Форт для чего предназначен
Замок, крепость, форт. Что есть что или как заблудиться в фортификационных сооружениях
Интернет стал помойкой, поэтому найти в нем достоверные сведения иногда очень непросто. Но мы все равно пытаемся нарыть из скопированных друг у друга статей то, что нам нужно. Вот и я, когда начала писать книгу, поняла, что нужно бы изучить фортификацию. Изучила, но начали возникать другие вопросы – как отличить крепость от форта, замок от крепости. И, казалось бы, я написала достоверно, но все равно поучаствовала в паре споров о том, что есть замок, крепость и форт. Я, конечно, имею свое неприступное ИМХО и за свои крепости и форты смогу постоять, но все равно возвращаюсь к вопросу: кто прав, а кто редиска?
Поэтому приглашаю высказать свое мнение, а кто не хочет высказываться – в посте есть красивые картиночки))
Разберемся – для простоты взяла материалы из вики – все равно все оттуда копируют
Начать стоит с определений:
В принципе понятненько.
Кре́пость — фортификационное сооружение, укреплённый оборонительный пункт. Крепостью называют как одиночное оборонительное строение, так и комплекс строений. Как правило, это обнесённая крепостной стеной территория, в которой находится постоянный гарнизон, с большим запасом продовольствия и вооружения, для пребывания в долговременной осаде.
В Средние века получили распространение небольшие крепости — замки, в которых проживали феодалы
Если замок — это, фактически, одно строение (здание), в котором в единое целое соединены и стены, и мосты, и жилые помещения (казармы, арсеналы), и башни, и рвы, и другие сооружения, то крепость — это, по сути, участок земли, обнесённый стеной с башнями.
То есть если у нас есть участок земли, обнесенный стеной – мы имеем крепость, а если мы воткнем по центру замок, то все равно будет крепость. Или нет?
Во вам замок Бран, что рядом со славным Брашовом, что в славной Румынии.
Кстати, была я там, очаровательное местечко, да и летом виды шикарные.
Вот типичный замок, каким его себе переставляют многие.
А теперь Замок Бодиам
Крепость крепостью, какой же это замок? читаем статью:
Замок Бодиам — средневековая крепость и одно из архитектурных украшений Южной Англии.
Таких примеров множество. Я к этому еще вернусь.
Один из споров у меня возник из-за этой картинки:
«Шта?» подумала я и пошла искать небольшие сооружения из дерева. И вот что мы имеем:
в отличие от крепости, фортом первоначально назывались отдельные укрепления, содержащие только воинский гарнизон и защищавшие отдельные дефиле, мосты, дороги и прочее.
Ну все логично, и здание на картинке подходит под описание
Форт Муруд-Джанджира, Индия
Форт “Император Александр I”, Россия
Но вернемся к спорной картинке.
Да, пейзажики разнятся.
Итог: я не знаю зачем накатала эту простыню. Но мне, наверное, хотелось бы услышать мнение других людей по этим вопросам. Если по большинству из них я сформировала мнение, то один остался открытым, я его уже задавала в начале:
если у нас есть участок земли, обнесенный стеной – мы имеем крепость, а если мы воткнем по центру замок, то все равно будет крепость. Или нет?
10 самых невероятных фортов в мире
Форт — небольшое долговременное или временное отдельное укрепление на гарнизон в несколько сот человек, способное к самостоятельной обороне. По своему назначению форт разделяются на крепостные, заставы и маневренные, а по материалу, рабочим средствам и времени, затраченным на их возведение, — на долговременные и временные.
Подборка ниже предлагает посмотреть вам на 10 самых невероятных фортов в мире
Форт Лувуа, Франция
Проект форта Лувуа был задуман в 1690 году маркизом де Лувуа, занимавшим в то время пост военного министра. Cтроительство было поручено инженеру Франсуа Ферри. Согласно проекту двухэтажный форт с двумя башнями имел овальную форму. В качестве места строительства была выбрана отмель Шапю, а сам форт должен был быть соединён с берегом дамбой, которая во время отлива могла бы служить для доставки в крепость различных грузов. Строительство форта началось в 1691 году. При возведении фундамента сооружения строителям приходилось работать во время отливов, в том числе и ночью, используя факелы для освещения.
Строительство форта было закончено в 1694 году. Крепость стала последним укрепленным сооружением, построенным по указанию короля Людовика XIV.
Недалеко от этого места находится знаменитый Форт Байяр
Форт-Джефферсон, США
Форт Джефферсон — самый крупный береговой форт в США, расположенный на архипелаге Флорида-Кис. Это местность из 1600 коралловых островов и рифов на юго-востоке США, на территории которой появилось несколько национальных парков: Эверглейдс, Бискейн и Драй-Тортугас.
Форт начали строить в 1846 году около 30 лет, но так и не был построен полностью. С 1860-х годов использовался в качестве тюрьмы, но теперь он находится на территории парка Драй-Тортугас, и вместо заключенных теперь его посещают туристы.
Тюрьмой Форт Джефферсон стал во время Гражданской Войны В США, заключенные которые здесь были являлись дезертирами. Начиная с 1908 года территория острова к этой крепостью вошла в состав национального заповедника Драй-Тортугас.
Крепость на острове была основана в 1822 году, здесь была военно-морская база, которая сражалась с пиратством в Карибском море. После долгих лет планирования, в 1847 началось возведение массивного укрепленного сооружения шестиугольной формы с 420 бойницами для тяжелых пушек. Высота стен над уровнем моря составляет 15 метров, крепость окружена рвом шириной в 23 метра. Хотя строительство и продолжалось на протяжение десятилетий, форт так никогда и не был закончен. Несмотря на это, было положено 16 миллионов кирпичей, что делает Драй Тортугу одним из самых больших прибрежных портов, когда либо построенных.
Морские форты Манселла, Великобритания
В Северном море возле побережья Великобритании, у берегов Северного Кента близ графства Эссекс, в устье Темзы расположены заброшенные зенитные башни морского сооружения, построенные во время Второй мировой войны в 1942 году по проекту инженера Гай Маунселла (Guy Maunsell). В наше время это интересное укрепление известно под названием «Морские форты Маунселла».
Для реализации были выбраны проекты известного британского инженера Гая Анселла Маунселла (1884-1961). Маунселл разработал два вида морских крепостей: сначала NAVY Forts, которые предназначались для королевского военно-морского флота, и затем Army Forts — для британской армии.
В данный момент большенство сооружений уже не подлежит восстановлению, хотя на внешний вид конструкции ещё довольно крепкие. Фирма Рендменд недавно провела обследование оставшихся фортов, которое показало, что подводная часть фортов находится в очень хорошем состоянии для своего возраста.
Форт “Ничья земля”, Великобритания
Искусственный остров Форт “Ничья земля”, находящийся в 1,5 километра от Портсмута, был построен в период между 1862 и 1880 годами. Тогда на фундаменте острова размещался форт с 80 военнослужащими для защиты территории Великобритании от нападения французов. Форт расположен на высоте 18 метров над уровнем моря, а его диаметр – 200 метров.
Форт Рафс, Великобритания
Форт Рафс (HM Fort Roughs) — построил британский военно-морской флот в годы Второй мировой войны для защиты прибрежных морских маршрутов.
Форт Рафс построили в 1942 году, задачей сооружения было охранять близлежащий порт Харвич. На платформе располагались зенитные орудия и гарнизон, насчитывающий более 100 человек.
В 1956 году платформа форта была брошена правительством Великобритании, а ранее и военнослужащими. Неизвестно почему эта площадка не была разрушена, как подобные ей сооружения системы HM Форт. Может быть, потому что находилась в международных водах.
Форт Муруд-Джанджира, Индия
Форт Муруд-Джанджи (Murud-Janjira) является, одним из самых старых сооружений подобного рода. Он был основан еще в XIII веке народом кoли, которые называли себя сами «королями рыбаков». Со временем, порт превращался в укрепленную крепость. На протяжении двух столетий коли сражались с мусульманскими захватчиками, которые, все же, оказались хитрее индусов. Удивительно, но история повторяется — помните троянского коня? Так вот, мусульмане, которые на протяжении десятилетий не могли попасть в индийский порт, проникли в него прикинувшись торговцами ликера. Коли радостно открыли двери порта, и ночью были захвачены противником.
На протяжении уже больше 500 лет недалеко от южных берегов Индии, прямо в море стоит эта уникальная крепость Джанджира (Janjira). Несмотря на свой почтенный возраст, крепость не поддается разрушению даже под воздействием, солнца, ветра и воды.
Форт простоял не тронутым на протяжении 200 лет. Никому не удавалось занять с боем этот клочок земли. Двенадцатиметровые отвесные стены, уходящие вглубь оказались не по зубам противникам.
Форт Пампус (Pampus), Нидерланды
Форт Пампус был построен в 1887 году. На обороне крепости стояли четыре мощные пушки, к которым снаряды доставляли электрические подъемники. Эти орудия могли попасть в цель с расстояния до восьми километров.
Форт служил защитной крепостью для города Амстердама в течении долгого времени. Когда в «золотом веке» корабли плыли через Зёйдерзее в Амстердам, Пампус был труднопреодолимым препятствием.
Пампус – древний морской форт, расположенный на острове. В XVII и XVIII веках его история тесно связана с плаваниями кораблей знаменитой Ост-Индийской компании. Живописно окруженный морем этот остров, изрезанный лабиринтами старинных катакомб, послужит оригинальным интерьером для увлекательного активного дня.
Главная цель форта и острова Пампус – защищать вход в гавань возле Амстердама. На этом искусственном участке суше практически по всему его периметру возведена оборонительная стена, в центре острова находится маяк. На острове была установлена мощная насосная станция. Оборона велась с помощью мощной артиллерийской батареи.
Форт Байяр, Франция
Форт Байяр ( Fort Boyard ) — Первое предложение о постройке форта на этом месте появилось ещё в 1666 году, после сооружения военных верфей в городе Рошфор. Что бы защищать верфи от возможного нападения британского флота были построены две береговые батареи, однако блокировать пролив они не могли — дальнобойность артиллерийских орудий в то время была весьма малой, а расстояние между двумя смежными островами — слишком большим. Форт, построенный посередине пролива, вместе с береговыми батареями мог бы блокировать проход к верфям, создавая перед кораблями противника «огневой барьер». Однако легендарный инженер-фортификатор Себастьян Ле Претр де Вобан, которому Людовик XIV предложил возглавить строительство, отказался, возразив королю: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте»
Сооружение форта оказалось «долгостроем» — крепость была завершена только к 1857 году. Итоговое сооружение оказалось весьма внушительным — форт имел длину 68 метров и ширину 31 метр, а высота стен доходила до 20 метров. Гарнизон крепости состоял из 250 человек. Однако к моменту завершения строительства форта оказалось, что крепость в общем уже не нужна. За 50 с лишним лет, прошедших с момента закладки форта, дальнобойность артиллерийских орудий сильно увеличилась, и теперь береговые батареи с лёгкостью перекрывали пролив. Таким образом, необходимость в новопостроенном форте отпала, однако он остался в ведении Военного ведомства Франции и впоследствии использовался как тюрьма, не участвуя в боевых действиях.
Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили форт Байяр.
Форт “Император Александр I”, Россия
Форт “Император Александр I” являлся одним из долговременных укреплений Кронштадтской крепости. Это первый многоярусный форт в Российской Империи, имеющий бобовидную форму и размеры 90 на 60 метров.
Как и другие морские форты, «Александр 1» построен на искусственном острове. Для строительства использовались ряжи и сваи (было забито более 5000 свай). Основным строительным материалом являлись гранит, кирпич, известковый раствор (предшественник цемента).
Большая часть металлических конструкций форта была срезана ещё в советское время. В 1990-е гг. на форте проходили дискотеки, в последние годы форт передали в федеральную собственность. В данный момент форт охраняется, однако его посещение возможно по предварительной заявке. Добраться на до форта можно по воде в период навигации и по льду зимой.
Форт Флакфортет, Дания
Строительство морской крепости между Копенгагеном и Мальме было осуществлено в 1910-1915 годы. С 1915-го до 1968 год форт находился в эксплуатации.
В 1974 году форт был выкуплен шведской фирмой, и на нем создали стоянку яхт и катеров с сопутствующей инфраструктурой, полностью сохранив исторический облик форта.
На территории форта допускается размещение только временных павильонов для нужд туристов, которые с окончанием сезона убираются.
kak_eto_sdelano
Как это сделано, как это работает, как это устроено
Самое познавательное сообщество Живого Журнала
После осады Страсбурга 1870 года большая часть его крепостных сооружений пришла в негодность. С отходом Эльзаса Германии, немцы решают возвести вокруг Страсбурга защитный пояс из новых, современных фортов.
Между 1872 и 1876 годами сооружаются первые 12 фортов крепостного пояса, еще два форта строят к 1892 году и последние пять фортов возводят в период 1885-1890 годов. Таким образом Страсбург становится защищен со всех сторон 19 фортами, три из которых находятся на правом берегу Рейна (были уничтожены в 1930 году по договоренностям в рамках Версальского договора). Изначально форты были названы в честь немецких генералов, но после Первой мировой, когда Эльзас вернулся в состав Франции, были переименованы в честь генералов Франции. Таким образом форт, о котором сегодня пойдет речь, был переименован из Fort Grossherzog von Baden в Fort Frère (на карте обозначен зеленым кружком).
01. На сегодняшний день лишь четыре из сохранившихся фортов можно посетить в рамках экскурсии: Fort Rapp (немецкое название Festung Moltke), Fort Kléber (Bismarck), Festungsanlage Ducrot (Podbielski) и Fort Frère (Baden) в котором я побывал, оказавшись в очередной раз в Страсбурге.
02. Территория форта до сих пор принадлежит военным, хотя форт уже много лет находится в заброшенном состоянии и армией не используется. Группа волонтеров взяла шефство над объектом и постепенно занимается реставрацией форта. Волонтеры расчистили от зарослей территорию, восстановили интерьеры и казарменные помещения и летом по воскресеньям проводят экскурсии по форту для интересующихся фортификацией и историей.
03. Главные ворота форта. Примечательно, что французы стремятся восстановить форт в том состоянии, в каком он был при немцах, даже название форта над главным входом оригинальное немецкое.
04. Форт этот совершенно не посещаем туристами, так как его нигде не рекламируют и никто о нем не знает. Экскурсии проводятся на французском волонтерами и стоят символические 4 евро. Причем волонтеры с этих денег не получают ни копейки, все идет на реставрацию форта. Это не единичный пример, все форты, что я посещал во Франции, поддерживаются по такому же принципу.
05. Здание главной казармы тянется на сотни метров в длину.
В отличии от фортов бастионной системы, которые имели звездообразную форму, форты системы Биллера имели форму люнета, были вытянутыми в ширину и более заглубленными в грунт. Размещались подобные форты на расстоянии около десяти километров от города. Форты системы Биллера массово строились на территории Германской империи, а оборонительные линии таких городов, как Кельн, Страсбург, Кенигсберг, Ингольштадт полностью состояли из фортов Биллера.
06. Начнем экскурсию.
07. Главная галерея форта. Все форты Страсбурга были электрифицированы в 1908 году.
08. В помещениях, примыкающих к главной галерее, расположено оборудование систем жизнеобеспечения форта.
09. Резервуары с запасом воды.
11. После электрификации форта Фрере в 1908 году подъемный механизм колодца был оснащен электродвигателем.
12. Продолжаем движение вдоль главной галереи.
13. В нескольких местах встречаются такие вот ниши с краном, вероятно в процессе модернизации в форте обустроили водопровод, а может он был изначально тут. Примечательно, что надпись на немецком, интересно, оригинальная ли?
14. Пересечение с основной галереей. Справа на фото главные ворота форта, через которые мы вошли, слева выход в один из внутренних двориков форта.
15. Так он выглядит:
16. Крупным планом. Позже мы рассмотрим его подробней.
17. А пока продолжим обзор внутренних помещений.
18. Главная галерея форта заканчивается лестницей на верхний уровень и потерной, ведущей к другим локациям фортификационного сооружения.
19. Ни наверх ни вниз доступа посетителям нет, думаю это связало с тем, что эти части форта по-прежнему находятся в заброшенном состоянии. Возможности волонтеров не безграничны.
20. Рядом находится фортовая часовня.
21. Во время Первой мировой тут содержались военнопленные хорваты, которые и оставили после себя часть рисунков на стенах часовни.
22. Сохранность инвентаря и самого помещения оставляет желать лучшего.
24. Наша экскурсия продолжается и мы перемещаемся в левый дворик форта.
25. Выход в левый дворик.
26.
27. По состоянию многих фортовых сооружений видно, что волонтерам предстоит еще долгая и кропотливая работа.
Теория фортификации богата терминами, которые постороннему человеку совершенно ничего не скажут, поэтому чтобы немного ориентироваться в терминологии приведу план форта с подписями основных его элементов. Сам форт представляет собою земляное сооружение в виде вала, имеющего замкнутый контур. Сторона вала, обращенная к противнику имеет вид стрелы и называется напольный вал, боевые стороны вала называются левый и правый фланковый валы а тыльная сторона называется горжевый вал, в ней размещена горжевая казарма, которую мы видели на первых фотографиях.
28. Оба дворика форта левый и правый идентичны в своей конструкции. На фото мы видим напольный каземат, сооруженный внутри напольного вала. В этих казематах расположены склады боеприпасов.
30. В 1914 году форт Фрере подвергся очередной небольшой модернизации, в рамках которой часть окон в стенах казарм и казематов была замурована, а часть защищена сдвижными бронированными ставнями.
31. Зайдем внутрь напольного каземата. На фото видна ручка лифтового механизма, предназначенного для подачи снарядов со склада прямиком к орудиям на валу.
32. Так выглядит лифтовый механизм со стороны склада.
33. Артиллерийский склад. Здесь хранились уже готовые собранные снаряды, которые заполняли порохом в соседнем помещении. Для чего сделаны ниши в стенах, я не знаю. Можно было бы предположить, что это вентиляция, но для вентиляции хватило бы одного вентиляционного отверстия.
34. Одно из хозяйственных помещений, тут складируют части противопехотных заграждений и прочих артефактов, найденных при уборке и расчистки территории форта.
35. Таких помещений тут несколько и все они используются волонтерами в качестве хозяйственных.
37. Форт пронизан многочисленными потернами, соединяющие боевые позиции, склады и казармы между собой.
В 1940 году немцы оккупируют Францию и возвращают себе Эльзас и Лотарингию. В форту немцы оборудуют тюрьму для пленых югославских офицеров. Свой первый и единственный в своей жизни бой форт Фрере пережил в конце 1944 года, когда войска союзников подходили к рейну. Немцы, укрепившиеся в форту, оказали сопротивление но в итоге были окружены и вынуждены были сдаться. Во время боевых действий форт получил незначительные повреждения.
38.
После войны форт получает новое имя Фрере в честь французского генерала, погибшего в концлагере немцев в 1944 году. Форт использовался армией какое-то время в качестве склада для амуниции после чего был окончательно заброшен к концу 1960-х. В течении следующих десятилетий форт сильно страдает от рук вандалов: его стены покрывают уродливые граффити, часть инвентаря разрушается и разворовывается. В 1999 году группа волонтеров, небезразличных к истории фортификации, получает от армии разрешение на приведение форта в порядок и при поддержке местных органов власти начинается постепенное восстановление форта волонтерами. После двух лет интенсивных работ, в 2002 году ворота форта Фрере впервые открываются для публики, форт становится музейным. В 2005 году силами волонтеров при поддержке города внутри форта восстанавливают электрическое освещение. В настоящее время регулярные экскурсии по форту проводятся каждое первое воскресенье с мая по ноябрь а таеже в дни государственных праздников. На сайте форта Фрере есть подробная информация о времени экскурсий но только на французском.
39.
42. Многочисленные потерны форта манят своими загадками, но в рамках экскурсии к осмотру доступна лишь небольшая часть их.
43. Так как экскурсия была на французском и я не понимал ни слова, в те минуты, когда наша мини-группка останавливалась и экскурсоводы рассказывали о назначении того или иного помещения, я нырял за угол и бегал по прилегающим потернам, фотографируя все, что видел по пути.
44. Некоторые локации были потрясающе красивыми.
45. Отделившись от туристической группы, я обнаружил интересную лестницу, ведущую куда-то наверх.
46. Забираюсь внутрь.
47. Лестница привела меня в наблюдательный пункт, накрытый бронеколпаком Шумана, модели P.B.St. 87. Некоторые форты страсбургского кольца были оснащены подобными бронеколпаками в процессе модернизации, проводимой в 1888-1889 годах. Этот наблюдательный пункт использовался для наводки артиллерии. Толщина его брони составляет от 200 до 400 мм, а общий вес бронеколпака 33,6 тонн.
48. Так он выглядит снаружи. Подполковник Шуман, служивший в прусской армии, стал пионером в использовании брони в фортификационных сооружениях. После Франко-прусской войны Шуман ушел в отставку и начал работать на фирме промышленника Германа Грузона, где продолжил совершенствовать свои идеи по поводу бронеколпаков для фортификационных объектов и вскоре продукция Грузона, разработанная Шуманом, стала стандартом на всех немецких фортах а также поставлялась за границу.
49. Спускаюсь назад, рядом с лестницей, ведущей внутрь бронеколпака находится дверь наружу.
51. Такие сооружения, расположенные на валтанге, назывались траверсами и были предназначены для предохранения соседних орудий при попадании противника в одну из артиллерийских пушек форта. Траверсы по сути являлись перегородками между орудийными позициями. В этом траверсе находится наблюдательный бронеколпак, который мы только что рассмотрели, а также спуск в напольный каземат.
52. Общий вид местности вокруг крайнего левого траверса. Слева от него начинается фланковый вал, на котором вырос лес.
53. Рядом находятся еще несколько казематированных траверсов, предназначенный помимо основной функции также для укрытия солдат во время обстрела форта вражеской артиллерией.
54. Внутри траверса находится лифт для поднятия боеприпасов с артиллерийского склада, который мы видели во время прогулки по расположенным внутри вала казематам.
Вот это место на карте:
55. Одна из четырех позиций для тяжелой артиллерии. Пушка тут стоит для антуража и отношения к форту не имеет.
56. Артиллерийская позиция прикрыта по краям траверсами. От оригинального орудия сохранился лафет и рельсы.
Изначально на этих позициях были установлены четыре 15-см орудия, которые применялись в немецких береговых батареях на флоте. Выглядели они так:
источник: www.fort-frere.fr
Помимо четырех жестко закрепленных флотских пушек, форт имел также восемнадцать мобильных 15-см пушек, которые имели такой вид:
источник: www.fort-frere.fr
57. Все входы и окна траверсов во время боевых действий закрывались бронедверями и бронезадвижками.
58. Антуражный фонарь, освещающий площадку перед траверсом.
59. На левом фланковом валу тоже расположены несколько казематированных траверсов, но до этой территории еще не добрались руки реставраторов. Можно заметить, что траверс был усилен сверху слоем бетона, а также вход в него был уменьшен для того, чтобы обеспечивать лучшую защиту от бризантных снарядов.
60. Такие ходы, уходящие под землю, всегда сильно дразнят мое любопытство. Так и хочется их все исследовать.
61. Еще один лафет от 15-см орудия.
62. И рядом с ним очередной казематированный траверс. Широкая арка входа тут частично заложена кирпичами, чтобы обеспечить лучшую защиту в случае взрыва бризантного снаряда прямо перед траверсом.
63. Тут еще предстоит поработать реставраторам. Выглядит траверс совершенно заброшенным.
64. Мы продолжаем продвигаться вдоль напольного вала, на фото траверс, расположенный прямо напротив главной галереи форта. Этот траверс был усилен в процессе модернизации форта бетонной надстройкой, за которой находился слой песка, толщиной в один метр.
65. За ним начинается правый фланг, который зеркально отображает левый. На фото очередной траверс, видны трубы вентиляции казематов.
66. Сам же траверс находится в состоянии, требующем реставрации.
67. Дальше по ходу прогулки натыкаемся на остатки окопов, которые я изначально принял за аутентичные.
68. Один из экскурсоводов немного говорил по-немецки, от него я узнал, что это остатки декораций, на которых снимали какой-то военно-исторический фильм, который в итоге так и не вышел в свет.
69. Рядом находится еще один наблюдательный бронекупол модели W.T. 90 sp. предназначенный для наблюдения за подходом войск противника. Крышка купола сделана поворотной. Толщина брони 30 мм.
70. Дальше следует еще один траверс, который почти полностью скрыт растительностью.
71. Смотрится красиво.
На этом осмотр валганга (площадки для размещения орудий на вершине напольного рва) закончен, для наглядности прилагаю карту на которой отметил четыре орудийные позиции для артиллерийских 15-см пушек а также красной стрелкой отметил маршрут по которому мы прошлись по поверхности вала. Дальше наша группа спускается в правый дворик форта.
72. Напольный каземат правого фланга выглядит заброшенным, но нам он не интересен, так как он полностью копирует левый напольный каземат, который мы уже осмотрели.
74. Дальше наша экскурсия перемещается в казармы форта и во второй части рассказа я покажу, как выглядели спальные помещения солдат, кухня, лазарет и комната команданта. А также совершу прогулку по периметру крепостного рва.