к элементам метода бухгалтерского учета относят
Основные методы бухгалтерского учета
Методы бухучета образуют основу эффективной организации учета в компании. Представляют собой инструменты для осуществления учета, а в частности, его обобщения, группирования, анализа. Полученная информация нужна для грамотного управления фирмой.
Элементы методов
Выделим элементы, которые образуют методы бухучета:
Все рассматриваемые элементы могут применяться комплексно. Однако, как правило, один из них является основным.
Методы бухучета
При ведении учета используются следующие методы:
К СВЕДЕНИЮ! Методы могут объединять в себе аналитические и статистические свойства.
Калькулирование
Калькулирование применяется в отношении производственных затрат. Как правило, это издержки, совокупность которых образует себестоимость продукции. Отличительной особенностью метода является получение значений на основании других показателей. К примеру, подсчитываются все затраты в процессе производства, а затем определяется себестоимость изделия.
Метод начисления
Метод начисления предполагает учет доходов и расходов, зафиксированных в определенном отчетном периоде. Сведения определяются на основании договоров с контрагентами, счетов-фактур, активов. В процессе также устанавливается фактическая дата передачи продукции. Во внимание не принимается момент зачисления денежных средств.
Кассовый метод
Кассовый метод предполагает фиксирование и отражение в отчетной документации доходов и расходов. При этом во внимание принимаются средства, переведенные на расчетный счет компании. Кассовый метод может использоваться не всеми. Он актуален только для компаний с выручкой более 1 000 000 рублей за последние 4 налоговых периода (квартала). При этом не учитывается НДС. Кассовый метод не применяется фирмами, осуществляющими свою деятельность на основании договоров о доверительном управлении по отношению к собственности или на основании соглашений о ведении совместной работы.
Методы амортизации
Амортизационные отчисления – стабильная статья расходов в любой компании. Они должны фиксироваться в бухучете. Особенности отражения основаны на НК. Учитывается только амортизация объектов, соответствующих следующим признакам:
Амортизация не начисляется по отношению к природным ресурсам, недостроенным объектам, готовой продукции, которая производится компанией. Объекты, которые соответствуют всем условиям, нужно поставить на учет по начальной стоимости. После этого происходит распределение имущества на основании его амортизационной группы.
Основной признак, по которому происходит классификация групп, – оценочный период эксплуатации. Максимальный размер капитальных вложений в амортизацию – 10%. Предоставляется льгота в размере 30% для объектов, которые относятся к группам объектов, отличающихся быстрым износом. Актуально это только в отношении имущества, приобретенного на коммерческой основе. Если объект передан на безвозмездной основе, льгота не предоставляется.
Методы группировки сведений
Существуют различные методы обобщения учетных сведений:
Все приемы являются взаимосвязанными. Они используются в комплексе, дополняют друг друга. Совокупность приемов образует метод бухучета.
Особенности использования методов
Методы бухучета обеспечивают следующие преимущества:
Методы используются каждой компанией. Они нужны для достоверного отражения сведений об операциях, производимых компанией.
Основные методы бухгалтерского учета
Совокупность различных приемов, способов и элементов бухгалтерского учета называют методом бухгалтерского учета. Он служит для подробного отображения предмета бухгалтерского учета, которым является хозяйственная деятельность рассматриваемого предприятия.
К основным методам бухгалтерского учета относятся:
Документирование является одним из методов ведения бухгалтерского учета, основанным на создании и обработке письменных свидетельств совершенных хозяйственных операций, то есть – это способ их оформления.
Инвентаризация – это метод бухучета, при котором ведется проверка соответствия реального, фактического, наличия товарно-материальных ценностей, денежных средств и финансовых обязательств на определенную дату.
Счета позволяют группировать хозяйственные средства и операции. Этот метод бухгалтерского учета является возможностью организовать действия по источникам их формирования и видам имущества (актив, пассив).
Оценка используется для обобщения показателей. Сущность данного метода бухгалтерского учета заключается в переводе натуральных и трудовых мер в денежные. Оценка как метод бухгалтерского учета дает возможность получить результатные показатели всех хозяйственных процессов.
Калькуляция осуществляет расчет всех производственных затрат, помогает рассчитать себестоимость продукции, а также вычислить средние издержки производства. Рассматриваемый метод ведения бухучета включает в себя расчет как прямых, так и косвенных расходов.
Двойная запись позволяет отражать балансовое обобщение показателей. Суть данного метода, используемого в бухгалтерском учете, заключается в дублировании одного и того же показателя по дебету одного счета и кредиту другого.
Бухгалтерский баланс – метод бухгалтерского учета на предприятии, позволяющий обобщить имеющуюся информацию о состоянии имущества и источниках формирования средств в денежном выражении на конкретную дату в виде двухсторонней таблицы. Баланс отражает равенство этих сторон.
Бухгалтерская отчетность состоит из множества форм, характеризующих хозяйственную деятельность предприятия. Результаты данного метода бухучета используются как на внутреннем уровне, так и на внешнем.
Выше представлены характеристики основных методов бухгалтерского учета, ведение которого необходимо для любого предприятия. Каждый из указанных элементов функционирует в прямой взаимосвязи с остальными. Учет ведется по всем показателям. Существует даже метод амортизации в бухучете, который позволяет рассчитывать амортизацию имеющегося оборудования и другого подлежащего имущества.
Таким образом, методом бухгалтерского учета называется организация взаимосвязанного взаимодействия всех элементов бухгалтерского учета, ведение которого обеспечивает полное, объективное и непрерывное отражение всей хозяйственной деятельности предприятия. Компания «Главный бухгалтер» предлагает на высокопрофессиональном уровне организовать ведение бухгалтерского учета в вашей организации. Доверьтесь нашим специалистам, чтобы избежать ошибок и ненужных финансовых потерь.
Элементы метода бухгалтерского учета
В первую очередь напомним определение бухучета. БУ — это систематизированный способ формирования достоверной информации об объектах БУ, отражения данной информации в специальной первичной документации и учетных регистрах и составление бухгалтерской отчетности на основе этих данных, в соответствии с установленными требованиями действующего законодательства.
Метод бухучета и его элементы
Ссылаясь на нормы действующих нормативно-правовых актов, под методом бухгалтерского учета понимают особую совокупность способов, правил и инструментов, при помощи которых экономический субъект формирует информацию об объектах БУ, а также составляет достоверную отчетность. В большинстве случаев метод бухгалтерского учета определяется как совокупность элементов.
К элементам метода бухгалтерского учета относятся такие понятия, как:
Рассмотрим ключевые элементы метода бухучета подробнее.
Документирование
Основополагающим элементом бухгалтерского учета является документация или документирование, которое используется для организации на предприятии непрерывного и сплошного бухучета оборотов имущества предприятия, финансовых средства и источников их формирования, а также отражения операций с ними.
Всю бухдокументацию можно разделить на две ключевые группы:
Такая документация не имеет унифицированных форм и может быть разработана компанией самостоятельно. Однако, существуют определенные требования к формам и реквизитам таких бланков (ст. 9 и 10 закона № 402-ФЗ).
На основании данных бухдокументации проводится инвентаризация расчетов, обязательств и активов предприятия.
Методология бухгалтерского учета
Момент регистрации хозяйственных операций определяется методом ведения бухгалтерского учета. Выделяют два:
Калькуляция и оценка
Данные элементы бухучета взаимозависимы и практически всегда рассматриваются вместе. Оценка служит для присвоения стоимости объекта, выраженной в денежном эквиваленте. Когда калькуляция определяется как отношение суммарных затрат, осуществленных в процессе производства продукции, к количеству произведенных единиц готовой продукции.
Взаимосвязь данных показателей определяется тем, что оба понятия дают стоимостное выражение объекта БУ. Только в первом случае объект получен в собственность в результате производства.
Отчетность и баланс
К части отчетности ключевым элементом метода бухгалтерского учета является бухгалтерский баланс. Данная форма бухотчетности представляет собой отражение данных БУ в разрезе основных объектов БУ: активов и пассивов. Активы и пассивы баланса, в свою очередь, сгруппированы по строкам, в которых отражаются обороты за отчетный период по однотипным операциям и объектам бухучета.
Помимо бухбаланса, экономический субъект формирует дополнительные формы бухотчетности, регламентированные Приказом Минфина № 66н. Формирование бухотчетности осуществляется с целью получения единой систематизированной информации о финансовом состоянии компании, ее имущественном положении. На основании данных бухотчетности производятся расчеты ликвидности, платежеспособности, рентабельности и эффективности использования ресурсов компании.
Бухгалтерский учет
Бухгалтерский учет – это беспрерывный и систематизированный сбор, фиксация, а также интерпретация специфической информации. Если детально разбирать вопрос бухгалтерии, тогда речь идет о системе, которая позволяет оперировать данными касательно всех производимых в предпринимательстве хозяйственных операций и обязательств, выраженных в финансовом отношении.
Документальная фиксация данной информации ведется по принципу постоянности и непрерывности, то есть с момента регистрации новой фирмы и до ее полной ликвидации, согласно действующим регламентам.
Законодательное регламентирование и основные определения бухучета
На сегодняшний день бухучет обязателен при ведении предпринимательской и хозяйственной деятельности, ведь данное положение закреплено в отечественной законодательной базе. Основные положения прописаны в Положении «О ведении бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», а также в Федеральном Законе «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ, который вступил в силу 01 января 2013 года.
Все требования, закрепленные на законодательном уровне и должны выполняться в обязательном порядке на всей территории страны для представителей небанковских коммерческих структур.
Основные определения бухгалтерского учета
Чтобы решить основные задачи бухгалтерского учета, необходим целый набор приемов и способов, которые в совокупности составляют метод бухгалтерского учета. Данный метод включает ряд важных элементов:
Кто может заниматься бухучетом
На предприятии предусмотрена должность главного бухгалтера, которая считается очень важной и серьезной. Однако небольшая организация может и не иметь штатного специалиста, тогда эти обязанности могут выполняться:
Причины необходимости ведения бухучета
Первая и самая весомая причина того, почему необходимо обязательно вести бухгалтерский учет предприятия по общепринятой процедуре – данное требование закреплено законодательно. Поэтому выбора нет, если предприниматель хочет работать, нужно вести свою деятельность согласно букве закона.
В законе нет условия, которое бы могло разрешить организации не вести бухгалтерский учет, ведь он обязателен. Если бухгалтерская отчетность никогда не велась, хозяйственные операции не фиксировались, как следует, а отчеты не подавались контролирующим органам, тогда предприниматель будет привлечен к ответственности:
Цели бухучета
Бухгалтерский учет позволяет формировать полную картину динамики деятельности организации и данных об имущественном состоянии. Эти данные необходимы не только для констатации фактов и отчетности налоговой, ведь с их помощью можно строить прогнозы на будущее. Исходя из этого, бухучет помогает в решении следующих задач управляющего бизнесом и владельца:
Так как интересы заинтересованных пользователей разнятся, данные бухгалтерского учета не могут удовлетворить каждую из сторон в полном объеме. Информация, формирующаяся в бухгалтерском учете для внешних пользователей, частично удовлетворяет потребности, являющиеся общими для всех пользователей. Для решений, которые принимаются всеми заинтересованными пользователями, потребуется оценка на предмет способности организации воспроизводить денежные средства и другие подобные активы, а также объемы и регулярность их поступления. Результатом такой проверки станет реальная оценка возможности фирмы осуществлять выплаты государству, работникам, инвесторам, поставщикам, заимодавцам и подрядчикам.
Цель бухгалтерского учета в отношении внутренних пользователей состоит в формировании полной картины для руководства, которая поможет принять верные управленческие решения. Также руководство организации полностью заинтересовано в предоставлении информации внешним пользователям для контроля, анализа и правильного планирования. При этом имеется в виду, что информация для внешних пользователей формируется, в том числе на основе информации для внутренних пользователей, относящейся к финансовым результатам деятельности, финансовому положению организации, а еще изменениям в ее финансовом положении.
Объекты бухгалтерского учета
Основными объектами бухгалтерского учета принято считать:
Имущество или имущественные активы в свою очередь состоят из оборотных (например, деньги в кассе и на счетах, запасы сырья, дебиторская задолженность) и внеоборотных активов (например, капитальные вложения, земельные участки, основные средства). К обязательствам организации относятся: заработная плата, счета к оплате, налоги к оплате и т.д.
Основные задачи бухгалтерского учета
Главная и первостепенная задача бухгалтерского учета – это постоянное формирование актуальной и достоверной информации касательно деятельности организации, а также полном имущественном положении. Данная бухгалтерская информация обязательно необходима широкому кругу пользователей: учредителям, собственникам имущества организации, руководителям, кредиторам, участникам организации, инвесторам и другим пользователям бухгалтерской отчетностью. При должном анализе, данные позволяют решать целый спектр задач:
Основополагающие принципы бухгалтерского учета
В процессе ведения бухгалтерского учета требуется скрупулезность и точность, поэтому строится на следующих принципах:
1С:Бухгалтерия 8
«1C:Бухгалтерия 8» — это самая популярная бухгалтерская программа, способная вывести автоматизацию учета на качественно новый уровень. Удобный продукт и подключаемые к нему сервисы позволят эффективно решать задачи бухгалтерской службы любого бизнеса!
Тема 1. Бухгалтерский учет и его сущность; предмет и метод бухгалтерского учета
Цель: раскрыть понятие бухгалтерского учета, его сущность, предмет и элементы метода.
Задачи:
Оглавление
1.1. Эволюция исторического развития учета
История хозяйственного учета насчитывает около шести тысяч лет. Учет возникал постепенно, поэтому точно определить дату его возникновения невозможно.
Появление письменности и развитие арифметики создали базу для возникновения учета, хозяйственная деятельность человека способствовала его повсеместному распространению. Система сплошного и систематического наблюдения и отражения фактов хозяйственной деятельности привела к возникновению так называемой простой бухгалтерии.
Двойная бухгалтерия ознаменовала новый этап в развитии учета. Практические учетные книги двойной бухгалтерии появились в Италии. Авторами, первыми описавшими двойную бухгалтерию, были купец Бенедитто Контрульи и математик Лука Пачоли. Постулаты Пачоли, выражающие суть двойной записи, звучат так:
Вслед за возникновением двойной записи появился баланс. По мнению Л. Пачоли, он является главной картиной, которую «рисует» счетный работник.
Двойная запись и баланс дали возможность контролировать движение вложенного капитала и выявлять прибыль.
Период зарождения и распространения двойной записи называют первым периодом развития бухгалтерского учета и датируют его окончание XVIII в.
Основные направления в науке «счетоведения», по которым пошло дальнейшее развитие бухгалтерского учета, были определены, на втором этапе развития бухгалтерского учета в период с конца XVIII до конца XIX века. В это время публиковалось большое количество работ по формам счетоводства, возникли различные теории счетоводства: юридическая, материалистическая, камеральная.
С начала XX в. и до наших дней длится четвертый период формирования бухгалтерского учета. Он характеризуется выработкой основной цели учета в условиях рыночной среды: обеспечение пользователей информацией для принятия управленческих решений.
Главным направлением развития бухгалтерского учета в наши дни является гармонизация подходов и стандартизация методов ведения учета и формирования отчетности.
С развитием производства, общественных и хозяйственных отношений появилась потребность в учете национального богатства. Отслеживались массовые события: проводилась регистрация предприятий, велось наблюдение за производством продукции. Это были предпосылки для развития статистического учета.
На рубеже XIX-XX вв. в связи с усложнением структуры производственных процессов, появлением крупных предприятий и необходимостью управления такими предприятиями возник оперативный учет.
Современная система хозяйственного учета включает в себя три составляющие: бухгалтерский, статистический и оперативный учеты.
1.2. Система хозяйственного учета в России
В Российской Федерации действует система хозяйственного учета, в которой выделяются три взаимосвязанных вида учета, а именно: оперативный, статистический, бухгалтерский.
Оперативный, или оперативно-технический, учет осуществляется и используется в целях принятия управленческих решений и организации контроля выполнения уставных обязательств. Этот вид учета не охватывает деятельность всего предприятия, но применяется для отражения деятельности отдельных подразделений, служб, участков. Ведение оперативного учета не носит обязательный характер, может быть прервано и возобновлено в соответствии с производственной целесообразностью. Учет ведется работниками различных подразделений (складов, цехов и др.).
Данные оперативного учета используются для повседневного текущего контроля и управления. Оперативный учет обеспечивает получение сведений о выпуске продукции, ее отгрузке, реализации, о соблюдении договоров-поставок, расчетов с поставщиками, подрядчиками и пр. Информация оперативного учета может быть представлена как на бумажном носителе, так и в устной форме, в том числе по телефону. Специальные методы для обработки данных оперативного учета не применяются или применяются при условии, что информация является основой бухгалтерского или статистического учета.
Оперативный учет разделен на оперативно-технический, оперативно-производственный, оперативно-торговый и другие виды учета в соответствии со сферой охвата.
Статистический учет наблюдает, изучает и обобщает массовые, качественно однородные явления и процессы, протекающие в различных сферах общества. Статистика собирает и обобщает сведения о состоянии и развитии экономики, ее отраслей в разрезе экономических регионов страны, движении рабочей силы, товарной массе, складывающейся на региональных рынках труда, товаров, ценных бумаг и т. п., движении, численности и составе населения по разным признакам.
Результаты статистического учета позволяют обеспечивать решения по управлению государством в целом. Работой по учету руководит Государственный комитет РФ по статистике.
Основой статистического учета являются данные бухгалтерского и оперативного учета. Учет ведется по методикам и указаниям Государственного комитета по статистике РФ с широким применением выборочного метод наблюдения, единовременных обследований.
Бухгалтерский учет применяется для отражения и контроля хозяйственной деятельности конкретной организации.
В отличие от других видов, бухгалтерский учет является сплошным в отражении, непрерывным во времени, регламентированным и документально обоснованным.
Сплошное отражение подразумевает, что вся финансово-хозяйственная деятельность организации, ее имущество, источники формирования имущества отражаются в данных бухгалтерского учета.
Непрерывность подразумевает постоянное ведение учетных операций.
Документальное отражение учетных операций имеет правовую основу, т. е. устанавливает правовую ответственность за выполняемую операцию, в силу чего записи в бухгалтерском учете имеют доказательную юридическую силу.
В бухгалтерском учете применяются три вида измерителей: натуральные, денежные, трудовые.
Натуральные измерители используются только для оперативной работы по учету наличия и движения хозяйственных средств: основных фондов, готовой продукции, материалов, товаров. При этом могут быть использованы различные виды измерителей в зависимости от физических свойств объектов учета.
Трудовые измерители используются для исчисления рабочего времени, затраченного на производство продукции или выполнение работ. Выражаются такие измерители в единицах времени (минутах, часах, днях) и служат для определения эффективности затрат труда: производительности, выполнения норм выработки, расчета заработной платы, ряда налогов и отчислений.
Универсальный и обобщающий характер носит денежный измеритель. Он позволяет суммировать величину качественно разнородных объектов, исчислять себестоимость продукции, работ, услуг, производить расчеты. Ведущая роль денежного измерителя в бухгалтерском учете определяется принципами ведения учетной работы.
Структура организации и порядок ведения бухгалтерского учета в определяющей мере зависят от организационно-правовой формы предприятия. В настоящее время в России функционируют предприятия различных форм собственности: федеральной, муниципальной, акционерной, кооперативной, частной, каждое из которых является юридическим лицом. Это могут быть как коммерческие (преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли), так и некоммерческие организации. К основным организационно-правовым формам предприятий, наиболее распространенным в настоящее время, следует отнести открытые и закрытые акционерные общества, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, полные и коммандитные товарищества, государственные и муниципальные предприятия, производственные кооперативы. Такое разнообразие организационно-правовых форм диктует необходимость отражения специфики деятельности хозяйствующего субъекта в ведении бухгалтерского учета и формировании финансовой отчетности. Однако основным современным направлением реформирования отечественного бухгалтерского учета является стремление к унификации бухгалтерского учета и переход на международные стандарты финансовой отчетности.
Нельзя не учитывать, что в России, имеющей многолетний опыт ведения учета, глубокие бухгалтерские традиции и сформированный десятилетиями менталитет «российского бухгалтера», процесс реформирования не может проходить легко и быстро. Именно поэтому Программа реформирования бухгалтерского учета в России предусматривает поэтапный переход на международные стандарты финансовой отчетности путем принятия и ввода в действия 22 национальных стандартов, регулирующих методологию ведения бухгалтерского учета, а также полного комплекса методических нормативных актов.
Теоретические и методические основы бухгалтерского учета, его организация в РФ базируются на общепризнанных международных стандартах бухгалтерского учета и финансовой отчетности, разрабатываемых и публикуемых Комитетом по международным бухгалтерским стандартам. Международные бухгалтерские стандарты представляют собой систему правил ведения учета по отдельным его разделам и участкам.
Переход на международные стандарты в России осуществляется на базе действующей национальной системы бухгалтерского учета. Основные пути реформирования бухгалтерского учета в России определяет Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности, утвержденная Постановлением Правительства РФ от 06.03.1998 г. № 283.
Цель реформирования системы бухгалтерского учета — приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями рыночной экономики и международными стандартами финансовой отчетности.
Намечено несколько направлений проведения реформирования бухгалтерского учета, которые можно объединить в три взаимосвязанные составные части:
В настоящее время подготовлена и введена в действие большая часть из предполагаемых стандартов, однако работа по реформированию учета не закончена. Завершение перехода на новые стандарты предполагает пересмотр нормативных актов, регулирующих «технику» ведения учетного процесса, в том числе введение в действие нового плана счетов.
1.3. Бухгалтерский учет, его предмет и объекты
Согласно Закону Российской Федерации «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ, бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Такое определение характеризует этапы учетной деятельности и характерные черты бухгалтерского учета, а именно: более узкую направленность, чем у статистического учета на хозяйствующий субъект, и более широкую направленность, чем у оперативного учета, касающегося лишь отдельных сторон хозяйственной деятельности организации.
Предметом бухгалтерского учета является хозяйственная деятельность организации, направленная на выполнение уставных обязательств, т. е. операции, происходящие в сферах снабжения, производства и реализации продукции, а также результаты деятельности организации.
Объектами бухгалтерского учета (или составными частями предмета бухгалтерского учета) являются:
По составу и функциональной роли в процессе производства имущество организации подразделяют на две группы: внеоборотные активы и оборотные средства.
Рис. 1.1. Структура имущества организации
Структура имущества организации приведена на рис. 1.1.
Рассмотрим экономическое содержание каждого элемента имущества организации.
Внеоборотные активы – это активы, включающие в себя основные средства, оборудование к установке, нематериальные активы, незавершенные капитальные вложения, долгосрочные финансовые вложения.
Основные средства – это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг, либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев, или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. Не относятся к основным средствам и учитываются в составе средств в обороте предметы, используемые в течение периода менее 12 месяцев, независимо от их стоимости, предметы стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за единицу независимо от срока их полезного использования и иные предметы, устанавливаемые организацией, исходя из правил положений по бухгалтерскому учету.
Нематериальные активы – это объекты долгосрочного пользования, не имеющие физической субстанции, но имеющие стоимостную оценку и приобретаемые с целью использования в производстве и извлечения дохода сроком более 12 месяцев.
Капитальные вложения – это затраты на строительно-монтажные работы, приобретение оборудования, инструмента, приобретение и создание нематериальных активов, а также затраты по осуществлению долгосрочных финансовых вложений в ценные бумаги.
К финансовым вложениям относят инвестиции организации в государственные ценные бумаги, ценные бумаги и уставные капиталы других организаций, предоставленные другим организациям займы. При этом финансовые вложения делятся на две группы: долгосрочные и краткосрочные.
Оборотные активы состоят из оборотных фондов и фондов обращения, специфика которых в сравнительно большой скорости обращения.
Оборотные фонды – это средства, которые потребляются целиком в течение одного производственного периода и полностью переносят свою стоимость на продукт труда. Это сырье и материалы, топливо, полуфабрикаты, затраты в незавершенном производстве, животные на выращивании и откорме, расходы будущих периодов.
Фонды обращения – это предметы обращения, денежные средства и средства в расчетах.
В состав предметов обращения входят готовая продукция, предназначенная для реализации, находящаяся на складе и отгруженная; денежные средства, в том числе денежные средства в кассе, на расчетном, валютном и других счетах в банках, средства в расчетах в форме дебиторской задолженности.
Дебиторы – это физические и юридические лица, являющиеся должниками предприятия.
По источникам образования и целевому назначению имущество предприятий формируется на основе собственного и заемного капитала (долговых обязательств).
Структура источников формирования имущества организации приведена на рис. 1.2.
Рис. 1.2. Источники формирования имущества организации
В состав собственного капитала организации включается уставный капитал, добавочный капитал, резервный капитал, накопленная и нераспределенная прибыль, целевые поступления и финансирования, резервы предстоящих расходов и платежей.
Заемный капитал организации – это краткосрочные и долгосрочные кредиты банка, займы, кредиторская задолженность.
Кредиты банка – суммы полученных краткосрочных и долгосрочных кредитов банка.
Займы – задолженность по полученным от других юридических лиц (кроме кредитных учреждений) ссудам.
Кредиторская задолженность – задолженность организации поставщикам, прочим кредиторам. Возникновение кредиторской задолженности связано с временным лагом между моментом получения организацией ценностей или услуг и моментом их оплаты. Возникающая в результате задолженность становится дополнительным временным источником средств данной организации. Кредиторская задолженность включает в себя задолженность рабочим и служащим по заработной плате, органам социального страхования и налоговым органам по платежам в бюджет в связи с тем, что момент возникновения этого вида задолженности не совпадает с моментом погашения.
Основными хозяйственными процессами являются снабжение, производство и реализация. У организации могут быть и другие процессы, но указанные составляют основное содержание работы организации, взаимосвязаны и представляют собой объекты учета.
Процесс снабжения – это комплекс операций по обеспечению предприятия ресурсами для его непрерывной деятельности.
Процесс производства – это процесс по превращению материальных ресурсов при использовании основных средств и трудовых ресурсов в готовую продукцию или услуги.
Процесс реализации – это комплекс операций по сбыту готовой продукции, доведению до потребителя, определению финансового результата.
Общим для всех хозяйственных операций является их обязательное документирование и денежная оценка.
1.4. Метод бухгалтерского учета и его элементы
Методическую основу бухгалтерского учета составляет система способов и приемов, осуществляемых посредством следующих элементов:
Рассмотрим суть каждого элемента.
Документация – это первичная регистрация хозяйственных операций с помощью документов в момент и в местах их совершения.
Оформление хозяйственных операций первичными документами является обязательным и регламентированным. Документы должны обладать соответствующими реквизитами и соответствовать требованиям объективности, достоверности.
Документация обеспечивает сплошной, непрерывный и объективный характер бухгалтерских записей.
Инвентаризация – способ проверки соответствия фактического наличия имущества в натуре данным бухгалтерского учета. Проводится с целью выявления сохранности имущества и обеспечения достоверности данных учета. Объектами инвентаризации могут быть основные средства, производственно-материальные запасы, незавершенное производство, денежные средства в кассе, на расчетном и других счетах в банке, прочие объекты.
Бухгалтерский баланс – это способ экономической группировки и обобщения информации об имуществе организации по составу и размещению и источникам их образования в денежной оценке на определенную дату.
Средства предприятия отражаются в балансе в двух группировках: одна показывает, какими средствами предприятие располагает, другая – за счет каких источников сформировано это имущество. Баланс состоит из двух частей: актив и пассив. Обе части баланса всегда равны между собой, так как в них отражено одно и то же имущество.
Счет бухгалтерского учета – это экономическая группировка в виде таблицы, в которой систематизируется и накапливается текущая информация о состоянии имущества, источниках его образования, хозяйственных процессах.
Двойная запись – это способ регистрации хозяйственных операций на счетах бухгалтерского учета, согласно которому каждая хозяйственная операция отражается на двух счетах в равновеликих величинах.
Оценка – способ выражения в денежном измерении имущества предприятия и его источников. Проводится единообразно на всех предприятиях, что обеспечивает соблюдение установленных положений и правил оценки.
Калькуляция – это процесс исчисления денежных затрат, приходящихся на единицу продукции, работ и услуг.
Отчетность – система показателей, характеризующих производственно-хозяйственную и финансовую деятельность предприятия за определенный период. Показатели отчетности используются для анализа финансового состояния, принятия управленческих решений и в других целях.
Совокупность перечисленных выше способов и приемов формирует систему бухгалтерского учета.
Выводы
Хозяйственный учет как способ наблюдения, регистрации и контроля актов хозяйственной деятельности существовал во всех формациях, развивался и совершенствовался с развитием общества.
В системе хозяйственного учета Российской Федерации важное место занимает бухгалтерский учет, который организуется в рамках конкретного предприятия (организации), носит сплошной характер, строго документирован.
Бухгалтерский учет – это упорядоченная система сбора, регистрации обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Объектами учета являются имущество организации (по видам и назначению), источники формирования имущества, хозяйственные процессы, вызывающие изменения имущества и его источников.
Совокупность способов и приемов ведения бухгалтерского учета составляют его методическую основу. К элементам метода бухгалтерского учета относятся: документация, инвентаризация, бухгалтерский баланс, счета и двойная запись, оценка, калькуляция и отчетность организации.