к формам проведения занятий с детьми раннего возраста относятся
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста
Надежда Федосеева
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста
Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием материала, и специфическими приемами проведения. Чтобы построить работу наилучшим образом надо очень хорошо представлять себе психологическую характеристику раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления.
Занятия с малышами основаны на подражании взрослому, его движениям, действиям и словам, а не на объяснениях, беседах и внушении.
В работе с детьми раннего возраста следует учитывать, что познание мира происходит с помощью взрослого человека, путем подражания.Они с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов: открывают и закрывают, трогают, бросают, нюхают, пробуют на вкус. Наблюдая за взрослым и повторяя его движения, слова, ребенок начинает усваивать новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, т. е. становится более самостоятельным.
Все элементы обучения необходимо вводить в специально организованные игры.
Занятия должны проходить только в игровой форме. Малыши в силу своего возраста всегда очень подвижны, любознательны. Поэтому обучение малышей чему-либо возможно только в том случае, когда затронуты положительные эмоции ребенка. А это можно достичь только в игре.
Чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, необходимо многократное повторение пройденного.
Занимаясь с ребенком раннего возраста обязательно надо контролировать уровень сложности материала и учитывать индивидуальные особенности ребенка.
Основными темами занятий являются быт человека, животные и птицы, растения, транспорт, сезонные изменения в природе. Одни и те же темы можно использовать в сюжетной игре, рисовании, лепке, конструировании. В работе с маленькими детьми это вполне оправданно и полезно.
Во время занятия необходимо уметь гибко варьировать длительность игр, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
Внимание детей непроизвольно и кратковременною Учитывая этот факт, необходимо заранее планировать занятие таким образом, чтобы избежать переутомления. Каждый этап занятия длится 3-4 минут,достигая в общей сложности 10-15 минут, что соответствует нормам СанПина.
Каждое занятие должно включать несколько разноплановых игр, сменяющих друг друга.
Занятие должно состоять из нескольких разных игр. Это позволяет дольше удерживать внимание малышей, увеличить продолжительность занятия и его эффективность. Важно, чтобы спокойные игры сочетались с подвижными и наоборот.
Необходимо сочетать четкое планирование занятия с гибкостью его проведения (что-то можно сократить или расширить, что-то отложить до следующего занятия или ввести новый, незапланированный ранее, элемент). Педагог или родитель должен чутко реагировать на восприятие ребенком предложенного материала и улавливать его ответную реакцию.
Чтобы знания, умения и навыки закреплялись, необходимо постоянно их использовать в самых разных ситуациях. Малышам необходима положительная оценка их деятельности. Необходимо специально позаботиться и о том, чтобы знания и умения и навыки, которые дети приобретают, активно использовались и в повседневной жизни. Для этого необходимо обращать внимание родителей на новые достижения ребенка и активно отрабатывать их дома. Только в этом случае мы получим нужный результат.
И последним условием в работе с малышами является:положительная поддержка ребенка взрослым на каждом этапе занятия. Чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, нужно почаще их хвалить.
Попытаемся проследить все эти особенности на примере занятия.
Комплексное занятие с детьми раннего возраста «Поезд»
— аудиозапись песни «Голубой вагон» Э. Успенского;
— предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул, и т. д.);
— туннель (дуги с натянутой на них тканью);
— длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес (каждый вагон определенного цвета).
— настольный деревянный конструктор;
— вырезанные из цветной бумаги круги разного цвета (по 2 для каждого ребенка;
— кисточки для клея, салфетки.
Ход занятия.
Дыхательное упражнение «Теплое и холодное дыхание (формирует правильное речевое дыхание). Научить детей делать холодный и горячий воздух.
Предложить детям сегодня отправиться в путешествие на поезде. Дети выстраиваются в колонну друг за другом, кладут руки на талию впереди стоящему ребенку. И таким образом под музыку двигаются по комнате. Каждый раз перед отправлением поезда зачитывается детям стих. Т.Волжаниной:
Загудел паровоз и вагончики повез:»Чах-чах, чу-чу-чу, далеко я укачу».
Музыка смолкает. Дети останавливаются и вместе с воспитателем выполняют движения по ходу стихотворения.
Мы играем на гармошке.
Громко хлопаем в ладошки.
Головой слегка качаем.
Руки к верху поднимаем.
Наши ручки хлоп-хлоп.
Вниз ладошки опускаем.
Отдыхаем, отдыхаем. (Дети трясут кистями рук). Затем дети снова берут друг друга за пояс и вместе с музыкой едут дальше.
Игра учит объединять предметы по их назначении, закрепляет знания о предметах мебели и транспортных средствах, развивает связную речь.
Поезд подъезжает к столу. Перед детьми предметные картинки транспортных средств (поезд, самолет, машина и т. д.) и предметов мебели (диван, шкаф, стол, стул и т. д.). детям нужно назвать изображенные предметы, рассказать зачем они нужны. В конце игры им предлагается распределить карточки в две группы. Дети снова выстраиваются друг за другом и движутся по комнате под музыку.
Игра закрепляет умение соотносить название цвета с его изображением, развивает восприятие, внимание и быстроту реакции.
Поезд подъезжает к висящему на стене плакату.На нем разноцветные силуэты различных предметов: машинка, мячик,белка, кошка, цыпленок, цветок и т. д.
Воспитатель. Кто быстрее найдет красный предмет? (таких предметов несколько). Каждый ребенок находит какой-то свой предмет и показывает на него. Лиза,что ты нашла красного цвета? А ты,Максим, что увидел красного цвета? И т. д. Поезд движется дальше.
Знакомит с кубом и кирпичиками, учит сооружать из этих деталей длинный поезд.
Поезд останавливается возле строительной площадки. Детям надо из деревянного конструктора построить длинный поезд. Вагоны делаем, накладывая два кирпичика друг на друга и выстраиваем их в длинный поезд. Паровоз будет сделан из двух кирпичиков и кубика.
Дети встают друг за другом и поезд движется дальше.
Спортивная игра «Туннель для поезда»
Развивает основные движения и предупреждает переутомление.
детский поезд подъезжает к туннелю (дуги с натянутой на них тканью). Дети расцепляются и по очереди пролезают в туннель.
Предложить детям показать, как крутятся колеса у поезда (крутим перед грудью сжатыми в кулаки руками, как открываются и закрываются двери поезда (сгибаем руки в локтях и складываем их вместе, разводим руки и снова прижимаем друг к другу).
Выполнить вместе с детьми движения по ходу стихотворения.
Катились колеса, колеса, колеса. (Руки согнуты в локтях и делают вращательные движения перед грудью).
Катились колеса все влево, все косо. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в левую сторону).
Скатились колеса на луг под откос. (Руки на поясе, вращательные движения туловищем в другую сторону).
И вот что осталось от этих колес. (Дети разводят руки в стороны).
Задание продолжает знакомить со способом нанесения кистью клея на обратную сторону фигуры и прикладывания ее к листу в определенном месте.
Воспитатель. Наш поезд потерял все колеса и теперь не может сдвинуться с места.
Разложить перед детьми длинный лист бумаги с нарисованным поездом без колес. Каждому ребенку раздаются два вырезанных из цветной бумаги одного цвета круга (колеса). Ребенку надо найти вагон такого же цвета, что и имеющиеся у него колеса и наклеить под этим вагоном.
Во время работы включается запись песни «Голубой вагон».
По завершению подводим итог занятия.
Годовой план работы в детском саду по охране окружающей среды Годовой план мероприятий по охране окружающей среды в детском саду. № п\п Название мероприятия Дата проведения Участники 1 «Природа и.
Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Светлана Фаткина
Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста»
Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает все большую актуальность.
Методы и приемы подразделяются на игровые, словесные, наглядные и практические. Рассмотрим их в отдельности.
1. Игровые методы и приемы в обучении детей:
Приемы:
а) Внесение игрушек,
б) Создание игровых ситуаций (сегодня мы будем птичками)
в) Обыгрывание игрушек, предметов (например, чтение стихотворения «Уронили Мишку на пол», дидактическая игра «Скажи, что звучит»)
д) Внезапность появления, исчезновение игрушки.
е) Изменение местонахождения игрушек (зайчик на столе, под шкафом, над шкафом).
ж) Показ предметов в разных действиях (спит, ходит, кушает).
з) Интригующие обстановки.
2. Словесные методы и приемы:
1) Чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок.
3) Рассматривание картинки, инсценировки.
Приемы:
-Просьба произнести, сказать слово (это платье).
-Перекличка до 1,5 лет («скажи-повтори»).
-Подсказывание нужного слова.
-Многократное повторение нового слова в сочетании со знакомым (у кошки котята, у курицы цыплята).
-Договаривание слова в конце фразы («Котята пьют (молоко)«, «Катя, ешь суп (с хлебом)«).
-Повторение слова за воспитателем.
-Использование художественного слова (потешки, песенки, стихи, шутки).
3. Практические методы:
1) Упражнения (оказание помощи).
2) Совместные действия воспитателя и ребенка.
3) Выполнение поручений.
4. Наглядные методы и приемы:
1) Показ предметов, игрушек.
2) Наблюдение явлений природы, труда взрослых.
3) Рассматривание живых объектов.
5) Использование кукольного театра, теневого, настольного, фланелеграфа.
Приемы:
-Непосредственное восприятие предмета, игрушки.
-Показ с называнием (это кролик).
-Пояснение к тому, что видят дети (это Катя пришла; Катя идет гулять; иди, Катя, иди; ой, побежала Катя и убежала).
-Просьба-предложение (Андрюша, давай, покорми птичку).
-Многократное повторение слова.
-Активное действие детей.
-Приближение объекта к детям.
-Задание детям (иди, Вася, покорми кролика).
-Вопросы (простые для детей до 1,5 лет, с 2-3 лет сложные).
-Включение предметов в деятельность детей («Вот я кладу кубик, на него еще кубик, еще кубик, получилась башенка»).
-Выполнение игровых действий.
Семинар для воспитателей «Методы и приемы по формированию диалогической речи детей дошкольного возраста» Борисова Елена Леонидовна Овладение диалогической речью – это одна из главных задач речевого развития дошкольников. Ее успешное решение.
Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста (из опыта работы) Сообщение «Методы и приемы речевого развития детей раннего возраста. Из опыта работы.» Подготовила воспитатель МДОУ детского.
Консультация «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая преемственность в работе с группами раннего и дошкольного возраста приобретает.
Консультация для родителей детей раннего возраста «Методы и приемы в обучении детей раннего возраста» Подготовила: воспитатель Климова С. П. МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА Воспитание детей от 2-х месяцев до 7 лет, педагогическая.
Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста» Консультация для воспитателей «Методы и приемы стимулирования речевой деятельности детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Османкина.
Методы и приемы формирования словаря детей старшего дошкольного возраста Правильное формирование словаря детей дошкольного возраста служит средством полноценного общения и развития личности. Лексика имеет огромное.
Методы и приемы коммуникативного развития детей раннего возраста Раннее детство является очень коротким периодом в жизни человека. Именно в первые три года жизни дети учатся тому, что будут использовать.
Методы и приемы снижения уровня агрессии у детей старшего дошкольного возраста МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ СНИЖЕНИЯ УРОВНЯ АГРЕССИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Агрессия, в каких бы формах она не проявлялась, оказывается.
Современные игровые методы и приемы как средство ФЭМП у детей дошкольного возраста Одной из наиболее важных и актуальных задач подготовки детей к школе является развитие логического мышления и познавательных способностей.
Особенности организации и проведения НОД с детьми раннего возраста
Особенности организации и проведения непосредственной образовательной деятельности с детьми раннего возраста.
Ранний возраст – особый, чрезвычайно важный и ответственный период в жизни человека. По насыщенности овладения навыками и умениями, по темпам развития ранний возраст не имеет себе подобного в последующие периоды. Вся деятельность ребенка подчинена одной ведущей потребности – познанию окружающего мира и себя в нем.
В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные способности: познавательная активность, любознательность, уверенность в себе, целенаправленность и настойчивость, воображение и многие другие. Причём все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, а их развитие требует обязательного участия педагога.
Для полноценного психического развития ребёнка необходимы особые формы обучения маленьких детей, определённые педагогические воздействия. Однако эти воздействия имеют серьёзную специфику и во многом отличаются от тех, которые обычно используются для детей дошкольного возраста.
Ведущим видом деятельности и основой становления личности ребенка раннего возраста является предметно-игровая деятельность. Поэтому с детьми данного возраста проводим игры-занятия, в которых усвоение какого-либо материала протекает незаметно для малышей, в игровой деятельности.
Занятия проводим в форме игры, так как игровые приёмы обеспечивают динамичность обучения и максимально удовлетворяют потребности ребёнка в речевой или поведенческой самостоятельности (движения, действия и т. п.).
Занятия с маленькими детьми отличаются от занятий с дошкольниками не только объемом и содержанием материала, но и специфическими приемами проведения. Проводим их индивидуально или с небольшой подгруппой детей. Педагог сидит за одним столом с детьми, чтобы иметь возможность помогать каждому ребенку.
Чтобы построить работу наилучшим образом, педагог также должен хорошо представлять себе психологические особенности развития детей раннего возраста: особенности развития восприятия, внимания и памяти, речи и мышления и др.
Итак, в работе с детьми раннего возраста учитываем следующие принципы;
1. Ребенок познает мир с помощью педагога путем подражания.
Малыши с интересом исследуют сенсорные свойства окружающих предметов, открывают и закрывают, бросают, трогают, нюхают, пробуют на вкус.Но только с помощью воспитателя ребенок узнает их функциональное назначение: ложкой едят суп, лопаткой копают песок, книжку читают, карандашом рисуют.
Педагог знакомит малыша с новыми играми, когда учит убаюкивать куклу, строить из кубиков, катать машинку за веревочку. Наблюдая за педагогом и повторяя его движения, действия, слова, ребенок усваивает новые навыки, учится говорить, обслуживать себя, становится более самостоятельным.
Таким образом, занятия с малышами строим на подражании педагогу, его движениям, действиям и словам, а не на объяснении, беседе, внушении.
2. В совместной деятельности ребенка и педагога совмещаем элементы игры и обучения.
Таким образом, элементы обучения вводим в специально организованные игры.
3. Чтобы новый навык закрепился, необходимо повторение.
Малыши любят повторять одно и то же действие, движение, слово снова и снова.Это механизм обучения: чтобы навык закрепился, необходимо большое количество повторений, и чем сложнее навык, тем больше времени и количества повторений потребуется.
Предположение, что необходимо постоянно вносить разнообразие в игры и занятия ребенка, правильно для детей старшего возраста. А малыши более комфортно чувствуют себя в знакомой ситуации, действуют более уверенно в ходе знакомых любимых игр.
Таким образом, чтобы новые знания, умения и навыки закрепились, повторяем материал многократно.
4. Содержание материала должно соответствовать детскому опыту.
Таким образом, материал для занятий с малышами подбираем серьёзно и вдумчиво.
5. Контроль уровня сложности предлагаемого материала.
Уровень сложности материала для занятий с детьми соответствует возрасту. Если перед ребенком стоит непосильная для него задача, он заведомо оказывается в ситуации неуспеха. Малыш пытается выполнить задание, но у него не получается, и он быстро теряет интерес.
Таким образом, подбираем доступный материал для маленького ребенка, усложняя одно и то же задание постепенно, от занятия к занятию (принцип «от простого к сложному»).
6. Контроль длительности занятия.
Учитываем тот факт, что внимание маленьких детей непроизвольно и кратковременно. Поэтому заранее планируем занятие так, чтобы избежать переутомления ребенка и потери интереса. Каждая игра длится от 5-10 до 15-20 минут.При этом учитываем конкретную ситуацию и поведение детей: можно быстро свернуть игру, если видим, что дети устали, либо продолжить и расширить ее, если у малышей есть настроение и силы продолжать.
Таким образом, варьируем длительность игр, занятий, в зависимости от ситуации, возможностей детей и их поведения.
7. Необходима четкая структура занятия.
А вот основная часть может быть любой по содержанию и длительности в зависимости от поставленных задач.
Таким образом, любая игра-занятие имеет начало, продолжение и конец.
8. Постоянная смена видов деятельности.
Смена видов деятельности дольше удерживает внимание малышей, увеличивает продолжительность и эффективность занятия. Подвижные игры чередуются со спокойными занятиями.
Таким образом, каждое занятие строим из нескольких разноплановых игр, сменяющих одна другую.
Занятия подбираем с учетом возраста детей, их возможностей и интересов. Реагируем чутко на отношение детей, улавливаем их ответные реакции. В некоторых случаях следует поучиться у самих детей, которые предлагают интересные варианты развития игры, ее сюжета.
Позаботимся о том, чтобы знания и умения, которые дети приобрели во время занятий, активно использовались ими как на других занятиях, так и в повседневной жизни. Для этого держим близких в курсе событий – они должны знать о новых достижениях ребенка, так как малыши порой ленятся, порой стесняются, а иногда просто забывают о том, чему научились, и в знакомой ситуации действуют привычным способом. Побуждаем, поощряем, а иногда и требуем, чтобы ребенок действовал по-новому. Только в этом случае полезный навык быстрее закрепится.
Таким образом, чтобы навыки и знания закреплялись, постоянно их используем в самых разных ситуациях.
11. Малышам необходима положительная оценка их деятельности.
Таким образом, чтобы малыши развивались быстрее и увереннее, хвалим их чаще.
Итак, делаем вывод, что занятия с детьми раннего возраста носят специфический характер, проводим их в основном в игровой форме. Это объясняется особенностями развития данного возраста. В первых играх с любыми игрушками участие педагога просто необходимо. Очень многое зависит от выразительности слов и действий воспитателя. Именно воспитатель заражает малыша интересом к игре, занятию и вовлекает в воображаемую ситуацию. При проведении игр и занятий с маленькими детьми помним, что любые объяснения педагога неэффективны и бесполезны для малышей. Только действуя своими руками и воспринимая предметы своими глазами ребёнок обучается и запоминает.
1.Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. сада / Сост. Бондаренко А. К., Матусик А. И. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 1983. – 95 с.
2. Гуткович И. Я. Методическое пособие по организации и проведению развивающих занятий с дошкольниками. / Сборник конспектов занятий воспитателей Центра. – Ульяновск, 1996. – 100 с.
3. Доронова Т. Н., Карабанова О. А., Соловьева Е. В. Игра в дошкольном возрасте – М., 2004. – 192 c.
4. Лобанова Е. А.Дошкольная педагогика: учебно-методическое пособие / Е. А. Лобанова. –Балашов: Изд-во «Николаев», 2005. – 76 с.
5. Павлова Л. Развивающие игры-занятия с детьми от рождения до трех лет. – М. : Мозаика-Синтез, 2008. – 224 с.
Конспект проведения утренней гимнастики во второй группе раннего возраста Цель: формирование и совершенствование двигательных навыков при помощи утренней гимнастики. Задачи: Обучающие: 1. Упражнять в ходьбе на.
Консультация для воспитателей «Особенности организации индивидуальной работы с детьми старшего дошкольного возраста» Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста В соответствии с новыми профстандартами, индивидуализация образовательного.
Консультация «Особенности организации инклюзивной практики в ДОУ» Построение образовательного процесса в ДОУ, реализующего инклюзивную практику, предполагает необходимость создания такой структурно-функциональной.
Методические рекомендации «Особенности организации работы по нетрадиционным видам рисования с детьми дошкольного возраста» Войдя в дошкольную педагогику, как передовая, отличная от традиционных форм всестороннего развития личности, ТРИЗ занял прочное место в.
Модель организации адаптационного периода детей раннего возраста на год В этом возрасте важно: 1. Индивидуальный подход к ребенку 2. Организация адаптационного периода 3. Гибкий режим 4. Учет домашних привычек.
Особенности организации предметно-пространственной среды ДОУ Особенности организации предметно-пространственной среды МБДОУ. «Образовательная среда в детском саду предполагает специально созданные.
Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание,.
Презентация «Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды» Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы. Материалы,.
Особенности проведения занятий с детьми раннего возраста Занятия с детьми раннего возраста значительно отличаются от занятий с детьми среднего и старшего возраста не только объемом и содержанием.