к формам методического сопровождения относятся выберите два ответа
Методическое сопровождение – это комплекс мер, направленный на поддержку педагогов, обладающих разным уровнем квалификации. Именно такое определение использовалось раньше в научной литературе. С течением времени образовательный процесс и вся педагогическая система существенно усложнились. Сегодня повсеместно идет модернизация учебной деятельности, внедряются различные образовательные технологии. У участников процесса появляются новые возможности и абсолютно новые потребности. Все это приводит к существенному усложнению содержания методического сопровождения деятельности преподавателей.
Вам будет интересно: Метод расчета молярной массы сульфата бария
Историческая справка
Такие понятия, как «методическая служба», «методическая работа», стали использоваться в начале 20 столетия. Однако некоторые сведения о зарождении этих форм деятельности можно обнаружить в источниках 19 века. К примеру, в Положении о гимназиях 1828 г. рекомендуется формировать педсоветы для обсуждения методов и содержания обучения.
Во второй половине 20 века стали созываться так называемые съезды учителей. К ним подготавливались выставки дидактического материала, педагогических трудов, выполненных учащимися и преподавателями. На таких съездах участники зачитывали доклады о своих успехах, делились с коллегами проблемами. Кроме того, анализировались уроки, которые посещали попечители образовательных учреждений. Все это говорит о том, что уже в те годы стали определяться ключевые составляющие методической деятельности. Тогда же начали появляться предметные секции – прообразы существующих сегодня объединений педагогических работников.
Вам будет интересно: Что такое косвенная речь и как она используется?
С конца 20 в. в литературе стали использовать термин «методическое сопровождение».
Истоки создания системы
Знаменательным событием в истории формирования основ учебно-методического сопровождения стал Всероссийский съезд, посвященный вопросам народного образования и проходивший с 5 по 16 января 1914 г. На нем впервые было заявлено о необходимости формирования службы педагогов-инструкторов. Они должны были получить теоретическую и практическую подготовку и избираться учительскими организациями. В обязанности таких педагогов-инструкторов входили поездки по разным школам, демонстрация перед преподавателями новейших методов и приемов обучения, чтение докладов, а также проверка результатов, достигнутых образовательными учреждениями.
Вам будет интересно: Необычные прилагательные: примеры, прилагательные-комплименты
В 1920-х гг. советская власть объявила курс на ликвидацию безграмотности. В школы хлынул поток неспециалистов, и методическое сопровождение педагогов приобрело особую актуальность. Руководство такой деятельностью было возложено на специализированные «бюро». Впоследствии они были преобразованы в методические кабинеты, некоторые из которых стали институтами усовершенствования учителей.
Создание организационной базы
В 1930-х гг. в первых редакциях Положений о педагогических (методических) кабинетах были отражены обязанности методических работников. Они включали в себя следующее:
К 1960 годам сформировались формы методической работы, ставшие впоследствии традиционными. В этот же период стали появляться первые связанные с ними серьезные научные исследования. Так, к примеру, в своей диссертации В. Т. Рогожкин выделил 3 ключевые организационные формы:
Новый виток в развитии системы
В конце 20-го – начале 21 века произошла смена научной парадигмы. Сегодня методическое сопровождение – это ключ к осмыслению инновационных идей, сохранению и упрочению педагогических традиций, стимулированию новаторского поиска, совершенствованию педагогического мастерства. Преподавательская деятельность в условиях модернизации образовательной системы весьма многогранна. Она тесно связана с проведением ЕГЭ, введением профильного обучения, совершенствованием не только структуры, но и содержания образования. В качестве одного из ключевых направлений модернизации системы выступает внедрение психологических методов в педагогический процесс.
Задачи и цели
Как показывает анализ историко-педагогических изданий, главная цель системы методического сопровождения – это повышение профессионального уровня педагогического работника. Проблема недостаточной квалификации преподавательского состава не теряет актуальности и сегодня.
Вам будет интересно: Как быстро выучить казахский язык самостоятельно?
Одна из важнейших задач методического сопровождения – это реализация новых программ, направленных на реформирование образовательной системы.
Компонентный состав системы
В структуре методического сопровождения образовательного процесса выделяются следующие аспекты:
Методический блок, в свою очередь, включает в себя следующие модули:
Информационно-методическое сопровождение предполагает обеспечение педагога необходимыми сведениями о современных образовательных технологиях, оказание консультативной помощи и пр.
Стадии реализации методических программ
Внедрение научно-методических разработок должно осуществляться поэтапно. Только в этом случае можно ожидать положительного эффекта от работы. Основными этапами реализации программ по методическому сопровождению являются:
Формы работы
Программно-методическое сопровождение осуществляется через:
Методическое сопровождение ребенка (как полноправного участника образовательного процесса) может осуществляться с помощью современных обучающих технологий, в том числе дистанционным методом, через диалог, игру, фокус-группы и пр.
В последнее время стала популярной такая форма, как «скайп-сопровождение». Она предполагает удаленное пошаговое индивидуальное обучение. Такая форма методического сопровождения образовательного процесса не ограничивается количеством сеансов. Каждая последующая встреча начинается с проверки домашнего задания. Если оно не выполнено либо выполнено неверно, то сеанс не проводится.
Ключевые условия
Эффективность методического сопровождения и в ДОУ, и в общеобразовательных учреждениях обеспечивается за счет:
Роль методического сопровождения в современной образовательной системе
Сегодня к выпускникам школ и вузов предъявляются повышенные требования. Воспитать человека, способного быстро адаптироваться в постоянно изменяющихся условиях жизни, успешно самореализовываться, могут только высококвалифицированные педагоги. Это означает, что учителя должны обладать не только психолого-педагогическими, дидактическими, предметными умениями и знаниями, но и достаточным потенциалом, ключевыми составляющими которого являются внутренние убеждения, ценности, установки.
Именно на развитие всех этих качеств, знаний, умений и направлена методическая работа в образовательном учреждении. Ключевым условием ее эффективности является активное участие самого педагога в процессе саморазвития и самореализации.
Научно-методическое сопровождение обеспечивает социализацию и адаптацию преподавателя. Так, принимая активное участие в процессе, учитель получает определенный статус и закрепляет его за собой. Более того, он получает возможность решить проблему, связанную с профессиональным самосохранением, преодолением отставания достигнутого уровня профессионализма от новых требований, предъявляемых к образовательному процессу. Методическое сопровождение помогает педагогу избавляться от устаревших взглядов, способствует повышению его восприимчивости к изменениям, происходящим в обществе. В результате учитель становится более конкурентоспособным.
Главное в методическом сопровождении – это оказание действенной, реальной помощи. Она представляет собой комплекс практических мероприятий, основывающихся на научных достижениях, передовом педагогическом опыте. Методическое сопровождение направлено на всестороннее повышение профессионального мастерства и компетентности педагога, реализацию творческого потенциала каждого учителя в отдельности и всего коллектива образовательного учреждения. В конечном итоге это приведет к росту уровня воспитанности, образованности и культурного развития обучающихся.
Требования к современному учителю
Модернизация отечественной педагогической системы, обновление всех элементов образовательного процесса. В настоящее время педагог творчески, комплексно, на высоком профессиональном уровне должен уметь решать сложные задачи, в частности:
Все эти требования определяют роль современного педагога не как обычного «предметника», но как исследователя, психолога, технолога. В связи с этим методическая работа приобретает особое значение и способствует развитию педагогического мастерства.
Заключение
В связи с тем, что методическая деятельность может оказывать существенное влияние на качество воспитания и обучения, на итоговые показатели работы учебного заведения, ее можно рассматривать как один из важнейших факторов управления педагогической системой. Сопровождение и поддержка связаны главным образом с преодолением конкретных сложностей, возникающих у субъектов образовательного процесса. Методическая деятельность предполагает заранее спланированную непрерывную работу, направленную на предупреждение проблем при освоении новых образовательных технологий. При этом субъект образовательного процесса самостоятельно определяет, нужна ему поддержка или нет.
Статья: Формы методического сопровождения учителя
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Современные формы сопровождения учителя в методической работе МБОУ «СШ № 40»
Подтверждение этому находим в ряде документов (Закон «Об образовании в РФ», национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», Федеральные образовательные стандарты, Профессиональный стандарт педагога и др. ).
Образовательная инициатива «Наша новая школа» определяет пять направлений развития российской школы 5 направлений:
— обновление образовательных стандартов;
— система поддержки талантливых детей;
— развитие учительского потенциала;
— развитие школьной инфраструктуры;
Это направление реализуется в соответствии с тенденцией, находящей поддержку в мировой практике: качественные изменения в образовании происходят тогда, когда изменяется учитель, основные позитивные результаты происходят тогда, когда растет учительский потенциал.
Если раньше речь шла о методической поддержке как правило молодых специалистов, то сегодня необходимо качественно выстраивать методическую работу с разными по педагогическому мастерству учителями, так как одни принимают новшества, другие относятся к ним консервативно. Это проблема не только нашей школы.
Данное противоречие привело к необходимости перехода к новым методам поддержки учителей, таким, как, например, научно-методическое сопровождение, которое, на наш взгляд, и позволит обеспечить качественный уровень образования.
Обратимся к теории
Следуя словарю Ожегова, слово Сопровождать – следовать рядом. Понятие «сопровождение» используется по отношению к человеку, которому нужна помощь, поддержка в преодолении возникающих трудностей (проблем) в процессе самореализации, достижения жизненно важных целей.
Исходя из многогобразия трактовок определения научно-методического сопровождения деятельности учителя для нас более близким является следующее – это комплекс взаимосвязанных целенаправленных действий, мероприятий, направленных на оказание всесторонней помощи учителю в решении возникающих затруднений, способствующих его развитию и самоопределению на протяжении всей профессиональной деятельности.
В отличие от традиционных форм обучения научно-методическое сопровождение деятельности учителей имеет ряд преимуществ: более индивидуализировано и гибко; имеет более тонкую инструментовку; в большей степени учитывает динамику развития как самого профессионала, образовательного учреждения, в котором он работает, так и системы образования в целом; более многоаспектно; предполагает обеспечение постоянного взаимодействия учителя с другими субъектами обучения; осуществление постоянного отслеживания заданной траектории, использование контролирующих и коррекционных процедур; необходимость учета динамики профессионального роста учителя и гибкое реагирование на ситуации его развития; несет опережающий характер, предполагающий по возможности направленность системы сопровождения преимущественно на предотвращение затруднений; имеет постоянный характер.
Перечисленные преимущества очевидны и позволяют сделать вывод о том, что методическое сопровождение действительно необходимо в сложившихся условиях изменения образовательного процесса, его ценностей и тенденций.
Среди функций научно-методического сопровождения можно выделить следующие:
обучающая функция, которая ориентирована на углубление знаний и развитие навыков специалистов в системе непрерывного образования, необходимых для совершенствования их профессиональной деятельности;
консультационная функция предполагает оказание помощи педагогу по поводу конкретной проблемы через указание на возможные способы её решения или актуализацию дополнительных способностей специалиста;
диагностическая функция направлена на выявление проблемных точек в деятельности учителя;
психотерапевтическая функция помогает педагогу в преодолении различного вида трудностей и барьеров, препятствующих успешному осуществлению профессионально-образовательной деятельности;
коррекционная функция направлена на изменение реализуемой специалистом модели практической деятельности, а также на исправление допущенных профессиональных ошибок;
адаптационная функция обеспечивает согласование ожиданий и возможностей работника с требованиями профессиональной среды и меняющимися условиями трудовой деятельности;
информационная функция способствует предоставлению педагогам необходимой информации по основным направлениям развития образования, программам, новым педагогическим технологиям;
проектная функция связана с обучением учителя экспертизе учебных программ и пособий, образовательных технологий;
направляющая функция способствует установлению гуманистических отношений между учителем и учеником;
выявление, изучение и оценка результативности инновационного педагогического опыта в образовании, его обобщение и распространение, создание системы стимулирования творческой инициативы и профессионального роста педагогов;
оказание поддержки в инновационной деятельности, организации и проведении опытно-экспериментальной работы;
осуществление редакционно-издательской деятельности;
организация совместной работы с научно-исследовательскими лабораториями и вузами при проведении опытно-экспериментальной работы.
Ценность научно-методического сопровождения заключается в том многообразии функций, которое оно выполняет.
В ОУ была разработана и реализуется программа «Научно- методическое сопровождение профессионального роста пед. кадров». Обращаю внимание на ключевое сочетание методическое сопровождение, а не методическая поддержка. Необходимо определить отличие организационно-методического сопровождения от другого распространенного способа оказания помощи педагогам- методической поддержки.
Цель программы: создание условий для профессионального роста и развития каждого педагога школы в условиях субъект-субъектных отношений.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Разработать план мероприятий, направленных на повышение педагогического мастерства учителя.
2. Определить систему диагностики, критерии и показатели оценки уровня личностной и профессиональной готовности в соответствии с новыми целями и задачами школьного образования.
3. Создать условия, обеспечивающие методическое сопровождение педагогов с учетом педагогического стажа, возраста, квалификации учителя, его отношения к профессиональной деятельности (на основе дифференцированного подхода).
4. Привлекать учителей школы к диссеминации опыта на различных уровнях.
5. Обеспечивать мотивацию профессионального роста.
В основе развития учительского потенциала выделяем основные принципы:
Приоритет самостоятельного обучения
Принцип совместной деятельности
Принцип направленности на проблемные вопросы практики
Принцип демократичности взаимоотношений администрации и педагогов
Создание условий для активной деятельности педагога
ОТСЮДА ВЫТЕКАЮТ ПРИНЦИПЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ
Планирование работы по научно-методическому сопровождению начинается с анализа потребности педагогов, выявления существующих проблем. Эта деятельность предполагает контрольно-аналитическую экспертизу, которая осуществляется на диагностической основе. Хорошим инструментом для анализа различных сторон научно-методической работы по сопровождению являются мониторинговые исследования, благодаря которым мы имеем оперативную, точную и объективную информацию о результатах педагогической деятельности, оказываем индивидуальную помощь педагогам, создаваем условия для удовлетворения запросов по отдельным аспектам и направлениям самообразования, обобщаем опыт работы. Мониторинг педагогической деятельности включает 3 блока: педагогическая деятельность, личностное развитие, диалоговое общение.
Такой диагностический блок позволяет каждому педагогу провести рефлексию собственной деятельности, определить ее особенности и личностные ориентиры.
Исходя из результатов диагностики, анализа потребностей, определяем основные направления научно-методического сопровождения педагогов:
методическое сопровождение педагогов по повышению профессионального мастерства, творческого потенциала;
методическое сопровождение инновационной и опытно-исследовательской деятельности педагогов;
методическое сопровождение педагогов в условиях перехода школы на ФГОС;
методическое сопровождение педагогов в работе с одаренными детьми;
методическое сопровождение педагогов, находящихся в режиме аттестации;
методическое сопровождение государственной итоговой аттестации;
методическое сопровождение молодых педагогов;
методическое сопровождение педагогов, обобщающих передовой педагогический опыт.
Каждое из направлений методического сопровождения педагогов осуществляется через реализацию определенной целевой программы или определенные формы повышения профессиональной квалификации.
В этой системе выделяется роль сопровождаемого и сопровождающего, причем не обязательно из числа администрации. Сопровождающим у нас выступает наставник, опытный специалист, талантливый сотрудник.
Эффективность работы по научно-методическому сопровождению учителя зависит от многих факторов, прежде всего:
от приоритетных направлений школьного образования;
от приоритетных направлений ОУ;
учета индивидуальных профессиональных особенностей каждого педагога при ее планировании и организации;
опоры на индивидуальность и творчество учителей их профессиональных интересов и способностей;
сложившегося передового педагогического опыта ОУ.
Научно-методическое сопровождение подразумевает различные формы работы, среди которых мы выделяем :
— организацию методической поддержки;
— создание условий для диссеминации опыта;
— оказание методической помощи для учителей, ведущих научно-исследовательскую деятельность;
— информационная поддержка педагогов.
Традиционно организуем работу творческих, проблемных, рабочих групп, занимающихся исследованиями,
— работа с учителями, нуждающимися в помощи при освоении новшеств;
— работа с молодыми специалистами
2. Внедрение традиционных и инновационных форм организации работы, а именно;
Функции, принципы, формы методического сопровождения
В современной системе образования от квалификации педагога, его личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Очень часто педагоги недооценивают процесс повышения профессиональной компетентности, что отрицательно влияет на процесс развития образовательной организации в целом. Одной из задач методического сопровождения является организация оптимально комфортных условий, форм методического сопровождения, которые позволили бы максимально реализовать потенциал педагогов.
Методическая работа в образовательной организации – это основанная на науке и прогрессивном педагогическом и управленческом опыте целостная система взаимосвязанных мер, обеспечивающая профессиональный рост педагогических работников, развитие их творческого потенциала, и, в конечном итоге, повышение качества и эффективности учебно-воспитательного процесса, рост уровня образованности, воспитанности, развитости, социализации и сохранение здоровья учащихся.
Для эффективной методической деятельности необходимо организовать индивидуально ориентированный подход в организации методической работы; организовать сочетание разнообразных активных форм деятельности; обеспечить стимулирование творческого роста педагогов; обеспечить непрерывность и преемственность методического сопровождения.
Очень важно обеспечить правильный подход к профессиональному развитию педагога через формирование индивидуальной траектории развития (программы развития) педагога, ориентированной на требования профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.
Назовем актуальные направления деятельности методической службы образовательной организации:
В современной педагогической литературе существуют разные подходы, определяющие количество и содержание функций методического сопровождения.
Информационная функция методического сопровождения предполагает сбор и обработку информации по организации и проблемам методической деятельности, выявление и создание различных банков данных, отражающих актуальные направления деятельности образовательной организации.
Аналитическая функция направлена на изучение фактического состояния методической деятельности и обоснованности применения способов, средств, воздействий по достижению целей на объективную оценку полученных результатов и выработку регулирующих механизмов по переводу исследуемой системы в новое состояние.
Планово-прогностическая функция направлена на выбор как идеальных, так и реальных целей и разработку программ их достижения. Качество методического сопровождения зависит от точности ее планирования и прогнозирования.
Проектировочная функция направлена на разработку содержания и создание различных проектов деятельности образовательной организации.
Организационно-координационная функция методической службы предполагает создание и организацию работы структур, которые обеспечивают деятельность методической службы.
Обучающая функция методического сопровожденияпредполагает повышение квалификации педагогов, и направлена на повышение профессионального уровня в осуществлении образовательного процесса.
Контрольно-диагностическая функция реализуется по отношению к педагогам. Организация контроля позволяет определить соответствие функционирования и развития методической деятельности учреждения. Педагогическая диагностика предполагает изучение и оценивание педагогических процессов, а так же их регулирование и коррекцию.
Для организации эффективного процесса методического сопровождения необходимо правильно применять различные формы. В педагогической литературе по способу организации формы методического сопровождения классифицируются на коллективные, групповые, индивидуальные. По степени активности: пассивные и активные.
Пассивные формы методического сопровождения обеспечивают репродуктивную мыслительную деятельность и опору на зону актуального развития педагогов. Примеры пассивных форм методического сопровождения: теоретический семинар, психолого-педагогический семинар, проблемный семинар, семинар-практикум, научно-практическая конференция, дни науки, психолого-педагогические чтения и др.
Активные формы методического сопровождения стимулируют исследовательскую деятельность педагогов, формируют интеллектуальную культуру и культуру саморазвития. Примеры активных форм методического сопровождения: деловая игра, тренинг, педагогический КВН, мозговой штурм, методический фестиваль, защита проекта и др.
Л.П. Татаринова и С.Д. Аюпова выделяет три группы форм методической работы (классификация на основании цели):
В процессе управления методической службой применяются следующие технологии:
Оценка качества методической службы зависит от удовлетворения потребностей руководителей и педагогов в методических услугах. Эффективность деятельности методической службы организации дополнительного образования оценивают с помощью контрольно-измерительных материалов, которые могут содержать следующие направления.
Актуальность: степень соответствия стратегическим направлениям образовательной политики; ориентация на решение наиболее значимых для педагога и образовательного учреждения проблем.
Новизна: степень новизны и прогрессивность идей, положенных в основу модели, инновационные принципы, подходы, методы, технологии работы и т.д.; использование новых идей и современных технологий в организации методической работы; объективно новые результаты, их качественное отличие от прежних результатов (достижение результатов с затратой меньшего объема ресурсов, за счет использования более эффективных способов деятельности).
Целенаправленность: направленность на решение актуальных для образовательного учреждения проблем; полнота действий, планируемых для достижения поставленных целей; согласованность связей между ними.
Научность: достаточное и четкое научное обоснование критериев, вводимых в качестве педагогических оснований; соответствие предложенных идей современному уровню науки; научная разработанность системы управления (разработка идеи в научных концепциях и методических предложениях; экспериментальная проверка, определенное распространение в практике и общественное признание).
Системность: единство целей, задач, содержания и результатов; системное описание содержания, структуры, этапов, технологии реализации управления методической работой.
Систематичность: последовательность; преемственность; охват педагогов разными формами методической работы в течение всего учебного года; интеграция методической работы с системой непрерывного образования.
Конкретность: практическая направленность; связь с практикой работы конкретных образовательных учреждений.
Реализуемость: соответствие между целями и необходимыми для их достижения средствами; наличие в описании модели таких целей и мер по их достижению, которые для данного комплекса решаемых проблем и при имеющихся ресурсах позволяют получить максимальный полезный эффект.
Перспективность: инновационный потенциал.
Таким образом, деятельность методической службы в учреждении дополнительного образования детей ориентирована на достижения и поддержание высокого качества образовательного процесса, основанного на современной педагогической парадигме, новом педагогическом мышлении, индивидуальном стиле профессиональной деятельности педагога, а также современных педагогических технологиях.