к основным формам экспериментального исследования относятся
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ
Разработано на кафедре общей и прикладной психологии ЛГУ имени А. С. Пушкина. Исполнитель
еще в античные времена (6-5 века до н э.)
Алкмеон, Гиппократ, Гален на арабском востоке. Ибн аль Хайтама, Ибн рош.
2Принцип детерминизма в психологии:
принцип причинности означает, что все психологические явления детерминированы, т.е. причинно обусловлены какими-либо внешними или внутренними факторами. Ориентирует исследователя на поиск этих связей.
3Идея детерминизма впервые была высказана:
Демокритом в 6 веке до нашей эры. Началось все с физики (Галилей, Ньютон) 16-18 века.
4.Сторонниками эмпирического направления в философии и психологии Нового времени были:
Галилей, Ньютон, Декарт, Бэкон, Гоббс, Джон Локк, Гартли, Юм.
Прохазке, Мажанди, Белл.
область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения. Экспериментальную психологию называют научной дисциплиной о методах психологических исследований.
Научная система знания. Результат процесса осознания.
в широком смысле — система взглядов, представлений идей, направленных на объяснение явлений какой-либо области окр. Мира.
В узком смысле — высшая форма организации научного знания, дающая целостное представление о закономерностях и связях определенной области действительности-объекта данной теории.
Учение о методах научного познания.
(путь+слово) система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе.
под методологией понимается: совокупность приемов исследования, применяемых в данной науке (узк. смысле), учение о методах научного познания и способах построения системы этого знания.
Эмпирическое исследование, проводится с целью выявления причинно-следственных связей.
научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в точно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления, измерять и регистрировать изменения и многократно воспроизводить его при повторении этих условий.
метод, способ, процесс целенаправленного, организованного восприятия регистрации поведения какого-либо объекта. Старейший психологический метод.
(содержание) формализованный метод изучения текстовой и графической информации, заключающийся в переводе изучаемой информации в количественные показатели и ее статистической обработки.
Экспериментальная психология — область психологии, упорядочивающая знания об общих для большинства психологических направлений проблемах исследований и способах их решения.
Психология эксперимента — это психология опыта, наблюдения, конкретного объекта в данном случае – эксперимента. Разница в объекте наук))
-методы математико-статистической обработки и интерпретации данных.
принцип детерминизма и принцип каузальных взаимосвязей.
отличается от наблюдения активным вмешательством со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными и регистрацию сопутствующих изменений в поведении объекта.
-Изучение состояния проблемы, выявление актуальности ее исследования. Определение целей и задач, предмета и объекта исследования. Обзор имеющихся по данной проблеме публикаций.
-Разработка и уточнение исходной исследовательской концепции. Построение модели явления. Выдвижение гипотез.
— План. Определение этапов, выборки испытуемых. Выбор методов и методик. Организационно-методическое обеспечение проведения психологических обследований, экспериментов.
— проведение психологических обследований, экспериментов. Сбор эмпирических данных и их систематизация. Составление сводных таблиц, их проверка, преобразование формы информации, при необходимости — ее кодирование.
— Обработка данных, в том числе с использованием математико-статистических методов. Представление результатов.
— обсуждение и интерпретация результатов в рамках исходной исследовательской концепции. Оценивание результатов проверки гипотез.
— Соотнесение результатов с существующими концепциями и теориями. Формулирование общих выводов, в которых указывается: подтвердилась или опровергнута теория, достигнута ли цель и как решены задачи исследования (эксперимента), какие результаты достигнуты. При необходимости разрабатываются практические рекомендации. Оцениваются перспективы дальнейшей разработки проблемы. ( Своими силами и не только)
Сущность причинности является производство причиной следствия.
Гипотеза — научное представление в виде высказывания, истинность или ложность которого недоказуемы дедуктивно, неизвестны, но могут быть проверены опытным путем (эмпирически) в ходе эксперимента.
Гипотеза-Система умозаключений, посредством которой на основании ряда фактов делается вывод о существовании явления связи, причины. Причем этот вывод нельзя считать абсолютно достоверным.
Психологическая гипотеза — научные предположения, сформулированные относительно психологической реальности в рамках определенных психологических представлений. Соответствующие теоретическим представлениям понятия выступают в гипотезе в качестве гипотетических конструктов.
Она служит для организации эксперимента.
Является гипотезой о причинно — следственных связях.
2) гипотезы каузальные
Экспериментальное воздействие и экспериментальный фактор — управляемая переменная, активно изменяемая исследователем
Переменная (любое психическое явление, характеристика) изменения, которой рассматриваются как следствия изменения на экспериментальное воздействие. Проще говоря, это так называемая реакция или отклик на экспериментальное воздействие.
24.К какому типу экспериментальных переменных относятся «дополнительные» и «побочные» переменные?
(управляемые — существующая система обучения, аспекты социальной среды. Физиологические переменные)
Неосновные, возникающие помимо воли и желания экспериментатора и испытуемого.
Но требующие также тщательного фиксирования, измерения и обработки.
Называется экспериментальной группой.
Называется контрольной группой.
Экспериментальные выборки
Ограниченная по численности группа объектов, специально отобранная из ген. Совокупности для изучения ее свойств.
Простой случайный отбор. Каждый член генеральной совокупности имеет равные права с другими попасть в выборку.
Способность выборки представлять изучаемые явления максимально полно (с точки зрения их изменчивости в генеральной совокупности).
В выявлении причинно — следственных связей явления.
Является важнейшим составным элементом психологического обследования.
Квазиэксперимент — с ограниченными формами контроля условий независимой переменной.
-использование в качестве эксп, и контр, неэквивалентных групп.
-осуществление контроля после проведения исследования.
Также, как и положительные.
Это объяснение психологического смысла полученных количественных и качественных результатов исследования, исходя из выдвинутых теоретических положений.
Репрезентативность выборки. С точки зрения изменчивости изучаемых явлений в генеральной совокупности.
В зависимости их достоверности и надежности.
Данные, полученные путем регистрации реального поведения человека в жизни. Успеваемость, дисциплина, обращение к врачу и т.д.
Данные личностных опросников, методов самооценок.
— Миннесотский многопрофильный личностный перечень.
— Шестнадцатифакторный личностный опросник Кэтелла.
— тест Гилфорда-Циммермана (темперамент)
— Личностный опросник Айзенка.
Данные тестов на умение, знания. Касаются испытуемых по отношению к чему-либо.
Сущность выборки, ее значение в социологическом исследовании
Если характер распределения показателей психологического признака является нормальным или близким к нормальной форме распределения признака, описываемой кривой Гаусса.
— Расчет достоверности отличий признака между выборками по т-критерию Стьюдента, ф-критерию Фишера.
Если кривая распределения показателей далека от нормальной.
— ПО критерию U Манна-Уитни
— коэффициент ранговой корреляции Спирмена
— Факторный, многофакторный, кластерный и другие методы анализа.
Модель варьирования некоторой случайной величины, значение которой определяется множеством одновременно действующих независимых факторов.
Второстепенные Характеристики распределения показателей признака.
Эксцесс-показатель островершинности. Кривые, высокие в своей средней части-эксцессивные.
Коэффициент ассиметрии-показатель скошенности распределения в левую или в правую сторону по оси абсцисс.
Предназначен для того, чтобы выяснить, насколько достоверно различаются показатели одной выборки от другой. Имеет две формы: 1)несвязанный t-критерий — чтобы выяснить, имеются ли различия между оценками, полученными при использовании одного и того же теста для тестирования двух групп из разных людей.
2) связанный t-критерий – для 2 групп, между которыми существует специфическая связь.
Когда данные не подчиняются нормальному закону распределения, используется непараметрические критерии. Можно сравнивать результаты двух групп, полученные с использованием одного и того же теста.
Выявление взаимосвязи между двумя и более наборами данных. Дает возможность точной количественной оценки степени согласованности изменений двух и более признаков.
Пирсона — мера корреляции между двумя переменными, распределенными по нормальному закону.
Спирмена — возможность проведения не очень сложных математических вычислений калькулятором для небольших по объему выборок.
Вероятность того, что данный результат правильно представляет популяцию, выборка из которой исследовалась.
1.1 Определение сегментации рынка товаров, критерии, признаки………5
Чтобы оценить индивидуальный результат тестирования путем сопоставления его с тестовыми нормами.
Когда возникает необходимость сравнить показатели испытуемого, полученные по разным методикам.
В исследованиях, проводимых с целью сравнения психологических характеристик, особенностей проф. деятельности работников госсфер и коммерческих организаций.
С целью упрощения и соотношения с разных секторов.
группирование по различным классам так, чтобы внутри группы они были идентичны по измеряемому свойству, признаку, качеству. Каждому классу дается наименование и обозначение.
Ранговая или порядковая шкала-результат ранжирования.
Приоритет, ранг или старшинство операции или оператора — формальное свойство оператора/операции, влияющее на очередность его выполнения.
Если вы ссылаетесь на факты, мысли авторов, ссылка на первоисточник может даваться в квадратных скобках, в которых указывается номер литературного источника.
В круглых скобках указывается фамилия автора, год издания и страница. При цитировании ссылка на страницу обязательна.
Примеры похожих учебных работ
1.Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Методы психологических исследований
Организация и проведение эксперимента в психолого-педагогических исследованиях
Выборка для эмпирического исследования
Описание выборки и процедуры исследования.
Методы исследования возрастной психологии
Организация и математическое планирование эксперимента. Учебное пособие
В учебном пособии кратко представлены основные теоретические данные, которые позволят правильно спланировать эксперимент, провести его и обработать полученные результаты. В каждом разделе присутствуют подробные примеры использования алгоритмов обработки экспериментальных данных. Учебное пособие снабжено заданиями на самостоятельную проработку, вопросами для самоконтроля и всеми необходимыми справочными материалами.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Организация и математическое планирование эксперимента. Учебное пособие предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
1. Основы экспериментальных исследований
§1. Понятие эксперимента
Эксперимент наряду с наблюдением, измерением и описанием относится к эмпирическим методам познания, что подразумевает практическое изучение реально существующих и доступных объектов исследования или их моделей. Большинство практических научных исследований реализуется в виде эксперимента. Именно разработка теоретических основ экспериментальных исследований дала тот толчок развитию науки и техники, результат которого мы и наблюдаем сейчас.
Эксперимент — это последовательность действий, направленных на получение информации об объекте исследования путем контролируемых воздействий на него в воспроизводимых условиях.
Объектом исследования (ОИ) обычно выступает технологический процесс, о котором требуется получить необходимую информацию. Наиболее часто это экспериментальная информация о реакции объекта исследования на изменение внешнего воздействия. В этом случае эксперимент проводится для улучшения (или оптимизации) показателей работы технологического агрегата с целью повышения производительности и/или качества производимой продукции, уменьшения себестоимости и т. д.
Предмет исследования является определенной частью объекта исследования, это могут быть его отдельные свойства, особенности и т. д.
Воздействия на объект производится в виде опытов.
Опыт — это воспроизведение исследуемого процесса в лабораторных или промышленных условиях с регистрацией его результатов.
Последовательность действий при проведении эксперимента включает в себя следующие шаги:
— выбор объекта исследования, установление целей, определение факторов, влияющих на объект, а также откликов, которые будут контролироваться, составление плана проведения эксперимента;
— проведение всех предусмотренных планом опытов и регистрация результатов;
— выбор необходимой методики обработки экспериментальных данных, и их анализ с получением всей необходимой информации;
— подготовка и реализация нового экспериментального исследования, если это необходимо.
§2. Факторы, отклики и требования к ним
В ходе любого эксперимента стоит задача установить наличие и вид статистической связи между факторами и откликом.
Фактором называют входную величину, которая воздействует на ОИ, т.е. управляет его поведением и вызывает определенную реакцию на ее изменение. Фактор принимает в некоторый момент определенное значение, которое называют его уровнем.
Обычно фактор обозначают латинской буквой Х, если их несколько то к букве добавляют номер фактора Х1, X2, X3… Xn,
К факторам предъявляют следующие требования:
— факторы должны быть управляемыми, т.е. исследователь в любой момент должен иметь возможность установить необходимый уровень фактора из плана эксперимента.
— факторы должны быть независимы друг от друга, т.е. уровень одного фактора не должен быть зависим от того на каком уровне находится другой фактор. Например, при исследовании процессов деформации брать в виде факторов одновременно температуру и сопротивление деформации, поскольку последнее зависит от первой. Поэтому необходимо использовать только один из них. Если это будет температура, то вторым фактором можно добавить, например, еще и скорость деформации.
— факторы должны быть совместимыми, т.е. комбинации их уровней возможно реализовать на практике (позволяет оборудование и технологический процесс) и они должны быть безопасными (сочетания факторов не должны приводить например к аварии, взрыву).
Факторы делятся на такие группы:
— контролируемые и управляемые — это факторы, уровень которых можно и измерить, и установить в любой момент времени на нужное значение (напряжение, расход газа и т.д.).
— контролируемые, но неуправляемые факторы — это факторы, величину которых можно измерить, но установить конкретный уровень невозможно (температура окружающей среды, влажность);
— неконтролируемые и неуправляемые — это факторы, уровни которых невозможно измерить или даже предугадать наличие самих факторов (износ механизмов, усталость металла, стресс у оператора механизма).
Отклик (еще можно встретить термины: параметр, реакция) — выходная величина на значение которой влияют факторы. Отклик обозначают латинской буквой Y.
Функция отклика — это уравнение, которое характеризует математическую связь между откликом и факторами
Таким образом в результате обработки экспериментальных данных на выходе необходимо получить подобную функцию отклика: y=f (x1, x2,… xn)
§3. Виды экспериментальных исследований
Экспериментальные исследования можно разделить на виды по нескольким признакам (рисунок 1.1).
По характеру получаемых результатов различают качественный и количественный эксперимент.
В результате качественного эксперимента устанавливается только сам факт наличия и направление влияния факторов на отклик, но количественные результаты исследования не приводятся и математическую модель не получают. Например, можно просто установить, что повышение скорости разливки на машине непрерывного литья заготовок приводит появлению дефекта «ромбичность», но не оценивать степень этого влияния.
Рисунок 1.1 — Виды экспериментов
Количественный эксперимент подразумевает получение математической модели связи между факторами и откликом или хотя бы количественную ее характеристику. Например, можно установить математическую зависимость между количеством металлолома в завалке дуговой электросталеплавильной печи и удельным расходом электроэнергии на плавку.
По степени контроля за процессом эксперимент делится на активный и пассивный.
Если исследователь выполняет только роль наблюдателя, то эксперимент называется пассивным. Так как отсутствует возможность (или необходимость) в управлении уровнями факторов, и выполняется только измерение их величины. Также о пассивном эксперименте можно говорить, если выполняется статистическая обработка уже имеющихся данных за какой-либо период.
Активный эксперимент производится путем прямого вмешательства исследователя в изучаемый процесс, т.е. управление уровнями факторов, которое должно выполняться по разработанному плану эксперимента.
По условиям проведения различают промышленный, лабораторный, натурный, полевой эксперименты и т. д.
По характеру взаимодействия с объектом исследования различают материальный, вычислительный и мыслительный эксперименты.
Материальный эксперимент предусматривает работу исследователя непосредственно с натурным объектом исследователя или с его физической или аналоговой моделью.
Вычислительный эксперимент предполагает работу не с самим объектом исследования, а с его математической (чаше всего компьютерной) моделью. В настоящее время для вычислительных экспериментов в технике наиболее часто используется метод конечных элементов.
Формы, типы и виды экспериментального исследования
К основной форме психологического исследования относится прежде всего лабораторный эксперимент. Это — экспериментальное исследование, перенесенное в искусственные условия в целях снижения влияния дополнительных переменных, влияющих на ход и его результаты. В психологической литературе против лабораторного эксперимента чаще высказываются три соображения. Это, во-первых, искусственность эксперимента — выпадение существенных для изучаемого явления условий. Так, эксперименты Г.Эббингауза над памятью с бессмысленным материалом являются искусственными, поскольку они не учитывают смысловые связи, которые существенно влияют на работу памяти. Но сущностью эксперимента в отличие от простого наблюдения является не искусственность условий, а наличие экспериментального воздействия на изучаемый процесс. Во-вторых, это — аналитичность и абстрактность эксперимента. Эксперимент обычно берет изучаемый процесс изолированно, внутри определенной системы условий, причем системы условий зачастую далекой от реальной ситуации. Результаты такого эксперимента часто механически переносятся из лаборатории на практику. Третье, это — роль воздействия экспериментатора. Поскольку всегда в эксперимент напрямую или опосредовано включен исследователь, то задача состоит не в нейтрализации его влияния, а в учете и организации этого влияния. «Поэтому, — писал С.Л.Рубинштейн, — чтобы правильно интерпретировать результаты психологического эксперимента, необходимо сопоставить условия эксперимента с предэкспериментальной ситуацией и с условиями всего пути развития данного человека и интерпретировать непосредственные данные эксперимента применительно к ним».
Второй разновидностью экспериментального метода является естественный эксперимент, занимающий промежуточное положение между собственно экспериментом и простым наблюдением. Естественный эксперимент, предложенный А.Ф.Лазурским (Психология общая и экспериментальная, 1925, сочетает экспериментальность исследования с естественностью. В ходе естественного эксперимента воздействию подвергаются условия, в которых протекает изучаемая деятельность, сама же деятельность испытуемого наблюдается в ее естественном протекании. Поэтому в условиях естественного эксперимента применяются различные способы маскировки экспериментального воздействия.
В психологических исследованиях применяется, по крайней мере, два типа экспериментов. Это — поисковый (эксплораторный) эксперимент, цель которого в выявлении связи между независимыми и зависимыми переменными и подтверждающий (конфирматорный) эксперимент, при помощи которого определяются характеристики связей между независимыми и зависимыми переменными.
К видам экспериментального исследования относятся: критический эксперимент, пилотажное, полевое и лабораторное исследования.
1. Критический эксперимент — это проверка правдоподобности возможных гипотез. Он включает, прежде всего, тщательную теоретическую разработку научной проблемы, выявление специфического объекта и предмета, а также «дизайн» и организацию исследования.
3. Полевое исследование (естественный эксперимент) — это система изучения связи независимых и зависимых переменных при неполном контроле воздействия внешних переменных.
4. Лабораторное исследование (эксперимент) представляет собой изучение связей независимых и зависимых переменных при относительно полном контроле факторов внешних переменных.
И, наконец, в экспериментальной психологии и педагогике особое внимание уделяют применению экспериментальных форм.
Собственно говоря, классическим экспериментом в педагогике и психологии называют формирующий эксперимент, где независимая переменная создается искусственно экспериментатором. Она, воздействуя на испытуемых, формирует у них новую зависимую переменную. В констатирующем эксперименте сам фон, развитие испытуемых, условия, ситуации и пр. являются стимулом, воздействующим на выборку, создавая экспериментальный эффект.
Планирование эксперимента и контроль переменных
Экспериментальная гипотеза
Планирование эксперимента начинается после выработки гипотезы, которая формулируется в процессе знакомства исследователя с фактическим материалом по данной социальной (научной) проблеме. Проблема лежит в основе социальной (научной) потребности.
Научная (исследовательская) проблема представляет собой осознанное противоречие между имеющимся знанием и неопознанной частью предмета исследования, противоречие, на разрешение которого направлена деятельность исследователя. Проблемная ситуация возникает тогда, когда открыто психологическое явление, не поддающееся объяснению на основе господствующей теории и поэтому возникает потребность в новом экспериментальном знании. В проблеме всегда присутствует два «компонента»: известная часть и неизвестная, которые представляют собой диалектическое противоречие.
Проблема может быть поставлена либо правильно, либо нет. Умение правильно поставить исследовательскую проблему чрезвычайно ценное качество исследователя. Искусству постановке научных проблем надо долго и систематически учиться. Чтобы им полностью овладеть, необходимо в совершенстве познать психологическую науку, быть знакомыми с ее историей, законами, которым она подчиняется в своем развитии. Как писал А.Герцен, задача университетов это «возбудить вопросы, научить спрашивать».
Проблема — становящееся знание, то есть что-то такое, которого еще нет и вместе с тем, которое уже есть, когда проблема разрешена.
Разрешение исследовательской проблемы начинается с формулировки гипотезы, с предположения о том, что стремится получить в результате эксперимента психолог.
Экспериментальная гипотеза это научно обоснованное предположение, служащее для объяснения какого-либо психологического факта, явления, которые на основе прежнего знания необъяснимы.
Гипотеза представляет собой форму развития психологического знания. Это потенциально новое или потенциально истинное знание, которое, сохраняя определенную преемственность в отношении устаревшей теории, должно содержать новое знание.
По одной и той же проблеме может формулироваться несколько исследовательских гипотез, причем нередко диаметрально противоположных. Диаметрально противоположные гипотезы называются конкурирующими.
Проблема выбора из ряда конкурирующих гипотез достоверной связана с методологическими трудностями. И, прежде всего, с тем, что никакое число опытных подтверждений не гарантирует истинность гипотезы, а делает ее более правдоподобной.
Парадокс состоит в том, что конкурирующие гипотезы отражают присущие человеческому мышлению, природным явлениям, эмпирическим фактам противоречия, взаимоисключающие стороны и тенденции, которые могут быть адекватно объяснены на основе единой теоретической концепции.
В своем развитии гипотезы проходят три стадии.
Первая стадия — стадия вероятности гипотезы, когда идея, выдвигаемая автором, может иметь вероятность существования или правдоподобия более 50%.
На второй стадии — стадии обоснования гипотезы, происходит определение теоретических оснований выдвигаемых гипотетических положений.
Третья стадия — стадия проверки гипотезы, определяется как процедура теоретической и практической апробации и экспериментального подтверждения/опровержения. В общем плане, если следствия из гипотезы соответствуют действительности, значит она подтверждается, принимается в качестве «истинной», в обратном случае гипотеза опровергается и ее считают ложной.
Исследователь при формировании гипотезы ориентируется наэкспериментально-теоретические подходы к структуре личности, группы, на объект исследования в целом.
На основе гипотезы определяется экспериментальная задача, то есть цель исследования в определенных экспериментальных условиях. Ее элементами могут быть:
· выделение объекта исследования (рандомизация, репрезентативность выборки, выбор эквивалентных групп);
· определение предмета исследования (определение зависимых и независимых переменных);
· выбор, конструирование инструмента регистрации (валидность измерительных средств);
· определение средств, методов и форм воздействия (разработка методик психолого-педагогического, физического или иного воздействия);
· организация процедуры эксперимента (выбор плана или «дизайна» эксперимента);
· алгоритма действий и последовательности процедур, анализ факторов, угрожающих внутренней и внешней валидности;
· подбор методов обработки, накопления и хранения данных («ключи», методы стандартизации данных, базы данных);
· определение методов анализа и интерпретации данных (теоретические и эмпирические методы).
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).
Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого.