Формирование психотехнических навыков обучающихся происходит при использовании в подготовке чего
Основы проведения ГИА по биологии
Государственная итоговая аттестация представляет собой экзамен как форму объективной оценки качества подготовки и уровня сформированности компетенций обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии посредством использования стандартизированных заданий (контрольных измерительных материалов). Основой для разработки КИМ по биологии является инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение во ФГОС.
Просмотр содержимого документа
«Основы проведения ГИА по биологии»
Основы проведения ГИА по биологии
Государственная итоговая аттестация представляет собой экзамен как форму объективной оценки качества подготовки и уровня сформированности компетенций обучающихся, освоивших программы основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии посредством использования стандартизированных заданий (контрольных измерительных материалов).
Основой для разработки КИМ по биологии является инвариантное ядро содержания биологического образования, которое находит отражение во ФГОС.
Регламент Государственной итоговой аттестации определяется рядом документов, в том числе: Приказом Минобрнауки России № 1394 от 25.12.2013 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования», ряд изменений и дополнений предусмотрен Приказом Минобрнауки России от 24 марта 2016 г. №305. Письмо Рособрнадзора регламентирует количество сдаваемых предметов в 9 классе, отдельными приказами утверждена продолжительность проведения аттестации, разработаны методические материалы, рекомендованные для использования при проведении Государственной аттестации по предметам. Полные тексты нормативно-правовых документов представлены в материалах курса.
На проведение аттестации по биологии в 2017 году отводится 3,5 часа. Расчетное время включает до 5 минут на каждое задание части 1 и до 20 минут на каждое задание части 2. Для выпускников, аттестующихся по процедуре ЕГЭ, дополнительные материалы и оборудование не предусмотрены.
Элементом структуры проведения государственной итоговой аттестации является расписание экзаменов, утверждаемое Рособрнадзором. Расписание размещается на официальном информационном портале ГИА, а также доводится до участников экзамена.
Форма проведения ГИА зависит от того, какую образовательную программу освоили школьники: выпускники 9 класса аттестуются по программам основного общего образования (ОГЭ), выпускники 11 класса и завершившие обучение по профессиональным программам проходят аттестацию по программам среднего общего образования (ЕГЭ). Предусмотрен также ГВЭ (государственный выпускной экзамен) для отдельных групп обучающихся. В целом к ГИА могут быть допущены лица, не имеющие академической задолженности.
Содержательный компонент ГИА является комплексным и включает стандарт содержания образования по биологии для заканчивающих 9 и 11 классов, рабочую учебную программу по биологии в соответствии с преподаваемым УМК, дополнительные материалы по биологии (дидактические, наглядные, электронные и др.). Эффективная подготовка подразумевает использование рубежной и итоговой диагностики уровня подготовки, тестирование, мониторинг качества полученных компетенций по биологии.
Демо-версия заданий для проведения ГИА является одним из основных материалов, используемых при подготовке к аттестации. В связи с тем, что с 2017 года структура заданий ЕГЭ по биологии изменилась, предыдущие демо-версии несколько устарели, проводить полноценную подготовку по ним нерационально. Структура официальной демонстрационной версии 2017 года полностью повторяет структуру реального экзамена.
Нормативные документы, принятые государственными органами, отвечающими за проведение Государственной итоговой аттестации, реализуются путем внедрения рекомендованных методик. Теоретические и методические проблемы и вопросы, связанные с подготовкой к ОГЭ и ЕГЭ по биологии рассматриваются в ходе подготовки к аттестации.
При подготовке к аттестации по предмету, в том числе так называемых пробных экзаменов, важно разработать системный контроль уровня сформированности компетенций обучающихся по биологии, построенный сообразно критериям оценки заданий ГИА, предоставить возможность учащимся проверять свой уровень знаний при выполнении типовых и демонстрационных заданий. Преподаватель, имеющий представление о критериях оценки компетенций, имеет возможность составить оценочный материал, похожий на задания ГИА, и применять его для оценки уровня сформированности компетенций выпускников школ.
Для организации эффективной подготовки к итоговой аттестации по биологии преподавателям необходимо производить тематическое повторение и закрепление в ходе индивидуальных (групповых) консультаций; разрабатывать и включать в систему проверки сформированности компетенций задания и вопросы, приближенные по форме к заданиям ГИА; систематизировать знания обучающихся с использованием схем, таблиц, рисунков (данная форма работы особенно эффективна при внедрении элементов сетевого и электронного обучения в виде личного сайта/блога педагога).
Повышению качества подготовки способствует также целенаправленная работа с понятиями, входящими в список кодификаторов ГИА, учет спецификаций в части проверяемых знаний, умений и навыков. При этом постоянное размещение в кабинете биологии необходимой информации, посвященной процедуре и содержанию ГИА также влияет на уровень позитивной мотивации обучающихся, придавая уверенность и систематизируя знания.
Система тестовых технологий, используемая в учебном процессе, существенно повышает качество подготовки выпускников, а также способствует мотивации. Навыки работы с подобными заданиями позволяют не тратить время на самом экзамене на понимание структуры ответов. Одновременно происходит формирование психотехнических навыков обучающихся, что также способствует мобилизации в процессе проведения ГИА. Пробный экзамен ГИА диагностирует и прогнозирует уровень освоения материала, степень формирования компетенций. Сама его процедура должна быть максимально приближена к основной. Задания, используемые для составления КИМ, общедоступны и выложены на официальном сайте ФИПИ.
В связи с тем, что в 2017 году число обучающихся, выбравших сдачу экзамена ОГЭ по биологии существенно возросло, в перспективе рекомендуется более тщательно производить процедуру ознакомления с основами проведения ГИА. Целесообразно не только формировать компетенции обучающихся по предмету, но и способствовать развитию навыков логического мышления и умений давать ответ в развернутой форме.
Частью процедуры ГИА по биологии является апелляция. Обучающийся имеет право подать апелляционную жалобу, если была нарушена процедура аттестации, либо в случае несогласия с итогами ГИА. Повторное рассмотрение результатов экзамена должно быть произведено в четырехдневный срок.
Таким образом, процедура ГИА по биологии полностью регламентирована соответствующими нормативно-правовыми документами, имеет отработанную методику и служит для проверки и оценки сформированности компетенций по дисциплине.
«Модель психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ»
«Главное в этом мире не то, где мы стоим, а в каком направлении движемся».
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Психологическое сопровождение развития ребенка может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все 5(6) функций и делает это систематически.
Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не учтем важные психологические аспекты, связанные с любым видом тестирования людей. Ученые-психологи считают, что успешное прохождение теста в большей степени отражает уровень стрессоустойчивости испытуемого, готовность концентрировать внимание и память и точно действовать в условиях дефицита времени. Учитывая это, необходимо обеспечить психологическое сопровождение учащихся в процессе подготовки, к сдаче единого государственного экзамена формируя соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля. При этом основную часть работы следует проводить не прямо накануне экзаменов, а значительно раньше, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов и в других случаях, не столь эмоционально напряженных. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяет более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Кто же такой психолог?
Психолог – это тот специалист по психолого-педагогическому сопровождению, который обладает способностью к системному анализу проблемных ситуаций, программированию и планированию деятельности, направленной на их разрешение, соорганизацию в этих целях участников образовательного процесса (ребенок, сверстники, родители, педагоги, администрация) с целью успешного обучения ученика и как следствия успешного сдачи ЕГЭ, окончания школы и органичного вхождения во взрослую жизнь.
Психологическую подготовку учащихся к сдачи ЕГЭ нужно считать одним из приоритетных направлений работы психолога, потому, что подготовка ученика к успешной сдачи ЕГЭ, есть результат не последних двух лет работы, месяцев, дней, а это работа должна проводиться на протяжении всего периода обучения.
Данная форма сдачи экзамена, достаточно новая для нашего общества и здесь надо говорить о том, что не только психологу надо обращать на это внимание, но и учителям, родителям и самим детям. А роль психолога заключается в психологическом сопровождении учебного процесса и всех его участников.
Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника.
Основная идея психологической службы – идея сопровождения, которая направлена на создание психологических условий для успешного обучения и психологического развития.
Таким образом, можно сформулировать цель данного исследования следующим образом: разработка и апробация модели психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения.
1. Психодиагностическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.
Выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ, возможно на протяжении всего обучения в школе. Подготовительным этапом для прогнозирования возникновения возможных трудностей при подготовке и сдаче ЕГЭ можно считать итоги плановой диагностики, проведенной на более ранних этапах.
Психологическая диагностика проводится на каждом этапе психологического сопровождения. Уже в начальной школе мы выделяем группы детей, которые испытывают трудности в обучении. Аналогичные трудности встречаются и при подготовке и сдаче ЕГЭ. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. Проводятся диагностика в начале года с целью выделения группы детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для развивающей работы, разработка системы работы и рекомендаций. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы. В своей работе мы используем следующий блок методик. (Приложение 1)
В средней и старшей школе продолжается работа по выявлению учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ. Выделяются те же группы трудностей обучения, но меняется диагностический инструментарий для их выявления. Проводится диагностика учащихся с 5 по 11 класс, где отслеживается динамика эффективности психолого-педагогического сопровождения. Используется следующий блок методик: (Приложение 2)
Таким образом, мы осуществляем выявление детей, имеющих личностные и познавательные трудности при подготовке и сдаче ЕГЭ на протяжении всего обучения в школе. Ранняя диагностика таких трудностей позволяет выявить учащихся «группы риска» при подготовке к ЕГЭ и эффективно организовать их психологическое сопровождение на протяжении всего обучения.
Проведение диагностики позволяет оценить результативность работы педагога-психолога, как в течение года, так и на протяжении всего времени обучения отдельного ученика, класса, параллели.
2. Консультативная работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Консультативная работа психолога школы проводится по следующим направлениям:
1. Консультирование и просвещение педагогов.
2. Консультирование и просвещение родителей.
3. Консультирование школьников.
В свою очередь, консультирование может проходить в форме собственно консультирования по вопросам обучения и психического развития ребенка, а также в форме просветительской работы со всеми участниками педагогического процесса в школе. Консультативная деятельность — это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.
Особенностью консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ является то, что целью таких консультаций является формирование у обучающихся и их родителей, у педагогических работников и руководителей знаний о проблемах, возникающих у учащихся при подготовке к ЭГЕ, и желания преодолевать трудности обучения; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В целом задача консультативной работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ составляет контроль за возникновением трудностей обучения ребёнка. Указанная задача включает следующие конкретные составляющие:
1) ориентация родителей, учителей и других лиц, участвующих в воспитании, в возрастных и индивидуальных особенностях психического развития ребенка;
2) своевременное первичное выявление детей с различными трудностями обучения и их психологическое сопровождение;
3) составление (совместно с педагогами) рекомендаций по психолого-педагогической коррекции трудностей в школьном обучении для учителей, родителей и других лиц;
4) коррекционная работа индивидуально или (и) в специальных группах при консультации с детьми и родителями;
5) психологическое просвещение всех участников учебного процесса с помощью лекционной и других форм работы.
Перспективной формой организации консультативной работы с педагогами является психолого-педагогический консилиум, который представляет собой организационную форму, в рамках которой происходит разработка и планирование единой психолого-педагогической стратегии сопровождения каждого ребенка в процессе обучения. Консилиум позволяет объединить информацию об отдельных составляющих школьного статуса ребенка, которой владеют педагоги, классный руководитель, школьный медик и психолог, и на основе целостного видения ученика, с учетом его актуального состояния и динамики предыдущего развития разработать и реализовать общую линию его дальнейшего развития и обучения.
3. Коррекционно-развивающая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Цель коррекционно-развивающей работы психолога по психологической подготовке к ЕГЭ заключается в составлении системы работы с учащимися «групп риска», испытывающими трудности обучения.
4. Психопрофилактическая работа психолога в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Целью психологической профилактики в работе школьного психолога является предупреждение возникновения явлений дезадаптации обучающихся, разработка конкретных рекомендаций педагогическим работника, родителям по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития.
Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.
5. Психопросвещение в системе психологического сопровождения учащихся при подготовке к ЕГЭ
Психологическое просвещение представляет собой формирование у обучающихся и их родителей (законных представителей), у педагогических работников и руководителей потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития; создание условий для полноценного личностного развития и самоопределения обучающихся на каждом возрастном этапе, а также в своевременном предупреждении возможных нарушений в становлении личности и развитии интеллекта.
В особую форму психопрофилактической и просветительской работы мы выделяем преподавание предмета «Психология» в школе. В центре образования в течение 7 лет ведётся преподавание психологии по программе И.В. Дубровиной, начиная с 3 класса. Мы включаем преподавание предмета «Психология» в систему психологической подготовке к ЕГЭ, так как на уроках психологии учащиеся не только получают психологические знания, но и учатся познавать себя, закономерности, механизмы, условия развития личности. В процессе накопления научных психологических знаний на уроках психологии осуществляется формирование целостного мировоззрения ребёнка. Урок психологии в наибольшей степени влияет на психическое и личностное развитие ребёнка, так как при изучении данного предмета происходит полноценное становление личности школьника. Изучение психологии способствует осознанию своей индивидуальности, развитию самосознания личности школьников. Ребёнок уже становится способен анализировать свои личностные особенности, свою деятельность. На уроках психологии происходит развитие интеллектуальной сферы ребёнка, его способностей. Учащиеся получают знания о природе способностей человека, узнают способы развития собственных способностей, познают свои возможности.
Данный предмет учит взаимодействовать не только с окружающей действительностью, но и с людьми и самим собой. Способствует развитию эффективных способов этого взаимодействия. Следовательно, способствует полноценному развитию личности ребёнка.
Таким образом, нами была разработана и апробирована модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения. Такая форма является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ. В своей работе мы показали, как с помощью решения задач психологического сопровождения личности, реализуя все направления работы школьного психолога, можно организовать психологическую подготовку школьников к сдаче ЕГЭ.
Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.
Нами разработана система работы психолога с учащимися по психологической подготовке к ЕГЭ на всех ступенях обучения, с 1 по 11 класс. Так как считаем, что такая модель работы будет более эффективна. Кроме этого, мы рассматриваем психологическую подготовку учащихся к ЕГЭ ни как отдельное направление работы психолога, а как неотъемлемый компонент всей системы работы психологической службы школы.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ.
Психолого-педагогическое сопровождение уже не может рассматриваться как «сфера обслуживания», «сервисная служба», но выступает как неотъемлемый элемент системы образования, равноправный партнер структур и специалистов иного профиля в решении задач обучения, воспитания и развития нового поколения.
Подготовка учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения на всех ступенях обучения
Подготовка учащихся к ЕГЭ
через систему психологического сопровождения
на всех ступенях обучения.
Педагог-психолог: Е.В. Познахирина
Великая цель образования — не только знания, но и прежде всего действия.
Н.И. Мирон
Одной из важнейших задач школы на современном этапе является необходимость решения задач сопровождения ребенка в условиях модернизации образования, изменениях в его структуре и содержании.
Системность работы педагога-психолога по выявлению, проработке возникающих у учеников трудностей на разных этапах обучения и есть залог успешной психологической подготовки к сдаче выпускных экзаменов.
Психологическое сопровождение развития учащегося может рассматриваться как сопровождение отношений: их развитие, коррекция, восстановление.
Целью психологического сопровождения обучающихся в учебно-воспитательном процессе является:
обеспечение нормального развития детей (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте);
привитие психологической культуры (умения заботиться о собственной психической сфере, умение работать с чувствами, эмоциями, мыслями);
изучение простейших способов психологической саморегуляции и психогигиены.
Задачи психологического сопровождения:
предупреждение возникновения проблем развития ребенка;
помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, нарушения эмоционально-волевой сферы,
психологическое обеспечение образовательных программ;
развитие психологической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов. разработки индивидуальных образовательных маршрутов;
формирование адекватной самооценки;
охрана и укрепление физического и психологического здоровья;
Виды (направления) работ по психологическому сопровождению:
Диагностика (индивидуальная и групповая (скрининг).
Консультирование (индивидуальное и групповое).
Развивающая, коррекционная работа (индивидуальная и групповая).
Психологическое просвещение и образование: формирование психологической культуры.
Главный принцип организации психологической службы – системность: психолог, реализовывает все функции и делает это систематически.
Хотелось бы подчеркнуть, что все положительные моменты ЕГЭ не сработают в нашу пользу, если мы не не будем проводить обучение учащихся на всех этапах: начальное звено; среднее и старшее. Психотехнические навыки сдачи экзаменов не только повышают эффективность подготовки к экзаменам и позволяют более успешно вести себя во время экзаменов, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.
Цель психологической службы – формирование системы, способствующей созданию социально-психологических условий для успешного обучения и психологического развития каждого школьника. На основе преемственности между начальным звеном и среднем у учащихся развивается познавательная активность; учебная мотивация и повышается самооценка; так же это способствует снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся;
Преемственность предполагает принятие общих для всех ступеней основной идеи, содержания образования, методов, организационных форм обучения и воспитания, методики определения результативности. Приоритетная цель школьного образования: развитие у ученика способности самостоятельно ставить учебную задачу, проектировать пути её реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Научить учиться. Путь достижения этой цели — формирование УУД, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Овладение учащимися УУД создает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Поэтому приоритетной целью обучения становится формирование (начальная школа), а затем развитие личностных и метапредметных УУД в основной школе. Чтобы ученикам было легче адаптироваться к новым условиям, очень важно учителю начать обучение предмету с использованием тех методических приёмов, которыми пользуются учителя начальной школы. Ведь если посмотреть на материал, который изучается в пятом классе, то видно, что он большей частью является обобщением тех знаний, с которыми учащиеся пришли из начальной школы.
Таким образом преемственность — это двухсторонний процесс. С одной стороны начальная ступень, которая формирует УУД, необходимые для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны — основная школа, которая развивает (а не игнорирует) накопленный в начальной школе потенциал.
В начальной школе с помощью различного психодиагностического инструментария. проводится диагностика в начале года с целью выявления детей, испытывающих трудности. После чего происходит формирование групп для коррекционно-развивающей, профилактической и консультативной работы с обучающимися, педагогами и родителями. В конце года проводится итоговая диагностика с целью определения эффективности работы.
На уроках психологии занятия ведутся по программе «Я и мой мир». Эта программа уделяет серьезное внимание способам формирования учебной установки в близких и доступных детям формах- это игры и сказки. Через игровые роли и сказочные образы дети получают возможность осознать собственные трудности, их причины и находить пути их преодоления. Занятия: «Неприятность эту мы переживем»; «Путешествие в страну Нехочухи»; «Волшебный стульчик».
В средней и старшей школе продолжается работа по выявлению детей с низкой мотивацией, испытывающих трудности при обучении и сдаче экзаменов. С учащимися ведется такая работа как: тренинги («Как преодолеть стресс», «Я – хозяин своих эмоций», «Конфликт или взаимодействие»); дискуссии по темам важных для самих детей (для чего я хожу в школу; что такое дружба; доброта живет в нас); упражнения на расслабления: «дыхательная гимнастика»; «снятие внутреннего напряжения». С обучающимися 8-9 кл. проводятся профориентационные занятия по программе «Диагностика и самоопределение. Введение в мир профессий»; (провести элемент тренинга «Что поможет мне учиться» раздать присутствующим задания для решения проблем).
Данная модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ позволяет организовать такую систему работы психологической службы, которая способствует: развитию учебной мотивации и познавательной активности; повышению самооценки учащихся; снижению уровня тревожности; формированию произвольности и самоорганизации; развитию познавательной сферы учащихся; составлению рекомендаций, учитывающих личностные особенности ребенка и позволяющих как педагогу-психологу, так и учителям, разработать как индивидуальные траектории подготовки выпускников к успешной сдаче ЕГЭ, так и планы работы с классом или группой учащихся в целом.
Психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная работа, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации направленных на успешную подготовку к ЕГЭ.
Методы и приемы психологической подготовки к ЕГЭ:
Цель 1 . Ознакомление с процедурой ЕГЭ
Успешность сдачи этой формы экзамена во многом зависит от знакомства учащихся с данной специфической процедурой (процессуальный компонент готовности). Вместе с тем именно такой ракурс часто оказывается «белым пятном» при подготовке к ЕГЭ, Как показывает анализ практики, учитель-предметник при подготовке к ЕГЭ в основном делает акцент на предметном содержании материала, а процедурные аспекты невольно отходят на второй план.
Для достижения этой цели применяются следующие формы работы:
• Рассказ с последующим обсуждением.
• Просмотр видеозаписи с последующим обсуждением.
Использование наглядных средств в презентации новой информации является одним из наиболее известных психолого-педагогических приемов, способствующих повышению результативности работы. В психологической подготовке к ЕГЭ в качестве наглядных материалов можно использовать видеозаписи экзамена. Они имеют постановочный характер, поскольку запись реального экзамена невозможна (да и нежелательна, как дополнительный стрессовый фактор). Это позволяет отобрать наиболее существенные моменты процедуры экзамена и отразить их в записи. В подготовленных записях обращается особое внимание на следующие процедурные моменты:
1. Общая ситуация экзамена; обстановка в школе и классе, процесс регистрации учеников, предъявление паспорта, размещение учеников за партами и т. д.
2. Начало экзамена: чтение инструкции, запись на доске времени начала и окончания экзамена и т. д.
3. Раздача конвертов с материалами экзамена.
4. Начало работы: заполнение бланков и т. д.
Данные видеозаписи могут демонстрироваться как выпускникам, так и родителям (например, во время родительского собрания). Просмотр сопровождается обсуждением возможных трудностей и ресурсов процедуры. Необходимо отметить, что опыт использования такой формы работы оказывает также своеобразное коррекционное воздействие и способствует снижению тревоги. Пугающая и незнакомая процедура оказывается логичной и понятной.
Цель 2. Формирование адекватного мнения о ЕГЭ
Эта цель направлена на преодоление «мифологии», содержание которой было раскрыто ранее, а также формирование личностно-смыслового отношения к ЕГЭ (личностный компонент готовности).
Проработка «мифологии» является необходимым условием продуктивной работы по подготовке к ЕГЭ. Если этот этап пропущен, то в дальнейшем негативные предубеждения будут препятствовать продуктивной работе. Основной целью проработки является осознание существующих предубеждений и их обсуждение в группе, что позволяет в результате сформировать более позитивное отношение к ЕГЭ.
Оптимальным методом в данном случае является групповая дискуссия. Целью такой дискуссии будет не достижение участниками единого мнения, а свободное обсуждение позиций и мнений по обозначенному ведущим вопросу. Важно отметить, что перед ведущим не стоит задача формирования предельно позитивного отношения. Как показывает практика, свободное обсуждение этой проблемы в группе позволяет выразить собственные страхи и тревоги, поделиться своими соображениями с другими членами группы и в конечном счете найти ресурсные моменты в новой форме экзамена. Ведущему необходимо владеть фактической информацией
Цель 3. Формирование конструктивной стратегии деятельности на экзамене.
К сожалению, даже после опыта сдачи пробных или репетиционных экзаменов ребенок не в состоянии сформулировать для себя наиболее продуктивную стратегию деятельности. Для достижения этой цели необходима специальная работа.
Она может проводиться в различных формах:
• Фронтальная форма (охвачены все выпускники). В этом случае подготовка может происходить в виде классных часов или психологических занятий. Достоинством такой формы является экономия времени и возможность охватить большое количество учащихся, но возможность обеспечить индивидуальный подход в этом случае меньше.
• Индивидуальная форма (консультации) максимально обеспечивает адресность рекомендаций, но наиболее трудоемка.
Задачу психопрофилактической работы по психологической подготовке к ЕГЭ можно сформулировать следующим образом: предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии, организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление мероприятий по управлению психическим состоянием. Это могут быть следующие направления работы:
обучение психической саморегуляции;
формирование уверенности в своих силах;
выработка навыков мобилизации в стрессе;
развитие творческого потенциала.
Психопрофилактическая работа осуществляется посредством включения во все виды работ психолога. Это происходит и на развивающих занятиях, и на консультациях, и, естественно, при проведении психологической диагностики.
. ПРИЕМЫ СОВЛАДАНИЯ С ЭКЗАМЕНАЦИОННОЙ
1. Переименование. Известно, что зачастую наибольшую тревогу вызывает не само событие (например, предстоящий экзамен), а мысли по поводу этого события. Можно попытаться регулировать ход своих мыслей относительно экзамена, придавая им позитивность и конструктивность. Полезно дать позитивное или нейтральное мысленное определение экзамену, делающее восприятие этого события более спокойным: не «трудное испытание», не «стресс», не «крах», а просто «тестирование или «очередной экзамен».
2 . Разговор с самим собой. Часто школьников пугает неопределенность предстоящего события, невозможность проконтролировать его ход. Для того чтобы снизить тревожность учащихся по поводу непредсказуемых моментов при сдаче экзамена, можно порекомендовать им поговорить с учителями, психологом, родителями или товарищами о возможных стрессовых ситуациях на экзамене и заранее продумать свои действия. Следует спросить себя, какая реальная опасность таится в этом событии, как выглядит худший результат и что в этом случае нужно будет сделать. Каковы возможные трудности экзамена для меня лично и как их облегчить?
Сбросить внутреннее напряжение при подготовке к сдаче ЕГЭ, помогают следующие методы саморегуляции:
Эти самовнушения, повторенные в медленном темпе несколько раз, перед сном, «запишутся» в программирующем аппарате мозга, помогут тебе быть спокойным, уверенным и мобильным и не поддаваться негативным изменениям в своем настроении.
Во время экзамена концентрировать внимание т.е. понять и спокойно обдумать вопросы, поставленные в задании, собраться с мыслями для их решения; рационально использовать отведенное на экзамен время.
Обучение способам релаксации и снятию эмоционального и физического напряжения помогает повышению сопротивляемости стрессу, актуализации внутренних ресурсов.
ознакомление родителей со способами правильного общения с ребёнком;
оказание ему психологической поддержки;
создание в семье благоприятного психологического климата;
рекомендации по организации режима дня старшеклассников;
поддержка и помощь детям в период до, во время и даже после экзаменов.
Практические советы учителям- предметникам в организации подготовки обучающихся к ЕГЭ:
адекватно оценивать в течение всего учебного периода знания, умения и навыки учащихся в соответствии с их индивидуальными особенностями и способностями;
организовать системную продуманную работу в течение всех лет обучения предмету;
составить график работы по проведению консультаций с учащимися и приступить к его реализации с начала учебного года;
индивидуально выполнить экзаменационную работу по предмету с последующей фиксацией возникающих при выполнении заданий трудностей;
провести анализ собственных затруднений при выполнении тестовых заданий и обозначить способы их устранения;
проанализировать результаты пробного тестирования;
составить план собственной работы по подготовке обучающихся в процессе преподавания предмета к ГИА.
Модель психологической подготовки учащихся к ЕГЭ через систему психологического сопровождения учащихся на всех ступенях обучения является эффективной для успешной психологической подготовки учащихся к ЕГЭ.