Фокус сессия это что
«Сеансы продуктивной работы» — новая функция Windows 11 для повышения продуктивности и креативности
Краткая сводка
После публикации информации об обновленном инструменте «Ножницы» в Windows 11, Панос Панай из Microsoft представил новую функцию под названием «Сеансы продуктивной работы» (Focus Sessions). И хотя нам доступен лишь небольшой тизер, функция выглядит действительно интересно.
Another first look from the team. #FocusSessions on #Windows11 coming soon. This has been a game-changer for me, especially with @Spotify integration #Productivity #Creativity #WindowsInsiders pic.twitter.com/HfJh4niDiS
Похоже, что мы получаем все больше и больше функций в будущей операционной системе, и официальные лица Microsoft стремятся поделиться этой информацией со своим сообществом.
«Сеансы продуктивной работы» в Windows 11
Focus Sessions имеет интеграцию с Microsoft To-Do, поэтому вы можете выбрать задачу из своего списка дел и начать работу над ней.
Вы также можете установить продолжительность текущего сеанса работы. А поскольку реализована интеграция со Spotify, то вы можете выбрать музыку, которую хотите воспроизвести во время фокус-сессии.
Предусмотрены и другие информационные панели, одна из которых сообщает количество перерывов и прогресс по текущим задачам и целям.
Это все, что известно на данный момент. Специфика и все внутренние механизмы этой функции неизвестны, но все выглядит действительно многообещающим. Судя по презентации, Microsoft возлагает большие надежды на Focus Sessions и ожидает, что функция будет иметь успех.
Еще один интересный вопрос: каждая будет представлена функция «Сеансы продуктивной работы»?
У Microsoft остается не так много времени до релиза Windows 11, а на финализацию данного функционала потребуется время. Компания до сих пор еще не представила в тестовых сборках поддержку приложений Android и некоторые другие анонсированные функции.
С другой стороны, Microsoft не давала бы таких обещаний, если бы не была абсолютно уверена, что может выполнить свои обязательства.
Создается впечатление, что Редмонд направляет гораздо больше своих ресурсов на то, чтобы сделать Windows 11 важным инструментом для повышения продуктивности пользователей и предприятий, учитывая новые функции Teams и эту функцию Focus Sessions.
А что вы думаете о «Сеансы продуктивной работы»?
Фокус-группа – что это такое, как и для чего проводится, классификация, этапы подготовки, ее достоинства и недостатки
Приветствую, уважаемые гости моего ресурса! Сегодня в центре нашего внимания один из наиболее эффективных методов маркетинговых исследований. Я хочу рассказать вам, что такое фокус-группа и познакомить с основными принципами ее организации. Не исключено, что и вам доведется когда-то стать участником подобного мероприятия, а быть может – и принять участие в его организации.
Метод фокус-групп не нов, но он до сих пор пользуется заслуженной популярностью. За короткое время он позволяет получить массу объективных данных с небольшими финансовыми затратами. Давайте познакомимся с задачами, формами и этапами организации подобных групп, особое внимание уделив онлайн-формату.
Понятие фокус-группы
Каждый из нас является потребителем. Дефицита сейчас нет, посему перед нами открывается широчайший выбор продуктов. Что же побуждает нас выбрать тот или иной товар? Иногда критерии выбора очевидны: например, низкая цена. Но зачастую мы руководствуемся некими глубинными мотивами, которые и сами внятно объяснить не в состоянии.
Фокус-группа – это вид социологического либо маркетингового исследования, при котором определяются мотивы, побуждающие потребителей выбрать тот или иной продукт. Основная форма проведения – это глубинное интервью, позволяющее выявить мотиваторы среднестатистических представителей ЦА. Исследование может затрагивать непосредственно продукт (его характеристики), упаковку, бренд, форму рекламы и прочие аспекты.
Работа проходит в специально рекрутированной группе под руководством модератора в соответствии с заранее разработанным гайдом. При разработке гайда берется за основу техническое задание, составленное маркетологом и одобренное заказчиком.
Модератор (обычно человек с дипломом психолога) направляет обсуждение в нужное русло, надзирает за порядком, управляет активностью участников.
Затем результаты анализируются и используются в обобщенном виде, без привязки к конкретной личности. Фокус-группы могут проводиться перед количественными исследованиями для определения их направлений либо уточнять их данные постфактум.
Решаемые задачи
Чаще всего, фокус-группа как метод исследования, находит применение в социологии, психологии, маркетинге.
Диапазон задач, которые могут быть решены с помощью этого метода, достаточно широк:
Классификация фокус-групп
Давайте разберемся в классификации фокус-групп. При ее составлении я учитывал самые различные критерии. Но нужно понимать, что этот метод маркетингового исследования достаточно гибок и может принимать самые разные форматы в зависимости от целей.
Итак, следует принять во внимание:
Длительность
По продолжительности фокус-группы можно разделить на:
Количество и тип респондентов
Оптимальный состав фокус-группы – это специально отобранные 8-10 человек из числа среднестатистических представителей целевой аудитории. Однако состав группы может быть уменьшен или расширен – все зависит от целей. Но нужно понимать, что в группе численностью свыше 12 человек работать затруднительно: участники зачастую мешают друг другу, а пассивные – и вовсе устраняются от обсуждения.
Работа в небольшой группе (4-6 человек) дает возможность провести более глубокое исследование и обеспечить равнозначное участие всех членов.
Как я говорил выше, к участию приглашаются потребители, отобранные по определенным общим критериям: половая принадлежность, возрастная категория, семейное положение, место проживания, степень знакомства с товаром и так далее. Как правило, участники группы работают за деньги либо иное осязаемое вознаграждение (бонусы, товары и так далее).
Иногда фокус-группы организуются в соответствии с направлениями деятельности. Например, если целевой аудиторией являются программисты, врачи или строители, целесообразно набирать группы профессионалов. В этом случае необходима и соответствующая профессиональная подготовка модератора: человек, несведущий в медицине, группу врачей вести просто не сможет.
Количество и функции модераторов
Лицо, проводящее исследование – это обычно специалист в области прикладной психологии. Он выступает ведущим в обсуждении, направляя дискуссию в обусловленное целями русло. Его принято называть модератором.
Модератор – это сердце и голова группы. Именно по его сценарию развиваются события. Если модератор – крепкий профи, группа решит поставленные задачи. В ней не будет откровенно пассивных участников, а обсуждение не выйдет далеко за рамки темы. Хотя классный модератор может намеренно увести дискуссию в сторону или разрядить накал обстановки уместной шуткой, дабы охладить пыл участников и вернуть обсуждение в конструктивное русло.
Обычно в группе работает один модератор. Но если количество участников велико (свыше 10 человек) и/или предусматривается разделение по командам, их может быть двое. Например, можно организовать противоборство между двумя командами, при котором каждая из них отстаивает оговоренную позицию, приводя аргументы. Таким образом можно работать и с группами профессионалов: в этом случае один модератор – психолог, второй – специалист в соответствующей сфере.
Иногда модератор отсутствует вовсе. Обычно это происходит в том случае, если группе предлагается совместное задание, не требующее внешнего контроля. Впрочем, временное дистанцирование модератора практикуется и в рамках работы традиционных групп. В этом случае роль дирижера на время делегируют одному из участников или модератор покидает аудиторию, дабы понаблюдать за поведением участников со стороны.
Форма проведения
В традиционном варианте под проведение фокус-группы снимают помещение, где с комфортом могут разместиться все участники. В большинстве случаев необходимо и мультимедиа-оборудование, позволяющее демонстрировать материалы для обсуждения на большом экране.
Однако не всегда этот формат оптимален. Во многих случаях более целесообразно создание фокус-групп онлайн. Это дает возможность поработать с малодоступными категориями ЦА (например, с лицами с низкой социальной ответственностью или жителями отдаленных регионов), позволяет обсуждать самые деликатные вопросы, а также снижает расходы на проведение маркетингового мероприятия.
Этапы подготовки проведения фокус-групп
Фокус-группа может проводиться как самостоятельное маркетинговое исследование, но чаще она является частью комплекса аналогичных мероприятий. Ее проведению предшествует серьезная комплексная работа, а по итогам составляется аналитический отчет.
Рассмотрим этапы проведения фокус-группы в классическом варианте.
Разработка методологии
Главное в предварительном этапе – это составить портрет среднестатистического представителя ЦА для последующего рекрутинга. При составлении портрета желаемого респондента следует учитывать следующие факторы:
В отдельных случаях некоторые параметры не слишком важны: например, носят носки и выбирают их по аналогичным критериям мужчины вне зависимости от возраста. Могут добавляться и особые критерии отбора – например, род увлечений или профессиональной деятельности.
Все данные среднестатистического представителя ЦА вносятся в скринер, который согласовывается с заказчиком исследования (если им занимается сторонняя организация, а не собственно маркетинговый отдел компании).
Не менее важным выглядит составление гайда – сценария или плана проведения фокус-группы. В нем прописываются цели и задачи исследования, а также вопросы для обсуждения.
Рекрутинг
Отбор участников не такая простая задача, как это может показаться на первый взгляд. Во-первых, потенциального респондента нужно заинтересовать. Это может быть прямой материальный интерес (денежное вознаграждение) или некие преференции, которые он получит впоследствии при использовании продвигаемого продукта (продуктов бренда).
Кроме того, респондент должен соответствовать ряду параметров:
Грамотное предварительное анкетирование позволяет отсеять нежелательных респондентов, чье участие отрицательно скажется на чистоте исследования. Для этого в анкету включают вопросы-ловушки, расставленные на профессиональных респондентов и прочих нежелательных участников.
Проведение
При подборе и оформлении помещения важно создать рабочую атмосферу. Помещение должно быть не слишком большим (это угнетает) и оформленным в нейтральных тонах (яркая палитра отвлекает). Желательно установить там круглый стол – тогда участники будут чувствовать себя равными и активно участвовать в обсуждении. О средствах мультимедиа и большом экране я уже говорил. И не забудьте обеспечить участников письменными принадлежностями.
Ход работы группы записывается на камеру. Идеально, если обсуждение происходит в специальном помещении с односторонним зеркалом: участники видят зеркальную сторону, а, заказчик или удаленный модератор, находящийся в смежном помещении, наблюдает за ходом работы с проницаемой стороны.
Группой управляет модератор. Его главная задача – создать комфортную рабочую обстановку. Модератор сначала расшевеливает группу общими вопросами, а затем переходит к конкретике. Он следит за тем, чтобы все участники высказывались на равных: излишне не выпячивались и не оставались в тени лидеров.
Модератор применяет различные техники и приемы. Зачастую при использовании прямых вопросов участники либо замыкаются, либо отвечают шаблонно. Это не дает объективной картины происходящего, ведь нужно исследовать не поверхностную шелуху, а глубинные мотивы, побуждающие потребителя к покупке.
Среди наиболее перспективных и доступных приемов следует упомянуть коллажирование (отбор картинок по заданным критериям), метод незаконченных предложений, вербальные ассоциации и так далее.
Анализ
По итогам работы группы модератор составляет отчет. Аналогичный документ составляется и маркетологом-аналитиком. Порой видеозапись фокус-группы просматривается не один десяток раз. Все данные сводятся в финальный отчет и предоставляются заказчику.
Результат работы фокус-групп – это получение информации о достоинствах и недостатках продукта, бренда, рекламной кампании и так далее. В ходе исследований нередки инсайты – внезапные открытия, которые впоследствии могут определить стратегию развития бренда, помочь улучшить продукт до такой степени, чтобы он превосходил ожидания потребителя, создать поистине фееричную рекламную кампанию.
Плюсы и минусы фокус-групп
Среди основных плюсов этого типа исследований стоит упомянуть:
Фокус-группы не слишком результативны, если:
Особенности онлайн фокус-групп
Эффективной заменой классической фокус-группы может выступить ее онлайн-аналог. В отличие от очной формы исследования, онлайн-формат позволяет:
Но у дистанционной формы есть и ряд недостатков:
Самой популярной формой организации онлайн-группы является создание чата, куда приглашаются отобранные представители ЦА. Обсуждение проходит в режиме реального времени под руководством модератора и продолжается в среднем 1-3 дня. Ответы участников достаточно спонтанны, нередок переход на личности, что обуславливает необходимость управления очень опытным модератором.
Альтернативным вариантом выступает форум, который может работать от недели и более. Он позволяет привлечь больше участников, так как не требует мгновенной реакции на вопросы (войти в обсуждение можно в любое удобное время). Ответы обычно более взвешены и пространны, что снижает накал страстей, но не позволяет считывать спонтанные эмоциональные реакции.
Онлайн-опросы как альтернатива
В качестве менее затратной и простой в организации альтернативы фокус-группе можно применять онлайн-опросы. По сути, это анкетирование для изучения потребительских интересов. Участия модератора не требуется. Респонденты отвечают на вопросы анкеты (обычно это занимает 15-45 минут), причем опрос может оставаться доступным для прохождения в течение нескольких дней.
При правильной организации фокус-группы способны решать различные маркетинговые задачи, от локальных до масштабных. А для этого важно налаженное взаимодействие маркетолога-аналитика и модератора, что является несомненным маркером профессионализма.
Теоретик и практик в области платных опросов. За время своего пятилетнего опыта в этой сфере деятельности изучил преимущества и недостатки множества опросников, о чем готов рассказать своим читателям.
Что такое «форсайт-сессия»?
Герои книг Гарри Гаррисона и Айзека Азимова летают по всей вселенной, используя для загрузки курса в компьютер перфоленты. В фильме «Назад в будущее» есть самозастегивающиеся кроссовки и летающие машины, но нет смартфонов. Я провожу много стратегических сессий, и начинаем мы всегда с разговоров о будущем рынка, отрасли, клиентов. И чаще всего дело движется с большим скрипом. Обычно получается, что будущее – это чуть улучшенная версия настоящего.
Люди плохо умеют думать дальше, чем на шесть месяцев. В ходе эволюции в этом не было необходимости. Мыслями мы не переносились далее смены сезонов, готовясь летом к зиме, и наоборот. Психолог Хал Хершфилд подтвердил этот факт. Он исследовал проблему – в последние 10 лет американцы все реже редко копят на старость на фоне увеличивающейся продолжительности жизни, что странно.
Я провожу много стратегических сессий и вижу, как участникам трудно и страшно размышлять о будущем. И это не удивительно. Непохожее на сегодня будущее, к которому ты не готов, пугает. Преодолеть это ограничение хорошо помогают инструменты форсайт-сессии.
Мало кто знает что такое «форсайт-сессия», а из тех, кто знает, многие понимают его суть превратно. Бытует мнение, что это способ «предсказать будущее». Но футурологи на это всегда отвечают – предсказывают будущее гадалки и астрологи, к науке это отношения не имеет. В западном мире форсайт-сессии заказывают едва ли не все крупные компании, государственные и общественные организации. Что же такое форсайт-сессия, и чем форсайт-сессия, наоборот, не является?
Главный инсайт, который я получил, обучаясь техникам проведения форсайт-сессий в калифорнийском Institute For The Future, IFTF («институт будущего») – будущего не существует. Нам часто ошибочно кажется, что оно предопределено. Что это новый эпизод сериала «жизнь», который уже снят, но еще не выложен. Это сильно искажает мыслительную оптику, особенно в бизнесе. Если будущее уже написано, нам уготована лишь пассивную роль – поточнее попытаться предсказать грядущее, чтобы отыскать в нем для себя местечко получше.
Все футурологические концепции сходятся в том, что будущего нет, мы каждый день создаём его сами, своими действиями и решениями. Конечно, наши возможности влиять на него ограничены, но и не так малы, как может показаться. Все, что окружает нас, от произведений искусства до передовых технологий, создано людьми, которые не пассивно дрейфовали по жизни, а активно меняли мир вокруг себя. Выдающиеся предприниматели создавали уникальные продукты и бизнес-модели, меняющие мир. И я убежден, что любой предприниматель должен ставить перед собой подобные задачи. Другое дело, что слово «мир» можно трактовать по-разному. Для кого-то это – небольшая рыночная ниша, а для кого-то – все человечество.
Будущего не существует, но мы можем – и это очень полезно, – обсуждать его возможные сценарии. При этом мы должны отдавать себе отчёт, что напиши мы хоть десять сценариев, мы все равно ошибёмся. Форсайт-сессия – это набор концепций и инструментов, позволяющих в формате живого диалога группы лиц (сотрудники компании, отраслевые эксперты и тд.) вырабатывать такие сценарии, обсуждая их вероятность и возможное влияние на жизнь людей или конкретный рынок. А это открывает возможности для поиска креативных решений по приближению желательных сценариев и удалению нежелательных.
На форсайт-сессиях мы строим сценарии, моделируя различные варианты изменений настоящего. И если группа креативна, это порождает большое количество инсайтов и идей, способных лечь в основу будущих продуктов или бизнес-моделей. Слово «различные» тоже важно. Еще одно распространённое заблуждение – что будущее это линейное продолжение сегодняшних трендов. Но опыт учит, что это не так (почитайте любые прогнозы пяти-десятилетней давности и улыбнитесь), и на форсайт-сессиях мы рассматриваем четыре архитипических варианта развития сегодняшних трендов.
При этом само размышление о будущем, а вовсе не сценарии на флипчартах, служит результатом форсайт-сессии. Целью форсайт-сессии служит сама сессия, а не родившиеся в результате сценарии. Поскольку будущего не существует, все сценарии – не более чем гипотезы. Но участие в форсайт-сессии так мощно раскрывает творческий потенциал участников, что они выходят с нее не только с видением сценариев будущего своей отрасли, но и с идеями как его создать.
Задача форсайт-сессии – открыть все мыслительные шлюзы, убрать барьеры, мешающие нам думать о будущем. На форсайт-сессиях мы умышленно выворачиваем наизнанку общеизвестные факты и общепринятые практики, чтобы представить себе мир, в котором все иначе. И если команда достаточно креативна и мотивирована на работу, результаты могут удивить участников в самом лучшем смысле этого слова.
На одной из форсайт-сессий под моей модерацией сотрудники компании придумали принципиально новую бизнес-модель, и сейчас с увлечением ее внедряют. На другой в ходе обсуждения родилась новая продуктовая линейка. В ходе третьей сотрудники компании поняли, что следуют ложным курсом, и решили полностью пересобрать свое клиентское предложение. Как мы этого достигаем? Заставляя себя думать о будущем, которое заведомо отличается от настоящего, мы выталкиваем себя из зоны когнитивного комфорта.
Любому человеку нужна стабильность. Каждый из нас предпочел бы просыпаться в понятном, надежном и предсказуемом мире. Потому и проваливается большинство неудачных мозговых штурмов – люди боятся перемен, их разум сопротивляется задаче придумывания нового. Знаете почему люди любят сиквелы популярных фильмов и книг? Потому что они, с одной стороны, новое, а с другой в них так много знакомого, привычного.
Инструменты форсайт-сессии задуманы таким образом, что не оставляют участникам ни одного шанса остаться в этой комфортной зоне. Волей-неволей им приходится придумывать мир, в котором все по-другому, а потом искать способ быть в этом мире успешными. Это очень эффективная и полезная техника – при условии, как я уже говорил, что команда сессии мотивирована на участие в ней.
В России форсайт как дисциплина развит очень слабо. Нет ни книг, ни курсов, хотя в США и Европе этим занимаются целые институты и школы. Но в будущем (это мой личный форсайт-прогноз:)) замечательный инструмент форсайт-сессии будет использоваться все больше и больше.
Что такое форсайт и как им пользоваться
Об эксперте: Евгений Виноградов — замруководителя «Атласа новых профессий», кандидат физико-математических наук, ведущий форсайт-сессий.
Теперь материалы РБК Трендов можно не только читать, но и слушать. Ищите и подписывайтесь на подкаст «Звучит как тренд» в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке», Castbox или на другой платформе, где вы слушаете подкасты.
Что такое форсайт?
Форсайт (от англ. Foresight — «предвидение») — это технология и формат коммуникации, позволяющие участникам договориться по поводу образов будущего, а также, определив желаемый, согласовать действия в его контексте [1].
Если говорить про форсайт как про глобальный исследовательский проект, то эта методология уходит корнями в 1950-е годы. Она была изобретена в США корпорацией RAND (англ. Research and Development, американская НКО с функцией стратегического исследовательского центра, работающего по заказам правительства и ВС США. — РБК Тренды), после чего распространилась в Южной Корее, Японии и других странах. Изначально это была «тяжеловесная» и довольно дорогая технология прогнозирования, в рамках которой на протяжении месяцев трудилось огромное количество экспертов.
Сейчас существует много разных модификаций форсайта. Мы в «Атласе новых профессий» основываемся на методике Rapid Foresight, поэтому я буду говорить преимущественно про него.
Быстрый форсайт (англ. Rapid Foresight, RF) — это инструмент для прогнозирования и формирования будущего, позволяющий за короткий период времени получить точные прогнозы и объединить людей для реализации своих представлений о нем.
Этот метод был сформирован в России в 2010 году. Одним из разработчиков методологии тогда стал спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития Дмитрий Песков. Также у истоков стояли основатель инициативы Global Education Futures Павел Лукша и руководитель проекта «Атлас новых профессий» Дмитрий Судаков.
Чем форсайт отличается от других методик работы с будущим
АСИ и партнерство «Конструкторы сообществ практики» выделяют несколько способов мышления о будущем:
Форсайт-сессии с привлечением экспертов зачастую оказываются более эффективным инструментом, чем, к примеру, простое экстраполирование на будущее данных прошлых лет. Почему?
Форсайт — не столько про прогнозирование, сколько про проектирование. В его основе лежит понимание того, что будущее вариативно и напрямую зависит от прилагаемых усилий. Поэтому главный вопрос, который стоит перед участниками, можно сформулировать так: «что мы совместными усилиями должны сделать уже сейчас для того, чтобы прийти к желаемому варианту будущего?»
Кроме этого, в форсайте немаловажную роль играет оценка событий с низкой вероятностью, но большим потенциальным влиянием на будущее исследуемой сферы. Пандемия коронавируса — яркий пример подобного события, их называют «черными лебедями» (по определению одного из известнейших философов современности Нассима Талеба).
Что такое «Черные лебеди» в форсайте
«Черные лебеди» — это точки бифуркации, которые определяются на обсуждениях во время форсайт-сессий. Их также называют «джокерами» или «дикими картами».
О том, что глобально теперь человеку угрожают не мировые войны, а именно эпидемии, в свое время предупреждали многие футурологи. Понятно, что они не говорили про 2020 год и группу коронавирусов, но они не раз подчеркивали, что мы вступаем в тот мир, в котором инфекции могут стать довольно опасной вещью, так как мы живем скученно, много путешествуем и т.д.
Важно понимать, что такие события очень редко ломают тренды или меняют их — чаще всего они их усиливают. Например, если говорить о переходе разных сфер в онлайн, люди так или иначе к этому шли и до коронавируса. Появлялись новые технологии, образовательные онлайн-курсы, все больше людей трудились из дома, задачи уходили на аутсорс, фриланс, все больше фирм отдавали предпочтение аренде офисов на короткое время вместо организации постоянного места работы. Благодаря пандемии эти тренды усилились. И уже сейчас понятно, что когда карантин закончится, выйдут из него не все: многие, например, продолжат работать из дома, потому что уже наладили себе рабочее место, и, по большому счету, это удобнее и дешевле.
Сколько человек участвует в подобных проектах и как их проводить?
Здесь важно разделять несколько принципиально важных моментов. Говоря о «форсайте», часто имеют в виду немного разные вещи.
Чаще всего под этим словом подразумевают именно форсайт-сессии. Обычно в них участвуют эксперты, модератор, который ведет процесс и сборщик, который следит за ходом дискуссии и ведет все записи. Оптимальное число участников — от 7 до 15 человек, а время на обсуждение обычно не превышает нескольких дней.
Форсайт как глобальный исследовательский проект строится сложнее. В рамках него сначала, как правило, проводятся предварительные исследования, на основе которых строятся гипотезы, и только после этого организуются обсуждения группами экспертов, которые начинают выстраивать на основе выводов настоящего пути в будущее, прогнозировать, проектировать карты, договариваться. При этом одной форсайт-сессии может оказаться недостаточно, тогда планируется ряд дополнительных. Такие исследования могут длиться достаточно долго и включать в себя участие очень большого числа специалистов. Например, в подготовке проекта «Атлас новых профессий 2.0» участвовало порядка 4 тыс. экспертов из разных стран мира.
Важную роль в форсайте играет подбор экспертов, к которым существуют определенные требования. Они сами должны быть заинтересованы в исследовании и готовы к последующим конкретным действиям.
На чем основывается любой форсайт?
В рамках любого форсайта проводится анализ тенденций и технологий, развивающихся в настоящее время в определенной области. Например, становится больше беспилотных автомобилей, все больше людей работают из дома, появляется все больше систем, основанных на больших данных. И так далее, зависит от того, что конкретно «форсайтят».
Когда начинает вырисовываться такая карта изменений, группа прогнозирует, к чему приведет в будущем развитие тренда. И здесь всегда выясняется, что кому-то оно несет пользу, а кому-то — угрозу.
Использую предыдущий пример: увеличение числа беспилотников угрожает работе таксистов, но дает новые возможности программистам и разработчикам, которые будут проектировать системы управления беспилотными автомобилями. Также это может повлечь за собой появление неких радиоэлектронных светофоров, которые будут стоять на перекрестках и выступать в роли контролера для двух авто, подъезжающих с разных сторон, если те по какой-то причине не будут «перекликаться» друг с другом напрямую. И так далее. И таким образом, перебирая возможные события и технологии, группа приходит к некому образу будущего.
После этого делаются так называемые ставки: то, что каждый из участников готов начать делать сейчас (вовлекать других людей, «пробивать» проекты, изменения через органы власти, инвестировать деньги), чтобы прийти к нужному варианту будущего. Например, если мы хотим, чтобы в 2030 году все летали на Луну, нужно уже сейчас думать над проектом космопорта, потому что это долго. А если мы этого делать не начнем, то придем уже к другому варианту будущего.
Какой временной период в форсайт-исследованиях?
В каждой индустрии свой горизонт прогнозирования и жизненный цикл. В индустрии моды, например, он достаточно короткий, и заглядывать далеко просто не имеет смысла, так как все может сильно поменяться. Это же касается, например, мобильных приложений, игровой индустрии.
Если же мы говорим об атомной энергетике, там люди мыслят понятиями пятидесяти лет и больше, и говорить о десятилетнем горизонте бессмысленно, так как ничего не поменяется, а то, что поменяется, скорее всего, было давно спланировано.
Какой процент таких прогнозов сбывается?
Составленная дорожная карта не статична, к ней нужно постоянно возвращаться и делать ее пересмотр с учетом того, что уже произошло. При этом в точности угадать что-либо задача не стоит.
Если, например, говорить об образовании, то во время форсайта в 2015 году (первой встречи участников Глобального форсайта образования в Калифорнии. — РБК Тренды) прогнозировалось многое из того, что мы видим сейчас: и про то, что будет продолжаться цифровизация обучения, и про появление новых форматов.
В нашем «Атласе новых профессий 2.0» 2020 год как раз был некой «точкой отсечки» для появления специальностей ближнего горизонта, и как мы недавно проанализировали, где-то ⅔ из них так или иначе действительно существуют. Они могут быть немного не в том виде, в котором были описаны, но уже точно есть сама деятельность и необходимость в выполнении этой работы.
Как самый яркий пример — менеджер межкультурной коммуникации. Мы его определили как человека, работающего в штате той или иной фирмы, который будет присутствовать при подписании международных договоров для консультирования в вопросах, связанных с культурными особенностями участников (условно, в костюме какого цвета и в какой день недели не стоит идти на переговоры). Выяснилось, что конкретно такая профессия внутри корпораций не образовалась, но появились отдельные фирмы, которые этим занимаются. Сама задача в основном ушла на аутсорс, либо этим занимаются экспаты, которых, когда необходимо, привлекают к переговорам в дополнение к обычной работе, либо эту услугу выполняют консультанты, временные специалисты.
Наша задача была не описать будущую профессию, а объяснить человеку, каким будет мир через десять лет, что в нем необходимо будет делать и что делать уже сейчас, чтобы этому научиться. И, как мне кажется, с этой задачей мы справились.