к формам организации учебной деятельности относится
Виды и формы организации учебной деятельности
Другие авторы считают, что к форме организации учебной деятельности в вузе относятся описания теоретической составляющей этой формы (лекция, семинарское занятие, курсовая работа, дипломная работа, консультация, учебная экскурсия). Теоретическая компонента дополняется практической, комбинированной и контрольной составляющими.
В связи с тем, что в высших профессиональных учебных заведениях ведущими формами организации педагогического процесса являются лекции и практические (семинарские или лабораторные) занятия, то им необходимо уделять больше внимания в процессе разработки методики преподавания управленческих дисциплин.
Основной структурный каркас любой лекции – это формулировка темы, сообщение плана и рекомендуемой литературы для самостоятельной работы, а затем – строгое следование плану предложенной работы.
Стандарт требований к структурным элементам лекции конкретизирует:
1. Вступление – часть лекции, цель которой – заинтересовать и настроить аудиторию на восприятие учебного материала. В его состав входят:
2. Основная часть – изложение содержания лекции в строгом соответствии с предложенным планом. Включает раскрывающий тему лекции концептуальный и фактический материал, его анализ и оценку, различные способы аргументации и доказательств выдвигаемых теоретических положений. Определяется видом лекции.
3. Заключение – подведение итога лекции, обобщение материала, формулировка выводов по теме лекции, ответы на вопросы студентов.
По целевому назначению курса определены следующие виды лекций:
Вводная лекция (вступительная) – дает первое целостное представление об учебном предмете и ориентирует обучаемого в системе работы по данному курсу. Преподаватель знакомит студентов с назначением, задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста, дает краткий обзор курса, вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, с которыми связаны перспективные научно- практические направления исследований.
На этой лекции конкретизируются методические и организационные особенности работы в рамках курса, а также дается анализ учебно-методической литературы, рекомендуемой студентам для самостоятельного изучения, уточняются сроки и формы отчетности. Традиционно, она определяется в учебной программе как «Вводная».
Однако, современные условия предполагают несколько иной вариант подхода и к названию, и к цели вводной – вступительной лекции. Например: «Проблемы менеджмента персонала: мнение современных ученых и практиков».
Основная лекция. Как правило, ее содержание предопределено учебной программой и связано с различными разделами изучаемой дисциплины;
Заключительная лекция. Сегодня ее целесообразно проводить в форме лекции-конференции, дискуссии, лекции-итога изученного и связи дисциплины с перспективной профессией и другими дисциплинами.
Курсы , при освоении которых используются вводные (вступительные), основные и заключительные виды лекций, подразделяются на вводный курс, общий систематический курс, обзорный курс, специальный курс.
По форме обучения определены следующие виды лекций:
Установочные лекции – аналог вводной лекции, включающий рекомендации по написанию контрольных работ, курсовых проектов, выполнению лабораторного практикума и т.д. Не малый опыт работы позволяет отметить, что нецелесообразно тратить время на диктовку рекомендуемых для обучаемых источников: имеются соответствующие информационные ресурсы на сайтах библиотек вузов, собственные ресурсы лекторов.
Установочная лекция предназначена для мотивации обучаемых к эффективной работе по освоению дисциплины, и ее цель может быть связана с исследованием, например, таких аспектов: «Время, самый ценный ресурс человека, умение правильно его распределить и как это сделать это то, что сегодня становиться самым востребованным», «Лучшая проверка любой теории – практика, а она показывает…». Автор пособия традиционно начинает первую лекцию курса со слов: «Сегодня моя задача заключается в том, чтобы вы вышли из аудитории с одной мыслью: «Как я мог раньше жить без этого знания?». Попытаемся ее реализовать».
Обзорные лекции – связаны с систематизацией научных знаний на высоком уровне, допускают большое количество ассоциативных связей в процессе осмысления информации. Излагаются при раскрытии внутрипредметных и межпредметных связей, но исключают детализацию и конкретизацию. Как правило, стержень излагаемых теоретических положений составляет научно-понятийная и концептуальная основа всего курса или крупных его разделов.
По форме организации коммуникативного взаимодействия преподавателя и студента можно описать следующий «набор» видов лекций:
Информационная лекция – ориентирована на изложение и объяснение учащимся научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это – самый традиционный тип лекций в практике высшей школы. Например, «Проблемы подготовки кадров для сферы конкурентной разведки в бизнесе: мнение работодателей»;
Проблемная лекция – лекция, на которой новая знания вводится через обозначение проблемы, противоречия в постановке основного вопроса, задачи или ситуации. При этом процесс познания обучаемых в сотрудничестве и диалоге с преподавателем приближается к исследовательской деятельности. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Пример технологии подготовки лекции с проблемным компонентом представлен далее;
Лекция – визуализация – представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средства ТСО или аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых материалов.
Лекция – вдвоем (бинарная лекция) – это разновидность чтения лекции в форме диалога двух, трех и более лекторов. Это могут быть либо представители разных научных школ, либо ученого и практика, преподавателя и студента, двух студентов с диаметрально противоположными аргументами по одной и той же теме и т.д.
Наибольший эффект в научно-методологическом плане приносит встреча практика и теоретика. На уровне развития компетентностных характеристик обучаемых наиболее эффективны противопоставления аргументов и контраргументов по аналогии с игрой «Дебаты».
Например, «справедливое общество возможно – справедливое общество невозможно», «Российский менеджмент есть – российского менеджмента нет», «инновации в системе управления образованием обоснованы – инновации в системе управления образованием не обоснованы» и т.д.;
Лекция с заранее запланированными ошибками – рассчитана на стимулирование студентов к постоянному контролю предлагаемой информации (поиск ошибки: содержательной, методологической, методической, орфографической, расчетно-аналитической и т.д.).
Лекция завершается анализом активности слушателей и разбором сделанных ошибок. Наш опыт показывает, что этот вид лекции эффективен со студентами до 4 курса обучения, в небольшой группе, во временной период осени-зимы и в первую половину учебного дня и недели.
Лекция – конференция – проводится как научно-практическое занятие при заблаговременном определении проблемы и на основе докладов длительностью 5-10 минут. Каждое выступление с докладом представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем проблемы. Завершающим этапом лекции является подведение итогов с оценкой выступлений участников, дополнениями и уточнениями лектора.
Целесообразно строить лекцию-конференцию не как цепочку выступлений пяти-шести докладчиков, а как дискуссию, в которой каждый докладчик является представителем мнения группы обучаемых из 3-5 человек. После каждого доклада члены группы обращаются к аудитории с вопросами, предлагая дать на них ответ. Ответы и качество вопросов оцениваются модератором – лектором.
Лекция – дискуссия. Обратим внимание на то, что не следует путать дискуссию с диспутом. В ходе диспута обсуждается спорный вопрос с целью формирования общего мнения, а в ходе дискуссии обсуждается вопрос с целью формирования суждений и оценок.
При диспуте высказываются мнения, обнаруживаются сильные и слабые стороны противоположных суждений, а при дискуссии высказываются и обсуждаются различные точки зрения. Тема диспута «Что мы знаем и что должны узнать о маркетинговых исследованиях рынка», «Работодатели о качестве подготовки выпускников нашего вуза по стратегическому планированию». Темы дискуссии: «Был ли Адам Смит «закоренелым» физиократом?», «Стагнация социальной сферы России: тема для политической спекуляции или «горькая» правда?»;
Лекция – беседа. В принципе, любая лекция сегодня должна включать элементы беседы, так как монологичная позиция лектора далеко не всегда оправдана. Особенно это касается необходимости переключения внимания обучаемых и системы в обратной связи в учебном процессе.
Лекция с опорным конспектированием. Проблема здесь заключается в том, что очень мало студентов умеет вести конспект правильно. Основная масса пытается просто фиксировать абсолютно все, что говорит лектор, не умея вводить сокращения понятий, выделять главное и второстепенное для того, чтобы в процессе конспектирования проводить учебную «селекцию» информации, не может правильно размещать записи на тетрадном листе для того, чтобы конспект имел инструментальное назначение. Поэтому лектору предстоит первоначально самому освоить методику обучения вести конспектирование, а потом уделить для этого внимание на первых же лекциях.
Семинарские занятия. Семинарские занятия тематически связываются с лекционными и способствуют углубленному изучению отдельных наиболее важных тем. Кроме семинаров, в практике работы образовательных учреждений используется понятие «спецсеминар».
Оно, как правило, касается организации работы обучаемых и организуется на старших курсах. Цель спецсеминара – углубленное изучение отдельной проблемы. Например, «Теоретический семинар по принятию решений», «Современная система управления производством», «Саморазвитие личности», «Ораторское искусство» и т.д.
К формам проведения семинарских занятий, относятся:
Выбор вида и формы семинара определяется спецификой учебной дисциплины, содержанием темы, профилем и уровнем подготовки студентов, характером рекомендованной литературы.
Типичные структурные элементы: вступительное слово преподавателя (место темы семинара в изучаемом курсе, цели и задачи занятия; мобилизация и активизация внимания обучаемых), основная часть (выступления студентов), заключительное слово преподавателя (по всему занятию в целом или отдельным выступлениям на занятии делаются выводы и оценивается деятельность участников, дается установка на следующее занятие).
Лабораторные занятия. Лабораторное занятие заключается в выполнении обучаемыми под руководством преподавателя комплекса учебных заданий для усвоения теоретических основ учебного курса, приобретения навыков и опыта творческой деятельности, овладения современными методами практической работы с применением технических средств. Лабораторные занятия могут проводиться как вслед за лекцией, так и предварять ее для конкретизации теоретических положений, обобщений, выводов «на перспективу».
Целью лабораторного занятия является организация управляемой познавательной деятельности студентов в условиях, приближенных к реальной практической деятельности. Во время лабораторного занятия обучаемые ведут записи, а по итогам работы сдают письменный отчет.
К основным задачам лабораторных работ, относятся следующие:
К функциям лабораторных работ, относятся: – традиционные ТЦУ: познавательная, развивающая, воспитательная. Сегодня представляется целесообразным включить и еще одну функцию – контрольную. Результаты лабораторных работ оцениваются на уровне мониторинга успешности освоения обучаемыми навыков анализа, синтеза и применения теоретических знаний на практике.
Виды лабораторных работ:
Формы проведения лабораторных работ: упражнения, тренинги, занятия для решения типовых и/или ситуационных задач, занятия по моделированию реальных задач, деловые и ролевые игры, имитационные занятия, выездные занятия (на производство, в организацию, учреждение).
Типичные структурные элементы лабораторных работ:
Вводная и заключительная части, как правило, организуются фронтально, а основная часть строится как индивидуальная работа с участниками лабораторной работы).
Формы организации учебной деятельности
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Реферат по дисциплине:
«Формы организации учебной деятельности»
Иваншина Татьяна Александровна
1. Формы организации учебной деятельности в системе дополнительного образования……………………………………………………………………….4
1.2 основные требования к построению современного учебного занятия…..6
1.3 основные этапы учебного занятия …………………………………………6
1 4 классификация занятий в дополнительном образовании ……………. 6 1.5 классификация занятий в дополнительном образовании по трудоемкости.
2. Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в
учебном процессе в системе дополнительного образования……………7-13
«Всестороннее развитие, духовное богатство не может быть достигнуто по принуждению. Подлинное богатство складывается тогда, когда человек сам тянется к знаниям, к науке, к искусству».
В истории мировой образовательной практики существовали разнообразные формы организации обучения, возникновение и развитие которых всегда было детерминировано потребностями и интересами государства.
Глубокие преобразования, происходящие в области подготовки молодежи требуют резкого повышения эффективности педагогического процесса во всех типах образовательных учреждений.
В таких условиях педагогический процесс в образовательном учреждении должен все больше ориентироваться на творческое развитие личности. Все это предполагает использование самых различных форм и методов обучения. Как подчеркивают многие ученые, именно в педагогической форме реализуются поставленные образовательные цели.
В педагогической науке накоплен значительный фонд знаний, необходимых для дальнейшего совершенствования организационных форм обучения и воспитания.
В дополнительном образовании эти формы несут так же учебную нагрузку и могут использоваться как активные способы освоения детьми образовательных программ.
1. Формы организации учебной деятельности детей в системе дополнительного образования.
Для педагога дополнительного образования уже недостаточно знания лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого-педагогическими знаниями;
— использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которое позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти для себя занятие по душе;
— основываться на социальном заказе общества;
—отражать региональные особенности и традиции .
Урок – это организационная форма обучения, при которой учитель в течение установленного времени руководит познавательной деятельностью постоянной группы учащихся с учетом их особенностей, используя средства и методы работы для успешного овладения учениками основами изучаемого предмета, воспитания и развития познавательных способностей и духовных сил учащихся.
Форма обучения – организованное взаимодействие педагога и учащихся в ходе получения ими знаний. В учебном процессе, в зависимости от решаемых, задач педагог работает с обучающимися фронтально, в малых группах, индивидуально. Выделяют формы обучения: фронтальная, групповая, индивидуальная.
При фронтальном обучении педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего класса, работающего над единой задачей.
При групповых формах обучения педагог управляет учебно-познавательной деятельностью групп учащихся класса.
В процессе индивидуального обучения педагог обучает каждого ученика отдельно, когда существует непосредственный контакт с учеником; возможность понять ученика, прийти на помощь, исправить ошибки.
1.1 Учебное занятие — основной элемент образовательного процесса в дополнительном образовании, но сегодня существенно меняется его форма организации.
-организация работы детей на доступном для них уровне, на пределе их возможностей и в приемлемом темпе;
— четкое, поэтапное объяснение на высоком уровне учебного материала или обучение практической операции;
— установка не на запоминание учебной информации, а на смысл и практическую значимость полученных знаний;
— обязательный контроль, который можно осуществить по ходу объяснения новой темы, после ее изучения и как итоговую проверку;
— реализация индивидуального подхода на каждом учебном занятии (выяснение целей и возможностей, творческого потенциала каждого ребенка на основе знания способностей, потребностей и склонностей).
Технологическая схема современного занятия обладает большой вариативностью, но в тоже время подчинена основной задаче – воспитать веру ребенка в свои силы и стремление к самостоятельной деятельности.
Формы проведения учебных занятий подбираются педагогом с учетом:
возрастных психологических особенностей учащихся;
цели и задач образовательной программы;
специфики предмета и других факторов.
1.2 Основные требования к построению современного учебного занятия:
создание и поддержка высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
целесообразное расходование времени занятия;
применение разнообразных методов и средств обучения;
высокий положительный уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
практическая значимость полученных знаний и умений.
1.3 Основные этапы учебного занятия.
-Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
-Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению нового.
-Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
-Упражнения на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу, а также их применение в сходных ситуациях, использование упражнений творческого характера.
-Подведение итогов занятия, формулирование выводов.
1.4 Классификация занятий в дополнительном образовании
Информационно-познавательный тип : мини-лекция, беседа, демонстрация, упражнения, опыт, изготовление по образцу.
Творческий тип : создание собственного творческого продукта.
Коррекционно-контролирующий тип : учебное тестирование, взаимоаттестация, защита, зачет, контрольная работа.
1.5 Классификация занятий в дополнительном образовании по трудоемкости.
Наиболее трудоемкие : итоговые игры, КВН, концерты, соревнования, экскурсии, выставки, клубные встречи.
Традиционные и нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в дополнительном образовании.
Традиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе.
На протяжении многих лет преподаватели используют традиционные формы занятий в дополнительном образовании.
К первой традиционной форме относится лекция. Устное изложение той или иной темы развивает творческую мыслительную деятельность учеников. Нередко урок также проводят в виде семинара. Такая форма занятий является групповой. На уроке ученики обсуждают заранее подготовленные доклады или рефераты.
Такие традиционные формы организации занятий в дополнительном образовании развивают аналитическое мышление, демонстрируют результат самостоятельной работы и совершенствуют навыки публичных выступлений. Нередко для изучения того или иного материала педагоги отправляются с учениками на экскурсии. Такой метод изучения информации заключается в групповой поездке или походе. Его целью является осмотр той или иной достопримечательности. Благодаря данному методу и наглядному представлению обогащается чувственное восприятие. Рассмотрим основные типы занятий.
-педагог в ходе лекции допускает 10 существенных ошибок, обучающиеся обнаружившие ошибки, будут вознаграждены;
-учащимся выдаются листы с кратким изложением текста лекции, где пропущены основные понятия, даты, имена, принципы и т. д.; по ходу лекции учащиеся должны вставить пропущенные сведения;
-педагог предлагает учащимся по ходу лекции составить тезисы;
-педагог оставляет в конце лекции несколько минут, объявив об этом заранее, и проводит викторину по основным понятиям, затронутым в ходе лекции;
Обучающимся предлагаются темы для дискуссии, или они сами предлагают их. Педагог в ходе дискуссии выполняет роль организатора обсуждения и консультанта, как правило, он не высказывает свою точку зрения до заключительного этапа дискуссии, чтобы не влиять на ход и результат дискуссии раньше времени. Для активизации дискуссии несколько учащихся до ее проведения получают задание подобрать конкретные фактические материалы, которые могут быть зачитаны в процессе обсуждения. Из обучающихся создается группа по ролевой оценке, которая в конце занятия выступает с анализом позиций и с оценкой роли участников;
Занятие – тестирование – проводится с помощью компьютера или обычным способом, каждый обучающийся получает карточки с заданиями с вариантами ответов (необходимо выбрать правильный ответ);
Защита проекта – занятию предшествует «мозговой штурм», в ходе которого рассматривается тематика возможных проектов, затем учащиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы педагог выступает в качестве консультанта или помощника), цели, направление и содержание деятельности и исследований, структуру проекта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов;
Занятие – игра – привлечение учащихся к игре позволяет достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться. Педагогу необходимо учитывать основные принципы организации игрового взаимодействия:
-педагог должен предлагать гибкую систему игры, подходящую для каждого обучающегося;
-ребенок должен иметь право выбора и самостоятельного решения;
-игра должна быть доступна всем участникам, предоставлять равные возможности;
-игра должна дать воспитаннику возможность для исследования, понимания, познания окружающего мира;
Нетрадиционные формы организации деятельности детей в учебном процессе в дополнительном образовании.
Всё чаще в нашей практике современного образования педагоги используют нетрадиционные уроки, основной целью которых является формирование у учащихся положительной мотивации к учению, развитие их творческих начал. Нестандартный урок – это урок, который имеет нечто оригинальное. Изменения возможны в целях, методах, средствах обучения и даже в самой организации занятия.
. Именно от выбранной формы преподавания зависит конечный результат. Стоит отметить, что методика обучения напрямую связана с взаимоотношением ученика и учителя. Как правило, преподаватели, которые интересно преподносят материал и нестандартно проводят урок, вызывают у обучающихся уважение. Они с удовольствием посещают их занятия и с легкостью усваивают новую информацию.
Чаще всего нетрадиционные формы занятий в дополнительном образовании основываются на играх, конкурсах, тренингах и ролевых играх. Считается, что такие методы преподавания являются более эффективными. Благодаря им дети с легкостью усваивают материал и с удовольствием посещают занятия. К нетрадиционным формам учебных занятий относятся:
— интегрированные занятия, основанные на межпредметных связях;
-занятия-соревнования: конкурсы, турниры, викторины и т.п.;
— занятия, основанные на методах общественной практики: репортаж, интервью, изобретение, комментарий, аукцион, митинг, бенефис, устный журнал, газета и др.;
— занятия на основе нетрадиционной организации учебного материала: презентация, исповедь и др.;
— занятия-фантазии: сказка, сюрприз, приключения и др.;
-занятия, основанные на имитации общественной деятельности: суд, следствие и др. Вышеперечисленные формы организации деятельности обучающихся в последнее время очень широко используются как в практике школы, так и в практике дополнительного образования.
Специфические формы занятий:
занятие-викторина – викторина составляется так, чтобы учащиеся показали знание и понимание терминов, событий, процессов, норм, правил и т.д.; вопросы могут быть розданы учащимся заранее или содержаться в тайне;
занятие – соревнование (конкурс, турнир) – учебные, познавательные конкурсы основываются на принципах соревновательности, интереса, быстрой реакции; в ходе занятия группа делится на две команды, которые соревнуются между собой. Судейская бригада ставит баллы командам (оцениваются теоретические знания, реакция, полнота и оригинальность ответов, приобретенные практические умения и навыки);
Данному занятию предшествует «мозговой штурм», в ходе которого рассматривается тематика возможных проектов, затем учащиеся, разбившись на микрогруппы, определяют проблемы, которые предстоит решить в процессе проектирования (при этом на всех этапах самостоятельной работы группы педагог выступает в качестве консультанта или помощника), цели, направление и содержание деятельности и исследований, структуру проекта. На последнем этапе проходит открытая защита проекта, результатом защиты становится награждение разработчиков наилучших проектов;
Имеется многообразный арсенал методов обучения, методов мотивации и стимулирования познавательного интереса, контроля и коррекции.
Формы организации образовательной деятельности детей – способ педагогической организации деятельности детей и содержания образовательной программы. В учреждениях образования детей деятельность осуществляется в разновозрастных и одновозрастных объединениях по интересам, в таких, как клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие.
Несмотря на многообразие типов занятий, все они подчинены определенным требованиям, соблюдение которых способствует повышению эффективности обучения:
-каждое занятие должно иметь тему, цель, конкретное содержание, определенные методы организации учебно-воспитательного процесса;
-каждое занятие должно быть обучающим, развивающим и воспитывающим;
-на занятии должно быть сочетание коллективной и индивидуальной форм работы;
-педагог должен подбирать наиболее целесообразные методы обучения с учетом уровня подготовленности учащихся.
В учебном процессе, в зависимости от решаемых, задач педагог работает с обучающимися фронтально, в малых группах, индивидуально.
Литература.
Гуревич П.С., Психология и педагогика: учебник для студентов вузов.М.:Юнити-дана,2015.-320с.
Соколова Н.А. Педагогика дополнительного образования детей: учеб. пособие для студ. пед. вузов / Н.А. Соколова. – Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2010.