к эффективным формам пропаганды вопросов охраны труда относятся
Пропаганда охраны труда
«Руководитель автономного учреждения», 2011, N 4
По информации Международной организации труда, в мире ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и примерно 160 млн новых случаев профессиональных заболеваний. Порой травмы и развитие болезней провоцируют сами работники, не умеющие, не знающие, а иногда и не желающие выполнять технику безопасности. Поэтому в каждой организации необходимо прививать культуру труда и заниматься пропагандой его охраны. Каким образом это делать?
Информационное и эмоциональное воздействие на работников способствует созданию положительного отношения к труду, улучшению состояния условий труда, оно снижает риск возникновения аварийных и иных нештатных ситуаций и, соответственно, связанных с ними материальных потерь. В то же время применение активных методов агитации мотивирует сотрудников на безопасный труд, тем самым способствуя повышению корпоративной этики.
Цели и задачи
Массовую работу по пропаганде в основном проводят в кабинетах по охране труда, имеющихся во многих организациях. Кабинет служит методическим центром, используется для проведения обширного комплекса мер, направленных на соблюдение техники безопасности. Здесь проводятся обучение, инструктаж, семинары, собрания, лекции, беседы и другие мероприятия, способные привлечь работников к действиям по оздоровлению условий труда и снижению уровня травматизма.
Но что делать, если в учреждении для этих целей не предусмотрен отдельный кабинет? В этом случае стоит организовать уголок охраны труда, разместив там всю необходимую информацию. Однако не стоит забывать, что наличие кабинета или уголка охраны труда является требованием трудового законодательства (Постановление Минтруда России от 17.01.2001 N 7 «Об утверждении Рекомендаций по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда»).
Действенная система безопасности труда уменьшает количество опасных факторов производства или снижает уровень их воздействия на работников, а также предполагает обеспечение средствами индивидуальной защиты. Кроме того, она способствует повышению профессиональных умений человека и в результате увеличивается производительность труда.
Информирование
Впрочем, агитация не всегда вызывает положительную реакцию работников. Здесь многое зависит от качества распространяемой информации. В пропагандистских материалах не стоит использовать общие призывы к безопасному труду. Пользу может принести только информация, указывающая на конкретный способ действий и выгоду от них. Неэффективны также общие указания на потенциальную опасность (даже с подтверждением фактами о частоте и тяжести несчастных случаев) без объяснения, как и когда она проявляется и как ее предотвратить.
О безопасности труда надо всегда говорить конкретно и по делу, избегать стандартных и заученных фраз. Ни в коем случае нельзя запугивать: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к работе.
Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы. При одноканальных коммуникациях есть канал воздействия, но отсутствует обратная связь. Информация здесь доводится до работников с помощью печатных изданий (брошюр, информационных листков), плакатов, информационных стендов, выставок, лекций и докладов, аудиовизуальных средств (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи). Двухканальная коммуникация предполагает, что в процессе воздействия на сотрудников организации существует возможность контролировать восприятие переданной информации. Этот способ пропаганды реализуется посредством бесед и коллективного обсуждения проблем.
Плакаты и стенды
Наиболее убедителен плакат, который передает сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Такая подача информации дает возможность противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности работника отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму. Обратите внимание, что рядового сотрудника заинтересуют в плакате не столько последствия ошибки, сколько причина произошедшего.
Лекции
Хорошим способом повышения уровня информированности коллектива являются тематические лекции, хотя в последнее время данный способ агитации применяется все реже. На смену пришли близкие ему по сути семинары, презентации, выставки и пр. Правда, из всего коллектива на семинар или выставку направляют, как правило, лишь несколько сотрудников одной организации. Естественно, эффективность пропаганды при этом снижается.
Какой способ выбрать?
Эффективность способов одноканальной коммуникации
Беседы по охране труда
Беседы, темами которых становятся наиболее злободневные проблемы, возникающие в процессе работы, предназначены в основном для небольших групп сотрудников. К примеру, если в коллективе возросло число случаев заболеваний верхних дыхательных путей, беседа может быть посвящена способам их предупреждения. Иногда стоит поговорить о случаях нарушения инструкций по безопасным способам работы или разобрать содержание инструкции по охране труда. В любом случае беседы должны быть краткими, выразительными, с конкретными примерами.
Подобный способ взаимодействия с коллективом позволяет в неформальной обстановке заострить внимание сотрудников на имеющихся недостатках в работе, способах их устранения, а также получить информацию о состоянии дел непосредственно от исполнителей. Эта форма пропаганды имеет высокую эффективность, поскольку нацелена на обсуждение вопросов, актуальных для организации в настоящий момент.
Творческий подход к пропаганде
Традиция ежегодно 28 апреля отмечать Всемирный день охраны труда также поможет организации привить работникам культуру безопасности труда. В этот день можно провести тематические беседы, прочитать доклад или лекцию, рассказать о планах в области улучшения условий труда (какие технологии планируется внедрить, сколько средств на это потратить) или, наоборот, о том, какие мероприятия были проведены в прошлом году. Зная о действиях организации в этом направлении, работники, как правило, начинают положительно относиться к вопросам безопасности труда.
Именно творческий подход к информированию работников позволяет добиться наиболее заметных успехов в повышении качества охраны труда, обеспечивает выполнение требуемых норм и правил техники безопасности, улучшает трудовую дисциплину, а также содействует более эффективному функционированию организации в целом.
Что интересно работникам?
Обратите внимание, что при выборе способа воздействия следует учитывать степень интереса отдельных работников или всего коллектива к вопросам безопасности труда, приоритетность для них данных вопросов. В частности, существуют следующие закономерности:
В заключение отметим еще один момент. Эффект от пропаганды охраны труда может быть усилен, если руководители среднего звена и рядовые работники непосредственно подключатся к оценке уровня безопасности труда в коллективе. В этом случае их личная степень ответственности возрастет, а сами сотрудники окажутся активно вовлечены в процесс оздоровления условий труда.
Внимание!
Портал работает в тестовом режиме!
Если у вас появились предложения по улучшению
портала или вы нашли ошибку, свяжитесь с нами.
Форма обратной связи расположена в верхней навигационной панели.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Обратная связь
Предложения и замечания по работе портала направляйте
по адресу: info@adm.khv.ru.
Ошибка!
Неизвестная ошибка. Пожалуйста свяжитесь с нами и опишите последовательность действий которые привели к данному сообщению.
Помощь по работе с сайтом в режиме для слабовидящих
В режиме для слабовидящих доступен ряд функций:
Клавиатура:
Обновлено день назад
Формирование работодателями культуры безопасного труда, практические меры ее реализации и внедрения
Формирование работодателями культуры безопасного труда,
практические меры ее реализации и внедрения
Культура в сфере охраны труда – это когда охрана труда играет важную роль и обладает ценностью для всех сотрудников организации, в первую очередь высшего руководства.
Такого взгляда на вещи можно добиться только тогда, когда работники доверяют своему руководству; когда слова о политике охраны труда воплощаются в жизнь на ежедневной основе; когда решения руководства о тех или иных затратах демонстрируют заботу о людях (наравне с заботой о повышении доходов); когда меры и вознаграждения, предлагаемые руководством, заставляют менеджеров среднего звена действовать с удовлетворительной производительностью; когда работники играют заметную роль в принятии решений и решении проблем; когда между рабочими и руководством отношения строятся на высоком доверии; когда существуют прозрачные каналы коммуникации и когда работники получают позитивную оценку своей деятельности. Фактически, когда существует правильно построенная культура в сфере охраны труда, организация не нуждается в программах безопасности, безопасность уже рассматривается как обязательная часть процесса управления. Поведение работников передается новичкам и, при этом, оказывает сильное воздействие на безопасность как в самой организации, так и в быту.
В настоящее время надо признать, что в большинстве организаций забота о безопасности рассматривается в качестве незначительного вопроса, иногда даже раздражающего фактора, только отвлекающего от настоящего бизнеса.
Управление охраной труда в организации осуществляет ее руководитель. От того, какой политики в области охраны труда он придерживается, зависит и отношение работников организации к охране труда.
Очень важно, особенно на крупных промышленных предприятиях, вовлечь самих работников, особенно работников рабочих специальностей, в решение проблем безопасности. Рабочие всегда знают основные проблемы охраны труда непосредственно на их рабочем месте. Следует интересоваться их мнением посредством проведения опросов по охране труда, как при непосредственном общении, так и с помощью анкет.
Дух партнерства повышает показатели безопасности и производительности.
Культура охраны труда в организации не создается по мановению волшебной палочки. Нужны недели, месяцы, годы, что бы охрана труда по-настоящему «окультурилась». Если говорить о практических мерах реализации и внедрении культуры охраны труда, то к ним можно отнести:
— добровольно применяемых методик и исследований в области безопасности производства;
— организации учебного пункта на предприятии с тематическими залами (классами), оборудованными соответствующими схемами, действующими макетами и моделями, тренажерами, световыми табло, фотостендами, плакатами и т.д.
— знакомства не только с достижениями по охране труда на своем предприятии, но и с опытом, новинками в области охраны труда на других предприятиях;
— создание системы информационного обслуживания, например использование многотиражной газеты и радио для знакомства с работой передовиков, касающейся охраны труда, всех рабочих и служащих предприятия, выпуск в учебных пунктах сатирических листков, направленных на борьбу с нарушителями законодательства по охране труда, обеспечение специальной литературой, журналами, плакатами и прочей продукцией по охране труда;
— обучение оказанию первой помощи пострадавшим на производстве.
Таким образом, внедрение и профилактика культуры охраны труда как элемента управления предприятием означает обеспечение права на безопасные и здоровые условия труда на всех уровнях, активное участие работодателей и работников в обеспечении безопасных и здоровых условий труда через четко сформулированную систему прав, обязанностей и сфер ответственности, в которой принцип предупреждения имеет наивысший приоритет. Создание, пропаганда и поддержание в рабочем состоянии ориентированной на профилактику культуры охраны труда требует использования всех возможных средств осведомленности, знаний и понимания концепций опасностей и рисков и методов их предотвращения или ограничения.
Пропаганда охраны труда в организации
«Охрана труда и техника безопасности на автотранспортных предприятиях и в транспортных цехах», 2012, N 8
ПРОПАГАНДА ОХРАНЫ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИИ
Главной задачей пропаганды охраны труда является создание положительного отношения работников к вопросам безопасности. Наиболее эффективным путем решения этой задачи является усиление мотивации работников к безопасному труду.
Существующие приемы пропагандистского воздействия можно разделить на две группы:
— одноканальные коммуникации, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;
— двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие.
Средствами одноканального воздействия являются печатные издания (брошюры, информационные листки и т. д.), плакаты по безопасности, стенные газеты и «молнии», информационные стенды и уголки по охране труда, выставки, лекции и доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, кино, диафильмы, радиопередачи и т. д.).
Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей профилактики травматизма и т. д.
Каждый из способов пропаганды должен избираться применительно к решаемой задаче. В таблице приведены сведения о пригодности способов одноканальной коммуникации к решению основных задач пропаганды охраны труда. Здесь число крестиков указывает на эффективность способа.
Пригодность способов одноканальной коммуникации
к решению основных задач пропаганды охраны труда
Задачи пропаганды охраны труда
Способы пропаганды охраны труда
Обучение безопасному
выполнению простой работы
Краткие пояснения по ходу
работы
Пояснения причин несчастных
случаев
Пояснения к использованию
средств защиты
Сообщение о несчастных случаях
В пропагандистских материалах не следует использовать общие призывы безопасно работать. Пользу могут приносить только призывы, указывающие на конкретный способ действий и выгоду от него. Неэффективны общие указания на опасность (даже с подтверждением их частоты и тяжести несчастных случаев). Без объяснения, как и когда она проявляется и указания на пути ее предотвращения.
Безопасное поведение нельзя сформировать методом запугивания: это может вызвать только чувство страха и общее негативное отношение к воспитательному воздействию, а порой и вообще к работе.
Приемы пропагандистского воздействия дают полезный эффект только тогда, когда его объекты достаточно хорошо информированы по затрагиваемому вопросу. Таким образом, воздействия подобного рода применимы только по отношению к рабочим, обученным как профессии, так и безопасности труда. При выборе способа воздействия следует учитывать также степень интереса рабочих или коллектива к вопросам безопасности труда, престижность этих вопросов в данной группе и ряд других социальных факторов. Существуют следующие закономерности в отношении работников к тем или иным средствам пропаганды охраны труда:
— рабочие, которые интересуются вопросами безопасности, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к этим вопросам, предпочитают кинофильмы;
— беседы считают полезными только те рабочие, коллеги и начальники которых положительно относятся к вопросам безопасности;
— литературу считают полезным средством те рабочие, которые интересуются вопросами безопасности труда, а также члены трудовых коллективов, в которых высок интерес к вопросам безопасности.
Одним из эффективных путей воспитания в области охраны труда является подключение широкого круга руководителей среднего и нижнего звена, вплоть до бригадиров, а также самих рабочих к оценке уровня безопасности труда в их коллективе и к изысканию средств для его повышения.
— положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;
— устрашающий, показывающий вред от нарушения правил безопасности;
— нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;
— комбинированный, совмещающий в себе перечисленные выше разновидности.
Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте. Он позволяет, например, противопоставить положительные эмоции защищенного от опасности рабочего отрицательным эмоциям нарушителя, получившего травму.
Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, на этот плакат смотреть неприятно.
Комический плакат обращает на себя внимание, однако он не всегда хорошо передает мысль.
Положительный плакат малоубедителен, т. к. не несет информации об опасном факторе.
Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, т. к. его рекомендации не мотивированы, кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.
При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:
— рабочего на плакате интересует не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего, то есть причинно-следственные связи;
— вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;
— если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Рабочие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, рабочие начинают сомневаться в его основном содержании.
Пропаганда охраны труда в организации. Цели, задачи, формы и средства проведения
o одноканальная коммуникация, когда существует канал воздействия, но отсутствует непосредственный канал обратной связи для контроля за восприятием этого воздействия;
o двухканальная коммуникация, при которой в процессе воздействия имеется возможность контролировать его восприятие. Средствами одноканального воздействия являются печатные издания (брошюры, информационные листки и т.д.), плакаты по безопасности труда, стенные газеты, информационные стенды и уголки по охране труда, выставки, лекции и доклады, аудиовизуальные средства (телевидение, кино-, диафильмы, радиопередачи и т.д.).
Двухканальное воздействие реализуется посредством бесед, коллективного обсуждения с рабочими несчастных случаев, путей профилактики травматизма и т.д.
К способам пропаганды охраны труда относят применение плакатов; чтение докладов, лекций; издание соответствующей литературы, передачи телевидения, кино- и видеофильмы и пр.
Обучение безопасному выполнению простой работы проводят следующими способами: краткие пояснения по ходу работы; пояснения причин несчастных случаев; пояснения к использованию средств защиты; сообщение о несчастных случаях.
o рабочие, которые интересуются вопросами безопасности, считают эффективным средством воздействия плакат, а те, кто безразличен к этим вопросам, предпочитают кинофильмы;
o беседы считают полезными только те рабочие, коллеги и начальники которых положительно относятся к вопросам безопасности;
o литературу считают полезным средством те рабочие, которые интересуются вопросами безопасности труда, а также члены трудовых коллективов, в которых высок интерес к вопросам безопасности. Одним из эффективных путей воспитания в области охраны труда является подключение широкого круга руководителей среднего и нижнего звена, вплоть до бригадиров, а также самих рабочих к оценке уровня безопасности труда в их коллективе и изысканию средств для его повышения.
o положительный, подчеркивающий преимущества безопасного труда;
o устрашающий, показывающий вред от нарушения правил безопасности;
o нейтральный, содержащий эмоционально не окрашенные рекомендации без показа и оценок последствий их неисполнения;
o комический, юмористическая разновидность положительного плаката;
o комбинированный, совмещающий в себе перечисленные разновидности.
Наиболее убедительным является комбинированный плакат, который может передать сюжет, позволяющий составить представление о характере опасности, ее воздействии, способе защиты и эффекте.
Устрашающий плакат хорош тем, что эмоционален и убедительно показывает опасность. Но, с другой стороны, на этот плакат смотреть неприятно.
Комический плакат обращает на себя внимание, однако он не всегда хорошо передает мысль.
Положительный плакат малоубедителен, так как не несет информации об опасном факторе.
Нейтральный плакат наименее эффективен из всех перечисленных разновидностей, так как его рекомендации не мотивированы; кроме того, на нем обычно отсутствует изображение человека.
При создании или выборе плакатов необходимо учитывать следующее:
o рабочего на плакате интересуют не столько последствия ошибки, сколько причина происшедшего;
o вывод о том, как надо действовать, должен вытекать не из надписи на плакате, а из рисунка. Надпись должна быть короткой и только дополнять то, что не удалось передать на рисунке. Восприятие надписи должно облегчаться с помощью цвета и шрифта;
o если на плакате изображается производственная обстановка, то она должна быть абсолютно точной. Рабочие относятся нетерпимо к искаженному воспроизведению хорошо известных вещей. Обнаружив неточности в деталях на плакате, рабочие начинают сомневаться в его основном содержании.
1.10. Пропаганда охраны труда
1.10. Пропаганда охраны труда
Неотъемлемой частью профилактики травматизма, профессиональных заболеваний и отравлений является пропаганда охраны труда. Цели и задачи пропаганды охраны труда:
побуждение и постоянное поддержание интереса к охране труда;
убеждение работников, обучающихся и воспитанников в необходимости мероприятий по охране труда;
воспитание сознательного отношения к охране труда;
популяризация новых средств обеспечения безопасности труда;
внедрение в учебно-воспитательный процесс современных средств техники безопасности;
создание на каждом рабочем месте здоровых и безопасных условий труда.
Для осуществления пропаганды охраны труда используются разнообразные формы, методы и средства.
Формами пропаганды охраны труда являются конференции, совещания, семинары, школы передового опыта, радио– и телепередачи, экскурсии, выставки, кинодни и т. п.
Методыпропаганды охраны труда (приемы передачи информации) включают рассказ, показ, демонстрацию натурных образцов, передовых приемов труда, лекции, беседы, консультации и т. п.
Средствами пропаганды охраны труда служат кино, телевидение, плакаты, фотографии, витрины, правила, инструкции, стенные газеты, «молнии» об авариях, несчастных случаях, о новых решениях, постановлениях, нормах, книги, строительные нормы и правила (СНиП), ГОСТ, кабинеты и уголки охраны труда.
Правильно организованная пропаганда охраны труда должна постоянно напоминать работникам, обучающимся и воспитанникам о потенциально опасных и вредных производственных факторах на рабочих и других местах, о том, как следует вести себя, чтобы предупредить несчастный случай.
Плакаты играют важную роль в системе пропаганды по профилактике и предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.[2] Плакат обладает возможностью воздействия на максимально широкую аудиторию. Лаконичность рисунка, фотографии, призывный текст обеспечивают высокую эффективность восприятия материала. К преимуществам плакатов относятся также гибкость и разнообразие тематики, простота изготовления и невысокая стоимость.
Плакаты по охране труда классифицируются следующим образом:
учебные – содержат сведения по вопросам охраны труда учебного характера. Применяются при обучении работающих, учащихся и студентов вопросам охраны труда. Их цель – представление учебного материала в наглядном виде для облегчения его усвоения;
инструктивные – предписывают отдельные нормы и правила безопасности или запрещают опасные приемы работы. Их цель – сформировать у работников готовность к выполнению отдельных правил и норм охраны труда;
агитационно-пропагандистские—призывают к безопасному поведению, пропагандируют передовой опыт в области охраны труда. Их задача – сформировать у работников общую установку на безопасное поведение и положительное отношение к вопросам охраны труда;
информационные – содержат различные сведения по вопросам охраны труда (о проведении мероприятий по охране труда, о работе службы охраны труда, об издании новых книг по охране труда и т. д.);
по широте использования:
общие (межотраслевого применения) – могут быть использованы в нескольких отраслях народного хозяйства;
специфические (отраслевого применения) – используются только в какой-нибудь одной отрасли народного хозяйства;
по художественному оформлению:
шрифтовые – содержат в основном текст (с изображением или без изображения);
изобразительные – несут в себе в основном изображение (с тестом или без текста). Среди них различают рисованые, фотографические, фотомонтажные;
по изобразительному решению:
реалистические – плакаты с конкретным, близким к жизни содержанием;
пиктографические – человек и другие объекты изображаются на таких плакатах с помощью пиктограмм;
символические – основное место в них занимает изображения-символы;
карикатурные – преобладает изображение человека в карикатурном виде;
нейтральные – сообщают о чем-либо, констатируют факты;
драматические – акцент в таких плакатах делается на изображении опасной ситуации, момента несчастного случая или его последствий;
сатирические, юмористические – в изображении отдельных объектов или ситуаций в целом присутствуют сатира, юмор.
Применяется также классификация плакатов по характеру воздействия: внушающие, убеждающие, обучающие; по способу передачи информации: рациональные (пояснение требуемого поведения, сообщение о нормах и правилах), эмоциональные; по месту экспозиции: уличные и комнатные; по длительности экспозиции: краткосрочного или длительного применения. Последние изготавливают из прочных материалов (жесть, эмаль, картон).
Кроме того, плакаты различают по способу печати (высокая, плоская, офсетная, фототипная, глубокая, трафаретная, ксерокс, ротапринт) и по дополнительным элементам полиграфического оформления (лакированные, с припрессованной пленкой, наклеенные на картон или ткань, окантованные, тисненые и т. д.).
Существуют разные критерии оценки эффективности плаката по охране труда, например, частота применения рекомендаций плаката, степень доверия к нему, процент запоминаемости его содержания.
По содержанию плакат должен быть актуальным, информация, содержащаяся в нем, – новой. При этом необходимо оригинальное художественное решение и эмоциональное изложение темы. В то же время изображенная ситуация должна быть знакомой, типичной. И, конечно, плакат должен выглядеть приятно и привлекательно.
В плакате должна быть четко определена идея. Существует три типа идей.
Первый тип основан на обстоятельствах, вызывающих к себе положительное отношение.
Второй тип строится на показе негативного факта и его последствий. Цель воздействия – побуждение отрицательного отношения к изображаемому через осознание опасных последствий несоблюдения определенных правил.
Третий тип строится на противопоставлении отрицательного и положительного действий. Основная идея выражается, таким образом, в показе как минимум двух действий и характеризуется напряженностью, динамичностью.
Композиция плаката должна обеспечивать такое соединение изобразительных, цветовых и шрифтовых элементов, которое сразу выявляло бы центр смысловой нагрузки. Абстрактная манера, хотя бы в силу своей многозначности, в плакате нежелательна.
Изображение в плакате, безусловно, играет ведущую роль. Оно несет основной груз воздействия на человека, создания в его сознании нужного образа. Применяются самые разнообразные приемы – реалистический рисунок, фотография, символ, пиктограмма, коллаж и т. д.
Главное требование, предъявляемое к плакату, – это оригинальная, образная трактовка темы, новые художественные решения. В плакате предпочтительнее использовать симметричные, законченные формы – круг, квадрат, прямоугольник; они усваиваются лучше других. Хуже всего воспринимаются фантастические формы. То же относится и к линиям. Прямые линии связаны в нашем сознании со спокойствием и ясностью. Изображения людей и животных привлекают гораздо больше внимания к плакату, чем вид неодушевленных предметов. В изображении человека главное, что останавливает взгляд, – это лицо.
Текст плаката должен быть краток, энергичен, доходчив, как любая настенная надпись. Лучше всего воспринимаются и запоминаются призывы, состоящие из трех—шести слов, но не в назидательном тоне.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.