к экстраординарным сделкам акционерного общества относятся
К экстраординарным сделкам акционерного общества относятся
Статья 78. Крупная сделка
(в ред. Федерального закона от 07.08.2001 N 120-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Путеводитель по корпоративным спорам. Вопросы толкования и применения ст. 78
1. Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:
1) связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;
2) предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.
(п. 1 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.
В случае совершения обществом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которые повлекут возникновение у общества обязанности по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона, с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена всех акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть приобретены обществом по таким сделкам в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ)
2. Для принятия общим собранием акционеров общества решения о согласии на совершение крупной сделки стоимость имущества или прав на результаты интеллектуальной деятельности, являющихся предметом крупной сделки, определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона.
Совет директоров (наблюдательный совет) общества утверждает заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки. Заключение о крупной сделке включается в информацию (материалы), предоставляемую акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.
При отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) в обществе заключение о крупной сделке утверждается единоличным исполнительным органом общества.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 343-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Гл. X не применяется в отношении специализированных финансовых обществ, ипотечных агентов, к сделкам с указанными в законе привилегированными акциями банков.
3. Положения настоящей главы не применяются:
1) к обществам, в которых 100 процентов голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;
2) к сделкам, связанным с размещением либо оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества (за исключением условий об определении и выплате вознаграждения лицу (лицам), оказывающему услуги, предусмотренные настоящим подпунктом);
3) к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;
4) к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;
5) к сделкам по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, заключенным на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества;
6) к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 79 настоящего Федерального закона, и получено согласие на его заключение в порядке, предусмотренном настоящей главой.
(п. 3 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ)
4. Для целей настоящего Федерального закона под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.
(п. 4 введен Федеральным законом от 03.07.2016 N 343-ФЗ)
К экстраординарным сделкам акционерного общества относятся
Корпоративное право в таблицах и схемах
Корпоративное право в таблицах и схемах
Глава 13. Правовой режим экстраординарных сделок
«Устный договор не стоит бумаги, на которой он написан».
§1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ СДЕЛОК
— Виды экстраординарных сделок:
— сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (наличествует конфликт интересов)
ОБЫЧНАЯ ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Сделки, осуществляемые в процессе обычной хозяйственной деятельности организаций, производящих продукцию (работы, услуги)
— Для кредитных организаций обычной хозяйственной деятельностью является:
— выдача кредитов, купля-продажа векселей
— заключение договоров финансирования под уступку денежного требования, займа, поручительства, доверительного управления имуществом и т.п.
— Для организаций, осуществляющих лизинговую деятельность, обычной хозяйственной деятельностью является:
— приобретение и продажа имущества, в том числе основных средств
— заключение договоров лизинга
— Для организаций, осуществляющих страховую деятельность, обычной хозяйственной деятельностью является:
— заключение договоров страхования, перестрахования
Для производящей продукцию (работы, услуги) организации не является обычной хозяйственной деятельностью
приобретение основных средств (Определение ВАС РФ от 14 октября 2009 года по делу N А19-9633/08-10).
Не является основанием для квалификации сделки как совершенной в процессе обычной хозяйственной деятельности один только факт ее совершения в рамках вида деятельности, упомянутого в ЕГРЮЛ или уставе общества как основного для данного юридического лица, либо то, что общество имеет лицензию на право осуществления такого вида деятельности (п.6 Постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 года N 28).
СДЕЛКИ, НА КОТОРЫЕ МОЖЕТ РАСПРОСТРАНЯТЬСЯ РЕЖИМ ОДОБРЕНИЯ ЭКСТРАОРДИНАРНЫХ СДЕЛОК
§2. КРУПНЫЕ СДЕЛКИ
ПОНЯТИЕ, ЦЕЛЬ ПРАВОВОГО РЕЖИМА КРУПНЫХ СДЕЛОК
* Понятие «имущество» используется в широком смысле и включает, в том числе, имущественные права (ст.128 ГК РФ).
ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ПРИЗНАНИЯ СДЕЛКИ КРУПНОЙ
— Основанием для признания сделки крупной является превышение ее стоимости порогового значения, установленного законом.
КВАЛИФИКАЦИЯ СДЕЛКИ КАК КРУПНОЙ
отчуждение (возможность отчуждения) имущества
— балансовая стоимость отчуждаемого имущества сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества
— балансовая стоимость отчуждаемого имущества сопоставляется с балансовой стоимостью имущества общества
— цена приобретения имущества сопоставляется с балансовой стоимостью активов общества
(п.1 ст.78 Закона об АО)
— цена предложения имущества сопоставляется с балансовой стоимостью имущества общества (п.2 ст.46 Закона об ООО)
Сумму (размер) сделки следует определять исходя из стоимости приобретаемого или отчуждаемого имущества (передаваемого в залог, вносимого в качестве вклада в уставный капитал и т.п.) без учета дополнительных начислений (например, неустоек, штрафов, пеней) (пп.2 п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 года N 28).
ВИДЫ СДЕЛОК, К КОТОРЫМ ПРИМЕНЯЮТСЯ ПОЛОЖЕНИЯ О КРУПНЫХ СДЕЛКАХ
Положения о крупных сделках применяются к договорам:
Перечень крупных сделок является открытым
Уставом общества могут быть предусмотрены иные случаи, когда на совершаемые обществом сделки распространяется порядок одобрения крупных сделок (пп.1 п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 года N 28).
Крупной сделкой так же может быть признан договор, предусматривающий обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование, при наличии совокупности условий:
— стоимость имущества более 25% стоимости имущества общества
— данное имущество используется обществом в его основной производственной деятельности
— в результате заключения договора общество на длительный срок лишается возможности пользования этим имуществом (пп.5 п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 года N 28)
КВАЛИФИКАЦИЯ И ПОРЯДОК ОДОБРЕНИЯ КРУПНОЙ СДЕЛКИ
ПРАВОВЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ УСТАНОВЛЕНИЯ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ СДЕЛОК
— Установление взаимосвязанности с крупной сделкой означает необходимость применения режима крупной сделки к ординарной.
— Для признания сделки крупной, как правило, учитывается совокупная стоимость всех взаимосвязанных сделок (пп.4 п.8 Постановления Пленума ВАС РФ от 16 мая 2014 года N 28).
— Установление связанности приводит к возможности признания недействительной ординарной сделки по основанию нарушения порядка совершения крупной.
— Определение взаимосвязанности является предметом судебного усмотрения.
Экстраординарные сделки акционерных обществ с ценными бумагами
Владимира Владимировна Долинская, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского и семейного права Московской государственной юридической академии.
СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1 (с последующ. изм. и доп.).
Противоположные позиции см.: 1) Постановление ФАС Московского округа от 18 сентября 2002 г. N КГ-А40/6201-02; Постановление ФАС Московского округа от 5 февраля 2002 г. N КГ-А40/208-02, там же; П. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 9 декабря 1999 г. N 90/14 // Вестник ВАС РФ. 2000. N 2 и т.д.; 2) п. 30 Постановления Пленума ВАС РФ «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об акционерных обществах» от 18 ноября 2003 г. N 19 // Вестник ВАС РФ. 2004. N 1; п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ «Обзор практики разрешения споров, связанных с заключением хозяйственными обществами крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность» от 13 марта 2001 г. N 62 // Вестник ВАС РФ. 2001. N 7; Пояснительная записка к «Обзору практики Федерального арбитражного суда Московского округа по рассмотрению споров, связанных с применением статей 78, 79, 81, 83 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 23 марта 2000 г. N 3 // Вопросы правоприменения. Судебно-арбитражная практика Московского региона. 2001. N 2; Постановление Президиума ВАС РФ от 21 августа 2001 г. N 7538/00; Постановление ФАС Московского округа от 27 августа 2001 г. N КГ-А40/4435-01 и т.д.
См.: Долинская В.В. Акционерное право: Учебник. Отв. ред. А.Ю. Кабалкин. М.: Юрид. лит., 1997. С. 209.
Приказ ФСФР от 15 декабря 2004 г. N 04-1245/пз-н «Об утверждении Положения о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг» // Российская газета. 19 января 2005 г.
Вестник Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. 2002. N 4.
Помимо иных юридически значимых действий (например, реорганизация) Кодекс прямо говорит о:
крупных сделках и иных, имеющих существенное значение для общества и совершаемых в порядке, установленном для крупных сделок;
приобретении 30 и более процентов размещенных акций общества (поглощение);
сделках, в заключении которых имеется заинтересованность.
Закон прямо или косвенно выделяет такие экстраординарные сделки, как:
крупные, где происходит изменение экономических отношений собственности в акционерном обществе, оформляющихся в правовом значении как приобретение/отчуждение имущества, в том числе акций общества и, опосредованно, как изменение количества голосов у конкретных владельцев акций ;
См.: Долинская В.В. Крупные сделки акционерных обществ // Настольный аудитор бухгалтера. 1997. N 12; Ломакин Д.Б. Крупные сделки в гражданском обороте // Законодательство. 2001. N 3; Ломидзе О., Ломидзе Э. Крупные сделки хозяйственных обществ: Проблемы правового регулирования // Хозяйство и право. 2003. N 1.
сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (пересекаются с понятием «сделки с участием аффилированных лиц»), где происходит формирование контрольных пакетов акций подчас со злоупотреблениями и потенциальным ущемлением прав акционеров, обладающих незначительным количеством акций ;
См.: Долинская В.В. Сделки с участием аффилированных лиц // Рынок ценных бумаг. 1997. N 20; Шичанин А., Гривков О. Оспоримость сделок, в совершении которых имеется заинтересованность // Российская юстиция. 2003. N 4.
Позиция законодателя уязвима с точки зрения формальной логики, так как акции входят в понятие «имущество». В то же время различаются содержание и форма, имущественный и организационный (управленческий) аспекты жизнедеятельности акционерных обществ: сделки, связанные с фактическим распоряжением имуществом, владение которым тождественно экономической власти в обществе и обусловливает юридическую власть; и сделки, связанные с распределением голосующих акций, опосредующих юридическую власть в обществе.
Новая редакция ст. 78 Закона и включение в него гл. XI.1, казалось бы, унифицировали понятие «крупная сделка», сохранив ее определение через количественную характеристику активов и исключив количественную характеристику акций. Но соотношение более 30% размещенных обыкновенных акций с 25 и более процентами балансовой стоимости активов общества создает на практике определенные трудности.
Во избежание искусственных коллизий в праве следует установить единые критерии крупных сделок для всех юридических лиц.
Кроме того, законодатель, долгое время признававший в качестве привилегий по акциям только дополнительные права имущественного характера, наконец признал в качестве привилегий по акциям, заимствовав опыт зарубежных стран, и дополнительные права в сфере управления (ст. 84.10 Закона говорит о привилегированных акциях, предоставляющих более чем один голос).
Все группы сделок по гл. XI.1 Закона в качестве объекта задействуют не только голосующие акции с вышеуказанными ограничениями, но и конвертируемые в них иные эмиссионные ценные бумаги. Представляется, что это отражает такую особенность развития современного рынка фондовых капиталов, как сокращение доли акций в общей совокупности ценных бумаг акционерного общества в пользу облигаций, которые не дают их владельцам права голоса на общем собрании. Поэтому роль акций в привлечении дополнительных средств падает, зато возрастает их значение как рынков контроля за компаниями.
В то же время потенциальная роль облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, для уставного капитала, для распределения контроля, для судьбы общества подчеркнута новеллой Закона: решение совета директоров о размещении облигаций, конвертируемых в акции, и иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, принимается единогласно всеми его членами без учета голосов выбывших членов (п. 2 ст. 33).
Ряд проблем создает требование оценивать предмет сделки. Так, выкуп акций обществом осуществляется по цене, определенной советом директоров, но не ниже рыночной стоимости, которая должна быть определена независимым оценщиком без учета ее изменения в результате действий общества, повлекших возникновение права требования оценки и выкупа акций (п. 3 ст. 75 Закона). Цена приобретения обществом акций определяется в соответствии со ст. 77 Закона (ч. 2 п. 4 ст. 72), используемой в большинстве сделок, в которых имеется заинтересованность (ст. 77, п. 7 ст. 83).
Итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете независимого оценщика, признается достоверной и рекомендуемой для совершения сделки с объектом оценки. Одновременно не могут существовать две разные оценки рыночной стоимости одного и того же имущества, признаваемые равно достоверными.
При поглощениях помимо предлагаемой цены приобретаемых ценных бумаг или порядка ее определения в обязательном предложении указываются обоснование, в том числе сведения о соответствии предлагаемой цены требованиям п. 4 ст. 84.2 Закона.
Так, цена приобретаемых ценных бумаг на основании обязательного предложения не может быть ниже их средневзвешенной цены, определенной по результатам торгов организатора торговли на РЦБ за 6 месяцев, предшествующих дате предварительного направления обязательного предложения в соответствующий федеральный орган исполнительной власти в соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 84.9 (сейчас это ФСФР). Если ценные бумаги обращаются на торгах двух и более организаторов торговли на РЦБ, их средневзвешенная цена определяется по результатам торгов всех организаторов, где указанные ценные бумаги обращаются 6 и более месяцев. В предложении (как добровольном, так и обязательном), касающемся приобретения ценных бумаг, обращающихся на торгах организаторов торговли на РЦБ, должна содержаться сделанная ФСФР отметка о дате представления ему предварительного уведомления, предусмотренного ст. 84.9 Закона.
В случае если ценные бумаги не обращаются на торгах организаторов торговли на РЦБ или обращаются там менее чем 6 месяцев, цена приобретаемых ценных бумаг не может быть ниже их рыночной стоимости, определенной независимым оценщиком. При этом оценивается рыночная стоимость одной соответствующей акции (иной ценной бумаги). То есть при сохранении общего значения ст. 77 Закона нейтрализованы все недостатки системы оценки советом директоров (и учредителями) и применены рекомендации Кодекса о привлечении независимого оценщика. Копия отчета независимого оценщика о рыночной стоимости выкупаемых ценных бумаг прилагается к обязательному предложению.
В Законе четко не определен орган управления, который принимает решение о совершении экстраординарных сделок с ценными бумагами. Например, формулировка «приобретение обществом размещенных акций. » присутствует при характеристике компетенции и общего собрания акционеров (пп. 17 п. 1 ст. 48), и совета директоров (пп. 8 ч. 2 п. 1 ст. 65). Анализ гл. IX и особенно ч. 1 п. 1, ч. 1 п. 2 ст. 72, п. п. 1 и 2 ст. 75, п. п. 2 и 5 ст. 76 Закона позволяет выявить следующую схему:
решение о приобретении размещенных обществом акций в целях сокращения их количества и уменьшения уставного капитала принимает общее собрание акционеров;
решение о приобретении размещенных обществом акций в иных целях принимает либо общее собрание, либо совет директоров;
решение о выкупе размещенных обществом акций презюмируется принятым общим собранием, а последующие действия совершают совет директоров и исполнительный орган.
В остальных случаях Закон, как правило, умалчивает об органе, принимающем решение о совершении экстраординарной сделки, и чаще говорит об органе, одобряющем такую сделку: совет директоров, общее собрание акционеров. Следовательно, решение о совершении экстраординарной сделки принимает нижестоящий орган. Чаще всего им оказывается директор, генеральный директор акционерного общества.
Пункт 7 ст. 79 и п. 2 ст. 81 Закона исключают процедуру одобрения экстраординарной сделки для обществ, состоящих из одного акционера, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа. Однако конфликт интересов может возникнуть между обществом (единственным акционером, исполнительным органом) и советом директоров. Практика демонстрирует случаи избрания совета в компаниях одного лица, где учредителем является крупная организация. На совет директоров при совершении экстраординарных сделок возлагаются функции как управления, так и контроля. Таким образом, п. 7 ст. 79 и п. 2 ст. 81 Закона следует либо исключить, либо дополнить словами «и функции совета директоров (наблюдательного совета) или в которых совет директоров (наблюдательный совет) не создан».
См. также: п. 7 Постановления Пленума ВАС РФ от 14 мая 1998 г. N 9 «О некоторых вопросах применения статьи 174 Гражданского кодекса Российской Федерации при реализации органами юридических лиц полномочий на совершение сделок» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 7; Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 23 октября 2000 г. N 57.
При необходимости к процедуре совершения экстраординарной сделки привлекаются государственные органы. Их участие может выражаться в получении уведомления, в согласовании или в даче разрешения.
Продемонстрируем это на примере внешнеэкономических сделок с ценными бумагами. Ценные бумаги, выпущенные эмитентами, зарегистрированными в России, допускаются к обращению за ее пределами по решению ФСФР. Ценные бумаги, выпущенные иностранными эмитентами, допускаются к обращению или первичному размещению на рынке ценных бумаг РФ после регистрации проспекта эмиссии этих ценных бумаг в ФСФР (ст. 16 ФЗ «О рынке ценных бумаг»).
На размещение акций за пределами РФ необходимо получить разрешение ФСФР. Оно выдается: 1) если осуществлена государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг российского эмитента; 2) если ценные бумаги российского эмитента включены в котировальный список хотя бы одного организатора торговли на РЦБ; 3) если количество ценных бумаг российского эмитента, размещение или обращение которых предполагается за пределами РФ, не превышает норматив, установленный правовыми актами ФСФР; 4) если договор, на основании которого осуществляется размещение в соответствии с иностранным правом ценных бумаг иностранных эмитентов, удостоверяющих права в отношении акций российских эмитентов, предусматривает, что право голоса по указанным акциям осуществляется в соответствии с указаниями владельцев упомянутых ценных бумаг иностранных эмитентов; 5) если соблюдены иные требования, установленные федеральными законами.
Разрешение на размещение и (или) на обращение ценных бумаг российских эмитентов за пределами РФ выдается ФСФР на основании заявления, к которому прилагаются документы, подтверждающие соблюдение эмитентом требований закона, по перечню, определяемому ФСФР. Оно может быть выдано одновременно с государственной регистрацией выпуска таких ценных бумаг.
Письмо ФКЦБ РФ «О направлении уведомления о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами акций, выпущенных российскими эмитентами» от 29 мая 2003 г. N 03-ИК-04/7571 конкретизирует ст. 29 ФЗ «О рынке ценных бумаг», устанавливающую уведомительный порядок совершения сделок по приобретению иностранными владельцами ценных бумаг, выпущенных эмитентами, зарегистрированными в РФ, и российскими владельцами ценных бумаг, выпущенных иностранными эмитентами.
Если законодательством или иными правовыми актами РФ установлены ограничения на долю участия иностранных лиц в капитале российских эмитентов, о совершенных сделках по приобретению иностранными владельцами акций, выпущенных такими российскими эмитентами, стороны обязаны уведомить ФСФР и иные органы в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Например, при купле-продаже акций общества единой системы газоснабжения, региональных систем газоснабжения и собственников газораспределительных систем доля акций иностранных граждан или организаций не должна превышать 20% общего количества обыкновенных акций данных структур. В отношении РАО «ЕЭС России» это ограничение составляет 25% всех видов акций. При приватизации нефтяных компаний доля продаваемых иностранным инвесторам акций не должна превышать 15%.
Сторонами по сделке, обязанными к уведомлению, являются лицо, отчуждающее акции российского эмитента (продавца), и иностранный владелец, приобретающий акции российского эмитента (покупатель). Уведомление от имени иностранного владельца может быть сделано по его поручению брокером, действующим на основании договора с иностранным владельцем. Если брокер действует на основании договора комиссии, уведомление должно быть сделано брокером.
Кредитная организация должна получить от ЦБ РФ разрешение на отчуждение своих акций нерезидентам, а он имеет право ограничивать операции банков с иностранными инвесторами.
В заключение стоит отметить, что даже краткий обзор законодательства об экстраординарных сделках с ценными бумагами свидетельствует о необходимости его унификации.