Фокус пуллер что это
Фокус-пуллер: видеть главное, не упуская деталей
Рубрика Аллы Волохиной «Найди себя» на «Вестях ФМ».
Фокус-пуллер, или ассистент оператора по фокусу. Это не тот, кто бегает с утра оператору за пивом. Это тот, кто отвечает за точность художественно-изобразительного прицела. Эта должность еще называется «первый ассистент оператора».
«Коля, ну, давай снимать уже, что ли! Вот отсюда начинаем и отъезд. Нормально?» – «Я хотел спросить, может, мне профилем встать? Эти горы. Будет убедительно». – «Можно».
Вспомним картину «Железный человек-3». Там, конечно, много чего нарисовали на компьютере, но съемки в небе частично проходили «живьем». Самолет распадается на части, каскадеры в роли пассажиров, пилотов и бортпроводников падают вниз. Железный человек начинает собирать их в воздухе по одному. Продюсерам дорого обошлась бы эта сцена, если бы не четкая работа фокус-пуллера. Да ассистента просто убили бы всей съемочной группой за лишний дубль! Шутка. Фокус в таких сценах регулируется дистанционно.
«А выражение лица какое?» – «Выражение лица? Ну, какое-то такое». – А может быть, контактировать с камерой?» – «Можете, да. Приготовились! Мотор! Камера!»
Кроме фокусировки, первый ассистент следит за тем, чтобы кадр не портили нежелательные блики и засветка. Для устранения этих дефектов применяются светозащитные зонты и экраны.
«Хорошо. Давайте, Саша, подсветим как-то вот здесь». – «Хорошо, сейчас сделаем». – «Вот так вот крепи. Чтобы убрать эти дефекты. Вам лет сколько?» – «М-м-м. » – Да, это неважно. Давайте, вот так. Тишина, пожалуйста!»
Не помешает ассистент по фокусу даже на съемках свадеб, чтобы у молодоженов при просмотре видео потом не сложилось впечатление, что оператор уже пришел на свадьбу нетрезвым.
Да что там! Такой человек каждому из нас и в жизни необходим. Чтобы видеть главное, но и не упускать всех деталей.
Популярное
Современный капитализм к рынку не имеет отношения
АЛЕКСАНДР ЛОСЕВ: Мы видим очень странную картину. Появляется информация о новом вирусе, и все эти Pfizer, AstraZeneca и все остальные, которые говорили, что они спасут мир и не нужен им «Спутник V». И вдруг оказывается, что они не работают против этого штамма или работают, но не так. Три триллиона денег из этого пузыря фондовых активов в мире исчезло за три секунды.
«Американская политическая культура исключает компромисс»
МИХАИЛ ЛЕОНТЬЕВ: Понятно, зачем американцам нужен Китай. Они хотят нас развести с Китаем. Простейшая конструкция. Но если вы хотите действительно каких-то соглашений, то нужен компромисс. Американская политическая культура компромисс исключает, то есть моё – это моё, про твоё – мы поговорим. Ровно эта формула. Но есть ситуация, при которой компромисс с ними возможен – когда он построен на реальной силе.
Американцам нужен минимум ответственности и максимум результата
РОСТИСЛАВ ИЩЕНКО: Соединенным Штатам нужен минимум ответственности и максимум результата. Всем остальным, кого США бросают под паровоз, нужен максимум американского присутствия для того, чтобы утащить их вместе с собой под паровоз и тогда рассчитывать, что американцы вытащат и себя, и их. В такой логике они еще могут танцевать какое-то количество времени.
Профессии в операторском цехе: кто такой фокус-пуллер?
Профессии в операторском цехе: кто такой фокус-пуллер?
Операторский департамент – важнейшее звено в съемочной группе. Мы уже писали о том, сколько разных приспособлений нужно, чтобы снять красивый и интересный кадр: это и камера, и оптика, и вспомогательная операторская техника и много чего еще. Конечно, обслуживает всю эту технику далеко не один видеоинженер или механик.
Незаменимый сотрудник операторской группы – ассистент оператора по фокусу, или иными словами фокус-пуллер. Какие же обязанности у человека с такой замысловато звучащей должностью, название которой вызывает ассоциации с не то с Дэвидом Копперфильдом, не то с иллюзионистом, достающим кролика из шляпы, не то и вовсе с гипнотизером.
Но нет, все гораздо проще. Фокус-пуллер отвечает, если можно так сказать, за акценты в кадре. Какие-то объекты предстают перед зрителем четкими и резкими, а какие-то размытыми. В этом и заключается работа ассистента оператора по фокусу. Вершина мастерства в профессии – перевод фокуса на разные объекты в движущемся или динамичном кадре. Кроме этого, особой виртуозности и творческого начала требует использование художественных приемов фокусировки. К примеру, на экране очень красиво смотрится, когда кадр построен так, что героя или предмет «встречают из расфокуса» либо наоборот постепенно «погружают в расфокус».
Сергей Матюхин рассказывает о профессии фокус-пуллера
«Ассистент оператора по фокусу – это сложная профессия. Нужен глазомер, чтобы понимать, как актеры и предметы двигаются в кадре, с какой скоростью и амплитудой. Кроме того, в современных условиях организации кинопроизводства, это еще и нервная работа. Раньше перед съемками всегда были репетиции, мы «промерялись» и отмечали точки для актеров. А теперь съемочный процесс очень ускорился, режиссеры все время торопят, камера стала «ручной» и повторить в точности движение от дубля к дублю практически невозможно. Репетиций почти не бывает, и поэтому значительно сложнее стало работать, к примеру, на очень крупных планах. Нет никаких опорных точек. В отсутствие репетиций приходится руководствоваться лишь опытом», – рассказал ассистент оператора по фокусу Сергей Матюхин.
Сергей Матюхин – фокус-пуллер старой закалки. Работе с широко распространенными на сегодняшний день системами радиофокуса он предпочитает ручные устройства для управления фокусировкой объектива – фоллоу-фокус.
«Я привык переводить руками и стоять рядом с камерой, хотя сейчас многие в основном используют радиофокус и сверяются по экрану монитора. Надо сказать, что сейчас радиофокусы заметно эволюционировали, к примеру, есть системы с подсветкой специально для ночной съемки или с отображением всех параметров объектива на отдельном дисплее. Я применяю радиофокус лишь тогда, когда невозможно использовать ручной фоллоу-фокус, то есть когда съемка ведется с плеча, со стедикама или камера находится на кране», – отметил Сергей Матюхин.
Один из основных инструментов ассистента оператора по фокусу – электронная лазерная рулетка-дальномер. Использовать обычную в нынешних условиях нерационально – на это попросту нет времени. Кроме того, работу ассистента оператора по фокусу невозможно представить без миры – специальной юстировочной таблицы, с помощью которой проводят проверку резкости объектива.
Mosfilm. Ru продолжит серию публикаций о профессиях в операторском цехе.
Съемник фокусировки
Подтягивание фокуса [ править ]
Продвинутая техника, в которой часто очень мало места для ошибки, в зависимости от параметров данного кадра. Таким образом, роль фокусировщика чрезвычайно важна в сфере кинопроизводства; «мягкое» изображение в большинстве случаев будет считаться непригодным для использования, поскольку нет способа исправить такую ошибку при постобработке. Также следует учитывать, что актер не сможет воспроизвести свою лучшую игру в последующем дубле, поэтому ожидается, что съемник фокуса будет работать безупречно на каждом дубле. Из-за этих факторов некоторые производственные работники считают, что съемник фокусировки выполняет самую сложную работу на съемочной площадке.
Резкая фокусировка важна для воспроизведения реалистичного, привлекательного изображения, и внимание зрителя автоматически привлекается к более резким областям. Если все сделано правильно, хорошая тяга остается незамеченной публикой.
Методология [ править ]
Как только оператор-постановщик и оператор установят положение камеры или общий «снимок», 1-й AC начинает измерять различные расстояния между отметками актеров и фокальной плоскостью камеры. Эти расстояния записываются в виде серии отметок жирным карандашом / ручкой на оправе фокусировки объектива и / или на маркировочном диске или кольце на устройстве следящей фокусировки. Традиционно фокусировщики использовали только свои метки и собственное хорошо развитое чувство оценки расстояния для достижения хороших результатов. За последнее десятилетие, более широкое использование цифровых камер, с более высоким разрешением видео краныи / или встроенные в камеру мониторы снабдили съемники фокусировки дополнительными инструментами, помогающими поддерживать правильную фокусировку. Монитор высокой четкости может быть особенно полезен, когда быстро развивающееся производство просто не дает времени съемнику фокуса для установки и проверки всех отметок, которые могут потребоваться, или если не будет проводиться репетиция.
1-й AC может проводить обзорные измерения окружающей среды, чтобы иметь хорошее представление о расстояниях между контрольными точками, такими как узоры на полу или стенах, мебель и все остальное, что может быть вокруг. Эти эталонные измерения можно использовать для быстрого определения приблизительного расстояния между камерой и объектом в хаотичных условиях съемки.
Мы в кино: 7 профессий, о которых ты не слышал
Титры – это самая скучная часть фильма. И понятно почему: история закончилась, герои счастливы (или нет), планета спасена, а поп-корн съеден. Чаще всего именно на титрах ты встаешь и уходишь из зала, или закрываешь вкладку браузера.
А зря: ведь именно в титрах можно прочесть, какая огромная команда трудилась над созданием картины. И это не только режиссеры, сценаристы и продюсеры, а еще куча других не менее важных и крутых специалистов, о которых ты, скорее всего, даже и не слышал. А если и слышал, то вряд ли понимаешь, о ком идет речь.
Дольщик
Нет, это не тот, кто купил квартиру в недостроенном доме. Это парень, который отвечает за то, чтобы камера, которая движется по специальным рельсам или на колесах, делала это четко и правильно. Почему профессия получила такое название? Все очень просто: Долли – это название голливудской операторской тележки, (а сейчас уже так называют любую), с установленной на нее камерой. Обязанности дольщика просты и адски сложны одновременно, потому что именно он управляет тележкой, на которой, помимо камеры, может сидеть оператор, а на самых сложных съемках еще и ассистент оператора.
Локейшн-менеджер
Его еще называют полевым продюсером. В принципе, здесь все понятно. Это специальный человек, который ищет и готовит для съёмки фильма конкретные места. Локейшн получает описание объекта, который нужен для съемок этого фильма от режиссера или художника-постановщика, берет в руки фотоаппарат и начинает поиски. Лучшие варианты приносит режиссеру, а тот в свою очередь выбирает место для съемки. Дальше идет второй этап работы: необходимо договориться о месте и времени съемок с владельцем объекта, либо с городскими властями (чтобы не было проблем с законом и не срывать съемочный процесс в случае форс-мажора). Иногда этим может заниматься и ассистент художника-постановщика.
Фокус-пуллер
Говоря простым языком, первый ассистент оператора или ассистент оператора по фокусу. И если ты хоть немного знаком со съемочной техникой, ты понимаешь, что я сейчас говорю не о кролике в шляпе и заклинаниях типа «сим-салабим, ахалай-махаляй». Зачем нужен такой человек и что он делает? Отвечаю по порядку. Хороший оператор следит за композицией в кадре, а хороший фокус-пуллер учитывает все технические детали. Он делает так, чтобы картинка была в фокусе, без засвеченных объектов, бликов и прочего брака. Перед съемкой он измеряет дистанцию от камеры до объекта съемки. Затем делает разметку на кольце наводки фоллоу-фокуса (это специальное утройство управления фокусировкой). Уже во время съемки фокус-пуллер управляет этим самым устройством, помогая оператору делать картинку крутой. У хорошего оператора всегда есть хороший фокус-пуллер, а у хорошего фокус-пуллера просто не может быть плохого оператора.
Скрипт-супервайзер
По сути, это помощник режиссера по сценарию, который ведет запись всех отснятых дублей или количество страниц сценария, снятых за день. Хороший скрипт-супервайзер – находка и палочка-выручалочка для всей съемочной команды. Именно он будет следить, чтобы все шло по сценарию, сообщать о названии сцены и номере дубля человеку-«хлопушке». И самое главное, скрипт-супервайзер будет запоминать АБСОЛЮТНО ВСЕ, что происходит в кадре. В фильме, над которым работал крутой скрипт-супервайзер ты вряд ли заметишь киноляп, потому что скрипт-супервайзер – связующее звено между съемочной и монтажной командой. Важно помнить, что в любом, даже самом малобюджетном фильме нужен такой человек. Это сможет решить многие проблемы, поверь мне. К счастью или к сожалению, в России мало крутых скрипт-супервайзеров, да и в принципе людей этой профессии маловато. Так что, если у тебя «нюх как у собаки, а глаз как у орла», все шансы реализоваться в мире кино.
Гафер
«В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет». И пришел человек. Нашел розетку, принес провода, подключил прожекторы и позвал осветителей. И настал свет! В советское время этого человека называли «художник по свету», но сейчас принято говорить гафер. Это бригадир команды осветителей и именно он следит на съемочной площадке за тем, чтобы электричество не отключалось и свет не гас. Работа хорошего гафера незаметна, потому что создание максимально комфортного и естественного освещения – сложный процесс, но оценить его смогут лишь специалисты из этой области. А вот если гафер облажался, это заметят все, даже самый неискушенный зритель.
Постижер
Эта профессия перешла в кино из театра и связана она с волосами, а именно созданием изделий из волос: париков, бороды, усов и даже бровей! Каждая искусственная борода или парик уникальны в своем роде, поскольку создаются вручную и «под заказчика». Учитываются все индивидуальные особенности – от формы головы до малейших морщин, чтобы герой в парике или с усами смотрелся органично, и у зрителя не было подозрений, что борода настоящая. А не такая же, как у Деда Мороза на утреннике – из ваты. Главные качества постижера – это усидчивость и терпение, потому что иногда на создание парика уходит несколько месяцев! И, конечно же, нужно любить и знать историю. Конкретно, историю костюма. Иногда работу постижера выполняет гример, но в большом, особенно историческом кино приглашают отдельного специалиста. Если в твоем кино никому не нужны бутафорские усы, вычеркни графу постижер из сметы.
Клинапер
Скорее всего, где-нибудь на ютубе ты видел кадры со съемочной площадки фильма, где человек стоит на хромакее (он же зеленый фон), к нему прикреплены куча тросов и его снимают, будто он летит. И в готовом смонтированном фильме человек действительно летит, и не видно никаких троссов или веревок. Все настолько натурально, что не к чему придраться. Или на крупном плане на тебя смотрит актер в зеркальных очках, которые отражают не объектив камеры, а прекрасный пейзаж. Все потому, что свою работу очень ответственно выполнил клинапер. Человек, который убирает из кадра лишнее и добавляет в него недостающее.
В кинематографе существует ещё очень много профессий. И все они служат для того, чтобы на полтора часа ты попал в мир, где можно спасать планету, общаться с пришельцами и обладать сверхспособностями. Проще говоря, делать всё то, что в реальности невозможно.
Кино в Тюмени! Проект Снять за 72 часа будь в курсе событий конкурса.
Главное меню
Елена Гусева — фокус-пуллер с огромным опытом и позитивным зарядом, поэтому общение с ней в нашей, ставшей уже регулярной, рубрике «интервью» было сплошным удовольствием!
— Елена, здравствуйте! Скажите, сколько лет вы уже в профессии?
— Ох, да порядком! Наверное, с тех пор, как я в 79 году пришла на киностудию им. Горького. А до этого я училась в меде.
— Ничего себе, вот это неожиданная смена деятельности! Как так получилось?
— У меня вся семья — врачи, но это дело было мне совершенно не по душе — я и крови боюсь, и уколов, и вообще!
А потом, когда я со знакомыми случайно попала на киностудию, побывала на съёмочной площадке, то сразу подумала — вот оно, вот то, чем я бы действительно хотела заниматься. Меня тогда взяли в светоцех, я там отработала месяцев семь. А потом уже в 80-81 прошла курсы ассистентов оператора при ВГИКе, получила диплом и вот, с тех пор тружусь…
— Когда вы учились на ассистента оператора, вы уже тогда знали, что хотите заниматься именно фокусом?
— Фокус-пуллер — это вообще лучшая профессия в кино! Я прихожу на площадку за 3 минуты до мотора, а когда говорят «стоп, снято, всем спасибо!» — за мной уже только пыль столбом стоит!
Это вот бедные реквизиторы собирают своё хозяйство, девочки-костюмеры ещё по ночам там что-то латают, мастерят — очень им всегда сочувствую.
Операторскую группу любят, актёры особенно — приятно ведь, когда у тебя получается хороший портрет, и когда ты в фокусе (улыбается).
Вообще, я очень удачливый человек! Мне может не везти по-мелочи, ну, например, сейчас карантин, а у меня вся техника дома поломалась. Но по-крупному, в главном — мне всегда везло. У меня замечательные друзья, прекрасная жизнь в профессии…
— Наверное, ваша специальность не самая распространённая среди женщин в кино?
— Ну, не скажи! В последнее время очень много девчонок становятся фокус-пуллерами, и я к этому очень хорошо отношусь. Почему? Они более внимательные, вдумчивые, хорошо умеют концентрироваться…Нет, мальчики, разумеется, тоже бывают такими, но у девочек от природы бывает заложена такая аккуратность, точность, и, кстати, дисциплина — которая вообще важна в кино, для всех абсолютно профессий.
— Скажите, а как-то сказываются ваши навыки в повседневной жизни?
— Ещё бы, вот приходишь в гости и уже автоматически начинаешь определять расстояние от шкафа до стола и от стола до двери, глазомер не даёт расслабиться!
— На съёмках фильма «Про Лёлю и Миньку» вы работали вместе с вашим давним партнёром по операторскому цеху — Ильёй Дёминым. Сколько лет вашему тандему?
— Да, лет 20 мы наверное уже работаем вместе. С 99 года, первый совместный проект у нас был по-моему «Семейные тайны» режиссёра Лены Цыплаковой.
Меня тогда на эти съёмки уговорил выйти приятель, говорил, что уже несколько ассистентов пришлось сменить и очень нужен хороший человек. Ну, я согласилась, пришла на площадку к Дёмину — и мы сразу друг-другу не понравились!
—Почему?
— Ну ему сказали: «Сейчас придёт к тебе девушка-фокусница», — и он там наверное нарисовал себе что-то эдакое, а пришла я! (смеётся). Но потом мы вышли на смену следующего дня и с того дня — не разлей вода, вот уже 20 лет. Теперь дружим семьями.
Вообще в последнее время не так часто удаётся поработать вместе, Илья сейчас преподаёт в МШК, и, кроме того, он — президент гильдии операторов, так что у него ещё очень много всякой административной работы.
— Получается съёмки фильма «Про Лёлю и Миньку» — приятное исключение? Какие у вас в целом остались впечатления от съёмок?
— О, ну, очень хорошая атмосфера на площадке. А потом — этот городок… Я за 40 лет работы объездила наверное всю Ярославскую область, но вот в Тутаеве никогда не была — потрясающий город, и народ там — замечательные ребята. Хозяйка местного Дома творчества Романово, Лиля — настоящая подвижница, всё время они там что-то строят, восстанавливают.
Ну и отдельное впечатление — это Елисей [Елисей Мысин, исполнитель роли Миньки], вся операторская группа была в него влюблена, мы называли его Кисик!
— Обязательно передадим ему привет! Елена, и напоследок — может быть, вы могли бы дать пару советов тем, кто только начинает овладевать вашей профессией?
— Первый и главный совет, который я даю всем, не обязательно тем, кто приходит в операторский цех, а вообще в кино: будьте дружелюбны! Все эти железки — это всё понятно, с этим можно разобраться, главное — быть человеком.
©Студия Первый А 2020
Новости
«Про Лёлю и Миньку» — Лучший фильм для детей и юношества на фестивале «Лучезарный ангел»!
Международному благотворительному фестивалю «Лучезарный ангел» не помешали ни ограничения, ни переносы, чему мы очень, очень рады! 23-го ноября в кинотеатре.
Анна Чернакова: «Анимационное кино – это забег на длинную дистанцию».
Вы знаете Анну Чернакову как прежде всего режиссёра. Но не всем известно, что во многих своих фильмах Анна выступает ещё.
Интервью Александра Бруньковского — создателя нового проекта «Расцветшая зима»!
Сегодня мы публикуем большое интервью режиссёра и автора уникального нового проекта Студии «Расцветшая зима» по новелле Тонино Гуэрры — Александра.
«Эхо «Орлёнка» — церемония открытия Фестиваля.
13 октября в кинотеатре «Поклонка» Центрального музея ВОВ 1941-1945 гг. прошла торжественная церемония открытия фестиваля «Эхо «Орлёнка». В рамках церемонии.
Приз Зрительских симпатий на Международном фестивале «Литература и кино»!
В Гатчине подвели итоги XXVII Международного кинофестиваля «Литература и кино», проходившего с 24 сентября по 2 октября. Фильм «Про Лелю.
Фильм «Про Лёлю и Миньку» на портале «Кинопоиск HD»!
На улице становится холоднее с каждым днём. Но это точно не повод расстраиваться! Ведь можно провести время дома с самыми.
Фильм «Про Лёлю и Миньку» на фестивале «Литература и кино» в Гатчине!
«Про Лёлю и Миньку» на кинофестивале «Встреча»
Приближаем весну отличными новостями! Наш фильм «Про Лёлю и Миньку» продолжает собирать призы. XVI Международный православный Сретенский кинофестиваль «Встреча», завершившийся 21.