Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что

«Социальная философия»

197. Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории:
Мировой Дух

198. Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является:
Собственность

199. Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является:
Классовая борьба

201. Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных типов общностей, назван здесь неверно?
Государственные

202. Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:
Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

203. Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества:
Борьба за существование

204. Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»:
культура

205. Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций:
К. Маркс

206. Философское направление, абсолютизировавшее законы механики применительно к социальной философии:
Французский материализм XVIII века

207. Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался:
В.И. Ленин

208. Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:
Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

209. Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?
Теология

210. Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.
Информация и духовные значения

Источник

Формационный и цивилизационный подходы к развитию общества

Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества. Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

1. Формационный подход к развитию общества.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую. Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства. Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения. К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения). Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

Как же идёт развитие общества согласно формационному подходу? Дело в том, что существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) производственные отношения следующие. Основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Как отмечалось выше, формационный подход исходит из того, что развитие общества, различных стран и народов идёт по определённым ступеням: первобытнообщинный строй, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм. В основе этого процесса лежат изменения, происходящие в сфере производства. Сторонники формационного подхода считают, что ведущую роль в общественном развитии играют исторические закономерности, объективные законы, в рамках которых и действует человек. Общество неуклонно движется по пути прогресса, поскольку каждая последующая общественно-экономическая формация прогрессивнее предыдущей. Прогресс же связан с совершенствованием производительных сил и производственных отношений.

У формационного подхода есть свои недостатки. Как показывает история, далеко не все страны вписываются в ту “стройную” схему, которую предложили сторонники этого подхода. Например, во многих странах не было рабовладельческой общественно-экономической формации. А что касается стран Востока, то их историческое развитие вообще было своеобразным (для решения этого противоречия К. Маркс придумал понятие “азиатский способ производства”). Кроме того, как мы видим, формационный подход под все сложные общественные процессы подводит экономическую основу, что не всегда корректно, а также отодвигает роль человеческого фактора в истории на второй план, отдавая приоритет объективным законам.

2. Цивилизационный подход к развитию общества.

Слово “цивилизация” происходит от латинского “civis”, что означает “городской, государственный, гражданский”. Уже в античные времена оно противопоставлялось понятию “silvaticus” – “лесной, дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

На сегодня существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби (1889 – 1975), сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер (1880 – 1936), основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти. Одно из современных определений этого понятия такое: цивилизация – это совокупность материальных и духовных достижений общества.

Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

Теории стадиального развития цивилизации (К. Ясперс, П. Сорокин, У. Ростоу, О. Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы (стадии). Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Н.Я. Данилевский, А. Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

Локальные цивилизации – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

Один из основоположников теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

Движущими силами цивилизации Тойнби считал: вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия); ответ цивилизации в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

Существует творческое меньшинство, которое ведёт за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. В то же время инертное большинство склонно “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

Источник

9. Формационный подход к объяснению общественного развития и его отражение в трудах К. Маркса

Одним из значимых вопросов для познания общества является проблема выявления закономерностей исторического развития. И философия, и история трактуют человеческую историю не как набор случайных факторов, а как определенный закономерный процесс, и изучение истории невозможно без выбора методологических, то есть теоретических основ, которые бы объясняли ход процесса. В современной исторической науке таких методологических подходов достаточно много. Как правило, в современной российской исторической науке используется два подхода: формационный и цивилизационный.

Создателями формационного подхода являются К. Маркс и Ф. Энгельс. Основным положением этой теории является утверждение, что доминирующим фактором развития общества является преобладающий на данный момент способ производства. От способа производства, который Маркс называл базисом, зависит развитие всего остального: политической системы, государственного строя, культуры, морали, традиций, обычаев. Соответственно, все это – надстройка. Меняется способ производства, то есть меняется базис, меняются и все элементы надстройки. Маркс выделил пять этапов развития способа производства. Соответственно, в человеческой истории он выделял пять этапов. Каждый такой этап он называл формация. Соответственно, человеческая история проходит пять формаций:

Смена формаций происходит болезненно. Для трех формаций, рабовладельческой, феодальной и капиталистической, характерно противостояние классов. И в конечном итоге конфликт между этими классами, конфликт между производственными отношениями и производственными силами приводит к революции. Тем не менее все страны рано или поздно должны пройти эти пять формаций и прийти к коммунизму. Это теория однолинейного исторического процесса, по которому все страны проходят один путь развития. Надо сказать, что для своего времени марксистская теория была прогрессивна. Во-первых, Маркс и Энгельс предложили теорию истории на материалистической основе. Они сформулировали представление об объективных законах истории. До этого историки или объясняли развитие истории чисто человеческим фактором, или исходили из теологической концепции. Маркс и Энгельс поставили вопрос о существовании объективных законов, которые действуют независимо от человека, человек не может их изменить, и эти законы можно только учитывать, точно так же как и законы природы.

Во-вторых, Маркс и Энгельс посмотрели на развитие человеческого общества комплексно. Они показали взаимосвязь между различными сферами жизни общества. До этого исследователи особо не задумывались, какая связь между событиями в экономике и политике, в культуре и экономике. Маркс и Энгельс посмотрели на общество как на сверхсложную систему, в которой все взаимосвязано. Однако у этой теории есть и минусы. Прежде всего, это упрощенность классификации. Получается, что есть всего пять типов государств. Можно ли сейчас на одну планку поставить современную Японию и США? По марксистской типологии, это капиталистическое общество. Рыночная экономика в обоих государствах развита хорошо. Однако Япония – страна с совершенно другими традициями, чем США, другими ментальными установками, и это имеет огромнейшее значение. Бесспорно, выделение одного только фактора – социально-экономического – есть слабое место в марксизме. Формационный подход неплохо объясняет ход исторического процесса в Европе XIX в. Однако он плохо подходит для объяснения процессов, имевших место на Востоке, событий ХХ в. Многообразие современного мира объяснить через формационный подход нельзя.

В советский период жесткость политической системы сослужила марксизму дурную службу: положения марксизма были превращены с упрощенную застывшую схему, их не дозволялось критиковать и развивать. Это превратило марксизм в догму, что всегда опасно для науки. И в результате советская историческая наука сильно пострадала от догматизма. Была предопределенность как в выборах тем исследования, так и в выводах. В первую очередь приветствовались темы, посвященные революционному движению, развитию промышленности, сельского хозяйства. Зато некоторые проблемы, активно разрабатывающиеся рубежом, например проблема повседневности, практически не поднимались. Также автоматически предполагалось, что наиболее передовым является все, что имеет отношение к революционному движению. Все реформы были обречены на оценку как «половинчатых», «компромиссных», а их сторонников упрекали в недальновидности, политической близорукости. При этом героями исторического процесса становились люди, в первую очередь причастные к революционному движению, даже те, кто совершал жестокие акты. Так, всегда героями считались революционеры, применявшие тактику террора, о них писали исследования, назывались в их честь улицы. Ряд центральных улиц Ленинграда были названы в честь террористов, убивших (в советское время говорили «казнивших») царя Александра II – Перовской, Желябова. При этом никто не вспоминал, что при этих актах (было сделано несколько попыток) погибло много невинных людей, в том числе из простых слоев, т. е. тех, ради которых все делалось. Однако это вина не основателей марксизма, а их последователей. В современные дни марксизм не потерял своей актуальности и заслуживает внимательного и всестороннего взгляда, лишенного догм и застывших схем.

Источник

Формационный подход к развитию общества

Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть картинку Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Картинка про Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть картинку Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Картинка про Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть картинку Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Картинка про Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть картинку Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Картинка про Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что

Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть картинку Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Картинка про Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что

Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть картинку Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Картинка про Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ОБЩЕСТВА

Общественное развитие – сложный процесс, поэтому его осмысление привело к возникновению различных подходов, теорий, так или иначе объясняющих историю возникновения и развития общества.

Существует два основных подхода к развитию общества: формационный и цивилизационный.

Формационный подход к развитию общества.

Согласно формационному подходу, представителями которого были К. Маркс, Ф. Энгельс и др., общество в своём развитии проходит через определённые, сменяющие друг друга этапы – общественно-экономические формации – первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Общественно-экономическая формация – это исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.

Способ производства включает в себя производительные силы и производственные отношения.

К производительным силам относятся средства производства и люди с их знаниями и практическим опытом в сфере экономики. Средства производства, в свою очередь, включают в себя предметы труда (то, что обрабатывается в процессе труда – земля, сырьё, материалы) и средства труда (то, с помощью чего обрабатываются предметы труда – инструменты, оборудование, техника, производственные помещения).

Производственные отношения – это отношения, которые возникают в процессе производства и зависят от формы собственности на средства производства.

В первобытном обществе средства производства являлись общей собственностью, поэтому и трудились все сообща, а результаты труда принадлежали всем и распределялись поровну. Напротив, в капиталистическом обществе средства производства (земля, предприятия) находятся в собственности частных лиц – капиталистов, поэтому и производственные отношения другие. Капиталист нанимает рабочих. Они производят продукцию, но распоряжается ею тот самый владелец средств производства. Рабочие только получают зарплату за свой труд.

Согласно формационному подходу существует закономерность: производительные силы развиваются быстрее, чем производственные отношения. Совершенствуются средства труда, знания и навыки человека, занятого в производстве. Со временем возникает противоречие: старые производственные отношения начинают сдерживать развитие новых производительных сил. Для того чтобы производительные силы имели возможность развиваться дальше, необходима замена старых производственных отношений новыми. Когда это происходит, меняется и общественно-экономическая формация.

Например, при феодальной общественно-экономической формации (феодализме) основное средство производство – земля – принадлежит феодалу. Крестьяне за пользование землёю выполняют повинности. Кроме того, они лично зависят от феодала, а в ряде стран были прикреплены к земле и не могли уйти от своего господина. Тем временем общество развивается. Совершенствуется техника, зарождается промышленность. Однако развитие промышленности сдерживается практически отсутствием свободных рабочих рук (крестьяне зависят от феодала и не могут уйти от него). Низка покупательная способность населения (в основном население состоит из крестьян, у которых нет денег и соответственно возможности приобретать различные товары), а значит, нет большого смысла увеличивать промышленное производство. Получается, что для развития промышленности необходимо заменить старые производственные отношения новыми. Крестьяне должны стать свободными. Тогда у них появится возможность выбора: или по-прежнему заниматься сельскохозяйственным трудом или, например, в случае разорения, наняться на работу на промышленное предприятие. Земля должна стать частной собственностью крестьян. Это позволит им распоряжаться результатами своего труда, продавать произведённую продукцию, а на полученные деньги приобретать промышленные товары. Производственные отношения, при которых существует частная собственность на средства производства и результаты труда, используется наёмный труд – это уже капиталистические производственные отношения. Они могут установиться либо в ходе реформ, либо в результате революции. Так на смену феодальной приходит капиталистическая общественно-экономическая формация (капитализм).

Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Смотреть картинку Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Картинка про Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что. Фото Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает что

Формационный подход основывается на нескольких постулатах:

1) представление об истории как о закономерном, внутренне обусловленном, прогрессивно-поступательном, всемирно-историческом и телеологическом (направленном к цели — строительству коммунизма) процессе. Формационный подход практически отрицал национальную специфику и своеобразие отдельных государств, акцентируя внимание на том общем, что было характерно для всех обществ;

2) решающая роль материального производства в жизни общества, представление об экономических факторах, как базисных для других общественных отношений;

3) необходимость соответствия производственных отношений производительным силам;

4)неизбежность перехода от одной общественно-экономической формации к другой.

Особенности исторического процесса с точки зрения формационного подхода:

· Закономерное развитие (в его основе лежат законы развития и смены формаций).

· В основе развития лежат экономические (материальные) факторы.

· Универсализм(все общества проходят одни и те же стадии развития).

· Линейный прогресс (каждая последующая формация сложнее, развитее предшествующей).

У формационного подхода есть свои недостатки:

· Многие народы не проходили все стадии развития.

· Большинство процессов не может быть объяснено только с экономических позиций.

· Не позволяет оценить роль человека в истории.

· Недостаточное внимание уделяется своеобразию, уникальности истории.

Источник

Тесты по философии с ответом. Все тесты по философии с ответами[1]. Предмет философии с греческого языка слово философия переводится как

Основатель социологии как позитивной науки

Основной труд К.Маркса:

«Критика чистого разума»

«Структура научной революции»

Выделил социально-экономический класс в качестве главного элемента социальной структуры общества

К. Маркс

Л. Фейербах

М.А. Бакунин

Н.Г. Чернышевский

Понятие общественно-экономической формации принадлежит

Общественно-экономическая формация – это

Общество с присущей ему формой правления

Общество с присущим ему экономическим базисом и возвышающейся над ним политико-юридической надстройкой

Локальная замкнутая цивилизация

Совокупность взаимоотношений людей в конкретном пространстве

Существует … общественно-экономических формаций

Согласно социологии марксизма, основной движущей силой развития общества является

Воля выдающихся людей

Борьба за существование

Философ, понимавший общественный прогресс как развитие и смену общественно-экономических формаций

Определяющие отношения между людьми, в марксистской философии

Класс, способный переустроить общество, по К.Марксу

В марксизме главным фактором в развитии общества считается

Народонаселение

Географическая среда

Воля личности

Способ производства материальных благ

Не относится к основным типам общественного производства:

Производство материальных благ

Производство социальных отношений

Производство духовных ценностей

Учение о конвергенции социализма и капитализма

Учение о конечных судьбах мира и человека

Учение о грядущем слиянии всех религий и конфессий

Учение о загробном воздаянии

Согласно Г. Гегелю истинный двигатель истории

Воля выдающихся личностей

Сущность натурализма как подхода, объясняющего общественную жизнь, состоит в положении о том, что:

Общественная жизнь существенно зависит от природных факторов

Движущей силой развития общества являются идеи великих людей

Развитие общества подчинено объективным законам, не зависящим от сознания и воли людей

Фактор, который, согласно социал-дарвинизму, является основной движущей силой развития общества

Воля выдающихся людей

Борьба за существование

Процесс социализации человека, приобщения индивида к культуре

Процесс становления общепланетарной цивилизации на началах разума

Осуществляющаяся в наши дни коэволюция природы и общества

Процесс становления человека и общества, их выделения из мира природы

Согласно марксизму, главным фактором антропогенеза является

Постепенные изменения в обществе и природе

Движение по направлению от более совершенного к менее совершенному

Общественный прогресс – это

Уровень развития общества

Состояние общества в целом на определенном этапе развития

Поступательное движение общества от простых форм к более сложным

Глубокие качественные изменения в развитии каких-либо явлений природы, общества или познания, происходящие за относительно короткий период времени

Существует пять основных типов социальных общностей. Отметьте, какой из нижеперечисленных шести типов общностей, назван здесь неверно?

Общественное сознание – это

Сумма множества индивидуальных сознаний

Отражение общественного бытия

Теория, выдвинутая идеологами для оправдания политики своего класса

Совокупность привычек, обычаев традиций

Что из нижеперечисленного не является формой общественного сознания?

Что производится в рамках духовной сферы общества? Дайте наиболее полный и точный ответ.

Эстетические и художественные ценности

Информация и духовные значения

Научные и религиозные знания

Наука о наиболее общих законах развития природы и общества

Система взглядов на мир в целом

Теоретическое выражение интересов той или иной группы людей

Совокупность индивидуальных сознаний

Идеология относится к

Совокупность общественных чувств, эмоций, настроений

Конкретизированная, осознанная потребность

Потребность в материальных благах

Потребность в духовных ценностях и информации

Неосознаваемое желание, стремление

Интерес к живописи является конкретизацией

Феномен, к которому относится данное определение: «Совокупность материальных и духовных ценностей, а также способов их созидания, трансляции от одного поколения к другому»

К важнейшим функциям культуры нельзя отнести

Адаптивную (защитную) функцию

Не является проблемой, изучаемой философией истории

Проблема движущих сил общественного развития

Проблема типологизации обществ

Проблема возникновения общества

Проблема устройства (структуры) общества

Формационный подход к проблеме исторического развития общества утверждает, что:

Формирование истории происходит циклично, в ней есть свои взлеты и падения

Развитие разных цивилизаций настолько самобытно, что их нельзя даже сравнивать друг с другом

Мировая история едина, каждое общество последовательно проходит в своем развитии ряд стадий, одинаковых для всех обществ

История имеет общий смысл, суть которого заключается в тезисе: «Каждый народ, каждое государство само должно определять свою судьбу»

Формационного подхода к анализу общественного развития придерживался

Единой истории человечества не существует, есть только история локальных цивилизаций согласно:

Согласно … подходу, единой истории человечества не существует, есть только история локальных культур

Завершающая стадия в развитии культуры

Эпоха «цветения», наивысшего расцвета культуры

Период возникновения, зарождения культуры

Синоним духовной культуры

Проблемы войны и мира, демографическая и экологическая в современном мире, носят название … проблем.

Глобальные проблемы – это

Проблемы, решение которых еще не найдено наукой

Проблемы, от решения которых зависит выживаемость всего человечества

Присущие только развивающимся и бывшим социалистическим странам

Экологические проблемы

Какая из нижеперечисленных проблем не относится к глобальным?

Проблема борьбы с международным терроризмом

Проблема контроля за рождаемостью

Проблема сохранения окружающей среды

Проблема утилизации ядерных отходов

Растущая взаимозависимость различных регионов мира

В современной России

Рождаемость незначительно превышает смертность

Рождаемость и смертность примерно равны

Смертность значительно превышает рождаемость

Рождаемость значительно превышает смертность

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *