Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Украина согласилась на «формулу Штайнмайера». Что это такое?

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

«Формула Штайнмайера» должна быть имплементирована в новый закон об особом статусе, заявил Зеленский на экстренном брифинге

Контактная группа по Донбассу на переговорах в Минске утвердила редакцию «формулы Штайнмайера». Без согласования этой формулы Москва считала невозможной встречу Владимира Путина и Владимира Зеленского в формате «нормандской четверки».

Участники контактной группы по Украине поставили подписи под документом с «формулой Штайнмайера», украинская делегация также подписала формулу на заседании в Минске, сообщили российские агентства Интерфакс, ТАСС и РИА Новости со ссылкой на источники.

Член делегации самопровозглашенной Луганской народной республики (ЛНР) Родион Мирошник сказал журналистам: «Ну, да, есть форма». По его словам, вопрос нового обмена пленными пока не решен.

Что сказал Зеленский

Рассказ о заседании трехсторонней группы в Минске Зеленский начал с вопроса об обмене пленными. Он заявил, что власти по-прежнему прилагают максимальные усилия для освобождения всех граждан. Вторым пунктом он отметил достижение договоренности о разведении войск в Петровском и Золотом.

Что такое «формула Штайнмайера»?

Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.

Конец истории Подкаст

«Формула Штайнмайера» предполагает вступление на Украине в силу закона об особом статусе территорий, контролируемых самопровозглашенными ДНР и ЛНР, после проведения там выборов, которые должны быть признаны ОБСЕ честными и свободными.

Формулу разработал экс-глава МИД Германии, ныне занимающий пост президента страны Франк-Вальтер Штайнмайер. Он предлагал, чтобы неподконтрольная Киеву часть Донбасса получила временный особый статус на период выборов, которые должны быть проведены по украинскому законодательству.

Если ОБСЕ признает эти выборы честными и свободными, закон об особом статусе Донбасса должен вступить в силу и действовать на постоянной основе. Предполагалось, что это должно ускорить выполнение минских договоренностей и поэтапное снятие санкций с России.

Закон об особом статусе в нынешней редакции действует до 31 декабря 2019 года, «будет новый закон», его будет разрабатывать парламент в тесном сотрудничестве с обществом, сказал президент Украины. «Формула Штайнмайера» будет имплементирована в этот закон.

Предыдущая попытка

Одобрение «формулы Штайнмайера» ожидалось еще 18 сентября на предыдущей встрече контактной группы в Минске. Тогда Киев выступил против, а в Москве заявили, что отказ украинских властей ставит под вопрос переговоры Путина с Зеленским в «нормандском формате».

Украинская делегация во главе с Леонидом Кучмой отказалась подписывать документ. Кучма заявил через представителя, что реализация «формулы Штайнмайера» возможна только при условии выполнения нескольких пунктов.

Этих условий оказалось много : полное прекращение огня, обеспечение эффективного мониторинга СММ ОБСЕ на всей территории Украины, вывод с территории Украины вооруженных формирований иностранных войск и военной техники, разведение сил и средств вдоль всей линии соприкосновения, обеспечение работы ЦИК Украины, украинских политических партий и иностранных наблюдателей, установление контроля над неподконтрольным Украине участком российско-украинской границы.

Автор фото, Valentin Sprinchak/TASS

Донецк. Архивное фото

Переговоры Путина и Зеленского

Зеленский пока лично не встречался с Путиным. В то же время сообщалось о трех телефонных разговорах двух президентов.

Министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко заявлял, что встреча лидеров стран «нормандской четверки» (Германия, Россия, Украина, Франция) могла состояться еще в сентябре, но не состоялась из-за России.

Зеленский в последнее время неоднократно заявлял о готовности встречаться с Путиным в «нормандском формате». Во вторник президент Франции Эмманюэль Макрон сказал, что рассчитывает на проведение саммита «в ближайшие недели».

Порошенко заявляет, что его сторонники не смирятся с «формулой Штайнмайера»

Бывший президент Украины Петр Порошенко записал видеообращение фракции «Европейская солидарность», в котором заявил, что согласование «формулы Штайнмайера» легитимизирует утрату Донбасса и Крыма, а кроме того «де-факто обозначает ослабление или даже снятие санкций» против России.

Источник

Формула Штайнмайера. Ее точный текст и смысл

На следующий день, 4 октября 2019 года, в ходе передачи С.Шустера «Свобода* слова» министр иностранных дел Украины В.Пристайко опроверг слова бывшего президента Украины П.Порошенко, утверждавшего, что «формулы Штайнмайера» не существует. В.Пристайко показал аудитории зеленую папку с документом и пригласил желающих познакомиться с ним.

1.38.00-1.38.30: «Вот эта злосчастная «формула Штайнмайера». Я таскаю с собой эту зеленую папку, в которой есть от 2015 года «формула Штайнмайера», о которой некоторые политики говорят, что ее не существует. Она существует, она есть, написанная. Кто хочет – может подойти, ознакомиться. Это не то, что мы только что придумали. Мы просто вынуждены исполнять то, что нам передали наши предшественники (министр, скорее всего, имел в виду пятого президента Украины Петра Порошенко, который перед этим покинул студию программы. – «ГОРДОН»)», – сказал Пристайко в эфире «Свободы* слова» ».

По словам В.Пристайко, текст «формулы Штайнмайера» содержится в совместном письме от 28 ноября 2015 года бывших тогда министрами иностранных дел Германии и Франции Вальтера Штайнмайера и Лорана Фабиуса, адресованном министру иностранных дел России С.Лаврову и бывшему тогда министру иностранных дел Украины П.Климкину.

Центральное место в этом письме занимает выделенный в нем прямоугольной рамкой текст, какой и приобрел затем часто используемое название «формула «Штайнмайера» (ниже по тексту, 6 пунктов).

Как было согласовано в Берлине и изложено в нашем письме, стороны ставят перед собой задачу согласовать в рамках политической подгруппы механизм местных выборов и представить согласованный результат до нашей следующей встречи в декабре. Такие выборы станут важным шагом вперед для политического процесса и начала финальной фазы минского процесса…

Очевидно, что механизм выборов должен быть привязан к соответствующим положениям пакета мер. Во-первых, п. 12 определяет формат дискуссий: вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. По этой причине представители этих районов принимали участие в политической подгруппе с момента ее создания и снова будут участвовать во встречах с 29 ноября по 2 декабря. Во-вторых, п. 4 определяет порядок переговоров: местные выборы будут проводиться в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ под мониторингом БДИПЧ…

Обсуждение проекта специального закона о местных выборах также должно проводиться в той последовательности, которая была определена главами государств и правительств на саммите 2 октября и была подтверждена министрами [иностранных дел] в Берлине 6 ноября.
Эти положения можно свести к следующему:

[«Формула Штайнмайера», нумерация пунктов проставлена мною. – А.И.]
1. Выборы, объявленные в одностороннем порядке лидерами сепаратистов, должны быть отменены и согласованы с украинскими властями.
2. Проект закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должен быть подготовлен политической подгруппой как можно скорее и одобрен Радой спустя четыре недели.
3. Местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должны быть проведены через 90 дней после принятия закона о выборах.
4. Кандидаты на этих выборах должны получить неприкосновенность.
5. В результате этих выборов должна вступить в силу амнистия.
6. Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей должен вступить в силу в день выборов на временной основе. Он вступит в силу на постоянной основе после оценки выборов со стороны наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ на соответствие международным стандартам, а также на соответствие национальному законодательству.

Знакомство с совместным письмом Штайнмайера-Фабиуса от 28 ноября 2015 года позволяет сформулировать несколько предварительных выводов.

1. «Формула Штайнмайера» (ФШ), естественно, существует.

2. Основные положения ФШ были согласованы на встрече глав государств и правительств, прошедшей в нормандском формате в Париже 2 октября 2015 года. Украину на этой встрече представлял и основные положения ФШ со стороны Украины согласовал бывший тогда президентом Украины П.Порошенко.
Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит
Встреча 2 октября 2015 г. в Париже

3. Основные положения ФШ были подтверждены на встрече министров иностранных дел, прошедшей в нормандском формате в Берлине на вилле Борзиг 6 ноября 2015 г. Украину на этой встрече представлял и основные положения ФШ подтвердил бывший тогда министром иностранных дел Украины П.Климкин.
Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит
Встреча 6 ноября 2015 г. в Берлине

4. Изложению ФШ в письме Ш-Ф предшествует следующее требование министров иностранных дел Германии и Франции:
Обсуждение проекта специального закона о местных выборах также должно проводиться в той последовательности, которая была определена главами государств и правительств на саммите 2 октября и была подтверждена министрами [иностранных дел] в Берлине 6 ноября.
Таким образом, последовательность осуществляемых мероприятий, сформулированных в ФШ, отличается от последовательности мероприятий, закрепленных в Минских соглашениях-2. Поэтому в ходе переговоров в нормандском формате было установлено, что при проведении местных выборов в ОРДЛО следует руководствоваться последовательностью шагов, утвержденных не Минскими соглашениями, а Формулой Штайнмайера.

5. На встречах в нормандском формате 2 октября 2015 года и 6 ноября 2015 года представители Украины П.Порошенко и П.Климкин согласовали и подтвердили действие п.12 «Пакета мер по осуществлению Минских соглашений», согласно которому вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО).

6. В совместном письме от 28 ноября 2015 года Штайнмайер и Фабиус напомнили своим российскому и украинскому коллегам, что представители этих районов (ОРДЛО) принимали участие в работе политической подгруппы с момента ее создания и снова будут участвовать в такого рода встречах.

7. Пункт 2 ФШ из письма Ш-Ф от 28 ноября 2015 года недвусмысленно устанавливает, что проект закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей (ОРДЛО) готовится не Верховной Радой Украины, а политической подгруппой [нормандской группы. – А.И.], в которой безусловно участвуют представители ОРДЛО. Верховная Рада Украины лишь одобряет текст закона о местных выборах, разработанного с участием представителей ОРДЛО. Согласно п.2 ФШ Верховная Рада Украины обязана утвердить закон о местных выборах, разработанный с участием представителей ОРДЛО, спустя четыре недели.

8. Пункт 3 ФШ устанавливает, что местные выборы в ОРДЛО проводятся через 90 дней после утверждения Верховной Радой закона о местных выборах, разработанного с участием представителей ОРДЛО.

9. Пункт 4 ФШ устанавливает, что кандидаты на этих выборах [независимо от числа и тяжести совершенных ими преступлений. – А.И.] получают неприкосновенность.

10. Пункт 5 ФШ устанавливает, что в результате этих выборов [после их завершения и подтверждения их соответствия нормам ОБСЕ со стороны ОБСЕ. – А.И.] на смену временной неприкосновенности в силу вступает неограниченная во времени амнистия.

11. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает ни наступления мира, ни прекращения огня, ни вывода российских войск с территории ОРДЛО (утверждения В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Мы все понимаем, что Донбасс – это Украина, и там должен наступить мир. Произойти полное прекращение огня, выведение зарубежных военных формирований»).

12. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает размещения украинских пограничных подразделений на украинско-российской границе (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября «Мы все понимаем, что на украинско-российской границе, с нашей стороны, должны быть украинские пограничники»).

13. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает проведения обмена пленными (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Должен состояться обмен пленными, чтобы все наши граждане вернулись домой»).

15. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает, что выборы пройдут завтра (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Предусматривает ли она, что выборы на Донбассе пройдут завтра…? Нет… Завтра выборы на Донбассе? Нет.») Согласно пункту 3 ФШ выборы должны пройти не завтра, а через 90 дней после утверждения Верховной Радой Украины закона о местных выборах в ОРДЛО, разработанных с участием представителей ОРДЛО. 90 дней в политическом смысле – это, возможно, даже быстрее, чем завтра в обыденном.

16. Ни один из пунктов ФШ не требует и не предполагает, что выборы в ОРДЛО пройдут, как утверждает В.Зеленский, «с доступом кандидатов от украинских политических сил, украинских средств массовой информации и международных наблюдателей».

17. В своем обращении от 3 октября В.Зеленский утверждает: «Все это мы будем обсуждать на встрече в нормандском формате. Будет ли там подписываться новый закон «Об особом статусе»? Нет. Этот закон действует до 31 декабря 2019 года. Будет новый закон. Будем ли мы его сами разрабатывать и быстро принимать? Нет. Мы напишем его вместе. В сотрудничестве и при публичном обсуждении всем украинским обществом». В этом утверждении содержится признание (возможно, неосознанное) того, что Верховная Рада Украины самостоятельно не будет разрабатывать и принимать этот закон: Будем ли мы его сами разрабатывать…? Нет.

18. В.Зеленский утверждает, что этот закон будет написан совместно. Совместно с кем? Очевидно, с представителями ОРДЛО, всем украинским обществом. Точно так, как это и установлено «формулой Штайнмайера», к которой новые власти Украины присоединились 1 октября 2019 года по требованию президента В.Зеленского.

19. В своем обращении от 3 октября В.Зеленский спрашивает: «Подписывали ли мы какие-то общие соглашения с так называемыми ДНР или ЛНР? Нет. Мы отправили отдельное письмо господину Сайдику, в котором подтвердили согласование позиций по тексту этой формулы».
Это страусиная уловка.
Направление идентичных писем с принятием на себя одинаковых обязательств в адрес одной и той же международной организации означает согласование позиций, или общее соглашение, сторон. Точно так, как это и сказано самим В.Зеленским в его обращении.
Кроме того, совместная работа представителей Украины с представителями ОРДЛО в политической группе нормандского формата идет с самого начала его появления. Именно с технологией этой совместной работы согласились новые украинские власти, направив соответствующее письмо спецпредставителю председателя ОБСЕ в Украине и Трехсторонней контактной группе М.Сайдику.

20. Наконец, ни один из пунктов ФШ не только не требует возвращения Украине Крыма, Севастополя, Керченского пролива, аннексированных Российской Федерацией, но и вовсе не упоминает их (утверждение В.Зеленского в его обращении от 3 октября: «Предусматривает ли она [ФШ. – А.И.], что Украина признает аннексию Крыма…? Нет.»). Отсутствие упоминания актов аннексии в международном документе, согласованном агрессором и жертвой агрессии, означает признание аннексии де-факто.

Таким образом:
— «формула Штайнмайера» со стороны Украины была согласована и утверждена П.Порошенко и П.Климкиным;
— интерпретация «формулы Штайнмайера» президентом В.Зеленским не соответствует действительности;
— имплементация «формулы Штайнмайера» в жизнь означает полную и безоговорочную капитуляцию Украины перед Путиным.

Приложение: текст письма В.Штайнмайера и Л.Фабиуса от 28 ноября 2015 года.
Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значитФормула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Его превосходительству
министру иностранных дел
Российской Федерации
господину Сергею Викторовичу Лаврову,
Москва

Его превосходительству
министру иностранных дел Украины
господину Павлу Климкину,
Киев

Берлин/Париж, 28 ноября 2015 года

Уважаемый Сергей, уважаемый Павел!

Мы хотели бы высказаться по поводу недавних писем Сергея и нашего письма вам от 10 ноября, написанного по результатам нашей конструктивной встречи в Берлине 6 ноября.

Во-первых, мы хотели бы воспользоваться этой возможностью, чтобы еще раз высказать нашу глубокую обеспокоенность текущей ситуацией вдоль линии разграничения. Происходящие нарушения режима прекращения огня могут привести к дальнейшей эскалации и подорвать весь процесс. Поэтому мы повторяем наш призыв ко всем сторонам проявлять максимальную сдержанность и предотвратить дальнейшую эскалацию ситуации. На нашей последней встрече мы достигли полного согласия в том, что прекращение огня должно строго соблюдаться. В связи с чем мы еще раз напоминаем о нашем соглашении о том, что стороны срочно выполняют, до начала декабря, отвод тяжелого вооружения, согласовывают условия разминирования и обеспечивают полный доступ для мониторинга СММ в соответствии с мандатом СММ.

Как было согласовано в Берлине и изложено в нашем письме, стороны ставят перед собой задачу согласовать в рамках политической подгруппы механизм местных выборов и представить согласованный результат до нашей следующей встречи в декабре. Такие выборы станут важным шагом вперед для политического процесса и для начала финальной фазы минского процесса. Мы с беспокойством отмечаем, однако, что соответствующие позиции сторон далеки друг от друга. Вот почему мы решительно поддерживаем инициативу посла Мореля провести встречу политической подгруппы, чтобы стороны договорились о компромиссном пакете.

Очевидно, что механизм выборов должен быть привязан к соответствующим положениям Пакета Мер. Во-первых, п. 12 определяет формат дискуссий: вопросы, касающиеся местных выборов, должны обсуждаться при участии представителей отдельных районов Донецкой и Луганской областей. По этой причине представители этих районов принимали участие в политической подгруппе с момента ее создания и снова будут участвовать во встречах с 29 ноября по 2 декабря. Во-вторых, п. 4 определяет порядок переговоров: местные выборы будут проводиться в соответствии с украинским законодательством и стандартами ОБСЕ под мониторингом БДИПЧ. Ключевые положения стандартов ОБСЕ отражены в «Документе копенгагенской встречи конференции по человеческому измерению СБСЕ» от 1990 года.

Кроме того, обсуждение проекта специального закона о местных выборах также должно проводиться в той последовательности, которая была определена главами государств и правительств на саммите в Париже 2 октября и была подтверждена министрами [иностранных дел] в Берлине 6 ноября.

Эта последовательность сводится к следующему:

— Выборы, объявленные в одностороннем порядке лидерами сепаратистов, должны быть отменены и согласованы с украинскими властями;

— Проект закона о местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должен быть подготовлен политической подгруппой как можно скорее и одобрен Радой спустя четыре недели;

— Местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей должны быть проведены через 90 дней после принятия закона о выборах;

— Кандидаты на этих выборах должны получить неприкосновенность;

— В результате этих выборов должна вступить в силу амнистия;

— Закон об особом статусе отдельных районов Донецкой и Луганской областей должен вступить в силу в день выборов на временной основе. Он вступит в силу на постоянной основе после оценки выборов со стороны наблюдательной миссии БДИПЧ ОБСЕ на соответствие международным стандартам, а также на соответствие национальному законодательству.

Попытки подготовки проектов предложений вне упомянутых рамок и положений являются недопустимыми и задерживающими маневрами, которые подрывают доверие между сторонами. Настало время провести переговоры на высшем уровне на условиях, которые мы коллективно согласовали, а также время для конкретного обсуждения сторонами проекта текста.

Чтобы возобновить дискуссию и для скорейшего разрешения ситуации мы хотели бы поделиться нашим пониманием вопросов, которые ждут решения, и пространства для компромиссов по этим вопросам.

Во-первых, по поводу избирательных прав. Стандарты ОБСЕ предусматривают, что внутренне перемещенные лица и беженцы, которые раньше жили в отдельных районах Донецкой и Луганской областей будут иметь право избирать и быть избранными на этих выборах. Для того, чтобы включить в число избирателей внутренне перемещенных лиц и беженцев, которые живут за пределами ОРДЛО, должны быть предприняты практические шаги.

Во-вторых, по поводу роли СМИ. Стороны должны в соответствии с Копенгагенским документом однозначно подтвердить, что не будет никаких законодательных или административных препятствий для работы СМИ и для доступа к СМИ на недискриминационной основе.

В-третьих, о роли политических партий и выдвижении кандидатов. Право граждан претендовать на выборные политические или общественные должности индивидуально или в качестве представителей политических партий должно быть гарантировано без дискриминации. В этом контексте стандарты ОБСЕ предусматривают гарантии возможности граждан баллотироваться как независимым кандидатам или в рамках партийного списка.

Следующее. Что касается организации выборов. Полномочия Центральной избирательной комиссии и избирательных комиссий низшего уровня должны быть сбалансированы обоюдно приемлемым способом, который не подрывал бы эффективность организации выборов. Могут быть рассмотрены несколько вариантов, например создание временной местной избирательной комиссии или совместных избирательных комиссий. Эти комиссии также могут включать в себя представителей от местных общественных организаций и политических движений.

И последнее. По вопросу о наблюдении и безопасности. Мы ожидаем наблюдения БДИПЧ на этих выборах, которому будет предшествовать миссия БДИПЧ, которая оценит безопасность. Также мы ожидаем явную приверженность сторон к обеспечению защиты и безопасности обстановки без запугивания, что позволит гарантировать порядок во время процесса голосования. Мы ожидаем полного сотрудничества с миссией оценки безопасности БДИПЧ в качестве первого шага, полный и неограниченный доступ должен быть предоставлен специальной мониторинговой миссии ОБСЕ, включая все районы, прилегающие к государственной границе.

Мы очень надеемся, что наработки «Минска» теперь будут конструктивно развиты в соответствии с описанным выше и для других аспектов местных выборов, как обсуждалось в политической подгруппе. Поэтому мы отправим копию этого письма координатору политической подгруппы как ориентир для рамочного обсуждения и предлагаем вам также передать копии вашим представителям для информации и обсуждения.

д-р Франк-Вальтер Штайнмайер, федеральный министр иностранных дел Федеративной Республики Германия,
Лоран Фабиус, министр иностранных дел и международного развития Французской Республики

Источник

Что такое формула Штайнмайера и зачем Россия, Франция и ФРГ торопят Украину ее принять

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Фото: «Главком» | Формула Штайнмайера

В последнее время Берлин начал особенно активно призывать Киев имплементировать в национальное законодательство согласованную в конце 2019 года «формулу Штайнмайера». По случаю встречи Владимира Зеленского и Ангелы Меркель Фокус решил напомнить, что это такое, зачем «формула» нужна и какими могут быть последствия для Украины от ее внедрения.

22 августа в Киев прибыла с официальным визитом канцлер Германии Ангела Меркель. Она встретится с президентом Украины Владимиром Зеленским, и советник главы Офиса президента Михаил Подоляк рассказал Фокусу, что одной из тем, которые будут обсуждать лидеры стран, станет мир на Донбассе — точнее, то, как его добиться.

Читайте лучшие материалы раздела на странице «Фокус. Политика» в Facebook

Учитывая, что во время предыдущей их встречи, которая состоялась 12 июля, Меркель призвала Зеленского имплементировать (внедрить) в национальное законодательство так называемую «формулу Штайнмайера», а 22 июля на сайте МИД ФРГ появилось заявление с аналогичным месседжем, не исключено, что во время встречи с украинским лидером канцлер Германии вновь поднимет этот вопрос.

В связи с этим Фокус решил рассказать что такое «формула Штайнмайера», почему Париж с Берлином настаивают на ее имплементации и почему Киев этого еще не сделал.

Что такое «формула Штайнмайера»

«Формула Штайнмайера» — это метод реализации положений второго Минского протокола о прекращении конфликта на Донбассе, подписанного 12 февраля 2015 года в ходе саммита лидеров стран «Нормандской четверки» (Украины, Франции, Германии и России).

«Формула Штайнмайера»: предыстория. Почему не сработал «план Морреля»

Несмотря на принятые в 2015 году в Минске документы, на востоке Украины продолжились серьезные военные столкновения (в том числе — бои за Дебальцево и Марьинку), и договоренности фактически не выполнялись.

Чтобы сдвинуть процесс с мертвой точки французский дипломат Пьер Моррель предложил свой план реализации Минского протокола (который в последствии назвали «план Морреля»), который предусматривал проведение местных выборов на территории ОРДЛО по особому законодательству. Его предварительно одобрили руководители МИД стран «Нормандской четверки» на саммите 12 сентября 2015 года, однако позже украинская сторона заявила, что не поддерживает этот вариант урегулирования конфликта, поскольку по плану Морреля выборы должны были пройти фактически без контроля Украины.

Когда и почему была согласована «формула Штайнмайера» — и кто он такой

В октябре 2015 года, свой метод реализации Минского протокола предложил Франк-Вальтер Штайнмайер, который на тот момент был министром иностранных дел Германии (в 2017 году его избрали президентом ФРГ от правящей коалиции ХДС/ХСС-СДП).

«Формулу Штайнмайера» предварительно одобрили все стороны во время саммита лидеров стран «Нормандской четверки» 19 октября 2016 года. Украину на той встрече представлял пятый президент Петр Порошенко. Впрочем, с осени того же года дипломатические контакты в «нормандском формате» начали сходить на нет, и в течение нескольких лет лидеры всех четырех стран не встречались.

Следующий саммит лидеров «четверки» удалось согласовать лишь с приходом к власти Владимира Зеленского. И для проведения новой встречи в таком формате Москва потребовала утвердить текст предложенного Штайнмайером метода реализации второго Минского протокола.

1 октября 2019 года Трехсторонняя контактная группа (Украина, Россия и ОБСЕ) согласовала в письменном виде единую редакцию текста «формулы Штайнмайера». Руководителем украинской делегации в ней на тот момент был второй президент Леонид Кучма.

Текст «формулы Штайнмайера»

Вскоре пресс-служба Кучмы обнародовала согласованный ТКГ текст «формулы Штайнмайера».

Выглядит он следующим образом:

«Настоящий Закон вступает в силу в 20:00 по местному времени в день голосования на внеочередных местных выборах в отдельных районах Донецкой и Луганской областей, которые назначены и проведены в соответствии с Конституцией Украины и специальным Законом Украины, регулирующим внеочередные местные выборы в вышеупомянутых районах. Он будет действовать на временной основе до дня публикации итогового доклада миссий БДИПЧ ОБСЕ по наблюдению за выборами, в соответствии с установленной практикой БДИПЧ ОБСЕ, о соответствии в целом внеочередных местных выборов стандартам ОБСЕ и международным стандартам для демократических выборов, а также украинскому законодательству, в котором дается ответ на вопрос, согласованный в «Нормандском формате», утвержденный Трехсторонней контактной группой и направленный Украиной в ее пригласительном письме и Председательством к Директору БДИПЧ ОБСЕ. Настоящий Закон продолжает действовать на постоянной основе, в случае если в итоговом докладе БДИПЧ ОБСЕ будет сделан вывод в соответствии с установленной практикой БДИПЧ ОБСЕ, что внеочередные местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей были проведены в целом в соответствии со стандартами ОБСЕ и украинским законодательством, при ответе на вопрос, согласованный в «Нормандском формате», утвержденный Трехсторонней контактной группой и направленный Украиной в ее пригласительном письме и Председательством ОБСЕ Директору БДИПЧ».

Текст «формулы Штайнмайера»

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Суть «формулы Штайнмайера»

Судя по находящейся в публичном доступе информации, предложенный Франком-Вальтером Штайнмайером метод реализации второго Минского протокола содержит два пункта, которые должны быть включены в Закон «Об особом порядке местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей», также называемый законом «Об особом статусе Донбасса».

Также подразумевается, что выборы на территории ОРДЛО должны пройти под надзором БДИПЧ ОБСЕ (Бюро демократических институтов и прав человека).

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

«Формула Штайнмайера»: позиции сторон

Информацию о согласовании текста «формулы Штайнмайера» 1 октября 2019 озвучил сам Владимир Зеленский. Он также подчеркнул, что украинская сторона не согласится на признание выборов, если на территории ОРДЛО будут находиться «любые войска» и что Киев до проведения выборов должен получить контроль над украинско-российской границей.

Впрочем, ни в законе «Об особом статусе Донбасса» ни в «формуле» вопрос границы не прописан, что и стало одним из поводов для серии акций под названием «Нет капитуляции!», организаторами и участниками которых были оппозиционные парламентские партии («Европейская солидарность», «Голос» и «Батькивщина»), праворадикальные партии («Национальный корпус», ВО «Свобода») и ветераны войны российско-украинской войны.

Одним из лидеров протестных акций был сам Петр Порошенко. В соцсетях пятый президент утверждал, что текст формулы был «написан в Кремле».

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Позже сам Франк-Вальтер Штайнмайер заявил, что его удивляет такая позиция Порошенко, поскольку тот лично присутствовал на саммите в октябре 2016 года, на котором документ был предварительно одобрен.

В декабре 2019 года состоялся саммит лидеров «Нормандской четверки», на котором стороны согласовали необходимость имплементировать «формулу» в украинское законодательство. Впрочем, и до сегодняшнего дня этого сделано не было.

«Формула Штайнмайера»: позиция Франции

В ноябре 2020 года представитель внешнеполитического ведомства Франции в ходе брифинга сообщил, что официальный Париж с Берлином прилагают все усилия для того, чтобы договоренности, достигнутые в ходе декабрьского саммита в 2019 году, были выполнены. Чиновник тогда подчеркнул, что Украина в очередной продлила действие Закона «Об особом статусе Донбасса» (его приняли в 2014 году на три года, после чего регулярно продлевают на один год), чем доказала свою приверженность выполнению Минских соглашений.

«В Трехсторонней контактной группе под эгидой ОБСЕ продолжаются дискуссии о конкретных модальностях интеграции формулы Штайнмайера в украинское законодательство. Франция вместе с Германией продолжает свои усилия в рамках нормандского формата, чтобы заставить стороны выполнить обязательства», — подчеркнул французский дипломат.

«Формула Штайнмайера»: позиция России

В январе 2020 года представитель России в ТКГ Борис Грызлов заявил, что Киев должен интегрировать «формулу» в национальное законодательство.

В ноябре 2020 года член комитета Госдумы РФ по международным делам Елена Панина отмечала, что «формула» дает «гарантии мирного урегулирования ситуации на Донбассе». По ее словам, Киев, игнорируя «формулу», демонстрирует свое нежелание выполнять Минские соглашения.

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

«Формула Штайнмайера»: позиция США

Например, в конце июля 2021 года исполняющий обязанности временного поверенного в делах США в Украине Джордж Кент утверждал, что она «не является формулой для решения всех вопросов».

«Для выборов должны быть условия, чтобы была возможность их нормально провести», — рассказывал Кент в интервью.

«Формула Штайнмайера»: позиция Украины

После серии акций под названием «Нет капитуляции» официальный Киев отбросил риторику о необходимости интеграции «формулы» в законодательство. Закон «Об особом статусе Донбасса» в декабре 2019 года был пролонгирован на год без нее. В конце 2020 года спикер ВРУ Дмитрий Разумков заявил, что «формулу» не будут включать в законодательство и документ снова продлили без ее интеграции.

В августе 2020 года глава МИД Украины Дмитрий Кулеба отметил, что Киев может пойти на имплементацию «формулы», но только если это будет отвечать национальным интересам. Он подчеркнул, что Украина готова выполнять политическую часть Минских соглашений.

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

«И «формула Штайнмайера» является ее частью. Если мы будем видеть, что комплексное решение, на которое мы выходим, будет отвечать интересам Украины, то почему бы и нет?», — отмечал Кулеба.

В конце июля 2021 года вице-премьер, министр по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий Алексей Резников заявлял, что для имплементации «формулы» в украинское законодательство ее нужно лишь вставить в текст закона «Об особом статусе Донбасса» и подчеркивал, что «если это единственное условие, то Украина на него с удовольствием пойдет.

Впрочем, подчеркнул представитель Кабмина, согласно второму Минскому протоколу, по этому вопросу должны проводиться соотвествующие консультации в политической рабочей группе ТКГ, заседания которой российская сторона отказывается посещать.

«Дилемма: либо мы не должны их слушать, а взять и имплементировать формулу Штайнмайера – тогда не будет ли это считаться нарушением процедур «Комплекса мер»? Это вопрос к нашим европейским партнерам – если вы просите нас имплементировать формулу на уровне главы государства – означает ли это, что нужно прекратить соответствующие консультации в ТКГ?», — говорил тогда Резников.

«Формула Штайнмайера»: что о ней говорят эксперты

Директор программ безопасности Совета внешней политики «Украинская призма» Анна Шелест в комментарии Фокусу отмечает, что для того, чтобы понять, что сейчас происходит вокруг «формулы Штайнмайера» необходимо вспомнить при каких условиях она появилась.

«На тот момент, в 2015 году, ситуация зашла в тупик, ничего не происходило. И прозвучало заявление с Парижа о том, что нужно договариваться о чем-то конкретном. Пытались найти что-то из перечня политических условий Минских соглашений. И выборы были самым болезненным вопросом. Германия предложила подход к выборам, который считала самым простым для выполнения», — рассказывает Шелест Фокусу.

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Эксперт отмечает, что немецкая сторона не видела в «формуле Штайнмейера» какие-то риски, поскольку в ней были прописаны четкие формулировки: «в случае», «если» и т.д. Самые же большие проблемы, по словам Шелест, возникли из-за неопределенности условий проведения выборов. Так, согласно Минским соглашениям, выборы должны проходить по украинскому законодательству.

«Но все, что сказала «формула» — это то, что их нужно провести. Но не сказала как. И проблема с украинской стороны не в том, что мы не хотим проводить выборы, а в том, как их проводить. Нет гарантий допуска прессы, свободы баллотирования, безопасности избирательных участков и т.д. И произошел такой парадокс: с одной стороны, хотели сделать шаг вперед по Минским соглашениям, а с другой стороны боялись прописать кто за что отвечает. И сказали: проведите выборы, но как — это уже ваши проблемы. Ну, или будем следующими шагами договариваться», — говорит Шелест.

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Аналитик Фонда общественной дипломатии Александра Решмедилова в комментарии Фокусу отмечает, что Германия и Франция еще при президентстве Петра Порошенко считала, что Украина сама заинтересована в ускоренном решении конфликта на востоке, потому не будет тормозить процесс, однако на определенных этапах переговоров стороны столкнулись с разночтениями.

«На самом деле, вокруг «формулы» есть определенная вуаль интриги. Многие СМИ, в том числе западные, рассказывают о ней достаточно обтекаемо. На самом деле, даже Минские соглашения, на мой взгляд, более прозрачны и понятны, чем «формула», — утверждает Решмедилова.

Почему у Германии, Франции и США такие позиции по «формуле Штайнмайера»?

Александра Решмедилова в комментарии Фокусу подчеркивает, что Париж с Берлином никогда не забывали о «формуле». Впрочем, не исключено, что их активизация в этом вопросе в последнее время связана с грядущими национальными выборами во Франции и в Германии.

«Сейчас Меркель и Макрон финализируют свои каденции и явно захотят какой-то результативности положить в актив. Потому и можно сказать, что они, условно, «подгоняют Украину», внося новые переговорные аспекты — в том числе энергетические — они пытаются сыграть в игру «Ты мне — я тебе», — говорит Решмедилова.

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Рассуждая о позиции США по «формуле Штайнмайера» Решмедилова подчеркивает, что у них нет подобного напора по «формуле» из-за того, что Штаты не являются стороной переговорного процесса и не несут политической ответственности за решение ситуации на Донбассе.

«Один из пунктов договоренности по результатам последней встречи Меркель с Байденом — это то, что Германия становится ответственной за регион, в котором находится Украина. Соответственно, США дистанцируются от этих вопросов, и это все станет головной болью Германии исключительно, поэтому есть активизация госпожи Меркель», — рассуждает Решмедилова.

Аналитик говорит, что подобными действиями канцлер Германии стремится не только закрыть гештальты в конце своей каденции, но и обеспечить стабильность в регионе.

Анна Шелест также предполагает, что об этой «формуле» немецкая сторона начала активнее говорить из-за того, что у Меркель осталось мало времени на должности, и если получится добиться ее имплементации, Берлин сможет продемонстрировать, что имеет влияние на международной арене.

Комментируя позицию США по вопросу «формулы» эксперт также отмечает, что они не является участником «нормандского процесса» и сейчас Вашингтон, в том числе своими заявлениями, старается не разрушить существующий формат переговоров.

«Многие дипломаты даже с Государственного департамента говорили мне открыто, что они не собираются присоединяться к «нормандскому» формату, чтобы его не испортить. В США опасаются, что если они придут пятыми, то может разрушиться вся схема — пусть и не идеальная — в рамках которой Москва садится за переговоры», — рассказывает Шелест.

Эксперт отмечает, что Вашингтон последние семь лет поддерживает действия Парижа с Берлином в вопросе Донбасса, но делает это крайне аккуратно, чтобы оставлять себе пространство для маневра.

«И в США трезво понимают, что «формула» не является решением ситуации. А французы и немцы конечно же будут поддерживать ее, поскольку это их идея», — говорит Шелест.

Опасна ли «формула Штайнмайера» для Украины?

Анна Шелест на этот вопрос отвечает так: опасность «формулы» кроется в ее неопределенности.

«Проблема не в том, что нужно провести выборы. Это не капитуляция. Проблема в том, можно ли ее действительно выполнить: у сторон разные взгляды на то, как провести выборы», — говорит Шелест.

Александра Решмедилова в ответ на аналогичный вопрос также подчеркивает, что формула имеет достаточно расплывчатые формулировки.

«Это лишь один из вариантов решения вопроса. Его предложил президент ФРГ Франк-Вальтер Штайнмайер, который полностью ассоциирует себя с этой «формулой», что, на мой взгляд, сейчас даже больше веса придает этому плану действий. Другие варианты, которые всех устраивали бы, не предложены. Это дополнение Минских соглашений. Акции «Нет капитуляции» были и против Минских соглашений в том числе. Тоже считают их зловредными», — говорит Решмедилова.

Впрочем, отмечает она, на текущий момент «формула» — единственный вариант, который согласован всеми сторонами «нормандского формата».

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Выгодна ли «формула Штайнмайера» для Украины?

Рассуждая является ли «формула» и ее имплементация выгодной для Украины, Александра Решмедилова отмечает, что та неидеальна, однако практика показывает, что каждые последующие договоренности обычно еще более невыгодны, чем старые.

«Поэтому когда Украина стоит на позиции отторжения Минских соглашений, выполнения их в другой последовательности или дополнения их кластерами какими-то, еще чем-нибудь — вопрос в том пойдет ли на это РФ», — говорит Решмедилова.

Впрочем, подчеркивает аналитик, пространство для маневров в вопросе изменений условий договоренностей у Зеленского сузилось из-за того, что в ходе саммита лидеров «нормандской четверки» в декабре 2019 года он подтвердил намерение выполнять Минские соглашения и «формулу Штайнмайера».

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

Анна Шелест на вопрос, может ли имплементация этой «формулы» быть выгодной Украине или принести нам какую-то пользу, затруднилась ответить, сославшись на огромное количество рисков, которые заложены в документе. Впрочем, отмечает эксперт, вскоре будет два года с момента согласования ее текста, и если бы за это время ситуация в вопросе безопасности улучшилась бы, то о ней можно было бы говорить как о первом шаге.

«Но с начала 2021 года у нас ухудшилась ситуация в вопросе безопасности ухудшилась. Если не будет международных наблюдателей, если не будет доступа украинских партий, то о каких выборах может идти речь? Мы тогда получим много рисков не только для Донбасса, но и внутри всей страны», — предполагает Шелест.

Почему Украина не имплементировала «формулу Штайнмайера»?

Рассуждая, почему после состоявшегося в декабре 2019 года саммита команда Зеленского так и не внедрила формулу в национальное законодательство, Шелест предполагает, что на это повиляли прошедшие осенью того же года демонстрации с митингами, отмечая, что команда Зеленского зависима от рейтингов и медиакартинки. Кроме того, говорит эксперт, из окружения президента исчезли люди, предлагавшие «далеко не лучшие варианты», в том числе — внештатный советник секретаря СНБО Сергей Сивохо.

Однако в первую очередь, по словам Шелест, продвижения в вопросе имплементации «формулы» не произошло из-за несбывшихся ожиданий украинского президента от встречи с российским лидером.

Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Смотреть картинку Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Картинка про Формула штайнмайера для донбасса что это значит. Фото Формула штайнмайера для донбасса что это значит

«Он хотел посмотреть в глаза Путину. И это было не так, как он ожидал. Я видела на вторых треках — когда эксперты или консультанты обсуждают между собой вопрос — как у многих людей после встреч с россиянами по Донбассу просто тряслись руки, — говорит Шелест. — Ты думаешь, что все знаешь и понимаешь их логику, но когда тебе говорят абсолютно неадекватные вещи… Это давит эмоционально. И такое влияние было на меня или на моих коллег, которые знают что такое переговоры и конфликты. А представьте себе человека, который до этого был в совершенно другом мире».

Решмедилова на вопрос почему «формула» и до сегодняшнего дня не имплементирована в национальное законодательство утверждает, что существует фактор неконсолидированного общества.

«За эти годы, в первую очередь, не удалось провести некий общественный диалог для того, чтобы иметь более обобщенную, консолидированную политическую позицию в Украине. Для того чтобы не было деления на тех «согласных» и «несогласных» и оглядываться на ту часть радикального общества, которая хоть и в меньшинстве, но использует фактор улиц, протестов. Все это «краснолинейшики», которые активно не дают поле для маневров президенту», — отмечает аналитик.

Решмедилова вспоминает, что Зеленский пришел к власти с риторикой о быстром и мирном решении конфликта на Донбассе, а не о дальнейшей эскалации конфликта.

«Поэтому вот здесь есть определенные промедления. И эти промедления начинают не только негативно сказываться в переговорных позициях с Европой, но и показывают определенную нерешительность. Президент делает шаг вперед и два назад. Он не двигается планомерно вперед. Я понимаю, что есть ограничения. Он шел с теоретической моделью, а сталкивается с практическими проблемами. Здесь должны включаться пресловутая политическая воля и ответственность, которую он может взять на себя как лидер государства», — говорит Решмедилова.

Есть ли дедлайн для имплементации «формулы Штайнмайера»?

Анна Шелест говорит, что никаких дедлайнов для имплементации формулы нет.

«Возможно, таким дедлайном ее кто-то называет из-за немецких выборов. Там три кандидата с достаточно разными взглядами, и после голосования ситуация может сильно поменяться. Но в самой «формуле» не прописаны конкретные сроки. Местные выборы у нас еще нескоро. И теоретически можно и дальше отодвигать ее внедрение», — считает Шелест.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *