к формам налогового контроля относятся

О формах налогового контроля

Камеральная налоговая проверка выступает формой текущего документального контроля за соблюдением налогового законодательства, проводимого на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документах о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа. Она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, на побуждение налогоплательщика к добровольному уточнению налоговых обязательств.

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового законодательства, которые не всегда можно обнаружить в рамках камеральной налоговой проверки: для их выявления требуется углубленное изучение документов бухгалтерского и налогового учета, а также проведение ряда специальных мероприятий налогового контроля. Как правило, именно в рамках выездных налоговых проверок выявляются и нарушения, обусловленные злоупотреблениями налогоплательщика в налоговой сфере, стремлением уклониться от налогообложения.

Для налогоплательщиков при проведении данной формы налогового контроля преимущества тоже очевидны: частичное освобождение от камерального и выездного контроля, постоянное налоговое квалифицированное консультирование, освобождение от штрафных санкций при своевременном устранении выявленных в ходе налогового мониторинга нарушений.

Налогоплательщикам и налоговым агентам необходимо не только иметь представления о действующих формах налогового контроля, но и быть готовыми к реальному взаимодействию с органами, осуществляющими налоговый контроль, быть в курсе правоприменительных позиций Минфина России и ФНС России, судебной практики.

Об этом можно узнать, пройдя обучение в Приволжском институте повышения квалификации ФНС России (г. Нижний Новгород).

Запишитесь на обучение!

Г.А. Терентьева, старший преподаватель кафедры налогов и налогообложения

Источник

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

к формам налогового контроля относятся. Смотреть фото к формам налогового контроля относятся. Смотреть картинку к формам налогового контроля относятся. Картинка про к формам налогового контроля относятся. Фото к формам налогового контроля относятся

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. В рамках камеральной проверки мероприятия налогового контроля проверяющие используют не так широко, как при выездной.При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

О подаче пояснений читайте в этой статье.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг еще одна форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Если у вас нет доступа к системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Методы налогового контроля

Документальный налоговый контроль

Фактический налоговый контроль

включает следующие приемы:

включает следующие приемы:

Виды налогового контроля

НК РФ не дает точного толкования видов налогового контроля, поэтому классификация их разнообразна. Например, она может быть такой:

Виды налогового контроля

Налоговый контроль по времени проведения

Налоговый контроль по способу проверки

Налоговый контроль по месту проведения

Налоговый контроль по периодичности

Минфин планирует ввести оперативный контроль за правильностью фиксации расчетов, включая полноту учета выручки. Ожидается, что закон «О ККМ» №54-ФЗ будет отменен, а нормы административного наказания из КоАП «переедут» в НК РФ. Подробнее о планируемых нововведениях читайте в Обзоре от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к справочно-правовой системе К+, получите пробный онлайн-доступ бесплатно.

Подробнее о процедуре проверок читайте в материалах:

Формы и методы налогового контроля в РФ

В целях расширения и усиления налогового контроля предусмотрено, что:

1. Плательщики, которые сдают отчетность в электронном виде, должны так же электронно уведомлять инспекцию о поступлении от нее требований, высылая квитанцию о получении. Иначе налоговая инспекция может заблокировать расчетный счет организации (подп. 1.1 п. 3 ст. 76 НК РФ, письмо ФНС России от 17.02.2014 № ЕД-4-2/2553).

2. В течение 3 лет инспекция может приостановить операции по счетам в банках, если организацией или ИП не будет предоставлена налоговая отчетность (подп. 1 п. 3 ст. 76 НК).

3. Налоговый контроль затрагивает и декларацию по НДС. При установленных несоответствиях проверяющие в рамках налогового контроля вправе потребовать любые документы по операциям, отраженным в декларации, а также проводить осмотр территории и помещений организации.

4. Если гражданин, имея в собственности различные объекты имущества, не получает извещения об уплате налогов, он должен сам сообщить об этом в инспекцию для целей налогового контроля (п. 2.1 ст. 23 НК РФ).

ВАЖНО! Юридические и физические лица могут теперь видеть свою «налоговую историю» на сайте ФНС РФ, в сервисе «Личный кабинет налогоплательщика». Здесь есть вся информация об объектах налогообложения, суммах налогов, о наличии переплаты или недоимки.

5. Налоговый контроль теперь охватит и сбор такой информации, как факты заключения и расторжения браков, а также случаи установления и прекращения опеки (абз. 1 п. 3 ст. 85 НК РФ).

Итоги

Налоговый контроль направлен на решение главной задачи государства — пополнение бюджета любого уровня своевременно и в полном объеме. Проверки являются самой эффективной формой налогового контроля, дисциплинирующей налогоплательщиков.

Источник

Налоговый контроль

Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю над соблюдением о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ.

Налоговый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля.

Цель налогового контроля

Целью налогового контроля является предупреждение и выявление налоговых правонарушений (в том числе налоговых преступлений), а также привлечение к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство.

Цели налогового контроля реализуются путем решения определенных задач:

обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

обеспечения надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

улучшения взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны организаций и физических лиц;

проверки целевого использования налоговых льгот;

пресечения и профилактики правонарушения в налоговой сфере.

Объекты и предметом налогового контроля

Объектами налогового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы налогоплательщиков.
Предметом налогового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, использование налоговых льгот, бухгалтерская документация и т. д.

Формы налогового контроля

Налоговый контроль реализуется посредством процедурно-процессуальной деятельности налоговых органов, основу которой составляют обоснованные конкретные приемы, средства и способы, применяемые при осуществлении контрольных функций.

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий.

Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных настоящим Кодексом.

При этом, при осуществлении налогового контроля не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о налогоплательщике (плательщике сбора, налоговом агенте), полученной в нарушение положений Конституции Российской Федерации, Налогового Кодекса РФ, федеральных законов, а также в нарушение требования об обеспечении конфиденциальности информации, составляющей профессиональную тайну иных лиц, в частности адвокатскую тайну, аудиторскую тайну.

Права налоговых органов при осуществлении налогового контроля

Формы налогового контроля складываются из установленных НК РФ прав налоговых органов:

требовать от налогоплательщика или налогового агента документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налогов;

производить выемку документов при проведении налоговых проверок у налогоплательщика или налогового агента, свидетельствующих о совершении налоговых правонарушений, в случаях, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены;

вызывать на основании письменного уведомления в налоговые органы налогоплательщиков, плательщиков сборов или налоговых агентов для дачи пояснений в связи с уплатой (удержанием и перечислением) ими налогов либо в связи с налоговой проверкой, а также в иных случаях, связанных с исполнением ими законодательства о налогах и сборах;

осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества;

контролировать соответствие крупных расходов физических лиц их доходам;

привлекать для проведения налогового контроля специалистов, экспертов и переводчиков;

вызывать в качестве свидетелей и лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля;

создавать налоговые посты в порядке, установленном НК РФ.

Виды налогового контроля

Виды налогового контроля:

1) В зависимости от времени проведения:

Предварительный налоговый контроль проводится до отчетного периода по конкретному виду налога либо до решения вопроса о предоставлении налогоплательщику налоговых льгот, изменении сроков уплаты налогов и т.д.

Текущий налоговый контроль проводится во время отчетного налогового периода. Особенностью текущего налогового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т.е. в процессе ежедневной работы налогоплательщиков. Данный вид контроля основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения налогового законодательства и, таким образом, предотвращать финансовые потери государственной или муниципальной казны.

Последующий налоговый контроль проводится после завершения отчетного периода путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации. Главной целью последующего налогового контроля является оценка своевременности и полноты исполнения налоговой обязанности со стороны фискально обязанных лиц.

2) В зависимости от субъекта:

органов внутренних дел;

3) В зависимости от места проведения:

выездной — в месте расположения налогоплательщика;

камеральный — по месту нахождения налогового органа.

Целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль над соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Источник

Налоговому контролю посвящена гл. 14 Налогового кодекса РФ, которая так и называется «Налоговый контроль». Легальное понятие рассматриваемого термина закреплено в п. 1 ст. 82 Налогового кодекса РФ: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом». Данное понятие отсутствовало в первоначальном тексте Налогового кодекса РФ и появилось в редакции, вступившей в силу с 1 января 2007 г.

В Налоговом кодексе РФ определены субъекты налогового контроля и его формы. «Налоговый контроль проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а также в других формах, предусмотренных кодексом» (п. 2 ст. 82 НК РФ).

Высшие судебные инстанции, в том числе Конституционный Суд РФ, неоднократно рассматривали отдельные аспекты осуществления налогового контроля, оформления его результатов, привлечения к ответственности по итогам контроля. Однако суды не дали оценку собственно термину «налоговый контроль».

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал лишь на значение налогового контроля: система мер налогового контроля выступает в качестве элемента правового механизма, гарантирующего исполнение конституционной обязанности по уплате налогов [3]; обнаружение и выявление налогового правонарушения происходит в рамках налогового контроля и фиксируется при оформлении результатов налоговых проверок [4].

Значение налогового контроля необходимо определять с учетом Указа Президента РФ от 25.07.1995 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [2]. Приоритетным направлением государственного финансового контроля является контроль за полным и своевременным поступлением всех видов государственных доходов, страховых взносов в Пенсионный фонд РФ и иные федеральные внебюджетные фонды. Налоги являются одной из главных составляющих государственных доходов, а налоговый контроль занимает одно из ведущих мест в системе государственного финансового контроля.

В работах, опубликованных ранее, автор указывал, что, исходя из понятия налоговых органов, сформулированных в ст. 30 Налогового кодекса РФ и ст. 1 Закона РФ «О налоговых органах Российской Федерации» [1], осуществление налогового контроля является основной целью существования всей системы налоговых органов [17, с. 96].

В науке финансового и налогового права налоговый контроль зачастую рассматривается в широком и узком значениях.

О.А. Ногина и Н.Н. Нестеров предлагали еще более узкое понимание налогового контроля: он представляет собой, непосредственно, проведение проверок уполномоченными органами [14, с. 32; 13, с. 17]. Такой же взгляд изложен авторами учебника «Финансовое право», подготовленного под редакцией Е.Ю. Грачевой [20, с. 252].

М.М. Нарусов отметил, что «в узком смысле налоговый контроль является властными действиями компетентных субъектов по проверке законности исчисления, удержания и уплаты налогов налогоплательщиками и налоговыми агентами. Именно в данном значении термин «налоговый контроль» применяется в Налоговом кодексе РФ» [12, с. 142].

Различные подходы к определению понятийного содержания налогового контроля обобщил А.Ю. Ильин. Налоговый контроль в науке понимается:

а) как совокупность приемов и способов (форм и методов), применяемых налоговыми органами;

б) как функция государственного управления;

в) как деятельность уполномоченных государственных органов, прежде всего налоговых органов, по исполнению налогового законодательства;

г) как форма обратной связи, посредством которой управляющая система (налоговый орган) получает необходимую информацию о действительном состоянии управляемого объекта (налогоплательщика) и исполнении управленческих решений;

д) как система наблюдения и проверки процесса функционирования управляемого объекта с целью выявления нарушений в сфере налогообложения [8, с. 15, 16].

Подход к налоговому контролю как к совокупности приемов и способов осуществления деятельности налоговыми органами применял, например, А.В. Брызгалин. Налоговый контроль он определял как «установленную законодательством совокупность приемов и способов деятельности компетентных органов, обеспечивающих соблюдение налогового законодательства и правильность исчисления, полноту и своевременность внесения налога в бюджет или внебюджетный фонд» [11, с. 409].

К типу финансово-хозяйственного контроля налоговый контроль отнес И.И. Кучеров: «Главной целью налогового контроля является создание совершенной системы налогообложения и достижение такого уровня исполнительности (налоговой дисциплины) среди налогоплательщиков, налоговых агентов и иных лиц, при которых исключаются нарушения налогового законодательства или их число незначительно» [10, с. 186].

Е.В. Поролло обращает внимание на недопустимость сведения сущности контроля только к способу обеспечения законности, поскольку таким образом ограничивается его активная экономическая направленность. В процессе налогового контроля оцениваются не только количественные результаты финансово-хозяйственной деятельности, но и ее законность, целесообразность, качество, а также финансовая устойчивость плательщика как основа для повышения налогового потенциала экономики [16, с. 7].

Нет в науке финансового и налогового права единства мнений относительно определения объекта и предмета налогового контроля.

Авторы учебника «Финансовое право» под редакцией Н.И. Химичевой объектом контроля в сфере налогов и сборов называют движение денежных средств, в процессе аккумулирования публичных денежных фондов, а также трудовые, материальные и другие ресурсы налогоплательщиков. Предметом налогового контроля являются документы, отчеты, планы, бухгалтерские книги, сметы, декларации и иные документы, которые связаны с исчислением и уплатой налогов и сборов в бюджеты разных уровней [21, с. 169].

Схожим образом определяет предмет налогового контроля А.В. Демин, отмечая при этом, что «перечень документов, связанных с налогообложением, необычайно широк. К ним относятся различного рода приказы руководителей и отчеты работников, гражданско-правовые и трудовые договоры, акты сдачи-приемки, учредительные документы, протоколы общих собраний, накладные, банковские выписки и т.д.» [6]. В качестве объекта налогового контроля он выделяет финансово-хозяйственную деятельность подконтрольных лиц, которая, так или иначе, затрагивает вопросы налогообложения.

Интересен подход А.В. Демина к определению подконтрольных лиц, к которым он причисляет как организации и физических лиц, так и государственные и муниципальные органы, участвующие в налоговых правоотношениях в качестве налогоплательщиков или налоговых агентов [6].

В науке финансового и налогового права осуществляется классификация налогового контроля по различным основаниям.

И.И. Кучеров предлагает классифицировать налоговый контроль в зависимости от [10, с. 189-192]:

А.Ю. Ильин выделяет кроме того обязательный и необязательный (инициативный) налоговый контроль, а также виды налогового контроля в зависимости от субъектов налогового контроля (контроль налоговых органов, таможенных органов, органов государственных внебюджетных фондов, финансовых органов, иных контролирующих и правоохранительных органов) [8, с. 11-12].

Дискуссионным в науке финансового и налогового права является вопрос о понятии форм и методов контроля и их соотношении.

А.Ю. Ильин под формой налогового контроля понимается способ конкретного выражения и организации контрольных действий, осуществляемых субъектами налогового контроля на постоянной основе в отношении всех подлежащих контролю субъектов (учет налогоплательщиков, налоговые проверки, контроль налоговых поступлений). Методами налогового контроля являются приемы и способы, используемые при реализации той или иной формы налогового контроля в зависимости от конкретных обстоятельств (проверка данных учета и отчетности, истребование документов, инвентаризация, осмотр территорий и помещений, выемка документов и предметов, инвентаризация и пр.) [8, с. 11, 12].

«Основные формы налогового контроля ведут к принятию решения о привлечении лица к налоговой ответственности или об отказе в привлечении к налоговой ответственности, а при их проведении охватывается вся деятельность налогоплательщика, при этом может применяться все многообразие методов налогового контроля.

По итогам применения дополнительных форм налогового контроля также выносятся решения налоговых органов, но контролю подлежат отдельные аспекты деятельности налогоплательщика.

По итогам применения вспомогательных форм налогового контроля не принимается решений, однако их применение способствует проведению основных форм налогового контроля» [19, с. 7-9].

Отдельные исследователи предлагают включить в научный оборот понятие «мероприятие налогового контроля», т.е. законодательно закрепленное действие налоговых органов и их должностных лиц, совершаемое в ходе осуществления различных форм налогового контроля (исследование документов, работа с входящей и исходящей информацией, проведение инвентаризации, проведение экспертизы и др.) [18, с. 6-8].

Основной формой налогового контроля являются налоговые проверки. Этот тезис принимается практически всеми специалистами в области финансового и налогового права.

Например, авторы учебника «Финансовое право» под редакцией Е.Ю. Грачевой называют налоговые проверки основной и наиболее эффективной формой осуществления налогового контроля. Саму налоговую проверку они представляют как совокупность специальных приемов налогового контроля, применяемых уполномоченными органами с целью установления достоверности и законности отражения объектов налогообложения и порядка уплаты налогов и сборов в документах, отчетах, бухгалтерских балансах и других носителях информации [20, с. 255].

1. Закон РФ от 21.03.1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. N 15. Ст. 492.

2. Указ Президента РФ от 25.07.1996 г. N 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1996. N 31. Ст. 3696.

3. Определение Конституционного Суда РФ от 25.01.2012 г. N 172-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы общества с ограниченной ответственностью «Карельская судоходная компания» на нарушение конституционных прав и свобод положениями статей 31 и 89 Налогового кодекса Российской Федерации».

4. Постановление Конституционного Суда РФ от 14.07.2005 г. N 9-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки Г.А. Поляковой и запросом Федерального арбитражного суда Московского округа» // СЗ РФ. 2005. N 30. Ч. I. Ст. 3200.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Авторы материалов сборника

государственного аграрного университета имени Императора Петра I.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *