к формам организации работы по эстетическому воспитанию в детском саду можно отнести
Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ
Солонина Светлана
Формы организации художественно-эстетической деятельности в ДОУ
Работа по художественно-эстетическому развитию тесно связана со всеми сторонами воспитательного процесса, поэтому формы ее организации очень разнообразны.
Игры – в осуществлении эстетического развития и воспитания детей в ДОУ выступают в качестве средства интеграции всех видов искусства и художественно-творческой деятельности детей (Г. Г. Григорьева, Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон). Кроме того, мотивы игровой и художественно-творческой деятельности сходны. Например, в рисовании, как и в игре, происходит «сдвиг мотива на цель».
Специфика детского рисования заключается в том, что рисуя, он реализует те же мотивы деятельности, что и в игре. Только в качестве предметов-заместителей использует «каракули» и «рисунки-схемы». Желание рассказать о себе и своих переживаниях в рисунке, привлекая других к сопереживанию, появляется у ребенка позднее. Оно постепенно перерастает в стремление выразить свое мировосприятие, впечатление, отношение к поразившему его явлению, событию. Это обстоятельство влияет на специфику протекания всех этапов творческого процесса у дошкольников.
Игры-занятия – их основная задача – формировать структуру самой деятельности. Например, обучение детей лепке, рисованию, аппликации. В соответствии с этим структура игр-занятий с дошкольниками повторяет ход развертывания изобразительной деятельностидетей и состоит из трех частей: обследовательской, исполнительской и оценочной. Характер и длительность каждой из них меняется в зависимости от целей, програм-много содержания, уровня подготовки детей.
Во время обследовательской части проводятся:
Рассматривание и анализ образца;
Ощупывание или обведение натуры по контуру;
Чтение и анализ текста;
Беседа об увиденном, анализ изобразительной задачи;
Составление описания обследованного образца, предмета, ситуации.
Именно в этой части роль взрослого особенно велика. Он планирует и осуществляет руководство анализом образца, натуры, текста.
Во время исполнительской части дети в большинстве случаев действуют самостоятельно: лепят, рисуют, наклеивают. В зависимости от года обучения проводятся рисование, лепка, аппликация по подражанию, по образцу, с натуры, по представлению, по замыслу, по заданной теме.
Роль воспитателя или педагога по изодеятельности сводится к наблюдению и индивидуальной помощи.
В оценочной части воспитатель вновь активно осуществляет руководство. По окончании работы детям нужно помочь сопоставить полученное изобра-жение с предметом, ситуацией или текстом. Такова структура непосредст-венно организованной образовательной деятельности с детьми по художественно-эстетическому воспитанию. При планировании таких форм на неделю, месяц, год естественно, учитывается все разнообразие ее видов.
планирования игр-занятий по изобразительной деятельности
Изобразительная деятельность Рисование
Создание методического обеспечения
Фронтальные игры-занятия 2 раза в неделю, утро
— рисование с натуры;
Младшая группа- 2-3 занятия в месяц; средняя-2; старшая и подготовительная к школе – 2.
Старшая и подготовительная к школе группы – 1 занятие в месяц.
Младшая и средняя группа – 1 занятие в месяц; старшая и подготовительная к школе – 2.
Средняя группа – 1 занятие в месяц; старшая и подготовительная к школе – 2.
Комплексное По ознакомлению с природой. С музыкальным занятием.
По искусству Одно занятие в месяц, утро.
— по отработке приемов рисования;
— связанные с деятельностью детей.
Выставки детских работ – все детские работы воспитатель обязательно сохраняет и подшивает в отдельные папки. Периодически они используются для проведения групповых, персональных или коллективных выставок. Они способствуют тому, что дети начинают дорожить своими работами, стремиться к хорошему результату, формируют эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. Выставки детских рисунков позволяют проследить динамику обучаемости ребенка от младшей до подготовительной к школе группе, наглядно представить результаты воспитательно-образовательной и коррекционно-развивающей работы в ДОУ.
Экскурсии – включают подготовку воспитателя (разработку программных задач, подбор оборудования и др.) и детей к экскурсии; использование взрослым разнообразных методов и приемов организации детского восп-риятия на экскурсии, когда есть возможность проводить наблюдения, изучение различных предметов и явлений в естественных условиях или в музеях, а также на выставках; организацию разнообразной художественно-эстетической деятельности детей на экскурсии или после нее.
Литература: Толстикова С. Н., Виноградова Н. А.
«Художественно-творческое воспитание дошкольников»
Творческий Центр Сфера, Москва 2013 г.
Коллективная аппликация по художественно-эстетической деятельности во второй младшей группе «На улицах города» Цель:формирование представления у детей о правилах дорожного движения. Задачи:познакомить детей с понятиями «пассажир» и «пешеход»; 2)закреплять.
Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности (аппликация) «Светофор» Предварительная работа: просмотр обучающего мультфильма «Уроки тетушки Совы» (ПДД, чтение сказки К. Чуковского «Айболит» Задачи: Познакомить.
Конспект НОД по художественно-эстетической деятельности в подготовительной группе по теме «Насекомые луга» Конспект НОД по художественно – эстетической деятельности в подготовительной группе. Тема: Насекомые луга Задачи 1. Расширять и закреплять.
Конспект по художественно-эстетической деятельности «Аппликация «Грузовик» Задачи: систематизировать знания детей о различных видах транспорта,их значении в жизни людей;закрепить знания об основных геометрических.
Конспект по художественно-эстетической деятельности в средней группе «Умелые ручки!» Цели: — Развитие моторики рук посредством пальчиковой гимнастики. — Совершенствование умений и навыков создания аппликации. — Совершенствование.
Конспект занятия по художественно-эстетической деятельности «Пожарная машина» Художественно-эстетическое развитие 2 младшая группа Аппликация Тема: «Пожарная машина» Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе.
Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства в ДОУ Методы, формы организации деятельности воспитанников, средства В Федеральном Государственном образовательном стандарте дошкольного образования.
Методы и формы организации деятельности детей в ДОУ 1. Понятие о методах воспитания Общая схема любого процесса: цель, средства, результат. Когда профессиональные педагоги или родители осуществляют.
Педсовет «Развитие творчества у воспитанников в процессе деятельности художественно-эстетической направленности» Форма проведения: Квест-игра Цель: повышение уровня профессиональной компетентности педагогов в развитии творческих способностей детей.
Развитие одаренных детей посредством художественно-эстетической деятельности На сегодняшний день общество нуждается в высокоинтеллектуальной творческой личности, способной внести свой вклад в духовное и социально-экономическое.
Формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста
ГАПОУ Салаватский колледж образования
и профессиональных технологий
Преподаватель эстетических дисциплин
Формы организации эстетического развития
детей дошкольного возраста
Эстетическое воспитание — это целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью развития у него способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие», предусмотренная Программами дошкольного образования, основывается на изобразительном и музыкальном искусстве и отражает впечатления окружающей жизни: природу, людей, предметные и художественные образы, другие виды искусства (театр, архитектура, литература и т. п.). Ежедневно в процессе игр, бесед, обсуждений, чтения книг, слушания аудиозаписей, просмотра мультфильмов, занятий по всем образовательным областям дети воспринимают, переживают, оценивают различные образы предметов, объектов, явлений искусства.
Ребенок с первых лет жизни неосознанно тянется ко всему яркому и привлекательному, радуется блестящим игрушкам, красочным цветам и предметам. Все это вызывает у него заинтересованность и чувство удовольствия. Эстетическое развитие, начатое в раннем возрасте, способно помочь ребенку раскрыть себя наиболее полно, создать условия для динамики творческого роста, познать красоту во всех ее красках. Эстетическое воспитание детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. Своеобразие детского творчества заключается в том, что оно основано на такой ярко выраженной особенности дошкольников, как подражание, находит широкое отражение в игровой деятельности детей – образной реализации их впечатлений от окружающего мира.
Для достижения главной цели эстетического воспитания необходимо развивать такие качества, как внимание и наблюдательность, без которых невозможно творческое восприятие окружающего мира, воображение и фантазию, которые являются главным условием для любой творческой деятельности. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
Дошкольникам доступны почти все виды художественной деятельности – составление рассказов, придумывания стихов, пение, рисование, лепка и др.
Полноценное развитие ребенка средствами изобразительного искусства будет эффективно, если:
— будут регулярно проводиться занятия по изобразительной деятельности;
— на занятиях ребенок будет получать как практические, так и теоретические знания по изобразительному искусству;
— занятия будут включать задания по развитию мышления, воображения, памяти, речи ребенка, мелкой моторики руки, глазомера, умения видеть и изображать цвет, пространство, передавать свои эмоции в картине и так далее;
— воспитателем будут использоваться разнообразные формы и методы проведения занятий;
— воспитатель будет поддерживать интерес ребенка к изобразительной деятельности.
В современной практике дошкольного образования осуществляются различные формы организации эстетического развития детей дошкольного возраста. Активно внедряются в практику разнообразные методы, приемы и средства обучения и воспитания детей.
Эстетическое развитие является результатом эстетического воспитания. Безусловным является положение о том, что эстетическое развитие детей направлено в первую очередь на формирование в ребёнке готовности к творчеству. А для раскрытия детского творчества большой потенциал заключен в изобразительной деятельности дошкольников. Если создать условия для ее появления и становления, она станет ярким и благодатным средством самовыражения и развития ребенка.
В дошкольной педагогике общеизвестно, что обучение изобразительной деятельности в дошкольном возрасте средством всестороннего развития личности дошкольников и способствует умственному и эстетическому развитию, нравственному воспитанию, а также физическому развитию ребенка. Значит, основная задача педагога в образовательной области художественно-творческого развития заключается в том, чтобы обеспечить интересную, познавательную и активную изобразительную деятельность для детей и регулярно поддерживать интерес к ней у каждого ребенка. Изобразительная деятельность выступает как эмоционально насыщенная деятельность, активизирующая все психические процессы, способствующая развитию мира чувств ребенка, что и является главным в эстетическом развитии детей.
Согласно различным методическим источникам, с точки зрения ФГОС ДО, образовательная деятельность ДОО подразделяется на образовательную деятельность в ходе режимных моментов, совместную образовательную деятельность детей и взрослых и самостоятельную деятельность детей.
В педагогической практике реализуются самые разнообразные формы организации художественно-продуктивной деятельности:
— ООД (с группой, подгруппой детей, индивидуально);
— самостоятельная художественно-продуктивная деятельность;
— выставки творческих работ детей или совместного творчества;
— экскурсии и заочные путешествия;
— досуги, развлечения, праздники как форма совместной деятельности детей и взрослых
— дополнительное художественное образование.
Изобразительная деятельность дает детям широкие возможности экспериментирования с материалом. Для малышей необходима бумага больших размеров, расположенная на большом столе или на полу: ватман, обои, рулонная бумага. Лучше работать с различными художественными материалами: фломастеры и карандаши, мелки и маркеры, гелиевые ручки, гуашь и акварель.
Привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к художественному творчеству, развить детское творчество на занятиях при умелом руководстве помогают нетрадиционные методы и приемы рисования. Для создания работ в нетрадиционных техниках помогают поролоновые губки, «печатки», мятая бумага и полиэтилен, кисти и щетки разных размеров, вата, соломинки, мыло, свечи, а также пальчики и ладошки. Такие техники как кляксография, ниткография, рисование мыльными пузырями и мятой бумагой, набрызг, калябушки и другие вызывают у детей сильные положительные эмоции, т. к. результат всегда похож на фокус или волшебство. А сами ребятишки чувствуют себя настоящими творцами. В тематическом рисовании рекомендуется активно применять коллективные формы работы: «Осенний сад», «Морское путешествие», «Птицы прилетели», «В музее искусств», «Русская ярмарка» и многие другие.
Подобные приемы и средства можно и в ручном художественном труде, когда дети учатся соединять в поделках бумагу, текстиль, природные, пластические и искусственные материалы. Незаменимым в работе является огромный спектр различных видов бумаги и картона – самый доступный и безопасный материал. Как правило, продукты детского труда находят место в интерьере и среде группы, иногда используются в играх или на прогулках.
Обычно всё, чему дети учатся на основных занятиях, можно увидеть в их самостоятельной деятельности. Здесь очень удобно закреплять навыки и умения детей, проводить мониторинг детских предпочтений, использовать результаты наблюдений для дальнейшей педагогической практики либо для рекомендаций родителям. Конечно, не любая техника доступна детям в их самодеятельном творчестве, но то, к чему они проявляют устойчивый интерес, может снова использоваться в обучении и получить свое развитие.
Безусловно, продукты детского художественного творчества находят свое место на выставках и в экспозициях. Ставшая традиционной сменная экспозиция детских работ позволит формировать положительное эмоциональное отношение детей и их родителей к продуктивной деятельности. Как правило, дети дорожат своими работами, учатся сравнивать свои работы с работами других детей, стремятся к хорошему результату. Кроме этого, выставка позволяет проследить динамику обучаемости ребёнка, наглядно представить результаты педагогической работы.
Особой формой организации эстетического развития может стать творческий конкурс. Как правило, любой конкурс носит игровой характер или напрямую является игрой. Это не случайно. Действительно, детям познавать окружающий мир проще и легче в игровой деятельности. Кроме этого, творческий подход предусматривает возможность применения стандартных знаний в нестандартной ситуации. Обычно дети, иногда вместе с родителями, делятся на команды и выполняют конкурсные задания творческого характера, связанные с изобразительным искусством. Существуют целые сборники с такими сценариями творческих конкурсов, которые можно активно использовать в дошкольной практике: «Путешествие в Страну изобразительных средств», «Конкурс знатоков изобразительного искусства», Конкурс народных умельцев «Добрым людям на загляденье», «Мы идем по радуге» и другие.
Экскурсии и заочные путешествия всегда требуют тщательной подготовки и организации, поэтому проводятся нечасто. И именно это делает их необычной и желанной для детей формой деятельности. Обычно первые экскурсии бывают недолгими и часто проводятся внутри учреждения (в музей детского сада, на выставку или экспозицию, методический кабинет). Здесь дети знакомятся детей с мастерами, художниками и их творчеством, с народным искусством. Затем можно пригласить детей в городскую среду: краеведческий музей, картинную галерею, творческие мастерские художников и умельцев и т. д. При проведении экскурсии важно соблюдать баланс между познавательными и эмоциональными аспектами. Заочные путешествия проводятся с использованием ИКТ. Незабываемыми могут стать заочные путешествия в Третьяковскую галерею или Эрмитаж, в село Городец. А с виртуальным участием мастеров из Дымково малыши могут сами вылепить настоящих дымковских лошадок.
Одной из форм совместной деятельности детей и взрослых являются различные праздники и развлечения с элементами анимации. Эта форма заслуживает внимания с точки зрения ее комплексного подхода к развитию дошкольников с обязательным участием взрослых. Такие мероприятия подразделяются на концерты, театральные спектакли, музыкальные сказки, фольклорные и календарные праздники, утренники. Данная форма способствует интеграции разных видов художественно-эстетической деятельности дошкольников, а также единству интеллектуального и чувственного развития детей. Оригинальным и запоминающимся станет праздник, где дети сами украшают стены зала своими рисунками, участвуют в концертных номерах, ищут клад, собирают изобразительные пазлы, водят хоровод с родителями и угощаются вкусными пирожными. В свою очередь, такая интеграция способствует формированию и развитию коммуникативных и творческих способностей, моделированию различных типов взаимодействия детей в процессе художественно-эстетической и коммуникативной деятельности.
В сфере дополнительного художественного образования во многих учреждениях успехом пользуется студия изобразительного искусства для дошкольников, которую посещают дети разного возраста по согласованию с родителями. Здесь педагоги стремятся, чтобы дети не просто овладели различными способами художественной обработки материалов, но и умели выражать художественными средствами свое настроение, впечатление и ощущение, состояние, иногда желание. Используя язык искусства, каждый человек способен выразить свое Я. Поэтому на занятиях в кружке или студии рисуют не только в реалистической манере, но также работают над абстрактными, стилизованными и символическими изображениями. Характерной особенностью таких занятий является целевая направленность на участие в городских, региональных, общероссийских фестивалях и конкурсах. Итогами работы обычно являются конкурсы и тематические выставки: «Живая кисть», «Город мастеров», «Я горжусь Победой деда», «Дети мира – за мир», «Моя семья», «Наше лето», «Фестиваль цветов» и т. д.
Таким образом, воспитание детей средствами разных видов искусства, формирование у них художественно-эстетического отношения к окружающему, потребность проявить себя в творческой деятельности являются актуальными факторами общего развития человеческой личности. Можно сказать, что в целом различные формы эстетического развития тесно взаимосвязаны между собой. У них одинаковые целевые установки и общие задачи в деле воспитания подрастающего поколения.
Мини-музей как центр художественно-эстетического воспитания детей дошкольного возраста (из опыта работы) Автор: Лузина Е. Ф, воспитатель, МБ ДОУ «ЦРР – Детский сад № 224» Кемеровской области, города Новокузнецка. В настоящее время в образовательном.
Дидактические игры по закреплению цвета и формы для детей младшего дошкольного возраста «СПРЯЧЬ ЗАЙЧИКОВ ОТ ЛИСЫ И ВОЛКА» Цель: закрепить знания детей о шести основных цветах и их названия, обучение индикации цвета. Материал:.
Формирование эстетического вкуса детей дошкольного возраста на примере новогоднего украшения группы по сказке «Три поросенка» Новый год – самый долгожданный праздник для детей. Каждый из нас с теплотой хранит воспоминания о праздновании Нового года в детском саду,.
Фотоотчет о семинаре-практикуме «Проблемы музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста» Добрый вечер, уважаемые коллеги. Хочу поделиться своими впечатлениями о моем посещении семинара, который проходил на базе детского сада.
Консультация для родителей «Актуальность проектов как особой формы развития детей дошкольного возраста» Уважаемые родители! Всех вас волнует вопрос о том, как развивается ваш малыш, чему новому он научился, какими навыками овладел в дошкольный.
Презентация «Декупаж как средство развития эстетического вкуса детей» Тема: ДЕКУПАЖ как средство развития эстетического вкуса детей МБДОУ д/с №17 г. Славянска на Кубани Воспитатель Е. А. Землянская Детство.
Уголок художественно-эстетического развития детей Представляю вашему вниманию вариант оформления уголка по художественно- эстетическому воспитанию дошкольников. Как всем известно, дети очень.
Уголок художественно-эстетического развития детей Попова Валентина Традиционно художественно-эстетическое развитие детей рассматривается как средство формирования выразительности речи дошкольников,.
Формы организации эстетического воспитания
Эстетическое воспитание
Эстетическое воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве, жить и творить «по законам красоты».
Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.
Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее:
Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:
Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять.
Методы эстетического воспитания
Ведущими методами для решения этих задач являются
Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.
При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства — подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, — артистичность.
Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы:
Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.
Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения:
В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.
Формы организации эстетического воспитания
Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей.
Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.
Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей:
Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.
Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.
Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.
Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.
Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятияпо
Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.
Воспитатель организует экскурсии
Задача педагога — продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить
— поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.
Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игрыиигры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.
Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздникииразвлечения.
Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал — и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например «Поет зима — аукает…». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.
Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.
Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.