Форма возмещения натуральная по каско что это такое

ВС РФ объяснил, можно ли взыскать утрату товарной стоимости при натуральной форме возмещения по каско

Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть картинку Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Картинка про Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое
Jirsak / Depositphotos.com

Страхователь, автомобиль которого был отремонтирован по направлению страховой организации в соответствии с условиями договора каско, обратился к страховщику с иском о взыскании вызванной страховым случаем утраты товарной стоимости (УТС).

Суды двух инстанций признали это требование обоснованным, поскольку условиями страхования не предусмотрено, что при определении размера страхового возмещения УТС не учитывается. Следовательно, в силу разъяснений, содержащихся в п. 41 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2013 г. № 20, УТС подлежит возмещению наряду с иным реальным ущербом (Определение Судебной коллегии по гражданским делам ВС РФ от 21 мая 2019 г. № 37-КГ19-2).

Однако ВС РФ с таким выводом не согласился. Он указал, что форма страхового возмещения и его размер определяются договором страхования. В рассматриваемом случае правилами страхования, на основании которых заключен договор, предусмотрено, что при повреждении транспортного средства страховщик в счёт страхового возмещения осуществляет организацию и оплату ремонта на станции технического обслуживания автомобилей. При этом размер ущерба определяется на основании сметы затрат на восстановление транспортного средства, составленной ремонтной организацией.

Таким образом, стороны, заключая договор страхования, согласовали натуральную форму страхового возмещения. В связи с этим ВС РФ пришел к выводу, что возмещение в большем объеме, в том числе путем выплаты УТС, договором не предусмотрено и это не противоречит требованиям закона.

Напомним, что ВС РФ и ранее высказывал точку зрения, в соответствии с которой во взыскании УТС по договору каско при определенных условиях может быть отказано. Однако соответствующие разъяснения касались случаев, когда условиями страхования прямо предусматривалось, что УТС возмещению не подлежит (п. 3 Обзора, утвержденного Президиумом ВС РФ 27 декабря 2017 г., определение СК по гражданским делам ВС РФ от 19 февраля 2019 г. №14-КГ18-58, определение СК по гражданским делам ВС РФ от 15 июня 2018 г. № 43-КГ18-5).

Источник

Ремонт vs. деньги: как работает натуральное возмещение в ОСАГО

С весны 2017 года у покупателей новых полисов ОСАГО появилась возможность выбирать между возмещением деньгами или ремонтом пострадавшего в аварии авто. Разбираемся, как работает натуральное возмещение на практике и что делать, если вам плохо отремонтировали машину.

Как это работает

Новые правила распространяются на полисы «автогражданки», купленные после 28 апреля 2017 года.

1. После проведения технической экспертизы страховщик выдаёт потерпевшему направление на ремонт и оплачивает стоимость этого ремонта.

2. Потерпевший получает направление на ремонт в конкретную точку, которая находится не далее чем в 50 км от места ДТП или его дома. По закону клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня. Однако пока у страховщиков очень мало договоров, поэтому они назначают точку ремонта сами, поясняют представители компаний.

3. В ремонте не допускается использование б\у запчастей. А сами работы должны проводиться не дольше 30 рабочих дней со дня представления гражданином своего автомобиля на станцию технического обслуживания.

4. Минимальный гарантийный срок составляет 6 месяцев. Услуги, связанные с лакокрасочными работами, находятся на гарантии 12 месяцев.

Важно: по закону за клиентом сохраняется право выбора формы возмещения (натуральная или денежная). Если он выбирает вторую, то пишет отказ от первой формы и должен получить деньги на счёт.

Как принимать автомобиль после ремонта

По словам защитников прав потребителей, в отдельных случаях клиенты сталкиваются с навязыванием натурального возмещения по ОСАГО со стороны страховщиков. «Компании смотрят, что им выгоднее: если машина старая и запчасти на неё ставить дорого, они не будут её ремонтировать, а выплатят деньги с учётом износа. Если машина посвежее, они стараются направлять такие машины в сервисы», — рассказывает руководитель портала «Антистраховщик.РФ» Илья Афанасьев.

По его словам, гражданин имеет право настоять на денежной выплате, если считает такой вариант для себя более удобным.

Если вы выбрали натуральную форму возмещения, президент Ассоциации защиты страхователей, основатель мобильной платформы OSAGO Николай Тюрников рекомендует принимать машину после ремонта в сопровождении профессионала, эксперта по качеству ремонта. Услуги такого специалиста могут стоить в районе 3 тысяч рублей.

«В автомобиль могут быть поставлены б\у детали, что запрещено законом, может быть сделан некачественный ремонт, поэтому машину нужно принимать именно с ним», — говорит Тюрников.

Если эксперт считает, что ремонт сделан некачественно, то подписывать акт приёма автомобиля нужно с замечаниями. Это важно, потому что после подписания акта приёма-передачи оспорить что-то будет сложнее.

Следует обязательно указать, с чем вы не согласны. А далее нужно обратиться в страховую компанию с претензиями, после чего она должна эти недостатки устранить. «Страховщиком должен быть оперативно организован осмотр, и на основании его уже принято решение об устранении выявленных недостатков, если они действительно установлены», — подтверждает начальник инженерного отдела «АльфаСтрахование» Дмитрий Павлов.

«Если нарушения не устранены, нужно просить эксперта написать заключение и с ним обращаться в суд», — советует Тюрников.

Что происходит на практике

Сами страховые компании говорят, что пока ремонт вместо денег не очень распространён. Дмитрий Павлов говорит, что натуральное возмещение выбирают 30% пострадавших в авариях клиентов компании.

По статистике компании «РЕСО-гарантия», в Москве и Санкт-Петербурге на ремонт отправляется около 6% автомобилей. В других регионах страны это от 35% до 46% от обратившихся за выплатой по ОСАГО. По данным Российского союза автостраховщиков, в целом по России ремонтом урегулируется около 10–12% от общего количества убытков в ОСАГО.

По словам замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игоря Иванова есть две причины, почему натуральное ОСАГО пока непопулярно.

Во-первых, не все станции техобслуживания соглашаются работать на условиях, прописанных в законе (расчёт стоимости ремонта должен производиться на основании единой методики, утверждённой ЦБ, и на основании цен, которые прописаны в единых справочниках запчастей).

Во-вторых, в некоторых случаях самим автомобилистам выгоднее взять деньги. Например, они хотят ремонтировать машины в привычных для себя сервисах, не доверяют сложившейся системе или просто хотят продать повреждённый автомобиль без ремонта, объясняет Иванов.

Источник

Как страховщики возмещают ущерб по каско? Часть 1

Формы возмещения

В классическом каско встречаются две формы возмещения убытков: денежная и натуральная. Последний вариант предполагает восстановительный ремонт транспортного средства при страховом событии по риску «Ущерб». Денежная форма возмещения предусмотрена по следующим страховым событиям:

Определение размеров ущерба, который называется тотальной гибелью, содержится в статье «Каско: с GAP или без».

Размер возмещения

В случае с хищением размер суммы возмещения будет определяться по различным критериям:

Посмотрим, как может меняться сумма возмещения по риску «Хищение» при изменении различных условий страхования.

Пример 1. Страховая сумма по договору каско составляет 1 000 000 руб. Учёт износа автомобиля не предусмотрен, какие-либо франшизы отсутствуют. Через полгода после оформления договора страхования происходит угон. Ключи и документы на автомобиль не были утрачены, так как в момент хищения не находились внутри транспортного средства. Требования по наличию противоугонной системы были соблюдены. Выплата по страховому событию составит 1 000 000 руб.

Пример 2. Страховая сумма по договору каско составляет 1 000 000 руб. Предусмотрена безусловная франшиза – 30 000 руб., которая вычитается из возмещения при любом страховом событии. В договоре зафиксировано условие ежемесячного снижения страховой суммы на 1,5% с учётом износа транспортного средства. Через полгода после оформления договора страхования происходит открытое хищение (ограбление). Требования по наличию противоугонной системы не были соблюдены. На этот случай в полисе прописано право страховщика снизить сумму возмещения на 20%. Ключи и документы на автомобиль были утрачены, так как в момент хищения находились внутри транспортного средства. Рассчитаем выплату по страховому событию.

1. Определим размер вычета за износ:

1 000 000 * 9% = 90 000 (руб.);

2. Рассчитаем сумму возмещения с учётом износа и франшизы: 1 000 000 – 30 000 – 90 000 = 880 000 (руб.);

3. Учтём возможность страховщика снизить сумму выплаты из-за несоблюдения страхователем требований по наличию противоугонной системы в застрахованном автомобиле: 880 000 (руб.) – 20% = 704 000 (руб.).

Выплата составит 704 000 руб.

Претензий со стороны страховщика по поводу утраты ключей и документов не должно быть, так как хищение было открытым. Страховые компании рассматривают каждый заявленный убыток в индивидуальном порядке, и в данном случае санкции, связанные с отсутствием или неисправностью противоугонной системы, могли быть не приведены в действие. Но наличие постоянной франшизы и уменьшаемой страховой суммы всегда будет учитываться при расчёте страхового возмещения по хищению.

При тотальной гибели транспортного средства список критериев, влияющих на размер страховой выплаты, включает в себя:

Пример 3. Страховая сумма по договору страхования составляет 2 000 000 руб. Предусмотрена безусловная франшиза – 20 000 руб., которая вычитается из возмещения при любом страховом событии. Учёт износа автомобиля не предусмотрен, страховая сумма не меняется в течение срока действия договора. Происходит ДТП, последствиями которого становится тотальная гибель транспортного средства. Стоимость его остатков оценена экспертами в 270 000 руб. Соглашением сторон принято решение оставить их у страхователя. Страховая выплата составит:

2 000 000 – 20 000 – 270 000 (руб.).

Если бы страхователь предоставил остатки транспортного средства в компанию, он получил бы выплату в размере страховой суммы за вычетом только франшизы. В данной же ситуации из суммы возмещения был произведён вычет стоимости остатков. Это даёт возможность страхователю самостоятельно реализовать их на свободном рынке. Решение оставить пострадавший автомобиль у себя зачастую мотивировано желанием продать его как можно дороже. Ведь далеко не всегда страхователи согласны с результатами экспертной оценки стоимости остатков.

Сроки возмещения

Срок принятия решения по страховому событию отсчитывается с момента предоставления всех требуемых от страхователя документов. Их перечень может отличаться у разных страховщиков, как и сроки возмещения по различным страховым событиям. В среднем время на принятие решения составляет:

30 дней – по хищению транспортного средства;

15 дней – по тотальной гибели транспортного средства.

Причины возможного увеличения сроков принятия решения по страховым событиям должны быть прописаны в правилах страхования.

В данном материале был рассмотрен порядок урегулирования по страховым событиям, предусматривающим денежные выплаты. В следующей статье расскажем о том, насколько оперативно и в каком объёме страховщики производят натуральное возмещение по риску «Ущерб».

Интересуют другие статьи на эту тему? Рекомендуем подписаться на нашу рассылку, и все свежие материалы и актуальные предложения «Открытого журнала» будут приходить сразу на вашу электронную почту. Всё, что нужно, – ввести свой email в соответствующую форму внизу страницы. Давайте оставаться на связи друг с другом!

Источник

Выплаты по Каско

Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть картинку Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Картинка про Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое

Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть картинку Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Картинка про Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое

Способ страхового возмещения по КАСКО определяется владельцем самостоятельно при подписании договора. В зависимости от степени повреждений способы делятся на: ремонт, возмещение стоимости ремонта и компенсация стоимости при угоне или гибели автомобиля.

Выплаты по КАСКО: условия, документы, сроки, как получить

Договор автострахования предусматривает практически любые возможные ситуации, в зависимости от вида риска страховое возмещение по Каско бывает:

Способы страхового возмещения выплат Каско

Способ страхового возмещения по КАСКО (выплаты или ремонт) можно выбрать самому при заключении договора в страховой компании, если ваш автомобиль не куплен в кредит и не находится на гарантии.

Способы компенсации ущерба:

Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Смотреть картинку Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Картинка про Форма возмещения натуральная по каско что это такое. Фото Форма возмещения натуральная по каско что это такое

Документы для обращение в страховую компанию за выплатами по Каско

Обращаться в страховую компанию за выплатой по Каско нужно только при наступлении страхового случая. Первым делом необходимо позвонить сотрудникам ГИБДД. Затем в свою страховую компанию. В среднем дается три дня для того, чтобы подать заявление о страховой выплате по Каско, в некоторых страховых компаниях этот период достигает пяти дней.

Документы для получения выплаты от страховой компании по КАСКО за угон

Документы для получения выплаты по КАСКО за ущерб

Выплаты по КАСКО перечень страховых случаев

Список страховых случаев для выплат:

Страховые случаи выплаты без ДТП по КАСКО перечень страховых случаев

Исключение составляют ситуации, причиной которых являются неисправности машины (кроме поломок, возникших в результате ДТП), в случае если это не оговорено в договоре. В результате воздействия природных явлений (молнии, град, вихрь, смерч и т. д. ). Если ЧС будет признана стихийным бедствием, то выплат не будет. Повреждения, связанные с падением льда, снега и иных предметов. Хищение деталей ТС или умышленное нанесение ущерба автомобилю третьими лицами.

Источник

Расчет и осуществление выплаты в каско

Важным разделом правил страхования, в котором отражается порядок определения размера ущерба и то, как этот ущерб будет компенсирован, является раздел «Определение размера ущерба и условия осуществления выплаты».

Обычно урегулирование убытка по всем случаям, кроме хищения и конструктивной (полной) гибели автомобиля, осуществляется в соответствии с формой возмещения, выбранной страхователем при заключении договора. Попытки страховщика предложить форму возмещения, отличную от согласованной при заключения договора, на практике достаточно редки.

При выборе денежной формы возмещения страховщик на основании акта осмотра производит расчет ущерба по полученным в результате страхового случая повреждениям. При первичном осмотре обычно фиксируются только видимые повреждения, и, если в ходе ремонта выясняется, что обнаружены не отраженные в акте осмотра повреждения, необходимо обратиться к страховщику для проведения дополнительного осмотра. Расчет объема работ производится в специализированных программах и подразумевает соблюдение технологии завода-производителя. Стоимость нормочаса работ, материалов и запасных частей разные страховщики принимают разную, но зачастую каждый страховщик ориентируется на договоры со СТОА, которые у него заключены, причем на самые дешевые расценки для рассчитываемой марки автомобиля. Эти договорные расценки обычно ниже, чем для физических лиц, и потенциально такой выплаты может быть недостаточно на ремонт. Практически все страховщики пытаются предлагать иную форму возмещения, так как возмещение денежными средствами часто используют мошенники, а размер выплаты – предмет наиболее частых разногласий между страхователем и страховщиком. После расчета размера убытка из полученной суммы будет вычтен объем ранее зафиксированных повреждений и иные, предусмотренные договором моменты (франшиза, износ и т. п.). Окончательная сумма, при признании случая страховым, будет выплачена страхователю.

При выборе натуральной формы возмещения – ремонта на СТОА, размер ущерба будет определяться на основании выставленных СТОА счетов. Страхователю выдается направление на ремонт на СТОА, с которыми у страховщика есть договорные отношения, вид СТОА – официальный дилер или нет – определяется условиями договора. Если договор содержит условия по износу и франшизе, то страхователь должен осуществить оплату данных сумм на СТОА или в кассу страховщика. Объем повреждений, зафиксированный при осмотрах ранее, будет исключен из направления на СТОА. Данный способ возмещения не предполагает спора страхователя со страховщиком по размеру выплаты, поскольку страховщик производит оплату непосредственно СТОА, нет необходимости обращаться для проведения дополнительных осмотров по скрытым повреждениям, так как СТОА самостоятельно передаст информацию страховщику. При натуральной форме возмещения самый частый предмет недовольства страхователей – сроки ремонта, потому что, помимо объективных сроков ожидания запасных частей, СТОА и страховщик зачастую не могут согласовать между собой объемы ремонта, и восстановление автомобиля может длиться месяцами. Страхователь в такой ситуации оказывается в неопределенном положении, так как не может повлиять ни на страховщика, который сообщает, что выполнил свои обязательства, ни на СТОА, с которой у страхователя нет договорных отношений. Часто возникают претензии и по качеству ремонта.

Вариант возмещения «ремонт на СТОА по выбору страхователя» теоретически должен устранять проблемы и со сроками ремонта, и с недостаточностью возмещения, но у всех страховщиков прописан порядок урегулирования таких случаев, совмещающий выплату в денежной форме по калькуляции и ремонт по направлению страховщика, что может значительно усложнить процедуру получения страхового возмещения. Страхователь сначала должен представить автомобиль на осмотр, затем, при необходимости, на дополнительные осмотры, а после ремонта предоставить заказ-наряд СТОА, оформленный в соответствии с расписанным в правилах порядком.

Срок выплаты возмещения по любой из обозначенных выше форм обычно указывается в пределах 30 календарных дней, и последнее время все чаще срок вполне определенный, а не размытый, как 5–10 лет назад, но в правилах всегда оставляется возможность для продления срока. Серьезные страховщики в большинстве случаев урегулируют убытки в существенно меньшие сроки, особенно если размер ущерба не является значительным. Направление на СТОА часто выдается в день обращения.

Урегулирование убытков по случаям конструктивной гибели ничем не отличается от описанных выше процедур до проведения осмотра. Как только страховщик определяет, что размер ущерба достигает определенного процента от страховой стоимости, оговоренного в правилах страхования как размер ущерба, при котором признается конструктивная (полная) гибель (обычно от 65% до 75% от страховой стоимости), процедура изменяется. Если расчетный размер ущерба достиг оговоренного процента, то страховщик, определив ориентировочную стоимость годных остатков, вступает со страхователем в переговоры об их судьбе. В зависимости от результатов переговоров у страхователя запрашиваются все необходимые для передачи страховщику и последующей реализации страховщиком годных остатков документы (справка ГИБДД об отсутствии ограничений на регистрационные действия, договор купли-продажи и т. п.), в случае передачи остатков страховщику, или страховщик производит удержание из выплаты стоимости годных остатков. Такая стоимость определяется на специальных аукционах или экспертным путем, с составлением отчета эксперта. Чаще всего страховщик, в случае удержания стоимости годных остатков из размера выплаты, предлагает страхователю покупателя на годные остатки со стоимостью, равной вычитаемой страховщиком. Обусловлено это желанием страховщика снизить расходы на ведение дела, а манипулирование со стоимостью годных остатков страховщику невыгодно, так как страхователь в любой момент может передать годные остатки страховщику, заявив абандон (односторонний отказ страхователя от прав на застрахованное имущество) в соответствии с пунктом 5 статьи 10 закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Размер страхового возмещения определяется исходя из страховой суммы, из которой, в зависимости от условий договора и соглашения со страхователем, удерживаются: франшиза, износ, годные остатки, предыдущие выплаты, объем повреждений, не относящийся к заявленным страховым случаям по договору. После выплаты возмещения по случаю конструктивной гибели договор страхования всегда прекращается, так как страховщик выполнил свои обязанности в полном объеме.

Порядок урегулирования убытка по случаям хищения мало чем отличается от случаев гибели, за одним исключением – в связи с отсутствием объекта нет осмотра и нет годных остатков. Размер страхового возмещения также определяется исходя из страховой суммы, из которой, в зависимости от условий договора, удерживаются: франшиза, износ, предыдущие выплаты. Страхователь подписывает абандон (отказ страхователя от своих прав на застрахованное имущество) или сторонами подписывается соглашение, обязывающее страхователя вернуть выплаченное страховое возмещение в случае обнаружения автомобиля. После выплаты возмещения по случаю хищения договор страхования также прекращается.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *