Философский камень что это такое в алхимии
Что такое философский камень?
Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание ученных и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные ученные искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:
Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:
Из чего состоит философский камень?
В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:
Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные ученные приписывали свойства ребиса.
Существует ли философский камень на самом деле?
Для чего алхимики пытались найти философский камень?
Где находится философский камень?
Многие исторические источники, утверждая, что ребис все-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что все-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.
Что такое философский камень?
Старинная легенда про философский камень во все времена будоражила сознание учённых и простых смертных. По легендам и преданиям этот загадочный материал обладает невероятными свойствами. В разные времена разные учённые искали подтверждения тому, что философский камень существует на самом деле. У него много имен и разные источники называют его по-своему. Так, он может быть назван:
Популярности этому веществу в древней мифологии могут позавидовать даже Боги. Ему принадлежат все главные для человека мифические чудеса, философский камень:
Из чего состоит философский камень?
В разных источниках присутствует информация о том, что делает философский камень таким особенным. Точно известно лишь то, что в его составе обязательно присутствует три главных компонента:
Все эксперименты один за другим терпели грандиозный провал. Созданные экспериментальные вещества не обладали силами, способными превращать железо в драгоценный металл, они не имели власти даровать исцеление больным или молодость старикам. В один период исторического прошлого камень философов стал причиной многих мучительных смертей. Короли разных стран в погоне за созданием этого камня, ставили эксперименты на живых людях, подвергая их отравлениям разного рода эликсирами, которым придворные учённые приписывали свойства ребиса.
Существует ли философский камень на самом деле?
Для чего алхимики пытались найти философский камень?
Где находится философский камень?
Многие исторические источники, утверждая, что ребис всё-таки был создан, не указывают на то, где найти философский камень. Если брать за исходную информацию тот факт, что философский камень был создан, ему положено стать великим достижением или великой исторической ценностью, а это будет означать, что затеряться такая находка не могла. Если нет официальных данных о том, что ребис был создан, остановимся на том, что всё-таки тайну мистического философского камня (пятого элемента природы) не сумели разгадать и до наших дней и вряд ли сумеют разгадать в будущем.
Источник: http://womanadvice.ru/filosofskiy-kamen-chto-eto-takoe-v-alhimii-i-gde-ego-nayti
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Философский Камень
Философский Камень — в алхимии таинственная субстанция, позволяющая осуществлять превращение неблагородных металлов в золото или серебро. О философском камне говорят, что он ускоряет естественный процесс эволюции, в ходе которой минералы и неблагородные металлы постепенно изменяются и достигают высшего, более чистого состояния.
Впервые этот камень был упомянут египетским алхимиком Зосимой (ок 250 — 300), который представлял его как «камень, не являющийся камнем». Философский Камень никогда не был охарактеризован непосредственно, он имеет сотни именований и различных описаний: эликсир, тинктура, кристаллы, порошок, ляпис и т.д. Это одновременно и начало, первичная материя, и окончание Великого Деяния.
Содержание
Рецепт изготовления камня
В алхимической литературе было предложено множество рецептов и формул изготовления камня; некоторые из них скрывались за сложнейшими символическими описаниями или изображениями. Предполагают, что один из наиболее известных рецептов принадлежит Марии Пророчице, которую считают одним из ранних алхимических адептов эллинистического Египта. Ее указания состоят в следующем:
«Переверни природу, и найдешь то, что ищешь. Существуют два сочетания: одно обращено к действию убеления, другое — к окрашиванию в желтый цвет; одно осуществляется тритурацией (измельчение в порошок, перемалывание), другое — обжигом (приведение к ломкому состоянию). Одно превращают в порошок священным образом, в простоте, лишь в святом доме, где имеют место растворение и осаждение. Смешай воедино. мужское и женское, и найдешь то, что ищешь. Не тревожься о том, пойдет ли процесс горения. Эти два сочетания называют множеством имен, как то: слезная вода, нетленная святая вода, уксусная вода, вода кислоты морской соли, вода касторового масла, хрена или бальзама. Также именуют его молоком женщины, родившей сына, молоком черной коровы, мочой теленка, или овцы, или осла, раствором негашеной извести, мрамором, винным камнем, сандараком (мышьяковая руда, сульфид мышьяка), сланцевыми квасцами, селитрой, молоком ослицы, козла, золой извести, раствором золы, меда и оксимели (смесь меда и уксуса), цветами лопуха, сапфиром и т.д. Сосуды или инструменты, предназначенные для этих сочетаний, должны быть стеклянными. Остерегайся перемешивать смесь рукой, ибо ртуть смертельно опасна, ведь золото, обнаруженное там, разложилось».
Философскому Камню приписывают огромную мощь и помимо способности превращения металлов; его считают универсальным лекарством, которое может улучшить здоровье, продлить жизнь, даже позволяет некоторым адептам обрести бессмертие.
Изображение в алхимии
В алхимическом искусстве камень порой изображают в виде Гермафродита, результата слияния противоположностей, олицетворяемых королем и королевой. Красочное описание камня представлено в сочинении немецкого философа-мистика Генриха Кунрата «Амфитеатр вечной мудрости», опубликованном в 1602 г.:
«Ты увидишь камень философов (короля нашего) идущим вперед от своих покоев, зеркальной своей гробницы, в прославляемом теле своем, подобно царю царей, от трона своего к театру мира. Это, если дозволено будет так сказать, упорядоченный и более совершенный сияющий карбункул, само сдержанное великолепие, самые тонкие и очищенные части которого едины и неделимы, в согласованной смеси, в наивысшем степени равны; прозрачны, как кристалл, плотны и тяжеловесны, легкоплавки, как смола или воск пред испарением ртути, однако без дыма; проникающие в твердые тела и проходящие сквозь них, как масло сквозь бумагу растворимые в любой жидкости и смешиваемые с ней; ломкие, как стекло в шафранном порошке, но всей массой сверкающие красным, подобно рубину (краснота которого — знак совершенной фиксации и фиксированного совершенства); постоянно окрашиваясь и оттеняясь, зафиксированные на всех этапах процесса, но при испытании горящей серой и поглощающими водами и при самом неистовом испытании огнем, всегда невоспламеняемые и постоянные, как саламандра».
Духовная значимость и сила
С XIIIв. камень начинает приобретать духовную значимость; добыть его может лишь алхимик, следующий принципам отречения и очищения. Бенедиктинский монах Василий Валентин, называвший камень «Всё во всём», отмечал в произведении «О великом камне древних мудрецов»:
«Теперь позволь мне рассказать тебе, что, хотя многие заняты поисками этого камня, находят его лишь немногие. Ибо Господь никогда не имел намерения, чтобы стал камень общеизвестен. Его следует скорее расценивать как заслуженный дар его, хранимый для избранных, любящих истину и ненавидящих ложь, днем и ночью честно изучающих наше искусство, чьи сердца обращены к Богу с непритворной любовью».
Добыть Философский Камень равнозначно полному познанию Бога и мистическому единению. Трансмутация обычных металлов в золото в алхимическом горне уподобляется очищению и сожжению человеческих грехов и несовершенств в костре любви к Богу.
К началу эпохи Возрождения Философский Камень означал силу, стоящую за эволюцией жизни, и всеобщую связующую силу единства. Он олицетворял также чистоту и святость высшего царства чистой мысли и альтруистического существования. Искупительная сила камня привела к тому, что его стали ассоциировать с Иисусом Христом. Карл Густав Юнг подчеркивал значимость этой связи в своих алхимических трудах. Изображение Христа как камень упоминается в работах Зосимы и характерно для трудов Якоба Беме, Раймунда Луллия, Генриха Кунрата и др.
Наиболее значимые наименования
Наиболее распространенные именования камня — ляпис, эликсир, эликсир жизни и тинктура. Далее приводятся некоторые именования Философского Камня, собранные Уильямом Грэтэколлом и опубликованные в 1652 г. в Лондоне: «Золото, соль, солнце, медь философов, тело магнезии, чистое тело, свободный от примесей, фермент эликсира, мужчина, плотное живое серебро, сера несгораемая. Сера красная, неизменный, красный камень, кибрик, человек, медный купорос, локеная медь, красная земля; вода, дистиллированная из этих предметов, называлась философской; хвост дракона, чистый ветер, воздух, жизнь, молния, дом, полуденный свет, молоко девственницы, аммонийная соль, нитратная соль, ветер живота, белый газ, красная вода серы, винный камень, шафран, вода, белый сплав, вонючая вода, засорение мертвой крови, живое серебро. Перегонный куб, сосуд философов, высокий мужчина со шлемом, живот человека в середине, но в конце именуется ноги, или на каких ногах, или земля обожженная, обжаренная, затвердевшая, дистиллированная, успокоенная; тень Солнца, мертвое тело, венец над облаком, ладья морская. Магнезия, чернь. Дракон, пожирающий свой хвост, отбросы желудка, земля, найденная на гниющей навозной куче либо в навозе лошади, или в мягком пламени. Сера, ртуть, второй номер, один по существу, имя, во имя, камень, тело, Дух и Душа. Его называют землей, огнем, воздухом, всеми вещами, потому что он содержит в себе четыре элемента; зовется он человеком или зверем, имеющим душу, жизнь, тело и дух, все же некоторые философы не считают его одушевленным.
Но поскольку это камень, называется он водой серы, водой мира, плевком Луны, тенью Солнца, денне. Солнцем, белым Джейром, рыбьими глазами, Бейа, серой, вкусом вина, водой, молоком, уксусом жизни, слезами, водой радости. Мочой, светом света, чудесным отцом, отцом минералов, плодоносным деревом, живым духом, беглым слугой, эгрегором земли, ядом, сильнейшим уксусом, белой смолой, вечной водой, женщиной, женским началом, вещью по низкой цене. Азотом, менструальной кровью, серным колчеданом, природным азотом, водой — первоматерией, началом всего мира а также, заметь: живым серебром, Меркурием, азотом, полной Луной, ипостасью, белым свинцом, нашей медью, нашей водой. Железом, серебром, известью, белизной. Юпитером, белой киноварью, — это в разное время и на разных стадиях деяния. Заметь также, что философское омовение состоит в том, чтобы вернуть целостную душу в тело, хотя в данный момент ты можешь не понимать этого. Обычное белое промывание лучше всего производить с уксусом и солью и тому подобным. Также следует заметить, что при возникновении черноты процесс называется освобождением мужчины и женщины друг от друга и что тело обретает душу, что выражается в том, что душа проливает слезы над телом, а тело возобновляет деятельность души и духа, и посредством природы возрождается орел. Заметь также, что все предметы: белая земля, белая сера, белый дым. Серебристый пигмент, магнезия и этель (благородный) — означают одно и то же.
Также называют камень хаосом, драконом, змеем, жабой, зеленым львом, квинтэссенцией, нашим лунным камнем, хамелеоном, чернейшим черным, чернее черного, млеком девы, радикальным увлажнением, маслянистой жидкостью, напитком, семенем, хлоридом аммония (нашатырем), нашей серой, каменным маслом, душой, василиском. Гадюкой, секундином. Кровью, спермой, волосами, уриной, отравой, водой мудрецов, минеральной водой, сурьмой, дурнопахнущей менструальной кровью, свинцом философов, Солнцем, ртутью, нашим золотом, Луной, птицею, нашим призраком, серокоричнеюй солью, испанскими квасцами, сотрясатель, росой небесной благодати, пахучим духом, бурой, телесной ртутью, вином, сухой водой, металлической водой, яйцом, древней водой, постоянством, птицей Гермеса, нижним миром. Камфорой, живой водой, серебристым сиянием, желтизной тела, и именования эти можно перечислять до бесконечности — покуда есть желание».
История философского камня: что это такое, для чего его искали алхимики, как выглядит и где можно его найти?
Превратить свинец в золото – возможно ли это? Средневековые алхимики были уверены, что у них получится это сделать, стоит только найти философский камень – таинственную субстанцию, способную облагораживать простые металлы. Что же это за волшебное вещество, удалось ли кому-то из алхимиков или современных ученых его отыскать и существует ли оно на самом деле?
Описание философского камня
Философский камень – что же это и какой на вид этот магический элемент? Найти описание непосредственно философского камня, того, как он выглядит, является ли твердым веществом или жидкостью, сложно. Упоминаний о нем как о камне мало, чаще всего его представляют в виде порошка или эликсира. Некоторые источники описывают его в виде красного, оранжевого или желтого полупрозрачного камня. Если камень еще не дозрел, то он белого цвета и способен превращать неблагородные металлы в серебро. Его вес больше, чем у золота, он растворяется в любой жидкости, но не горит в огне.
Средневековая философия и алхимия были пронизаны символизмом. Каждому веществу или явлению соответствовал магический символ. Так, в качестве символа философского камня чаще всего выступали:
Упоминания о волшебном камне
Первые сведения о магическом веществе, способном преобразовывать металлы, относятся к 300 г. до н. э. Древние греки называли этот элемент первичной материей и считали, что из него произошли остальные 4 элемента: вода, воздух, огонь и земля. Описание первоматерии содержится в трудах Платона и Зосима из Панополиса.
Немецкий монах Рогерус, живший в VII в., писал в своем философском трактате «Различные ремесла», как получают магическую субстанцию. Основной ингредиент – василиски, которые вылупились из яиц, снесенных старым петухом. Василисков сжигают, а их пепел смешивают с кровью рыжего юноши. Эту субстанцию растворяют в винном уксусе – и волшебный камень готов!
Волшебный камень пытались найти не только европейские, но и восточные алхимики. В VIII в. Джабир ибн Хайян предположил, что любой металл – это сочетание четырех основных элементов. Чтобы превратить один металл в другой, нужно всего лишь изменить пропорцию этих элементов. Он уверял, что у него получилось создать красный порошок, который способен вызвать такую трансмутацию, и назвал его «аль-иксира». От этого арабского слова произошло название «эликсир». Знаменитый ученый Авиценна раскритиковал предположение о возможности преобразования одних металлов в другие.
Несмотря на то, что к алхимикам в средневековье относились неоднозначно, многих из них обвиняли в колдовстве и связи с потусторонними силами, даже монахи увлекались мистической «химией» и пытались создать философский камень. В XIII в. немецкий монах Святой Альберт Великий в своих трудах пишет, что ему удалось понаблюдать за созданием магического вещества. Также утверждают, что ему самому удалось создать эликсир.
Иллюстрация из книги-инструкции Mutus Liber
Французский алхимик Николас Фламель в XIV веке написал абстрактную и очень непонятную инструкцию о том, как создать волшебный порошок – «Mutus Liber». Эта книга не содержит ни оного пояснения, лишь гравюры, по которым сложно что-либо понять. По легенде, он и его супруга Пернелла создали таинственное вещество и обрели бессмертие.
Английский алхимик Джордж Рипли в XV в. создал «Книгу двенадцати врат», где описал свой способ получения волшебного эликсира. В его рецепте основным веществом является бром, который, по его мнению, и является первоматерией.
Что делает артефакт и для чего его пытались найти или создать алхимики?
Зачем же алхимики на протяжении столетий искали загадочный магический эликсир? Основное свойство волшебного вещества – это трансмутация металлов, в результате которой неблагородные металлы, например свинец или олово, превращаются в золото.
Неужели основной целью была всего лишь нажива? Среди средневековых химиков были благородные, знатные люди, дворяне и врачи, для них обогащение стояло не на первом месте. Однако нельзя отрицать, что были и те, кто таким образом пытался разбогатеть.
Одно из основных свойств философского камня – излечение от всех болезней, именно это делает его таким желанным для средневековых философов. Он являлся универсальным лекарством, которое исцеляло бы от любых недугов, возвращало жизненные силы и молодость, а также даровало бессмертие. Для этого из волшебного порошка следовало приготовить золотой напиток и пить его, чтобы постоянно поддерживать молодость и здоровье.
Другие возможности эликсира:
Существует ли камень на самом деле?
Удалось ли кому-то из средневековых алхимиков создать философский камень? Есть много упоминаний об успешном завершении алхимических опытов. Тех, кто смог создать волшебный эликсир, называли адептами, среди них были и женщины:
То, что не удалось сделать средневековым алхимикам, получилось у ученых ХХ века. Трансмутация обычных металлов в золото все-таки возможна, но только в результате ядерной реакции. В 1941-м г. ученые в лаборатории ядерной физики бомбардировали потоком нейтронов ядра ртути. В результате этих экспериментов образовались нестабильные изотопы золота с массовыми числами 198, 199 и 200, массовое число натурального золота – 197. Из 100 мг ртути получилось 35 мкг благородного металла.
Подобное открытие вызвало ажиотаж в мировой прессе – неужели теперь можно создавать искусственное золото?! Ликование длилось недолго, мечты алхимиков о преобразовании металлов в драгоценность остались мечтами и в ХХ в. Испуская бета-лучи, полученное золото через несколько часов превратилось в обычную ртуть.
Философский камень
Философский камень (лат. lapis philosophorum ), он же магистерий, ребис, эликсир философов, жизненный эликсир, красная тинктура, великий эликсир, «пятый элемент», — в описаниях средневековых алхимиков некий реактив, необходимый для успешного осуществления превращения (трансмутации) металлов в золото, а также для создания эликсира жизни.
Содержание
Алхимическая символика
В алхимических трактатах символом философского камня часто выступает змей Уроборос, пожирающий свой хвост. Другим символом эликсира является ребис — гермафродит, появляющийся в результате соединения «короля» (философской серы) и «королевы» (философской ртути) в алхимический брак. Также символом философского камня является лев, глотающий солнце.
Описание
Одной из главных задач алхимиков было приготовление двух таинственных веществ, с помощью которых можно было бы достигнуть столь желанного облагораживания (усовершенствования) металлов. Наиболее важный из этих двух препаратов, который должен был обладать свойством превращать в золото не только серебро, но и неблагородные (несовершенные) металлы, как например свинец, олово и другие, носил название философского камня, великого эликсира или магистериума, а также именовался красной тинктурой, панацеей жизни и жизненным эликсиром.
Этому средству приписывалась могучая сила: оно должно было не только облагораживать металлы, но и служить универсальным лекарством; раствор его, в известной степени разведённый, так называемый золотой напиток (aurum potabile) (также питьевое золото), принятый внутрь в малых дозах, должен был исцелять все болезни, молодить старое тело и делать жизнь более продолжительной.
Другое таинственное средство, уже второстепенное по своим свойствам, носившее название белого льва, белой тинктуры или малого магистериума, ограничивалось способностью превращать в серебро все неблагородные металлы.
Истинные алхимики не стремились к получению золота, оно было лишь инструментом, а не целью (тем не менее, Данте в своей Божественной комедии определил место алхимиков, как и фальшивомонетчиков, в аду, а если точнее, в круге восьмом, рве десятом). Целью для них был сам философский камень. И духовное освобождение, превознесение, дарующиеся тому, кто им обладает — абсолютная свобода (надо отметить, что камень, по большому счёту, и не камень вовсе, чаще его представляют как порошок, либо раствор порошка — тот самый эликсир жизни).
Хотя большинство людей и считает философский камень выдумкой, всё же в XX веке трансмутация была проведена — золото нередко получается из других элементов в процессе работы ядерного реактора. Оно получается в ничтожных концентрациях, дорогим для извлечения и отрицательно влияет на работу самого реактора. Универсальным лекарством такой «магистериум» тем более не служит.
Способ получения
В своём труде «Различные ремёсла» монах Теофиль, настоящее имя которого Рогерус, живший в VII веке на севере Германии, объясняет, как алхимики получают испанское золото, исключительно мягкое и легко поддающееся обработке. Прежде всего, следует вырастить василисков, рептилий, выводящихся из яиц, снесённых старым петухом. «Под землёй у них [алхимиков] комната, пол, потолок и стены которой выложены камнем, с двумя маленькими окошками, такими узкими, что через них вряд ли что-то можно увидеть. Они помещают туда старых петухов, лет двенадцати—пятнадцати, и дают им вдоволь корма. Когда те разжиреют, то из-за внутреннего жара в теле начинают спариваться и откладывать яйца. Потом петухов убирают, а для высиживания яиц используют жаб. Их кормят хлебом и иной пищей. Из созревших яиц вылупливаются петушки, похожие на обычных, но через 7 дней у них вырастают змеиные хвосты; если бы не каменные полы, они тот час бы ушли под землю. Чтобы не допустить этого, у тех, кто их выращивает, есть большие круглые медные горшки, которые закрываются крышками и по всей поверхности пробиты дырки; цыплят сажают туда, закрывают отверстия медными крышками и зарывают горшки в землю;шесть месяцев цыплята питаются землей, которая набивается сквозь дырки. Затем крышки снимают и разжигают большой огонь, чтобы животные полностью сгорели. Когда все остынет, содержимое достают и размельчают, добавив туда на треть крови рыжего мужчины; когда кровь засохнет, ее надо растереть. Эти два ингредиента разводят крепким винным уксусом в чистом сосуде. Затем берут очень тонкие пластинки очищенной красной меди, на каждый конец накладывают тонкий слой этого состава и ставят на огонь. Когда они раскалятся добела, их достают, остужают и смывают в том же составе, пока вся медь с двух концов пластинки не будет поглощена составом, который от этого разбухнет и приобретет цвет золота. Это и есть золото, которое годится для многообразного применения».
Mutus Liber
Николас Фламель жил во Франции в четырнадцатом веке и, как считается, узнал, как делать философский камень. Есть упоминания о нём (и о том, как его видели) на протяжении веков, так как предполагается, что он обрёл бессмертие. Он и его жена Перенелла посвятили свою жизнь созданию «вечного эликсира».
«…Я [Н. Фламель] видел во сне ангелов, спускающихся ко мне, спящему в поле, по небесной лестнице. Они даровали мне книгу, в которой содержится ключ к Деланью…»
Не придав этому сну значения, Фламель некоторое время спустя покупает у незнакомца книгу Авраама Еврея, которая являлась своеобразной инструкцией к изготовлению философского камня. Алхимик оставляет потомкам абстрактную инструкцию «Mutus Liber» (Немая книга), которая не содержит ни единого слова и полностью состоит из гравюр, отображающих различные степени создания эликсира.
Великий Гримуар
Рецепт получения философского камня. «Великий Гримуар».
Глава «Секреты магического искусства» Возьмите горшок свежей земли, добавьте туда фунт красной меди и полстакана холодной воды, и всё это прокипятите в течение получаса. После чего добавьте к составу три унции окиси меди и прокипятите один час; затем добавьте две с половиной унции мышьяка и прокипятите ещё один час. После этого добавьте три унции хорошо размельчённой дубовой коры и оставьте кипеть полчаса; добавьте в горшок унцию розовой воды, прокипятите двенадцать минут. Затем добавьте три унции сажи и кипятите до тех пор, пока состав не окажется готов. Чтобы узнать, сварен ли он до конца, надо опустить в него гвоздь: если состав действует на гвоздь, снимайте с огня. Этот состав позволит вам добыть полтора фунта золота; если же не действует, это — признак того, что состав недоварен. Жидкостью можно пользоваться четыре раза. По составу можно выложить 4 экю.
По Джорджу Рипли
Английский алхимик Джордж Рипли (XV век) в «Книге двенадцати врат» предложил такой способ получения философского камня [2] :