Формат акустики что это
Акустические системы: мини-ликбез
От редакции: несмотря на то, что многие из вас, уважаемые читатели, являются довольно продвинутыми пользователями и даже профессионалами в своих областях, мы все-таки решили опубликовать этот мини-ликбез. Причины такого нашего решения просты: во-первых, никогда не мешает повторить базовые понятия, и во-вторых, даже супер-профессионал, наизусть знающий микроархитектуры всех современных микропроцессоров, совершенно не обязательно может легко читать профессиональные статьи по звуку.
Мы планируеим изредко публиковать подобные ликбезы и в других рубриках нашего сайта, а от вас, как обычно, ждем обратной связи. Читайте!
Немного истории
Устройство обычной колонки
В настоящее время на рынке представлены колонки с двумя разными типами динамиков. В первом основой является так называемый конусный излучатель или диффузор. Принцип действия таких динамиков основан на взаимодействии переменного магнитного поля магнитной катушки с полем постоянного магнита. В результате получается достаточно мощный звук и неплохие басы. В другом типе динамиков вместо диффузора используется плоская мембрана. В этом случае колонки теряют в мощности и широте частотного диапазона, зато приобретают очень миниатюрные размеры (особенно в глубину). Таким образом, динамики с плоской мембраной используются в основном в бюджетных системах в связке с сабвуфером.
Но не только динамики играют большую роль в качестве звука. Очень многое зависит и от устройства корпуса колонки. Существует множество разных конструкций. Думаю, нет смысла вдаваться в подробности, поскольку чаще всего корпуса компьютерных колонок, хоть и сильно различаются между собой, тем не менее, разработаны достаточно хорошо. Просто стоит отметить, что предпочтительнее приобретать колонки из дерева, поскольку именно этот материал обладает хорошими поглощающими свойствами, которые обеспечивают чистоту звука.
Что нужно для качественного звучания
Содержание
Содержание
Домашняя аудиосистема или кинотеатр состоят из кучи компонентов, но в том, чтобы собрать их воедино, нет ничего сложно. Для начала нужно выбрать помещение под аудиосистему или домашний кинотеатр. От комнаты будет зависеть все остальное — мощность системы, ее формат, размеры колонок и итоговое качество звука. Дальше дело за малым.
Выбор колонок. Вид и формат
Для начала нужно выбрать вид аудиосистемы. Самые популярные форматы:
Далее надо определиться с тем, куда поставить колонки. Есть два варианта:
Здесь самый лучший момент, чтобы решить, стоит ли заморачиваться с выбором усилителя, или стоит пойти по пути активной акустики. Первый вариант обычно выбирают те, кто нацелился на определенную модель пассивных колонок, либо у кого уже есть неплохой усилитель. Однако нюансы характера усилителя лучше всего слышно на большой громкости с большими мощными колонками, поэтому для небольших помещений можно остановиться и на активной акустике.
Характеристики колонок
Определившись с основными параметрами и выбрав пару вариантов колонок, нужно заглянуть в их характеристики.
Диапазон воспроизводимых частот мало что скажет о качестве звучания акустики, поскольку неизвестно, на каком уровне громкости она эти частоты воспроизводит. Более полезным станет график АЧХ, иногда его можно найти на сайте производителя, иногда его измеряют энтузиасты.
Непосредственно качество звучания лучше всего оценивать своими ушами — прийти в магазин и попросить консультанта поставить несколько любимых треков. Вот здесь есть руководство, по каким параметрам оценивать звучание аудиосистемы, а здесь — готовая подборка тестовых треков для сабвуфера.
Усилитель
Если акустика пассивная, к ней нужен усилитель. Подбор усилителя сводится к определению необходимой мощности (должна быть эквивалентна суммарной мощности колонок) и импедансу (обычно усилители работают в диапазоне импедансов, так что тут проблем возникнуть не должно).
Аудиофилы сломали много копий в спорах о качестве звучания усилителей, однако в целом все сводится к уровню искажений и соотношению сигнал\шум (определяющему, будет ли шипеть аудиосистема в тихих моментах песни). В современных транзисторных усилителях уровень искажений измеряется сотыми долями процента, а соотношение сигнала к шуму перевалило за 100 Дб (шум при этом абсолютно неразличим). Кстати, поэтому в студиях звукозаписи и на концертных площадках все усилители для линейной акустики всегда транзисторные.
Современные усилители часто имеют на борту ЦАП и оснащены Wi-Fi и Bluetooth, что позволяет подключать их к ПК, смартфону и другим портативным девайсам, а также к беспроводным колонкам.
Провода
О проводах для аудиосистем ценою в дом ходят легенды. Однако для бытовых нужд есть два пути. Если колонки и усилитель\проигрыватель стоят недалеко друг от друга, то в большинстве случаев будет достаточно обычных качественных RCA-кабелей, в простонародье — колокольчиков.
Если же комната большая, а система многоканальная, тогда можно взять акустический кабель в катушках, а нужный джек прикрепить самостоятельно. Главное правило при выборе почти любого провода: чем толще сечение проводника, тем лучше, поскольку сопротивление провода будет меньше. При недостаточном сечении часть мощности усилителя будет уходить в провода, в итоге начнут проседать низкие частоты (как самые энергоемкие).
Проигрыватель
Не менее частый предмет споров — вопрос об источнике звука и его формате. На самом деле это скорее вопрос личных предпочтений — кто-то считает удобным цифровое аудио и слушает все через ПК или цифровой проигрыватель, а то и создает свой медиасервер, тем более, с него и фильмы можно запускать.
У кого-то накопилась большая коллекция CD, а, значит, понадобится соответствующий плеер. А кто-то предпочитает винил, и для пластинок потребуется проигрыватель (который, впрочем, у ценителя винила скорее всего уже есть). Вопрос про качество аудио с разных носителей рассмотрен здесь.
Аудиокарта
Владельцам активных колонок, планирующим запускать аудио с ПК или ноутбука, звуковая карта принесет много пользы. Встроенные в материнскую плату аудиочипы не всегда могут похвастаться хорошим качеством конвертации нулей и единиц в звук, и нередко шипят, пищат и гудят из-за наводок в корпусе.
Карты с профессиональным аудиочипом позволят проигрывать аудио с ультравысоким битрейтом, не шумят и имеют удобный софт для настройки. К тому же, аудиокарты часто имеют оптический выход для подключения усилителя по S\PDIF, который передает объемный звук по одному цифровому кабелю и избавляет от кучи проводов.
Как выбрать место для колонок
Правильное расположение колонок — залог хорошего звука. В студиях звукозаписи с этим строже всего — у звукорежиссера есть лишь небольшая зона, именуемая sweet spot (сладка точка), где звук лучше всего. При этом студийные мониторы и слушатель равноудалены друг от друга и представляют собой равносторонний треугольник. Более того — нижний угол этого треугольника должен упираться в центр одной из стен. При таком симметричном расположении отражения звука от стен достигают ушей одновременно, звуковая сцена становится идеальной. Для домашних аудиосистем правила те же.
Также желательно отодвинуть и колонки, и точку прослушивания от параллельной стены хотя бы на полметра, чтобы снизить уровень паразитных отражений от стен, которые будут восприниматься как мутность звучания. По высоте колонки лучше всего расположить так, чтобы твитеры были примерно на уровне ушей. Для этого полочную систему лучше всего поставить на стойки. Если система многоканальная, то про ее позиционирование будет написано в мануале, но обычно колонки располагают по кругу вокруг слушателя также на уровне ушей.
Сабвуфер издает низкие частоты, источник которых не локализуется человеческим ухом, поэтому ставить его можно куда угодно.
Простой лайфхак — поставьте саб в точке прослушивания и походите по комнате. Там, где звук будет самый разборчивый и читаемый, самое место для сабвуфера.
Изоляция
Звук в твердом веществе распространяется значительно быстрее, чем в воздухе, и это большая проблема. Вибрации от акустики, стоящей на голом полу, не только сделают звук хуже, но и будут мешать жить соседям. Еще больше неудобств может доставить сабвуфер, он способен свести с ума целый подъезд.
Проблема частично решается виброизолирующими подставками — можно купить готовые, можно сделать самому из плотного поролона. Также не помешает звукоизолировать саму комнату.
Звук выливается из щелей помещения как вода из дырявого аквариума. Поэтому самое простое, что можно сделать — залить розетки акустической пеной и поставить резиновый порожек под дверь, это наиболее частые причины утечки звука к соседям. Также поможет шкаф или стеллаж у стены, противоположной колонкам — он будет задерживать звук и вибрации.
Акустическое оформление
Акустические волны — реальный физический объект, который взаимодействует с окружающим пространством, то есть с комнатой, где стоят колонки. Они ведут себя подобно волнам на воде, только в трехмерном пространстве. В маленьком и пустом помещении будут образовываться стоячие волны, ведь им некуда рассеиваться. Бас будет гудеть. В большом помещении будет проблема с отражениями. Из-за эха верха станут мутными, диалоги в фильмах будет сложно разобрать.
Совладать с низкими частотами поможет диван и шкаф с одеждой в углу (более профессиональное решение — басовые ловушки из минваты по углам).
Если хлопнуть в ладоши, и хлопок отдается звонким металлическим эхом, то нужно глушить реверберацию.
Иногда достаточно просто добавить много мебели — поставить диван напротив колонок, установить стеллажи с книгами и дисками, расстелить ковер и расставить горшки с крупными цветками по углам. Здесь — целая статья о простых способах улучшить акустику в комнате. Если это не помогло — можно смастерить акустические панели из минваты и развесить по стенам, инструкцию можно найти на ютубе.
Заключение
Самые щепетильные проводят ремонт в помещении — делают звукоизоляцию и акустическое оформление, прячут провода в стены, да и просто наводят фен-шуй, ведь в комнате должно быть уютно.
Но сегодня есть и беспроводные аудиосистемы, позволяющие избавиться как минимум от головной боли с проводами. Особенно актуально для многоканального звука, появляется возможность переставлять колонки в поисках оптимального положения.
Как выбрать музыкальный центр
Сынок, не ходи на дискотеку – оглохнешь!
Спасибо, мама, я уже пообедал.
Музыка как средство передачи величайших глубин человеческих мыслей и эмоций прошла в своём развитии три этапа. На первом гениальные композиторы, достигнув в своём творчестве небывалых вершин, разрабатывали такие же способы передачи чувств и мысле-образов с помощью музыки, как это сделала литература. В это же время создавались известные сегодня инструменты, строились залы, совершенствовался вокал. Однако всё это во всём своём многообразии было доступно лишь крайне ограниченному количеству людей. На следующем этапе с изобретением звукозаписи и электронных приборов музыка шагнула в каждый дом. Однако на протяжении всего этого времени из-за несовершенства техники главным стало передача смыслов, а не достоверность в передачи звуков. В настоящее время наступает третий этап, когда компьютерные технологии на пике своей производительности стали копировать источники живого звука с правдоподобностью неотличимой от самой природы. Человек, находясь в таком трёхмерном звуковом поле, с трудом отличает настоящий сигнал от его имитации. Пока такие системы ещё на начальной стадии развития, но вектор задан и впереди только прогресс.
Так какие же музыкальные центры сейчас выпускаются и чем они отличаются друг от друга?
Формат акустической системы
Формат даёт понятие о составе акустики музыкального центра, то есть количество и назначение колонок, которые присоединяются к нему.
Общая выходная мощность
Механизм работы слухового аппарата человека так до сих пор и не раскрыл все свои тайны и продолжает исследоваться многочисленными специалистами. Одним из главных открытий оказалось то, что орган слуха может оценить разницу в громкости не потому на сколько больше давление звуковой волны, а во сколько раз оно больше, то есть человек слышит логарифмически (в децибелах).
И корректно согласовать шкалу слуха со шкалой излучателя звука бывает довольно непросто, так как у этого излучателя зависимости совершенно иные. Так звуковое давление создаваемое динамиком и как следствие громкость зависит от множества параметров, как-то: диаметр динамической головки и её чувствительность; конструктивные особенности диффузора и катушки; применяемые фильтры при разделении полос и их порядок, оформление и свойства корпуса; акустические особенности помещения и расстояние до громкоговорителей; частота сигнала, его спектральный состав и длительность и т.д.
Если же все эти параметры оставить неизменными, а изменять лишь мощность, то громкость будет прирастать крайне нелинейно, а точнее по логарифмическому закону, то есть чтобы удвоить громкость нужно увеличить мощность в 10 раз, а чтобы громкость возросла в 4 раза мощность нужно увеличить в 100 раз.
Абсолютные цифры указываемой мощности музыкальной системы — это технический параметр, отражающий механическую надёжность акустики и наибольший уровень, при котором устройство выдаёт звук хорошего качества. Стоить заметить, что данный параметр имеет массу разновидностей и методик измерения (номинальная, максимальная, пиковая мощности и др.), что побуждает некоторых производителей в рекламных целях, специально не указывать условия, при которых эта мощность была измерена. Поэтому зачастую на полках соседствуют аппараты с одинаковой указанной мощностью на броской наклейке, но с габаритами и стоимостью различающимися в несколько раз.
Так какую же выбрать мощность, чтобы была требуемая громкость? Для этого существуют таблицы и калькуляторы, однако профессионалы, работающие со звуком, прекрасно понимают ограниченность таких моделей и больше ориентируются в выборе мощности на свой собственный опыт и предпочтения. Надо сказать, что рекомендации по ваттам у разных специалистов порою отличаются в несколько раз.
При покупке готового музыкального центра в части определения необходимой мощности стоит обратить внимание на то, что она указана общая на все излучатели звука. А по логарифмической арифметике даже два совершенно одинаковых динамика в правом и левом канале вместе будут звучать не в два раза громче, а больше лишь на несколько децибел.
Эта же арифметика действует и в отношении многополосной системы, где в каждой колонке стоят несколько динамиков.
Ремарка: (4 одинаковых источника звука) 50дБ + 50дБ + 50дБ + 50дБ = 56дБ
Количество полос фронтальной акустики
Наш слуховой аппарат способен воспринимать звук в широчайшем диапазоне частот. С таким широким спектром не может работать ни один динамик, поэтому качественное воспроизведение звука с помощью однополосной акустической системы крайне затруднительно и из-за этого она используются в основном в бюджетных моделях.
Высококачественные системы чаще всего бывают многополосными: с двумя или тремя различными по конструкции динамиками, каждый из которых отвечает за свой диапазон. Звук в таких акустических системах получается очень чистым и качественным. Чтобы реализовать схему разделения частот для разных динамиков, применяют электрические разделительные фильтры активные или пассивные.
Двухполосные АС имеют один низкочастотный динамик, который воспроизводит также и средние частоты и один высокочастотный. Преимуществом двухполосных систем является их экономичность и простота конструкции. Имеются и недостатки: очень трудно согласовать диаграммы направленности таких совершенно разных по конструкции динамиков в полосе их совместных частот.
Трёхполосные АС имеют дополнительно ещё один или два среднечастотных динамика. При этом выигрывает качество звучания средних частот, ведь их будет воспроизводить специально оптимизированный громкоговоритель. Однако, трёхполосным акустическим системам присущи как недостатки двухполосных, так и свои собственные, как-то: схемы разделительных фильтров сложнее, вносимые ими искажения больше, согласованность излучения головок ниже, размытие фронта звуковой волны больше, требования к качеству динамиков и фильтров выше.
Тип проигрывателя
Караоке
Караоке системы встречаются нескольких типов. В самом простом варианте смешивается голос с микрофона и любая мелодия с проигрывателя. Вывод текста на экран или подавление вокала в записи отсутствует. Применяется в случае, если пользователь смог самостоятельно собрать и записать качественные минусовки (мелодия без голоса вокалиста). Это даже не караоке в полном смысле. В следующем варианте караоке-система может автоматически подавлять вокал из фонограммы. Здесь стоит сказать об уменьшении уровня или полном удалении некоторых инструментов, в основном ударных.
Ещё один вариант караоке: минусовка с текстовым треком на специальном диске. Стоит заметить, что, караоке-диски одного производителя не воспроизводятся на аппаратуре другого производителя. И даже разные версии одного и того же диска часто привязаны к поколению проигрывателя, когда новые выпуски не читаются на старых моделях. Загрузив такой диск можно получить высококлассное звучание и приятную картинку с текстом. Чаще всего титры переключаются с каждой новой строки и меняют цвет в соответствии с участком песни, чтобы поющему был понятен момент вступления и порядок попадания в ноты.
Радиоприёмник
Материал корпуса акустики
Важное значение для акустических систем имеют материалы, из которых они сделаны. Обычно корпус для колонки изготавливают из фанеры, МДФ, ДВП, ДСП, ЛДСП и, конечно же, пластика.
Конструируют корпуса АС и из натурального дерева (дуба, морёного бука или сосны), однако их производство и предварительная обработка крайне трудоёмки (особенно сушка). Также приходится принимать конструкторские решения по компенсации ухода геометрических параметров массива со временем от различных факторов, например из-за влажности.
Последнее приводит к тому, что использовать такие акустические системы (если они не из столярной плиты) в отопительный сезон нужно совместно с увлажнителем воздуха. Также корпуса из массива в отличие от акустически нейтрального МДФ вносят свои собственные обертоны в звуковую палитру.
Стоит сказать, что применяют в качестве материала для колонок и минералы (в основном мрамор) и металл (в основном алюминий) и стекло.
Диапазон цен
Хороший вариант для комфортного прослушивания любого типа музыки, а модели со встроенными мультимедийными кодеками будут и экономичной альтернативой домашнему кинотеатру.
После покупки
Часть производителей в инструкциях по эксплуатации указывают на необходимость первоначальной работы акустических преобразователей на пониженном уровне. Это тренировка, разминка или обкатка.
Акустическая система: 50-70 часов на 1/3 мощности. Саб: 70-100 часов на 1/3 мощности. А потом можно и «навалить» по полной.