Франшиза ресторана это что
Плюсы, минусы и риски покупки франшизы ресторана
На сегодняшний день франшизы ресторанов входят в десятку самых популярных франшиз на рынке, считаясь выгодным объектом для вложений с высокой доходностью.
Несмотря на то, что покупка франшизы может показаться кому-то схемой быстрого обогащения, правда состоит в том, что для ее поддержания и процветания требуется много тяжелой работы, времени и денег.
Если вы прямо сейчас думаете, как купить франшизу ресторана, лучше ознакомьтесь сначала со всеми плюсами и минусами ее владения. Возможно, это будет не совсем то, что вы ожидали.
Покупка франшизы ресторана: Основы
Что такое ресторанная франшиза?
Франшиза ресторана — это закрепленные в договоре правила взаимодействия между владельцем компании (франчайзером — владельцем франшизы) и оператором (франчайзи).
Руководствуясь этими правилами, владелец бренда лицензирует ресторан, который будет принадлежать и управляться франчайзи. Последний в свою очередь платит за использование интеллектуальной собственности, включающую бренд, торговую марку и маркетинговый план.
Подобная взаимосвязь дает возможность франчайзи открывать ресторан с уже существующей работающей бизнес-моделью, прописанными бизнес-процессами, поддержкой и обучением управлению. А собственники франшизы получают паушальный взнос, роялти и другие отчисления за лицензию, а также возможность расширить присутcтвие бренда на рынке.
Виды франшиз ресторанов
Плюсы покупки франшизы ресторана
Раскрученный бренд
Одна из важнейших причин, по которой предприниматели делают выбор в пользу покупки франшизы ресторана заключается в возможности сразу работать под узнаваемой маркой с наработанной клиентской базой. Наработка подобного капитала обычно занимает годы и путь этот полон рисков, проб и ошибок. Большинство ресторанов сходят с дистанции не прожив и года. Для новичка, безусловно, купить франшизу — значит свести все эти риски к нулю.
Помимо узнаваемости огромную роль играет лояльность самому продукту. Покупая франшизу вы получаете в свое распоряжение бренд, ассоциируемый с определенным уровнем качества. Клиентам абсолютно непринципиально, кто владеет бизнесом — для них важен исключительно продукт, остающийся одинаково высокого качества во всех ресторанах франшизы.
Ощущение уверенности в том, что этот бренд даст им это неизменное качество неизбежно приводит к тому, что клиенты возвращаются вновь и вновь. Все что требуется от владельца франшизы — предоставить уже полюбившееся меню по привычным ценам, иметь такой же график работы, такое же оформление внутри ресторана и такой же набор услуг, как и в таком же ресторане на другом конце города.
Но не стоит забывать и об обратном эффекте. Если у посетителей вдруг возникнет негативный опыт общения с франшизой, он также будет спроецирован на ваш ресторан. Если репутация бренда среди общественности начнет сильно ухудшаться, как это часто бывает, например, в случае с предприятиями фаст-фуда, в зону турбулентности неизбежно попадете и вы. Любой негативный отзыв, оставленный в интернете о бренде автоматически станет отзывом про вас со всеми вытекающими последствиями.
Углубленное обучение
Франчайзи могут расчитывать на всеобъемлющий учебный процесс во время запуска своих ресторанов. Все те ключевые шаги, через которые прошли владельцы сети, передаются покупателю франшизы — и это дает огромное преимущество в сравнении с открытием ресторана с нуля.
В зависимости от имеющегося у франчайзи опыта в отрасли, программы могут длиться от нескольких дней до нескольких месяцев. Цель обучения — предоставить весь спектр знаний для полноценного открытия ресторана и успешного управления им. Чаще всего, обучение проходит в группах с наставником на территории действующих ресторанов.
Первое, что предстоит франчайзи в момент обучения — выучить наизусть руководство по управлению франшизой. Это учебник для покупателей франшизы, описывающий стандарты, которые предъявляет франчайзер для своих франчайзи. Также там содержится вся информация об истории компании, целях, описании бизнес-модели, процессах приготовления еды, принципов ведения бухгалтерии, особенностях обслуживания клиентов и найма персонала.
Затем начинается учебный процесс в головном офисе или одном из ресторанов франшизы, выбранной в качестве базы обучения. Там покупатели франшиз перенимают опыт повседневного управления рестораном, получают наглядную картину бизнес-процессов ресторана, окунаясь с головой во все то, с чем обязательно предстоит иметь дело в своей точке.
Готовность «под ключ»
Открытие ресторана с нуля обычно включает в себя поиск и изучение места, подписание договора аренды, строительные и отделочные работы, покупку инвентаря, разработку меню, планирование и, разумеется, раскрутку ресторана.
Франшиза ресторана или кафе: открытие кафе или ресторана по франшизе
Почему франшиза? Потому что выглядит заманчивее, проще и есть поддержка. Когда вы планируете открывать свое заведение, вы хотите удачно вложить сбережения или инвестиции, быстро окупить начальные затраты и работать на перспективу. Именно поэтому многие приходят к варианту открыть свой первый ресторан или кафе по франшизе.
Открытие ресторана по франшизе — прибыльный бизнес. Да, в последнее время доходы в этом секторе уменьшаются, но не так сильно, как в смежных сферах, например, развлечений или туризма. По данным исследования Franchise Group на конец 2019 года, в Украине работает более 600 франчайзеров, такой же стабильный рост франчайзинга наблюдается и в России, по данным Buybrand.ru. Количество заведений упало из-за карантина и эпидемии коронавируса, но некоторые, не только пережили кризис, но и увеличили доход. Особенно это касается заведений, у которых есть доставка еды.
Чтобы сделать свое заведение рентабельными, избежать банкротства или быстрого закрытия, для начинающих рестораторов проверенная франшиза ресторана с готовым бизнес-планом и рабочими схемами выглядит очень привлекательно. К тому же, раскрутка нового и еще непопулярного заведения без имени — более сложный и долгий процесс.
Что такое франшиза кафе?
В последнее время количество мест общественного питания, открытых по франшизе, постоянно растет. Обычно такие кафе и рестораны полностью окупаются в течение 1,5—2 лет, чего нельзя сказать о заведениях, открытых с нуля, часть из которых успешно функционирует, другие же быстро прекращают свою работу, не оправдав ожиданий владельцев.
Открывая бизнес по франшизе, вы не покупаете часть бренда. Вам лишь дают возможность зарабатывать, используя опыт, знания, продукты и технологии франчайзера. Все основные моменты и нюансы регулируются специальным договором. За использование известного бренда с целью получения прибыли необходимо внести одноразовый платеж (паушальный взнос) и регулярно платить роялти, размер которого составит от 2 до 7% от выручки или объема продаж заведения. Если вам интересно узнать о нюансах упаковки бизнеса во франшизу, рекомендуем статью «Создание франшизы с нуля: как упаковать и запустить свою франшизу».
Poster — система автоматизации кафе и ресторанов
Одна POS-система решает все вопросы: онлайн-касса, склад, финансы, аналитика, CRM.
Основные понятия:
Плюсы и минусы открытия ресторана или кафе по франшизе
Самое явное преимущество — это известный, раскрученный бренд. Вы, как франчайзи, покупаете право работать под чужой торговой маркой, которая уже завоевала доверие гостей и хорошо укрепилась на рынке общепита.
Успешная бизнес-модель. Вы получаете готовый план по развитию заведения и управлению персоналом и с детальным описанием всех рабочих процессов.
Опыт работы и поддержка. Все подводные камни, с которыми столкнулся основатель франшизы, вам будут уже известны. Вы всегда сможете обратиться к нему за помощью, ведь франчайзер заинтересован, чтобы ваше заведение приносило прибыль вам, ему и зарабатывало репутацию бренда в новом регионе.
Скидки и бонусы у поставщиков. Франчайзер также может сам выступать в роли поставщика или проводить обучение персонала и оказывать помощь в тестовом запуске заведения, пока не будет уверен, что ваш бизнес полностью готов к ожидаемым объемам работы (чаще всего это относится к большим ресторанам на много посадочных мест).
Минимальный риск и быстрая окупаемость. При использовании готовой и проверенной бизнес-модели шанс банкротства гораздо меньше, чем при открытии заведения с чистого листа.
Не путайте открытие кафе по франшизе с бизнесом под ключ, подробнее о последнем мы описали в статье «Покупка готового бизнеса плюсы и минусы».
Что можно отнести к недостаткам открытия ресторана или кафе по франшизе:
Как выбрать франчайзера
Перед тем как начинать поиски подходящего франчайзера, определитесь, что и для кого вы хотите открывать. Выбор франшиз (для Украины и России) сейчас довольно широкий, и общепит занимает второе место (после ретейла) по количеству предложений на рынке франшиз.
Подойти к выбору можно по-разному: сделать его самостоятельно или обратиться за помощью к консультантам и юристам. Перед расставанием с крупной суммой (паушальный взнос) советы профессионалов не будут лишними, возможно, стоит перестраховаться.
Но все агентства по подбору берут плату за свои услуги и в первую очередь заинтересованы подключить вас к своим клиентам-франчайзерам.
Если вас это устраивает, то можете рассмотреть такой вариант. Хотите попробовать сначала сами подобрать франшизу? Тогда у нас есть несколько советов:
Для начала посетите и понаблюдайте за работой заведения выбранной франшизы: так вы сможете реально сравнить и оценить адекватность информации и обещаний, которые вам будет давать франчайзер:
Почти все, что вам нужно, есть в интернете. Разузнайте, что интересного происходит в заведениях будущих партнеров в вашем городе. Почитайте отзывы в Facebook, Instagram, TripAdvisor. Всего за несколько часов вы сможете понять, что происходит на рынке франшиз в интересующем вас сегменте. Посетите специализированные выставки, например ежегодный Franchinthink, который проходит в Киеве, или московский Buybrand Expo.
Сходите в эти заведения. Чем больше вы их посетите, тем лучше, и желательно делать это в разное время, чтобы объективно оценить трафик, количество заказов, что чаще заказывают гости, о чем они говорят и как работает персонал. Вы должны понять, хотели бы вы сами еще раз вернуться в заведение, насколько там вкусно готовят и хорошо обслуживают. Так вы еще узнаете, за что ценят заведения этой франшизы их постоянные клиенты.
Не забывайте, вы тратите немалые деньги на покупку франшизы ресторана, поэтому внимательно вникайте в каждую деталь договора и условий. На первый взгляд они могут показаться одинаковыми или очень схожими, но не все так просто. Если вам говорят, что вы слишком затягиваете процесс и «мы бы уже два заведения открыли, пока с вами разбираемся», — это все пустые слова. Возможно, не стоит вообще рассматривать этот вариант.
Особое внимание уделяйте цифрам и задавайте вопросы. Большинство данных проверить довольно просто. Например, вам говорят, что среднее количество чеков в будний день — 250. Вы просидели в кафе этой франшизы в пятницу вечером и насчитали 25—30 посетителей — есть повод усомниться.
При просмотре бизнес-плана от франчайзера увеличивайте расходы на 20%, а доходы снижайте. Если после этого прибыли в расчетах не будет, лучше рассмотреть другой вариант.
Вам придется разобраться с учетом. Отчеты о прибыли и убытках, сверка баланса, окупаемость инвестиций, закупки — здесь лучше не экономить и проконсультироваться с экспертами в области ресторанного консалтинга и бухгалтерами, которые работают в сфере общепита. Для малого бизнеса держать для этого в штате отдельного сотрудника довольно накладно, и вам придется самому контролировать заведение. Советуем уже при открытии внедрять систему автоматизации франшиз, чтобы облегчить эту задачу.
Обратите внимание на неочевидные расходы. Они могут называться по-разному: скрытые, непредвиденные, погрешности и т. п. Обязательно заставьте франчайзера прописать все платежи, с которыми вы можете столкнуться в работе.
Время окупаемости. Если, по данным франчайзера, оно составляет больше двух лет, можете не рассматривать такой проект. Для начинающего ресторатора это рискованно и, скорее всего, неоправданно. Тем более если это еще и небольшое заведение на 30 посадочных мест — забудьте про этот проект. Идеальный вариант — от 10 до 15 месяцев.
Если вы берете кредит на развитие бизнеса, то лучше брать его в государственной валюте. Найдите выгодные условия с ежемесячным погашением процентов, а тело кредита можно выплатить уже после периода окупаемости, например через полтора или два года.
Первые полгода вас ждет полная занятость. Заведение само по себе не будет работать и приносить доход, даже по франчайзингу. Готовьтесь уделять много времени бизнесу вне зависимости от раскрученности бренда и условий франчайзера. Если бы он мог зарабатывать деньги без вашего участия, он бы не продавал франшизу, так что надейтесь только на себя.
Выбирая партнеров, а франчайзер должен быть в первую очередь вашим партнером, не бойтесь доверять своим ощущениям. Если вам приятно общаться с человеком и он доступно объясняет, вы можете задавать любые вопросы по теме, то работать с ним стоит. Если вам нехотя идут навстречу изначально, то после подписания договора лучше не станет. Представьте, что вы выбираете друга.
Что нужно учитывать при открытии ресторана по франшизе
Франчайзинг, как и любой бизнес, требует дополнительных вложений, помимо покупки самой франшизы. При расчете начальных инвестиций учитывайте такие затраты, как:
закупка оборудования и инвентаря;
юридическое оформление бизнеса;
зарплатный фонд на несколько месяцев;
закупка товаров, продуктов и сырья;
Чек-лист по запуску ресторана
Открываете ресторан? Скачайте полный список задач перед открытием заведения, чтобы не упустить ничего важного.
Каталог франшиз кафе клиентов Poster:
Франшизы кафе в России:
Франшизы ресторанного бизнеса в Украине:
Вывод
Для начинающих предпринимателей, которые хотят запустить успешное кафе или ресторан, есть смысл рассматривать вариант с покупкой франшиз. Статистика исследований Franchise Group показывает, что 70% новых заведений общепита в 2018—2019 годах были открыты по франшизе. Осталось лишь выбрать подходящий вам тип заведения и найти франчайзера с выгодными условиями сотрудничества и доступными ценами. Не бойтесь запускать свой бизнес, главное — хорошо подготовиться.
Полезные советы, статьи, вебинары о ресторанном бизнесе
Франчайзинг – что это такое? Объясняем простыми словами
Понятие франчайзинга. Терминология
Франчайзинг – это тип отношений между двумя или более субъектами рынка, при котором один субъект передает другому права на ведение бизнеса под собственным брендом за определенную плату.
Субъект, передающий право, называется франчайзором.
А тот, кто это право получает – франчайзи.
Платеж за передачу прав называется паушальным взносом.
Передаваемый комплекс прав и обязательств как раз и есть франшиза.
Предприятие, открытое франчайзи, называется франчайзинговым предприятием.
Не-франчайзинговые филиалы компании называются собственными предприятиями.
Есть две компании, первая – успешная и опытная, вторая – начинающая. Первая (франчайзор) передает второй (франчайзи) право использовать свой бренд, свой накопленный опыт в ведении бизнеса, а вторая ей за это платит. На что получает права вторая компания:
Это основные компоненты франшизы, в каждом конкретном предложении какого-то из пунктов может не быть, либо добавлены еще какие-то права.
Модель, при которой франчайзи только начинает свой путь в бизнесе, наиболее распространена. Однако некоторые приходят во франчайзинг уже действующими и опытными бизнесменами. Причина – невозможность вывести свой бизнес на более высокий уровень своими силами, либо потребность в диверсификации доходов.
Плюсы и минусы франчайзинга
Говоря о «плюсах и минусах» франчайзинга, важно понимать, что это двусторонние отношения и то, что является преимуществом для одной стороны, может для другой быть недостатком. Поэтому стоит потенциальные выгоды и риски от такого соглашения для каждой из сторон.
Что франчайзор получает от продажи франшизы:
Что франчайзи получает от покупки франшизы:
Кроме выгод у этой деятельности, как и у любой другой, есть свои риски и подводные камни:
Договор франчайзинга. Франчайзинг и коммерческая концессия
Как франчайзинговые отношения регулируются российским законодательством? Какой договор следует заключать при оформлении партнерства – договор франчайзинга, лицензионный или договор коммерческой концессии? Обо всем по порядку.
Итак, в российском законодательстве нет термина «франчайзинг» и, соответственно, «франчайзингового договора» тоже нет. Вместо него используется термин «коммерческая концессия», а характер отношений регулируется главой 54 ГК РФ «Коммерческая концессия».
Но эта статья не обязывает любую компанию, назвавшуюся «франшизой», заключать именно такой договор. Поэтому франчайзинговые отношения в России оформляются разными договорами. Среди них:
Подробнее о каждом из договоров вы можете прочесть в нашем материале.
При этом российские власти часто анонсируют различные программы по развитию или субсидированию франчайзи (реже – франчайзоров). В большинстве случаев для участия в программах необходимо подписание именно договора коммерческой концессии.
На данный момент наиболее распространенный вид франчайзинга (он же «франчайзинг бизнес-формата»). Это тип отношений, при котором управляющая компания регламентирует и превращает в стандарты все процессы своей работы, после чего обучает и контролирует их соблюдение партнерами. Он, в свою очередь, делится на три подвида:
Франчайзи получает всю технологическую карту производства продукта и сам производит его под брендом франчайзора
Получает долю с продаж продукции.
Меньшие затраты на оборудование и логистику
Получает долю с продаж продукции
Франчайзи получает готовый товар и продает его в брендированном магазине
Продает франчайзи товар по цене выше себестоимости
Увеличивает узнаваемость бренда
Зарабатывает на разнице закупочной и розничной цены
Франчайзи оказывает услуги от имени франчайзора. Может также включать продажу товаров и даже производство (например, франшизы фаст-фуда, если последний готовится прямо на предприятии)
Получает паушальный взнос и роялти
Увеличивает узнаваемость бренда
Всю прибыль от оказания услуг (после вычета роялти, налогов и т.д.) забирает себе.
Деловой франчайзинг отличает то, что франчайзи в нем – автономный предприниматель, открывающий предприятие на собственные средства. Франчайзору он платит только за его интеллектуальную собственность и за оказываемые услуги, например, обучение или контроль. Этим он отличается от обратного франчайзинга.
Система, при которой основные инвестиции в предприятие вносит франчайзор, он же является его собственником, владеет оборудованием, а франчайзи продвигает и контролирует предприятие. Выгода франчайзи – в получении доли с продаж. Партнер при этом формате мало отличается от ставленника-директора, однако обычно у него больше прав и свободы в действиях.
«Компромиссный» вариант – мягкий франчайзинг. При нем франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.
«Компромиссный» вариант, при котором франчайзор открывает предприятие на собственные средства, а франчайзи им управляет и берет на себя текущие расходы. Этот вид рискован для франчайзора, поэтому менее распространен.
Форма франчайзинга – характер полномочий франчайзи в рамках определенной территории. Большинство договоров включают в себя конкретную территорию, в рамках которой франчайзи может открыть свое предприятие – форма регламентирует «свободу франчайзи» в рамках этой территории.
Один договор – одно предприятие. В тексте прописывается право открыть предприятие только по конкретному адресу. Для открытия новой точки франчайзи нужно будет подписывать новый договор. Конкуренция между франчайзи обычно минимальная.
Множественный франчайзинг (multi-unit)
Франчайзи получает право на открытие нескольких точек на территории, но и франчайзор может продать право на одну территорию нескольким компаниям. Такая форма может практиковаться в компаниях с низкими инвестициями, ориентированных на «выживание сильнейших» в конкурентной борьбе франчайзи. На практике используется редко.
Развитие территории (эксклюзив)
Франчайзи получает право на открытие нескольких предприятий на территории, при этом никому другому на нее права не продается.
Франчайзи получает право не только открывать предприятия, но и действовать как франчайзор на территории: продавать франшизу, контролировать, получать часть роялти и т.д. Этот способ еще называют субфранчайзингом.
Прямой франчайзинг – наиболее распространенная форма. При этом формы не являются взаимоисключающими: если франчайзи один в регионе, он может получить эксклюзив, а далее, если в этом регионе есть потенциал для быстрого роста, стать мастер-франчайзи по региону.
В силу неопределенной ситуации с термином «франчайзинг» в российском законодательстве, посчитать точное количество франшиз в России невозможно. По примерным подсчетам их около 5000. Так что примеры компаний, развивающихся по этой системе, можно найти в любой сфере и с любыми инвестициями.
Франшиза Додо Пицца
Сеть пиццерий, которую почти 10 лет назад основал Сергей Овчинников, сегодня разрослась до уровня международной. Это один из примеров успешного развития франшизы. Компания выстроила мощную бизнес-систему с собственным программным обеспечением (Dodo IS) и стандартами работы. Открыть по франчайзингу Додо Пиццу можно, внеся за нее паушальный взнос – 413 тысяч рублей. В целом, стартовый капитал понадобится размером не меньше 5 миллионов рублей.
Обычно люди, далекие от бизнеса, в качестве образца франчайзинга приводят McDonalds. Действительно, это одна из самых известных франшиз, сформировавших этот рынок в его современном виде. Однако такая франшиза доступна очень небольшому (нескольким сотням) человек в России – для ее открытия требуются десятки миллионов рублей, собственное помещение и большой бизнес-опыт.
Если же рассматривать предложения, доступные (как по деньгам, так и по требованиям) обычным людям, то их можно найти в нашем каталоге франшиз. В нем представлено 1500 компаний (на момент написания статьи) и есть подробная информация по каждому предложению.
Франчайзинг и франшиза. В чем разница?
Итак, как мы писали выше, франчайзинг — это прежде всего отношения двух субъектов бизнеса, и их цель — взаимовыгода. У одной стороны есть коммерческий опыт, деловая репутация и комплекс исключительный прав, а другая сторона хочет всё это приобрести и пользоваться. Так, франчайзи получает возможность открыть реально работающий и прибыльный бизнес без лишних рисков, а франчайзор в зависимости от условий соглашения получает прибыль либо от самой купли-продажи франшизы, либо от периодических отчислений франчайзи, либо за счёт продажи ему товара для реализации. Не стоит также забывать о дополнительных отчислениях, например, о рекламной плате.
Основой, на которой строятся взаимоотношения сторон является договор франчайзинга, о котором мы также писали в соответствующем разделе. В свою очередь франшиза — это объект договора франчайзинга. Это те блага, которые приобретает франчайзи, то есть это и модель ведения бизнеса, и бренд, и технологии, и обучение от франчайзора, и инструменты маркетинговой политики, и многое другое.
А вот как пользоваться предоставленными правами, технологиями и различными материалами определяет франчайзинговый пакет. По сути, франчайзинговый пакет — это набор документов, включающий комплект правовых документов (договор коммерческой концессии, сопутствующие ему дополнительные соглашения и другое), а также бренд-бук и бизнес-бук.
Брендбук — это руководство по правильному использованию бренда, который приобрел франчайзи. Это описание фирменного стиля, правила оформления мест продаж и дизайн офиса, это логотипированная продукция, например, униформа, автотранспорт и упаковка. Иногда выделяют ещё и мерчендайзингбук (требования к ассортиментному ряду и *POSm) и логобук (применение графического знака).
Бренбук является для франчайзи инструкцией по идеологии и легенде бренда, он рассказывает, как позиционировать бренд, включает правила использования элементов идентификации (Stylebook) их размещения в рекламе (Adbook).
Благодаря бизнес-буку франчайзи знает, какую вести стратегию развития, ценовую политику, какие в компании стандарты и методы продвижения, какие требования к месторасположению торговых точек. В общем, это все те нормы, которые должен соблюдать франчайзи для правильного ведения бизнес-процессов. По сути, это руководство к действию, проработанное до мелочей, программа поведения в часто встречаемых ситуациях. Линия поведения, которой должен придерживаться франчайзи.
* POSm — Point of Sales materials, материалы, предназначенные для привлечения внимания и продвижения товара непосредственно на местах продаж. Например, логотипированные стойки, ценники, брелоки, кружки, плакаты.
Слово franchise пришло из французского языка, где обозначало льготу или особое право. Впервые термин начал использоваться в XVI веке в Англии для обозначения прав епископатов, в том числе на организацию и сбор доходов с торговли. Однако этим словом могли обозначаться и другие права: так до сегодняшних дней дошли права на использование антуража и персонажей вымышленного мира (медиафраншиза), право на невыплату части суммы ущерба при страховании (франшиза в страховании) и право на именование спортивной команды (спортивная франшиза). Но их было еще больше, например, Оксфордский словарь английского языка включает и такое значение как «избирательное право».
Схожа с франчайзингом была английская система «связанных домов». Пивовары договаривались с владельцами постоялых домов о том, что они будут продавать свое пиво на их территории, за долю от дохода. Впоследствии в Германии компания SPATEN развила эту идею, требуя продажи в тавернах только брендированного пива – это был один из первых случаев передачи прав на товарный знак.
В колониальный период английская система раздачи прав была применена и в Америке. Но здесь было важное отличие: в отличие от епископств, привязанных к конкретному месту, права в Америке раздавались людям, которые на этой территории ранее не жили. Они могли брать другие территории, а право не было неотъемлемым. Такая система была уже гораздо ближе к современному франчайзингу.
В середине 1850-х годов компания-производитель швейных машин Singer была близка к краху из-за низких продаж. Машины были лучше, чем у конкурентов, но и стоили они дороже. На организацию сети магазинов у компании денег не было. Было принято решение отдать независимым предпринимателям – лицензиатам – право на продажу машин на определенной территории, в обмен на лицензионные отчисления. Это был первый пример товарного франчайзинга – т.е. такой модели отношений, при которой франчайзи продает от имени франчайзора товар и зарабатывает на разнице оптовой и розничной цены. Однако Singer пошли еще дальше – их представители учили клиентов шить на машинке и ремонтировали машинки в случае поломки. Что можно считать одним из первых примеров сервисного франчайзинга.
Опыт Singer был не очень удачным. Отсутствие единого стандарта по ведению продаж приводил к тому, что представители давали клиентам большие скидки, как следствие, выгода для франчайзора была минимальной. Но этот эксперимент стал примером для других американских компаний.
Аптекарь Джон С.Пембертон запатентовал в 1886 году состав напитка, известного сегодня как Coca-Cola. Чтобы быстро захватить американский рынок, он дал нескольким другим производителям право производить этот напиток под брендом Coca-Cola. Это – один из первых примеров производственного франчайзинга, при котором франчайзи не просто продает, но сам производит продукт.
Еще один аптекарь, Джастин Дарт, объединил 40 других аптекарей в «кооператив продавцов», работавших под одним брендом Rexall. Скорее всего, это был первый случай, когда компания начала развиваться по франчайзингу с первого дня ее основания.
Толчок развитию франчайзинга в США дала зарождающаяся автомобильная индустрия. Автомобиль был товаром новым и необычным, никто не знал точно, как его продавать. General Motors первыми внедрили систему, при которой они продавали свой товар через независимые автосалоны. Позже к ним присоединись две другие компании «большой детроитской тройки»: Ford и Chrysler. В 30-е годы массовое производство автомобилей привело к повышенному спросу на бензоколонки – они тоже стали открываться по франшизе, причем, в отличие от автосалонов, они открывались уже под конкретным брендом.
В довоенный период франчайзинг ассоциировался, в основном, с перепродажей или оказанием простых услуг под вывеской бренда. Франчайзи работали без стандартов, франчайзоры их особо не контролировали. Ситуация изменилась только в конце 50-х годов.
В 1955 году Рэй Крок купил право на развитие сети McDonalds. Крок ввел систему стандартов, которые должны были неукоснительно соблюдаться на каждой точке по всей Америке. Он стал брать с франчайзи долю от дохода, а не фиксированную сумму и не продавал им втридорога ингредиенты. Франшиза продавалась на каждый отдельный ресторан, а не штат или город. Эта модель развития, названная деловым франчайзингом, сегодня стала стандартом и синонимом слова «франчайзинг». Справедливости ради, стоит сказать, что такие системы работали уже с конца XIX века (например, сеть железнодорожных ресторанов Harvey House или салоны красоты Марты Матильды Харпер), но обычно локализовались в одном или нескольких штатах.
В то же время была построена федеральная сеть автодорог, и Америка пережила бум франшиз фаст-фуда, многие из которых всемирно известны сегодня: KFC (возникшая еще до войны), Burger King, Subway. Но мода на франчайзинг привела в эту сферу мошенников, из-за чего популярность франчайзинга в 60-х упала. Итогом стало государственное регулирование франчайзинга – сегодня в США каждый франчайзор должен раскрывать информацию о своей компании. Этот документ называется FDD и включает 23 пункта, в т.ч. список всех аффилированных лиц, финансовую отчетность компании и т.д. С появлением этого документа ситуация оздоровилась и сейчас франчайзинг на Западе вновь переживает свои лучшие годы.
Франчайзинг в России
Первые западные франшизы начали «проникать» еще в СССР. Самое известное событие – открытие первого ресторана McDonalds в Москве в 1990 году. В 1990-92 годах все крупные западные франчайзинговые компании зарегистрировали товарные знаки в российском Роспатенте, после чего начали продавать мастер-франшизы местным компаниям. Франчайзинг в 90-х был, в основном, западной экспансией на российский рынок. Исключением были компании «Дока-пицца» и «Дока-хлеб», которыми руководил Владимир Довгань, один из первых российских бизнесменов, использовавший термин «франшиза». К концу 90-х действовало уже несколько десятков российских франшиз.
В «нулевые» франчайзинг перестал быть экзотикой, хотя российских франшиз все еще было мало. Появились компании, занимавшиеся франчайзинговым консалтингом и разработкой франшиз. Одной из первых была компания FRANSH Стратегия роста, запустившая в 2006 году каталог франшиз БИБОСС. Большинство франшиз в этот период были из Москвы и Санкт-Петербурга.
Подробнее о франчайзинге в России и роли портала БИБОСС в его становлении можно почитать в соответствующей статье Википедии.
Международного франчайзингового права не существует, в каждой стране есть своя, в той или иной степени проработанная, законодательная база.
Соответственно, каждый раз, когда франчайзор из одной страны подписывает договор с франчайзи из другой, он должен прописывать, нормам какой из стран должен соответствовать договор и чей суд будет решать конфликты. Чаще всего это законы страны, в которой действует франчайзор. Однако международные франшизы имеют дело с тысячами франчайзи по всему миру, и подписание договоров и решение конфликтов может занимать у них все время.
Поэтому практически все международные компании работают либо создают в стране собственное юридическое лицо, подчиненное «центру», либо продают на территорию страны мастер-франшизу.
Чтобы передавать по договору товарный знак, даже если он уже зарегистрирован как международный, франчайзор должен подтвердить его в местном органе управления, занимающемся регистрацией интеллектуальной собственности. В России это – Роспатент. Если продается мастер-франшиза, то товарный знак регистрируется на зарубежную управляющую компанию и передается по договору коммерческой концессии. Мастер-франчайзи же подписывает со своими партнерами в стране договор субконцессии. Чаще всего эти договоры – калька с оригинального, который франчайзор подписывает с партнерами в своей стране.
Когда заходит речь о «международном франчайзинге», чаще всего упоминаются франшизы из США, реже – Европы. Однако большой сегмент рынка в России представлен франшизами из стран-соседей – Белоруссии, Казахстана, других стран СНГ. Эти компании часто работают не по договору коммерческой концессии, а по другим, например, договору поставки или оказания услуг. В этом случае договор может подписываться с компанией из другой страны напрямую.
Франчайзинг в туризме
Туристическая отрасль в нашей стране сейчас переживает не лучшие времена. После резкого падения количества выездных туристов в 2015 году (что было связано с ограничениями на выезд госслужащих и перепадами курса доллара), объемы туристических поездок постепенно восстанавливались и к 2019 году достигли «докризисных» значений. Однако «корона-кризис» 2020 года ударил по этой отрасли сильнее остальных, потому что такой бизнес невозможно перевести в онлайн или как-то быстро перестроить формат. Границы постепенно открываются, однако страх людей перед заражением еще долго будет сдерживать рост числа поездок. Поэтому в данной нише останутся только крупные игроки, которые могут диверсифицировать бизнес или просто переждать кризис. Справедливо это и для франчайзинга: игроков на этом рынке, развивающихся по франшизе, осталось менее десятка.
Видео с нашего канала: «Франчайзинг простыми словами»