к формам социального обеспечения относятся

Право на социальное обеспечение (ст. 39 Конституции России)

Конституция России, закрепляя право на социальное обеспечение, связывает его возникновение с достижением определенного возраста, болезнью, инвалидностью, потерей кормильца, воспитанием детей и другими подобными обстоятельствами, обусловленными различными социальными рисками, утратой заработка или его недостаточностью для жизнеобеспечения человека.

Право на социальное обеспечение означает обязательное участие государства в содержании тех своих граждан, которые из-за нетрудо­способности либо других независящих от них причин не имеют доста­точных средств к существованию. Социальное обеспечение — одна из наиболее важных конституционных форм социальной защиты населе­ния.

Конституционными формами социального обеспечения выступа­ют государственные пенсии и социальные пособия. В то же время иные формы социального обеспечения могут устанавливаться законом.

К сожалению, в Конституции России не закрепляются требования и нормативы определения минимальных размеров социального обе­спечения, что в определенной мере снижает ценность права на соци­альное обеспечение.

к формам социального обеспечения относятся. Смотреть фото к формам социального обеспечения относятся. Смотреть картинку к формам социального обеспечения относятся. Картинка про к формам социального обеспечения относятся. Фото к формам социального обеспечения относятсяПраво на трудовую пенсию при на­личии других предусмотренных за­конодательством условий у женщин возникает по достижении 55 лет, а у мужчин — по достижении 60 лет. В случае если размер пенсионного обеспечения гражданина состав­ляет величину, меньшую величины прожиточного минимума пенсионе­ра, то соответствующая разница ему выплачивается в виде социальной доплаты к пенсии.

Наряду с этим Конституцией Российской Федерации предусматри­вается поощрение добровольного социального страхования, создание дополнительных форм социального обеспечения, а также благотвори­тельность. Тем самым государство оказывает поддержку негосудар­ственным формам материального обеспечения людей, то есть созда­нию частных пенсионных фондов, личному страхованию и др.

Основные законодательные акты:

Источник

К формам социального обеспечения относятся

к формам социального обеспечения относятся. Смотреть фото к формам социального обеспечения относятся. Смотреть картинку к формам социального обеспечения относятся. Картинка про к формам социального обеспечения относятся. Фото к формам социального обеспечения относятся

Прокуратура Усть-Алданского района разъясняет

Кто имеет право на социальное обеспечение?

Перечень тех, кто имеет право на социальное обеспечение следует из таких нормативных документов, как Европейская социальная хартия (статья 12), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (статья 9) и Конституции Российской Федерации (статья 39). Стоит отметить, что нормы, касающиеся социального обеспечения граждан, закреплены в федеральном законодательстве, указах Президента и постановлениях правительства. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В статьях 7 и 38 Конституции указано, что государство должно обеспечивать поддержку семей, детства, материнства и отцовства. Надзор за соблюдением указанных прав и свобод осуществляют органы прокуратуры.

В законодательном акте, вступившем в силу 19 мая 1995 года, защищено право на социальное обеспечение для семей, имеющих детей. Предусмотрены такие разновидности пособий, как разовая выплата при рождении ребёнка, ежемесячная выплата на каждого ребёнка в семье до 18 лет. В случае если ребёнок не посещает учебное заведения, пособие перестают начислять в 16-летнем возрасте. Выплаты беременным и роженицам, которые не подлежат государственному социальному страхованию. Они же получают право на ежемесячную выплату пособий на период декретного отпуска до достижения ребёнком 1,5 лет.

С 21 декабря 1996 года вступил в силу закон о защите и поддержке детей, оставшихся без родителей. Согласно действующему законодательству, эта категория граждан может получить: бесплатное образование, повышенные стипендии, бесплатный проезд в общественном транспорте, лечение и медицинское обслуживание; путёвки на базы отдыха; жилую площадь вне очереди; выплаты по безработице сроком на 6 месяцев в сумме средней заработной платы. Все эти привилегии заканчиваются после достижения гражданами 23 лет, кроме получения жилья вне очереди.

Государство предоставляет людям пенсионного возраста скидки на оплату коммунальных услуг. Но только при условии, что оплата ЖКХ превышает 22% личного дохода. Пенсионеры не обязаны платить налоги на движимое и недвижимое имущество, вне зависимости от количества объектов собственности. Также гражданам пенсионного возраста положены льготы на землю и проезд в общественном транспорте. Пенсионеры обладают правом на налоговый вычет при покупке недвижимости, несмотря на то, что они не уплачивают налоги.

Право на социальное обеспечение в РФ имеют безработные, малоимущие и нетрудоспособные граждане. Как гласит закон «О занятости населения», пособие по безработице могут получить резиденты страны, обратившиеся в районные центры занятости, которые были официально признаны безработными. Им начисляются выплаты по безработице, стипендии на время переквалификации по направлению службы занятости. Также безработным полагается разовая материальная поддержка после окончания периода выплаты пособия. Рассчитывать на государственную помощь могут семьи, чей суммарный ежемесячный доход ниже прожиточного минимума. В законодательном акте «О государственной социальной помощи» указано, что эти семьи должны получать денежные пособия, гуманитарную помощь и льготы для поддержания нормальной жизнедеятельности всех членов семьи в обществе.

Теми, кто имеет право на социальное обеспечение, являются также нетрудоспособные граждане. К ним относятся те люди, которые не могут получить трудовую пенсию, то есть ту, которую определяет стаж работы. К таким людям можно отнести инвалидов 1-й 2-й и 3-й группы, инвалидов детства, тех, кто достиг пенсионного возраста, но так и не заработал на трудовую пенсию. Кроме того, такое право имеют дети, которые стали инвалидами, не достигнув совершеннолетия, и потеряли одного или двух родителей, дети-инвалиды в возрасте до 16 лет. После предоставления соответствующего пакета документов нетрудоспособные граждане (инвалиды) получают ежемесячные фиксированные выплаты, а также могут пользоваться льготами.

Особым сегментом военного права считается социальное обеспечение военнослужащих. Согласно действующему законодательству, в частности законам «О статусе военнослужащих» и «О воинской обязанности и военной службе», лицами, имеющими право на социальное обеспечение, являются все военнослужащие. Все лица, которые задействованы или были задействованы в военной деятельности, должны получать социальное обеспечение, независимо от того, пребывают они в отставке, увольнении или на службе. Служащие, которые находятся в отставке, имеют право на особый размер пенсионных выплат и другие льготы, предусмотренные законодательством.

Среди всех военнослужащих и участников боевых действий особое право на социальное обеспечение имеют ветераны Великой Отечественной войны. Согласно нормативным документам, в ряды ветеранов Великой Отечественной войны входят: Солдаты, принимавшие участие в боевых действиях во время ВОВ. Работники военных объектов, что находились в зоне ведения боев. Жители Ленинграда, находившиеся в городе во время его блокады. Лица, работающие в тылу, и те, кого наградили медалями СССР за вклад во время войны. Те, кого можно отнести к участникам ВОВ, делятся на 9 подгрупп, что значительно влияет на формы социальной помощь и её объёмы. Наиболее значительная материальная поддержка предусмотрена для инвалидов ВОВ. Такую же поддержку могут получить приравненные к инвалидам ВОВ лица. Например, те, кто был в плену, в концлагере или члены семей умерших ветеранов.

Сегодня в России поощряется донорство крови и её компонентов. Люди, которые готовы пожертвовать частью себя во имя блага больных, тоже имеют право на социальное обеспечение. Так, в день сдачи крови граждане получают бесплатное питание. В случае если в течение года человек безвозмездно сдал 2 допустимые нормы, он получает право на льготные путёвки в санаторий. Тот, кто сдавал кровь безвозмездно около 40 раз за год, получает награду «Почётного Донора России». Это позволяет получать оплачиваемый отпуск в любое время года, льготные путёвки и первоочередную медицинскую помощь, а также ежегодную денежную выплату. В свою очередь, местное самоуправление может поддержать почётных доноров средствами, которые не указаны в законодательстве. Например, предоставить льготы на ЖКХ и т.д.

Помимо основных категорий лиц, нуждающихся в поддержке, существует и категория граждан, имеющих право на дополнительное социальное обеспечение. Помимо пенсионных льгот, эти люди имеют полное право на дополнительную ежемесячную выплату: ликвидаторы (инвалиды) аварии на ЧАЭС; люди, победившие лучевую болезнь; дети людей, подвергшихся воздействию радиации на ЧАЭС; граждане, которые работают в подразделениях особого риска; люди, что подверглись радиоактивному облучению на ПО «Маяк» или Семипалатинском полигоне.

Право на социальное обеспечение имеет каждый. И право это означает, что государство будет принимать непосредственное участие в жизни тех людей, которые не могут сами справиться с условиями жестокой реальности. Социальное обеспечение – самая важная конституционная форма защиты населения. Но сегодня в законодательстве РФ все ещё нет конкретных требований и нормативов по минимальному размеру обеспечения, это снижает ценность права на социальное обеспечение. В стране поощряется добровольное социальное страхование, благотворительные фонды и другие негосударственные формы материального обеспечения людей.

Жизнь у человека всего одна. Поэтому не стоит молчать о своей бедности и нужде. Нужно не только знать свои права, но и уметь пользоваться ими. Нужно отстаивать свои права, используя их в полной мере.

Источник

1.3. Формы социального обеспечения

В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются двояко: во-первых, как способ его организации – организационно-правовая форма; во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.

Государственное социальное обеспечение имеет несколько организационно-правовых форм, которые подразделяются на основе ряда признаков, главными из которых являются следующие:

? способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;

? круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников;

? вид обеспечения, предоставляемого кругу лиц за счет средств определенных источников;

? вид социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения;

? структура органов, осуществляющих социальное обеспечение.

К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:

1) обязательное социальное страхование работающих лиц и иных граждан, подлежащих такому страхованию;

2) социальное обеспечение граждан за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получила свое законодательное закрепление с принятием Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации». В нем приводится определение обязательного социального страхования как системы создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

К числу специфических признаков, посредством которых выделяют обязательное социальное страхование как форму социального обеспечения, относятся:

– во-первых, способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования. В формировании финансовых ресурсов (источников) принимают участие работающие лица, которые осуществляют в обязательном (принудительном) порядке взносы в свое будущее социальное обеспечение, а в отдельных случаях – и членов своих семей;

– во-вторых, круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников. Подлежат социальному обеспечению по системе обязательного социального страхования застрахованные граждане, а в случае их смерти – члены их семей. Застрахованными считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

– в-третьих, страхователями выступают организации любых форм собственности, а также граждане, обязанные уплачивать страховые платежи (страховые взносы) в соответствующие фонды обязательного социального страхования. Страхователями выступают также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, обязанные по законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы;

– в-четвертых, страховщиками выступают специальные некоммерческие страховые организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся ПФР, ФСС России, ФФ ОМС;

– в-пятых, виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно средств определенного финансового источника. Поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В статье 7 Закона об основах социального страхования определены виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми же случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

– в-шестых, каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию[4].

К ним относятся следующие виды обеспечения: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им полутора лет); единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и иные виды страхового обеспечения.

Предоставление соответствующих видов социального страхового обеспечения застрахованным гражданам осуществляется фондами обязательного социального страхования.

Исходя из самого определения и действующих принципов осуществления обязательного социального страхования его можно представить как системное образование в виде нескольких подсистем (относительно самостоятельных систем в зависимости от видов обязательного социального страхования). В России к таким системам можно отнести:

1) обязательное пенсионное страхование;

2) обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, включая материнство (беременность и роды), санаторно-курортное лечение и оздоровление;

3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет единого органа в лице федерального фонда обязательного социального страхования, из которого предоставлялись бы все виды обеспечения, охватываемые этой системой. По этой причине каждый социальный внебюджетный фонд производит определенные социальные страховые выплаты (выдачи). Так, ПФР выплачивает трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособие на погребение умершего пенсионера.

ФСС России выдает пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, некоторые виды единовременных пособий (при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка и пр.), страховое возмещение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях (единовременные и ежемесячные выплаты и пр.).

ФФОМС на основе платежей за обязательное медицинское страхование выравнивают возможности регионов страны по медицинскому лечению и обслуживанию населения.

Выплата пособия по безработице лицам в период поиска подходящей работы (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного) и их участия в общественных работах; доплаты к пособию по безработице на лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, производятся органами службы занятости населения и за счет средств государственного бюджета. (Государственный фонд занятости населения был ликвидирован, его функции переданы Министерству труда Российской Федерации, затем – Министерству здравоохранения и соцразвития Российской Федерации.)

Обязательное социальное страхование необходимо отличать от государственного личного страхования. Разграничение их производится в основном по контингентам обеспечиваемых, видам и условиям предоставления материального обеспечения. Например, военнослужащие подлежат государственному личному страхованию. В случае увечья (или смерти) военнослужащему (или его семье) выплачиваются страховые суммы за счет государственного бюджета. Следовательно, этот вид страхования не входит в систему государственного социального страхования.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета своего законодательного определения и закрепления в настоящее время еще не получило. Поэтому его понятие выводится исходя из вышеуказанных признаков разграничения организационно-правовых форм социального обеспечения. Его можно сформулировать в следующем виде: социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета – это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований. За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям – по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленных законодательством.

За счет средств государственного бюджета производятся также выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например, единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т. п. Помимо этого за счет указанных средств предоставляются многие виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания: профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др.

Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породили новое явление, как отмечалось выше, – бедность. Появление бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи и поддержки. Такая поддержка (как вид социального обеспечения) установлена Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», а нуждающиеся в ней лица определены как малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Цель государственной социальной помощи – поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Появление нового вида материального обеспечения социально слабых слоев населения неизбежно вызывает потребность в определении его места в системе права социального обеспечения. Одни авторы (Е.Е. Мачульская) полагают, что социальную помощь необходимо рассматривать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Другие (М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова) считают, что все виды и формы социальной помощи финансируются за счет бюджетных средств и, следовательно, их предоставление происходит в рамках такой организационно-правовой формы, как социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований. На наш взгляд, государственную социальную помощь следует все-таки рассматривать в качестве разновидности такой организационно-правовой формы социального обеспечения, как обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

1) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ней;

2) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

3) государственная социальная помощь гражданам в связи с бедностью.

Формы социального обеспечения как способ его организации следует отличать от формы способа удовлетворения потребностей граждан видами данного обеспечения.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматриваются денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. Натуральное обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т. п.

В литературе последних лет выделяют смешанную форму организации социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование обеих вышеназванных форм в отношении определенных категорий граждан, например государственных служащих, депутатов и др. Наряду с централизованными формами выделяют региональные и местные (локальные) формы социального обеспечения. В обобщенном виде данные формы представляют собой форму дополнительного материального обеспечения сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством. На практике это происходит следующим образом. За счет собственных средств (регионального бюджета) органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения. Это относится и к организациям, которые за счет собственных финансовых средств предоставляют дополнительное социальное обеспечение. Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Формы социального обеспечения

В специальной литературе формы социального обеспечения рассматриваются двояко: во-первых, как способ его организации – организационно-правовая форма; во-вторых, как способ удовлетворения потребностей граждан.

Государственное социальное обеспечение имеет несколько организационно-правовых форм, которые подразделяются на основе ряда признаков, главными из которых являются следующие:

♦ способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение;

♦ круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников;

♦ вид обеспечения, предоставляемого кругу лиц за счет средств определенных источников;

♦ вид социальных рисков, с наступлением которых связывается возникновение права на соответствующий вид социального обеспечения;

♦ структура органов, осуществляющих социальное обеспечение.

К основным организационно-правовым формам социального обеспечения относятся:

1) обязательное социальное страхование работающих лиц и иных граждан, подлежащих такому страхованию;

2) социальное обеспечение граждан за счет ассигнований из государственного бюджета.

Обязательное социальное страхование как организационно-правовая форма социального обеспечения получила свое законодательное закрепление с принятием Федерального закона от 16 июля 1999 г. «Об основах обязательного социального страхования в Российской Федерации». В нем приводится определение обязательного социального страхования как системы создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством РФ об обязательном социальном страховании.

К числу специфических признаков, посредством которых выделяют обязательное социальное страхование как форму социального обеспечения, относятся:

– во-первых, способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет которых предоставляется социальное обеспечение в порядке обязательного социального страхования. В формировании финансовых ресурсов (источников) принимают участие работающие лица, которые осуществляют в обязательном (принудительном) порядке взносы в свое будущее социальное обеспечение, а в отдельных случаях – и членов своих семей;

– во-вторых, круг лиц, обеспечиваемых за счет средств финансовых источников. Подлежат социальному обеспечению по системе обязательного социального страхования застрахованные граждане, а в случае их смерти – члены их семей. Застрахованными считаются российские граждане, а также иностранные граждане и лица без гражданства, работающие по трудовым договорам; лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой; иные категории граждан, которые признаются застрахованными в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

– в-третьих, страхователями выступают организации любых форм собственности, а также граждане, обязанные уплачивать страховые платежи (страховые взносы) в соответствующие фонды обязательного социального страхования. Страхователями выступают также и органы государственной исполнительной власти и местного самоуправления, обязанные по законодательству о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы;

– в-четвертых, страховщиками выступают специальные некоммерческие страховые организации, создаваемые в соответствии с законодательством о конкретных видах обязательного социального страхования. К ним относятся ПФР, ФСС России, ФФ ОМС;

– в-пятых, виды обеспечения, предоставляемые застрахованным лицам, зависят от вида социального риска и соответственно средств определенного финансового источника. Поэтому их нельзя рассматривать в отрыве друг от друга. В статье 7 Закона об основах социального страхования определены виды социальных страховых рисков: необходимость получения медицинской помощи; утрата застрахованным лицом заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица) или другого дохода в связи с наступлением страхового случая; дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая. Страховыми же случаями признаются достижение пенсионного возраста, наступление инвалидности, потеря кормильца, заболевание, травма, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание, беременность и роды, рождение ребенка (детей), уход за ребенком в возрасте до полутора лет и другие случаи, установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. При наступлении одновременно нескольких страховых случаев порядок выплаты страхового обеспечения по каждому страховому случаю определяется в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;

– в-шестых, каждому виду страхового риска соответствует вид страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию[4].

К ним относятся следующие виды обеспечения: оплата медицинскому учреждению расходов, связанных с предоставлением застрахованному лицу необходимой медицинской помощи; трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца; пособие по временной нетрудоспособности (в том числе в связи с трудовым увечьем и профессиональным заболеванием); пособие по беременности и родам; ежемесячное пособие по уходу за ребенком (до достижения им полутора лет); единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребенка; социальное пособие на погребение; страховые выплаты в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, оплата дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию и иные виды страхового обеспечения.

Предоставление соответствующих видов социального страхового обеспечения застрахованным гражданам осуществляется фондами обязательного социального страхования.

Исходя из самого определения и действующих принципов осуществления обязательного социального страхования его можно представить как системное образование в виде нескольких подсистем (относительно самостоятельных систем в зависимости от видов обязательного социального страхования). В России к таким системам можно отнести:

1) обязательное пенсионное страхование;

2) обязательное социальное страхование в случае временной нетрудоспособности, включая материнство (беременность и роды), санаторно-курортное лечение и оздоровление;

3) обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

4) обязательное медицинское страхование.

В настоящее время нет единого органа в лице федерального фонда обязательного социального страхования, из которого предоставлялись бы все виды обеспечения, охватываемые этой системой. По этой причине каждый социальный внебюджетный фонд производит определенные социальные страховые выплаты (выдачи). Так, ПФР выплачивает трудовые пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособие на погребение умершего пенсионера.

ФСС России выдает пособия по временной нетрудоспособности, пособия по беременности и родам, некоторые виды единовременных пособий (при постановке на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка и пр.), страховое возмещение при несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях (единовременные и ежемесячные выплаты и пр.).

ФФОМС на основе платежей за обязательное медицинское страхование выравнивают возможности регионов страны по медицинскому лечению и обслуживанию населения.

Выплата пособия по безработице лицам в период поиска подходящей работы (в том числе в период временной нетрудоспособности безработного) и их участия в общественных работах; доплаты к пособию по безработице на лиц, находящихся на содержании безработного гражданина, производятся органами службы занятости населения и за счет средств государственного бюджета. (Государственный фонд занятости населения был ликвидирован, его функции переданы Министерству труда Российской Федерации, затем – Министерству здравоохранения и соцразвития Российской Федерации.)

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета своего законодательного определения и закрепления в настоящее время еще не получило. Поэтому его понятие выводится исходя из вышеуказанных признаков разграничения организационно-правовых форм социального обеспечения. Его можно сформулировать в следующем виде: социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета – это система материального обеспечения и социального обслуживания отдельных категорий граждан, не подлежащих обязательному социальному страхованию, и предоставления отдельных видов социального обеспечения всему населению вне зависимости от принадлежности к определенным категориям граждан за счет бюджетных ассигнований. За счет бюджетных ассигнований осуществляется пенсионное обеспечение лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов Министерства обороны Российской Федерации и некоторых иных категорий лиц за выслугу лет, по инвалидности, а их семьям – по случаю потери кормильца. Им же выдаются различные виды социальных пособий, установленных законодательством.

За счет средств государственного бюджета производятся также выплаты некоторых пособий гражданам как членам общества, например, единовременные пособия при рождении ребенка неработающим гражданам; социальное пособие на погребение; компенсационные выплаты учащимся на питание; пособия беженцам и вынужденным переселенцам и т. п. Помимо этого за счет указанных средств предоставляются многие виды социальных услуг в учреждениях социального обслуживания: профессиональное обучение и реабилитация инвалидов и др.

Формирование основ рыночной экономики, переход к новым общественно-экономическим отношениям в России породили новое явление, как отмечалось выше, – бедность. Появление бедных граждан (социально слабых слоев населения) вызвало необходимость оказания им соответствующей материальной помощи и поддержки. Такая поддержка (как вид социального обеспечения) установлена Федеральным законом от 17 июля 1999 г. «О государственной социальной помощи», а нуждающиеся в ней лица определены как малоимущие семьи или малоимущие одиноко проживающие граждане. Цель государственной социальной помощи – поддержание уровня жизни малоимущих граждан (семей), среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Появление нового вида материального обеспечения социально слабых слоев населения неизбежно вызывает потребность в определении его места в системе права социального обеспечения. Одни авторы (Е.Е. Мачульская) полагают, что социальную помощь необходимо рассматривать в качестве самостоятельной организационно-правовой формы социального обеспечения. Другие (М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова) считают, что все виды и формы социальной помощи финансируются за счет бюджетных средств и, следовательно, их предоставление происходит в рамках такой организационно-правовой формы, как социальное обеспечение за счет бюджетных ассигнований. На наш взгляд, государственную социальную помощь следует все-таки рассматривать в качестве разновидности такой организационно-правовой формы социального обеспечения, как обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета.

Социальное обеспечение за счет ассигнований из государственного бюджета как система материального обеспечения состоит из трех относительно самостоятельных подсистем:

1) социальное обеспечение особых контингентов граждан, находящихся на государственной или военной службе и иной приравненной к ней;

2) социальное обеспечение отдельных категорий лиц вне связи их с трудом;

3) государственная социальная помощь гражданам в связи с бедностью.

Формы социального обеспечения как способ его организации следует отличать от формы способа удовлетворения потребностей граждан видами данного обеспечения.

В смысле способов удовлетворения потребностей граждан в старости, при нетрудоспособности, в случае невозможности осуществлять за собой уход и в иных случаях под формой социального обеспечения рассматриваются денежные выплаты и натуральные выдачи (натуральное обеспечение). К денежным выплатам относятся различные виды пенсий и пособий, компенсационные выплаты. Натуральное обеспечение – это санаторно-курортное лечение, содержание детей в детских учреждениях, оказание социальных услуг, диетическое питание, медицинское обслуживание и т. п.

В литературе последних лет выделяют смешанную форму организации социального обеспечения. Под ней понимают одновременное использование обеих вышеназванных форм в отношении определенных категорий граждан, например государственных служащих, депутатов и др. Наряду с централизованными формами выделяют региональные и местные (локальные) формы социального обеспечения. В обобщенном виде данные формы представляют собой форму дополнительного материального обеспечения сверх выплат различных видов социального обеспечения, установленных федеральным законодательством. На практике это происходит следующим образом. За счет собственных средств (регионального бюджета) органы государственной власти субъекта Российской Федерации определяют либо повышенные размеры (в виде доплат) социальных выплат (пенсий, пособий, компенсационных выплат и пр.), установленных федеральным законодательством, либо вводят новые виды социального обеспечения. Это относится и к организациям, которые за счет собственных финансовых средств предоставляют дополнительное социальное обеспечение. Конечно, указанные организационно-правовые формы социального обеспечения могут видоизменяться, дополняться в зависимости от конкретных социальных и экономических условий развития общества на определенном этапе его развития.

Контрольные вопросы и задания

1. Определите совокупность (группы) общественных отношений, с помощью которых определяется понятие социального обеспечения.

2. Что входит в содержание понятия социальной защиты населения?

3. Какие основные функции присущи социальному обеспечению?

4. Что представляет собой форма социального обеспечения как способ ее организации?

5. Из каких подсистем состоит обязательное социальное страхование?

6. Перечислите системы, которые входят в социальное обеспечение, осуществляемое за счет ассигнований из государственного бюджета.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *