к формам организации познавательно исследовательской деятельности не относится
Формы познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Морева Ольга Ивановна
Формы познавательно-исследовательской деятельности в детском саду
Познавательно-исследовательская деятельность в детском саду
Цель современного образования –развитие личности ребёнка. Важно оказать педагогическую поддержку каждому воспитаннику на пути его развития.
В соответствии с ФГОС ДО, познавательно- исследовательская деятельность является основным видом деятельности в детском саду наряду с игровой, двигательной, коммуникативной, изобразительной, музыкальной.
Будем воспитывать активную, инициативную, творческую личность ребёнка. Важно научить ребят способам добывания знаний. Ребёнок должен стать активным в выборе содержания своего образования. Необходимо поддерживать инициативу детей. Накопления ребёнком опыта инициативного поведения в познавательной деятельности, как правило, становится его личным достижением и переносится в другие образовательные области. Ребёнок с рождения является первооткрывателем, пытливым исследователем того мира, который его окружает.
Детям интересно всё: сломать лёд на луже и посмотреть, как намокает их обувь; высыпать сухой песок, и наблюдать, как его разносит ветер; встретить шмеля и послушать его жужжание. Доминирующим детским вопросом становится «почему?», недаром дошкольников называют «почемучками». Почему трава зелёная? Почему ветер дует? Откуда берутся солнечные зайчики? Множество подобных вопросов ежедневно обрушивают малыши на оказавшихся под рукой взрослых и на меня в том числе. Появляется потребность запомнить как можно больше причин и следствий, действующих в окружающем мире. Опыт работы показывает, что исследование доступно детям раннего и младшего дошкольного возраста. Ребёнок всё старается увидеть, услышать, попробовать на вкус, понюхать, потрогать, разобрать. Удержать его практически невозможно, без этого он начинает страдать. Поисковая деятельность ребёнка, не подпитываемая извне, угаснет.
Радость, удивление, восторг испытывают дети, участвуя в процессе исследования. Дошкольники учатся ставить цель, решать проблемные вопросы, выдвигать предположения и проверять их опытным путем, делать выводы. Опыты и эксперименты помогают развивать память, логическое мышление.
Учёные выделяют этапы формирования интеллектуальных умений дошкольников на основе элементарной исследовательской деятельности:
I этап (3-4 года) – обучение способам сенсорного обследования и элементарным приёмам сравнения предметов и объектов ближайшего окружения на основе практических действий, формирование представлений о сенсорных эталонах.
II этап (4-6 лет) – целенаправленное обучение приёмам сравнения и группировки.
III этап (6-7 лет) – развитие познавательной инициативы ребенка, умения группировать, классифицировать, обобщать предметы, объекты и явления, анализировать полученную информацию, работать со схемами и символами.
Важно помнить, что интеллектуальные умения формируются постепенно и систематически в активной повседневной жизни.
Педагогу необходимо активно включать детей в коллективные познавательные игры, учить находить контакт со сверстниками для поиска рациональных способов игровых действий, оказания помощи сверстникам в случае необходимости.
Познавательно – исследовательской деятельность ребёнка –это активность, направленная на изучение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными связями. Это позволяет детям связывать отдельные представления в целостную картину мира.
Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. На шестом году жизни дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но и достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений.
Использование технологии исследовательской деятельности как формы продуктивного развития и совершенствования ребёнка Добрый день, уважаемые коллеги! Меня зовут Татьяна Геннадьевна Рязанова, воспитатель детского сада «Теремок». Сегодня я вам хочу представить.
Мастер-класс по познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ Конспект мастер – класса по познавательно – исследовательской деятельности в ДОУ. Цель: представить опыт работы с детьми дошкольного возраста.
Формы работы с родителями в детском саду В соответствии с законом РФ «Об образовании» и Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, одной из основных задач, стоящих.
Педагогический час «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду» Педагогический час Тема: «Формы организации музыкальной деятельности в детском саду». Цель: Систематизировать знания педагогов по музыкальному.
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Сценарий познавательно-исследовательской деятельности «Берестяная грамота». Захарова Л. С. Сценарий открытого мероприятия «Берестяная грамота» в разновозрастной группе (3-5 лет) Цель работы: формирование у детей.
Консультация «Современные формы работы с родителями в детском саду» В нашем обществе обращается большое внимание на формирование всесторонне развитой личности. Вот почему очень важно повысить эффективность.
Занятие по познавательно-исследовательской деятельности «Мы исследователи» Цель: Развитие познавательной активности в процессе детского экспериментирования. Задачи: • Расширение представлений детей об окружающем.
Занятия по познавательно-исследовательской деятельности Занятия по познавательно-исследовательской деятельности Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности при ознакомлении.
Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенности их использования
Поправко Галина Ивановна
Современные формы познавательно-исследовательской деятельности дошкольников и особенности их использования
На современном этапе развития общества дошкольные образовательные организации (ДОО) должны воспитывать активных, творческих детей, способных самостоятельно ставить и решать задачи, получать знания, используя широкую сеть информационных ресурсов. Так, в соответствии с ФГОС ДО, целевым ориентиром на этапе завершения дошкольного образования является проявление инициативы и самостоятельности ребенка в разных видах деятельности, в том числе в познавательно-исследовательской. Для того чтобы были получены положительные результаты, педагоги должны проводить с дошкольниками экскурсии, наблюдения, опыты и т. п. ; разрабатывать и внедрять в практику новые формы обучения, воспитания и развития.
Коллекционирование мы осуществляем в виде исследовательского проекта. Создаем не только коллекцию или выставку,но и музей: разрабатываем экскурсии, знакомим детей с устройством музея, рассказываем о профессиях (хранитель, научный сотрудник, методист, экскурсовод, смотритель).
Привлекаем дошкольников к созданию каталогов, журналов и сборников. Например, изучая тему «Одежда и обувь», составляем каталоги как современной, так и старинной одежды, собираем информацию об истории элементов одежды.
Маршрут выходного дня – одна из современных форм познавательно-исследовательской деятельности.
Во время прогулки знакомим дошкольников с историей, культурой и географией родного края, искусством, природой (в зависимости от комплексно-тематического планирования и образовательных задач). Педагог изучает тему, отмечает в маршрутном листе достопримечательности и места, на которые во время экскурсии нужно обратить особое внимание. Результатом проведения таких экскурсий могут быть фотовыставки, оформление альбомов, стенгазет, презентаций, выставки рисунков и сообщения детей по теме.
Образовательный квест занимателен и способствует развитию познавательно-исследовательских навыков детей: они ищут различные вещи, предметы, слова; отгадывают загадки, решают головоломки и т. д. После этого участники получают подсказки для выполнения следующего задания.
Фотокросс является новой и еще малоиспользуемой в детских садах формой организации познавательно-исследовательской деятельности.
Обычно фотокроссы проводятся в выходные дни или во время каникул. Количество членов команд может варьироваться (но не менее двух человек – ребенок и взрослый). Педагог сообщает участникам тему («Правила дорожного движения», «Спортивный Белгород», «Природа Белогорья» и т. д.) и раздает кросс-листы (задания) с несколькими сюжетами для фотографий. На фотокроссе ребенок знакомится со спортивными и культурными объектами города, его природой, достопримечательностями.Фотокросс имеет ограничение по времени и элементы соревнования: материалы, представленные в оргкомитет позже указанного срока, не принимаются; жюри отбирает лучшие работы для выставки (в том числе на сайте ДОО).
Каким бы ни было задание (найти объект по названию или по картинке, оно предполагает, что ребенок должен вспомнить или спросить у взрослых, где объект расположен, его культурную значимость, почему он так называется.
После этого дошкольник самостоятельно или с помощью взрослого выполняет задание и фотографирует нужный объект.
Педагог может использовать фотокросс как итоговый проект при прохождении какой-либо темы в соответствии с комплексно-тематическим планированием.
Метод кейсов – педагог моделирует ситуацию, которую дети должны разрешить, опираясь на собственный опыт и знания. Суть метода заключается в том, чтобы с помощью кейса (ситуации) включить участников в коммуникативную и познавательную деятельность.Кейс должен соответствовать следующим требованиям:
— быть понятен дошкольникам;
— иметь нескольких вариантов решения;
— стимулировать общение участников.
Идеи для создания (моделирования) ситуаций (кейсов) можно брать из рассказов участников образовательного процесса (родителей, работников ДОО, из мультфильмов и книг, соответствующих возрасту детей.
Взрослые будут помогать дошкольникам анализировать ситуацию, выявлять проблему, предлагать способы ее решения, выбирать наиболее оптимальные.
В процессе кейса дети учатся задавать вопросы, формулировать и высказывать свою точку зрения. Следует рассматривать любой ответ участника, даже если он на первый взгляд кажется неверным. Главное на данном этапе работы – умение ребенка аргументировать свое мнение. И только в процессе обсуждения, на основе анализа полученных ответов и аргументов выбирается наиболее верный способ решения. При этом у дошкольников развиваются любознательность, критическое мышление, коммуникативные навыки, инициатива, потребность и умение работать в команде, творческий подход, способность решать сложные задачи, разумно действовать в незнакомой и/или неожиданной ситуации.
Геокешинг (поиск тайника в земле; от греч. geo – Земля и cache – тайник) – игра с элементами туризма и краеведения, в том числе с применением спутниковых навигационных систем и устройств, имеющих GPS-приемник (ноутбук, навигатор, смартфон и др.).
Использование геокешинга в детском саду имеет ряд особенностей. Игру можно организовать на прогулочной площадке, в здании детского сада или за его пределами, а с участием родителей – и в городе. Но где бы ни проходила игра, детей нужно научить основам ориентирования на местности, работе с картой-схемой. Это расширяет кругозор, мотивирует дошкольников к участию в играх на ориентирование, способствует развитию любознательности.
После того как элементарные знания и навыки будут получены детьми, педагог готовит задания и атрибуты (карта-схема, тайник с кладом и др.) для проведения геокешинга.
Затем участники игры отправляются на поиск клада.
Игроки изучают карту-схему, отвечают на вопросы, которые помогают найти место тайника или определить, что в нем спрятано, ищут клад и делают фотоснимки. Кладом может быть не только предмет, но и слово. После того как клад найден, педагог с детьми и родителями оформляют полученные результаты в виде презентации, альбома или любого другого творческого продукта.
Чтобы геокешинг способствовал расширению представлений дошкольников об окружающем мире, клад можно прятать вблизи памятников, музеев, стадионов. Задания, которые выполняют дети при поиске клада, должны содержать загадки, рисунки, фотографии.
Посткроссинг (англ. postcrossing) – проект по обмену почтовыми открытками, в нашем случае – между ДОО, находящимися в разных городах и даже странах. Как вариант, это может быть презентация, подготовленная педагогами и детьми.Обязательное условие данной игры в ДОО: на открытке должны быть изображены достопримечательности, виды города, из которого она пришла, что позволяет познакомить дошкольников в игровой форме с другими городами и странами.
Участники посткроссинга отмечают на карте, из каких стран они получили открытки, рассматривают достопримечательности, животных и растения, узнают их названия и т. д. Использование данных форм работы способствует активизации познавательной деятельности дошкольников, побуждает их к поиску ответов на предложенные вопросы [2–4].
Организация развивающей предметно-пространственной среды
Кроме уже ставших традиционными зон экспериментирования, мини-лабораторий, столов и бассейнов для игр с песком и водой, в современной образовательной среде ДОО используются коворкинг-центры (объединение родителей, детей и педагогов для позитивного общения, получения дополнительных знаний) и коворкинг-зоны (для общения ребенка и родителей в новых формах; их создают в фойе, местах ожидания в детском саду) [5].
Внутри коворкинг-зоны оборудуют различные мини-зоны. В интерактивной зоне можно разместить доски с магнитным, грифельным и пробковым покрытием, на которых дети будут писать, клеить, размещать фотографии, рисунки, плакаты. В выставочной зоне – место для экспозиции по теме, над которой в данный момент дошкольники с педагогами работают. Для проведения презентаций используются как магнитные или пробковые доски, так и интерактивная доска, ноутбук или телевизор (можно устроить и библиотеку).
Умения и навыки, полученные детьми в играх и в специально организованной деятельности, пригодятся им в дальнейшем. Самые ценные и прочные знания – те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий.
1. Аксенова Т. А. Развитие дошкольника в познавательно-исследовательской деятельности
в условиях реализации ФГОС ДО // Молодой ученый. 2016. № 12 (6).
2. Алешина Н. В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью.
М. : Элизе Трейдинг ЦГЛ, 2004.
3. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного
возраста. 2-е изд. М. : Линка-пресс, 2012.
4. Разорвина А. С. Коворкинг для детей и родителей – инновационная форма совместного
развития // Казанский педагогический журнал. 2017. № 4.
Фотоотчет о познавательно-исследовательской деятельности «Как мы делали шоколад» В предыдущей публикации я рассказала о том, что дети узнали о подольской кондитерской фабрике, о том, как делают конфеты. На всё это натолкнула.
Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным» Конспект по познавательно-исследовательской деятельности «Путешествие с профессором Любознайкиным»(старший дошкольный возраст 5-6 лет) Цель:.
Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» для старших дошкольников Конспект совместной познавательно-исследовательской деятельности «Сравнение веток хвойных деревьев» разработан в рамках реализации проекта.
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме квеста Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для старших дошкольников «Страна Чудес» в форме «квест» Цель: Развитие.
Моделирование познавательно-исследовательской деятельности детей на прогулке Сколько открытий делает ребёнок, общаясь с природой. Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышами. У них накапливается чувственный.
Районное методическое объединение воспитателей младших групп. Формы, методы и приемы проектно-исследовательской деятельности Педагоги нашего детского сада очень активно применяют в работе проектно-исследовательскую деятельность. Метод проектов очень актуален и.
Презентация: «Формы, методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОО»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
МКДОУ «Детский сад №2» Педагогический совет: «Развитие познавательно-исследовательской деятельности дошкольников через организацию детского экспериментирования» «Формы, методы и приемы организации познавательно-исследовательской деятельности» Воспитатель Агулова Наталья Михайловна г. Лиски, 2016
Формы организации познавательно-исследовательской деятельности:
Методы организации познавательно- исследовательской деятельности:
Постановка и решение вопросов проблемного характера
Моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе)
Фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
Приемы организации познавательно-исследовательской деятельности:
• подражание голосам и звукам природы; • использование художественного слова; • дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие ситуации; • трудовые поручения, действия.
Используемые источники : http://www.ds16-ukhta.ru/metodicheskaya-kopilka/sovremennie-obrazovatelnie-technologii-v-dou http://www.telenir.net/nauchnaja_literatura_prochee/doshkolnaja_pedagogika/p3.php
Курс профессиональной переподготовки
Воспитание детей дошкольного возраста
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Деятельность классного руководителя по реализации программы воспитания в образовательной организации
Номер материала: ДБ-293227
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Средняя зарплата учителей в Москве достигла 122 тыс. рублей
Время чтения: 1 минута
Студенты Хабаровского края перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 1 минута
В Тюменской области студенты и школьники перейдут на дистанционное обучение
Время чтения: 2 минуты
Роспотребнадзор продлил действие санитарных правил для образовательных учреждений
Время чтения: 1 минута
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Москалькова предложила создать рекомендации подросткам по использованию соцсетей
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Бусарова Елена
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста
Познавательно-исследовательская деятельность
1. Значение познавательно-исследовательской деятельности в психическом развитии и успешной социализации детей дошкольного возраста.
Познавательно-исследовательская деятельность является ведущей с первого года жизни ребенка. Она реализует не только задачи развития детей, но и их интересы. Благодаря познавательно-исследовательской деятельности реализуется творческий потенциал ребенка, его потребность в новых знаниях, формируются предпосылки учебных качеств, развиваются такие личностные качества,как: самостоятельность, инициативность, креативность, целеустремленность. Большое значение имеет то, что ребенок получает новые знания не в готовом виде, как догму, а имеет возможность самому пройти весь путь к ним. Информация, полученная таким путем более осознанна, лучше запоминается и эффективнее применяется в жизни.
Главная особенность познавательно-исследовательской деятельности – активизировать познавательное поведение дошкольника, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать ребенку инициативу в организации своей познавательной деятельности. Организация познавательно-исследовательской деятельности дошкольника должна иметь практико-ориентированный характер и при этом быть личностно ориентированной на потребности и интересы конкретного ребенка.
Познавательно-исследовательская деятельность способствует:
1. Формированию системы знаний об окружающем мире в познавательно-исследовательской деятельности.
2. Развитию познавательных психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление воображение).
3. Формированию познавательной активности и познавательно-исследовательской направленности личности.
4. Способствует развитию универсальных интеллектуальных действий.
5.Является основой интеллектуально-когнитивных аспектов готовности ребенка к обучению в школе:
запас знаний об окружающем мире,
уровень развития познавательных интересов- к новому, к самому процессу познания
уровень развития познавательной деятельности,психических процессов:
• сформированность сенсорных эталонов,
• качества восприятия – умение обследовать предметы, выделять их разнообразные свойства,
• качества мышления (умение выделять существенное, сравнивать, видеть сходное и отличное, рассуждать, находить причины, явлений, делать выводы)
• высокий уровень развития наглядно-образного и образно-схематического мышления
• сформированность символической функции и воображения,
• начало формирования произвольности психических процессов (произвольное внимание, произвольная память и т. д.)
• развитие речи (формирование фонематического слуха – находить отдельные звуки в словах)
Проблеме развития ребенка в процессе познавательно-исследовательской деятельностиуделяли многие исследователи:
Л. А. Венгер. «Сенсорное развитие в дошкольном детстве», Ж. Пиаже «Феномены детского мышления», Н. Н. Поддъяков «Феномен детского экспериментирования», П. Я. Гальперин «Теория поэтапного формирования умственных действий», Д. И. Богоявленская «Интеллектуальная активность», О. М. Дьяченко «Развитие воображения дошкольников» и др.
Особенно хочется выделить исследования Н. Н. Поддъякова. Обобщая собственный богатый фактический материал, Н. Н. Поддъяков (1997) сформулировал гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование. Автор исследовал особый тип мышления ребенка, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлен на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. Этот тип мышления был назван детским экспериментированием.
Детское экспериментирование не задается взрослым, а строится самим ребенком. Как и экспериментирование у взрослых, оно направлено на познаниесвойств и связей объектов и осуществляется как управление тем или иным явлением: человек приобретает возможность вызывать, или прекращать его, изменять в том или ином направлении. В процессе экспериментирования ребенок получает новую, порой неожиданную для него информацию, что часто ведет к перестройке, как самих действий, так и представлений ребенка об объекте. В данной деятельностичетко прослеживается момент саморазвития: преобразования объекта раскрывают перед ребенком его новые свойства, которые, в свою очередь, позволяют строить новые, более сложные преобразования.
Процесс мышления предполагает не только использование уже отработанных схем и готовых способов действия, но и построение новых (конечно, в пределах возможностей самого ребенка). Экспериментирование стимулирует ребенка к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости детского мышления. Возможность самостоятельного экспериментирования дает ребенку возможность пробовать разные способы действия, снимая при этом страх ошибиться и скованность детского мышления готовыми схемами.
Роль взрослого в этом процессе сводится к тому, чтобы создавать специальные объекты или ситуации, стимулирующие познавательную активность ребенка и способствующие детскому экспериментированию.
Н. Н. Поддъяковым и его сотрудниками было разработано множество оригинальных аппаратов и ситуаций, активизирующих мышление детей. Так, в одном из его исследований ставилась задача подвести детей старшего дошкольного возраста к пониманию кинематических зависимостей (зависимость времени, скорости и расстояния). Детям предлагалась специальная установка, где по желобкам разной длины скатывались одинаковые шарики. Наклон каждого желобка можно было менять с помощью вращающейся ручки. После целого ряда проб дети неожиданно для себя устанавливали, что при определенном наклоне желобков шарик, сбегающий по длинному желобу, обгоняет тот, который сбегает по короткому. В ходе экспериментирования дети научились так регулировать наклон желобков, что ставили себе различные цели и успешно осуществляли их.
Другая установка, разработанная Н. Н. Поддъяковым, представляла собой ящик с ручкой, которую можно было вращать по часовой стрелке или против нее, и в зависимости от этого в специальных окошках появлялись или исчезали картинки. В процессе экспериментирования с этим прибором дети устанавливали зависимости между вращением ручки и сменой картинок.
Тема экспериментаторской деятельности дошкольников продолжает быть актуальной для современных отечественных исследователей Н. А. Рыжова, О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова, Т. М. Бондаренко, О. А. Воронкевич и др.
Организация познавательно-исследовательской деятельности
в соответствии с ФГОС ДО.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской и др.) или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.
Согласно теории Л. С. Выготского и его последователей, процессы воспитания и обучения не сами по себе непосредственно развивают ребенка, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и обладают соответствующим содержанием.
В ФГОС содержится указание на то, какие виды деятельности можно считать приемлемыми формами практики для ребенка дошкольного возраста:
Схема развития любого вида деятельности такова: сначала она осуществляется в совместной деятельности со взрослым, затем в совместной деятельности со сверстниками и становится самодеятельностью.
Выделяются сущностные признаки совместной деятельности взрослых и детей – наличие партнерской позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В тоже время партнерская деятельность взрослого открыта для проектирования в соответствии с их интересами (детей).
Воспитатель, основываясь на интересах и игре детей, предлагает им виды деятельности, которые стимулируют их познавательную деятельность.
Предоставляя детям возможность прямого контакта с людьми, материалами и реальным жизненным опытом, воспитатель стимулирует интеллектуальное развитие ребенка.
Тематические игровые центры дают детям возможность самостоятельного выбора материалов и, соответственно, области познания. Различные темы, масштабные задания (проекты) также должны учитывать интересы детей могут быть связаны с определенными центрами. Интерьер группы должен быть организован таким образом, чтобы детям был предоставлен достаточно широкий выбор центров и материалов.
В обстановке, ориентированной на ребенка,дети:
• используют материалы, которым можно найти более чем одно применение;
• работают все вместе и заботятся друг о друге;
• отвечают за свои поступки.
Между воспитателями и детьми должно быть взаимное уважение. Уважение является необходимым элементом в том сообществе, которым является группа детского сада. Воспитатели подают пример взаимопонимания, уважения и заботы друг о друге, которых они ждут от детей. Степень уважения, которое дети ощущают со стороны других людей, представляет собой ключевой фактор развития у них самоуважения. А самоуважение, в свою очередь, закладывает прочные основы позитивных взаимоотношений с другими детьми.
Когда дети видят и чувствуют, что каждого из них принимают и уважают, они начинают ощущать себя комфортно и могут вести себя свободно и реализовывать свои собственные интересы.
Цель и задачи деятельности. (взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью детей; ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира)
Цель деятельности взрослого по руководству познавательно-исследовательской деятельностью.
Задачи: 1. Формирование у детей познавательных представлений: о многообразии предметов и явлений окружающего мира, о времени, о пространстве, о себе, о человеке как социальном существе, о знаково-символических средствах.
2. Формирование элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).
4. Развитие познавательных психических процессов (внимание, восприятие, память, мышление, воображение): развитие произвольности внимания, восприятия, памяти; комплексное формирование составляющих познавательныхпсихических процессов: свойств восприятия (предметность, целостность, константность, избирательность, осмысленность, основных качеств внимания (концентрация, объем, распределение, устойчивость, переключение, продуктивности памяти (объем, быстрота, точность, длительность, готовность, логических операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, сериация, обобщение, замещение, абстрагирование) и качеств ума (самостоятельность, критичность, глубина, гибкость, пытливость, приемов творческого воображения (схематизация, агглютинация, гиперболизация, акцентирование, типизация).
Цель познавательно-исследовательской деятельности ребенка — активно-деятельностное познание окружающего мира.
1. Познание каждого объекта в совокупности его сенсорных свойств, качеств, признаков посредством деятельности обследования и адекватное использование их в продуктивной деятельности;
2. Освоение образных представлений о разнообразных предметах и объектах окружающего мира;
3. Познание разнообразных явлений окружающего мира во всей их взаимосвязи;
4. Освоение элементарных математических представлений (сенсорных, геометрических, количественно-числовых, пространственных, временных).
Сенсорная основа познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие — первая ступень познания окружающего мира, психологическая основа развития психических функций и свойств личности. Особенности сенсорного развития в дошкольном возрасте:
1. Ведущий характер зрительного восприятия в процессе познания окружающего мира,
2. Взаимосвязь разных видов восприятия в познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие ребенка дошкольного возраста в познавательно-исследовательской деятельности:
— знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,
— освоение сенсорных эталонов и способов сенсорного обследования предметов и материалов.
— интеграция сенсорных ощущений в познавательно-исследовательской деятельности.
— руководство взрослого сенсорным развитием ребенка в познавательно-исследовательской деятельности.
Сенсорное развитие ребенка —это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе, вкусе и т. п. Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания — запоминание, мышление, воображение — строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное интеллектуальное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.
Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним и внутренним свойствам предметов. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображаемым предметом, ребенок должен достаточно точно уловить особенности его формы, цвета, материала. Конструирование требует тщательного исследования формы предмета (образца, его структуры и строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющегося материала. Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить объективные представления о явлениях живой и неживой природы, в частности об их сезонных изменениях. Формирование элементарных математических представлений предполагает знакомство с геометрическими формами и их разновидностями, сравнение объектов по величине. При усвоении грамоты огромную роль играет фонематический слух — точное дифференцирование речевых звуков — и зрительное восприятие начертания букв.
Усвоение сенсорных эталонов — длительный и сложный процесс, не ограничивающийся рамками дошкольного детства и имеющий свою предысторию. Усвоить сенсорный эталон — это вовсе не значит научиться правильно, называть то или иное свойство объекта. Необходимо иметь четкие представления о разновидностях каждого свойства и, главное, уметь пользоваться такими представлениями для анализа и выделения свойств самых разнообразных предметов в самых различных ситуациях. Иначе говоря, усвоение сенсорных эталонов — это адекватное использование их в качестве «единиц измерения» при оценке свойств веществ.
В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи, формируется определенное звено сенсорной культуры.
Таким образом, можно выделить основные задачи в сенсорном развитии и воспитании детей от рождения до 8 лет.
• На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями. Следует создать для ребенка условия, чтобы он мог следить за движущимися яркими игрушками, хватать предметы разной формы и величины.
• На втором-третьем году жизни дети должны научиться выделять цвет, форму и величину как особые признаки предметов, накапливать представления об основных разновидностях цвета и формы и об отношении между двумя предметами по величине.
• Начиная, с четвертого года жизни у детейформируют сенсорные эталоны: устойчивые, закрепленные в речи представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Позднее следует знакомить с оттенками цвета, с вариантами геометрических фигур и с отношениями по величине, возникающими между элементами ряда, состоящего из большего количества предметов.
• Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детейспособам обследования предметов: их группировке по цвету и форме вокруг образцов-эталонов, последовательному осмотру и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
• Наконец, в качестве особой задачи выступает необходимость развивать у детейаналитическое восприятие: умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Мотивация детей на познавательно-исследовательскую деятельность.
игровая (младший и средний дошкольный возраст, собственно познавательная, социально значимая; возрастная специфика мотивационной основы познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности в разных возрастных группах.
I. Сенсорное развитие (знакомство с сенсорными свойствами объектов окружающего мира,
освоение навыков сенсорного анализа и обследования)
Младший дошкольный возраст
(2-4 года) Средний дошкольный возраст
(4-5 лет) Старший дошкольный возраст
Освоение основных сенсорных признаков,свойств и качеств объектов окружающего мира:
— форма (круглая, треугольная, прямоугольная, квадратная).
Различение цвета, формы, величины предметов.
Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа. Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.
Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).
Использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира
Освоение основных сенсорных признаков,свойств и качеств объектов окружающего мира:
— форма (круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная);
— длина (длинный, короткий);
— ширина (широкий, узкий);
— высота (высокий, низкий);
— толщина (толстый, тонкий);
— масса (тяжелый, легкий);
— глубина (глубокий, мелкий);
— объем (большой, маленький).
Различение цвета, формы, величины предметов.
Сравнение (соизмерение) предметов по величине (длине, ширине, высоте) с помощью осязательно-двигательного и зрительного анализа.
Соизмерение предметов по двум сенсорным признакам.
Установление отношений между непрерывными множествами (предметами разной длины, ширины, высоты, массы).
Активное использование в речи слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира Освоение основных сенсорных признаков объектов (высота, толщина, длина, масса, глубина, объем, площадь, форма, цвет и т. д.).
Выделение, распознавание и анализ, сравнение, сериация, классификация и обобщение сенсорных свойств, качеств, признаков предметов, а также геометрических фигур по различным основаниям (цвет, форма, размер).
Активное использование в речи широкого спектра слов, обозначающих сенсорные свойства, качества, признаки объектов окружающего мира
II. Развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности
Младший дошкольный возраст
(2-4 года) Средний дошкольный возраст
(4-5 лет) Старший дошкольный возраст
Познавательно-исследовательская деятельность детей в зимний период «Познавательно – исследовательская деятельность создает условия для обогащения развития ребенка. Она позволяет спроектировать условия возникновения.
Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста Исследовательская деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста (2слайд) «Люди, научившиеся…наблюдениям.
Консультация «Познавательно-исследовательская деятельность как одно из условий развития детей дошкольного возраста» «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте.
Методический семинар на тему «Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста» «Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает.
Познавательно-исследовательская деятельность детей среднего возраста. Выступление на педсовете Доклад на тему Познавательно – исследовательская деятельность детей среднего возраста Воспитатель: Сергунова Людмила Николаевна МКДОУ Кутуликский.
Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в апельсиновую сказку» Тамбовское областное государственное бюджетное учреждение «Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» Воспитатель Г. И. Мукина.
Познавательно-исследовательская деятельность детей в старшей группе Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников направлена на познание ребенком окружающего мира во всем его многообразии. В этой.
Познавательно-исследовательская деятельность для детей старшего дошкольного возраста «Воздух вокруг нас» Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь.
Познавательно-исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» с детьми старшего дошкольного возраста Познавательно исследовательская деятельность «Полезные свойства меда» детьми старшего дошкольного возраста Актуальность: Все дети иногда.
Познавательно-исследовательская деятельность с детьми младшего дошкольного возраста Вот и подошел к концу летний оздоровительный период. И мы снова встречаемся с коллегами на педсовете, подводя итоги «летней работы». Я познакомила.