Финансирование госконтрактов это что значит
Откуда берутся деньги на госзакупки и как правильно их тратить
Источник финансирования в закупках — это ключевой момент, который напрямую влияет на порядок организации и проведения контрактных процедур. Большинство заказчиков до сих пор путаются, по какому закону можно потратить деньги от грантов или субсидий. Давайте окончательно разберемся в вопросе.
Абсолютно все государственные компании, предприятия и учреждения обязаны проводить закупки в соответствии с действующим законодательством о контрактных системах. Исключений, увы, не предусмотрено. Получаешь бюджетное финансирование — трать деньги по установленным регламентам и алгоритмам.
Но ведь госорганизации финансируются не только за счет бюджета. Источников довольно много: это и субсидии, и гранты, и приносящая доход деятельность, инвестиции, заемные капиталы и прочие источники. Как правильно потратить конкретные деньги, чтобы избежать наказания? Напомним, что за нарушение контрактного законодательства предусмотрены довольно крупные штрафы. Итак, обо всем по порядку.
Бюджетные деньги
В состав бюджетных средств следует относить:
Если закупки осуществляются за счет бюджетных источников финансирования, то применение закона № 44-ФЗ становится обязательным. Однако есть исключения!
Автономное учреждение, государственное или муниципальное, значения не имеет, вправе производить закупки за счет помощи от субсидии на выполнение госзадания в рамках закона № 223-ФЗ. А вот субсидии на капитальные вложения, полученные автономным учреждением, придется использовать уже по закону № 44-ФЗ.
Небюджетные средства
Бюджетное финансирование — не единственный источник, за счет которого госорганизации могут осуществлять расходы. Внебюджетные средства включают в себя:
Такие средства предприятие вправе тратить по нормам закона № 223-ФЗ. Но для применения данной привилегии есть важное условие. Учреждение обязано разработать, утвердить и опубликовать на площадках ЕИС положение о проведении закупок. Обратите внимание, что данное положение требуется опубликовать в конце года, предшествующего году, в котором будут производиться закупки данного характера. Простыми словами, чтобы организация могла работать по 223-ФЗ в 2020 году, опубликовать Положение о закупках требуется еще в 2018 году.
Средства ОМС
Средства ОМС — это отдельный источник финансирования учреждений сферы здравоохранения, которые оказывают медицинские услуги. Порядок и условия выделения средства данной категории определяет закон № 326-ФЗ. Данные деньги могут расходоваться строго по целевому назначению.
Порядок проведения закупок за счет средств ОМС зависит от категории государственного, муниципального заказчика. Так, например, бюджетные и казенные учреждения должны расходовать капитал в строгом соответствии с законом № 44-ФЗ. А если получателем средств Фонда обязательного медицинского страхования является автономное учреждение здравоохранения, то закупки следует проводить по 223-ФЗ.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Особенности работы с государственным контрактом
В некоторых случаях одной из сторон договора становится не обычный партнер – юрлицо или физическое, индивидуальный предприниматель, а само государство, то есть деньги, которыми будет оплачен заказ, пойдут из федерального или муниципального бюджета. Госконтракт (он же государственный заказ) является специфической формой сотрудничества в правовом поле, о которой подробнее читайте ниже.
Вопрос: Как отразить в учете организации, применяющей УСН (объект налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов»), принимающей участие в аукционе в электронной форме на право заключения государственного контракта на поставку продукции, внесение денежных средств для проведения операций по обеспечению участия в аукционе, если она не победила в этом аукционе?
Организацией на специальный счет, открытый в банке, перечислены денежные средства в размере 350 000 руб. Сумма обеспечения заявки составила 250 000 руб.
Посмотреть ответ
Понятие государственного контракта
Государственным контрактом в специализированных нормативных актах принято считать договор, заключаемый на поставку продукции, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения госпотребностей, заложенных в бюджете определенного уровня (федерального, муниципального, регионального или во внебюджетных фондах).
Вопрос: Как отразить в учете торговой организации (принципала) выплату вознаграждения гаранту (банку) за предоставление банковской гарантии в целях обеспечения исполнения государственного контракта на поставку товара?
Согласно договору о выдаче банковской гарантии, заключенному между организацией и банком, вознаграждение гаранта за выдачу гарантии составляет 5 000 руб. и перечислено гаранту в день выдачи гарантии. Срок выданной гарантии составляет 90 дней. Согласно учетной политике организации вознаграждения за выдачу гарантий учитываются в периоде вступления гарантий в силу.
Для целей налогообложения прибыли организация применяет метод начисления.
Посмотреть ответ
Обозначенные потребности (госнужды) озвучиваются через размещение государственного заказа. При этом заказчиком выступает определенный государственный орган или бюджетное учреждение, которые планируют свои закупки периодом не меньше 3 лет и публикуют эти планы в Единой информационной системе в свободном доступе.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! При значительных объемах таких закупок (более чем на 100 млн руб. в год) закон требует от организации иметь в штате специализированную службу для заключения госконтрактов.
Противоположной стороной договора может стать любое предприятие, организация, физлицо – индивидуальный предприниматель. Форма собственности, хозяйствования, а также юридический адрес при этом значения не имеют.
Преобладающий способ выбора партнера – это победа его на организуемых для этой цели торгах, которые проходят на тендерных площадках. Но законы Российской Федерации не запрещают сотрудничество государства с поставщиком, когда он один, напрямую, без организации тендера (в случае, когда этот поставщик принадлежит к сфере естественной монополии).
Потребности государства – это нужды в поставках определенных товаров, работ, услуг, требующихся державе для решения важных задач:
В государственном контракте, как и в любом другом, прописываются права и обязанности сторон – поставщика и заказчика, а также особенности их взаимоотношений в процессе выполнения заказа.
Законодательный регламент государственных контрактов
Главные законодательные основы порядка размещения, заключения или расторжения государственных контрактов содержатся в Бюджетном и Гражданском кодексах Российской Федерации.
Особенности государственных контрактов регламентируются определенными федеральными законами, а именно:
Заключение госконтракта
Контракт с государством заключается по специальным правилам, детально обозначенным в ФЗ №44. Для того чтобы подписать его, нужно правильно пройти несколько обязательных этапов:
ВАЖНО! На сегодня такие торги происходят преимущественно онлайн, на специальных сертифицированных электронных торговых площадках.
Сроки подписания госконтракта
Главное правило: подрядчик всегда подписывает первым, а заказчик – после него. Поэтому предельные сроки устанавливаются для подрядчиков. Они зависят от того, каким способом выбирали партнера-поставщика для госучреждения или бюджетного органа. Для каждого конкурентного метода предусмотрены свои периоды для подписания. Они приведены в таблице 1.
Таблица 1
Когда подрядчик должен подписать государственный контракт
№ | Способ, которым был определен поставщик | Граничные сроки подписания поставщиком |
---|---|---|
Конкурс | С момента размещения протокола | |
1 | Открытый конкурс | 10 дней |
2 | Конкурс с ограниченным участием | 10 дней |
3 | Конкурс в два этапа | 10 дней |
4 | Закрытый конкурс | 10 дней |
5 | Закрытый конкурс с с ограниченным участием | 10 дней |
6 | Закрытый конкурс в два этапа | 10 дней |
Аукцион | С даты размещения протокола или проекта контракта | |
1 | Электронный аукцион | 5 дней |
2 | Открытый аукцион | 10 дней |
Запрос котировок | Не раньше недели и не позже 20 дней (указывается в извещении на проведение запроса) | |
Запрос предложений | Не раньше недели с даты размещения итогового протокола, не позже 20 дней с даты подписания протокола |
Исполнение госконтракта
ФЗ №44 гласит, что обязательное условие заключения контракта – это подтверждение перед заказчиком обеспечения его исполнения. Обычно это гарантия суммы, составляющей 10-30% от начальной максимальной цены контракта (НМЦК). Обеспечение принимается исключительно в форме:
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Гарантию вправе дать не любой банк, а только тот, который имеет необходимую лицензию и значится в Реестре банков Минфина РФ.
Идентификатор госконтракта
Чтобы данные госконтракта попали в соответствующий реестр, он должен получить определенный идентификатор. Это присваиваемый контракту условный номер-код из 25 цифр, уникальный и неповторимый, который не может принадлежать более никакому контракту, даже с тем же исполнителем и у того же заказчика. Позиции кода обозначают:
Идентификатор положен не всем госконтрактам, хотя его и можно присвоить – право на это у заказчика есть всегда. В обязательном порядке этот код назначается государственным заказам в оборонной сфере, а также в других, регламентированных в ст. 5 ч. 2 ФЗ №415.
ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! С 2017 года этот идентификатор, если он наличествует, требуется указывать в специальном поле счета-фактуры, в том числе и корректировочного. Изменения внесены в ст. 169 Налогового кодекса РФ.
Расторжение госконтракта
Эта процедура находится в ведении Гражданского кодекса РФ. Расторжение возможно в одном из 3 законодательно предусмотренных случаев:
Если с первыми двумя способами расторжения все относительно прозрачно, то с односторонним расторжением может возникнуть ряд вопросов.
Контракт разрывает заказчик
Если в контракте указывались условия, гласящие, что заказчик может оказаться вправе его разорвать в одностороннем порядке и эти условия наступили, то муниципальный (государственный) заказчик вправе прекратить действие контракта в соответствии с ч. 9 ст. 95 ФЗ №44. Это может произойти по следующим причинам:
Если к моменту одностороннего расторжения поставщик уже исполнил часть заказа, то новый контракт, естественно, должен быть уменьшен на соответствующее количество товара (работ, услуг).
Контракт разрывает поставщик
Одностороннее прекращение контракта с госзаказчиком подрядчик может осуществить по таким причинам:
Тексты государственных контрактов чаще всего являются типовыми, соответствующие шаблоны можно скачать в интернете.
Как получить финансирование на исполнение контракта
Для участия в аукционе или других видов закупок на электронных площадках необходимо пройти несколько этапов, но даже после того как долгожданный контракт стал вашим, в ряде случае придется обеспечить его исполнение. Как это сделать — рассказываем.
Как проходят закупки
Закупки проводятся по двум федеральным законам — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Есть еще 275-ФЗ — государственный оборонный заказ. Он ведется по своим особым правилам.
Существует несколько видов процедур по выбору поставщика или исполнителя:
Закупки могут проводиться открыто или в закрытом виде, это значит, что либо все документы и торги проходят в открытую и участвовать в них может любой желающий (конечно, соответствующий требования конкретной процедуры). Либо участникам необходимо дополнительно пройти регистрацию на площадке АСТ ГОЗ и иметь особые разрешения. Закрытые процедуры проводят в отношении закупок, которые связаны с гостайной, секретными сведениями, безопасностью и обороной страны и т.п.
В конкурсе кроме цены будут рассматривать еще и другие условия, предлагаемые исполнителем (поставщиком). Например, это может быть высокое техническое обеспечение, дополнительные услуги (гарантийное, сервисное обслуживание), наличие в штате специалистов высокого класса (уникальных экспертов) и т.д. Заказчик оценит все преимущества каждого участника и решит, кто из претендентов более достойный.
МК «Папа Финанс» предоставляет «Тендерный заем» — это услуга, с помощью которой заемщик быстро получает финансирование для обеспечения участия в тендере и не изымает средства из оборота для участия одновременно в нескольких процедурах торгов. Сумма — до 3 000 000 рублей, срок — до 45 дней. Особые условия для пользователей Клерк.ру
Обеспечение
Представители малого бизнеса могут не обеспечивать контракт деньгами, если уже успешно выполнили несколько (минимум 3) контракта. Это касается госзакупок, т.е. когда заказчиком выступает бюджетное учреждение — школа, садик, городская администрация, министерство. Причем все предыдущие контракты должны быть исполнены в срок, без нареканий и санкций (пени, неустоек), а сумма — не меньше, чем НМЦК текущей закупки.
Существую госзакупки, проводящиеся исключительно для малого бизнеса, в целях его поддержки и отсутствия лишней конкуренции. Бороться с воротилами бизнеса и сетевыми гигантами малым предприятиям и ИП порой не под силу. Для таких процедур устанавливаются преимущества в виде пониженного размера обеспечения контракта — не более 5% от НМЦК. В этом году право на участие в закупках с преимуществами малого бизнеса получили и самозанятые.
Обычное обеспечение вернется к вам после успешной приемки работ (услуг) или товаров. Обеспечение гарантийных обязательств — после окончания срока гарантии, кстати, чтобы его получить обратно, потребуется написать заявление.
Как можно внести обеспечение:
Банковская гарантия — это обязательство банка, в случае нарушения исполнителем условий контракта, перечислить в адрес заказчика определенную денежную сумму, например, на погашение штрафных санкций за задержку поставки товара.
Банки не всегда готовы предоставить подобную услугу, особенно, если вы в госзакупках новый игрок и никогда в них не участвовали, а может даже бизнес свой начали недавно. И даже, если вы опытный участник торгов, может оказаться, что банк откажет в гарантии, потому что уже предоставил вам одну или несколько на другие, пока еще исполняемые, договора.
Собственные средства отвлекать тоже очень не хочется, ведь они потребуются, в том числе, на выполнение контракта — покупку товаров, зарплату рабочим, оплату услуг субподрядчиков и т.д.
Чтобы не оказаться аутсайдером, не попасть в РНП и сохранить при себе оборотные средства, можно пойти другим путем — получить заем на исполнение контракта.
МК «Папа Финанс» предоставляет финансирование сделок, заключенных в соответствии с 44-ФЗ, 223-ФЗ. Причем, средства можно направить не только на обеспечение, но и непосредственно на выполнение договора — покупку товаров, оплату работ, услуг и другие затраты. Сумма займа составляет До 3 000 000 рублей, но не более 70% от суммы контракта, а срок до 12 мес.
Где найти деньги на исполнение госконтракта
В этой статье расскажем, где поставщикам взять финансирование для исполнения госконтракта. Это тема актуальна как для новичков, так и для опытных участников закупок, которые хотели бы выйти на более дорогие контракты.
Что нужно знать о финансировании
Самое главное, о чем не стоит забывать — вопрос финансирования нужно обдумать заранее. То есть еще до того, как будет подана заявка на участие в закупке. У поставщиков есть несколько вариантов:
Далее о каждом из этих способов расскажем более подробно.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.
Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Собственные средства
Если организация располагает денежными средствами на исполнение контракта, вопросов, где их взять, не возникает. Правда, стоит учесть, что эти средства не являются бесплатными. Ведь компания может вложить их в какой-то другой проект с больше рентабельностью. В крайнем случае эти средства могут быть размещены в банке на депозит под проценты.
Так или иначе, задумываясь об источнике денег, которыми будет финансироваться исполнение контракта, не стоит забывать, что собственные средства не бесплатны.
Контракты с авансом
В теории хороший способ финансирования исполнения контракта — взять деньги у самого заказчика. То есть искать закупки, где заказчик соглашается заплатить авансом.
К сожалению, это мероприятие имеет не слишком большой шанс на успех. Проблема в том, что контрактов с авансом в рамках госзаказа не более 10%. А стандартная сумма аванса — 30% от стоимости контракта. По 223-ФЗ договоров с авансом немного больше, и сумма аванса может доходить до 100%.
Привлечение средств инвесторов
В последнее время все более популярным становится инвестирование в исполнение государственного контракта. Обусловлено это тем, что госзаказчики являются платежеспособными контрагентами, а система закупок обеспечивает прозрачность для инвесторов.
Однако нужно учитывать два момента:
Финансирование в виде банковского кредита
Еще один способ финансировать исполнение государственного контракта — кредит банка. Минусом является дороговизна — такие деньги обходятся в 20-30%. Однако иногда этот способ может быть принят на вооружение. Например, когда иные варианты финансирования не подходят. Кроме того, этот способ можно использовать как вспомогательный. Допустим, собираясь использовать более дешевые средства частных инвесторов, поставщик может подстраховаться и обратиться в банк. В случае, если инвесторы подведут, останется вариант воспользоваться деньгами банка.
В некоторых банках существуют специальные кредитные продукты для финансирования госконтрактов. Их преимущество в том, что при относительно небольшой сумме банк не требует никакого обеспечения или поручительства третьих лиц. Еще одно преимущество в том, что заявки на такие кредиты рассматриваются в короткие сроки. Из документов для обращения за кредитом понадобится Устав и бухгалтерская отчетность.
Узнайте о тонкостях оформления банковской гарантии для обеспечения исполнения контракта.
Ликбез: за чей счет закупают ТРУ по 44-ФЗ и по 223-ФЗ
Финансирование закупок — это выделение средств на госзаказ из бюджетов разных уровней. Заказчики также используют и внебюджетные средства, то есть деньги от ведения предпринимательской деятельности и безвозмездные поступления.
Какие средства идут на закупки по ФЗ-44
Государственные закупки в рамках Федеральной контрактной системы — целевые. Это значит, что ведутся закупки на деньги, выделенные на определенные цели: заказчик не вправе потратить целевое финансирование на иные потребности.
Все трансферты бюджета строго контролируются. На стадии планирования проводится финансовый контроль: казначейство проверяет планы-графики, сверяет источник финансирования закупки по 44-ФЗ по смете или ПФХД, лимиты бюджетных обязательств и финансовые объемы, которые организация заложила на заказ.
Исполнение госзаказа и целевое использование денег проверяют другие контролирующие органы — счетная палата, контрольно-ревизионное управление, распорядители бюджета. РБС и ГРБС устанавливают, как правильно распоряжаться деньгами от госконтрактов, на региональном и муниципальном уровне и доводят локальные нормативы до подведомственных учреждений.
Следите за изменениями в закупках с помощью КонсультантПлюс!
Настройте индивидуальный профиль и получайте сообщения о новостях и поправках сразу, как они появляются в системе. А пояснения экспертов и сравнение редакций НПА помогут понять запутанные формулировки и разобраться в новых правилах. Попробуйте бесплатно!
В БК РФ и Федеральной контрактной системе указано, какие источники финансирования используются при государственных закупках по закону №44 (ст. 6 БК РФ, ст. 15 44-ФЗ):
К бюджетным средствам относятся трансферты из федерального, регионального и местного бюджета. Субсидирование госзакупок ведется из доходов бюджета. В нормативах БК РФ разъясняется, получение госзаказа — внутренний или внешний источник финансирования: внешний, т. к. деньги на госзакупки выделяют из федеральных субсидий или местных бюджетов.
Организации проводят субсидированные закупки не за счет налогоплательщиков. Налоговые поступления — это не основной источник бюджетного дохода. Кроме налогов, доходную часть формируют неналоговые доходы (внешнеэкономическая деятельность, использование государственного имущества, продажа активов) и безвозмездные поступления. Все эти деньги перераспределяются в равных долях и формируют расходную часть бюджета РФ. В целом на госзакупки отправляется не больше 7% всех расходов.
На поступления из бюджета госзаказчики проводят закупки. Вот куда обычно отдел закупа переводит деньги — поставщикам, которых определили по результатам конкурентных процедур и с которыми подписали контракт (в том числе и единственным поставщикам).
Кроме денег из бюджета, для заказов по закону №44 используют и внебюджет. В ст. 15 закона №44 закреплено, как по 44-ФЗ работать с внебюджетными средствами:
Кроме того, заказчики используют для госзакупок по ФЗ-44 иные внебюджетные средства — деньги внебюджетных фондов (ФФОМС), субвенции на конкретные цели, гранты (ч. 1 ст. 15 44-ФЗ).
За счет чего проводятся заказы по ФЗ-223
Обычно если источники финансирования в договоре — внебюджетные средства, то соглашение заключили по ФЗ-223 (исключения — в ст. 15 закона №44). Закон о закупках отдельными видами юридических лиц предусматривает осуществление заказов за счет собственных средств организации. Если заказчик разместил положение в ЕИС, он использует внебюджетные деньги только по ФЗ-223.
Основной источник финансирования по 223-ФЗ — это поступления от предпринимательской и приносящей доход деятельности. Во внебюджете учитывается оплата услуг и безвозмездные поступления, пожертвования. Эти средства отражаются в плане финансово-хозяйственной деятельности (ПФХД) и распределяются на госзакупки наравне с трансфертами из бюджета.