Фрирайд лыжи это что
Фрирайд — что это, история, виды, техника катания, особенности лыжного снаряжения
Кататься в стиле фрирайд это мечта многих, кто любит кататься на лыжах в горах: большие виражи, пушистый снег, ощущение свободы, сделать первый поворот… Этот спорт выглядит как развлечение, но на самом деле очень техничный, и требует и соответственного снаряжения, и знания правил скольжения, и техники безопасности.
Что значит катание фрирайд?
Кататься фрирайд означает кататься вне трасс, не по проложенной лыжне, а следовательно по неисследованному спуску. Катание фрирайд стало настоящей спортивной дисциплиной в середине 90-х годов, особенно после выхода фильмов о катании по свежему снегу. Стиль фрирайд практикуется в горах: в лесу, между двух лыжней, под канатной дорогой, ведущей к началу трассы или даже еще дальше, где нет никого, по девственному снегу. Если цель фрирайд катание по свежему пушистому снегу, то такое его состояние бывает не всегда. Бывает, что снег покрыт хрустящей коркой и пушистый внутри, бывает, что снег становится твердым. Необходимо научиться распознавать состояние снега, чтобы выбрать время для идеального катания, которое бывает не всегда. Часто фрирайдеры катаются и по неподготовленному снегу. Зачем они это делают? Чтобы ощутить полную свободу. Фрирайдер всегда в поиске новых ощущений, в поиске мест, где можно оставить след своих лыж на нетронутом снегу. Это требует соответствующего лыжного снаряжения. Не знали? Фрирайд это не синоним только спуска. Это и передвижение на лыжах на большие расстояния, и подъем, чтобы достичь вершины, а для знатоков фрирайда и занятие горным альпинизмом.
В последние годы все больше людей чувствуют сильную потребность в чем-то новом, свежем. Продвинутые лыжники и сноубордисты, которых можно узнать по удлиненным вязаным шерстяным шапкам и лыжным маскам, в которых они заходят даже в рестораны после катания, не хотят ждать очереди на подъемнике, которым не нравятся спуски с таким количеством народа, как в торговых центрах в субботу вечером. Для таких «фрирайд» и «фристайл» не мода, не стили катания, а стиль жизни, свободный от рамок, ограничений и схем.
Так какие существуют основные виды фрирайда?
Самый распространенный с подъемом на бугелях или по канатной дороге.
Все как обычно — на горнолыжном курорте лыжник или сноубордист выходит из своего отеля и направляется к подъемнику. Поднимается, а затем идет не к расчищенному спуску, как большинство, а в другую сторону, туда, где снег манит своей нетронутостью и своими секретами. По количеству проделанных спусков такой фрирайд не отличается от катания по трассам, но спуск можно выбирать, чуть круче, чуть положе, через лес.
Это самый безопасный вид фрирайда, потому что на многих курортах, особенно крупных, происходит постоянный мониторинг состояния снега на предмет опасности схода лавин. Да и на сигнал SOS ответят быстро, в случае чего. Все бы хорошо, но ведь душа всегда просит большего, и для совершенства нет предела. И вот, накатавшись под канатной дорогой, спортсмены решаются на более рискованные действия — решают уйти далеко от канатки.
Фрирайд backcountry (бэккантри) это когда собирается группа опытных лыжников или сноубордистов (а должна быть именно группа) и идут туда, где нет признаков цивилизации, чтобы накататься от души. Ищут пушистый снег и устраивают настоящий праздник «свободного катания». Занимаясь бэккантри, райдер получает удовольствие не только от зажигательного спуска по абсолютно нераскатанному склону, но и от подъема к месту старта, ничуть не менее интересного и увлекательного.
Шаг за шагом ступая вверх по склону, опытный райдер всегда обращает внимание на предполагаемый маршрут спуска и возможные варианты, на ориентацию склона и выбор мест для съемки и безопасной остановки при возникновении критической ситуации, на состояние снега и лавинную опасность, погоду, свою физическую и эмоциональную подготовку. А после подъема долгожданный спуск, всегда разный, всегда новый, опасный и прекрасный одновременно.
Как подготовиться к катанию фрирайд?
Основное правило — катание должно быть максимально безопасным. Только так можно получить истинное удовольствие. Правило в горах — никогда не быть одному. Организуйте группу от 2-х до 6-ти человек. Лучше, если в составе группы будет профессионал, который правильно определит и состояние снега, и даст советы по спуску вдали от проложенных трасс.
Катайтесь в полном снаряжении
Чтобы избежать любых неожиданностей, нужно иметь все снаряжение, необходимое для фрирайда: шлем, маску, набор для поиска возможной жертвы лавины, рюкзак с лопатой, поисковым зондом и аптечкой для первой помощи.
Лыжи для фрирайда должны быть широкими и с загнутыми носами, чтобы лыжник не тонул вАкруг глубоком снегу. При выборе особенно важен вес лыжника — чем он больше, тем большей должна быть и ширина и вся площадь лыж. Существуют таблицы для подбора лыж для фрирайда, в них учитываются рост, вес и гендерные различия лыжников.
Новичкам нужно запомнить простую вещь: прибавьте к вашему росту 10 см, длина таких лыж оптимальна. Что касается ширины, то разброс здесь очень большой. Если вы хотите кататься по нетронутой целине с глубиной снега от полуметра и выше, выбирайте максимально широкие лыжи 140 мм. Если же планируется кататься по уплотненному снегу, то ширина лыж может быть достаточной в 100 мм. Важна и скорость катания — чем она медленнее, тем лыжи шире, и наоборот.
Узнавайте о погоде и состоянии снега
При приготовлении к катанию фрирайд обязательно нужно выбрать оптимальный день, когда риск схода лавины минимальный, погода хорошая, ветер небольшой или его нет совсем. Если есть сомнения, катание вне трасс лучше отложить на другое время, даже если вам не терпится. Как же можно определить местную погоду? Лучше всего спрашивать у персонала, который подготавливает трассы, у администрации горнолыжного курорта. Обязательно нужно слушать и сводки погоды, просматривать информацию, насколько велика вероятность схода лавин в этот день. Эта информация есть и в интернете, и на питтограммах, которые вывешиваются вместо флажков.
Выбирайте спуск, который соответствует вашему уровню катания и физической подготовке
Не переусердствуйте. Начало катания в стиле фрирайд уже требует высокого уровня катания по трассам на горных лыжах. Начинайте внетрассовое катание в кампании с лыжником-профессионалом, который может дать и советы по технике, и помочь в случае необходимости.
Какие преимущества есть у катания в стиле фрирайд?
Катание вне трасс это спорт, где чувство свободы и волнение смешиваются и превращаются в развлекательный коктейль, который лыжники хотят пробовать вновь и вновь. Если рассматривать фрирайд с технической точки зрения, то он поможет значительно улучшить свой уровень катания, ведь спускаться придется на снегу разного состояния.
С точки зрения физической формы, катаясь фрирайд, разрабатываются икроножные, бедренные и мышцы пресса. Передвигаясь на лыжах, поднимаясь вверх, вы почувствуете, как быстро согреваются мышцы всего тела.
С точки зрения духа, катание фрирайд усиливает способность к концентрации внимания, пониманию состояния снега, анализу возможных ошибок. Так как катание вне трасс практикуется в группах, то это чудесные моменты совместного времяпровождения, разговоров, смеха и всего того, что оставит самые теплые воспоминания. Спорт в том числе и это!
Снаряжение, необходимое для катания вне трасс
Две вещи, абсолютно необходимые для этого стиля катания: иметь лыжи фрирайд и экипировку для безопасности.
Лыжные ботинки должны быть удобными, ведь, как уже было сказано выше, фрирайд это не только спуски, но и подъемы, и передвижения на большие расстояния. Ногам должно быть комфортно, и в тоже время ботинки должны быть прочными, ведь нагрузка при катании очень высока.
Лыжи для фрирайда должны быть широкие от 85 до 140 мм, чтобы гарантировать устойчивость к глубокому снегу. Некоторые лыжники выбирают лыжи с рокерами на носах или даже и в хвостовой части, так что спортсмен чувствует себя как серфингист при любом состоянии снега.
Некоторые лыжи имеют вставки из меха морских котиков, на которых можно преодолевать расстояния в десятки километров по пересеченной местности.
Лыжные палки должны быть телескопическими, т.е. их длина может варьироваться в зависимости, совершаете ли вы спуск или подъем. Важно, что кольцо внизу палок должно быть широким, чтобы не увязать в снегу.
При катании фрирайд по неисследованному снегу абсолютно необходимо надевать шлем. Ведь под снегом могут быть и поваленные деревья, и камни, да и сам снег иногда бывает достаточно твердым.
Лыжная маска это необходимый элемент экипировки при любом виде катания, и особенно при катании фрирайд — она не только защищает глаза от солнца, но и позволяет лучше «читать» все неровности и особенности снежной поверхности.
ARTVA это приспособление, которое необходимо для поиска людей, попавших в лавину. При начале катания его нужно держать во включенном состоянии и в режиме поиска. ARTVA находит человека под снегом. Таким образом, это приспособление гарантирует безопасность и вам, и лыжникам вокруг вас. На горнолыжных курортах приспособления ARTVA можно взять в аренду, а инструкторы расскажут, как им пользоваться.
Снаряжение для безопасности: рюкзак, лопата и зонд. Это минимум, который должен быть с вами всегда. В рюкзаке должна быть вода, пара бутербродов, аптечка, возможно, перчатки на смену. Лопата и поисковый зонд спасут жизнь жертве лавины, это обязательно нужно учитывать при внетрассовом катании. Еще раз напомним о необходимости иметь на груди приспособления для безопасности, которые помогут найти вас в случае схода снежной лавины.
При выборе лыжного костюма для катания в стиле фрирайд важно руководствоваться соображениями удобства — размер куртки и брюк должен быть достаточно просторным, чтобы обеспечить свободу движений. Одежда должна быть герметичной и непромокаемой, чтобы оставаться сухим после падения. А также с терморегулировкой, которая позволит не слишком потеть при физических нагрузках.
RECCO это система спасения при сходах лавин, использующаяся во всем мире и помогающая быстро находить человека под снегом. Она не заменит ARTVA, но умножит шансы вовремя обнаружить жертву лавины.
Как выбрать первые лыжи для внетрассового катания
Как помочь «начинающему» фрирайдеру (безотносительно его предварительной горнолыжной подготовки) выбрать свой первый комплект снаряжения?
Если посмотреть горнолыжные интернет-ресурсы, это, пожалуй, один из самых обсуждаемых там вопросов, по количеству кликов сравнимый только с «научите правильно катадзе» и «90-60-90 ищет попутчика для паездки в КуршАвель». Зачастую три этих топика начинаются одновременно одним пользователем по принципу «Хочу всё и сейчас».
Скажу сразу, увидев такой вопрос в начале темы, дальше не читаю, потому что практически каждый ответивший непременно расскажет о себе любимом и своём «любимом» (т.е. инвентаре), и критерий объективности отнюдь не самое важное в подобных обсуждениях. Поэтому не знаю, будут ли мои советы какими-то откровениями для интересующихся, но в любом случае постараюсь, чтобы они были полезными.
Есть всего одна беспроигрышная рекомендация: пробуйте сами.
На самом деле человеку с большим опытом довольно трудно что-либо советовать начинающему, так или иначе «опыт» будет довлеть, и личные ощущения от какой-то определённой модели лыж не совпадут с ощущениями не то что новичка, но даже товарища со стажем. Есть одна беспроигрышная рекомендация: сначала пробуйте сами, а потом покупайте то, что подходит больше всего конкретно вам. По идее эту статью можно и закончить на этом месте. Но пару прописных истин на пару листов ещё упомяну.
Святослав Рычков
Опыт катания с 1980 года. Работал лыжным гидом и инструктором.
К вопросу о ширине талии
Попытаюсь вспомнить себя, ищущего свои первые лыжи для глубокого снега. Как и многие, старательно штудировал результаты тестов различных лыжных журналов и форумных гуру, а в результате мне понравились лыжи, которые на тот момент всеобщего восторга не вызывали. Если быть точным, это были мои вторые целинные — Salomon Pocket Rocket. А первые выбрал просто по геометрии: сочетание максимальной ширины с минимальным собственным радиусом поворота. Ими были Kneissl (уже несуществующий бренд) с талией 80 мм, самой широкой не только в коллекции бренда того года, но и на европейском рынке. Не говорим о североамериканском рынке, где уже присутствовали модели от Atomic и Volkl для хели-ски с шириной более 100 мм, выпускавшиеся, как ни странно, ещё с «докарвинговых» времён.
Всё изменилось довольно резко в начале нулевых, которые у производителей горнолыжного инвентаря начались под лозунгом «Карвинг в массы, фрирайд — молодёжи!» Интересно, что в этой парадигме, так или иначе, мы живём и поныне. Первыми как всегда стали наши «американские друзья» в массовом сегменте — фирма К2. Помимо них в Штатах и Канаде уже на тот момент существовало немало гаражных брендов, выпускавших широкие лыжи для фрирайда и телемарка. Впрочем, было бы несправедливо не упомянуть, что в Европе тоже кое-что было. Так вот, K2 отважились на модель с талией около 90 мм (AK Enemy, а потом Seth Pistols), с тех пор эта ширина стала стандартом для фрирайд-универсалов.
Лыжники с хорошей техникой, любящие трассовое катание, предпочитают именно такие модели — с талией 90-100 мм, по своим ходовым характеристикам стоящие ближе к расширенному слалом-гиганту (классическая постановка креплений, сочетание кэмбера с передним рокером, задний может и отсутствовать, возможно наличие титанала в конструкции, с хорошей торсионной жёсткостью), чем к целинным твинтипам с серединной постановкой креплений. Такая талия сочетается с собственным радиусом от 18 до 24 м (больший радиус требует более мощного, скоростного катания, а соответственно большего умения и силы). Эти универсалы отлично ведут себя на подготовленной трассе, но благодаря ширине уже всплывают в целине, всё зависит от её плотности и умения самого лыжника, а оно требуется.
Мягкие vs жёсткие
Но вряд ли эксперты читают подобные статьи — они сами дают рекомендации. Поэтому продолжим для тех, кто ещё не силён в технике (но, может, о себе так и не думает), но пофрирайдить уже не прочь.
Сразу бы хотел предостеречь от расхожего заблуждения, что чем лыжа жёстче, тем она «спортивнее», подразумевая продольную жёсткость. На самом деле «спортивность»-цепкость на льду связана с высокой торсионной жёсткостью, которую проще получить в продольно жёстких лыжах, но не обязательно (современные технологии тому в помощь). Выбор модели по жёсткости — очень индивидуальное дело и многофакторное. Обобщая, выделим следующие конструктивные особенности, характерные и для узких, и для широких лыж:
Ростовка
Не вызывает споров, пожалуй, только один показатель — площадь скользящей поверхности лыжи. Абсолютная объективность, ни прибавить, ни убавить, если только не сломать. Понятно, что лыжи с большей поверхностью всплывают легче, т.е. на меньшей скорости. И тут мозг начинающего фрирайдера начинает дымиться от напряжения. Логика советует брать более широкие лыжи, а пугливое подсознание призывает к осторожности: «Ты не справишься с лыжами, которые шире твоих обычных на 40, а то и более миллиметров»! Расскажу историю. Человек, не умевший кататься на лыжах вообще, полетел за компанию со своими друзьями на хели-ски. Ну, и стало ему скучно, а может, обидно одному в вертолёте сидеть, ожидая других. Решил попробовать. И поехал. Технически, может, и неверно, но поехал. Потому как широкие лыжи в целине едут почти так же, как узкие по ратрачке. Опасаться стоит, скорее, не ширины, а излишней длины, особенно, когда форумные гуру талдычат про «. мочить и спрямлять и short skis sucks!»
Да, длина даёт преимущества на ходах, скоростную стабильность, но что делать, если техники ещё недостаточно и «поворот стопами» — незнакомое словосочетание, а перед вами не ледниковые поля среднего уклона, а лес или узкий кулуар, снег мокрый, а то и разбитый. Ответ один: берите лыжи в рост или немного выше. С годами я и многие мои хорошо катающиеся друзья (что интересно, разного роста и веса) пришли к решению: не длиннее 186 см! Такая длина оптимально сочетает стабильность и вёрткость. Хотя мода на двухметровые шпалы и нас не обошла.
Радиус поворота лыжи
Поговорим о собственном радиусе поворота лыжи (СРП). Для тех, кто не знает, что это означает, поясню. Если продлить линию выреза лыжи (вдоль канта), то она рано или поздно замкнётся в окружность, радиус которой и указан на каждой лыже. Такое геометрическое действие возможно, только если вырез одного радиуса (монорадиус) — такой у большинства райдовых лыж (у нас все такие), он обеспечивает просчитываемое ведение дуги.
Мультирадиус
Но бывает и мультирадиус, например, двойной как у моделей с V-shape (в текущем сезоне таких лыж у нас нет). V-образная форма, носок шире пятки, меньший радиус на носке облегчает вход в дугу, а больший на пятке даёт спокойно её завершить, кроме того такая форма обеспечивает «автоматическое» всплывание носка (а узкая пятка — тонет). Scott в некоторых своих моделях (например, Scrapper) использует иное распределение радиусов: очень большой в средней трети и меньшие на концах (возможность укоротить поворот активной продольной работой).
Лыжи с радиусом до 20 м
Целевое назначение короткорадиусных (до 20 м СРП) моделей — backcountry-freestyle. Наиболее популярны у начинающих райдеров из-за лёгкости использования в целине, чётко режут на жёстком снегу короткой центральной частью, а довольно длинные концы с рокером включаются в работу в глубоком снегу, стабильны на скоростях от низких до средних.
Лыжи с радиусом более 20 м
И третья группа лыж, о которой коротко упомянул в начале статьи, — с СРП больше 20 м. Довольно жёсткие продольно, задний рокер отсутствует или не выражен, с талией от 100 до 115 мм. Будут интересны мощно катающимся райдерам в самых разнообразных условиях. Кстати, именно такие модели дублируются производителями в облегчённом варианте для любителей фрирайда/ски-тура.
Пара замечаний по сочетанию формы лыжи с кэмбером и рокером. Наиболее характерное — весовой прогиб (кэмбер) в средней части совпадает с вырезом (часть лыжи от сечения с максимальной шириной в передней части до аналогичного в задней, за этими сечениями начинаются рокеры — подъёмы носка и пятки). Чтобы уменьшить инертность концов (многим не нравится, как они «болтаются» в плоском ведении, когда лыжи слабо закантованы), производители используют различные технологические новшества, призванные редуцировать вес и площадь этих частей лыжи. Некоторые бренды под чисто целинное катание производят полнорокерные (кэмбер наоборот) модели. Их преимущества в глубоком снегу очевидны, а вот на жёстком они требовательнее к технике (продольному балансу) лыжника.
Таким образом, оценив свои физические и технические возможности (или их недостатки), можно приблизительно понять какой формы, ростовки и жёсткости должны быть ваши первые лыжи, важно, конечно же, понимать, в каких условиях вы будете кататься. Многие заблуждаются, предполагая найти универсал на все случаи в горах, а начинающие к тому же хотят сделать это с первого раза. Блажен, кто верит.
Наш топ-10 лыж для новичков во фрирайде
Подборка лыж этого сезона. Одни уже в магазинах и на сайте, другие в пути и скоро появятся в наличии.
Movement FLY TWO 115
172 см (138/115/133 мм, 18 м) | 180 см (138/115/133 мм, 19 м)
DPS Alchemist WAILER 112
168, 178, 184 и 189 см, 141/112/128 мм, 15-18 м (184 см)
Black Crows Anima
182 см (142/115/126 мм, 21 м)
Fischer Ranger 102 FR
184 и 177 см, 136/102/126 мм, 18 м, 2 кг
ZAG Slap 104
182 см, 125/104/136 мм, 19 м
ZAG Slap 112
182 см и 188 см (130/112/141 мм, 22 м)
Atomic Bent Chetler 120
184 см (143/120/134 мм, 19 м) и 192 см (144/120/135 мм, 20 м)
Что нужно знать о фрирайде?
Фрирайдеры – кто они и зачем уходят с проторенных трасс на дикие склоны? Что нужно, чтобы стать фрирайдером.
Катание вне трасс – это общемировой тренд последнего времени, вполне объяснимый вечным желание человека оставить свой след вкупе с неугасимой жаждой новых ощущений и адреналиновой эйфории.
Мировая горнолыжная индустрия активно культивирует это направление горных лыж и сноуборда, интенсивно создавая новый экип и снаряжение для фрирайда.
Если говорить про горнолыжный фрирайд, то это катание по целине, по дикому, не подготовленному склону во всем его необъятном проявлении: с подъемников, в бэккантри, на ски-туре, хели-ски.
Большая часть желающих прильнуть к мейстриму, попробовать себя в образе, начинает с околотрассового катания – прихватывая кусочки не раскатанного снега вдоль трассы. Это явление достаточно массовое, и найти нераскатанные участки целины становится все сложнее. Но нарезать траверсы – это еще не фрирайд. Чтобы погрузиться в процесс нужно иметь приличный уровень катания, как минимум «уверенно-средний», понимать особенности рельефа и траекторий спуска и обладать специализированным стаффом-оборудованием. Это и есть триада для глубокого погружения во внетрассовое катание, то бишь фрирайд.
Я б в фрирайдеры пошел… (С)
Точно так же, как в жизни каждого человека наступает половая зрелость, каждый лыжебордер рано или поздно пробует катание вне трасс.
Ничего сверхсложного в фрирайде нет, более того, как это ни парадоксально – катание по целине требует меньших физических усилий и уровня техники, чем достижение спортивной техники трассового катания.
Если вы в статусе совершенствующегося, прогрессирующего катальщика, то вам будет не сложно освоить целину и ее разновидности: свинорой, расколбас, наст, лесное катание. Достаточно основ базовой техники. Все что мешает – это сидящие в голове запреты и страхи. Решайте сами, кто у вас главнее: разум или инстинкты? Новый опыт прибавляет уверенности в катании по трассам, особенно когда они больше напоминают «направления», а не вельветовые просторы.
Повторюсь, если вы уверенно катаетесь по трассам, то при наличии соответствующих лыж освоение внетрассовой фактуры займет у вас от силы пару часов. А масса новых ощущений, и понимание, что кроме одномерного пространства маркированных трасс появляются еще новые измерения — непередаваемы.
И если вам «зашло» такое катание, то пора обогащаться знаниями и стаффом, которые вам понадобятся, чтобы далее погружаться в эту восхитительную зависимость с наименьшими затратами для кошелька и здоровья.
Безопасность катания
Это настолько важная и емкая тема, что я не берусь ее освещать в нескольких строках. Благо, что найти информацию не составляет труда – об этом написано очень много профессиональными, и не очень, фрирайдерами и лавинщиками.
Есть неписаный кодекс фрирайда, по которому вас никто не возьмет с собой на спуск, если вы без бипера (поисковый датчик), щупа (поисковый зонд) и лавинной лопаты. На жаргоне фрирайдеров комплект называется БЩЛ и легко размещается в небольшом рюкзаке размером от 15 литров. И дело тут даже не в тревоге за вашу жизнь, сколько забота о собственной безопасности – в случае чего, группа должна быстро откопать «попаденца». И каждый датчик и лопата – это дополнительный шанс на жизнь. И в этой ситуации никому не нужны праздные наблюдатели.
Бипер, щуп, лопата – эта триада достаточно доступна для приобретения и ликвидна в случае избавления от «ненужных игрушек». Бюджет приобретения комплекта начинается с 15 000 рублей. Как альтернатива – аренда «лавинки». На всех горных курортах такая услуга стандартна.
Снаряд для катания вне трасс
Фрирайдовых моделей лыж производится невообразимое множество. Соответственно, и цена на них разная. Стоимость новой бюджетной пары начинается от 25 000 рублей.
Главные критерии подбора – ширина талии в мм и длина (ростовка) в см. Обычно их подбирают в зависимости от региона фрирайда и уровня владения техникой катания. Наиболее широкие лыжи (от 120 мм в талии) обычно покупают для хели-ски, кэтскиинга (заброски на ратраках) и бездонного павдера после снегопадов на курортах. Что бывает, честно говоря, не часто. Если вписались раз 10 за сезон в день, когда выпало 50-100 см свежего снега – вы счастливчик!
Обычно вполне достаточная ширина лыж для катания вне трасс – 105-115 мм. Причем, чем выше ваша техника катания, тем более вам подойдет универсальная талия, 100-105 мм или около того.
Длина лыж обычно зависит от личных предпочтений и стандартные рекомендации начинаются от ростовки в рост катальщика до +10, +15 см к росту. Кроме того, во многом длина лыж зависит от наличия и размера рокера на лыжах.
Хорошим способом выбрать себе лыжи является посещение магазина, где продавцы – реальные эксперты и сами фрирайдеры. Тут на ski.ru относительно недавно была статья про таких парней.
Идеальный вариант для поиска “своих” лыж – это тесты. Практически на всех курортах есть либо тест-центры, либо прокаты с широким выбором фрирайдовых лыж.
Продвинутый вариант – крепления «с возможностью ходьбы». Это не обязательно прямой путь в ски-тур. Но часто приходится «выгребать» по пологому рельефу к подъемнику или подбору (заранее оговоренное место, где фрирайдеров после спуска ожидает вертолет или ратрак) – это значительно облегчит вам передвижение по глубокому снегу даже без камусов. По сути, лыжи превращаются в «беговушки», с которыми знаком почти каждый. Часто нужно отойти на какое-то расстояние от подъемника для начало спуска – это тоже лучше делать в режиме ходьбы на лыжах.
Если вы не ограничены в бюджете, то посмотрите в сторону универсальных креплений под пиновый + обычный альпайновый ботинок. И тогда с приобретением пары пиновых ботинок вам не придётся собирать новый лыжный комплект.
Но если покупать сразу продвинутый вариант – обратите внимание на жесткость ботинка. Сейчас в тренде жесткие боты. Обычно на них стоит индекс 120-130, но реально они помягче будут.
Производители ведут борьбу за малый вес, но с точки зрения фрирайдового катания супероблегченный ботинок – это не оптимальный вариант. Во-первых, такие боты достаточно холодные, и внутренник на них больше напоминает чулок, чем сапожек. То есть приземление после прыжка достаточно дискомфортно. Во-вторых, массивный ботинок более эффективен в плане надежности и управляемости, особенно если вы склонны к прыжковым элементам. Но это субъективное мнение практика, который получает больше разочарования от новаций, чем позитива.
У нас в России пока еще «ски-тур» воспринимается как девиз «Мы идем вверх, чтобы катить вниз!». В продвинутых горнолыжных странах ски-тур – это отдельное занятие, связанное больше с оздоровлением, правильными кардионагрузками, рекреацией, а в радикальном варианте это ски-альпинизм. То есть ски-тур вовсе не обязан иметь отношение к чистому катанию. Если вам нужен именно такой «оздоровительный» ски-тур, то и требования к ботинкам будут другие.
Палки. Очень популярны складные варианты. Основное удобство в подгонке нужной длины – один и тот же комплект палок можно использовать для трассового катания, фрирайда и ски-тура. Также из элементов раздвижных палок легче «колхозить» волокушу в случае эвакуации райдера.
Потеряв и сломав несколько складных палок, я завел себе комплект с неизменяемой длиной, но с длинной рукояткой (переменным хватом) – во-первых, дешевле, во-вторых, они не убиваемые, хотя и не застрахованы от потери.
Иногда приходится передвигаться траверсом (как на ски-туре, так и в режиме ходьбы) в этом случае удобней палки разной длины, переменный хват решает и эту проблему.
Обратите внимание на размер опорных элементов. Они продаются отдельно, и имеет смысл установить широкие, чтобы палка меньше проваливалась в «бездонный павдер».
Одежда, она же «шмот»
Тема запредельно объемная и безбрежная. Вот некоторые ориентиры.
Верхний слой одежды для фрирайда:
— юбка от попадания снега на куртке обязательна;
— длина увеличенная, стиль худи вполне годен;
— материал куртки – без утеплителя, обычно высокотехнологичная 2-3-слойная мембрана;
— нужна максимально хорошая вариация вентиляционных отверстий по размеру;
— крой – свободный. Вам придётся носить под курткой бипер, поддевать пуховку, возможно, оттаивать камуса. Так что прощай гламурный «облипон» и «дутый» пуховик!
— капюшон с возможностью надевать его на шлем и утяжкой (подгонкой размера) для катающихся в шапочке;
— предпочтение карманам, закрывающимся на молнию. На спуске по дикому склону вероятность падений увеличивается и, соответственно, часто содержимое карманов меняется на снег;
— обязательно внутренний карман для смартфона с молнией;
— очень желательна вентиляция на штанах;
— если у вас комбинезон – наличие «бомболюка» (отстегивающийся клапан для отправления естественных надобностей) обязательно!
— самосбросы – вопрос личного выбора и на скорость спуска не влияют ☺;
— мне очень нравится карман в верхней части комбинезона на груди. По сути, он обладает функцией термоизоляции – в нем всегда тепло. Это очень важно для владельцев айфонов.
— крой штанов/комбинезона свободный, не стесняющий движений. И то что фрирайдеры предпочитают широкие штаны – это не для того, чтобы скрыть неумение катать (наиболее распространенное мнение ☺), а именно для возможности максимальной амплитуды и свободы движений.
Нижние слои – термобелье и флис
Обычно на фрирайде тепловыделение у райдера выше, чем при катании по трассам. Но лучше не пытаться заменить первый и второй слой менее теплозащитными вещами, а озаботиться возможностью максимальной вентиляцией в верхнем слое.
Пуховка. Она всегда должна быть. Или под курткой, или в рюкзаке. Многие предпочитают иметь безрукавку (меньше занимает места в рюкзаке), но полноразмерная пуховая поддевка более функциональна. Лучше не рисковать, пуховка – это элемент безопасности;
— перчатки/варежки. 2-3 пары с собой – это не предел. Обычно берут с собой варежки для холодной погоды (с внутренними тонкими перчатками) – они же и как резервная пара. Казуал – теплые перчатки с длинными крагами, желательно с тонкими внутренними перчатками. И легонькие однослойные (можно флисовые) перчатки на случай теплой погоды или манипуляций во время привала или использования лавинных девайсов;
— балаклава или бафф. Иногда на маршруте/подходе/отходе нет возможности спрятаться от ветра в баре и лучше иметь дополнительный девайс для защиты лица от ветра и мороза;
— маска-очки. Желательно с максимальными возможностями вентиляции и сменными фильтрами. И запасная простенькая маска в рюкзаке также может пригодиться после падения;
— шлем. Многие катают в шлемах, а для участников соревнований это обязательно. Старперы-олдскульщики докатывают в шапочках. Обычный нормальный вариант – на подходе и отходе маршрута идем в шапочке, на спуске – в шлеме. Поскольку и так набирается приличный вес с собой, желательна облегченная модель шлема. И учтите – деревья на спуске очень любят колотить бестолковые головы без шлемака ☺
Рюкзак и его содержимое
Практически все, кто «подсел» на фрирайд, имеют лавинные рюкзаки. Обычно там смонтирована не только система спасения, но есть и карман для «джентльменского набора» фрирайдера, он небольшой, но вполне вмещает БЩЛ, небольшой термос, запасные перчатки и маску.
Начинающие райдеры обходятся обычным рюкзаком для фрирайда и обостренным чувством лавинной опасности (или обширными познаниями в этой области).
Необходимо наличие специальных петель для переноски лыж/сноуборда. Для лыж есть 2 варианта – диагональное (часто неудобно носить – возникает дисбаланс равновесия, лыжа цепляется за снег) и «домиком» (почти идеально с точки зрения баланса, но требует определенного навыка при навьючивании).
Как носить лавинную лопату снаружи или внутри? Принципиального значения не имеет, но если регулярно катаете лес, то лучше, чтобы не было лишних зацепок на рюкзаке.
Задний вход в рюкзак – это быстрый доступ. Не обязателен, но мне нравится.
Рация
При катании в штатном режиме с гидом в рации нет необходимости. Но если «что-то пошло не так», или траектория скатки выходит из прямого поля видимости, рация всё-таки желательна.
Предпочтительнее рация с настраиваемой частотой. Во-первых, можно выбрать свободную частоту, чтобы сторонние корреспонденты не забивали ваши переговоры. Во-вторых, иметь частоту, которая активно используется на курорте, чтобы иметь возможность ретрансляции или обратиться за помощью. Связь по рации со спасателями невозможна – они используют шифрованную связь и недоступные каналы.
Связь со спасами через мобильную связь или курортное приложение.
Чек-лист фрирайдера
Меня всегда умиляют списки – «портянки» с перечнем снаряжения для фрирайда, который необходимо иметь с собой. Там счет идет на десятки предметов. Мне кажется, что это идеализированный подход. Теоретически каждая перечисленная там вещь может хоть раз в жизни пригодиться. Однако есть лезвие бритвы Оккамы, которое вместо полного рюкзака оставит вам самое необходимое, остальное заменит смекалка и подножный корм ☺.
1. БЩЛ;
2. Запасные перчи;
3. Запасная маска;
4. Пуховка;
5. Миниаптечка (с эластичным бинтом и космическим термоодеялом);
6. Термос (в бэккантри – горелка с емкостью) или вода 0,5 л.;
7. Волшебный серебристый скотч. Обычно наматывается на лыжную палку – пара метров;
8. Свечной огарок для ликвидации налипа или кусочек парафина
9. Веревка (8 мм, 10 м);
10. Мультитул – бэккантрийный вариант, либо взамен стропорез (там лезвие, частично зазубренное) и короткая отвертка с плоским и крестовым жалом. Вполне достаточный набор инструмента для катания с подъемников;
12. Легкий перекус – батончики, орехи, курага (карманное питание);
13. Пара стреп, не длинных – иногда из них получается неплохая замена камусам, особенно если привязать еловую ветку к скользячке.
Первые 7 позиций – вещи обязательные в любом варианте фрирайда. Легко умещаются в 15-литровом рюкзаке. Остальное – добавка к однодневному бэккантри.
Можно добавлять вещи по своему усмотрению, но до 5 кг – это вес, который обычно мало замечаешь.
Напутствие
Не буду оригинален – лучше всего делать первые шаги с гидом. Еще лучше – начать с курсов для начинающих фрирайдеров. Оба варианта – не дефицит и легко ищутся.
Выбрав их, вы не потеряете деньги и время, а найдете быстрый и безопасный путь к получению удовольствия.
Фотографии автора. райдер Екатерина Коровина