Фраза не за что с точки зрения психологии
Почему на «спасибо» не стоит отвечать «не за что»
Мы всегда говорим «спасибо» за оказанную нам услугу. А в ответ на благодарность почти всегда отвечаем словосочетанием «не за что». Оно уже прямо-таки въелось в нас, и говорим мы его почти автоматически. Однако, как говорят психологи, такая фраза в корне неверная.
Специалисты в области психологии утверждают, что отвечая «не за что», мы сами себя принижаем. У нас возникает эдакий синдром «упущенной выгоды». Ведь нам пришлось приложить какие-то усилия, потратить свое время, а мы же скромничаем.
Американские психологи, к примеру, предлагают вместо этого говорить такую фразу: «надеюсь, ты сделал бы для меня то же самое». Хочешь — не хочешь, а на это вам ответят что-то вроде: «конечно». Таким образом, и вы, и ваш знакомый, которому вы помогли, оценит вашу помощь. Кроме того, его не поникнет желание помочь своему благодетелю в будущем. Ведь даже на подсознании у него останется чувство, что он вам должен.
Отечественные психологи все же скромнее. Они считают, что когда мы произносим «не за что», мы как бы показываем, что человек вполне мог решить проблему и самостоятельно.
К тому же, данная фраза демонстрирует, что вы не цените свои умения и собственное время. Кстати, у некоторых «не за что» может вызвать и негативные чувства. Дескать, вы себя ставите выше него, показываете превосходство перед ним. В таком случае взаимность вряд ли можно будет дождаться.
Как же выйти из этой щекотливой ситуации? Психологи предлагают такую фразу: «рад помочь» или еще проще: «пожалуйста». Так вы в ответ и сами отблагодарите своего визави.
«Не за что», почему так нельзя отвечать на слова о благодарности.
Очень часто многие из нас, когда нам говорят «спасибо», отвечают простым и незамысловатым выражением «не за что». Мы произносим эту фразу настолько часто, что даже перестали задумываться над первоначальным смыслом этой фразы. А ведь это очень важно.
Ведь если задуматься и проанализировать смысл этой фразы с точки зрения психологии, то ведь раз мы так отвечаем, то значит, все старания, усилия были напрасными. Мы помогли человеку, потратили личное время, силы и в результате ничего не получили взамен. Мы отказались даже от элементарной словесной благодарности, заявили, что она нам не нужна.
Психологи уверяют, что словесное поощрение должно быть в любом случае, не стоит отказываться от благодарности и обесценивать свою помощь. Ведь вы, действительно, старались, прикладывали усилия, чтобы помочь человеку, и этот результат должен быть зафиксировать в головах с обеих сторон. Излишняя скромность в этом случае будет ни к чему.
Свои заслуги нельзя принижать. Все эти мелочи в конечном счёте потом сказываются на самооценке, делают её ниже. Если принижать свои заслуги и самооценка станет заниженной, то в дальнейшем придётся приложить немалые усилия, чтобы её поднять.
Есть сразу несколько причин, по которым не стоит говорить фразу «не за что». Во-первых, вы у себя в голове осуждаете человека, думаете о нём, как он не смог справиться с таким простым делом, которое для меня ничего не стоило. Во-вторых, вы показываете, что не цените свои усилия, своё время и свои способности. В таком случае и в глазах других вы тоже всё это обесцениваете. В-третьих, вы такой фразой демонстрируете превосходство над собеседником, что может вызвать агрессию с его стороны, хоть он и не покажет это открыто.
В тоже время и доходить до крайностей наши психологи не советуют, в отличие от своих американских коллег. Те, например, советуют, на слова благодарности отвечать так: «Да и вы мне, наверное, хотели бы отплатить тем же». То есть завуалировано человек даёт понять, что теперь у него появился должник, который ему чем-то обязан. Находиться в роли должника в таком случае, наверняка, не очень приятно. Такие фразы попахивают неким цинизмом, для нашего менталитета это вовсе не свойственно.
Есть несколько таких вариантов ответа на благодарность, которые помогут ответить так, чтобы и свою самооценку не понизить, и собеседника чтобы не обидеть. Например, хорошо в этой ситуации подойдёт фраза «рад был помочь», «пожалуйста».
У священников есть своё мнение на этот счёт. Они не против выражения «не за что», ведь они пропагандируют то, что помощь всегда должна быть бескорыстной. И этой фразой мы не отрицаем благодарности, но говорим, что наш поступок не стоит каких-то особых благодарностей. Также священники советуют говорить людям в ответ на «спасибо» такое же «спасибо».
Верующие люди советуют вспомнить этимологию слова «спасибо». Нам пожелали спасения божьего и мы того же желаем в ответ, всё очень просто. Также рекомендуется при общении с верующими людьми пользоваться полной версией слов благодарности. Это такие фразы, как «спаси, Бог», «спаси тебя, Господь». А вот добавлять к слову «спасибо» такие прилагательные, как «большое» и «огромное», священники настоятельно не рекомендуют. Это излишнее. Хотя если задуматься, если словом «спасибо», мы желаем спасения, то словом «огромное спасибо» мы желаем спасения вдвойне. И, наверное, ничего страшного в этом нет. Всё — же как хорошо, что у нас многие вежливые слова связаны с верой в Бога и пожеланиями добра. И нужно их обязательно говорить.
Люди, использующие эти 3 фразы, отличаются низким уровнем эмоционального интеллекта
Хочу поделиться с вами одним очень интересным психологическим методом, который способен значительно улучшить жизнь.
По крайней мере для меня это сработало. Этот метод основан на умении слышать слова других людей на нескольких уровнях, и, благодаря этому, понимать, что они в действительности пытаются вам сказать, и стоящую за этим мотивацию.
И если получится по-настоящему вслушаться в их слова, то вы можете с удивлением осознать, что во многих случаях вы понимаете их мотивацию лучше, чем они сами.
Этот метод имеет прямое отношение к тому, что мы называем эмоциональным интеллектом.
Да-да, я знаю, звучит слегка пафосно и не от мира сего. Так что давайте-ка побыстрее перейдем к практическому применению этой методики, заключающейся в том, чтобы прислушиваться в речи собеседника к определенным токсичным фразам и вербальным подсказкам, характерным для людей с низким уровнем эмоционального интеллекта.
Следующие примеры помогут вам понять, к чему именно вам следует присматриваться в окружающих вас людях. После вы узнаете, о чем в действительности говорят эти фразы, и что это может сказать об их личности.
Токсичная фраза №1: «Я так тебя понимаю».
Представьте себе одну гипотетическую ситуацию… К примеру, вам пришлось столкнуться с какой-то неприятностью или трудностями на жизненном пути, и вы решили рассказать об этом коллеге, с которым проработали вместе несколько лет – не так уж важно, зачем. Может быть, вы нуждаетесь в доброжелательном совете. Возможно, вам хочется, чтобы вас поняли и посочувствовали.
А может, вам просто хочется выговориться.
Но после того, как вы рассказали о том, что происходит, человек, от которого ожидали внимания и понимания, отвечает вам короткой фразой из четырех слов: «Я так тебя понимаю».
А дальше возможны варианты. Возможно, этим все и ограничится, и этот человек отвернется от вас, вернувшись к своим делам. А может, он начнет в ответ рассказывать о своих проблемах и неприятностях, в лучшем случае имеющих лишь отдаленное сходство с тем, с чем пришлось столкнуться вам.
И вы начинаете спрашивать себя: «Не навязываюсь ли я этому человеку? Не выгляжу ли я нытиком? Не слишком ли затягиваю рассказы о своих проблемах?»
Ну как, знакомая ситуация? Если да, то не торопитесь с выводами и не спешите себя обвинять, мы вернемся к рассмотрению данной ситуации чуть позже.
Токсичная фраза №2: «А ты не можешь просто … »
О, эта фраза – одна из моих любимых. Еще раз представьте, что рассказываете кому-то из знакомых историю из своей жизни или описываете какую-то жизненную ситуацию.
И, как в любой хорошей истории, в вашей истории есть конфликт. В ней есть что-то, что главный герой должен преодолеть, чтобы она закончилась хорошо (вне зависимости от того, кто этот главный герой – вы или кто-то еще).
Представьте, что вы говорите что-то вроде: «Знаешь, я так устаю, когда прихожу вечером с работы, а мне нужно еще приготовить ужин для детей, а потом уложить их спать». Понятное дело, что вы говорите это в надежде на понимание и сочувствие нелегкой судьбе героя, но знаете, что получаете в ответ? «А ты не можешь просто попросить своего мужа приготовить ужин, пока ты едешь домой?»
Вы можете нарваться на подобный ответ практически в любой ситуации, когда на что-то жалуетесь:
«А ты не можешь просто сказать им, что будет или так, или никак, а если им не нравится, пусть поищут себе другую работу?»
«А ты не можешь просто убрать еще больше углеводов из своего рациона и перестать есть после шести вечера?»
Получив вместо внимания и участия этот полубезразличный ответ, вы начинаете закипать внутри, словно чайник, мысленно говоря своему собеседнику: «А тебе не кажется, что будь у меня возможность «просто» сделать это, то мы бы сейчас об этом не разговаривали?»
И еще одна фраза, последняя…
Токсичная фраза №3: «Как твои дела, хорошо?»
Постойте, можете сказать вы. Как, с позволения сказать, простой вопрос о том, как у кого-то дела, может быть токсичной фразой?
И что она может сказать нам об эмоциональном интеллекте того, кто ее говорит?
Откровенно говоря, первые три слова этой фразы сами по себе не так уж и плохи, нам стоит остерегаться лишь этого «хорошо» в самом конце.
Когда кто-то спрашивает, как у вас дела, это может быть проявлением настоящего и неподдельного интереса к вашему благополучию… Если только в той же фразе вам не подсказывают единственный приемлемый для этого человека ответ. «Хорошо» в конце этой фразы говорит о том, что его совершенно не интересует, как у вас дела на самом деле, и ему нужен от вас лишь дежурный ответ, чтобы согласно кивнуть и выбросить вас из головы.
На самом деле дело не во мне, а в тебе
Несколько недель назад мне попалась отличная статья о том, как давать хорошие советы, и я внезапно осознал, что, кроме всего прочего, она позволяет оценить с точки зрения полезности советы, которые дают вам другие люди.
Как это сделать проще всего? Старайтесь замечать, сколько наводящих и уточняющих вопросов они задают перед тем, как что-то вам посоветовать.
Если они тратят немало времени на то, чтобы выяснить всю подноготную вашей ситуации, и задают кучу вопросов, чтобы понять, как проще и эффективнее всего помочь, это определенно является хорошим признаком. Безусловно, это не говорит о том, что вы должны следовать таким советам безоговорочно, но стоит как минимум принимать их во внимание.
Но если они стараются как можно быстрее завершить разговор, прямо или опосредованно пытаясь сказать вам «Ну все, все, мы услышали достаточно – вам нужно сделать то-то и то-то», это говорит о том, что данные вам советы вряд ли окажутся особо полезными, так как людей, которые пытаются их дать, не очень-то интересует ваше мнение, жизненные обстоятельства и поможет ли вам их совет в принципе.
Но мы далеко не всегда ищем у других людей совета. Порою нам нужно нечто совершенно иное.
Поддержка против переноса внимания
На самом деле есть два основных типа реакции людей на своих собеседников. Они могут либо поддерживать собеседника, стараясь, чтобы тема разговора не перескакивала с его жизненных обстоятельств и проблем, либо же переместить фокус внимания беседы на самих себя и того, что их интересует.
В общем и целом, люди с высоким эмоциональным интеллектом чаще всего используют в общении с другими людьми слова и выражения, говорящие об их поддержке собеседника. Люди же с низким эмоциональным интеллектом пытаются всеми возможными вербальными способами переключить тему беседы на себя, любимых (главным образом потому, что собственные проблемы и интересы занимают их куда больше, чем проблемы окружающих).
Давайте вернемся к приведенным выше примерам:
Теперь вы понимаете
Никто из нас не идеален. И даже люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта не способны проявлять его постоянно – точно так же, как никто не способен быть гениальным или демонстрировать идеальную память 24 часа в сутки и 7 дней в неделю.
Но это работает в обе стороны – да, мы должны следить за собою и одергивать себя, когда начинаем себя вести, как полные эгоисты, во всем теле которых нет ни грамма сочувствия, но нам стоит помнить и о том, что люди, с которыми мы общаемся, во многих случаях могут просто не обладать достаточным уровнем восприятия или эмоционального интеллекта, чтобы проявлять сочувствие.
Если мы замечаем фразы, говорящие о том, что здесь и сейчас их эмоциональный интеллект рухнул в бездну, нам попросту не стоит ожидать от таких собеседников внимания и поддержки.
И, поверьте, когда мы замечаем вербальные признаки подобного и осознаем, что на самом деле проблема вовсе не в нас – что мы вовсе не зануды и нытики, не упускаем «простых и очевидных» решений собственных проблем и вовсе не обязаны чувствовать себя «хорошо», чтобы не создавать проблем окружающим – это снимает с наших плеч огромную ношу.
Наш собеседник может просто не отличаться достаточным уровнем эмоционального интеллекта, чтобы видеть разницу между поддержкой и попыткой переключить беседу на себя – более того, он может даже не понять, что вы нуждаетесь в поддержке.
Но благодаря тому, что вы обращаете внимание на его речь и скрытые в ней подсказки, теперь вы это понимаете – и не ожидаете от него слишком многого.
Новое видео:
Почему на «спасибо» нельзя отвечать «не за что»
Психолог рассказал, чем опасна эта безобидная фраза.
Мы давно не замечаем, как на благодарность автоматически отвечаем пресловутым словосочетанием «не за что». Более того, считаем его одним из правил вежливости!
Однако эта фраза может сыграть с вами злую шутку.
— Когда говорим «не за что», то у нас подсознательно возникает синдром «упущенной выгоды», – говорит психолог Анна Гарш. — Вроде и время потратили, и усилия приложили, и помогли человеку, а в результате это никак не фиксируется у нас в голове. Обязательно нужно себя поощрять словами, если действительно сделали что-то полезное. К сожалению, многие скромничают. Надо сказать, что из-за таких мелочей страдает самооценка, которую сложно поднять. Лучше все-таки не преуменьшать свои заслуги. Например, американские психологи советуют отвечать сразу в лоб: «Вы, наверное, и для меня сделали бы то же самое». На что человек сквозь зубы непременно ответит: «Конечно». Он будет понимать, что уже заведомо что-то должен. Желание хоть как-то «отплатить» своеобразной взаимностью будет долго его не покидать, пока не представится подходящий случай. Согласитесь, что это уж как-то слишком цинично звучит… Не думаю, что кому-то приятно подсознательно быть должным.Психолог рассказала, что скрыто за словами «не за что».
— Отвечая так на благодарность, сразу же думаете, мол, как человек не смог справиться с легкой задачей, которая даже вам под силу?! — продолжает Анна. — Во-вторых, таким образом показываете как себе, так и окружающим, что не цените собственные умения и потраченное время. В-третьих, своим «не за что» можете вызвать гнев у собеседника, подсознательно демонстрируя превосходство. В этом случае не стоит рассчитывать на взаимность…
Однако все-таки есть универсальный ответ, который пригодится на все случаи жизни.
— Что бы ни изобретали психологи, есть один выигрышный ответ, который ни к чему не обязывает: «пожалуйста» или «рад помочь». К тому же он символизирует ответную благодарность.
Не за что, отвечают автоматически, и вряд ли кто-то задумывается над смыслом этих слов( ну кроме всяких психологов)
Не за что = Легко = Не стОит благодарности
синдром «упущенной выгоды» подсознательно возникает у психолога Анна Гарш,
у нормального человека, ничего не возникает
Чёт ебола какая-то слишком сложная.
Я помогаю тогда, когда хочу помочь и тем, кому хочу помочь, и совершенно безразлично будут ли эти люди отвечать взаимностью (и могут ли они в принципе быть полезны).
Ведь если помощь серьёзная и я счёл возможным помочь, значит этот человек мне нравится достаточно, чтобы возникло желание сделать его жизнь проще. Короче говоря, я тупо удовлетворяю _собственное_ желание, приводя Вселенную в то состояние, которое мне больше по душе.
А если помощь не серьёзная, значит это вообще было просто проявление вежливости, за которое уж точно никто никому ничем не обязан.
А на «спасибо» не отвечаю ничего.
И пока никто не жаловался.
А обмен услугами это совсем другая тема, которую следует отделять от помощи и тщательно обговаривать, чтобы всё шло как задумано, а не хаотично, суматошно и непредсказуемо.
Так ведь и правда поверят, что рад помочь. Что тогда?
Чем грозит простая фраза «Не за что!»?
Эта фраза меня практически убивает. Хотя на самом деле — убивает и меня, и того человека, который её произнёс в ответ на моё «Спасибо». Удивлены? Давайте разберёмся по порядку.
Итак, ситуация. Человек (по моей просьбе или по какой другой причине) сделал для меня что-то — подарил цветы, помог определиться с покупкой в магазине, поделился сладкими ягодами, выращенными на своей земле. Я искренне и от всего сердца благодарю. Ещё бы, мне помогли почувствовать себя особенной, почувствовать мою важность и нужность для кого-то — нам это порой более значимо, чем наличие самой приобретённой вещи. Или не вещи. В конце концов, у меня есть что поесть теперь и что надеть. И за это я тоже благодарна. Говорю: «Благодарю, спасибо» (большое, огромное, безмерное — в зависимости от моей оценки ситуации), и другие подходящие слова.
Получается, что я восстанавливаю баланс — мне сделали что-то, я отплатила благодарностью. И в ответ получаю (зачастую такое же искреннее и от всего сердца с огромной улыбкой на лице): «Не за что!» И бывает, добавляют: «Приходите ещё!» И обосновывают зачастую свои слова тем, что они бескорыстно готовы помогать другим.
Что на самом деле сейчас произошло?
1. Человек обесценил мою благодарность, отверг её, не принял. Получается, что я не могу своей благодарностью восстановить баланс в отношениях. Теперь я остаюсь этому человеку должна. Только вот чем теперь расплатиться с ним? Деньгами? То есть отдать молодому человеку деньги за то, что он принёс цветы на свидание?
С чужими людьми проще — оставил чаевые, это общепринятый вариант благодарности за оказанную услугу.
Но с близкими людьми как? Отдариваться материальными подарками?
Вот так мы своим «не за что» вместо бескорыстных отношений получаем торгово-обменные.
И уходит из наших отношений простая человеческая благодарность. И вот уже девушка уверена, что за цветы и ужин в ресторане она обязана расплатиться чем-то, помимо искренней благодарности и восхищения.
И вот уже ребёнок уверен, что красивого рисунка на день рождения маме недостаточно, надо откладывать деньги и покупать что-то действительно ценное. «А что такое это „спасибо“ и „поздравляю“? Это ж просто слова». Да, действительно, ценность, если мы её не видим, не чувствуем и не принимаем — уходит. И мы разучиваемся искреннему «спасибо» в том числе потому, что не умеем его принимать от других.
Вот так ты убиваешь меня и наши с тобой отношения.
Кстати, я ещё подумаю, пойду ли в тот магазин снова — мало того, что я им деньги заплатила, так ещё и должна всё равно осталась (потому что, если хороший продавец со мной поработал, я всё равно скажу ему «спасибо» помимо денег за покупку).
2. Менее очевидная, но от этого не менее страшная вещь. В тот момент, когда ты произнесла «не за что» — ты мгновенно, за доли секунд обесценила всё, что сделала для другого человека.
«Да что я там такого сделала? Ну нарвала вишен немножко, так их вон сколько, не жалко». Вопрос не в жалости. Чтобы этих ягод было «вон сколько», требуется посадить и вырастить дерево, ухаживать за ним — поливать, обрезать, утеплять, подкармливать, лечить… Это твой труд. Даже если ты не делала всё это сама, а заплатила наёмному человеку — ты потратила другие свои ресурсы.
И в один момент всё это обесценила.
Действительно, ты ничего не сделала для того, чтобы человек поблагодарил тебя? Действительно, не за что тебя благодарить?
Ещё грустнее то, что, обесценивая свой труд, ты тем самым обесцениваешь себя в целом. В этот момент ты говоришь: «Я не настолько ценна, чтобы меня благодарить, я этого не стою».
Вот так ты убиваешь себя.
Мы настолько глубоко не ценим себя, что «не за что» обыденно вошло в нашу жизнь. Тем самым обесценивая и других людей, и наши с ними отношения.
Какая страшная фраза «Не за что!»…
Давайте научимся ценить себя! И придумаем другую фразу!