Фетва что это в исламе
Фетва
Фе́тва (фатва, фатуа) (араб. فتوى , мн.ч. фатауа) — в исламе решение по какому-либо вопросу, выносимое муфтием или факихом [1] и основываемое на принципах ислама и на прецедентах мусульманской юридической практики.
Фетвы выносятся выдающимися мусульманскими учёными-законоведами, имеющими общепризнанный авторитет в мусульманском мире — муджтахидами. Фетва является мнением муджтахида по конкретной правовой проблеме и должна быть основана на принципах шариата. В конечном счете фетва является также источником права, но скорее производным, так как вытекает из шариата, впрочем, как и байа.
Фетва содержит в себе введение (постановка проблемы), описание проблемы, мотивировочную часть (изложение доводов муджтахида) и в конце повеление (установленное правило поведения).
Фетвы сильно обусловлены мазхабами (правовыми школами) муджтахидов, но все же многие из фетв носят общемусульманский характер. Фетва является в какой-то степени аналогом прецедента в англосаксонской правовой системе, так как выносится конкретным человеком по конкретной правовой проблеме, однако этим человеком является не судья, а учёный.
См. также
Примечания
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Фетва» в других словарях:
фетва́ — фетва … Русское словесное ударение
ФЕТВА — (араб.) приговор муфтия. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф., 1907. ФЕТВА араб., от fata, учить. а) Письменное решение турецкого муфти о спорном деле. b) Скрепление великим визирем приговора о казни… … Словарь иностранных слов русского языка
Фетва — (fatwa) Правовое заключение по вопросам исламского ритуала, поведения или юриспруденции. Человек, имеющий право выносить подобные суждения, в исламском законе называется юристом (муфтием). Его правовые заключения основываются на религиозных… … Политология. Словарь.
фетва — (араб.), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату. * * * ФЕТВА ФЕТВА (араб.), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета… … Энциклопедический словарь
ФЕТВА — в мусульманском праве заключение, даваемое муфтием. В самом общем смысле Ф. означает оценку какой либо ситуации с позиций шариата и фикха. Она может быть индивидуальным заключением мусульманского правоведа или выражать коллективное мнение группы… … Юридический словарь
ФЕТВА — (арабское), в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления нормам ислама … Современная энциклопедия
ФЕТВА — (араб.) в мусульманских странах решение высшего религиозного авторитета (муфтия) о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату … Большой Энциклопедический словарь
фетва — сущ., кол во синонимов: 2 • заключение (51) • приговор (23) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Фетва — (ар. мнение, решение) письменное, обязательное для мусульман заключение высшего религиозного авторитета (муфтия, шейх уль ислама) о соответствии или несоответствии нормам ислама правовых, политических и др. постановлений светских властей, а также … Энциклопедия права
Что такое фетва
Фетва представляет собой богословско-правовое решение в исламе по проблеме, которая отличается актуальностью на общественном, групповом либо индивидуальном уровне.
С ранних лет развития религии Аллаха свои взгляды на тонкие религиозные аспекты стали выражать наиболее образованные мусульмане. Временной промежуток со II по IV века по Хиджре называется историками «золотым временем иджтихада». Именно тогда были выработаны условия, выполнение которых придавало суждениям богословов характер фетвы – правового суждения.
Отличительные черты фетвы
1. Фетва должна исходить из коранических аятов и хадисов.
2. Решение принимается человеком либо группой лиц, обладающих необходимым знанием и чистотой помыслов.
3. Фетва должна быть свободной от политической конъюнктуры.
4. Решение должно быть адекватным современным реалиям.
Именно к периоду «золотого века иджтихада» относится жизнь и деятельность основателей практически всех мазхабов суннитского ислама.
Кто такой муджтахид?
Человек, который способен выдавать такие решения, именуется муфтием либо муджтахидом. Важно понимать, что изначально термин «муфтий» не предполагал формализованного, то есть санкционированного со стороны какого-то политического института, поста. Однако в настоящее время, когда говорят о муфтии, подразумевают некое юридически закреплённое положение. В частности, такая ситуация наблюдается в России, Казахстане, Узбекистане и некоторых других постсоветских странах.
Перед человеком, который стремится именоваться муджтахидом либо муфтием и принимать богословско-правовые решения, стоит задача отвечать нескольким важнейшим требованиям. В частности, это совершенное владение арабским языком, необходимость быть хафизом Корана, прекрасное знание разных вариантов тафсира и, как минимум, трёх тысяч высказываний Заключительного посланника Всевышнего (с.г.в.) со всеми комментариями и пояснениями.
Существует отдельная градация степени муджтахидов. Самая высшая – это те, кто способен выдавать решения в масштабах всего Шариата (фи-ш-шар’и). Далее идут муджтахиды, которые могут производить богословско-правовые суждения на уровне отдельных масхабов (фи-ль-мазхаб). Наконец, третья ступень характеризуется тем, что в её рамках муджтахиды издают фетвы по отдельным вопросам (фи-т-тарджих).
Источники фетв
Сам процесс поиска ответа на злободневные проблемы сквозь призму религиозных источников называется иджтихадом. Источники, из которых мусульманские учёные черпают фетвы, разнятся в зависимости от мазхабов. Однако главными, бесспорно, являются Коран и Благородная сунна. Кроме того, большое значение имеют иджма (единогласное мнение сообщества мусульманских богословов), кыяс (суждение по аналогии). Иногда, в частности, в рамках ханафитского мазхаба, традиции, характерные для какой-то местности и не противоречащие шариатским установлениям, так же могут выступать в качестве источника, откуда богословы черпают основания для своих выводов.
Может возникнуть мнение, что фетва является мусульманским аналогом прецедента, который характерен для англосаксонской правовой школы. Однако это не совсем так. Кардинальным отличием двух видов юридических решений является степень их всеобщности. Если судебный прецедент в США и Великобритании универсален для всех, то с мусульманскими фетвами ситуация обстоит ровным счётом наоборот. Это не более чем мнение богослова, которое обычные верующие могут принимать в качестве некоего ориентира, а могут закрыть на него глаза. Таково, например, положение разнообразных маргинальных структур и деятелей, которые принимают экстремистские решения, вводя тем самым обычных мусульман в заблуждение. Естественно, что сами верующие понимают конъюнктурность решений таких деятелей и не ведутся на их пропаганду.
Тем не менее, в некоторых современных государствах существуют специальные органы по вынесению фетв, которые являются обязательными для всех граждан. В частности, речь идёт о Саудовской Аравии, где функционирует специальная Комиссия по вынесению фетв и исследованиям.
Актуальность института фетв для современной мусульманской уммы невозможно переоценить. Как бы банально это ни звучало, но мир в последние десятилетия меняется стремительным образом. Мусульмане всё чаще сталкиваются с вопросами, ответы на которые отсутствуют в классических источниках. Например, о пересадке человеческих органов ничего не сказано ни в Коране, ни в Пречистой сунне Пророка Мухаммада (с.г.в.). В связи с этим перед лучшими мусульманскими умами встаёт задача вынесения наиболее грамотного решения, которое позволяло бы обычным верующим пользоваться благами науки в виде новейших технологий, не ставя под сомнение свои убеждения.
По сути, институт фетв «осовременивает» положения Шариата, способствуя тому, что эта правовая система не становится сводом архаичных норм, которые соблюдаются только из уважения к традиции и в качестве насилия над собственной верой.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ac-cалям!Мне думается сейчас,что смысл фетв опирается на уровень положения мусульман в мире вообще,т.е. зависит от власти,ведь посмотрите,в таких обществах как бильдельберский,итальянский клуб и др. подобных организаций,например мне не известен ни один мусульманин(имею в виду человека придерживающего религии Ислам),хотя в этих клубах,насколько мне кажется,учавствуют люди из еврейско-сионистского общества,но если брать арабов, то они во первых все как бы мусульмане,по крайней мере в основном так должно быть,а во вторых,они симиты,т.е. родня по крови этих самых участников клубов,но наверное их туда по каким-то причинам не принимаю.Вообщем мне думается сейчас,что это не спроста,т.е. идет какое-то тайное влияние,в том числе на вынесение фетв,дай Бог чтоб это только казалось.Короче,к началу,когда люди увидя,что Ислам действительно силен в мире,они сами потянутся,т.е. не из-за страха,а по Иману,иншаАллах!
Некоторые имамы особенно в КСА, Турции прям источники забавных фетв. Один говорит что жён можно есть, другой рассказывает, что у онаниста на том свете руки беременеют. Такие имамы делают из ислама посмешище.
Согласен! Сейчас ислам под пристальным вниманием мира. Только и ждут, в чем еще обвинить мусульман. Какие-то суждения богословов для нашей уммы понятны и приемлемы, а западный мир относится к ним с непониманием. Надеюсь в будущем фетвы будут выноситься с учетом мнения светских ученых, чтобы не было откровенно глупых фетв.
Что такое фетва, и кто может их выносить?
«Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания»
Вопрос: Что такое фетва, и кто может их выносить?
Ответ: Фетва – это исчерпывающий ответ, данный знающим человеком на религиозный вопрос и устанавливающий определенный хукм. Человека, выносящего фетвы, называют муфтий. В терминологии исламского права термин муфтий является синонимом слова муджтахид. Алим, который не достиг степени муджтахида и который использует фетвы муджтахидов, также именуется муфтием в переносном смысле (Омер Насухи Бильмен, Истилахаты-Фикхиййа Камусу, I, 246).
В иджтихаде фетва имеет особое значение, так как иджтихад подразумевает извлечение правовых хукмов из источников вне зависимости от того, был ли задан вопрос или нет. Тогда как фетва является ответом на конкретный вопрос.
Человек, который нуждается в какой-либо религиозной информации, либо извлекает ее сам из источников, либо, если не может сделать этого, то спрашивает у знающих людей, так как в Коране говорится:
«Если вы не знаете, то спросите обладателей напоминания» (ан-Нахль 16/43).
Поскольку толкование аятов и хадисов, а также решение возникающих проблем требует определенных знаний и способностей, то люди, выносящие фетвы по религиозным вопросам, должны обладать определенными качествами. Имам Ахмад ибн Ханбал говорил, что человек, выносящий фетвы, должен обладать следующими пятью качествами:
1) Этот человек должен иметь хорошее намерение и стремиться исключительно к довольству Аллаха Всевышнего.
2) Обладать знаниями, достоинством и серьезностью.
3) Быть уверенным в себе и в своих знаниях.
4) Должен пользоваться уважением и авторитетом у людей.
5) Должен знать и понимать проблемы и потребности, как конкретного человека, так и общества в целом.
Фетва что это в исламе
Совет улемов Духовного управления мусульман Российской Федерации определил закят аль-фитр в 2016 году в размере:
— для людей малоимущих — 100 р.
— для людей со средним достатком — 300 р.
— для состоятельных людей — от 500 р.
Закятуль-фитр (садакатуль-фитр, фитр садакасы) — милостыня разговения, выплачиваемая от каждого члена семьи до начала праздника Разговения (Ид-аль-фитр, Ураза-байрам). Она является заключительным условием для принятия Творцом соблюденного поста.
Фидия садака:
— минимальный размер за пропущенный день составляет 250 р.
Фидия садака — это милостыня-искупление, состоящая в том, что за каждый пропущенный день обязательного поста надо накормить одного нищего так, чтобы на него израсходовалось средств примерно столько, во сколько обходится в среднем обед (а лучше — среднесуточные затраты на питание).
Фетвы и их значение в жизни мусульман
С точки зрения арабского языка слово «фатва[тун]» означает «разъяснение», а в богословии данный термин несет в себе смысл «правового решения или рекомендации по тому или иному вопросу, прямо не отраженному в шариате».
Появление и развитие института фетв
Первые фетвы как ответы на появлявшиеся вопросы восходят к самому Посланнику Аллаха (мир ему и благословения Всевышнего), когда он разъяснял людям те или иные положения религии. При этом фетвы Пророка подтверждались (а иногда исправлялись) Всевышним Аллахом, и потому являются узаконенными, отличаясь от всех других фетв.
Но Пророк не только сам разъяснял многие аспекты религии, подчас разрешая выдавать фетвы и своим сподвижникам. Это исходит из многих хадисов, в частности, из таких слов Посланника Аллаха: «Если судья предпринимает все, что от него зависит, и объявляет верное решение, то он получит двойное вознаграждение, если же он, предприняв все необходимое, ошибется, то все равно получит одно вознаграждение» (аль-Бухари).
Очевидно, что сподвижники Пророка, которых он направлял в разные регионы в качестве своих наместников, не могли советоваться с ним по каждому незначительному вопросу. Как ни странно, но в итоге это принесло большую пользу, ибо такое положение дел привело к появлению целого пласта ученых-муджтахидов. В дальнейшем развитие института фетв получило еще большее распространение. Мусульмане сталкивались со все большим количеством таких вопросов, прямых ответов на которые в источниках права найти было невозможно. Коран и Сунна содержат основные, фундаментальные принципы вероучения; базируясь на них, ученые проводят «аналогии» и «предпочитают наилучшее», стремясь точнее и осмысленнее исполнить Божественные предписания.
После того, как основные вопросы были поняты, разъяснены и согласованы, мусульманский мир частично прекратил развитие института фетв: «врата иджтихада закрылись». Однако это положение весьма условно, т.к. в большей степени относится к вопросам поклонения, которые действительно во многом уже решены. Что же касается других сфер жизнедеятельности, то время от времени в разных регионах мусульманского мира верующие сталкивались с новыми вызовами. Пока это происходило в небольших масштабах, то было не особенно заметным.
XX век внес в жизнеустройство самые крупные изменения. Это привело к появлению многочисленных вопросов и жизненных ситуаций, на которые в шариате не сформулировано прямых ответов. Причина не в том, что шариат «устарел», а в том, что изменились условия жизни. И ответы на новые вопросы на самом деле в шариате присутствуют – необходимо лишь суметь их извлечь, а для этого важно обладать всем спектром знаний, причем не только богословских, но и современных. Хвала Аллаху, многие ученые это осознают, и потому часто выносят те фетвы, которые действительно помогают в решении тех или иных вопросов. Востребованность в иджтихаде присутствует в области новых условий жизни, и именно в ответах на новые вызовы времени нуждается современное общество.
К сожалению, часть мусульман, оказавшись в новых условиях, пошла совсем по иному пути. Вместо того, чтобы тратить свои силы на поиск решений по современным актуальным темам, они сделали своим уделом опровержение уже давно исследованных, разъясненных и согласованных вопросов из области ибадата. Итог такой деятельности крайне печален – уже сейчас можно говорить о появлении целого поколения мусульман, которых условно можно назвать ниспровергателями авторитетов. И если поначалу критике подвергались лишь отдельные ученые, то затем эта негативная тенденция дошла до опровержений и даже обвинений в заблуждении таких известных ученых, как имамы Абу Ханифа, Малик, аш-Шафии или Ахмад. Сторонники таких групп лишь себя считают правильными, «чистыми» мусульманами, хотя часто не имеют полноценных знаний, которые позволяли бы им выносить свои суждения. В добавление к этому нередко они отличаются крайней резкостью, амбициозностью и явным неуважением к окружающим.
И все же, инша Аллах, будущее не за ними. По милости Всевышнего Аллаха все больше людей понимает необходимость повышения своих знаний, использования его во благо ислама и соблюдения при этом правил ахляка – кодекса этических норм и морали, известных из Корана и Сунны. Прежде всего это понимают ученые, и потому они часто организуются в коллегии и академии, возрождая тем самым иджму – собрание ученых, совместно обсуждающих те или иные вопросы и выносящих коллегиальное решение.
Институт фетв
Академии мусульманского права пользуются в современном мире большой популярностью. Всевышний Аллах, приводя в пример верующих, сказал: «А повеления их принимаются в совете между собой» (сура «Аш-Шура», аят 38). Это – тот образец, на который и следует ориентироваться верующим во всех уголках нашей планеты.
Во всех религиозно-правовых школах иджма признается в качестве третьего (после Корана и Сунны) источника права. С точки зрения ученых ханафитского и маликитского мазхабов иджма не ограничивается временем, т.е. институт принятия совместных решений как раз и должен являться той структурой, что часто позволяет избежать ненужных споров. Структура иджмы несет в себе немалый созидательный потенциал, и развитие этой системы является очевидным благом и, возможно даже, жизненной необходимостью.
Первые иджмы стали собираться сразу после ухода Посланника Аллаха из этой жизни, и в дальнейшем мусульмане всячески старались руководствоваться принципом совещательности. При этом территория Халифата постепенно расширялась, в результате чего было образовано несколько провинций, в каждую из которых были направлены наместники. Многие из них были одновременно и администраторами, и учеными, следовательно, они были не просто наместниками, но и судьями. Естественно, что на новых местах наместники сразу же сталкивались с массой новых проблем и вопросов, на которые невозможно было ответить, не используя рациональное мышление. В связи с этим каждый из них, используя свои знания и способности, как мог старался давать ответы на новые вопросы, т.е. выносил фетвы. И если вопросы государственного масштаба решались на уровне халифа, то менее серьезные – на уровне наместников. Многие фетвы этой эпохи стали основой для вынесения решений их учениками и последователями. Часть из них вошла в сборники фетв, которые были составлены в более поздние времена.
В VIII веке начался новый этап развития фикха. Именно этот период считается в истории «золотым» веком мусульманского богословия. Отличительной чертой этой эпохи стало не только появление новых фетв, но и их письменная фиксация, в том числе и составление различных богословских сборников.
Через какое-то время в силу объективных и субъективных причин развитие фикха, а значит и института фетв, фактически было приостановлено. Такое положение сохранялось почти до второй половины XX века, когда резкий технологический скачок привел к изменению условий жизни во многих уголках земного шара. Постепенно мусульманские ученые, порой даже не замечая этого, стали возрождать практику рационального поиска решений новых вопросов, как бы заново «открывая врата иджтихада».
В результате на сегодняшний день можно смело сказать, что институт фетв заработал в полную силу. Однако нельзя не отметить и те недостатки, которые подчас оказывают на его развитие отрицательное влияние. Прежде всего, это отсутствие консолидации между учеными. С одной стороны, часть ученых выдает фетвы просто в индивидуальном порядке, не принимая в расчет ни мнения других ученых, ни существующие реалии жизни. С другой стороны, даже в случае коллегиального решения в том или ином государстве (или в какой-либо международной организации), подчас эти структуры не взаимодействуют в должной степени со своими коллегами из других государств (или из других организаций). Таким образом, де-факто, большая часть мусульманских ученых «разбросана по отдельным квартирам», к тому же еще иногда и противодействуя друг другу. Очевидно, что такое положение приводит к дополнительным противоречиям, причем часто всего лишь по политическим мотивам.
Из книги муфтия шейха Равиля Гайнутдина «Введение в шариат»
Что такое фетва?
Фетва с арабского языка значит «исчерпывающий ответ, разъясняющий положение какого-либо действия (ситуации)». Процесс вынесения решения по тому или иному вопросу называется «ифта», а человека, выносящяго фетву, называют «муфтий».
Просьбы вынести фетву относительно различных вопросов были и во время Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ниспосылая определенные аяты, Аллах подчеркивал, что они являются ответом на просьбы людей вынести решения относительно тех или иных вопросов. В одном из аятов Аллах говорит Своему Пророку: «Они просят тебя вынести решение относительно женщин. Скажи: «Аллах вынесет для вас решение относительно них и того, что читается вам в Писании по поводу осиротевших женщин, которым вы не даете того, что им предписано, размышляя о женитьбе на них, и по поводу слабых детей…» (сура «ан-Ниса», аят 127).
В этом аяте Аллах подробно разъяснил людям о том, какие взаимоотношения должны быть между мужчинами и женщинами.
Многие вопросы разъяснены в Коране и сунне, а также великими учеными фикха. Нам же остается лишь подчиняться решениям, вынесенным муджтахидами нашей Уммы, которые опирались на шариатские доводы. Нам не следует полагаться на собственные ограниченные мнения, считая, что мы и сами способны разбираться в многочисленных, а порой и противоречивых на первый взгляд, доводах.