к формам теоретического знания относятся

Формы теоретического знания.

к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся

к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся

к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся

К формам теоретического знания относятся:

Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать совокупности условий, которые нужно соблюдать при ее выдвижении (вне зависимости от отрасли научного знания). Она должна: соответствовать установленным и общепринятым в науке законам; быть согласованной с фактами, на основе которых и для объяснения которых она выдвинута; соответствовать законам формальной логики; быть простой, не содержать лишнего; работать с более широким классом исследуемых родственных объектов, а не только с теми, для объяснения которых она была специально выдвинута; допускать возможность подтверждения или опровержения.

Теория – самая сложная и развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Как к системе знания к теории предъявляют три основные требования: непротиворечивость; опытно-экспериментальная проверяемость; фальсифицируемость.

В современной методологии науки выделяют следующие основные элементы теории:

а) исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, постулаты и т.п.;

б) идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов;

в) логику теории – совокупность определенных правил и способов доказательства, направленных на прояснение структуры и изменения знания;

г) философские основания и ценностные установки;

д) совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из теории в соответствии с конкретными принципами.

К числу основных функций теории относятся: синтетическая – объединение разрозненных достоверных знаний в единую, целостную систему; объяснительная – выявление причинных и иных зависимостей, совокупности связей данного явления, его существенных характеристик, законов его происхождения и развития и т.п.; методологическая – формулировка на основе теории методов исследовательской деятельности; предсказательная, дающая возможность на основании имеющегося знания о наличном состоянии известных явлений сделать выводы о существовании неизвестных ранее фактов, объектов или их свойств; пракселогическая, указывающая на возможность практического воплощения теоретических положений.

Источник

Формы теоретического познания.

Теоретический уровень отличается от эмпирического преобладанием рационального момента познания в виде понятий, теорий, законов и других форм мышления. Чувственное познание здесь полностью не устраняется, но оно становится подчиненным моментом познавательного процесса.
Теоретическое познание отражает явления со стороны их универсальных внутренних связей. Это познание осуществляется с помощью абстракций высшего порядка, таких, как понятия, умозаключения, категории, законы и т.д.
Теоретическое знание предполагает использование мышления, а само мышление возможно на основе применения языка.
Язык науки включает в себя естественный язык (английский, русский и т.д.) и искусственный язык (химические формулы, математические таблицы и т.д.).
Мышление предполагает три основные логические формы:
1. Понятие. Оно фиксирует существенные стороны, признаки явлений. Эти признаки закрепляются в определениях (дефинициях). Понятия выражаются в языковой форме или в виде отдельных слов (атом, квант), или же в виде словосочетаний (вечный двигатель, генномодифицированный продукт).
2. Суждение. Это взаимосвязь понятий в процессе мышления, в суждении осуществляется высказывание о предмете. Суждение может быть истинным (Лондон стоит на берегу Темзы) или ложным (Ижевск — столица России).
3. Умозаключение. Это взаимосвязь суждений в процессе мышления. Здесь на основе логических операций с несколькими суждениями выводится новое знание, также обычно в виде суждения.
Выделяется два вида умозаключения:
1) дедуктивное — движение мысли от общего к частному, единичному;
2) индуктивное — движение мысли от единичного, частного к общему.
Теоретическое познание как развитая форма знания включает следующие структурные компоненты:
1. Проблема
2. Гипотеза
3. Теория
4. Закон
Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано, но необходимо познать. Это знание о незнании в виде вопроса, который возникает в ходе познания и требует ответа.
Проблема включает в себя следующие этапы:
1) постановка проблемы;
2) решение проблемы
При этом в науке важнейшее значение принадлежит первому этапу. А. Эйнштейн говорил, что постановка проблемы часто более существенна, чем ее разрешение.
В настоящее время в науковедении популярна точка зрения К. Поппера. Он считает, что наука начинается не с наблюдения, а с проблемы. Развитие науки — это переход от одной проблемы к другой проблеме.
Научные проблемы следует отличать от ненаучных проблем. К ненаучным проблемам можно отнести идею создания вечного двигателя, многие религиозные догматы.
Гипотеза — это предположение относительно чего-то. Гипотетическое знание носит вероятностный характер, оно требует проверки и обоснования.
В ходе проверки гипотез одни гипотезы становятся истинной теорией. другие гипотезы превращаются в заблуждения, как это произошло с гипотезами эфира и теплорода
Гипотеза как форма теоретического знания должна отвечать нескольким общим требованиям, критериям:
1. Гипотеза должна соответствовать установленным наукой законам. Так, ни одна гипотеза не является плодотворной, если она не соответствует закону сохранения и превращения энергии.
2. Гипотеза не должна содержать в себе логических, формальных противоречий.
3. Гипотеза должна допускать возможность ее подтверждения (верификации) или опровержения (фальсификации).
Теория — это наиболее сложная форма научного знания. Теория дает целостное отражение закономерных и существенных связей в определенной области действительности. Пример: классическая механика И. Ньютона, эволюционная теория Ч. дарвина, теория относительности А. Эйнштейна.
По мнению А. Эйнштейна, научная теория должна отвечать следующим критериям:
1. не противоречить данным опыта;
2. быть проверяемой;
3. отличаться красотой, гармоничностью, изяществом;
4. иметь широкую область своего применения
С точки зрения К. Поппера, научная теория должна отвечать следующим критериям:
1. непротиворечивость — не нарушать законы формальной логики;
2. возможность экспериментальной проверки — верификации;
3. возможность опровержения теории — принципиальной допустимости фальсификации.
Функции теории:
1. Объяснительная — теория выявляет причины происхождения событий и зависимости между событиями;
2. Предсказательная — теория составляет прогнозы будущего;
3. Практическая — теория должна быть руководством к действию по изменению реальной действительности
Закон — это ключевой момент теоретического знания. Главной задачей научного познания является открытие законов в той или иной области действительности. Теория — не что иное, как система взаимосвязанных законов.
Закон есть объективная, существенная, необходимая, повторяющаяся связь вещей, явлений, процессов. Это объективная связь, потому что она присуща самому миру. Это существенная связь, потому что проявляется везде, где имеют место соответствующие условия. Это необходимая связь, потому что законы связаны с сущностью, с внутренними сторонами явлений. Наконец, закон — это повторяющаяся связь, потому что отражает постоянство того или иного процесса.
Виды законов:
1. По формам движения материи:
а) механические;
б) физические;
в) химические;
г) биологические;
д) социальные
2. По степени общности, по широте сферы действия:
а) Всеобщие законы (например, законы диалектики действуют во всем мире);
б) Общие законы (например, закон всемирного тяготения действуют в неорганической природе);
в) Частные законы (например, законы Ома действительны для электромагнитных явлений).
3. По механизму детерминации:
а) динамические законы — носят однозначный характер;
б) статистические законы — носят вероятностный характер.

Источник

Основные формы теоретического знания

к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся

к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся

к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся

Основные формы теоретического знания: научная проблема, гипотеза, теория, принципы, законы, категории, парадигмы.

Термин «проблема» употребляется как обозначение трудности, преграды, задачи, требующей своего разрешения. Проблемы сопутствуют всем формам жизнедеятельности человека. Научная проблема представляет собой осознание противоречий, возникших между старой теорией и новыми научными фактами, которые не удается объяснить с помощью старых теоретических знаний. Потребность объяснения новых научных фактов образует проблемную ситуацию, позволяющую констатировать, что нам недостает некоторых знаний для решения этой задачи. Научная проблема и является специфическим знанием (знанием о незнании). Правильно сформулировать и поставить научную проблему — задача трудная, так как процесс кристаллизации проблемы сопряжен с подготовкой отдельных компонентов ее решения. Поэтому постановка проблемы — первый шаг в развитии нашего знания о мире. Затем начинается научный поиск, т.е. организация научного исследования. Важнейшая роль в разрешении научной проблемы принадлежит гипотезе.

Гипотеза это идея, содержащая обоснованное предположение о существовании закона, который объясняет сущность новых фактов. Имеется целый ряд критериев состоятельности гипотезы: принципиальная проверяемость, обобщенность, предсказательные возможности и простота. Один из критериев оценки гипотезы — ее способность объяснять максимальное число научных фактов и следствий, выводимых из нее. Не является научно состоятельной гипотеза, объясняющая только те факты, которые были связаны с постановкой научной проблемы.

Следующим шагом научного познания является обоснование ее истинности. Этот процесс многоплановый и предполагает необходимость подтверждения возможно большего числа следствий из данной гипотезы. С этой целью проводятся наблюдения и эксперименты, гипотеза сопоставляется с полученными новыми фактами и вытекающими из нее следствиями. Таким образом, гипотеза, всесторонне проверенная и подтвержденная практикой, становится теорией.

Теория это логически обоснованная, проверенная на практике система знаний об определенном классе явлений, о сущности и действии законов бытия. Неотъемлемым компонентом теории является исходная теоретическая основа, т.е. множество постулатов, аксиом, законов, в своей совокупности составляющих общее представление об объекте исследования, идеальную модель объекта.

Теория выполняет важнейшие функции: объяснительная, предсказательная, практическая и синтезирующая. В процессе своего формирования теория опирается на имеющуюся систему принципов, категорий и законов и открывает новые.

Принципы науки – основополагающее теоретическое знание, руководящие идеи, являющиеся исходными для объяснения научных фактов (аксиомы, постулаты, не являющиеся ни доказуемыми, ни требующими доказательств).

Категории в науке — предельно общие понятия, отражающие наиболее существенные стороны, свойства, отношения реального мира.

Законы науки раскрывают необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями. Это могут быть законы функционирования и развития явлений. Познание законов природы, общества и человеческого мышления — важнейшая задача науки. Оно проходит путь от раскрытия всеобщих и существенных сторон исследуемых объектов, фиксируемых в понятиях и категориях, к установлению устойчивых, повторяющихся, существенных и необходимых связей. Система законов и категорий науки образует ее парадигму.

Источник

Рассматривая теоретическое познание как высшую и наиболее развитую его форму, следует определить его структурные компоненты. К числу основных из них относятся проблема, гипотеза, теория и закон.

В. Гейзенберг отмечал, что при постановке и решении научных проблем необходимо определить систему понятий, методологию, опору на научные традиции.

Научные проблемы следует отличать от ненаучных (псевдопроблем), например, проблема создания вечного двигателя.

Гипотеза может существовать лишь до тех пор, пока не противоречит достоверным фактам опыта, в противном случае она становится просто фикцией. Она проверяется (верифицируется) соответствующими опытными фактами, получая характер истины.

Гипотеза употребляется в двух основных значениях: а) форма теоретического знания; б) метод развития научного знания. Как форма теоретического знания гипотеза должна отвечать некоторым общим условиям, которые необходимы для ее возникновения и обоснования и которые нужно соблюдать при построении любой научной гипотезы: 1. соответствие установленным в науке законам; 2. согласованность с фактами, на базе которых и для объяснения которого она выдвинута; 3. непротиворечивость; 4. простота; 5. допустимость ее подтверждения или опровержения.

Теория— наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Примерами этой формы знания являются классическая механика Ньютона, эволюционная теория Ч. Дарвина, теория относительности А. Эйнштейна, теория самоорганизующихся целостных систем (синергетика) и др.

Теория (независимо от своего типа) имеет следующие основные особенности:

2. Не всякая совокупность положений об изучаемом предмете является теорией, т.е. знание д.вскрывать причины и закономерности явлений.

3. Для теории обязательным является обоснование, доказательство входящих в нее положений.

4. Теоретическое знание должно стремиться к объяснению круга явлений.

5. Характер теории определяет степень обоснованности ее определяющего начала, отражающего фундаментальную закономерность данного предмета.

к формам теоретического знания относятся. Смотреть фото к формам теоретического знания относятся. Смотреть картинку к формам теоретического знания относятся. Картинка про к формам теоретического знания относятся. Фото к формам теоретического знания относятся

В самом общем виде закон можно определить, как связь (отношение) между явлениями, процессами, которая является объективной, существенной, необходимой, внутренней, устойчивой.

Понятие закона — продукт зрелого мышления: оно сформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в период становления науки как системы знания.

Будучи по своей форме продуктами человеческих знаний, по своему внутреннему содержанию законы выражают объективные процессы действительности. Познание законов и есть основная задача науки.

По своему внутреннему содержанию законыделятся на законыстроения (в основном законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах), законы функционирования (причинная и системная детерминация) и законы развития (область причинной детерминации). В силу диалектики необходимости и случайности законы развития выступают как тенденции, которые прокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.

По форме своего проявления законыделятся: динамические и статистические. Так любой брошенный камень вернется на землю в силу динамического закона, а количество очков на брошенных костях непредсказуемо, действует статистическая закономерность. Теория– это достоверное (в диалектическом смысле) знание об определенной области действительности, представляющее собой систему понятий и утверждений и позволяющее объяснять и предсказывать явления из данной области, высшая, обоснованная, логически непротиворечивая система научного знания, дающая целостный взгляд на существенные свойства, закономерности, причинно-следственные связи, определяющие характер функционирования и развития определенной области реальности.

Теория является средством дедуктивной и индуктивной систематизации эмпирических фактов. Посредством теории можно установить определенные отношения между высказываниями о фактах, законах и т.д. в тех случаях, когда вне рамок теории такие отношения не наблюдаются.

Различают описательные теории, математизированные, интерпретационные и дедуктивные теории.

Поворотными пунктами в истории науки становятся и революции. Рев в науке выражается в качественном изменении ее исходных принципов, понятий, категорий, законов, теорий, т.е. в смене научной парадигмы. Под парадигмой понимают: выработанные и принятые в данном научном сообществе нормы, образцы эмпирических и теоретических мышлений, приобретшие характер убеждений; способ выбора объекта исследования и объяснения определенной системы фактов в форме достаточно обоснованных принципов и законов, образуют логически непротиворечивую теорию.

13. Научная теория: сущность и структура.

Теория – наиболее сложная форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности. Любая теория – это целостная развивающаяся система истинного знания (включая элементы заблуждения), которая имеет сложную структуру и выполняет ряд функций. В современной методологии науки выделяют следующие компоненты, элементы теории:

1. Исходные основания – фундаментальные понятия, принципы, законы, уравнения, аксиомы и т.п..

2. Идеализированные объекты – абстрактные модели существенных свойств и связей изучаемых предметов («абсолютное черное тело, идеальный газ» и т.п.).

3. Логика теории – это совокупность определенных правил и способов доказательства, нацеленных на прояснение структуры и изменение знания.

4. Философские установки и ценностные факторы.

5. Совокупность законов и утверждений, выведенных в качестве следствий из основоположений данной теории в соответствии с конкретными принципами.

Методологически важную роль в формировании теории играет абстрактный, идеализированный объект, построение которого – необходимый этап создания любой теории, осуществляемый в специфических для разных областей знания формах. Этот объект выступает не только как мысленная модель определенного фрагмента реальности, но и содержит в себе конкретную программу исследования, которая реализуется в построении теории.

Если на эмпирической стадии преобладает обобщение фактов и установление эмпирических законов, то теоретические законы формулируются не на основе изучения опытных данных, а путем определенных мыслительных действий с идеализированными объектами.

Основание науки.

Основания науки. Идеалы и нормы научного познания.

Cуществует 3 главных компонента оснований науки:

1) Идеалы и нормы исследования.

2) Научная картина мира

3) Философские основания науки.

1. Идеалы и нормы исследования. Выделяют:

1) собственно познавательные установки;

2) социальные нормативы (наука как социальный институт).

Познавательные установки определяются по следующим позициям (формам):

1) Идеалы и нормы описания и объяснения – достаточно изменчивы.

2) Идеалы и нормы доказательности и обоснованности знания.

3) Идеалы и нормы построения и организации знания.

Описание: всеобъемлющее, всестороннее, воспроизводимое, объяснительное и т.д.

Требования к доказательности меняются в течение времени. Доказательство может быть либо логическое, либо эмпирическое. Т.е. доказать означает либо доказать факты, либо доказать логически.

Сегодня доказать – значит сослаться на законы, т.е. свести конкретный частный случай к всеобщему.

Древние греки применительно к закону оперировали понятием logos – необходимое, судьба, закон.

1.Идеалы и нормы науки могут быть конкретизированы к конкретным областям научной деятельности (математике, физике, химии, биологии). В биологии, в науках об обществе одним из основных идеалов является рассмотрение в историческом аспекте (идеи эволюции).

Нормы: принципы экспериментального обоснования; идеал объяснения явлений с помощью небольшого числа фундаментальных законов; идеалы организации теорий как дедуктивных схем; установка на описание законов на языке математики.

2. Научная картина мира

Научная картина мира может быть 2 видов: специальная (физическая, химическая, биологическая) и общая. Специальная научная картина мира – это картина части реальности, которая исследуется определенными науками. Общая научная картина мира – обобщенное представление об устройстве мира, созданное усилиями всех на конкретную историческую эпоху наук.

3. Философские основания науки– это общие принципы, из которых явно или неявно исходит любой ученый или научное сообщество при построении той или иной теории.

Философские принципы, признаваемые наукой:

1) Принцип закономерного устройства мира.

2) Принцип причинности.

3) Принцип материального единства мира (мир един и материален). Существует также принцип двойственности.

4) Принцип развивающегося мира.

Рассматривая механизм влияния философии на науку, необходимо иметь в виду существенные различия в характере, способах и силе этого влияния в зависимости от уровня научного познания, этапа развития науки, степени ее зрелости. Такой дифференцированный подход позволяет придать более конкретный вид представлениям о механизме влияния философии на научное познание.

15. Современные концепции философии науки Карла Поппера.

Методологическая концепция Карла Рай-мунда Поппера (1902- 1994) получила название «фальсификационизм», так как ее основным принципом является принцип фальсифицируемости (опровержимости) положений науки.

Несмотря на критику верификации, Поппер разделял тезис позитивистов о том, что философия науки должна заниматься только вопросами обоснования научного знания.

Фундаментальной оппозицией логическому позитивизму явились прежде всего методологические построения Поппера, который предложил радикально новый взгляд на роль опыта по отношению к научным теориям. Согласно Попперу, главное назначение наблюдений и эксперимента отнюдь не в подтверждении научных гипотез и теорий, а тем более доказательстве их истинности (и то, и другое опыт не в состоянии выполнить просто по своим логическим возможностям по отношению к теориям). Назначение опыта-в фальсификации ложных моделей и теорий. Среди нефальсифицированных наличным опытом теорий предпочтение должно отдаваться тем теориям, которые имел большую вероятность быть опровергнутыми и, тем не менее, удачно выдержали проверку. Более того, только те теории могут вообще считаться научными, которые принципиально могут быть фальсифицированы опытом и рано ил поздно окажутся опровергнуты.

Карл Попперрассматривает знание не только как готовую, ставшую систему, но также как систему изменяющуюся и развивающуюся.

3 основных требования к росту знания:

1) Новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2) Она должна быть независимо проверяемой, т.е. должна вести к представлению явлений, которые до сих пор не наблюдались. То есть новая теория должна быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.

3) Хорошая теория должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Тезисы Поппера:

1) Специфическая способность человека познавать, воспроизводить научное знание является результатом естественного отбора.

2) Эволюция представляет собой эволюцию по построению все лучших и лучших теорий. Это Дарвинистский процесс.

3) Устранение прежних теорий, которые оказываются ошибочными.

4) Против БАДЕЙНОГО принципа познания – традиционной теории познания. Отрицает существование непосредственно чувственных данных, ассоциаций и индукции через повторение и обобщение.

5) Необходимой предпосылкой критического мышления является наличие у человеческого языка дескриптивной или описательной функции, которая позволяет передавать информацию о положении дел или о ситуациях, которые могут иметь место или нет.

Поппер уверен в том, что задача науки состоит в постоянном самообновлении. Науке не присуща никакая линия развития, и каждая новая теория порождает новую линию в развитии науки.

Критицизм в общем смысле означает умение рефлексировать в режиме отрицательной обратной связи, оборачиваясь на исходные предпосылки, в роли которых могут выступать ситуации и события, теории и идеи, утверждения и принципы. Критицизм сопряжен с установкой на принципиальное изменение собственной позиции, если она оказывается уязвимой под натиском контраргументов.

Перекрестный огонь критики, который сопровождает стремление ученого к научной истине, должен иметь место и в социальной жизни, по отношению к реальным событиям и процессам. Все идеи, приобретающие популярность в обществе, должны быть подвергнуты рационально-критическому дискуссионному обсуждению. Критика служит действенным инструментом изменения в сторону более рациональной и эффективной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *