нашей природе.

Шайтан наделён способностью проникать в сердце человека, о чём сообщается в достоверном хадисе: «Поистине, шайтан перемещается по человеку с током крови, и я боюсь, что он подбросит дурное (или он сказал: “что-нибудь”) в ваши сердца» (Муслим).

Шайтаны-джинны играют большую роль в развращении человека и осквернении его естества. В «Сахихе» Муслима (2865) приводится хадис ‘Ийада ибн Химара о том, что однажды посланник, мир ему и благословение Аллаха, во время проповеди сказал: «Слушайте! Поистине, мой Господь приказал мне обучить вас тому, чего вы не знаете из того, чему Он обучил меня сегодня: “Всякое богатство, которым Я одарил Моих рабов, дозволено. Я сотворил всех Моих рабов чистыми, но шайтаны пришли к ним и уклонили их от этой религии. Они запретили им то, что Я дозволил, и велели им приобщать сотоварищей ко Мне, о которых не было ниспослано никаких доказательств”».

Несчастья очищают человеческую природу

Очень часто покрывало, окутывающее естество человека, приподнимается и исчезает, когда его постигают болезненные несчастья, когда он попадает в трудное положение, из которого ему не выйти с помощью людей, когда он не находит пути к спасению. Сколько безбожников познали своего Господа и вернулись к Нему, оказавшись в безвыходном положении! Сколько язычников искренне взывали к Аллаху, когда их постигали несчастья!

Мы слышали о том, как пассажиры одного из самолетов стали взывать к своему Господу, когда их воздушное судно получило повреждение и начало дрожать и склоняться из одной стороны в другую. Пилот потерял управление самолетом, и пассажиры тем более не могли ничего сделать. И в тот момент не осталось места для безбожия. Люди стали громко молиться, и их сердца правдиво и искренне устремились к Господу. В том страшном положении не было места для приобщения сотоварищей к Аллаху или безбожия.

Аравитяне признавали существование Творца
Современное неверие хуже

Нам не следовало бы долго обсуждать доказательства существования Аллаха, потому что человек от природы признаёт эту истину. Мы почти не знаем тех, кто отрицал существование Аллаха в прошлом. Они составляли лишь малую часть человечества, о которой не следует вспоминать. Однако сегодня заблуждения людей достигли наивысшего предела, и мы видим, как целые народы отрицают существование Творца и выстраивают свою жизнь на атеистической идеологии. Она положена в основу целых государств с населением несколько сотен миллионов человек.

Атеистические взгляды распространились повсеместно. На эту тему написаны книги, и данная философская доктрина превратилась в объект исследования. Её последователи придают ей вид научной теории и пытаются найти ей научное обоснование. Поэтому мы обязаны подробнее остановиться на доказательствах, касающихся существования Аллаха.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *