Фонд опек что это

Parkring 8, A-1010 Vienna, Austria
P.O. Box 995, A-1011, Austria
Tel: +43-1-515 64-0, Fax: +43-1-513 92 38
Email: info@ofid.org
Website: http://www.ofid.org
____________________________________________

Фонд является межправительственным финансовым институтом развития, занимающимся социально-экономической поддержкой развивающихся стран, которые не относятся к странам-участницам ОПЕК.
Идея создания Фонда международного развития ОПЕК (OFID) возникла на Международном Саммите Монархов и Глав государств-членов Организации стран – экспортёров нефти (OPEC), который состоялся в 1975 году. Результатом такой встречи на высшем уровне стала декларация, в которой содержался призыв к странам-участницам Саммита укреплять взаимовыгодное сотрудничество.
Фонд международного развития ОПЕК (OFID) уделяет особое значение развитию сотрудничества в направлении Юг-Юг, и в первую очередь занимается оказанием помощи наибеднейшим странам, с низким уровнем доходов и развития экономики. Помощь таким странам предоставляется в рамках разработанных проектов и принятых программ, посредством кредитования, дотаций на поддержание платёжного баланса, а также предоставление грантов на развитие торговли, технологий и ведение исследовательской деятельности.
Штаб-квартира Фонда международного развития ОПЕК (Фонд ОПЕК) располагается в Вене (Австрия) с 1976-го года, в бывшем дворце австрийского герцога Франца Карла Вильгельма (построенного между 1864-68 годами).
Начало деятельности Фонда ОПЕК (OFID) пришлось на 1976-ой год. В первый год своей деятельности Фонд международного развития располагал ресурсами в размере 800 млн. долл. А спустя год средства, направляемые в этот фонд странами-участницами ОПЕК, увеличились вдвое. К 1977-ому году Фонд OFID оказал помощь в продлении своих кредитов 58-ми развивающимся странам, а также занимался перенаправлением пожертвований от своих стран-членов и иных институтов развития (в том числе от Международного Валютного Фонда МВФ и Международного Фонда Сельскохозяйственного Развития IFAD). В результате своей успешной деятельности Фонд международного развития ОПЕК с мая 1980 года стал полноправным членом Постоянного Международного Агенства Развития.
В настоящий момент к Фонду ОПЕК присоединились 12 полноправных членов-государств: Алжир, Ангола, Эквадор, Иран, Ирак, Кувейт, Ливия, Нигерия, Катар, Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты.
Финансирование Фонда международного развития ОПЕК происходит за счёт добровольных взносов стран-членов ОПЕК и накопленных резервов, а также за счёт получения прибыли от различных операций организации. На конец 2008 года размер таких взносов составил 3 435 млн. долл., из которых 2 463 млн. долл. – это прямые взносы в OFID.
Высшим органом управления Фонда (OFID) является Совет Министров, который состоит из министров финансов или иных уполномоченных представителей стран-членов. Совет занимается изданием руководящих документов и инструкций по их применению, которым должны следовать Советы Управляющих. Кроме того Совет Министров занимается утверждением расходов Фонда и разработкой программ по финансированию развивающихся экономик. Обычно собрание Совета Министров происходит один раз в год.
Совет управляющих в свою очередь состоит из одного представителя и одного заместителя от каждой из стран-членов. Он отвечает за наблюдение за ходом выполнения указаний Совета Министров национальными правительствами стран-участниц OFID.
Кроме того, Совет Министров назначает Генерального Директора, который является главным исполнительным директором Фонда международного развития ОПЕК и его законным представителем в других международных организациях.
Издания OFID:;
— OFID Quarterly (ежеквартальное издание, в котором публикуются новости деятельности Фонда);
— OFID Annual (ежегодный отчёт о результатх деятельности организации);
— Special Publications (различные непериодические издания Фонда ОПЕК).

Источник

Фонд международного развития ОПЕК

Фонд опек что это. Смотреть фото Фонд опек что это. Смотреть картинку Фонд опек что это. Картинка про Фонд опек что это. Фото Фонд опек что это

Фонд опек что это. Смотреть фото Фонд опек что это. Смотреть картинку Фонд опек что это. Картинка про Фонд опек что это. Фото Фонд опек что это

Фонд опек что это. Смотреть фото Фонд опек что это. Смотреть картинку Фонд опек что это. Картинка про Фонд опек что это. Фото Фонд опек что это

СОДЕРЖАНИЕ

Штаб-квартира фонда ОПЕК [ править ]

Фонд опек что это. Смотреть фото Фонд опек что это. Смотреть картинку Фонд опек что это. Картинка про Фонд опек что это. Фото Фонд опек что это

История [ править ]

В результате его успешной работы страны-члены приняли решение в 1980 году преобразовать временный объект в постоянное юридическое лицо, называемое Фондом международного развития ОПЕК; в мае 1980 года оно стало постоянным агентством международного развития.

Страны-участницы [ править ]

Средства [ править ]

Фонд ОПЕК предоставляет финансовую помощь несколькими способами, при этом распределение между различными видами помощи со временем меняется по мере развития условий в странах-получателях и изменения потребностей. Методы финансирования включали:

Ресурсы [ править ]

Ресурсы Фонда ОПЕК состоят из добровольных взносов стран-членов и накопленных резервов, полученных в результате различных операций организации. Пополнение на 1 миллиард долларов США было одобрено в июне 2011 года высшим органом учреждения, Советом министров, как прямой ответ на растущие потребности развивающихся стран и негативное влияние финансового кризиса на их экономику. [5]

Бенефициары [ править ]

В принципе, все развивающиеся страны имеют право на помощь Фонда ОПЕК, хотя наименее развитым странам отдается более высокий приоритет, и на сегодняшний день они получили более половины совокупных обязательств этого учреждения. Также могут участвовать международные организации, деятельность которых приносит пользу развивающимся странам. Страны-члены Фонда ОПЕК исключены из возможности получения помощи, за исключением случаев оказания помощи при стихийных бедствиях или в контексте региональной программы. За прошедшие годы Фонд ОПЕК распространил свое присутствие на 135 стран. [6]

Операции [ править ]

Операции Фонда ОПЕК разделены на 10 основных направлений: [7]

Инициатива «Энергия для бедных» (EPI) [ править ]

Инициатива Фонда ОПЕК «Энергия для бедных» (EPI) [8] возникла из Торжественной декларации третьего саммита ОПЕК, состоявшегося в Эр-Рияде в ноябре 2007 года. Декларация призывала к полному искоренению энергетической бедности в качестве глобального приоритета и настоятельно призывала Фонд ОПЕК активизировать свои усилия в поддержку этой цели. EPI был запущен королем Саудовской Аравии Абдаллой бен Абдель Азизом в июне 2008 года и впоследствии принят Фондом ОПЕК в качестве флагманской программы.

С 2008 года Фонд ОПЕК неустанно работает над тем, чтобы выдвинуть энергетическую бедность на первое место в международной повестке дня и несет ответственность за всеобщее признание искоренения энергетической бедности как «недостающей» Цели развития тысячелетия.

В июне 2012 года страны-члены Фонда ОПЕК выпустили министерскую декларацию об энергетической бедности и выделили минимальную возобновляемую сумму в размере 1 миллиарда долларов США на финансирование EPI. Фонд ОПЕК соответственно увеличивает объем своих операций в энергетическом секторе в сотрудничестве со всеми соответствующими заинтересованными сторонами.

Фонд ОПЕК и инициатива ООН «Устойчивая энергетика для всех» (SE4ALL) [ править ]

Фонд ОПЕК имеет статус постоянного наблюдателя при Организации Объединенных Наций. [9] В результате своих громких пропагандистских усилий Фонд ОПЕК стал ключевым партнером программы « Устойчивая энергия для всех» (SE4ALL), которая преследует три цели: обеспечение всеобщего доступа к устойчивой энергии, удвоение энергоэффективности и удвоить долю возобновляемых источников энергии, все к 2030 году. Фонд ОПЕК считает свой собственный EPI дополнительным к целям SE4ALL. В 2011 году Генеральный директор Фонда ОПЕК Сулейман Джасир Аль-Хербиш был приглашен присоединиться к Группе высокого уровня Генерального секретаря ООН по SE4ALL, которой было поручено разработать Программу действий, которая была представлена ​​на саммите Рио + 20 в 2012 году.

Операции в государственном секторе [ править ]

Кредитование государственного сектора [10] составляет центральную опору операций Фонда ОПЕК, на него приходится более двух третей общих совокупных обязательств. Эти операции проводятся в прямом сотрудничестве с правительствами стран-партнеров в поддержку их национальных стратегий развития. Ссуды государственного сектора Фонда ОПЕК являются льготными, с низкими процентными ставками и длительными сроками погашения. Условия кредитования основаны на нескольких факторах, включая валовой национальный доход (ВНД) на душу населения каждой страны-партнера. К государственному сектору также относится вклад Фонда ОПЕК в Инициативу в отношении бедных стран с крупной задолженностью (HIPC).

Операции в частном секторе [ править ]

Фонд частного сектора [11] (PSF) был создан в 1998 году в ответ на растущий спрос среди стран-партнеров на инвестиции в частное предпринимательство, которое все чаще рассматривается как двигатель экономического и социального роста. Механизм представляет собой ориентированное на рынок окно финансирования, которое отвечает спросу на финансирование в развивающихся странах в поддержку их стратегий развития частного сектора. PSF стремится способствовать экономическому развитию, поощряя рост продуктивного частного предпринимательства в развивающихся странах и поддерживая развитие местных рынков капитала. Успешные меры стимулируют экономический рост, создают рабочие места и доходы и тем самым сокращают бедность.

Механизм торгового финансирования [ править ]

Механизм торгового финансирования (TFF) [12] Фонда ОПЕК был создан в 2006 году для расширения средств, имеющихся в распоряжении Фонда ОПЕК, для сокращения бедности и содействия экономическому развитию. Это отдельное дополнительное окно для поддержки отвечающих критериям развивающихся стран в их усилиях по достижению роста и процветания. Механизм ищет сделки, которые являются разумными с точки зрения развития, окружающей среды и общества, применяя кредитные принципы в соответствии со стандартной практикой и устанавливая разумные рыночные целевые показатели доходности. Финансирование TFF использовалось для поддержки импорта / экспорта разнообразных товаров / секторов, включая нефть, хлопок, сталь, стратегические продукты питания, одежду и оборудование.

Гранты присуждаются в основном на основе типа проекта и его ожидаемых результатов; количество бенефициаров; и социально-экономическое положение страны-получателя. Программа грантов включает следующие подпрограммы:

Взносы в другие организации [ править ]

Общий фонд сырьевых товаров (CFC) [ править ]

В рамках финансовой поддержки и в контексте Второго счета на общую сумму 46,4 млн долларов США сумма в 37,9 млн долларов США была выделена на поддержку 57 сырьевых проектов в 52 странах; 32 в Африке, 14 в Азии и шесть в Латинской Америке. Проекты, имеющие право на финансовую поддержку, ориентированы на сырьевые товары, охватывающие цепочку создания стоимости от производства до потребления и приносящие пользу бедным.

Международный фонд сельскохозяйственного развития (МФСР) [ править ]

Целевой фонд Международного валютного фонда (МВФ) [ править ]

Через Фонд ОПЕК финансовые ресурсы на сумму 110 млн долларов США были переведены рядом государств-членов ОПЕК в управляемый МВФ Целевой фонд, который был учрежден в мае 1976 года. от имени МВФ эти ресурсы были выделены для предоставления льготной помощи по платежному балансу правомочным странам-членам МВФ с низкими доходами.

Источник

Официальная помощь развитию: фонд ОПЕК

В статье анализируется деятельность Фонда ОПЕК для международного развития. Этот анализ используется для размышлений о помощи развитию по линии Юг-Юг

Ключевые слова: Фонд ОПЕК для международного развития, официальная помощь международному развитию

L.Kapitsa. International Official Development Assistance: TheOPEC Fund

The article focuses on The OPEC Fund for International Development. This is the basis for author’s thoughts on South-South development assistance

Key words: The OPEC Fund for International Development, International official development assistance

Фонд ОПЕК для международного развития представляет собой одну из моделей многосторонней помощи. В отличии от универсальных многосторонних организаций типа Всемирного банка или спецучреждений ООН, Фонд ОПЕК — это инструмент группы стран, объединённых общими интересами и целями. Будучи инструментом политики развивающихся стран, фонд в своей деятельности опирается на целевые установки сотрудничества Юг-Юг.

Специальный фонд ОПЕК

В 1960 г. развивающиеся нефтедобывающие государства создали Организацию стран — экспортёров нефти (ОПЕК) в противовес международному нефтяному картелю (см. вставку 1). Международный нефтяной картель, в который входили пять американских компаний («Exxon Соrporation» (название до 1973 «Standard Oil Соmpany of New Jersey»), «Texaсо Inсоrporated», «Mobil Соrporation», «Chevron» (название до 1984 «Standard Oil Соmpany of California»), «Gulf Oil Соrporation» (в 1984 поглощена «Chevron»), а также англо-голландская «Royal Dutch-Shell Group» и английская «British Petroleum Соrporation», практически полностью контролировал мировое нефтяное хозяйство, начиная от добычи нефти и кончая сбытом нефтепродуктов. В 1950-ые годы доля международного нефтяного картеля составляла: 65% в запасах, 55% в добыче, 67% в транспортировке и 75% в переработке нефти. Картелю принадлежали 85% нефтеперерабатывающих заводов капиталистического мира и около 2/3 танкерного флота, находившегося в частном владении. Участники картеля имели концессионные и арендованные площади более чем в 100 странах. Концессионные соглашения давали нефтяным компаниям абсолютные права на добытую в развивающихся странах нефть. За счет разницы между монопольно низкими закупочными ценами на нефть у развивающихся стран и сравнительно высокими ценами на нефтепродукты в странах-импортерах картель получал огромные прибыли.

Страны ОПЕК начали наступление на позиции нефтяного картеля в 1970-ые годы, осуществив широкую национализацию нефтяной промышленности и взяв в свои руки установление квот на добычу и экспортных цен на нефть, добываемую на их территории. В результате сфера деятельности международного нефтяного картеля в развивающихся странах была существенно урезана. Осенью 1973 ОПЕК сознательно снизила объёмы добычи нефти (примерно на 5 %), чтобы повлиять на мировые цены. Детонатором обострения отношений между членами ОПЕК и развитыми странами-импортёрами, особенно США и европейскими государствами, послужила четвертая арабо-израильская война. 16 октября 1973 цена на нефть поднялась на 70 %, с трёх долларов за баррель до пяти. В течение следующего года цена на нефть поднялась до двенадцати долларов за баррель.

Это событие вошло в историю под названием «нефтяное эмбарго», так как упомянутое снижение объёмов добычи было проведено из политических соображений и было инструментом давления государств ОПЕК на Запад в связи с их недовольством его поддержкой Израиля.

Ещё один существенный прыжок цен на нефть состоялся во время второго энергетического кризиса в 1979-80. Он был вызван сокращением добычи в связи с началом революции в Иране. Рост цен остановился лишь на отметке 6,5 долларов за баррель.

Беспрецедентная ситуация, сложившаяся в начале 1970-х годов в мировой экономики в результате роста цен на нефть, вызвала экономический коллапс во многих энергодефицитных развивающихся государствах, подорвав в определённой степени финансирование национальных программ развития. Если в одних развивающихся странах внезапно образовался избыток финансовых ресурсов в виде «нефтедолларов», то в других — стал стремительно расти внешний долг. Попытки воспроизвести опыт стран-членов ОПЕК другими развивающимися странами-экспортёрами минерального и сельскохозяйственного сырья, чтобы добиться перераспределения выгод от участия в международной торговле в их пользу, не принесли желаемых результатов. Тщетными оказались также усилия развивающихся стран добиться реформирования сложившегося международного экономического порядка через механизмы многосторонней дипломатии.

Проявляя солидарность с борьбой развивающихся стран против сложившегося несправедливого международного экономического порядка, страны-члены ОПЕК на конференции глав государств, состоявшейся в Алжире в марте 1975, приняли решение о создании временного финансового механизма, призванного смягчить последствия энергетического кризиса для развивающихся стран и компенсировать в определённой мере их финансовые потери, вызванных ростом цен на нефть. Такого рода механизмом стал Специальный фонд ОПЕК. Соглашение о его создании было подписано девятью странами — членами ОПЕК 28 января 1976 г. в Париже.

Организация стран-экспортёров нефти

ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Соuntries, OPEC), — межправительственная организация, координирующая и унифицирующая нефтяную политику стран-членов и разрабатывающая пути и методы защиты их интересов как на индивидуальной, так и на коллективной основе. Основана в 1960 Ираном, Ираком, Кувейтом, Саудовской Аравией, Венесуэлой. Впоследствии к ОПЕК присоединились Катар (1961), Индонезия и Ливия (1962), эмират Абу-Даби (1967), Алжир (1969), Нигерия (1971), Эквадор (1973) и Габон (на правах ассоциированного члена с 1973, полное членство с 1975). В ноябре 1962 ОПЕК зарегистрирована в Секретариате OOH как полноправная межправительственная организация. В 1965 установила официальные отношения с Экономическим и Социальным советом OOH, стала участником Конференции OOH по торговле и развитию.

Высший орган ОПЕК — Конференция стран-участниц, созываемая, как правило, 2 раза в год. Конференция решает вопросы приёма новых членов, утверждает состав Совета управляющих, бюджет и финансовый отчёт, назначает председателя Совета управляющих, генерального секретаря, его заместителей и ревизора. Совет управляющих подготавливает вопросы для Конференции, руководит работой Секретариата, являющегося постоянно действующим органом. Секретариат проводит исследования и готовит предложения для Совета управляющих и Конференции, осуществляет контроль за исполнением принятых решений, составляет проекты ежегодных бюджетов ОПЕК. В его состав входят административный, экономический, юридический, информационный и технический отделы.

Цель ОПЕК — обеспечение участия государства в эксплуатации своих нефтяных ресурсов, обеспечение стабильности цен на мировом рынке нефти и устойчивых доходов участников, регулярных поставок нефти в страны-потребители. Членом ОПЕК может стать страна, являющаяся крупным нетто-экспортёром нефти и признающая цели и задачи организации.

В первые годы существования ОПЕК главной задачей было повышение доходов от нефти, в последующие годы — изменение принципа расчёта платежей «ройалти», осуществление единой программы регулирования добычи нефти и установления единого уровня справочных цен, изменение условий концессионных соглашений и условий эксплуатации нефтяных ресурсов, создание национального нефтяного хозяйства в нефтедобывающих странах, а также вопросы сбыта нефти национальными компаниями. В общей мировой добыче нефти (исключая СССР) доля ОПЕК составляла около 42%, а в достоверных запасах нефти — 77%.

В мае 1968 Саудовская Аравия, Кувейт, Ливия, Алжир, Бахрейн, Ирак, Катар, Сирия, эмират Абу-Даби подписали соглашение об образовании организации арабских стран — экспортёров нефти (Organization of Arab Petroleum Exporting Соuntries; OAPEK), основная цель которой определять пути и средства защиты интересов стран-участниц по обеспечению поставок нефти на равноправных и справедливых условиях. В отличие от ОПЕК, OAPEK не занимается установлением цен на нефть, а осуществляет сотрудничество стран-участниц в различных сферах экономической деятельности в области нефтяной промышленности.

Сегодня членами ОПЕК являются 11 стран. Страны-основательницы организации: Венесуэла, Иран, Ирак, Кувейт и Саудовская Аравия, и полные члены ОПЕК: Катар (с 1961 г.), Ливия (с 1962 г.), Объединённые Арабские Эмираты (с 1967 г.), Алжир (с 1969 г.), Нигерия (с 1971 г.) и Ангола (с 2007 г.). Ряд стран, входивших в состав ОПЕК на разных этапах его существования, прерывали своё членство. Так, Индонезия вышла из ОПЕК в 2009 г., Габон — в 1994 г., а Эквадор — с 1992 г. по 2007 г.

В настоящее время на долю стран-членов ОПЕК приходится: свыше 80% мировых достоверных запасов нефти, 40% мирового производства и более 60% мирового экспорта сырой нефти.

Поскольку Специальный фонд ОПЕК создавался как временная финансовая структура с единственной целью демонстрации коллективной солидарности с дугими развивающимися странами, то объём его ресурсов был весьма скромен — 800 млн долл. Здесь, однако, необходимо напомнить, что к моменту создания фонда страны-члены ОПЕК уже предоставили развивающимся странам более 6 млрд долл. по линии двусторонней помощи.

Временный характер фонда отразился также и на структуре его официального счёта. Фактически единого счёта у фонда не было, а была совокупность 13 национальных счетов, держателями которых были национальные исполнительные агентства стран-участниц соглашения. Административные издержки фонда были минимизированы с помощью аутсорсинга проведения экспертной оценки и администрирования проектов и программ другим международным финансовым институтам. Займы, обещанный той или иной развивающейся стране, формировался из взносов стран-участниц соглашения. Это, естественно, повышало риск нарушения сроков предоставления займа. Однако, даже при такой сложной процедуре предоставления займов, фонд весьма успешно справлялся с поставленными задачам. К августу 1976 г. было выделено 200 млн долл. на поддержку платёжного баланса 45 развивающихся стран. К концу 1977 г. было предоставлено 70 займов 60 развивающимся странам. Кроме этого фонд предоставил ЮНКТАД грант в размере 83,6 млн долл. на поддержку Общего фонда для сырьевых товаров. К июню 1979 г. фонд выделил 40 млн долл. ПРООН на техническую помощь развивающимся странам.

В 1977 г. вдохновлённые успехом, страны-члены фонда внесли поправку в соглашение, которая позволила расширить ресурсную базу фонда за счёт аккумулирования процентных выплат по займам в качестве резерва. И, наконец, в мае 1980 г. Специальный фонд ОПЕК был преобразован в Фонд ОПЕК для международного развития (The OPEC Fund for International Development (OFID). Он получил статуc юридического лица и стал полноценным международным финансовым институтом с правом осуществления самостоятельных операций по мобилизации средств на международных рынках капитала.

Фонд ОПЕК для международного развития

Следует отметить, что за 35 лет своего существования фонд эволюционировал, отвечая на новые проблемы и вызовы, с которыми сталкивались развивающиеся страны. Так, в 1998 г. в рамках фонда была создана специальная финансовая структура для финансирования развития частного сектора в развивающихся странах, — Фонд для финансирования частного сектора (Private sector facility). В 2004 г. создаётся Смешанный фонд, а в 2006 г. — Фонд для финансирования торговли. Наряду с целевыми фондами были открыты и целевые счета: Специальный счёт для Палестины (2002 г.), Специальный грантовый счёт для борьбы против СПИД (2001 г.), Специальный грантовый счёт для финансирования операций по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (2005 г.) и др.

Свою поддержку усилиям развивающихся стран в области развития Фонд ОПЕК оказывает в следующих формах:

Таблица 1. Географическое распределение сумарной помощи госсектору Фонда ОПЕК для международного развития, на 31 декабря 2011 г.
(в млн долл.)

Финансовая поддержка платёжного баланса

Источник

Фонд опек что это

ОПЕК — это Организация стран экспортеров нефти. По структуре ОПЕК представляет собой картель, т.е. сообщество независимых участников, которые согласовывают некоторые общие действия и стратегии.

На территории стран ОПЕК находится 2/3 нефтяных запасов планеты. В ОПЕК добывают 35-40% всей нефти. А общемировой экспорт нефти на 50% состоит из поставок ОПЕК.

ОПЕК+ — сообщество государств не входящих в ОПЕК, но сотрудничающих с этой организацией и между собой в некоторых вопросах добычи и экспорта нефти. Это сообщество менее организовано, но также обладает значительными запасами нефти и существенно влияет на мировой рынок.

Ни в ОПЕК, ни в ОПЕК+ ни одна страна не подчиняется другой, хотя неформальное влияние есть. Чтобы представлять себе текущее положение дел на нефтяном рынке, посмотрим список основных производителей нефти.

Список стран по уровню нефтедобычи

Так выглядело распределение мировой добычи нефти по странам в 2016 году:

Доля других стран меньше, при необходимости они кооперируются с лидерами.

Как на рынке нефти появилась ОПЕК

До середины 20 века, нефть была сравнительно дешевой. Хотя она и являлась стратегическим товаром, но не имела такого значения как сейчас. Конкурентом нефти был уголь, а потребление нефтепродуктов было не сопоставимо с нынешним.

До начала 60-х годов мировую торговлю нефти в значительной степени контролировали 7 транснациональных корпораций. А самые богатые запасы нефти и наилучшие условия добычи оказались в относительно бедных странах. Эти страны желали освободиться от диктата корпораций и больше зарабатывать на экспорте.

Потому в 1960 году в Багдаде 5 государств с большими запасами сырья договорились о создании ОПЕК. Это были:

С течением времени спрос на нефть рос, а страны-участницы ОПЕК провели несколько согласованных акций. Так арабские участники картеля организовали в начале 70-х Нефтяное эмбарго Западных стран за поддержку Израиля. В ответ цены нефти на мировом рынке поднялись в 4 раза, с 3 до 12 долл. На пике спроса, в июле 2008 года, баррель нефти продавался за 140,73 долл.

Цена нефти с 1861 г. до 2015 г. в долл. США с учетом инфляции.

Состав ОПЕК пополнялся новыми государствами, некоторые из них значительно разбогатели, другие по-прежнему остаются в нищете, имеют проблемы с продовольствием, иногда пользуются международной гуманитарной помощью.

Появление ОПЕК+

Сообщество ОПЕК+ появилось в 2016 году на волне недовольства некоторых крупных экспортеров нефти действиями ОПЕК. Особую роль в ОПЕК+ играет Россия.

Россия (а до нее СССР) часто выражала несогласие с действиями ОПЕК, ее интересы по объективным причинам, заметно отличались от интересов арабских государств и США. А положение США по множеству факторов не совпадала, ни с интересами ОПЕК, ни с действиями России.

Так образовался своего рода треугольник интересов, который сыграл основную роль в нефтяных коллизиях 2020 года.

Кто входит в ОПЕК?

Полноправными членами ОПЕК являются:

Большинство стран-членов ОПЕК – сравнительно бедные развивающиеся государства, но вместе, как единая структура, они серьезно влияют на мировую экономику и, косвенно, на некоторые политические вопросы. Особое влияние в ОПЕК имеет Саудовская Аравия.

Кто входит в ОПЕК+?

Это сообщество гораздо менее организованно, чем ОПЕК, но также пытается влиять на мировой рынок нефти, особенно на экспортные цены. Неформальным лидером ОПЕК+ считают Россию.

Чем различается нефтедобыча в Персидском заливе, России и США?

Первое и важнейшее отличие – себестоимость добычи и транспортировки нефти.

Персидский залив

Тут в наилучшем положении Саудовская Аравия, Иран и другие страны Персидского залива. Простыми словами можно сказать, что:

Себестоимость добычи нефти в этих странах от 8,5 долл. до 12,6 долл. Средняя цена безубыточности, с учетом транспорта, налогов и пр. – от менее чем 10 долл. до 22 долл.

США и Канада

Значительную часть производства в США составляет сланцевая нефть. Это принципиально иной вариант добычи, сильно отличающийся от скважин в Аравии, России и др. Объяснить подробности не будем, скажем только, что:

Средняя безубыточная цена нефти в США (на всех месторождениях) – порядка 40-49 долл.

Россия

Россия добывает нефть в разных местах, но большей частью в труднодоступных районах Крайнего Севера и Сибири.

Из-за всего этого и по некоторым другим причин российская нефть дороже. Пишут о себестоимости в 17,2 или 25 долл., но безубыточная цена – 42-44 долл.

Но с другой стороны, из-за названных особенностей добычи и транспортировки, Россия не может сильно уменьшить производство нефти.

Потому несмотря на масштаб экономики РФ, при падении цен падает и курс российского рубля. На этот счет есть даже неофициальная формула:

В бюджете 2020 года цена нефти 2709 росс. руб. за баррель. Однако на 19 часов 14 апреля 2020 года нефть стоила 30,78 долл., но курс доллара к рублю по ЦБ РФ равнялся 73,32. Причиной могли быть валютные интервенции Центробанка и другие факторы.

Срыв сделки ОПЕК+ и падение нефтяных цен в 2020 году

Между нефтедобывающими странами всегда присутствует некоторое напряжение. И по причине разности интересов и условий, и по другим экономическим и политическим моментам. В прошлые годы много писали о том, что в России сильно недовольство добычей американской сланцевой нефти. США не вписывались в действующий формат отношений между добывающими странами и при высоких ценах на нефть занимали все большую нишу на международном рынке.

Еще один важный момент – компании США, в соответствии с американскими законами, не могут участвовать в картельных сделках. Государственная власть не может диктовать им объемы добычи и цены. Это затрудняло партнерские отношения Америки с другими нефтедобывающими государствами.

У Саудовской Аравии имелись противоречия с Россией. Саудиты чаще настаивали на сокращении добычи ради поддержания высоких цен нефти на мировом рынке, а Россия считала невыгодным для себя любое снижение, это активно сопротивлялись крупнейшие добывающие компании РФ.

До 1 апреля существовала сделка в рамках ОПЕК+, которая ограничивала добычу ради поддержания цен. 6 марта 2020 года Россия заявила, что не будет продлевать эту сделку, по которой должна снизить добычу на 300 тыс. барр.

В результате Россия согласилась подписать новое соглашение в формате ОПЕК+, но снижать добычу пришлось не на 300 тыс. барр., а уже на 2,5 млн. барр. Цены на мировом рынке пошли вверх, но колебались на отметке в 30 долл. за барр. Для сравнения – в начале года 66-68 долл. за барр.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *