к экстремальным формам служебного общения относятся
Какова специфика делового общения в экстремальных условиях?
К экстремальным формам служебного общения в правоохранитель
ной деятельности можно отнести общение в условиях конфликтной
ситуации, с участниками митингов, с задержанными во время обыска,
со спецконтингентом и др.
Профессиональная деятельность сотрудников правоохранительных
органов направлена на обеспечение общественного порядка, защиту
прав и свобод граждан, охрану общественной и личной собственности.
Различные социальные катаклизмы вынуждают сотрудников органов
внутренних дел использовать нестандартные формы и методы работы
в экстремальных условиях, при которых властные функции государ
ства могут прекращаться или существенно ограничиваться до восста
новления порядка и организации общественной и частной жизни.
Правоохранительные органы в экстремальных условиях должны
пресекать панику, распространение ложных слухов, массовые беспо
рядки, бороться с правонарушениями.
В экстремальных условиях этика делового общения требует от со
трудников психологической уравновешенности, такта, способности вес
ти переговоры, знания особенностей поведения людей в экстремаль
Вместе с тем экстремальные условия понижают у большинства
людей способность к самоуправлению, активизируют отрицатель
ные эмоции. У некоторых людей появляется чувство страха, отчая
ния, безнадежности, гнева. В этом случае на поведение людей трудно
воздействовать рассудочными доводами и аргументами, поэтому со
трудникам в таких условиях необходимо обладать хладнокровием,
способностью сдерживать себя и других, высоким моральным состоя
Однако профессиональная деятельность сотрудников правоохра
нительных органов чаще всего протекает в сфере применения запре
тительных норм права и связана с правонарушителями, общение с ко
торыми не вызывает ни сочувствия, ни симпатии. Но служебный и
нравственный долг обязывает каждого сотрудника общаться с лю
бым человеком тактично, объективно, беспристрастно, контролируя
и корректируя свое эмоциональное состояние.
Одним из основных видов общения в экстремальной ситуации яв
ляются переговоры. Способ организации переговоров лицом к лицу
является самым эффективным как в отношении психологического воздействия на собеседника, так и выдержки смыслового контекста диа
лога. Между людьми, ведущими диалог, отношения должны строиться
на равных. Сотрудник должен четко излагать свои мысли, контроли
руя громкость и тембр голоса, выразительность жестов, эмоциональ
ность речи, мимику лица.
От умелого применения тактических приемов ведения переговоров, индивидуального
подхода зависит итог переговоров.
Если же переговоры ведутся не лицом к лицу, отсутствует зритель
ный контакт, то необходимо учитывать следующие особенности:
• сотрудник, ведущий переговоры, должен обладать хорошо постав
ленным голосом, говорить громко, понятными предложениями;
• аргументы должны произноситься убедительным тоном с чувст
вом собственного достоинства.
Социально-психологическая, коммуникативная и этическая ком
петентность сотрудника послужит успешному решению сложных опе
ративно-служебных задач в экстремальных условиях.
Какова роль общения в деятельности сотрудников правоохранительных органов?
Эффективность профессиональной деятельности сотрудников право
охранительных органов в значительной степени зависит от нравствен
ного микроклимата, который сложился в коллективе. Высокий мораль
но-психологический климат в коллективе обеспечивает максимальную
активность сотрудников, заинтересованность в качестве труда, ответ
ственность за дело и уважение к коллегам.
При этом ответственность предполагает честность и обязательное
отношение к своему слову и делу. Необязательный человек, болтун
приносит вред не только своим личным поведением, но и создает во
круг себя атмосферу безответственности, недисциплинированности.
Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к кол
легам, умения на чем-то настоять, а в чем-то уступить, от способности
разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам проявляет
ся также в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, оказы
Важно помнить, что служебные отношения отличаются от быто
вых. Это накладывает свой отпечаток и на требования к поведению
сослуживцев. Если, например, в кафе или ресторане в отношениях ме
жду женщинами и мужчинами приоритет отдается дамам, то в слу
жебной обстановке этот приоритет нередко отступает на второй план
и замещается приоритетом начальника.
Правоохранительная деятельность связана со сложными, быст
ро меняющимися ситуациями, значительным риском, что вызывает
повышенную вероятность возникновения различных конфликтов —
межличностных и межгрупповых. Для успешной работы важно пред
видеть возможность возникновения конфликтных ситуаций и знать,
как из них выходить. Если избежать конфликта все же не удалось, то
нужно уметь безболезненно и с минимальными потерями разрешить
Жизнь служебного коллектива не может обходиться без критиче
ских замечаний в адрес коллег. И здесь особенно важно, чтобы эта
критика носила конструктивный характер, а не была результатом ка
ких-то обид или чьих-то интересов. Она должна восприниматься че
ловеком как заслуженная, а для этого должна отвечать основным тре
бованиям, предъявляемым к ней.
Во-первых, критика должна быть деловой и предметной. К сожале
нию, существует и так называемая псевдокритика в среде сотрудников.
Во-вторых, критика должна быть тактичной и доброжелательной,
учитывать положительные качества и заслуги критикуемого. Ее зада
ча — не унизить человека, а помочь ему исправиться, показать пути
выхода из создавшегося положения. Критика всегда воспринимается
как несправедливая, если она несет лишь негативный заряд.
В-третьих, критика должна иметь конкретный предмет. Большой
вред наносится, когда вместо оценки конкретных действий человека
критикуется его личность, характер.
В-четвертых, критика требует конкретного подхода, учета особен
ностей темперамента и характера человека.
Каковы формы делового общения сотрудников правоохранительных органов?
Деловое общение сотрудников правоохранительных органов как между
собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может проис
ходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные
Повседневное служебное общение:
• беседы, встречи, переговоры;
• совещания, собрания, заседания, конференции;
• посещение организаций, учреждений;
• посещение граждан по месту жительства;
• дежурство, патрулирование, охрана.
Специфические формы служебного общения:
• общение в служебном коллективе:
• субординированные формы общения;
• общение между коллегами.
• общение преподавателей со слушателями в процессе обучения;
• деловые контакты с иностранными гражданами.
Экстремальные формы служебного общения :
• общение в условиях конфликтной ситуации;
• общение с участниками митингов, демонстраций, публичных де
•v общение с задержанными, во время обыска;
• общение со спецконтингентом.
Специфические формы общения:
• публичные контакты с журналистами, интервью;
• выступления по радио, телевидению, в печати;
• телефон, телетайп, радиосвязь;
• деловая переписка, резолюции.
Кроме того, во всех этих формах общения большое значение при
дается так называемым аксессуарам, т. е. элементам этикетных правил
общения. К ним относятся: культура речи и письма, внешний вид, ми
мика, тон, жестикуляция. В отношении каждого из этих элементов су
ществует свод определенных правил, которых следует тщательно при
Общение в служебном коллективе
1. Понятие, нравственные принципы и содержание служебного этикета
Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие:
. В основе делового контакта лежат интересы дела, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции.
Примером подобного поведения для сотрудника правоохранительных органов является оказание контактеру юридической помощи, разъяснение ему его прав и возможностей, в результате чего он, быть может, окажется способным решить проблему не в вашу пользу (ведь достаточно было просто промолчать).
Противоположным, безнравственным поведением было бы своекорыстное использование своей компетентности (профессиональной, правовой, в том числе и приемов делового общения) для получения выгодного для вас решения.
. Порядочность, т. е. органичная неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких выработанных нравственных качествах, как:
постоянное стремление сохранить незапятнанной свою честь;
умение держать себя одинаково с любым человеком;
обязательность, точность, ответственность, верность своему слову.
. Доброжелательность, т.е. органичная потребность делать людям добро. Конечно, всякая профессиональная деятельность имеет целью удовлетворение социальной потребности и в этом смысле направлена на «производство полезного», которое, по сути своей, есть также и «доброе».
Однако «доброжелательность» расширяет сферу социальной жизнедеятельности человека, ибо без этого подхода он ограничивается лишь тем, что обязан выполнить в пределах предписанного службой (за что, собственно, он и получает зарплату). Принцип доброжелательности побуждает человека выполнять не только то, что он должен, но еще и сверх того, что он может во имя блага людей, и за что он получает не зарплату, но лишь человеческую признательность и эмоциональную удовлетворенность.
. Уважительность, т.е. уважение достоинства партнера по общению, реализующаяся через такие воспитанные нравственные качества, как: вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость. Как и всякий иной нравственный принцип, она помимо своего морального содержания заключает также и деловую целесообразность.
2. Виды и особенности юридического этикета
Специфика юридической деятельности такова, что юристу приходится сталкиваться с большим количеством людей и необходимо вырабатывать правила поведения с каждым. Реальные обстоятельства настолько разнообразны, что никакие правила и нормы не в состоянии охватить их полностью. Однако можно выделить главные из них, которыми должен руководствоваться юрист в процессе осуществления своей профессиональной работы.
Основными этико-зстетическими правилами взаимоотношений между юристом и иными участниками решения дела являются:
Формула успеха юриста может быть представлена так:
Иногда за этикетом скрывается неуважение и недоброжелательность. Оторванный от нравственного содержания этикет легко может превратиться в официальную форму лицемерия.
Деловое общение представителей различных юридических специальностей как между собой, в служебных коллективах, так и с гражданами может происходить в условиях различных ситуаций и принимать разнообразные формы.. Повседневное служебное общение:
. Беседы, встречи, переговоры.
. Совещания, собрания, заседания, конференции.
. Посещение организаций, учреждений.
. Посещение граждан по месту жительства.
. Дежурство, патрулирование, охрана.. Специфические формы служебного общения:
Общение в служебном коллективе:
а) субординированные формы общения;
б) общение между коллегами.
. Общение преподавателей со слушателями в процессе обучения.
. Деловые контакты с иностранными гражданами. Экстремальные формы служебного общения:
. Общение в условиях конфликтной ситуации.
. Общение с участниками митингов, демонстраций, публичных
. Общение с задержанными во время обыска.
. Общение со спецконтингентом.V. Невербальные и неспецифические формы общения:
. Публичные контакты с журналистами, интервью.
. Выступления по радио, телевидению, в печати.
. Телефон, телетайп, радиосвязь.
. Деловая переписка, резолюции.
Кроме того, во всех этих формах общения большое значение придается так называемым аксессуарам, которые входят в качестве элементов в этикетные правила общения.
К ним относятся: культура речи, текста, внешнего вида, мимика, тон, жестикуляция.
В отношении каждого из этих элементов существует свод определенных правил, которых также следует тщательно придерживаться.
Каждая из вышеперечисленных форм содержит разнообразные принципы, приемы, правила и нормы.
3. Этические требования к проведению деловых бесед, встреч, переговоров
Результаты профессиональной деятельности юриста во многом зависят от личных встреч, бесед, совещаний. Правильно проведенная беседа является наиболее благоприятной и нередко единственной возможностью убедить собеседника в обоснованности вашей позиции, заставить его принять ваше решение и условия.
Естественно, не каждая деловая встреча или беседа требует детальной проработки всех ее аспектов, но при ответственных встречах она необходима. Не следует отказываться от правил проведения встреч и бесед и при незначительных, на первый взгляд, встречах, поскольку регулярное соблюдение этих правил приводит к выработке навыков наиболее правильного поведения в таких ситуациях и в конечном счете способствует успеху в деле.
Не каждый контакт, встреча перерастают в беседу. Нетактично и даже неприлично, например, пытаться «втянуть» в разговор человека, с которым только что познакомился и который не расположен к этому разговору. Если человек, с которым вы вступаете в контакт, не настроен на беседу, то лучше ее отложить. Однако в деятельности юриста существуют ситуации, когда возникает потребность в получении той или иной информации от человека, уклоняющегося от беседы.
Даже в этих ситуациях нужно помнить, что человек, которого вы смогли расположить к себе, окажет вам значительно большую помощь, чем тот, кого вы пытаетесь заставить говорить с вами.
При подготовке к беседе рекомендуется изучить собеседника.
Какое положение он занимает? Как он к вам относится? Что он за человек? Каковы его намерения?
Кроме того, неплохо знать основные моменты биографии собеседника, круг его личных интересов, включая любимое занятие, хобби.
Психологи полагают, что пик мозговой активности приходится на 10-12 часов дневного времени, поэтому наиболее важные встречи, требующие больших затрат умственной и психической энергии, желательно назначать в первой половине дня.
Заранее обозначаются временные рамки встречи. Время, предназначенное для встречи, должно быть освобождено от других дел. На это время нельзя назначать другие встречи и заставлять приглашенных ожидать в приемной.
Не принято затягивать встречу сверх отведенного для нее времени, если, конечно, это не связано с решением важного вопроса.
Считается неприличным во время беседы посматривать на часы.
Этот жест воспринимается обычно как сигнал к окончанию разговора.
Поэтому следует научиться «чувствовать» время.
Нужно реально оценивать свои возможности: далеко не все обладают красноречием Цицерона, поэтому не помешает проговорить основные положения, которые вы хотели бы высказать в беседе. Важно выделить наиболее существенные идеи, последовательность их изложения.
При проведении встречи и беседы важно учитывать не только их стратегию и тактику, но и обращать внимание на «мелочи» этикета, которые могут вырасти в обстоятельства, серьезно влияющие на результат встречи:
Входя в кабинет, следует спросить на это разрешение, даже если вас пригласила секретарь.
Если собеседники не знакомы, после взаимного представления хозяин предлагает гостю сесть.
— Во время разговора сидят ровно, свободно. Участвуя в деловой беседе, стараются не курить, тем более без разрешения хозяина кабинета. Спрашивать у него разрешения закурить не рекомендуется, поскольку отказать вам ему будет неудобно, хотя, возможно, ему неприятно находиться в прокуренном кабинете или сигаретный дым не переносят другие участники беседы.
В беседе важны не только внешний вид, но и выражение лица.
Будьте внимательны и предупредительны к собеседнику, цените
его аргументы, даже если они слабы.
В деловом общении особенно важно умение внимательно слушать.
− забыть личные предубеждения против собеседника;
− не спешить с ответами и заключениями;
− разграничивать факты и мнения;
− следить за тем, чтобы ваша речь была предельно ясной и точной;
− быть беспристрастным в оценке того, что вы услышали от собеседника;
− действительно слушать, а не делать вид, будто слушаете, не отвлекаться на посторонние мысли.
Успех в деловой беседе, на переговорах может быть во многом облегчен, если придерживаться определенных правил, которые составлены специалистами в области делового общения:
− заранее написать план беседы, отработать наиболее важные формулировки;
− применять положения психологии о периодическом воздействии на собеседника в ходе беседы, а именно: неблагоприятные моменты чередовать с благоприятными, начало и конец беседы должны быть положительными;
− постоянно помнить о движущих мотивах собеседника, его интересах, его ожиданиях, его позиции, чувстве собственного достоинства, самолюбии;
− излагать свои мысли и предложения ясно, кратко и понятно;
− никогда и ни в какой ситуации не оскорблять и не обижать собеседника, быть с ним вежливым, предупредительным, тактичным и деликатным;
− никогда не относиться к другим пренебрежительно;
− комплименты говорить умеренно;
− всегда, когда есть возможность, признавать правоту собеседника;
− избегать пустого разговора, отвлечений на посторонние темы, нарушающие логический ход беседы.
. Общение в служебном коллективе
Служебные отношения влияют на настроение людей, создают тот нравственный микроклимат, без которого невозможно существование коллектива. Нормальные служебные отношения формируются на основе двух основных требований: ответственность за дело и уважение к коллегам.
Деловая обстановка в немалой степени зависит и от уважения к коллегам, умения на чем-то настоять, а в чем-то и уступить способности разрядить конфликтную ситуацию. Уважение к коллегам в немалой степени проявляется в умении учитывать их интересы, проявлять заботу, делать небольшие, но приятные услуги.
Во всех конфликтных ситуациях, перед тем как принимать решительные меры, необходимо попытаться понять причины возникшего конфликта и только затем приниматься за его разрешение. Хотя в каждом конкретном случае причина разногласий между сослуживцами может быть различной, есть некоторые общие правила, которые позволяют преодолеть возникшие трудности в общении.
Специалисты в области межличностных отношений рекомендуют следующую последовательность действий, которые могут совершать не только находящиеся в конфликте, но и их товарищи, желающие снять напряжение в служебном коллективе:
создайте атмосферу сотрудничества;
стремитесь к ясности в общении;
признайте наличие конфликта;
определите содержание конфликта;
исследуйте возможные варианты его решения;
добейтесь соглашения между конфликтующими;
воплощайте соглашение в жизнь.
И все-таки лучше предотвратить конфликт, чем его гасить. Даже при благополучном разрешении конфликта его последствия будут давать знать о себе: в неприятных воспоминаниях, не до конца установившихся отношениях, некоторой напряженности в общении и т.п.
Прежде всего, в коллективе должна быть установлена атмосфера взаимного доверия и корректного отношения друг к другу. Из делового общения следует устранить суждения и оценки, которые могли бы ущемить честь и достоинство сослуживцев. Недопустимы пренебрежительное отношение или проявления чувства превосходства к представителям других служб или младшим коллегам. Понятно, что невозможно полностью отказаться от оценочных суждений, в том числе и критического содержания. Однако и в этом случае нужно быть предельно объективным, тактичным и стараться сделать упор на положительном, учитывая, что люди более благосклонно воспринимают положительную информацию, даже если в ней содержатся критические аспекты, нежели отрицательную, к тому же высказанную в некорректной форме.
В официальной обстановке даже близких людей в присутствии коллег или других лиц следует называть на «вы» и по имени и отчеству. Конечно, совершенно недопустимы в служебных отношениях даже необидные клички и прозвища, которые могут употребляться лишь при общении очень близких людей вне службы.
Хотя в каждом коллективе складывается свой нравственно-психологический микроклимат, этика делового общения позволяет устранять «шероховатости» в межличностных отношениях и тем самым способствовать повышению эффективности служебной деятельности.
Зачётные тестовые вопросы По дисциплине Профессиональная этика
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Зачётные тестовые вопросы
По дисциплине Профессиональная этика
Специальность 04.02.02 «Правоохранительная деятельность»
Рассмотрено кафедрой Социального и правового направления
«___» ___________ 20 г.________
«___» ___________ 20 г.________
Начальник Управления производственного обучения
«___» ____________ 20 г. ______________
«___» ____________ 20 г. ______________
1. Какая проблема не относится к нравственным и философским проблемам прикладной этики?
2) взаимоотношения человека и общества;
4) уличные драки, семейные ссоры;
5) воспитание и образование детей.
2. Совокупность профессиональных моральных норм, которая определяет отношение человека к своему профессиональному долгу, называется:
1) ситуативной этикой;
2) этикой межличностного общения;
3) профессиональной этикой;
4) нормативной этикой;
5) прикладной этикой.
3. Профессионально-этическая регламентация юридической деятельности предполагает:
1) введение дополнительных нормативно-правовых актов;
2) разработку этического кодекса;
3) разработку и введение должностных инструкций;
4) введение запретов на преподавательскую деятельность;
5) разработку и введение личных карточек учета рабочего времени.
4. В чем, прежде всего, проявляется «практичность» прикладной этики?
5.Что не относится к области изучения «Профессиональная этика»?
1) нравственные отношения трудовых коллективов и каждого специалиста в отдельности;
2) нравственные качества личности специалиста, которые обеспечивают наилучшее выполнение профессионального долга;
3) совокупность правовых, организационных, охранных и иных мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений;
4) взаимоотношения внутри профессиональных коллективов, и те специфические нравственные нормы, свойственные для данной профессии;
5) особенности профессионального воспитания
6. Что входит в структуру нравственно-стимулирующей функции права?
3) презумпции, преамбулы;
5) нормы морально-материально стимулирующие.
7.Какие нравственные понятия являются общими для морали и права?
1) любовь и ненависть;
2) демократия и правопорядок;
3) справедливость и долг;
4) идейность и принципиальность;
5) коллективизм и эгоизм.
1) представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;
2) правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;
3) нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников правоохранительных органов с различными категориями граждан;
4) снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми;
5) все ответы верны.
9. Устойчивые нравственные и этические оценки, которые человек способен сохранять под давлением неблагоприятной внешней среды, и которые помогают ему преодолеть трудности и преграды на пути достижения цели, называются:
1) ценностные ориентации;
2) ценностные установки;
3) моральные навыки и умения;
4) моральные привычки;
5) морально-психологические знания и убеждения.
10. Сложившееся у окружающих мнение о нравственном облике личности или коллектива, основанное на его предшествующем поведении и выражающееся в признании его заслуг, называется:
11. Профессиональная деятельность юриста регулируется определенными нормами именуемыми:
1) социальными и индивидуальными;
2) политическими и гражданскими;
3) государственными и международными;
4) объективными и субъективными;
5) моральными и правовыми.
12. Совокупность необходимых профессиональных знаний, умений, навыков и профессионально-важных качеств личности называется:
1) профессиональной мобильностью;
2) профессиональной направленностью;
3) профессиональной компетентностью;
4) профессиональной деформацией;
5) профессиональной ориентацией.
13. Свод правил, регламентирующих нравственную сторону профессиональной деятельности юриста, называется:
14. Какими из перечисленных этических понятий оценивается обществом моральная значимость юриста?
1) честь и достоинство;
2) властность и честолюбие;
3) благоразумие и благодушие;
4) покорность и независимость;
5) щедрость и величавость.
15. К основным этическим принципам профессиональной деятельности юриста не относится:
1) способность и привычка человека вести себя, уважая достоинство другого человека;
2) внутренний голос человека;
3) способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;
4) эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать;
5) определенный круг обязательств и исполнение своих обязанностей, сложившихся на основе профессиональных или общественных отношений
16. Какая нравственная категория играет ключевую роль в профессиональной деятельности юриста?
1) «профессиональная ответственность»;
2) «профессиональная совесть»;
3) «профессиональное достоинство»;
4) «профессиональный долг»;
5) «профессиональная честь»
17. Выполнять профессиональный долг в юридической деятельности значит:
1) соблюдать закон и справедливость;
2) проявлять добродушие и сострадание;
3) быть внимательным и строгим;
4) быть сильным и мужественным;
5) соблюдать порядок и дисциплину
19. С какой нравственной категорией связано понятие «репутация»?
20. Какой нравственной категорией выражено соответствие профессии общему нравственному закону по качеству выполнения профессионального долга?
1) «профессиональная ответственность»;
2) «профессиональная совесть»;
3) «профессиональное достоинство»;
4) «профессиональная справедливость»;
5) «профессиональная честь»
21. К какому виду относится конфликт, который характеризуется тем, что в нем сталкиваются две противоположно направленные имманентные мотивы личности юриста: гражданская позиция и позиция специалиста?
22. Не относятся к внутренним конфликты между:
1) моральными чувствами и интеллектом;
2) долгом и желаниями;
3) возможностями и стремлениями;
4) родителями и детьми;
5) мотивами и чувствами.
23. Какой вид конфликтов является самым трудноразрешимым?
24. Как называется создание объективных и субъективных условий, препятствующих возникновению конфликтных ситуаций и развитию их по силовому сценарию?
25. Как называется завершение конфликта, зачастую с помощью посредника, при котором причины его возникновения устраняются лишь частично, а противоборствующие стороны продолжают осознать противоположность своих интересов и целей?
26. Что относится к факторам профессиональной деформации юристов, обусловленным спецификой деятельности правоохранительных органов?
1) незавершенная реформа российской правовой системы. Она проявляется: в высоком уровне правового нигилизма граждан и самих сотрудников правоохранительных органов; в несовершенстве законодательства;
2) низкая общественная оценка деятельности органов правопорядка, что порой ведет к безысходности в деятельности сотрудников органов внутренних дел, возникновению профессионального бессилия и неуверенности в необходимости своей профессии;
3) корпоративность деятельности, которая может быть причиной возникновения психологической изоляции сотрудников органов правопорядка и отчуждения от общества;
4) профессиональные установки (например, восприятие действий других людей как возможных нарушителей закона может привести к обвинительному уклону в деятельности, глобальной подозрительности и др.);
5) особенности социально-психологической дезадаптации личности органов правопорядка, приводящие к проявлению агрессивности, склонности к насилию, жестокости в обращении с гражданами и др.
27. Выделите понятие, противоположное профессионально-нравственной деформации сотрудников правоохранительных органов:
1) профессионально-нравственное совершенствование;
2) профессиональный долг;
3) моральная справедливость;
28. Как называется неумение при общении определить необходимую меру в выражениях и поступках, в проявлении интереса к другому человеку?
29. Какие компоненты включает в себя культура делового общения?
1) технику делового общения;
2) психологию делового общения;
3) этику делового общения;
4) служебный этикет;
5) все ответы верны.
30. Что не входит в содержание профессиональной культуры юриста?
1) знание языка и особенностей этнической культуры и национальных традиций того региона, где юрист осуществляет профессиональную деятельность;
2) знание законодательства и возможностей юридической науки;
3) убежденность в ценности права как меры свободы и справедливости;
4) умение пользоваться законами и другими правовыми актами в повседневной деятельности;
5) нет правильного ответа.
31. Выделите принцип, на котором не может быть основано деловое общение:
32. Чему придается особое внимание при деловой переписке сотрудников правоохранительных органов с общественными организациями?
1) культуре устной речи, тону;
2) культуре письменной речи;
3) внешнему виду, походке;
33. Что не относится к формам повседневного служебного общения?
1) беседы, встречи, переговоры; прием посетителей;
2) совещания, собрания, заседания, конференции;
3) публичные контакты с журналистами, интервью;
4) посещение организаций, учреждений; граждан по месту жительства;
5) дежурство, патрулирование, охрана.
34. Что из перечисленного не относится к экстремальным формам общения?
1) общение с участниками митингов;
2) общение с задержанными во время обыска;
3) общение со спецконтингентом;
4) общение с конфликтующими между собой супругами;
5) общение с детьми.
35. Какая ситуация не относится к основным видам делового общения?
4) прием посетителей;
5) посещение зоопарка.
36. К экстремальным формам служебного общения относятся:
1) служебное общение с участниками митингов, демонстраций, публичных демаршей;
2) публичные контакты с журналистами, интервью;
3) выступления по радио, телевидению, в печати;
4) телефон, телетайп, радиосвязь;
5) деловая переписка, резолюции.
37. Что неблагоприятно влияет на восприятие сотрудника правоохранительных органов его собеседником?
1) опрятность форменной одежды;
4) горячность, торопливость;
5) спокойствие и уравновешенность.
38. Что должно лежать в основе служебных контактов?
2) взаимный интерес;
4) социальные и политические проблемы;
5) собственные амбиции.
39. На какой нравственной ценности основана в деловой этике недопустимость вмешательства в дела конкурентов, ущемление их интересов?
40. Противоречие между жестами и смыслом высказывания в беседе является свидетельством:
41. К невербальным средствам делового общения относятся:
1) речевые конструкции;
3) социальные диалекты;
4) деловая переписка;
5) профессиональный жаргон.
42. Какой метод не относится к методам эффективного начала беседы?
1) метод снятия напряженности;
3) метод стимулирования игры воображения;
4) метод «прямого подхода»;
5) метод позиционного торга.
43. Какая речь в беседе вызывает раздражение?
3) слишком замедленная;
44. Прием по личным вопросам ведется руководителями правоохранительных органов с целью выяснения:
1) неслужебных вопросов, возникающих у работников правоохранительных органов;
2) служебных вопросов, возникающих у работников правоохранительных органов;
3) различных вопросов, возникающих у журналистов;
4) социальных проблем, возникающих у населения;
5) финансовых вопросов, возникающих у предпринимателей.
45. Неписаные правила межличностного общения и профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов закреплены в:
1) общественном мнении;
2) федеральных законах;
3) международных законах;
5) кодексах профессиональной этики.
46. В каком виде формально может быть представлено недовольство гражданина деятельностью сотрудника правоохранительных органов?
4) докладной записки;
47. Прием населения сотрудниками правоохранительных органов проводится с целью:
1) пропаганды юридической деятельности и укрепления их связи с населением;
2) воспитания у населения чувства уважения и признательности к сотрудникам правоохранительных органов;
3) выяснения неизвестных случаев подготовки или совершения преступления;
4) выяснения неправомерного поведения отдельных категорий лиц;
5) быть в курсе общественного мнения о деятельности правоохранительных органов.
48. Какое действие характеризует положительное отношение сотрудника правоохранительных органов к критике со стороны коллег?
1) вступает в конфликт с критикующим;
2) недостатки объясняет объективными причинами;
3) на указанные недостатки не реагирует;
4) может тайно преследовать за указанные на недостатки;
5) недостатки объясняет субъективными причинами.
49. Как называются правила, четко регламентирующие соблюдение этикета в отношениях, основанных на требованиях законов, соглашений, инструкций и других нормативных документов?
50. Как называются отношения, основанные на требованиях законов, соглашений, инструкций и других нормативных документов?
5 1. Литературный язык не используется:
1) в официально-деловой речи;
2) в письменной речи;
4) в профессиональном общении;
5) в невербальном общении.
52. Какой аспект речи накладывает строгий запрет на использование эмоционально-экспрессивной лексики в общении?
53. Чем определяется выбор стиля речевого общения?
2) целью и содержанием передаваемой информации;
3) количеством участников общения;
4) богатством словарного запаса собеседников;
5) не определяется ничем.
54. Соблюдение правил речевого этикета определяется:
1) возрастом участников речевого акта и их социальным статусом;
2) степенью знакомства и характером общения собеседников;
3) временем и местом общения;
4) нормами поведения при общении;
5) владением языковыми средствами.
Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение.
Дистанция в речевом общении определяется возрастом и социальным положением.
55. Каким стилем написаны правовые и нормативные акты?
2. Манера поведения;
57. Деловой протокол — это:
1. Осознание добросовестного исполнения сотрудниками своих обязанностей
2. Свод правил в деловых и служебных отношениях;
3. Правила, регламентирующие порядок встреч и проводов, проведение бесед и переговоров, организацию приемов и деловой переписки;
4. Служебные взаимоотношения
58. Соблюдение чувства меры в разговоре — это :
59. Из приведенных примеров выберите те, которые соответствуют этическим запретам в процессе телефонного разговора.
1. «Простите, представьтесь пожалуйста»
2. «Петрова сейчас нет. Чем я могу вам помочь?»
3. «Иванова нет на месте, не знаю, где он!»