Фсс выездная проверка за три года что проверяют
Выездная проверка страхователя
Порядок проведения выездной проверки страхователя регулируется статьей 26.16 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ).
Выездная проверка страхователя
Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. В случае если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа страховщика (часть 1 статьи 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ)
В ходе выездной проверки территориальные органы страховщика проверяют правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения
Наличие специального разрешения
Решение о проведении выездной проверки выносит территориальный орган страховщика по месту нахождения страхователя (пункт 2 статьи 26.16. Федерального закона № 125-ФЗ).
Выездная проверка обособленных подразделений страхователей – юридических лиц, которым для совершения операций открыты счета в банках (иных кредитных организациях) и которые начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц, проводится на основании решения территориального органа страховщика по месту нахождения обособленного подразделения (пункт 3 статьи 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ).
Форма решения о проведении выездной проверки утверждена Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.01.2017 № 9 (Приложение № 1).
В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки (пункт 7 статьи 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ).
Выездная проверка страхователя проводится территориальным органом страховщика не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок страхователя не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений (пункт 8 статьи 26.16. Федерального закона № 125-ФЗ)
Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 статьи 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.
При проведении выездной проверки обособленного подразделения срок проверки не может превышать один месяц (пункт 13 статьи 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ).
Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.
Федеральным законом № 125-ФЗ не установлена обязанность контролирующих органов заблаговременно предупреждать (информировать) страхователя о предстоящей выездной проверке
В течение двух месяцев со дня составления справки должностными лицами территориального органа страховщика, проводившими проверку, должны быть составлены акты проверки по форме, утвержденной Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 25.01.2017 № 9 (Приложение № 6)
Внеплановые выездные проверки проводятся в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, возможность их проведения установлена пунктом 20 статьи 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ.
Для улучшения качества администрирования страховых взносов органами государственных внебюджетных фондов могут проводиться повтор
ные выездные проверки (пункт 24 статьи 26.16 Федерального закона № 125-ФЗ). Повторная выездная проверка может быть проведена независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период. Она так же охватывает период не более трех лет.
Повторная выездная проверка страхователя может проводиться:
— страховщиком, ранее проводившим проверку, в случае представления страхователем уточненного расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, в котором указана сумма страховых взносов в размере, меньшем ранее заявленного. В рамках повторной выездной проверки страхователя проверяется период, за который представлен уточненный расчет.
Как ФСС проводит выездные проверки
ФСС проводит выездные проверки работодателей, чтобы проконтролировать, соблюдают ли они законодательства об обязательном социальном страховании (ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Что проверяет ФСС
ФСС проводит выездные проверки работодателей, чтобы проконтролировать, соблюдают ли они законодательства об обязательном социальном страховании (ст. 33 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
В частности, проверяют правильность расчета и уплаты организацией взносов на социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, взносов на страхование от несчастных случаев, больничных пособий и других обязательных социальных пособий и компенсаций (ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Где проводится проверка
В общем случае выездная проверка ФСС проводится по адресу организации. Но если у компании нет подходящего помещения, выездную поверку могут провести в отделении ФСС (ч. 1 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Плановые и внеплановые проверки
Территориальные органы ФСС проводят как плановые (совместно с ПФР), так и внеплановые выездные проверки. Внеплановые проверки инициируются, если, например, организация ликвидируется либо реорганизуется или поступила жалоба сотрудника на отказ в выплате пособия или на неправильное определение размера пособия (ст. 4.7 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ).
Узнайте о предстоящих проверках ФСС и других контролирующих органов с помощью Контур.Эксперт
Период проверки
В рамках выездной проверки территориальное отделение ФСС может проверить три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (ч. 9 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Проверяемый период указывают в решении о проверке. Кроме того, в решении указывают, кто из сотрудников ФСС будет проводить проверку (ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Процедура
Представителю компании вручают на подпись решение о проверке, подписанное руководителем (замруководителя) территориального отделения фонда. Вместе с ним будет вручено и требование о представлении документов.
Территориальный орган может потребовать заверенные организацией копии документов, которые являются основанием для исчисления и уплаты страховых взносов и документы, подтверждают правильность исчисления и своевременность их уплаты (ч. 1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Это, например, расчетно-платежные ведомости, листки нетрудоспособности, табели учета рабочего времени, гражданско-правовые договоры и т д. Представить эти документы нужно в течение 10 рабочих дней со дня вручения требования (ч. 5 ст. 37 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
В общем случае срок выездной проверки составляет два месяца. Однако в некоторых случаях срок может быть продлен до 4 и даже до 6 месяцев (ч. 11 ст. 35 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
В день завершения проверки проверяющие составят справку о проведении проверки.
В течение двух месяцев с даты составления справки будет подготовлен акт выездной проверки. В случае несогласия с актом в течение 15 дней со дня его получения компания может представить письменные возражения в территориальный орган ПФР (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Материалы проверки будут рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) территориального органа (ч. 5 ст. 38 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ). Итогом рассмотрения материалов станет решение руководителя (заместителя) территориального органа ПФР о привлечении компании к ответственности, либо об отказе в привлечении к ответственности. Решение должно быть вынесено в течение 10 рабочих дней (ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Добавим, что вынесенное решение можно обжаловать. Сделать это можно и в вышестоящем органе, и в суде (ч. 2 ст. 54 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ).
Фсс выездная проверка за три года что проверяют
(введена Федеральным законом от 03.07.2016 N 250-ФЗ)
1. Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помещении) страхователя на основании решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения территориального органа страховщика.
2. Решение о проведении выездной проверки выносит территориальный орган страховщика по месту нахождения страхователя, за исключением случаев, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
3. Выездная проверка обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, проводится на основании решения территориального органа страховщика по месту нахождения обособленного подразделения.
4. Решение о проведении выездной проверки должно содержать следующие сведения:
1) полное и сокращенное наименование либо фамилию, имя, отчество (при наличии) страхователя;
2) предмет проверки;
3) периоды, за которые проводится проверка;
4) должности, фамилии и инициалы работников территориального органа страховщика, которым поручается проведение проверки.
5. Форма решения руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика о проведении выездной проверки утверждается страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
С 01.01.2022 п. 6 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
6. Предметом выездной проверки являются правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов, а также правомерность произведенных страхователем расходов на выплату страхового обеспечения.
7. В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.
8. Выездная проверка страхователя проводится территориальным органом страховщика не чаще чем один раз в три года. При определении количества выездных проверок страхователя не учитывается количество проведенных выездных проверок его обособленных подразделений, указанных в пункте 3 настоящей статьи.
9. Выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При наличии оснований, предусмотренных пунктом 10 настоящей статьи, указанный срок может быть продлен до четырех или шести месяцев.
10. Основаниями продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки могут являться:
1) получение в ходе проведения выездной (повторной выездной) проверки информации от правоохранительных, контролирующих органов либо из иных источников, свидетельствующей о наличии у страхователя нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и требующей проведения дополнительной проверки;
2) наличие обстоятельств непреодолимой силы на территории (в помещении), где проводится выездная (повторная выездная) проверка;
3) проведение выездной (повторной выездной) проверки организаций, имеющих в своем составе несколько обособленных подразделений, а именно:
4) непредставление страхователем в установленный в соответствии с пунктом 6 статьи 26.18 настоящего Федерального закона срок документов, необходимых для проведения выездной (повторной выездной) проверки.
11. Для продления срока проведения выездной (повторной выездной) проверки территориальным органом страховщика, проводящим выездную (повторную выездную) проверку, в вышестоящий орган страховщика направляется мотивированный запрос о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки. Решение о продлении срока проведения выездной (повторной выездной) проверки принимает руководитель (заместитель руководителя) вышестоящего органа страховщика.
12. В рамках выездной проверки страховщик вправе проверять деятельность обособленных подразделений страхователя.
13. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, указанного в пункте 11 статьи 22.1 настоящего Федерального закона, срок проверки не может превышать один месяц.
14. Срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке, указанной в пункте 23 настоящей статьи.
15. Руководитель (заместитель руководителя) территориального органа страховщика вправе приостановить проведение выездной проверки по следующим основаниям:
1) для истребования документов (информации), относящихся к предмету проверки, в соответствии со статьей 26.18 настоящего Федерального закона;
2) для получения документов (информации) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;
3) для перевода на русский язык документов (информации), представленных страхователем на иностранном языке.
16. Приостановление проведения выездной проверки по основанию, указанному в подпункте 1 пункта 15 настоящей статьи, допускается не более одного раза в отношении каждого лица, у которого истребуются документы.
17. Приостановление и возобновление проведения выездной проверки оформляются соответствующим решением руководителя (заместителя руководителя) территориального органа страховщика, проводящего указанную проверку, по форме, утверждаемой страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
18. Общий срок приостановления проведения выездной проверки не может превышать шесть месяцев. В случае, если выездная проверка была приостановлена по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 15 настоящей статьи, и в течение шести месяцев территориальный орган страховщика не смог получить запрашиваемые документы (информацию) от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации, срок приостановления проведения указанной проверки может быть увеличен на три месяца.
19. На период действия срока приостановления проведения выездной проверки приостанавливаются действия территориального органа страховщика по истребованию документов у страхователя, которому в этом случае возвращаются все подлинники документов, истребованные при проведении проверки, а также приостанавливаются действия территориального органа страховщика на территории (в помещении) страхователя, связанные с проведением указанной проверки.
С 01.01.2022 п. 20 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
20. Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или ликвидацией организации, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки.
С 01.01.2022 ст. 26.16 дополняется п. 20.1 (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
21. Страхователь обязан обеспечить должностным лицам территориального органа страховщика, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой страховых взносов.
22. При проведении выездной проверки у страхователя могут быть истребованы необходимые для проверки документы (информация) в порядке, установленном статьей 26.18 настоящего Федерального закона. Ознакомление должностных лиц территориального органа страховщика с подлинниками документов допускается только на территории (в помещении) страхователя, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения страховщика.
23. В последний день проведения выездной проверки должностные лица, проводящие выездную проверку, обязаны составить справку о проведенной проверке по форме, утвержденной страховщиком по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее страхователю (его уполномоченному представителю). В случае, если страхователь (его уполномоченный представитель) уклоняется от получения справки о проведенной проверке, указанная справка направляется страхователю по почте заказным письмом и считается полученной по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.
(в ред. Федерального закона от 27.12.2019 N 486-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
24. Повторной выездной проверкой страхователя признается выездная проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки за тот же период.
25. При проведении повторной выездной проверки страхователя может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении повторной выездной проверки страхователя.
26. Повторная выездная проверка страхователя может проводиться:
С 01.01.2022 пп. 1 п. 26 ст. 26.16 излагается в новой редакции (ФЗ от 30.04.2021 N 126-ФЗ). См. будущую редакцию.
27. Если при проведении повторной выездной проверки страхователя выявлен факт совершения страхователем нарушения законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, которое не было выявлено при проведении первоначальной выездной проверки, к страхователю не применяются штрафные санкции, за исключением случая, если невыявление факта правонарушения при проведении первоначальной проверки явилось результатом сговора между страхователем и должностным лицом территориального органа страховщика.
Все о проверках ФСС: кого, как и когда проверяют?
Несмотря на то что плановые проверки малого бизнеса в 2021 году запрещены, ФСС все же может нанести визит и проверить деятельность предпринимателя. Расскажем, как оценить вероятность подобного мероприятия, а также рассмотрим особенности плановых и внеплановых проверок.
Виды проверок со стороны ФСС
Существуют камеральные и выездные проверки ФСС: в первом случае инспекторы проверяют сданную предпринимателями отчетность, а во втором – приходят с визитом в офис компании вместе с представителями налоговой службы.
Выездные проверки могут быть плановыми и внеплановыми:
плановые визиты проводят на основании годового графика: в план могут попасть любые компании, вне зависимости от масштаба деятельности или численности штата;
внеплановые визиты – это результат жалоб, поступивших от бывших или нынешних сотрудников, а также ошибок или неточностей, найденных в отчетности в ходе камеральных проверок.
Что проверяет ФСС?
Во время плановых визитов инспекторов ФСС интересуют:
правильность расчета страховых взносов, включая те, которыми занимается ФНС – например, ВНиМ (взносы по временной нетрудоспособности и материнству);
выплаты при наступлении страховых случаев – при получении травм на производстве, выход в декрет, временная нетрудоспособность по больничному и пр.;
выдача застрахованным сотрудникам путевок на санаторно-курортное лечение.
Почти всегда проверяют больничные листы:
соответствует ли образец Госстандарту;
присутствует ли подпись врача, четкий оттиск печати;
нет ли признаков поддельного или неоригинального больничного;
верно ли заполнен документ работодателем – при наличии ошибок их нужно зачеркнуть, а правильные сведения указать на обратной стороне вместе с надписью «Исправленному верить», подписью руководителя и печатью организации (при наличии);
есть ли ошибки в заполнении, допущенные медицинским учреждением – в этом случае больничный признается недействительным, а застрахованному лицу нужно будет получить дубликат документа.
Кроме этого, конечно же, проверяют правильность расчета самого пособия.
За что предпринимателя может оштрафовать ФСС?
Возможные нарушения и санкции прописаны в Федеральном законе от 24.07.1998 № 125-ФЗ. В частности, работодателя могут наказать, если:
Компания вовремя не отправила форму 4-ФСС: документ сдают 4 раза в год – в апреле, июле, октябре и январе, до 20 числа этих месяцев (в бумажном виде, для электронной отчетности — до 25 числа). За нарушение сроков начисляют штраф – 5% от суммы страховых платежей за каждый месяц просрочки. При этом минимальный размер штрафа составляет 1000 р., а максимальный – 30% от взносов на травматизм.
Нарушены сроки перечисления взносов на НС и ПЗ – платеж нужно провести до 15 числа следующего за отчетным месяца. За неуплату или неполную уплату штраф составит 20% от суммы долга, а если удастся доказать умышленный характер задержки – то размер штрафа возрастет до 40%. Плюс придется оплатить набежавшие пени – по 1/300 ставки рефинансирования за каждый день просрочки. Если же размер долга составляет более 1,8 млн р., то «подключается» уголовная ответственность (ст. 199.3 УК РФ) со штрафами до 300 тыс. р., принудительными работами или арестом на срок 1 год.
Представлен отчет в бумажном виде – если отчет включает в себя сведения о 25 или более сотрудниках, то ФСС примет только электронный вариант. За бумажную версию придется оплатить штраф в 200 р. Впрочем, оплата штрафа не освобождает от обязанностей по отправке электронной отчетности.
Не представлены документы – штраф 200 р. за каждый экземпляр, необходимый для контроля за правильностью начисления взносов.
Нарушили сроки регистрации в ФСС для ИП: предприниматель обязан зарегистрироваться в течение 30 дней с момента найма первого сотрудника, то есть с даты заключения трудового или ГПХ договора. За нарушение сроков придется выплатить штраф в размере 5 тыс. р. Если просрочка составляет 90 дней и более, то сумма наказания возрастает до 10 тыс. р.
Какие организации первыми попадают на контроль?
Теоретически ФСС могут прийти даже к ИП, работающему без сотрудников. Но на практике интерес фонда вызывают следующие предприятия:
работодатели, применяющие льготные ставки страховых взносов;
компании, которые запрашивают у ФСС крупные суммы на оплату пособий;
организации, которые делают выплаты сотрудникам, не входящим в базу для расчета страховых взносов (например, выдают материальную помощь при рождении ребенка);
«должники», которые не оплатили взносы за 2 или более налоговых периода;
компании, часто корректирующие отчетность.
Если для вашей компании эти пункты не актуальны, ждать представителей ФСС с проверкой не нужно.
Как самостоятельно оценить риски визита инспекторов ФСС?
ФСС опубликовал критерии самостоятельной оценки рисков для предпринимателей: с их помощью все заинтересованные лица могут оценить вероятность плановых и внеплановых проверок в ближайшей перспективе.
Для расчетов понадобятся следующие сведения:
информация о начисленных и уплаченных взносах;
данные по страховым взносам, которые находятся в ведении ФНС.
Рассмотрим порядок расчета подробнее.
Размер средней зарплаты на предприятии.
Если это значение ниже средних показателей по отрасли, то риск визита ФСС повышается. Для расчета используется следующая формула:
Средняя зарплата = Фонд оплаты труда за отчетный период из 4-ФСС / среднесписочная численность сотрудников / количество месяцев в расчетном периоде
Обратите внимание, что полученное значение нужно сравнить со средним уровнем зарплаты не в отдельном регионе, а в целом по отрасли или по конкретному виду деятельности. Уточнить актуальные показатели можно на сайте ФНС.
Отказ от предоставления пояснений по несоответствиям, выявленным инспекторами ФСС в ходе камеральных проверок
Сюда же относят и отказ предоставить проверяющим из фонда те или иные документы. Формула расчета при этом выглядит так:
Количество требований, выставленных ФСС – Количество исполненных требований > 0
Количество корректировок, при которых уточняется размер облагаемой базы
Особое внимание уделяется корректировкам в сторону уменьшения базы. Расчет производится по формуле:
Максимальный процент = 100 – (сумма начисленных взносов в уточненной отчетности / базовая сумма начисленных взносов Х 100)
Если за отчетный период компания представила более 3 уточненных расчетов, при этом величина облагаемой базы менялась более чем на 10%, то риск визита ФСС увеличивается.
«Миграция» страхователя между региональными отделениями ФСС
Если организация многократно снималась с учета в одном месте, а затем вставала на учет в другом, то такие «перебежки» могут вызвать подозрение у представителей ФСС: так часто поступают мошенники и фирмы-однодневки.
Риски в этом случае рассчитываются так:
Количество записей с формулировкой «передан» > 2
Изменение страхового тарифа без смены вида экономической деятельности
Любое изменение величины страхового тарифа по ОСС, не подтвержденное изменением основного вида деятельности по ОКВЭД, вызывает интерес у представителей фонда. На практике это можно выразить следующей записью:
Тариф страхователя ≠ Тариф, указанный в системе «Соцстрах»
Дело в том, что страховой тариф напрямую влияет на размер страховых взносов. Когда предприниматель переходит на меньший тариф, он снижает класс профессионального риска: если при этом вид деятельности остается прежним, фонд вправе заподозрить попытку обмана. Чтобы избежать подобной ситуации, позаботьтесь о наличии обоснования для увеличения или изменения тарифа.
ФОТ НС и ПЗ меньше ФОТ ВНиМ
Речь идет о двух фондах оплаты труда (ФОТ): от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ), а также на случай временной нетрудоспособности по больничному листу или в связи с материнством (ВНиМ).
Если сумма выплат и вознаграждений в первом случае окажется меньше, чем во втором, в ФСС таким обстоятельством точно заинтересуются. В виде записи это выглядит так:
ФОТ НС и ПЗ по данным расчета, представленного страхователем