Франшиза в беларуси что это
Что надо знать для работы с франшизами в Беларуси, России, Украине, Казахстане — разбор юриста
Чем отличается законодательство в сфере франчайзинга в России, Беларуси, Казахстане и Украине. Какой комплекс прав считается/не считается франшизой в разных странах. Об этих и других нюансах рассказывает юрист компании «Завод Франшиз», редактор журнала «Юрист» Надежда Грабовская.
— Франчайзинговые проекты из России, Беларуси, Украины, Казахстана зачастую масштабируются по разным странам. Например, российская сеть пиццерий «Додо пицца» имеет 296 точек в 10 странах, украинская сеть сэндвич-баров Fresh Line насчитывает 100 точек, в том числе в Минске.
Надежда Грабовская
Юрист компании «Завод Франшиз», редактор журнала «Юрист»
Одна из франшиз нашей компании, «Кофе Саунд», также планирует выйти на зарубежные рынки. Но мы обратили внимание, что законодательство этих стран существенно разнится. Например, в Гражданском кодексе Беларуси франчайзингу посвящены всего 12 статей, а в Казахстане есть отдельный закон о франчайзинге, чего пока нет ни в России, ни в Украине. Об отличиях и пойдет речь в этом материале.
Терминология
Один и тот же состав франшизы (то есть состав передаваемых партнеру прав) в одной стране может быть квалифицирован как франчайзинг, а в другой — нет.
1. В Беларуси и Казахстане используют название «договор франчайзинга». Второе название такого договора в обеих странах — «договор комплексной предпринимательской лицензии». Оно указывает, что передается именно «комплекс прав».
2. В России и Украине франшиза названа «договором коммерческой концессии». Сейчас в Украине регулируется терминология и базовые подходы к франчайзингу. Если предложенный в Верховную Раду законопроект будет принят, на законодательном уровне будет введено понятие франчайзинга.
Состав франшизы
Франчайзинг предполагает передачу модели готового и опробованного бизнеса партнеру со всеми необходимыми индивидуализирующими атрибутами и знаниями. Но состав объектов, которые обязательно должны передаваться, — пожалуй, самое принципиальное отличие.
Помимо объектов, в Казахстне, Украине и России партнеру могут передавать деловой опыт и коммерческую репутация франчайзера.
Пример Беларуси:
Данные предоставлены экспертом
1. Казахстан наиболее близок в этом смысле к Беларуси, где фирменное наименование (название франчайзера) и нераскрытая информация (в Казахстане — охраняемая коммерческая информация) являются обязательными объектами для включения в состав франшизы. Иной состав передаваемых объектов может обозначать что угодно, но не франчайзинг.
Например, если в Беларуси передается товарный знак и нераскрытая информация в виде ноу-хау, то франчайзинга такие отношения не создают. Однако если этот же состав резидент Беларуси передает для использования в России ее резиденту, то это уже может быть квалифицировано как франшиза.
Сеть «Додо Пицца». Фото с сайта bigvill.ru
Этот подход к составу франшизы не совсем «удобен». Фирменное наименование франчайзера, например, при торговой франшизе, редко известно широкой публике (потребителям), и не содержится в его товарном знаке. В связи с этим передача фирменного наименования является зачастую формальностью, а само наименование де-факто не используется франчайзи. Кроме того, включение фирменного наименования в состав обязательных элементов франшизы лишил ИП права выступать в качестве «первичного франчайзера» (поскольку у ИП, согласно законодательству Беларуси, не может быть фирменного наименования).
В России и Украине существует такой объект, как «коммерческое обозначение / коммерческое фирменное наименование» (business name), которое и служит идентификатором коммерческих объектов (магазинов, ресторанов, кофеен, салонов красоты и пр.). По своей сути он похож на товарный знак, но не требует регистрации.
Объекты, идентифицирующие франчайзера:
2. Россия установила состав лицензионного комплекса за стандартным набором «бренда»: товарный знак + любой другой объект (например, патент, программа ЭВМ, коммерческое обозначение, секрет производства и др.).
3. А наиболее удобное понимание франчайзинга пока что сложилось в Украине. Там для франчайзинговых отношений должно быть минимум два любых объекта интеллектуальной собственности. Чем хорош такой подход:
Состав документов
1. Самыми лаконичными в данном вопросе являются правовые нормы Беларуси и России. Основными документами там являются гражданские кодексы, но по части судебной практики Россия обгоняет Беларусь.
2. В Украине вопросы франчайзинга затронуты в Гражданском кодексе Украины (Глава 76) и Хозяйственном кодексе Украины (Глава 36).
Украинская сеть Fresh Line. Фото с YouTube
3. В Казахстане, помимо Гражданского кодекса, действует закон «О комплексной предпринимательской лицензии (франчайзинге)», который:
Другие формальности
Договор франчайзинга может потребовать совершения формальностей, связанных с его заключением:
1. По законодательству Беларуси, регистрации подлежит сам договор франчайзинга.
2. В Казахстане договор франчайзинга подлежит регистрации, если включает в себя условие о передаче в составе франшизы:
3. Для России требование о регистрации распространяется не на сам договор, а на «предоставление права использования в предпринимательской деятельности пользователя комплекса принадлежащих правообладателю исключительных прав».
Регистрация «предоставления права» отличается от регистрации договора тем, что договор в этом случае имеет юридическую силу. Это значит, что стороны уже могут применять условия договора: провести предоплату, начать согласовывать помещение для размещения франчайзингового объекта и т.д., но предоставление права использования комплекса исключительных прав (франшизы) считается состоявшимся только при условии регистрации. Например, до регистрации размещать товарный знак на вывеске франчайзингового объекта нельзя.
Фото с сайта posta-magazine.ru
4. В Украине вопрос о необходимости регистрации договора снят в 2015 году, но законопроект 2017 года вновь его поднимает. Если законопроект будет принят, то может быть введена двойная регистрация договора: органом, который проводит регистрацию юрлица или предпринимателя, и регистрация договора в центральном органе исполнительной власти в области патентов и знаков для товаров и услуг (если по договору передается в пользование объект, охраняемый патентным законодательством).
Необходимость регистрации договора и уплаты пошлины:
Данные предоставлены экспертом
Необходимость регистрации как договора, так и предоставления права (прав) означает дополнительные затраты для одной или обеих сторон, т.к. предполагает уплату пошлины. Например, регистрация договора франчайзинга в НЦИС Беларуси обойдется минимум в 10 базовых величин.
Под крылом у большого бренда: стоит ли делать бизнес по франшизе
Когда в заголовках новостей ведущих СМИ вы читаете о том, что KFC или другой именитый бренд пришел в Беларусь, это вовсе не означает, что кто-то из потомков Полковника Сандерса сел на свой личный Boeing и примчался в Минск, чтобы вести дела в самом сердце Европы. Вероятнее всего, кто-то из местных предпринимателей решил сделать бизнес по франшизе. В плюсах и минусах работы под крылом у «большого брата» разбирался корреспондент МТБлога.
Как распознать хорошую франшизу?
Такой вид деятельности как франшиза дает право за определенную плату открыть бизнес под эгидой известного бренда, используя его правила, технологии и способ ведения предпринимательской деятельности.
В реальной жизни это работает так: есть начальник отдела по розничному кредитованию Андрей Петров, который давно задумывается о собственном бизнесе и даже имеет первоначальный капитал. Но поскольку Андрей не хочет тратить время на построение бизнеса с нуля, он решает приобрести франшизу по выдаче микрозаймов с выстроенными бизнес-процессами, раскрученным брендом и поддержкой со стороны основателей. У Андрея есть необходимый опыт и знания, а также понимание, как нарастить объем клиентской базы, поэтому уже спустя 2-3 месяца приобретенная франшиза начинает приносить внушительную прибыль.
Конечно, это идеальный и даже немного утопический вариант, на практике бизнес по франшизе имеет свои нюансы.
Ольга Леонтьева, Председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг»
– Покупка франшизы не является панацеей от всех рисков. Поддержка франчайзера не отменяет того факта, что бизнес по франшизе предприниматель ведет самостоятельно, на свой страх и риск. Поэтому перед приобретением франшизы необходимо проанализировать спрос на товар/услугу, уровень конкуренции в выбранном сегменте, оценить собственные возможности и наличие финансовых активов, способность следовать установленным правилам и стандартам, работать в команде, а также внимательно изучить условия, которые предлагает франшиза.
7 признаков хорошей франшизы:
Топ франшиз, на которые растет спрос
В целом, в Беларуси можно выделить две тенденции – особым спросом пользуются либо известные крупные международные бренды в сегменте ритейла и общепита, либо недорогие (до 25 000$) отечественные франшизы, которые легко адаптируются под разные форматы в зависимости от региона и предлагают товары и услуги широкого спроса в низком ценовом сегменте.
Ольга Леонтьева, Председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг»
– Что касается белорусских франшиз, то все большее количество компаний, видя востребованность белорусской продукции за рубежом, стали создавать свои франчайзинговые продукты и продвигать их на территории стран СНГ и ближнего зарубежья. Среди лидеров можно назвать такие компании как “Коммунарка”, “Красный пищевик”, “Milavitsa”, “Mark Formelle”, “Шаговита”, “Femme/Devur”, “Макей”.
Спрос на франшизы растет с каждым годом. По оценкам Ассоциации «Белфранчайзинг», на начало 2017 года в нашей стране действовало свыше 450 франчайзинговых точек и около 50 компаний-франчайзеров. Такому росту способствует повышение уровня информированности населения, появление торговых площадей надлежащего качества, создание специальных программ финансирования франчайзинговых проектов.
Как обойти подводные камни при покупке франшизы?
Хорошо учиться на чужих ошибках, особенно в бизнесе, где даже небольшая оплошность может стоить больших денег. В погоне за минимизацией рисков путем работы по франшизе, важно грамотно обойти подводные камни данного вида бизнеса.
Совет. До момента покупки оцените собственную готовность следовать чужим правилам.
Совет. Проверяйте информацию о франшизе во всех открытых источниках, встречайтесь с франчайзером, общайтесь с теми, кто уже работает в сети, запрашивайте рекомендации в Ассоциациях франчайзинга тех стран, где находится франчайзер.
Совет. К сожалению, устранить этот риск целиком невозможно. Это обратная сторона тех преимуществ, которые даёт объединение в одну сеть. Рекомендация одна – изучайте договор и системы франчайзера, узнайте, как он защищает свой бренд, на старте изучите, какие возможности и процедуры установлены для выхода из франчайзинговой сети.
Каталог франшиз, доступных для приобретения в Беларуси, а также их стоимость, необходимый размер инвестиций и другие подробности можно найти тут.
Читайте нас в Telegram
Читайте нас в Telegram и Яндекс.Дзен первыми узнавайте о новых статьях!
Какие франшизы реально работают и являются выгодными?
Создавать собственное дело с нуля сложно и затратно. Необходимо сгенерировать идею, продумать бизнес-план до мелочей и внедрять его шаг за шагом. В процессе набивать шишки, набираясь опыта. Но можно обойтись без обучения на собственных ошибках. Быстрее окупается приобретение готовой бизнес-модели по франчайзингу. Согласно статистике, 50% частных предприятий закрываются в течение 5–6 лет после запуска, в то время как 80% франчайзи становятся успешными. Главное определиться, какую выбрать франшизу для работы.
Коротко о франчайзинге
Французским слово «franchise» обозначают льготу на ведение деятельности. Франчайзинг — это передача одной фирмы (франчайзер) другому предприятию или предпринимателю (франчайзи) прав на использование своего бренда, технологий, модели ведения бизнеса. Франчайзи получает доступ к клиентской базе, системе обучения, секретным приемам ведения деятельности. Остается только выбрать, какую лучше открыть франшизу.
Как работает франчайзинг
После заключения договора франчайзер предоставляет новому партнеру права на использование собственного бренда, наработок и всестороннюю поддержку. Взамен франчайзи оплачивает одноразовый начальный взнос и ежемесячное роялти (процент от прибыли франшизы). Такая схема работы выгодна обеим сторонам.
Плюсы франшизы
Недостатки работы по готовой схеме
Франчайзинг подходит тем, кто готов неукоснительно следовать заранее составленному плану. Франшиза предусматривает четкое выполнение инструкций без внесения изменений и креативных идей со стороны франчайзи. Также запрещено менять поставщиков, добавлять в ассортимент товары и услуги без разрешения франчайзера.
Стоимость первого взноса за франшизу может превышать начальную сумму, необходимую для открытия собственного бизнеса. Открывая магазин, кафе, салон красоты или офис без сторонней помощи, владелец может вкладывать деньги в дело постепенно. Покупая же права на бренд, франчайзи должен выложить указанную в договоре сумму в оговоренный срок. Более того, за просрочку платежа придется заплатить штраф. Размер первого взноса и ежемесячного роялти зависит от условий франчайзера. Поэтому стоит изучить, какие есть франшизы на рынке страны, уточнить информацию и после этого выбрать подходящую.
Особенности франчайзинга в Беларуси
В белорусском законодательстве нет термина «франчайзинг». Передачу прав на пользование нематериальными активами здесь прописывают в договоре комплексной предпринимательской лицензии. Сотрудничество между франчайзером и франчайзи регулируется Гражданским кодексом Республики Беларусь, законами «О товарных знаках и знаках обслуживания», «О патентах на изобретения, модели, промышленные образцы».
В Беларуси работают франчайзинговые представительства известных брендов, международные компании создают франчайзинговые сети. Рестораны Il Patio, TGI Friday’s, фитнес-центры FitCurves приносят прибыль франчайзерам в крупных городах страны. Белорусские предприятия тоже продают права на пользование бизнес-моделью. Остается только узнать, какие франшизы реально работают и приносят прибыль.
» style=»text-align:center;width:154.953125px»> Название франшизы | » style=»text-align:center;width:168.03125px»> Отрасль | » style=»text-align:center;width:148.921875px»> Минимальные инвестиции | » style=»text-align:center;width:261.59375px»> Паушальный взнос | » style=»text-align:center;width:123.765625px»> Роялти | » style=»text-align:center;width:127.78125px»> Срок окупаемости |
» style=»width:154.953125px»> FitCurves | » style=»width:168.03125px»> Спорт | » style=»width:148.921875px»> 50 000$ | » style=»width:261.59375px»> 36 100$ | » style=»width:123.765625px»> 650$ | » style=»width:127.78125px»> 6–8 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> «Поехали с нами» | » style=»width:168.03125px»> Туризм | » style=»width:148.921875px»> от 20 000 руб. | » style=»text-align:left;width:261.59375px»> 4000 руб. — для городов до 100 тыс. населения 6000 руб. — для городов с населением более 100 тыс. 8000 руб. — для Минска | » style=»width:123.765625px»> 1% от оборота | » style=»width:127.78125px»> от 1 месяца |
» style=»width:154.953125px»> «Баскин Роббинс» | » style=»width:168.03125px»> Общественное питание | » style=»width:148.921875px»> 30 000$ | » style=»width:261.59375px»> 15 000$ | » style=»width:123.765625px»> Отсутствует | » style=»width:127.78125px»> от 9 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> BURO Barber’s club | » style=»width:168.03125px»> Салоны красоты и парикмахерские | » style=»width:148.921875px»> 15 000$ | » style=»width:261.59375px»> 2500$ | » style=»width:123.765625px»> 250$ | » style=»width:127.78125px»> 12–16 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> Global Child | » style=»width:168.03125px»> Услуги для населения | » style=»width:148.921875px»> 20 000$ | » style=»width:261.59375px»> 15 000$ для первого франчайзи скидка 50% | » data-sheets-numberformat=»<"1":3,"2":"0%","3":1>» style=»width:123.765625px»> 7% | » style=»width:127.78125px»> 12–16 месяцев |
» style=»width:154.953125px»> O’coffe bistro | » style=»width:168.03125px»> Общественное питание | » style=»width:148.921875px»> от 12 000 руб. | » data-sheets-numberformat=»<"1":4,"2":"#,##0\"руб.\"","3":1>» style=»width:261.59375px»> 4 000руб. | » data-sheets-numberformat=»<"1":3,"2":"0%","3":1>» style=»width:123.765625px»> 4% | » style=»width:127.78125px»> 7–12 месяцев |
» style=»text-align:center;width:154.953125px»> «Шаговита» | » style=»text-align:center;width:168.03125px»> Розничная торговля | » style=»text-align:center;width:148.921875px»> 50 000$ | » style=»text-align:center;width:261.59375px»> Отсутствует | » style=»text-align:center;width:123.765625px»> После выхода на прибыль | » style=»text-align:center;width:127.78125px»> 14–20 месяцев |
Бизнес под ключ от «Поехали с нами»
Как можно заметить, франшизы туристических агентств являются одними из самых выгодных на рынке.
Poehalisnami.by предоставляет партнерам готовую бизнес-модель в туризме. С нами вы сможете открыть собственное турагентство и получать прибыль от продажи продуктов крупнейших туроператоров на территории Беларуси.
Если не знаете, какая самая выгодная франшиза, оцените предложение компании «Поехали с нами».
Все еще думаете, какую франшизу выбрать начинающему? Позвоните по номеру, указанному на сайте, узнайте точные условия договора с «Поехали с нами». Начните собственный бизнес на базе лидера туристического рынка!
«Люди сами выстроятся в очередь». Как запустить свой бизнес, если у вас всего 1000 рублей – и никакого опыта
То фастфуд, то новый барбершоп – в Минске чуть ли не каждую неделю открываются новые франшизы. Как они устроены и как на этом заработать, расспросили Ольгу Леонтьеву, председателя Ассоциации «Белфранчайзинг» и лектора бизнес-школы «От идеи до бизнеса».
Что такое франшиза?
Это способ организации бизнеса – только не самостоятельно, а с использованием чужого имени, технологий и секретов производства. Это форма легального копирования бизнеса, который представлен на рынке, уже успешен и имеет четкую технологию получения прибыли.
Ольга Леонтьева, председатель Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг». В бизнес-школе для молодых людей «От идеи до бизнеса» Ольга читает лекции и консультирует начинающих предпринимателей по теме «Франшизинг». Хотите поучаствовать в следующих бизнес-школах? Информация о них – в конце статьи.
Это правда так популярно?
Сейчас в Беларуси по франшизе работает больше 450 объектов. Около 50 национальных компаний уже стали франчайзерами (т.е. предоставляют свою франшизу), причем часть из них работает и за рубежом. Ежегодно количество договоров растет на 15–17%.
Одни из самых широких франчайзинговых сетей в Беларуси – у национальных компаний. Например, у «Красного пищевика» больше 60 объектов. В лидерах также «Коммунарка», «Милавица», Mark Formelle и большинство брендов, фирменные магазины которых вы встречаете чаще всего.
А какие франшизы сейчас самые популярные?
Отрасли, которые сейчас лучше всего развиваются в Беларуси через франчайзинг, – это розничная торговля и общественное питание. Что касается торговли, то обычно это монобрендовые магазины белорусских производителей. В общественном питании – все то, что легко тиражируется. Можно сказать, что наблюдается «бум» на уличную еду, так как рынок до сих пор не насыщен. Популярные несколько лет назад сети суши начинает вытеснять паназиатская кухня, ну а фастфуд, конечно же, вечен.
Потом по популярности идут услуги для населения, услуги для бизнеса и только в последнюю очередь – производство. Гораздо проще, чем организовывать несколько предприятий, просто развивать сеть сбыта.
Что касается тематики, то всегда остается популярным все, что предназначено для детей. Все более востребованными становятся услуги, связанные со здоровьем, не сдает позиций и индустрия красоты. Начиналось все с сетей салонов, потом были солярии, нейл-бары, барбершопы, броу-бары, но сейчас любое из этих направлений получило очень широкое распространение. Чтобы запустить действительно успешный бизнес, лучше присматриваться к тем услугам, которые только начинают появляться или еще вообще не представлены в Беларуси. Неожиданно, но сейчас у нас начали активно открывать франшизы, завязанные на экологичности. А вот на одежду и обувь, если у вас нет опыта, ставку делать не стоит – в кризис эти категории проседают в первую очередь.
Почему это может быть выгодно?
Франшиза предоставляет имя. А значит, кажется, что бизнес вы начинаете уже не с нуля. Помните, как открывался первый McDonald’s в Москве или первый Burger King в Минске? Какие толпы собрало это событие! Покупка известного бренда позволяет существенно сэкономить на продвижении – люди сами выстроятся в очередь.
При этом, даже если речь идет о локальном товарном знаке, во франчайзинге вы будете развивать его не одни. А значит, будет работать несколько точек, и имя автоматически будет больше на слуху. Развивать бренд в одиночку и в команде – это совершенно разные вещи.
Четкий и понятный алгоритм запуска бизнеса. По сути, по франшизе можно идти практически в любой бизнес, в котором у вас нет опыта, – компания полностью раскроет весь процесс. Как выбрать помещение? Какой продукт и в каких соотношениях представлять? Как устанавливать цены? Как оформить объект? Как формировать поток клиентов и как их удержать? Как увеличивать продажи? Сколько должно быть персонала? Как он должен отчитываться? На эти и многие другие вопросы вы сможете получить ответы у франчайзера.
Кроме этого, компания будет анализировать результаты вашей работы по итогам каждого месяца. Если показатели будут не очень хорошими, франчайзер поможет вам найти ошибки. Причем помощь и поддержка будут вам обеспечены не только на начальном этапе, но и на протяжении всего периода действия договора, в большинстве случаев – 24/7.
Продуманная экономика. На старте франчайзер предоставляет будущему партнеру подробный список инвестиций, которые нужны, чтобы открыться, а также статистику работы других точек сети. Это позволяет сразу понять, хватит ли у вас ресурсов и через какой период должны вернуться все вложенные инвестиции. Европейская статистика говорит, что из 10 самостоятельно открытых бизнесов в первые пять лет закрываются 8. А из франчайзинговых бизнесов, наоборот, через пять лет 8 продолжают работать. Российская статистика это подтверждает. Что касается Беларуси, то подобные исследования у нас еще не проводились, поскольку франчайзинг только набирает обороты.
Помню, мы приехали в довольно крупную белорусскую компанию и обсуждали с руководителем, что мы можем предложить партнеру. Руководитель: ну как же, партнер и деньги вкладывает, и брендбук наш соблюдает, и с покупателями по нашим скриптам разговаривает, и за товар несет всю ответственность. А что мы ему даем? Ответ простой: самое дорогое, что у нас есть, – имя и опыт.
А какие есть риски и нюансы?
Нужно быть командным игроком. Если вы идете в бизнес, чтобы реализовать свои амбиции и крутые идеи, завоевать себе имя, то, вероятнее всего, находиться в сети и работать по четко установленным правилам вам будет сложно. Поэтому работа по франшизе подходит далеко не всем.
Риски предприниматель несет самостоятельно. Бизнес по франшизе – это все равно бизнес. Вы сами инвестируете в проект и полностью берете на себе ответственность за его успешность и риски банкротства. Да, вы получаете дополнительные системы, которые позволяют их снизить, но в критической ситуации кроме как советом франчайзер вам ничем не поможет. Гарантировать доходность вам тоже никто не может. Чтобы это сделать, нужно брать управление точкой в свои руки.
В разных странах законодательство может отличаться. Опять же сам предприниматель должен заранее проверить условия действия франшизы на соответствие требованиям законодательства. Так, несколько лет назад в России были очень популярны точки отбеливания зубов, которые размещали в торговых центрах. Но если там, чтобы открыть такой бизнес, медицинская лицензия не нужна, то в Беларуси она обязательна. Франшизу приобрести вы сможете, а вот работать по ней без специализированного образования – нет.
Ограничения в дальнейшей работе. После того как договор прекратил свое действие, у вас могут быть ограничения по работе в той же сфере. Особенно если, когда вы приобретали франшизу, у вас вообще не было опыта и франчайзер вас всему научил, к тому же инициатором расторжения договора выступили именно вы. Это сделано, чтобы завтра хитрый бизнесмен не открыл такое же дело, но уже под своим именем. Законодательство говорит о том, что франчайзи не должен составлять конкуренцию, пользуясь ноу-хау и секретами производства франчайзера. Поэтому во многих договорах есть пункт, что после предприниматель не имеет права несколько лет работать в данной сфере, если раньше он ей не занимался.
Где искать предложения?
Сайты компаний. Если вы хотите развивать какой-то конкретный бренд, для начала нужно изучить его сайт: есть ли там раздел «франшизы». Когда речь идет об иностранных компаниях, то у них может быть две стратегии поведения. Крупные чаще всего исследуют рынок – покупательскую способность и узнаваемость бренда: определяют приоритетные для себя территории и сами начинают искать там партнеров. Попасть в такие сети, пока они не приняли решение о приходе в ту или иную страну, практически невозможно. К тому же всемирно известные бренды обычно предъявляют очень жесткие требования к партнерам. Они не продадут свою франшизу любому, кто в ней заинтересован.
В этом году был курьезный случай, когда в исполком обратился индивидуальный предприниматель с жалобой о том, что он хочет и имеет все возможности развивать McDonald’s в своем городе, но сам McDonald’s никак не реагирует на его обращения. И ответ действительно можно не получить: должна быть сумма инвестиций, опыт, подходящие площадки и так далее. Развивать топ-100 мировых франшиз не каждому под силу. Хорошая новость в том, что есть много других франшиз, с которыми можно успешно работать.
Специализированные порталы. Обычно такие площадки собирают информацию, которую предоставляют владельцы франшиз, и выставляют в своих каталогах. Проверка, как правило, не проводится. Если она все-таки была сделана, это отмечается специальным знаком. Например, сейчас в каталоге Ассоциации франчайзеров и франчайзи «Белфранчайзинг» около 200 предложений. Только некоторые из них по просьбе самих же франчайзеров проверены. Это значит, что информация о франшизе документально подтверждена и специалисты пообщались с теми, кто уже успел ее приобрести. Конечно, на такие предложения стоит обратить внимание в первую очередь.
Выставки. Периодически проходят выставки франшиз. Крупнейшая в Европе – в марте в Париже, московская – в сентябре, киевская – в феврале. Плюс в том, что можно на месте подобрать себе франшизу, пообщавшись с представителями компании. Но участие в таких выставках достаточно дорогое, и туда попадают в основном только действительно крупные компании.
В Беларуси полноценные выставки пока не проходят. Но, например, в прошлом году Ассоциация организовала образовательное мероприятие, совмещенное с презентацией. В Минске и каждом из областных центров от 12 до 20 компаний представили свои франшизы. В это же время на информационной площадке выступали эксперты, которые рассказывали об особенностях ведения бизнеса во франчайзинге.
Чем меньше опыта, тем ближе должен быть к вам франчайзер. Если опыта нет совсем, лучше начинать с поиска белорусских франшиз, они помогут создать бизнес с нуля с учетом всех особенностей законодательства и рынка.
А сколько мне придется заплатить?
Сумма инвестиций в проект и срок их возврата – это два основных параметра, по которым оцениваются франшизы. Сумма вложений начинается от 500 долларов и заканчивается миллионами. Что касается времени их возврата, то точно его назвать вам не сможет никто. Сейчас франшиз на рынке много, конкуренция высокая, и не всегда попадаются добросовестные компании. Например, можно встретить предложения с формулировкой «Мы гарантируем, что вы вернете свои вложения за определенный срок, или мы вернем вам сумму платежа за франшизу». Скорее всего, это маркетинговые заманухи. В реальности франчайзер не может гарантировать доходность всем своим партнерам, потому что очень многое зависит от самого предпринимателя.
Помимо инвестиций нужно сделать еще и франчайзинговые платежи. Существует два основных типа. Первоначальный взнос – обычно это фиксированная для всех партнеров сумма, своеобразная плата за вход в сеть. Он выплачивается в течение трех-пяти дней после заключения договора. Кроме этого, есть еще периодические платежи, или роялти. Они чаще всего устанавливаются как процент от выручки франчайзи. Это гарантирует заинтересованность владельца франшизы в росте выручки всех своих партнеров, а значит, он точно не будет уклоняться от консультационной поддержки.
На сколько обычно заключается договор?
Обычно минимальный срок, на который приобретают франшизу, равен времени, нужному, чтобы вернуть инвестиции и заработать еще хотя бы столько же. На единичной точке на это уходит в среднем 3–5 лет. Помимо договора на одну точку, можно также приобретать мастер-франшизу. Тогда у вас будет эксклюзивное право на развитие бренда на определенной территории: от города до целого региона.
Какие решения я смогу принимать сам(-а)?
Франшизы могут быть как очень жесткими, где прописано вообще все, начиная от четких указаний, где должен размещаться объект, и заканчивая тем, с какой периодичностью нужно протирать витрину и какой аромат должен быть в магазине, так и достаточно мягкими, где из условий только определенная вывеска и общий объем услуг. В то же время вы будете относительно свободны в определении цен и ассортимента. Например, 80% – продукция компании, 20% можете добавить сами или еда от бренда, напитки – по вашему усмотрению.
Для начала нужно отобрать 3-4 проекта в интересующей вас сфере и договориться о встрече с франчайзером, чтобы подобрать наиболее подходящие для себя условия. Очень важно подробно изучить проект договора, чтобы понять, где есть четкие обязательства, а где у вас будет свобода выбора.
Меня обычно настораживает большая свобода во франшизе. Это значит, что у компании просто нет четкой технологии. У ее сотрудников было недостаточно информации, чтобы проанализировать, какие конкретно факторы ведут к достижению успеха на рынке. С другой стороны, если требования жесткие и все прописано очень подробно, это еще не является гарантией, что все сложится. Здесь, скорее, нужно говорить о комфорте отношений между компанией и предпринимателем. Насколько комфортно ему будет находиться под ежедневным неусыпным контролем: это может быть круглосуточное видеонаблюдение, ежедневные отчеты или единая система автоматизации.
Если я прихожу в бизнес, в котором я ничего не понимаю, конечно, для меня будет лучше, когда все будет прописано максимально четко. Если же я, например, работаю в этой сфере и хочу подключиться к какой-то сети, то комфортнее, скорее всего, мне будет при определенной свободе. Но при этом я получу ресурсы, которые могут обеспечить мне успех: единый бренд, единые поставки, единая система маркетинга и так далее.
Меня будут оценивать?
Да, обычно при разработке франшизы у компании вырабатывается портрет такого «идеального» партнера. Поэтому кандидатам нужно пройти несколько этапов, прежде чем они смогут сделать свои инвестиции. Для начала нужно заполнить анкету – это первичный отбор. После этого вас ждет еще не меньше двух собеседований, которые нужны, чтобы понять, насколько хорошо вы сможете работать. Для любой компании важно, чтобы ее бренд представляли адекватные и ответственные люди. В идеале – те, которые сами любят этот продукт.
Бывают такие случаи, когда предприниматель покупает франшизу и после этого ничего не происходит. Он не открывает точку, срывает сроки… Может быть, понимает, что это не его сфера, или совсем не справляется. В этом случае лучше остановиться на старте, чтобы не увеличивать потери.
Вообще, весь успех франчайзинга заключается в том, что бизнесом занимается собственник. Как правило, он больше заинтересован в развитии, чем наемный менеджер. Не столько ради престижа, сколько чтобы вернуть свои вложения. А для компании это быстрый способ расширить сеть, потому что инвестируют в нее независимые предприниматели. Так опыт, знания и управленческая мощь крупной компании умножаются на инициативу и энергию предпринимателей на местах.
Бизнес-школа «От идеи до бизнеса» – это социально-образовательный проект унитарного предприятия «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», Молодежного бизнес-инкубатора и центра поддержки предпринимательства ОДО «Бизнес развитие», реализуемый в рамках международной программы Youth Empowered («Юс Эмпауэрд») Группой компаний Coca-Cola HBC («Кока-Кола ЭйчБиСи») в 28 странах. Проект призван способствовать развитию потенциала белорусского молодежного предпринимательства. Уже второй год «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия» вместе с Молодежным бизнес-инкубатором и центром поддержки предпринимательства ОДО «Бизнес развитие» организует такие школы в Беларуси. В прошлом году было проведено 12 бизнес-школ, в которых приняли участие около 300 студентов.
В программе каждой школы – трехдневный курс лекций, семинаров, бизнес-игр и панельных дискуссий, направленных на развитие универсальных навыков предпринимательской и управленческой деятельности, повышение финансовой и юридической грамотности. Она разработана для молодых людей в возрасте от 18 до 29 лет, которые планируют развить идею в успешный бизнес-проект.
Другие темы ближайших специализированных школ: «От идеи до открытия ресторана», «Маркетинговые исследования идеи».
Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.
Фото: CityDog.by.
Производственное унитарное предприятие «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия», УНП 100373962