Филиал это что университет

Филиалы высшего учебного заведения

Филиалами высших учебных заведений являются обособленные структурные подразделения, расположенные вне места его нахождения.

Федеральный закон от 22.08.96 N 125-ФЗ, ст.8

Смотреть что такое «Филиалы высшего учебного заведения» в других словарях:

Высшие учебные заведения — вузы, готовят специалистов высшей квалификации, научные и педагогические кадры для различных отраслей хозяйства, науки и культуры; ведут научную работу теоретического и прикладного характера, являющуюся основой подготовки специалистов;… … Большая советская энциклопедия

Католические учебные заведения в России — Первое К. у. з. в России было основано в 1685 в Москве иезуитами. В 1707 в их училище, призванном готовить мальчиков к дипломатической службе, насчитывалось 50 учеников. При императоре Александре I иезуиты, нашедшие после роспуска ордена в… … Религии народов современной России

Высшее учебное заведение — образовательное заведение, учрежденное и действующее на основании законодательства Российской Федерации об образовании, имеющее статус юридического лица и реализующее в соответствии с лицензией образовательные программы высшего… … Административное право. Словарь-справочник

Военный инженерно-технический университет — Военный институт (инженерно технический) (ВИ(ИТ)) Год основания 1810 Тип военный временно исп … Википедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — РСФСР. I. Общие сведения РСФСР образована 25 октября (7 ноября) 1917. Граничит на С. З. с Норвегией и Финляндией, на З. с Польшей, на Ю. В. с Китаем, МНР и КНДР, а также с союзными республиками, входящими в состав СССР: на З. с… … Большая советская энциклопедия

Украинская Советская Социалистическая Республика — УССР (Украïнська Радянська Социалicтична Республika), Украина (Украïна). I. Общие сведения УССР образована 25 декабря 1917. С созданием Союза ССР 30 декабря 1922 вошла в его состав как союзная республика. Расположена на… … Большая советская энциклопедия

Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика, РСФСР (народное образование и культурно-просветительные учреждения) — VIII. Народное образование и культурно просветительные учреждения = История народного образования на территории РСФСР уходит в глубокую древность. В Киевской Руси элементарная грамотность была распространена среди разных слоев населения, о чём… … Большая советская энциклопедия

Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД России — Эта статья или раздел носит ярко выраженный рекламный характер. Это не соответствует правилам Википедии. Вы можете помочь проекту … Википедия

Источник

Филиалы московских вузов в регионах России

Учиться в престижном московском вузе — мечта каждого российского школьника. Поступить в столичные университеты и институты непросто, но есть выход: можно попытать счастья в филиалах московских вузов.

Зачем подавать документы в филиалы?

Причины, по которым абитуриенты решают поступить в филиал, а не в головной вуз, варьируются. Мы выделили три основных:

1. В столице очень дорогая жизнь

Студенту из регионов приходится тратить деньги не только на обучение и дорогу, но и на жилье и питание. Конечно, вузы часто предлагают студентам снимать комнаты в общежитиях, и в таком случае цены намного ниже. Однако количество мест в общежитиях ограничено, и многим приходится арендовать комнату или квартиру — а это намного дороже.

Варианты подешевле найти можно, но обычно такое жилье находится не в столице, а в городках Московской области вокруг столицы. Добираться до вуза оттуда очень долго и дорого.

Многие студенты из регионов, приезжающие в Москву учиться, вынуждены много работать, чтобы обеспечить себя. В результате чего время на учебу резко сокращается. Как правило, качество образования из-за этого ухудшается.

2. Не хочется уезжать из родного города

Московская жизнь насыщенная и быстрая; в столице живет много людей, хуже экология. Не каждый абитуриент готов жить в таком ритме и в таких условиях.

3. Невысокие баллы ЕГЭ

Если Единый государственный экзамен сдан не очень хорошо, но абитуриент хочет учиться именно в вузе Москвы и не терять год на подготовку и пересдачу, то можно подать документы в филиал московского вуза. Шансы поступить увеличатся.

Филиалы московских вузов в регионах России

Плюсы обучения в филиалах

У учебы в филиале московского вуза есть немало положительных сторон:

Минусы обучения в филиалах

Но есть и отрицательные стороны:

Список филиалов московских вузов

Мы сделали для вас таблицу с филиалами самых известных государственных московских вузов:

Название вуза

Где филиалы?

1. НИУ ВШЭ (Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»)

2. МГИМО (Московский государственный институт международных отношений)

3. РАНХиГС (Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ)

Всего 54, включая филиалы в:

(Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова)

Всего 15 филиалов (еще 5 — за рубежом), включая:

Всего 17 филиалов, включая:

6. МГТУ им. Баумана (Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана)

7. Губкинский университет (РГУ нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина)

8. ВГУЮ (Всероссийский государственный университет юстиции (РПА Минюста России))

Всего 15 филиалов, включая:

9. РГУП (Российский государственный университет правосудия)

Всего 11 филиалов, включая:

Важно: обязательно смотрите, действительна ли образовательная лицензия филиала и есть ли у него государственная аккредитация!

Проверить это можно на сайте вуза:

Раздел «Документы», Санкт-Петербургский филиал Российского государственного университета правосудия

Цены и проходные баллы

Мы уже писали, что цены на обучение в филиалах, как и проходные баллы, обычно ниже, чем в головном вузе. Уточнить все данные можно на страницах филиалов московских вузов.

Так, например, выглядит приемная кампания Одинцовского филиала МГИМО в 2020 году:

Сравните: в Волгоградском филиале РАНХиГС в 2020/2021 учебном году первокурсники заплатят 115 200 рублей за первый год (направление «Экономика», очная форма обучения). В Москве по тому же направлению и за тот же период — от 300 000 рублей в зависимости от специфики образовательной программы.

Не забывайте про архивы приемных кампаний: в этом разделе вы сможете узнать проходные баллы прошлых лет.

Подумайте о том, чтобы учиться в филиалах московских вузах. Место, конечно, играет важную роль. Но если в дипломе оно указано не будет, то ничего катастрофичного в том, что вы закончили университет в регионе, а не в столице, все же нет.

Идея для тех, кто ещё не определился с вузом: запишитесь на бесплатную консультацию с экспертом по поступлению. Вдруг именно этого вам и не хватало?

Источник

Чем отличается институт от университета? В чем разница между учебными заведениями?

От выпускников школ можно часто услышать фразу: «Я собираюсь поступать в вуз». Что же это такое? И чем вуз отличается от института, куда после школы отправляются многие? На самом деле, никаких отличий здесь искать не нужно. Вуз, или высшее учебное заведение, это всего лишь обобщающее понятие, включающее в себя университет, академию и институт.

Филиал это что университет. Смотреть фото Филиал это что университет. Смотреть картинку Филиал это что университет. Картинка про Филиал это что университет. Фото Филиал это что университет

Все эти образовательные учреждения по их окончании предоставляют своим выпускникам дипломы о высшем образовании. Желательно, чтобы они были государственного образца. Теперь напрашивается другой вопрос: в чем отличие института от университета или академии? Но обо всем по порядку.

Что такое институт?

Первые институты в России появились не так давно, а потому вопросов по поводу того, как они функционируют, сегодня возникает больше всего. Тем не менее, это очень популярный среди абитуриентов вуз.

Филиал это что университет. Смотреть фото Филиал это что университет. Смотреть картинку Филиал это что университет. Картинка про Филиал это что университет. Фото Филиал это что университет

Что такое академия?

Считается, что название «академия» пошло от античной школы, которую древнегреческий философ Платон построил в роще, посвященной богу Академу. В нашей же стране это учреждение изначально было чисто научным и только спустя несколько лет стало учебным.

Чем академия отличается от института? Практически ничем. Обучение здесь также проводится лишь в одной области. Отсюда названия: академия туризма, академия сельского хозяйства и т.д. Но в отличие от института, академия дает и послевузовское образование, т.е. повышает квалификацию работников, уже имеющих диплом, и подготавливает специалистов по научно-педагогическому профилю.

Что такое университет?

Филиал это что университет. Смотреть фото Филиал это что университет. Смотреть картинку Филиал это что университет. Картинка про Филиал это что университет. Фото Филиал это что университет

Как правило, современный университет имеет сложную структуру. Он делится на факультеты, которые, в свою очередь, состоят из кафедр. Каждый факультет управляется своим деканом, а на кафедрах есть заведующие. При этом контроль за всем вузом, часто имеющим несколько корпусов, лежит на ректоре университета.

Чем отличается институт от университета?

Часто абитуриенты не понимают разницу между двумя этими понятиями, называя какой-либо вуз институтом, даже если при этом он является государственным университетом, готовящим студентов по множеству направлений. Или, наоборот, студенты узкопрофильного института коротко зовут свое учебное заведение «универом».

Филиал это что университет. Смотреть фото Филиал это что университет. Смотреть картинку Филиал это что университет. Картинка про Филиал это что университет. Фото Филиал это что университет

Поступая в вуз, важно видеть принципиальные отличия разных учреждений и, кроме того, знать точное название того из них, куда вы собираетесь поступать. Итак, чем отличается универ от института?

Для того чтобы институт приобрел статус университета, ему нужно расширить штат научных работников, обогатить местные аудитории современными техническими средствами обучения, усовершенствовать библиотечную систему и, самое главное, ввести разные специальности и направления.

Что такое колледж?

Многие выпускники школ предпочитают вузам колледжи. По сути, это техникумы и училища, переименованные на современный лад.

Филиал это что университет. Смотреть фото Филиал это что университет. Смотреть картинку Филиал это что университет. Картинка про Филиал это что университет. Фото Филиал это что университет

В системе образовательных учреждений колледж стоит ниже академии и университета по уровню аккредитации. У него он равняется 1-2, в то время как у других не может быть ниже 3 или 4. Кроме того, здесь студенты получают не высшее, а среднее специальное образование. Вот чем отличается колледж от института или академии, с которыми его часто путают.

Зачем нужны филиалы?

Большинство абитуриентов отдают предпочтение вузам, расположенным в крупных городах России. Здесь хотят учиться как жители столицы, так и приезжие из провинций. Однако не многие из них задумываются, что получить диплом престижного университета можно не только в Москве или Питере.

Сегодня практически все крупные высшие учебные заведения имеют целую сеть филиалов, раскиданных по всей стране и даже ближнему зарубежью. В филиалы поступить гораздо проще, чем в головной вуз.

Филиал это что университет. Смотреть фото Филиал это что университет. Смотреть картинку Филиал это что университет. Картинка про Филиал это что университет. Фото Филиал это что университет

Делаем выбор

Молодые люди, выбирающие высшее учебное заведение, руководствуясь лишь его статусностью, делают ошибку. Качественное образование можно получить как в университете, так и в институте, академии или даже колледже. Гораздо важнее правильно определиться с профессией, которая вам по душе, ознакомиться с преподавательским составом потенциального вуза, почитать отзывы студентов в интернете или расспросить знакомых.

Филиал это что университет. Смотреть фото Филиал это что университет. Смотреть картинку Филиал это что университет. Картинка про Филиал это что университет. Фото Филиал это что университет

Если образовательное учреждение имеет хорошую репутацию, то совсем не важно, как оно называется.

Заключение

Итак, сегодня мы разобрались, чем академия отличается от института и чем отличается институт от университета, узнали, что означают понятия «колледж» и «филиал». Осознание разницы между высшими учебными заведениями поможет определиться с выбором вуза. Однако важно помнить, что профессионализм преподавателей и современность методов и технологий обучения превыше всего.

Источник

2.4 Правовое положение филиалов и представительств вуза. Проблемы университетских комплексов

В структурном плане вузы представляют собой сложные образования. Согласно ст. 8 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании, п. 17 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования вузы самостоятельны в формировании своей структуры, за исключением их филиалов. К структурным подразделениям вузов, кроме филиалов, относятся представительства, кафедры, факультеты, научно-исследовательские подразделения, конструкторские бюро, аспирантура, ординатура, докторантура, подготовительные отделения и курсы, общежития, клинические базы и другие структурные подразделения (п. 15 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования).

Непосредственное управление деятельностью филиала осуществляет руководитель, назначенный приказом ректора высшего учебного заведения. Руководитель филиала действует по доверенности, выданной ректором вуза в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации (ст. 9 Типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти). Решение о создании филиала для ведения образовательной деятельности принимается учредителем на основании ходатайства высшего учебного заведения о необходимости создания филиала (п. 2 Типового положения о филиалах высших учебных заведений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти).

Согласно п. 3 ст. 55 ГК РФ представительства и филиалы должны быть указаны в учредительных документах создавшего их юридического лица. Однако в ст. 13 Закона об образовании, посвященной Уставу образовательного учреждения, данное положение не воспроизведено. Данный пробел определенным образом устраняется п. 19 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, устанавливающим необходимость отражения в уставе высшего учебного заведения филиалов и представительств.

Кроме того, п. 7 ст. 12 Закона об образовании противоречит и ст. 48 ГК РФ, ибо наличие внутри одного юридического лица другого юридического лица нарушает принцип имущественной обособленности юридического лица. Такую ситуацию ГК РФ определяет как реорганизацию в форме выделения или разделения. У коммерческих организаций возможная зависимость одной организации от другой регулируется ст.ст. 105, 106 ГК РФ. Для некоммерческих организаций гражданское законодательство не содержит норм, согласно которым одна организация находилась бы в зависимости от другой. Объединение юридических лиц в союзы и ассоциации, предусмотренное ст. 12 Закона о некоммерческих организациях, предполагает объединение самостоятельных членов, не обладающих свойствами зависимости друг от друга.

Следует отметить, что в Типовом положении об образовательном учреждении высшего профессионального образования вышеуказанная коллизия отсутствует: в п. 18 положения подчеркивается, что структурное подразделение высшего учебного заведения не является юридическим лицом.

Представительство представляет по месту своего нахождения интересы вуза в области образовательной, научной и иной деятельности; организует и проводит рекламно-информационную деятельность в целях пропаганды достижений вуза в области образования, науки и культуры; осуществляет разъяснительную работу по привлечению поступающих в вуз, знакомит их с реализуемыми вузом образовательными программами, с правилами приема и другими документами, регламентирующими организацию учебного процесса; организует и проводит маркетинговые исследования в области образовательных услуг с целью выявления будущих поступающих; проводит работу по укреплению деловых связей с будущими работодателями выпускников вуза; устанавливает и поддерживает контакты с выпускниками вуза; участвует в организации выставок, конференций и других мероприятий, проводимых вузом, защищает интересы вуза (п. 10 Примерного положения о представительстве высшего учебного заведения, подведомственного Министерству образования Российской Федерации 149 ). Данные полномочия представительства не противоречат ст. 55 ГК РФ. Однако в п. 11 Примерного положения о представительстве закреплено, что в целях оказания помощи студентам, обучающимся по заочной форме обучения, в освоении образовательных программ непосредственно по месту их жительства и работы с согласия органа управления образованием субъекта Российской Федерации и органа местного самоуправления, на территории которого находится представительство, высшее учебное заведение вправе осуществлять консультации, текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающихся путем привлечения штатных научно-педагогических работников вуза, используя учебно-методическую базу представительства. Таким образом, пункт 11 Положения находится в явном противоречии со ст. 55 ГК РФ, так как согласно данной статье представительство не вправе осуществлять основные функции юридического лица. В нашем случае, – образовательную деятельность. В то же время, представляется, что в целях оказания помощи обучающимся, проживающим не по месту нахождения вуза, отдельные виды деятельности образовательного процесса (например, консультации) профессорско-преподавательский состав вуза мог бы осуществлять и в представительстве. Однако в этом случае оно должно быть подвергнуто проверке на предмет установления соответствия условий осуществления образовательного процесса государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся и т.д. И, более того, редакция п. 1 ст. 55 ГК РФ должна быть изменена.

В отличие от филиала представительство создается и ликвидируется приказом ректора вуза на основании решения ученого совета по согласованию с Министерством образования и науки РФ, органом исполнительной власти субъекта РФ и органом местного самоуправления по месту нахождения представительства (п. 2 Примерного положения о представительстве).

Согласно Рекомендациям по созданию университетских комплексов целями их создания является повышение эффективности и качества образовательного процесса; обеспечение адаптации образовательных учреждений и их выпускников к социальным, экономическим и культурным запросам общества и изменениям рынка труда; вовлечение в образовательный, научный и инновационный процессы профессорско-преподавательского состава, научных работников, докторантов и обучающихся; повышение эффективности использования интеллектуальных, материальных и информационных ресурсов при подготовке специалистов и проведении научных исследований по приоритетным направлениям развития образования, науки, культуры, техники и социальной сферы; создание условий и возможностей для реализации крупных программ и проектов образовательного, экономического, социального и технологического характера, активизация научных исследований и инновационной деятельности; повышение роли университетов (академий) в социально-экономическом, технологическом, образовательном и культурном развитии общества.

Нам, в свою очередь, представляется, что университетский комплекс является совершенно новым видом высшего учебного заведения, который по неизвестным причинам не закреплен в ст. 9 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании. Данный вывод основывается на том, что в рамках университетского комплекса реализуются образовательные программы различных уровней, в отличие от университета и академии. В связи с этим в отношении него должны быть предусмотрены иные показатели лицензирования, аккредитации и аттестации (материально-техническая база влившихся общепрофессиональных, средних специальных профессиональных заведений и т.д., качественный уровень их профессорско-преподавательского состава значительно ниже чем у университетов и академий); цели, задачи создания университетского комплекса отличны от целей и задач университета и академии. В силу изложенного необходимо, на наш взгляд, внести соответствующие изменения в ст. 9 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании и п. 12 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования.

В настоящее время эксперимент по разработке моделей и механизмов создания и функционирования университетских комплексов продолжается. В ходе эксперимента уточняются модель университетского комплекса с единым юридическим лицом; модель университетского комплекса в виде ассоциации юридических лиц; модель в виде учебно-научно-инновационного университетского комплекса. При этом создано 4 университетских комплекса путем реорганизации 7 образовательных учреждений Министерства образования и науки России:

– Братского государственного технического университета Министерства образования и науки России и Братского педагогического колледжа № 2 Главного управления общего и профессионального образования администрации Иркутской области;

– Томского государственного архитектурно-строительного университета Министерства образования и науки России и Томского техникума геодезии и картографии Министерства образования и науки России;

– Тюменского государственного нефтегазового университета Министерства образования и науки России и Тюменского машиностроительного техникума Министерства образования и науки России;

Из приведенного перечня университетских комплексов видно, что они образованы либо путем объединения учреждений высшего и среднего специального профессионального образования, либо – учреждений высшего профессионального образования и федерального государственного унитарного предприятия. Последний вариант университетского комплекса не вписывается в понятие комплекса, приведенное в п. 12 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования. Однако, одним из принципов создания университетских комплексов, как следует из Рекомендаций по созданию университетских комплексов, является единство учебного, научного и инновационного процессов. Инновационный же процесс только тогда может успешно протекать, когда для этого созданы соответствующие организационные, материально-технические и т.д. возможности. Такими возможностями, как правило, располагает коммерческая структура. В то же время объединять вуз и коммерческие структуры в рамках университетского комплекса было бы, на наш взгляд, неверным решением, так как это может увести вуз от решения основной задачи. Целесообразнее было бы в данной ситуации вузу выступать в качестве учредителя такой структуры.

Представляется, что посредством университетских комплексов высшая школа быстрее могла бы органично вписаться в рамки Болонского процесса, который предусматривает переход высшего образования на двухуровневую систему обучения. В рамках университетского комплекса легче было бы согласовывать учебные планы НПО, СПО и ВПО. В настоящее время преемственные учебные планы рассматривает каждое ведомство разрозненно, между собой они не согласованы. В стенах университетского комплекса у обучающихся закономерно должна возникнуть реальная возможность получения непрерывного образования и получения льгот для перехода на следующий более высокий уровень образования. Однако действующее законодательство упускает такую возможность, что не способствует интегрированию образовательных учреждений в университетский комплекс.

Сложной задачей, связанной с созданием университетских комплексов, является проблема их финансирования. Финансирование образовательной и научной деятельности комплексов должно осуществляться за счет средств федерального бюджета в соответствии с государственными заданиями на подготовку специалистов, переподготовку и повышение квалификации работников. Однако в состав университетских комплексов могут входить и негосударственные некоммерческие организации. Войдя в состав комплексов в результате реорганизации в форме присоединения, они утрачивают свою самостоятельность, а их учредители утрачивают права, вытекающие из учредительства. Готовы ли пойти они на отказ от своих прав?

К проблемам данного свойства относится и следующее. В состав университетского комплекса могут войти образовательные учреждения, финансируемые за счет средств бюджета субъектов РФ или средств местного бюджета. После вхождения в комплекс все они должны финансироваться за счет средств федерального бюджета. Федеральное же финансирование выделяется вузу в целом с разбивкой по кодам экономической деятельности, то есть по направлениям расходования денежных средств, без разбивки на структурные подразделения вуза. В связи с этим сложно определить, какая сумма должна быть направлена на развитие той или иной структурной составляющей университетского комплекса. Кроме того, структурному подразделению будет весьма сложно бороться за выделение средств головной структурой комплекса.

Вышеуказанные проблемы создания и функционирования университетских комплексов доказывают необходимость принятия Положения об университетских комплексах, в котором были бы закреплены вопросы создания, прекращения, материальной базы, финансов, ответственности участников и т.д.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *