к формам правления относятся ответ
Основные формы правления
10 класс, 11 класс, ЕГЭ/ОГЭ
Определение формы правления
Прежде чем мы узнаем, какие бывают формы правления, рассмотрим основные определения из школьной программы по обществознанию.
Форма государства — это устройство политической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование.
У государства есть три измерения, которые определяют его сущность: форма правления, тип государственного устройства и вид политического режима.
Форма государственного правления — элемент формы государства, который определяет систему организации высших органов государственной власти, порядок их образования, сроки деятельности и компетенцию, а также порядок взаимодействия данных органов между собой и с населением и степень участия населения в их формировании.
Формы власти показывают:
В современном мире каждое государство отличается набором специфических черт и характеристик, которые сложились в процессе его исторической эволюции, под влиянием природных факторов, особенностей социально-экономического развития, религии и пр.
Из многообразия форм государственного правления на уроках обществознания обсуждают две основные — монархию и республику. Рассмотрим эти виды правления.
Монархия
Монархия — форма правления, при которой верховная государственная власть принадлежит одному лицу — монарху (королю, царю, императору, султану, эмиру) и обычно передается по наследству.
Монархия — одна из самых древних форм правления. Самой ранней формой монархии была деспотия. При деспотии вся верховная государственная власть сконцентрирована в руках у абсолютного правителя или узкой группы лиц, которые вправе свободно распоряжаться судьбой своих подданных. Классическими деспотиями были государства Древнего Востока: Древний Египет, Индия, Китай, Ассирия, Вавилон, Персия. Также деспотической была власть в Золотой Орде, государстве Великих Моголов в Индии и Османской империи.
Параллельно шло развитие теократических представлений о природе монархии. В теократической традиции правитель (монарх) мыслился как живой бог или наместник бога. В разное время элементы теократической монархии можно было встретить в Древнем Египте, Китае, античной Греции (Александр Македонский), Римской империи (начиная с династии Августов). Более поздней формой теократии считают власть Папы Римского.
На теократическую традицию опирались и византийская автократия, и московское самодержавие. Самодержавие возникло в России в связи с принятием великим князем Иваном III титула «Государь Всея Руси» после его женитьбы на племяннице последнего византийского императора Константина XI, Софье Палеолог. А с обретением полной независимости от ханов Золотой Орды Иван III в дипломатической переписке с главами других государств начинает именовать себя царем и самодержцем.
На рубеже XVI−XVII вв. в Европе сложилось представление об абсолютной монархии, под которой понимали такую форму правления, при которой юридически и фактически вся полнота государственной (законодательной, исполнительной, судебной), а иногда и духовной (религиозной) власти концентрировалась в руках монарха, за которым признавалось право лучше всех разбираться в этих вопросах. Классический образец абсолютной монархии того времени: Франция во времена Людовика XIV («короля-солнца»).
Далее появилась идея просвещенной монархии, или просвещенного абсолютизма. Теория просвещенного абсолютизма заключалась в идее светского государства, то есть в стремлении поставить выше всего центральную власть. Просвещенный абсолютизм внес новое понимание государства, которое наложило обязанности на государственную власть, пользующуюся правами. То есть монарх стал пониматься не просто как единоличный властитель государства, а как наиболее образованный представитель своей страны, который должен всестороннее заботиться о благе своих подданных и процветании своего государства.
Современные монархии разделяют на два вида — абсолютные и конституционные.
Абсолютные монархии отличаются всевластием главы государства, не ограниченного конституционными учреждениями. Монарх соединяет в себе функции главы государства и правительства, главнокомандующего вооруженными силами и верховного судьи. Также он назначает правительство и другие органы власти, которые ответственны лишь перед ним как главой государства, а парламент в ряде случаев вообще отсутствует или является лишь совещательным органом при правителе (царе, короле и пр.). В редких случаях монарх выполняет и функции духовного главы. Примеры современных абсолютных монархий: Саудовская Аравия, Бруней, Катар, Оман, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), отчасти княжество Лихтенштейн, Ватикан.
В конституционных монархиях полномочия главы государства строго лимитированы. Реальная законодательная власть в таком государстве принадлежит парламенту, а исполнительная — правительству. По степени ограничения конституционные монархии бывают дуалистическими и парламентскими.
Дуалистическая монархия — конституционная монархия, в которой власть монарха ограничена конституцией, но монарх формально и фактически сохраняет обширную власть. Он обладает правами назначения и смещения кабинета министров, абсолютного или отлагательного вето в отношении решений парламента, а также выполняет ряд представительных и внешнеполитических функций. Примеры: Иордания, Марокко, Свазиленд, отчасти королевство Бутан, где присутствуют также и черты абсолютной монархии.
Парламентарная монархия — конституционная монархия, в которой монарх выполняет свои функции номинально. При парламентарной монархии власть монарха не распространяется на сферу законодательной деятельности и значительно ограничена в сфере управления. Законы принимает парламент, которому принадлежит формальное верховенство среди других органов государства. Он же назначает правительство, которое перед ним ответственно. В отдельных случаях (в Великобритании, Бельгии, Нидерландах и др.) у монарха остаются определенные полномочия, как, например, право вето на законодательные акты парламента, но на практике оно давно нигде не применялось. По сути, монарх выполняет чисто представительские функции.
Примеры: все европейские монархии, за исключением Лихтенштейна и Ватикана. Наиболее известные — Великобритания, Испания, Швеция, Дания, Норвегия, Нидерланды и др. В Азии — Бахрейн, Камбоджа, Кувейт, Таиланд, Япония и с некоторыми оговорками Малайзия. В Африке — Лесото.
Виды монархий | Основные черты |
Абсолютная (неограниченная) | Все ветви власти — судебная, законодательная и исполнительная — находятся в руках одного человека: короля, султана, шаха, императора, царя и пр. Власть передается по наследству по праву крови. Чаще всего существует строгий регламент наследования, во избежание распрей между претендентами. Расцвет абсолютных монархий пришелся на период рабовладения и феодализма. В наши дни абсолютная монархия сохранилась в ОАЭ, Кувейте, Омане, Катаре и др. |
Конституционная | Власть одного лица ограничена законом государства, чаще всего Конституцией. Такой вид монархии подразделяется на дуалистическую и парламентскую. |
Дуалистическая | Монарх стоит во главе исполнительной власти и может влиять на судебные решения и законотворчество. Параллельно с монархией в государстве часто существуют относительно независимые судебные и законодательные органы. Монарх имеет право распустить парламент, либо наложить вето на принимаемые законы. В наши дни она существует в Иордании и Марокко. |
Парламентская | Монарх является частично формальным символом государства, данью традициям. Основная власть принадлежит избранным народом органам (парламенту). В государствах с такой формой правления соблюдается принцип разделения властей. Иногда монарх может наложить вето или резолюцию на некоторые законы, но реальной властью он не обладает. Такая форма правления в наши дни представлена в Японии, Дании, Великобритании. |
Основные виды монархий и их признаки
Линии сравнения | Абсолютная (неограниченная) | Дуалистическая | Ограниченная (парламентская, конституционная) |
Принадлежность законодательной власти | Монарх | Разделена между монархом и парламентом | Парламент |
Осуществление исполнительной власти | Монарх | Формально — монарх, фактически — правительство | |
Назначение главы правительства | Монарх | Формально — монарх, но с учетом парламентских выборов | |
Ответственность правительства | Перед монархом | Перед парламентом | |
Право роспуска парламента | — (парламент отсутствует) | У монарха (неограниченное) | У монарха (по рекомендации правительства) |
Право вето монарха на решения парламента | — | Абсолютное вето | Предусмотрено, но не используется |
Чрезвычайно-указное законодательство монарха | Неограниченное (указ монарха имеет силу закона) | Только в период между сессиями парламента | Предусмотрено, но не используется |
Современные государства | Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия | Иордания, Марокко, Непал | Бельгия, Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Япония |
Республика
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, которые избираются населением (или государственными органами) на определенный срок.
Есть две основные формы республики: президентская и парламентская. Еще существуют смешанные (полупрезидентские) республики.
Президентская республика — президент наделен очень большой властью: он совмещает функции главы государства и главы правительства, формирует правительство. Президента избирают все граждане через прямое голосование (пример — США, страны Латинской Америки).
Парламентская республика — ведущим органом власти выступает избираемый гражданами парламент. Именно парламент формирует правительство, которое обязано перед ним отчитываться (пример — Индия, Италия, ФРГ, Швейцария).
Смешанная республика — власть президента значительна, но формирование правительства происходит с участием парламента (пример — Австрия, Россия, Франция).
Правоведение для чайников – 14. Формы правления
В мире нет государств, устроенных одинаково. Каждое государство по-своему решает, каким людям принадлежит власть, как они её получают и как ею распоряжаются.
Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, наличие или отсутствие которых позволяет отнести государство к определённому типу. Все вместе они называются «формой государства».
В современном мире существуют две основных формы правления: монархия и республика.
Разницу между разными видами монархии легко усвоить, если рассмотреть их историю. Это наглядно видно на примере Англии, где существовали все перечисленные виды монархии.
Но вернёмся снова в Англию, чтобы проследить возникновение последнего вида монархии. На протяжении всего XVIII в. парламент становился всё более важным органом. Бывало, что парламент соглашался поддержать нужный королю закон, только если тот поставит определённого премьер-министра. Бывало, что парламент мешал неугодному правительству и вынуждал его уходить в отставку. Так постепенно англичане пришли к важнейшему принципу: правительство не может работать без поддержки парламента.
Чтобы понять разницу между разными видами республиканского строя, нужно опять-таки взглянуть на их историю и соотнести эти режимы с разными видами монархии. Ведь когда люди воссоздавали республиканский строй в XVIII-XIX вв., они видели перед собой королевства и царства. Поэтому новые республики в некоторых моментах походили на монархические формы правления.
Для такого человека они придумали термин «президент» (от латинского praesidens, что означает «сидящий впереди, во главе»). Но, разумеется, американский президент, в отличие от короля, не передавал власть по наследству, а избирался каждые четыре года голосованием. Плюс к этому было ещё одно отличие. Если король в Англии обычно не отличался острым умом и искал кого-то более смышлёного на пост главы правительства, то у американского президента не было в этом нужды. Люди ведь могут сразу избрать умного и ответственного человека, который сам и встанет во главе правительства. Поэтому никакой премьер-министр тут не нужен: президент сам управляет правительством и возглавляет исполнительную власть.
Эта система называется парламентской республикой. Таковы, например, Германия, Италия, Австрия, Чехия, Индия, Израиль, Турция. За рубежом многие в курсе, какие у этих государств премьер-министры, но почти никто не знает президентов. Чаще всего президент избирается самим парламентом или каким-то другим специально сформированным органом. Проводить всеобщее голосование нет нужды, потому что у президента почти нет никаких важных полномочий.
Наконец, есть республики, которые вообще не влезают в эту классификацию. Существовали и существуют разного рода «советские» и «народные» республики, где правит коммунистическая партия (например, Китай), существует «исламская республика» Иран, где всем управляет исламское духовенство, есть и некоторые другие виды республик. Иногда в таких странах может не быть государственных органов под названием «президент» или «парламент», либо они есть, но почти не имеют власти. Все эти республики сложно классифицировать, потому что в каждой своя форма правления со своими особенностями.
Некоторые из таких республик вообще больше похожи на монархии, потому что периодические выборы главы государства в них не предусмотрены, а у власти может пожизненно находиться один и тот же человек. Так было, например, в Советском Союзе, а сейчас такова ситуация на Кубе и в Северной Корее.
Монархия vs Республика
Одним словом, принципиальной разницы между монархией и республикой в современном мире почти нет.
На мой взгляд, более важна разница между президентской и парламентской формами правления. Опыт последних двух столетий показывает, что президентские республики чаще становятся диктатурами.
Почему же так происходит?
А вот парламентские монархии и парламентские республики гораздо меньше склонны скатываться в диктатуру. В них страной управляет не один человек, а команда, которую формируют политические партии, прошедшие в парламент. Это помогает уйти от вождизма и культа личности: всем руководит не один человек, а группа чиновников, вставшая у власти благодаря переговорам между разными политическими силами и группами общества. У таких людей меньше шанс сговориться и захватить власть.
Такая гибкая система позволяет избежать сосредоточения всей власти в руках одного человека или небольшой группы лиц. Конечно, это не 100-процентная гарантия от диктатуры, но всё же серьёзное препятствие на пути к ней.
Формирование правительства и роспуск парламента
Естественно, такой совет обычно не имел реальной власти, а король мог всегда отправить депутатов по домам, особенно если они говорили что-то неприятное для него.
Чтобы разобраться в этой ситуации, нужно понять, как в этих странах происходит формирование правительства. Именно с этим процессом связаны возможность роспуска парламента.
«После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства РФ Государственной Думой Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы» (ч. 4 ст. 111 Конституции РФ).
Президент или король при парламентской форме правления могут распустить парламент. Происходит это в тех случаях, когда парламент не может сформировать новое правительство или отказывает в доверии действующему правительству. В России президент может распустить нижнюю палату парламента (Госдуму), если она не согласны с ним по поводу кандидатуры председателя правительства.
назовите формы государственного правления
II. Форма правления.
2.1. Монархия
2.2. Республика
III. Форма государственного устройства.
3.1. Унитарное
3.2. Федеративное
3.3. Конфедеративное
IV. Форма политического режима.
4.1. Антидемократический
4.2. Демократический
К единоличным формам правления относятся автократия и абсолютизм, тирания и деспотия, т. е. все формы государственного правления и политического строя, в которых правитель пользуется единоличной неограниченной властью.
* Анархия
* Аристократия
* Бюрократия
* Геронтократия
*
o Имитационная демократия
o Либеральная демократия
o Представительная демократия
o Прямая демократия
o Буржуазная демократия
* Деспотизм
* Джамахирия
* Диархия
*
o Военная диктатура
o Фашистская диктатура
* Клептократия
* Корпоратократия
* Марионеточное государство
* Матриархат
* Меритократия
* Милитократия
*
o Абсолютная монархия
o Конституционная монархия
+ Дуалистическая монархия
+ Парламентарная монархия
o Сословно-представительная монархия
* Ноократия
* Однопартийная система
* Олигархия
* Охлократия
* Патриархат
*
o Парламентская республика
o Президентская республика
o Смешанная республика
* Социализм
* Талассократия
* Теократия
* Технократия
* Тимократия
* Тирания
* Хунта
* Этнократия
* Монархия (наиболее древняя форма правления, при которой власть принадлежит 1 человеку и передается по наследству)
Абсолютная монархия (Вся власть в одних руках)
Конституционная монархия
+ Дуалистическая монархия
+ Парламентарная монархия
* Республика (власть принадлежит народу)
Президентская республика
Парламентарная республика
Смешанная республика
o Советская республика
o Суперпрезидентская республика (выделяется некоторыми учеными)
Тест по теме «Формы и признаки государства»
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Право. Формы и признаки государства.
1. Любое государство характеризуется
Возможностью осуществлять принуждение 2) Многопартийностью
3) Взаимной ответственностью государства и личности 3) Разделением властей
Демократия 2) республика 3) федерация 4)монархия
3. Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Государство определяет правила, по которым протекает политическая жизнь общества.
Б. Государство осуществляет контроль и регулирование только политической сферы жизни общества
Верно только А 2)Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
4. В государстве С. перед парламентом несет ответственность правительство, которое формируется из представителей партий, набравших в процессе выборов большинство голосов. Президент страны избирается парламентом. Какова форма правления в государстве С.?
5. В приведенном списке указаны черты сходства государственной и политической власти и черты отличия государственной власти от политической (сначала цифры сходства, потом отличия)
Осуществляется специальными лицами – чиновниками
Распоряжается силами, возможностями, ресурсами, которыми располагают люди
Распространяется на все общество
Является средством упорядочения общественных отношений
6 . К признакам государства относится
1.Общая культура 2.Налоговые сборы 3.Демократические выборы
4.Наличие политической оппозиции
7. Установите соответствие между примерами государств и их формами
8. К формам территориально-государственного устройства относится :
1) республика 2) демократия 3) монархия 4) федерация
9. При характеристике человека как гражданина указывают на его:
1) семейное положение 2) профессию 3) партийность 4) права и обязанности
10. Какой признак отличает республику от других форм правления?
1) передача власти по наследству 2) власть, ограниченная парламентом
3) выборная власть 4) передача верховной власти по наследству
11. К числу признаков любого государства, независимо от его исторических типов и форм, относят
1) уважение законов 2) наличие парламента 3)федеративное устройства 4)наличие публичной власти
12. Мэрия города К. ежегодно выделяет из муниципального жилищного фонда около 10 тыс. квартир для уволившихся из армии офицеров и их семей. Какую функцию государства иллюстрирует этот пример?
1) правовую 2) культурно-воспитательную 3) политическую 4) социальную
13. В государстве Л. Глава государства получает власть по наследству, законы принимаются парламентом и исполняются правительством страны Какова форма правления Л.?
1)унитарное государство 2)парламентарная монархия 3) парламентская республика 4) федерация
14 . Полномочия главы государства, получившего свою власть по праву наследования, имеют законодательные ограничения в 1)абсолютной монархии 2)унитарном государстве 3)конституционной монархии 4)президентской республике
15. В государстве F глава государства избирается на всеобщих прямых выборах. Он является главой исполнительной власти и формирует правительство. Какова форма правления в этом государстве? 1) смешанная республика 2) парламентарная монархия
3)президентская республика 4) абсолютная монархия
16. Признаком суверенитета государства является
1) доминирование на международной арене
2) право на вмешательство во внутренние дела других государств
3) независимость государственной власти от других властей 4) право на отчуждение земель соседей
17 . Отличительным признаком федеративного государства является: 1) избрание высших органов государственной власти 2) верховенство исполнительной власти 3) наличие органов местного самоуправления 4) наличие в территориальных образованиях своих органов власти
18. В государстве президент выполняет представительские функции, правительство формируется партиями, победившими на парламентских выборах, и несет ответственность перед парламентом. Какова форма правления государства: 1) абсолютная монархия 2) конституционная монархия
3) парламентская республика 4) президентская республика
19. Что отличает государство от других политических организаций:
1) разработка программ развития общества 2) представление интересов отдельных групп
3) выдвижение политических лидеров 4) исключительное право принимать правовые нормы
20. Главой государства является наследный правитель. Он издает законы, руководит деятельностью правительства, участвует в деятельности судебных органов.
Какова форма правления страны: 1 ) конституционная монархия 2) парламентская республика
3) президентская республика 4) абсолютная монархия
21. В приведенном списке указаны черты сходства президентской и парламентской республик и черты отличия президентской республики от парламентской. (Сначала запишите номера черт сходства, а затем – номера черт отличия) 1) Власть сменяема, избирается на определенный срок
2) Избрание главы государства населением 3)Ответственность правительства перед главой государства 4)Законодательно закреплена подотчетность и ответственность власти за результаты своей деятельности
22.В государстве К. всенародно избираемый президент одновременно является главой государства и главой правительства. При этом ответственность за свои действия правительство несет перед президентом. Какая форма правления государства К.
1) Конституционная монархия 2) Президентская республика
3) Полупрезидентская республика 4) Парламентская республика
23. Верны ли следующие суждения о соотношении прав человека и его обязанностей как гражданина? А. Обязанности имеют приоритет над правами.
Б. Нет прав без обязанностей
1) Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4) Оба суждения неверны
24. Верны ли следующие суждения о государственном суверенитете?
А. государственный суверенитет не является основным признаком государства.
Б. ничем не ограниченного государственного суверенитета реально нет и быть не может
1)Верно только А 2) Верно только Б 3) Верны оба суждения 4)Оба суждения неверны
25. В государстве Л. существует единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, а также единая финансовая система и одна Конституция. Государство Л. делится на штаты, которые не обладают самостоятельностью. Какова форма государственно-территориального устройства государства Л.?
1)Конфедерация 2) Унитарное государство 3) Федеративное государство 3) Автономия
26.Государство В. установило на территории своей страны единый правопорядок, издает законы, определяет права и обязанности государственных органов и общественных организаций, должностных лиц и граждан. Этот пример иллюстрирует 1)Территориальную целостность
2) Внешний суверенитет 3) Полновластие нации 4) Внутренний суверенитет
27. Определите факты (1) и мнения (2) (А) Ни в науке, ни в международном праве не существует единого и общепризнанного определения понятия «государства». (Б) Смешение понятия «государство» и политической власти, которая управляет общими делами организованного общества, скорее всего характерно для русской политической традиции. (В) Именно это могло породить ленинскую формулировку, что государство есть машина для угнетения одного класса другим.
28. Укажите признак авторитарного режима отличающий его от других политических режимов
1) Общая обязательная официальная идеология 2) Верховенство закона 3) Вмешательство государства в частную жизнь граждан 4)Безраздельное господство исполнительной власти
29. Только демократическое государство характеризуется 1) суверенитетом 2) законодательной деятельностью 3) сбором налогов 4) политической свободой граждан
30. Политическим режимом называют: 1) форму государства 2) способ осуществления власти
3) наличие репрессивных органов 4) официальную идеологию
31.Каким признаком характеризуется тоталитарное государство? 1) развитая система законов, защищающих права личности 2) свободное формирование политических партий и движений
3) полномочия главы государства не ограничены 4) разделение государственных властей
32. В демократическом государстве в отличие от тоталитарного 1) деятельность главы государства и должностных лиц ограничена законами 2) оппозиция подавляется насильственными методами
3) судьи находятся в подчинении исполнительных органов власти
4) деятельность высших должностных лиц имеет закрытый для общества характер
33.Что является характерной чертой тоталитарного политического режима? 1) концентрация власти в руках выборных органов 2) наличие единой идеологии, насаждаемой государством
3) свободные от цензуры средства массовой информации 4) развитое гражданское общество
34.Сущность демократии проявляется в 1) запрете политических партий 2) назначении депутатов парламента президентом 3) участии граждан в альтернативных выборах
4) усилении контроля за личной жизнью граждан
35.Нарушением принципов демократии является(-ются) 1)безальтернативные выборы в органы государственной власти 2) ограничение сроков президентских полномочий
3) организация пикетов и митингов 4) взаимосвязь прав и обязанностей граждан
36.Одной из ведущих черт демократического политического режима является
1) наличие одной партии, сросшейся с государством 2) стремление государства регламентировать все стороны жизни общества и частную жизнь граждан 3) гарантированность прав и свобод человека законами государства 4) наличие органов судопроизводства
37. Что характеризует демократический режим:
1) командно-административные методы управления 2) господство исполнительной власти
3) всесторонний контроль государства за жизнью общества 4) равенство граждан перед законом
38. К признакам тоталитарного режима относят 1 ) развитую систему законов, защищающих права личности 2) регулярное проведение равных и свободных выборов 3) господство единой общеобязательной идеологии 4)построение государственного аппарата по принципу разделения властей 39. Какие из указанных в перечне признаков отличают демократическое государство от иных государств? ( Несколько ответов) 1) многопартийность 2) свободная печать 3) государственная цензура 4) сбор налогов 5) плюрализм мнений 6) наличие армии
40. Отличительным признаком тоталитарного режима является 1) монополия на власть одной политической партии 2) обязанность граждан подчиняться законам 3) невмешательство государства в дела гражданского общества 4) осуществление выборов в органы государственной власти на альтернативной основе
41. Государство Р. характеризует большей степенью политических свобод, плюрализмом в политической, идеологической и экономической сферах. Какой политический режим существует в государстве Р. 1)Авторитарный 2) Тоталитарный 3)Демократический 4)Теократический авторитарный
42. Установите соответствие между типами политических режимов и их признаками
43.Кто является источником власти в демократической стране? 1) Народ 2) Передовой общественный класс 3) Представители крупного бизнеса 4) Интеллектуальная элита общества
44.Демократический режим характеризуется
1 ) командно-приказными методами управления
2) превращением парламента в совещательное учреждение при главе государства
3) свободой информационного пространства
4) нарушением конституционных прав и свобод
45. Демократический режим характеризуется
1) всесторонним контролем государства за жизнью общества
2) господством исполнительной власти
3) милитаризацией общественной жизни
4) политическим плюрализмом
Право. Формы и признаки государства.