Фин модель что это

КАК СОСТАВИТЬ ФИНАНСОВУЮ МОДЕЛЬ: ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

За свою жизнь я преподавал финансовый менеджмент в Петрозаводском госуниверситете, строил систему бюджетирования и модели реорганизации на основе финансовых моделей энергокомпаний в РАО «ЕЭС», анализировал множество финансовых моделей, выносившихся на Инвестиционный комитет «РОСНАНО» и построил систему моделирования самого «РОСНАНО» на основе постоянного фин.мониторинга проинвестированных компаний, проанализировал более сотни финмоделей как «бизнес-ангел» и делал финансовые модели для десятка компаний из моего портфеля, привлекавших дополнительные инвестиции. В этой статье мне хотелось бы поделиться опытом составления финансовых моделей – в основном в инвестиционном контексте, но имеющих и вполне «операционное» применение. Надеюсь, эти рекомендации позволят сэкономить время как предпринимателям, составляющим финансовые модели не так регулярно, так и инвесторам, которые потом регулярно их рассматривают.

Составление финансовой модели – довольно трудоемкий процесс, и очень часто у предпринимателей встает вопрос, насколько стоит вкладываться в ее разработку и формализацию, ведь все основные показатели и так всегда у него в голове, а ситуация в стартапе, да и «обычном» малом бизнесе зачастую меняется очень часто и быстро. Неопределенность высока, и для стартапов ранних стадий или бизнесов в динамичной обстановке составление финансовой модели может напоминать «гадание на кофейной гуще» в связи с недостатком объективной информации по многим показателям, необходимым для формирования финансовой модели.

Тем не менее, как уже отмечалось многими инвесторами, формирование финмодели имеет смысл:

Вообще говоря, полная финансовая модель компании описывается тремя «подмоделями» / бюджетами: бюджетом движения денежных средств (БДДС; «кэш-флоу», от англ. cash flow), бюджетом по начислениям (прибыли и убытки, profit andloss (P&L)) и балансом активов и обязательств (balance sheet).

Наиболее часто делают бюджет движения денежных средств, зачастую именно его и называют финансовой моделью в узком понимании. Это связано с тем, что БДДС наиболее понятен, его можно реально увидеть в движении по счетам и кассе компании. Кэш-флоу в основном используется для прогнозирования ликвидности, чтобы понимать, достаточно ли в каждый прогнозный период у компании средств, чтобы оплатить необходимые расходы – зарплаты, аренду, налоги, платежи различным поставщикам. Второй важной задачей, решаемой БДДС, является формирование итогового денежного потока по компании, который используется для расчета основных показателей эффективности инвестиций, таких как IRR и NPV (см. конец данной статьи).

В отличие от бюджета движения денежных средств, бюджет прибылей и убытков (еще его называют бюджетом по начислениям) формируется не на дату получения или осуществления какого-либо платежа, а на дату появления либо исчезновения обязательств – ваших или перед вами. Например, при продаже своей продукции вы можете попросить аванс, или например взять деньги за подписку на ваш сервис на год вперед. Соответственно, в БДДС у вас появится приход (денег), а вот в P&L – нет, доход (выручка) возникнет только в момент, когда вы отдадите товар покупателю (в случае подписки, как правило, вы будете признавать в качестве выручки 1/12 годового платежа ежемесячно).

Основные расхождения между кэш-флоу и начислениями связаны как раз с разнесением потоков денежных средств и прав на них в разные периоды. Например, когда вы получаете аванс на выполнение работы или доступ к вашему сервису, или наоборот ждете 90 дней оплаты за поставленный вами товар. «Автоматически» данная ситуация возникает с зарплатой (которая начисляется, например, за январь, а выплачивается в феврале), налогами (которые рассчитываются и выплачиваются после истечения периода, за который они начисляются), амортизацией (покупка основных средств оплачивается одномоментно, а вот в расходы принимается только частично – пропорционально ожидаемому сроку использования данного актива). Таким образом, расхождение показателей кэш-флоу и начислениях, особенно у быстрорастущей фирмы, продающей SaaS по модели годовой подписки, может быть довольно существенным[1]. Задача бюджета прибылей и убытков – оценить эффективность работы фирмы, а не просто генерирование денежных средств: ведь компания может набрать авансов (продать подписок), премию продажникам обещать заплатить по итогам года, налоги тоже время платить придет только в следующем году, и может выглядеть, что у компании генерится (в моменте) хороший денежный поток, хотя по факту компания будет убыточной. Второй задачей бюджета прибылей и убытков является планирование налога на прибыль.

Разницы между CF и P&L, а также их итоговые строки (остаток денежных средств и прибыль/убыток) «уходят» в баланс, увеличивая или снижая дебиторскую и кредиторскую задолженность, а также размер кредитов, привлекаемых для покрытия кассовых разрывов. Баланс показывает, насколько устойчива компания краткосрочном и долгосрочном периоде, насколько и как быстро она может погасить свои обязательства и что после этого останется акционерам.

С практической точки зрения, на начальных этапах функционирования компании, если ее финансовая модель не подразумевает каких-то существенных отклонений между сроками платежа и реализации продукции (как в приведенном примере бизнес-модели подписки) и отсрочки существенных премиальных выплат сотрудникам, возможно обойтись только моделью движения денежных средств.

Тут все зависит от того, какую задачу вы ставите. Если спрогнозировать ликвидность – достаточно и года, если показать инвестору финансовую привлекательность вашего проекта – на срок его жизни / срок функционирования создаваемого в ходе его реализации актива. Если проект не предполагает четкого срока его реализации, то финансовую модель строят на срок до выхода проекта на стабильные показатели выручки (когда он заканчивает «опережающий» рост и начинает расти на уровне экономики в целом).

С точки зрения «единицы» прогнозного периода целесообразно, чтобы он был соизмерим с производственным циклом. Если срок от вливания средств в рекламу до закрытия сделок – неделя, и каждую неделю компания увеличивает обороты в полтора-два раза, то целесообразно прогнозный период разбить на недели. В большинстве случаев, впрочем, практичнее использовать в качестве периода моделирования месяц. Увеличение его до, например, квартала, в большинстве случаев не снизит трудоемкость и сложность модели, а увеличит ее, поскольку нужно будет обеспечить корректный перенос между кварталами переходящих частей зарплат и других регулярных платежей, особенно если они носят сезонный характер. Если период модели очень большой, то может быть целесообразно после двух-трех лет помесячной разбивки дальнейшую модель, когда показатели должны будут меняться с меньшей скоростью, сделать в годовом разрезе.

Спор о том, как правильнее делать финмодель – в постоянных ценах или с учетом инфляции – является одним из незавершенных в корпоративных финансах. В практическом смысле учет инфляции имеет смысл в случае большого кредитного плеча или больших рассрочек (опять же, модель годовой подписки) и существенной инфляции. За исключением этих специфических случаев считаю целесообразным делать модель в постоянных ценах. Во-первых, при росте затрат вследствие инфляции вы всегда сможете сопоставимо повысить цены (и это же сделают ваши конкуренты, поскольку инфляция действует на всех); а во-вторых, у малых компаний явно нет ресурса самостоятельно прогнозировать макроэкономические показатели, а брать их у того или иного эксперта не имеет практической пользы – насколько вы можете быть в них уверены?

В случае, если компания все-таки закладывает в модель существенную кредитную нагрузку, то можно в модели вместо номинальной ставки по кредиту использовать реальную (за вычетом текущей инфляции).

Также считаю нецелесообразным пытаться прогнозировать и закладывать в модель на разные периоды разные валютные курсы, по тем же причинам – вы сможете отыграть их изменения в ценах. Другой вопрос, что имея рублевую выручку, не стоит брать валютный кредит для снижения процентной ставки, поскольку это влечет реально большой финансовый риск. При этом целесообразно в явную заложить валютный курс, используемый в расчетах, в допущения, и использовать его для сценарного анализа – как изменятся показатели при росте доллара, например, на 10 рублей, и какие действия вы будете применять, чтобы нивелировать этот скачок.

Если по каким-то причинам вам все-таки нужно заложить динамику валютного курса, для ориентиров можно использовать стоимость фьючерсных контрактов на соответствующую валюту на соответствующий период на бирже.

Модель денежного потока принято разбивать на три раздела: операционный (притоки и расходы по основной деятельности, показывает, какой свободный денежный поток генерирует основной бизнес), инвестиционный (приобретение основных средств и других бизнесов и их продажа); финансовый (привлечение капитала и заемных средств, уплата процентов и погашение займов). Сумма приходов и платежей по каждому разделу дает соответственно операционный, инвестиционный и финансовый денежный поток. Операционный поток, как правило, должен быть положительным, чтобы обеспечивать инвестиционные потребности бизнеса и погашение долгов.

Инвестиционный поток, как правило, отрицателен, потребляющий денежные средства на развитие бизнеса. Поступления по инвестиционному раздела бывают очень редко – как правило, это продажа какого-то переставшего быть нужным оборудования. Но, например, в модели шеринга самокатов или проката последних моделей игровых приставок, продажи текущей модели после выхода новой могут быть системными.

Финансовый поток используется как для покрытия временных кассовых разрывов операционного, а также для обеспечения крупных инвестиционных потребностей, которые не могут быть обеспечены за счет текущего операционного потока.

Итогом (суммой всех трех денежных потоков) является (свободный) денежный поток. Свободный денежный поток нарастающим итогом равняется остатку денежных средств на конец соответствующего периода.

Перед тем, как начать непосредственно формировать вашу финмодель, имеет смысл пройтись по вашей бизнес-модели – из ее «подвала», доходов и расходов, строится скелет финансовой модели. Убедившись, что бизнес-модель актуальна, либо актуализировав ее, статьи основных доходов и расходов нужно разнести по соответствующим разделам финансовой модели. Далее с максимально возможной детальностью вносятся прочие, как правило постоянные, статьи расходов, такие как зарплаты высшего менеджмента, аренда офиса, страховые взносы (начисления на зарплату) и т.п.

Если ваша компания уже действующая, надо собрать данные за прошедшие периоды и внести их в модель – последний фактический период в ней будет «базовым», от которого будут рассчитываться прогнозные показатели на основе принятых допущений.

Допущения имеет смысл вынести на отдельный лист расчетного файла, чтобы было удобно менять их и анализировать последствия, для чего на этот же лист целесообразно продублировать результирующий денежный поток. С целью «читаемости» модели и снижения вероятности ошибок желательно все используемые данные явно выписывать в модели, а не «прятать» в формулах. Например, если вы хотите рассчитать количество производимых в месяц изделий, и предполагаете, что рабочий день составит 8 часов, в месяце будет 22 рабочих дня, в час один сборщик изготавливает 6 изделий, а сборщиков у вас трое, то лучше не вписывать числа в одну ячейку (=8*22*6*3), а выписать каждый показатель в отдельную строку и сделать формулу путем перемножения соответствующих ячеек. Кроме большей понятности и наглядности, это позволит гораздо легче менять модель в случае, если вы наймете четвертого сборщика или через год повысите производительность сборки до 8 изделий в час за счет эффекта обучения.

Следующим шагом будет прогнозирование (физического) объема продаж – сколько в штуках, граммах, подписках вы будете продавать в каждый из периодов. Это может быть как «ручной» прогноз, так и прирост к базовому периоду на некий коэффициент из допущений. При этом коэффициент этот не может быть одинаковым во все периоды: рост со временем будет затухать, пока не выйдет на уровень среднего роста по экономике. И в этот период объем продаж будет соответствовать вашей целевой доле рынка, что является одной из проверочных точек.

Умножив объем продаж на целевые цены (которые целесообразно заложить с некоторым постепенным снижением базовому периоду, по мере того как вы привлекаете все более широкий круг клиентов) и применив коэффициенты авансирования / отсрочек оплаты, вы получите поступления денежных средств по операционной деятельности.

Следующим шагом будет планирование расходов. В первую очередь нас интересуют переменные расходы, то есть те, которые связаны с объемом продаж – например, стоимость комплектующих для нашего изделия. Опять же, целесообразно эти расходы ставить не одной строкой, а разбить на основные составляющие с соответствующими нормами расхода (часть из этих составляющих может приобретаться за другие валюты, допущения по курсам которых мы ранее сделали). Величина переменных расходов на единицу, вероятно, также будет изменяться – с ростом объемов закупок поставщики вполне могут сделать скидку, в модель можно заложить соответствующие коэффициенты. А вот переменные расходы, связанные с маркетингом, скорее всего на единицу продаж будут возрастать, поскольку для обеспечения роста вам придется использовать все более дорогие / менее эффективные каналы. Не забываем, что поставщикам мы также платим авансом, а может быть, можем получить отсрочку платежа – соответствующие коэффициенты должны быть применены к расчету платежей по переменным затратам.

Разница между выручкой и переменными затратами (ценой и переменными затратами на единицу продукции – то, что сейчас принято называть «юнит-экономикой») образуют операционную маржу. Если она отрицательна, у бизнеса нет перспектив, если положительна – то при определенном объеме продаж она перекроет постоянные расходы и фирма выйдет в прибыль.

Финансовые модели иногда используют для анализа ассортимента – расчетов, продажи какого товара выгоднее нарастить при каких условиях (например, применении скидок), а какие вывести из оборота. В этом случае для определения доходности товара к объему переменных затрат нужно добавить прямые постоянные затраты, но только те, которые связаны исключительно с данным товаром и от которых фирма может отказаться при снятии товара (услуги) с производства. Использование различных методов распределения постоянных (накладных) затрат в данном случае неприемлемо, поскольку исказит вклад каждого товара в покрытие.

Итак, после расчета переменных затрат остается заполнить постоянные расходы (не зависящие от объема продаж), которые на самом деле являются условно-постоянными. Как правило, постоянные расходы после достижения компанией определенного размера начинают возрастать – компании требуется больший офис для размещения очередного сотрудника, дополнительный склад и т.п. Хорошим примером здесь являются сети – скажем, «дарк китчен». Освоив какой-то район, компания открывает новую точку в другом – при этом возникают новые расходы на аренду и обустройство соответствующего помещения, но они не зависят напрямую от объемов продаж этой новой точки. При этом часть постоянных расходов, например, зарплата СЕО и других топ-менеджеров, могут и не изменяться.

После внесения инвестиционных затрат (в данном случае, напомню, речь идет об основных фондах – различном оборудовании, а не о полном перечне затрат, на которые привлекаются инвестиции) базовая часть финансовой модели сформирована.

Сумма операционного и инвестиционного денежного потока определяет дефицит денежных средств по периодам – если остаток денежных средств на конец какого-либо периода по модели получается отрицательным, то необходимо поменять какие-либо допущения в модели (при том, что они все еще должны оставаться разумными) либо привлечь стороннее финансирование и отразить его в разделе финансового денежного потока. При этом не стоит «закрывать» любой кассовый разрыв краткосрочным кредитом – начинающая малая фирма его просто не получит. Если возникают разрывы на один-два периода, их необходимо компенсировать какими-то изменениями в операционной деятельности либо закладывать в привлекаемое стартовое финансирование. В любом случае, имеет смысл вести явный расчет размера (остатка) привлеченных заемных средств (в том числе для расчета уплачиваемых процентов), например, сразу после итогового денежного потока и остатка денежных средств.

Итак, модель собрана. Теперь начинается самое интересное – «игра» с различными допущениями, чтобы определить различные варианты действий и возможные риски.

Одним из самых распространенных является анализ чувствительности – когда каждое допущение изменяется на 1 или 10% и определяется результирующее изменение денежного потока / IRR / NPV. Чем больше изменение результирующего показателя, тем чувствительнее финансовая модель к данному фактору. Например, если при увеличении цены на 10% итоговый денежный поток вырос на 20%, а при снижении переменных издержек на 10% денежный поток вырос на 5%, то чувствительности модели к цене составляет 2, а к переменным издержкам – 0,5. Соответственно факторам, к которым наиболее чувствительна модель, надо уделять максимальное внимание при проработке бизнес-плана и последующем ведении бизнеса.

Поработав с анализом чувствительности, имеет смысл составить несколько сценариев: основной, пессимистический и реалистический объем продаж, скачок курсов валют, высокий «отвал» потребителей или резкое удорожание каналов привлечь, высокая доля неплатежей потребителей, которым дали отсрочку, задержка ввода в эксплуатацию объекта на полгода – год и другие, которые могут быть релевантны для вашего бизнеса.

Источник

Финансовая модель

Определение финансовой модели

Финансовая модель – представляет собой схему, показывающую экономическое состояние объекта или его элементы как по компании в целом, так и отдельно по отделам. Схема состоит из показателей на основании финансовых и нефинансовых данных. Главная цель финансовой модели – составлять прогноз состояния бизнеса и оценивать его изменения в пределах заданного периода.

Кроме финансовых, которые являются базовыми, схема может включать и натуральные показатели. Например, это могут быть объемы производства или реализации, нормы по расходованию полуфабрикатов и т.д.

Если ваш бизнес только в начале пути, то финансовое моделирование является важным инструментом планирования стартапа, позволяющим определить целесообразность запуска проекта и привлечения инвестиций, эффективность деятельности компании, правильность стратегии развития. Отсутствие экономической модели бизнеса чревато негативными последствиями разной степени тяжести — от неразумных и необоснованных затрат до полного провала идеи.

Финансовая модель демонстрирует текущее состояние компании и ожидаемый ход ее развития. Понятно, что будущее предсказать сложно. Но построение финансовой модели даст вам инструмент для понимания сильных и слабых сторон компании, способов оптимизации расходов и увеличения прибыли.

Функции финансовой модели

Главная функция финансовой модели – показывать максимально точные аналитические данные по различным ситуациям, которые так или иначе влияют на дальнейшее принятие управленческих решений.

Также к функциям финансовой модели можно отнести:

Финансовые модели применяются:

Разберем основные цели, для которых потребуется применить построение финансовой модели:

Важно понимать, что финансовая модель не позволит вам угадать будущее вашей компании. Она позволит понять бизнес-процессы и факторы, влияющие на его рост. Поскольку модель строится на гипотезах, ее требуется регулярно обновлять (при появлении фактических показателей продаж, выручки, затрат и так далее).

Виды финансовых моделей

Вариантов построения финансовых моделей несколько. На их наполненность влияют следующие факторы:

Большая часть может классифицироваться также на основании временных признаков, свойств моделируемых объектов, отраслей применения и т.п. Например, на рисунке ниже представлена классификация финансовых моделей, обусловленная назначением их использования.

Фин модель что это. Смотреть фото Фин модель что это. Смотреть картинку Фин модель что это. Картинка про Фин модель что это. Фото Фин модель что это

Кроме этого группировка может опираться на метод финансового анализа. В этом случае для каждой группы характерны индивидуальные способы для анализа бизнес-процессов предприятия. Чаще всего используются нормативные, предикативные и дескриптивные модели. На рисунке представлена финансовая модель, сгруппированная по финансовому анализу.

Фин модель что это. Смотреть фото Фин модель что это. Смотреть картинку Фин модель что это. Картинка про Фин модель что это. Фото Фин модель что это

Управленческий учет предприятия любого масштаба, на базе 1С:Предприятие 8

БИТ.ФИНАНС/Управленческий учет

Структура финансовой модели

Непосредственный процесс анализа бизнеса при построении финансовой модели осуществляется по трем направлениям деятельности:

Каждое из них описывает свои объекты анализа. Дополнительно модель может описывать и внешнее окружение экономического проекта. В комплексе эти элементы четко показывает текущее положение финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

На рисунке ниже представлена структура финансовой модели в укрупненном плане. Каждый элемент модели представлен набором объектов, являющихся предметом финансового анализа и моделирования.

Фин модель что это. Смотреть фото Фин модель что это. Смотреть картинку Фин модель что это. Картинка про Фин модель что это. Фото Фин модель что это

Элементы и объекты финансового анализа мы рассмотрим в таблице.

Элемент финансовой модели

Объемы и цены продаж, номенклатура, акцизы, наличие (отсутствия) НДС, экспортных пошлин и прочих налогов с продаж

Удельные затраты материалов и внешних услуг на производство товаров и услуг в разрезе номенклатуры товаров и услуг раздела «Продажи», наличие в них входящего НДСа и импортных пошлин

Штатная численность, размеры ФОТ, график работы, размеры налогов с ФОТ (мед. страхование, отчисление в ПФР и другие, если предусмотрено законодательством)

Нормативы дебиторской и кредиторской задолженности по поставщикам и покупателям, длительность производственного цикла (расчет незавершенного производства), объем оборотного капитала, необходимого для работы организации

Проценты по займам и кредитам

Проценты по полученным и выданным займам, которые отражаются в отчете о прибылях и убытках

Графики получения и возврата займов, как полученных, так и выданных; схемы финансирования деятельности (за счет собственного и заемного капитала или лизинга)

Общие параметры модели

Налоги, налоговые базы, ставки, способы распределения и получения налоговых платежей, например, региональный или федеральный бюджет (может понадобиться для подготовки бизнес-плана в государственные структуры, например, для получения субсидий)

Ставки инфляции, обменные курсы валют и прогноз их изменения

Расчеты стоимости денег во времени, используя ставки дисконтирования

Стартовое состояние бизнеса (баланс), если финансовая модель составляется для уже функционирующего бизнеса

Благодаря перечисленным функциям основных финансовых моделей можно выделить два направления работы с ними:

Модели этих двух плоскостей идентичны по структуре, отличаются лишь источниками получения информации.

Данные для построения: План продаж, План найма, План закупок, p&l, cf и пр.

Для рассмотрения плоскости планирования бизнес-процессов организации построение модели можно представить в виде взаимосвязи планов и бюджетов, которые описывают разные уровни планирования в зависимости от сроков. Каждый уровень имеет характерные особенности.

В таблице ниже показаны уровни планирования ФХД.

Постановка целей «надолго», исходя из внешних и внутренних возможностей и рисков

Отображение решений и инициатив предыдущего этапа в денежном и натуральном выражении. Укрупненный план без конкретики

Укрупненный план без конкретики с уточнением раз в год

Обеспечение ликвидности бизнеса.
План как четкий приказ к исполнению

План сводный, по продуктовым категориям с конкретизацией до номенклатуры

Квартал (иногда год)

Постановка четких задач сотрудникам

Четкие даты исполнения

Параметры выделения уровней:

В комплексной финансовой модели, которая представлена в виде иерархии уровней планирования, каждый сможет рассмотреть отдельную подсистему (модель).

В качестве инструментов для финансового моделирования можно использовать различные программные средства, которые используются для управленческой отчетности. Их также можно разделить на несколько уровней автоматизации. Это могут быть электронные таблицы или полноценные программные решения. Задача последних заключается в том, чтобы автоматизировать весь комплекс финансовых задач организации.

Программы для автоматизации построения финансовой модели

На сегодняшний день существует много программных продуктов, которые позволяют полностью автоматизировать процесс построения финансовых моделей. Они дают возможность формирования комплексных моделей, которые охватывают все уровни планирования, и позволяют гибко настраивать аналитические разрезы и степень детализации.

Помимо этого, они поддерживают механизмы сравнения плана и факта, обеспечивая балансировку бизнес-процессов для повышения их эффективности, а также позволяют производить оперативный контроль текущей ситуации посредством системы настраиваемых финансовых метрик, предоставляя данные для заинтересованных пользователей любого ранга.

Одним из флагманов таких комплексных решений является конфигурация «1С:ERP». Она содержит большой спектр функциональных возможностей для построения финансовых моделей различных уровней сложности. В таблице ниже мы рассмотрим схему уровней планирования и Монитора целевых показателей (МЦП) на базе «1С:ERP».

Не подлежит автоматизации

Блок «Бюджетирования» с консолидированными бюджетами без конкретизации по аналитикам

Блок «Бюджетирования» с консолидированными бюджетами без конкретизации по аналитикам и МЦП

Блок «Бюджетирования» и МЦП

МЦП и планы продаж по категориям и по номенклатуре, а также планы закупок, производства и сборки\разборки (блок «Планирование»)

Документы заказов клиента, поставщикам, производству, на перемещение, внутреннее потребление, сборку и разборку, а также ремонт

Каждый уровень в «1С:ERP» содержит свой собственный набор механизмов для построения финансовой модели. Стратегический, среднесрочный и краткосрочный уровни представлены возможностью формирования бюджетов различной степени детализации. Оперативные и операционные уровни представлены планам различной функциональности и документами заказов. Все эти элементы совместно позволяют создавать комплексные финансовые модели.

Помимо «1С:ERP» функционал для работы с финансовыми моделями содержится и в других решениях 1С.

В типовой конфигурации «1С:Управление торговлей» используется модель для ведения финансового управленческого учета на основании управленческого плана счетов, в основе которого поставлен учет торговой деятельности.

Кроме операций по оптовой, розничной и комиссионной торговле в типовой финансовой модели есть также учет:

В программе также реализованы операции по начислению и выдаче заработной платы. Благодаря этому можно оперативно получить полновесный баланс активов и пассивов организации и другие финансовые отчеты. Например:

В целом на рынке представлено много других программных продуктов, помогающих работать над построением финансовой модели. Кроме «1С:ERP» и «1С:Управление торговлей» на базе 1С можно использовать решения «1С:CRM» и «1С:Управление нашей фирмой».

Как построить финансовую модель – пример

Для работы с финансовой моделью разработаны несколько методик. Их принципы построения различаются в зависимости от того, какое направление движения выбрано в той или иной иерархии уровней планирования. Чтобы получить комплексную модель потребуется разработка системы взаимосвязанных моделей для всех уровней планирования от стратегического до операционного или наоборот.

Выделяют три варианта процесса построения модели:

Каждый из этих подходов имеет свои достоинства и недостатки. Рассмотрим их в таблице:

От создания стратегии до создания операционных планов

Низкая мотивация управленцев низших и средних уровней по целям

От создания операционных планов к созданию стратегии

Хорошая мотивация управленцев низших и средних уровней по целям

Планирование одновременно и от создания стратегии и от операционных планах на местах

Как мы видим, наиболее эффективным методом построения финансовой модели можно считать метод встречного направления. Этот метод более уравновешенный, при этом он исключает негативные стороны двух других. С его помощью можно получить рекомендации по части целей бизнеса и задать планируемые значения показателей.

Менеджеры нижнего и среднего звеньев составляют модели своих уровней, ориентируясь на цели, заданные топами. При этом подходе все уровни работают, исполнители понимают свои планы, поскольку участвуют в их составлении. Руководство понимает обоснованность всех показателей после итерации (снизу-вверх), и у него нет завышенных ожиданий.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *