к чему может привести игнорирование важности прав и свобод человека
Права и свободы человека и гражданина
На территории Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно нормам международного права и Конституции РФ.
Под правами гражданина понимается коллективная воля общества, которую призвано обеспечить государство. Права человека не могут быть ликвидированы, но могут быть ограничены по решению суда в исключительных случаях.
Под свободами понимают возможность человека осуществлять свой выбор и действовать исходя из собственных целей. Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном и самостоятельном самоопределении человека в различных сферах общественной жизни.
Конституция запрещает произвольное ограничение прав и свобод человека на территории России. Основным условием реализации прав и свобод является исполнение человеком обязанностей, установленных государством: человек обязан выполнять свои обязанности (соблюдать законы Российской Федерации, не нарушать законных прав других лиц).
К основным обязанностям человека Конституция относит:
Согласно Конституции РФ, каждый дееспособный гражданин обязан исполнять свои обязанности по достижению восемнадцатилетия.
Категории прав человека
Основные права и свободы личности указаны в Конституции Российской Федерации. Они относятся к одной из двух основных категорий:
Существует несколько классификаций прав человека. Наиболее распространена классификация по сферам общественных отношений, выделяющая следующие категории прав:
Гражданские (личные) права — это права человека как биосоциального существа вне зависимости от пола и социального положения: право на жизнь, свободу и неприкосновенность, на свободное определение национальности и языка, на честь и достоинство, на гражданство, свободу совести и вероисповедания, равенство перед законом и судом, на презумпцию невиновности, свободу передвижения и выбора места жительства, неприкосновенность жилища и частной жизни, право на тайну телефонных переговоров, переписки и т.д.
Политические права — права гражданина на участие в политической жизни государства: право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления, права на свободу слова, мысли, мирных собраний, создания союзов и объединений.
Особенностью политических прав является то, что некоторыми из них обладают только граждане Российской Федерации и с определенного возраста. Так избирательное право гражданин России приобретает в 18 лет, в 21 год он может сам избираться в депутаты Государственной Думы, в 30 лет — участвовать в выборах в качестве кандидата в главы субъекта РФ, в 35 — избираться на пост Президента РФ.
Избирательные права могут быть ограничены только по признанию решением суда недееспособности лица или из-за лишения свободы по приговору суда.
Экономические и социальные права — это права на достойный уровень жизни, гарантирующие человеку возможности свободно распоряжаться средствами производства, рабочей силой и предметами потребления, а также права на социальную поддержку: право на владение и распоряжение имуществом, право наследования, право на предпринимательство, право на труд, право на минимальный размер оплаты труда, право на выбор профессии и на отдых, права на социальное обеспечение по возрасту, болезни, инвалидности или потере кормильца, право на жилище, охрану здоровья и оказание медицинской помощи, право на защиту семьи, материнства и детства, права на образование и благоприятную окружающую среду.
Культурные права — это права, позволяющие обеспечить интеллектуальное и духовное развитие человека: право на участие в культурной жизни, на свободный выбор нравственных и культурных ценностей, на доступ к культурным ценностям, на свободу творчества и самореализации, право на охрану интеллектуальной собственности, право на культурную самобытность.
Выделяются такие виды творчества как литературное, художественное, научное и техническое. Каждое лицо обладает правом заниматься любым из этих видов творчества как на профессиональной, так и на любительской основе.
Методические советы учителям
При изучении темы «Права и свободы человека» необходимо объяснить учащимся степень важности знания собственных прав и в современном мире. При объяснении материала следует опираться на примеры из реальной жизни. Исчерпывающую информацию по теме вы найдете в УМК «Обществознание. Никитин». Используйте в работе таблицу Конституционные права и свободы граждан Российской Федерации, чтобы помочь учащимся запомнить материал.
«Игнорирование прав граждан». Куда ведёт законодательство о митингах
В Перми уровень социальной напряжённости из-за того, что власть препятствует проведению мирных собраний, достаточно высок. Против сложившегося порядка вещей, естественно, выступают оппозиционные силы. Так же к выводу о том, что действия городских властей прямым образом нарушают политические права пермяков, приводит и анализ законодательства всех уровней.
В конце 2018 года в рамках проекта «Гражданские сезоны „Пермские дни памяти“», при поддержке Фонда президентских грантов в НИУ ВШЭ в Перми прошла научно-исследовательская конференция «Тоталитаризм: история, память, практики сопротивления». Одним из выступающих была студентка юридического факультета ПГНИУ Полина Суровяткина. Она прочитала доклад на тему: «О свободе собраний в Перми: 2018 год». Нам кажется важным привести основные тезисы этого доклада:
В последние годы наблюдается изменение политики органов муниципальной власти в отношении гражданских митингов. Во-первых, их вызвали изменения в законодательстве. Во-вторых, необходимо отметить вероятность политических установок у органов местного самоуправления.
О том, какие задачи при этом решают власти, я судить не могу, ведь они не заявляют о них напрямую. Однако можно точно сказать, что органы местного самоуправления, к сожалению, не ориентированы на создание условий для реализации свободы слова, и изменения в политике властей могут привести, а в некоторых случаях уже привели, к игнорированию прав граждан.
Как можно наблюдать в Перми, препятствованию проведения собраний способствует закрытость процедуры приёма заявок-уведомлений о публичных мероприятиях. Это ведёт к тому, что органы местного самоуправления могут «отказать» организаторам мероприятия в интересующей их площадке, к примеру, в центре города, мотивируя это тем, что на этом же месте и в это же время планируется культурно-массовое мероприятие, которое впоследствии не проводится. При этом взамен предлагается площадка, не соответствующая целям предполагаемого мероприятия.
Фото: Тимур Абасов
При желании, сделать эту процедуру прозрачной несложно. Достаточно ввести электронный журнал регистрации уведомлений на проведение публичных мероприятий и предоставить к нему открытый доступ, чтобы каждый посетитель ресурса мог видеть кто, когда и на какую площадку подал уведомление. Подобная мера исключила бы имеющуюся практику избирательного отношения администраций органов местного самоуправления к планируемым мероприятиям.
Также необходимо урегулировать проведение в одно и то же время культурно-массовых мероприятий и публичных мероприятий (митингов, шествий) во избежание столкновения интересов разных групп граждан. Здесь в пример можно привести ответ пресс-службы городской администрации, опубликованный в статье «Звезды» про исключение из списка площадок на эспланаде. Причиной для исключения послужил тот факт, что на этих площадках «фактически круглогодично проходят культурно-досуговые мероприятия. ». Таким образом, был отдан приоритет мероприятиям культурно-досуговой направленности, а не публичным.
Фото: Владимир Соколов
Проблема заключается не только в наличии или отсутствии площадок, но и в их расположении. Более того, в прошлом году она усугубилась. Летом были внесены изменения в Перечень единых, специально отведённых или приспособленных для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера мест на территории Пермского края. Эти изменения исключили из перечня площадок места в центре города, такие как площадка у Памятника героям и тыла и у ДК им. Солдатова. Наличие в городе только площадок, удалённых от административных учреждений, противоречит Руководящим принципам по свободе мирных собраний. В документе указано, что следует обеспечивать проведение собраний в зоне видимости и слышимости той аудитории, к которой обращено данное собрание.
Естественно, что действия власти приводят к негативному отношению к ней со стороны инициативных групп граждан. Озабоченности этой ситуацией со стороны органов власти пока не наблюдается. Однако конфликты, образовавшиеся на этой почве, могут привести к ещё большему ухудшению ситуации, возрастанию социальной напряжённости, повышению уровня недоверия к власти и другим острым социально-политическим проблемам.
Фото: Максим Артамонов
К сожалению, тематическое законодательство в последние годы меняется не в лучшую сторону. Анализ внесённых изменений показал: в России складывается ситуация, в которой законодательная база становится всё более ограничивающей право на свободу публичных мероприятий, что может непосредственным образом изменять правоприменительную практику относительно возможности проведения публичных мероприятий, а также по ответственности организаторов и участников данных мероприятий.
В своей работе я выявила ряд несоответствий национальной законодательной базы международным стандартам. Постепенно происходит превращение уведомительной процедуры о проведении публичного мероприятия в процедуру разрешительную. Это нонсенс для развитых стран. В Германии, к примеру, существует разрешительный порядок, разрешение на проведение публичного мероприятия выдают полицейские власти, однако там законодательство допускает проведение спонтанных или, как их по-другому называют, стихийных мероприятий.
Отмечено ужесточение наказаний за нарушение порядка организации и проведения публичных мероприятий для организаторов и введение административной ответственности для участников собраний. А также наличие большого количества ограничений для организаторов публичных мероприятий, ограничения возможных мест и времени проведения публичных мероприятий, отсутствие правовой базы для стихийных и срочных собраний.
Фото: Диана Корсакова
Если брать горизонт в пять лет, в законодательство внесено несколько серьёзных поправок, касающихся правил организации митингов.
Например, ограничен круг лиц, которые могут быть организатором публичного мероприятия. Им не может быть лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка, либо два или более раза привлекавшийся к административной ответственности за определённые административные правонарушения. Правонарушения, указанные в законе, не являются достаточными основаниями на запрет организации публичных мероприятий. Любой выход людей на улицы способ выражения мнения, а свобода слова также гарантирована Конституцией.
Была внесена поправка об агитации. Теперь предварительную агитацию можно проводить лишь после согласования с органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления места и (или) времени, а не как это было ранее с момента подачи уведомления.
На организатора возложены обязанности по недопущению превышения числа участников публичного мероприятия и за это установлена административная ответственность. Совокупность одиночных пикетов решением суда может быть признана одним публичным мероприятием. Появилось требование к участникам публичного мероприятия не закрывать лицо масками. Стоит упомянуть поправку, наделившую органы исполнительной власти субъектов РФ полномочиями определять специально отведенные места для проведения публичных мероприятий.
Мы помним закон «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года». Он предусматривает право Президента РФ вводить усиленные меры безопасности, в том числе ограничения проведения публичных мероприятий, не связанных со спортивными соревнованиями.
Оценка этих изменений законодательства содержится в Меморандуме Комиссара по правам человека «О свободе мирных собраний в России», составленного в 2017 году.
Там говорится, что поправки 2012 и 2014 годов ослабили гарантии, предусмотренные статьей 31 Конституции РФ о свободе собраний. Эти нормы вызывают вопросы и серьёзную озабоченность в контексте международных стандартов в области прав человека.
Фото: Диана Корсакова
В Перми существуют возможности для безусловного соблюдения права на свободу публичных мероприятий и свободу слова. Для этого необходимо, чтобы нормативные документы были приведены в соответствие с Конституцией РФ, на что органам местного самоуправления уже было указано Прокуратурой.
С другой же стороны, в случаях, если будут возникать споры по поводу проведения публичных мероприятий, есть реальные возможности урегулирования их через переговоры при обязательном посредничестве профессионального медиатора или должностного лица, референтного и для органов местного самоуправления, и для граждан.
В Перми есть пока лишь единичный опыт таких переговоров 24-25 марта 2017 года, являющихся частью процесса «согласования» акции «Требуем ответов на улицах Перми». Скорее всего, те переговоры были вынужденной мерой в связи с высокой протестной активностью граждан. Поэтому пока можно говорить лишь о возможностях для мирного урегулирования порядка и места проведения публичных мероприятий, чем о сложившейся практике.
Репортаж с акции против пенсионной реформы 9 сентября, во время которого полиция впервые за 12 лет провела массовые задержания митингующих.
Наш репортаж с 33-х уличных акций, которых не было.
Исторический экскурс. Примеры ограничения прав и свобод граждан РФ в прошлом. Реакция Конституционного суда
Постановление Конституционного Суда РФ от 09.06.1992 N 7-Пi
Постановлением Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 года N 403 «О мерах по реализации Распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 «О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году» перенесено отоваривание чеков БАМ на легковые автомобили в количестве 53.3 тыс. штук со второго полугодия 1991 года на первое полугодие 1992 года, а Сберегательному банку России предложено продлить срок действия указанных чеков (пункт 4).
В КС РФ поступило заявление на рассмотрение на предмет законности указанного Постановления Совета Министров РФ.
ВЫВОД КС РФ: указанное Постановление Совета Министром было признано не соответствующим Конституции РФ.
Перенесение сроков, то есть отсрочка отоваривания целевых чеков, по существу, представляет собой одностороннее изменение государством условий исполнения обязательств (мораторий). Эта отсрочка не диктовалась какой-либо чрезвычайной ситуацией, действием непреодолимой силы и другими исключительными обстоятельствами, которые могут служить основанием для объявления моратория и которые могли бы быть использованы для одностороннего перенесения сроков исполнения договорных обязательств. Тем самым были нарушены конституционные права и свободы граждан, в том числе имущественные, предусмотренные статьями 10, 13, 17, 33, 52 Конституции Российской Федерации, что привело к ограничению свободы экономической деятельности граждан как собственников. Однако любые временные ограничения прав и свобод человека и гражданина в соответствии со статьей 67.3 Конституции России допускаются лишь в случае введения чрезвычайного положения на основаниях и в пределах, устанавливаемых законом Российской Федерации. Но в данном случае такие обстоятельства отсутствовали.
Правительство России, осуществив без достаточных оснований и вопреки требованиям статей 168 и 169 Гражданского кодекса Российской Федерации отсрочку в исполнении обязательств, в одностороннем порядке изменило условия этих договорных обязательств. Тем самым Правительство России действовало противоправно, так как вопреки требованиям статьи 5 Гражданского кодекса России, используя свои властные полномочия, осуществило принадлежащие ему в данных обязательствах гражданские права в противоречии с их назначением, необоснованно предоставив преимущества подчиненным ему органам, на которые возложено исполнение обязательств перед гражданами по отовариванию чеков на легковые автомобили. Правительство России, нарушив имущественные права и интересы граждан, вышло за пределы своей компетенции, предусмотренной пунктом 3 статьи 125 и статьей 127 Конституции Российской Федерации, обязывающими Правительство обеспечивать и защищать права и свободы граждан.
Постановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-Пii
СУТЬ:
В Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» предусмотрены конкретные меры во исполнение действующих законов Российской Федерации и Указа Президента Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 2166, в том числе и связанные с ограничениями конституционных прав и свобод, в частности предписание части 5 абзаца первого пункта 3 Постановления о выдворении «за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан и не проживающих на территории данной республики»
Признать содержащиеся в Постановлении Правительства Российской Федерации от 9 декабря 1994 г. N 1360 «Об обеспечении государственной безопасности и территориальной целостности Российской Федерации, законности, прав и свобод граждан, разоружения незаконных вооруженных формирований на территории Чеченской Республики и прилегающих к ней регионов Северного Кавказа» положения о выдворении за пределы Чеченской Республики лиц, представляющих угрозу общественной безопасности и личной безопасности граждан (часть 5 абзаца первого пункта 3), а также о лишении аккредитации журналистов, работающих в зоне вооруженного конфликта (абзац второй пункта 6), не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 27 (часть 1), 29 (части 4 и 5), 55 (часть 3) и 56 Конституции Российской Федерации.
ОБОСНОВАНИЕ КС РФ + ОСОБОЕ МНЕНИЕ
1. Предписание части 5 абзаца первого пункта 3 Постановления не может опираться и на полномочия внутренних войск, установленные пунктом «г» части второй статьи 23 Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», поскольку эти полномочия, совпадающие по своему содержанию с предусмотренными пунктом 22 статьи 11 Закона Российской Федерации «О милиции», могут применяться внутренними войсками только в условиях правового режима чрезвычайного положения.
Часть 5 абзаца первого пункта 3 Постановления фактически ограничивает установленное статьей 27 (часть 1) Конституции Российской Федерации право каждого, кто законно находится на территории Российской Федерации, свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, что противоречит статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей установление ограничений прав и свобод человека и гражданина лишь федеральным законом.
2. ОСОБОЕ МНЕНИЕ в части неконституционности принимаемых мер при введении положения, не предусмотренного законодательством РФiii:
На необходимость действия Президента в рамках его полномочий есть указание и в клятве Президента народу: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу» (часть 1 статьи 82 Конституции Российской Федерации)iv.
2.2. На основании статей 114 (пункт «ж» части 1) и 115 (часть 1) Конституции Правительство в своем Постановлении определило меры, необходимые в условиях экстраординарной ситуации, сложившейся в Чеченской Республике, в том числе меры по ограничению прав граждан. Таким образом, Правительство в соответствии с Указом Президента установило нормативную базу особого режима, отличного от режимов чрезвычайного и военного положений, но также связанного с ограничениями прав граждан, и ввело его. Между тем Правительство не вправе было делать этого в силу статьи 55 (часть 3) Конституции, и Президент не мог делегировать ему в этой части свои полномочия, даже если признать, что в силу экстраординарности обстановки он сам и обладал ими.
Причем если в условиях чрезвычайного положения устанавливается только исчерпывающий перечень временных ограничений прав и свобод граждан (часть первая статьи 22 Закона РСФСР «О чрезвычайном положении»), то абзац седьмой пункта 3 Постановления Правительства от 9 декабря 1994 г. N 1360 свидетельствует о том, что перечень вводимых ограничений прав граждан не является ни исчерпывающим, ни временным. При этом рядом Указов Президента Российской Федерации, касающихся Чеченской Республики, были установлены особые формы государственного управления, что характерно для периода чрезвычайного положения.
Таким образом, Указом Президента и Постановлением Правительства от 9 декабря 1994 года был создан особый правовой режим, сопровождающийся ограничением прав граждан. Этот особый правовой режим не является ни режимом чрезвычайного положения, ни режимом военного положения. Однако, поскольку и при создании нормативной базы этого режима, и при его введении ограничиваются права и свободы человека и гражданина, в соответствии со статьей 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации осуществить такое ограничение прав и свобод можно было только путем принятия федерального закона.
Вся логика конституционного регулирования такого рода ситуаций подтверждает данный вывод. В силу статьи 56 (часть 1) Конституции Российской Федерации чрезвычайное положение может быть урегулировано только федеральным конституционным законом. В соответствии со статьей 87 (часть 3) Конституции режим военного положения определяется только федеральным конституционным законом. Указы же о введении военного и чрезвычайного положений подлежат утверждению Советом Федерации (статья 102, часть 1, пункты «б», «в» Конституции)v.
2.3.Одновременно в пункте 3 данного акта предусмотрен ряд ограничений прав и свобод граждан, присущих обычно режиму чрезвычайного положения. Чрезвычайное положение, однако, не вводилось, и, следовательно, часть 1 статьи 56 не может служить правовой основой установленных Правительством ограничений. Кроме того, акт исполнительной власти не может квалифицироваться как законное ограничение прав и свобод человека и гражданина в смысле части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. А это означает, что Правительство Российской Федерации также вышло за рамки своих конституционных полномочий, следовательно, проверяемое Судом Постановление N 1360 не может в этой части быть признано соответствующим Конституции Российской Федерацииvi.
iПостановление Конституционного Суда РФ от 09.06.1992 N 7-П
«По делу о проверке конституционности Постановления Совета Министров Российской Федерации от 17 июля 1991 года N 403 «О мерах по реализации Распоряжения Председателя Верховного Совета РСФСР и Председателя Совета Министров РСФСР от 8 июля 1991 г. N 1554-1 «О дополнительных мерах по формированию государственных хлебных и других продовольственных ресурсов в 1991 году» и Постановления Правительства Российской Федерации от 24 января 1992 года N 43 «Об упорядочении торговли легковыми автомобилями по целевым чекам и целевым вкладам на территории Российской Федерации»
iiПостановление Конституционного Суда РФ от 31.07.1995 N 10-П
iiiПравовой режим, введенный на территории Чеченской Республики, отличающийся от чрезвычайного положения и военного положения, характеризуется по крайней мере двумя существенными особенностями.
Вторая особенность состоит в существенном ограничении основных прав и свобод человека и гражданина.