к основным формам проблемного обучения не относится
Методы проблемного обучения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие и направленность методов проблемного обучения
Методы проблемного обучения – это методы, предусматривающие подачу нового учебного материала через создание проблемной ситуации, решение которой потребует от учащегося вложения интеллектуальных сил.
Сущность проблемной ситуации заключается в том, что ее решение вызывает у учащихся затруднения, так как они не могут найти объяснение какому-либо факту или явлению, все известные им способы решение не помогают. В этом случае учащиеся начинают искать новые пути и способы.
Проблемная ситуация (задача) – это созданная педагогом учебная проблема, имеющая четкие условия, в результате чего поле поиска решения ограничено и доступно для учащихся.
При разработке проблемной ситуации педагогом должны быть созданы все необходимые условия, не только для усвоения учащимися знаний, но и для понимания процесса их приобретения. То есть, учащиеся должны не просто прослушать лекцию, содержащую уже готовую инструкцию о том, как действовать, а самостоятельно проработать план поиска необходимой информации для решения или ответа.
Метод проблемного обучения направлен на формирование у учащихся мыслительной деятельности, умения последовательного нахождения ответа. Это связано с тем, что решение проблемной ситуации осуществляется поэтапно:
Важным условием постановки проблемной ситуации является верная установка уровня сложности. Проблема должна вызывать у учащегося затруднения, но вместе с тем быть посильной для самостоятельного поиска ответа (решения).
Готовые работы на аналогичную тему
Виды методов проблемного обучения
В настоящее время выделяют шесть основных видов методов проблемного обучения. Каждый вид отличается изложением учебного материала, организацией деятельности учащихся.
Виды методов проблемного обучения:
Методы проблемного обучения направлены на разносторонне развитие учащихся и формирование у них определённых знаний, умений и навыков.
Условия организации методов проблемного обучения
Эффективность методов проблемного обучения во многом зависит от соблюдения ряда условий организации данных методов:
Все эти условия должны лечь в основу проблемных заданий и выбора методики изложения учебного материала в созданной педагогом проблемной ситуации.
История возникновения
Теорию о проблемном обучении первым изложил американский философ Джон Дьюи. В 1894 году этот учёный основал специальную школу в г. Чикаго. В ней классический план учёбы заменили играми и трудом. Учёный в своём методе преподавания опирался на инстинкты детей. То есть привычные занятия чтением, счётом и письмом проходили лишь тогда, когда ученики самостоятельно приходили к решению, что эти знания им необходимы.
Философ полагал, что существует четыре инстинкта:
Чтобы дети могли удовлетворить указанные инстинкты, им предоставлялись такие средства познания, как слова, произведения искусства и технические устройства. Учеников вовлекали в игровую и практическую деятельность.
В Советском Союзе уроки на основе идеи американского учителя были впервые проведены в 1923 году. Прежнюю систему обучения при этом объявили отжившей и заменили лабораторно-бригадной. В 1932 году Центральный комитет ВКП (б) объявил указанный способ преподавания прожектёрством и официально отменил.
Определение и характеристика
Современное проблемное обучение — это организация уроков, предполагающая создание учителем проблемных ситуаций, для решения которых учащимся необходимо провести активную самостоятельную работу. Такой процесс позволяет детям творчески овладеть профессиональными знаниями и умениями, развить мышление.
Проблемное обучение характеризуется как учебно-воспитательный процесс, который строится на полном взаимодействии преподавателя и обучающихся детей. Его цель в том, чтобы ученики не только усвоили готовый научный материал, но и сумели овладеть способами получения этой информации.
Такое обучение формирует и развивает интеллектуальную, мотивационную и эмоциональную сферы, а также индивидуальные способности. При этом основной упор делается на общее развитие ребёнка, а не на передачу ему научных выводов.
Главные понятия
Автор технологии проблемного образования выделял два главных понятия: учебная проблема и проблемная ситуация. Каждое из них имеет свои характерные черты.
Так, к признакам проблемы относятся:
Проблемная ситуация представляет собой один из видов взаимоотношений учителя и ученика, при которой у учащегося возникает психическое состояние, побуждающее его найти, изобрести или освоить новые знания и способы действия, необходимые для выполнения поставленного преподавателем задания. Она возникает в результате учебных или практических действий, которые содержат известные и неизвестные обучаемому ребёнку факторы.
Подобная ситуация характеризуется наступлением у ученика состояния интеллектуального затруднения, вызывающего у него желание выйти из возникшего затруднения. Это положение обычно возникает в случаях, когда у задачи с ограниченной первоначальной информацией существует несколько вариантов решения.
Условия реализации
Для того чтобы применять подобную модель обучения детей, нужно учитывать условия её реализации. К таковым относятся:
Классификация технологии
Подобно другим научным дисциплинам проблемное обучение классифицируется по разным признакам. Так, по форме применения оно является общепедагогическим. Его тип управления — система малых групп. По способу взаимодействия с учащимся этот вид образования классифицируется, как свободное воспитание, в котором преобладает проблемный метод. Проходить обучение по нему могут все категории детей, то есть по этому типу учёба является массовой.
Кроме того, технология подразделяется на следующие виды:
Отдельно можно выделить классификацию технологии по характеру содержания. По указанному критерию выделяют такие формы преподавания, как:
Цели и концепция
Проблемная технология ориентирована на достижение трёх основных целей. К ним относятся следующие:
Концептуальные взгляды проблемного преподавания были изложены его основателем Джоном Дьюи. Учёный сформулировал следующие положения:
Философ полагал, что такая концепция непременно приведёт к достижению положительного результата. Но для этого преподавателям необходимо создать для учеников наиболее благоприятные условия обучения:
В свою работу учителям рекомендуется включать специальные игровые процессы. Для этого подойдут такие виды игр, как:
Методы обучения
Существует несколько приёмов обучения, основанных на создании проблемы, которая контролируется педагогом. Их делят на три основных вида:
Технологическая схема
Преподаватель создаёт проблему и направляет учеников на её решение. Сложность управления этим видом обучения состоит в том, что проблемная ситуация должна быть индивидуальной, а потому представитель педагогического коллектива должен применять дифференцированный подход к каждому ученику.
Алгоритм решения
Преодоление любой проблемы представляет собой последовательность определённых действий. Так, для решения задачи, поставленной в рамках обучения, детям нужно пройти четыре этапа:
Моделирование уроков
Моделируя урок, построенный в соответствии с нормами проблемной технологии, необходимо обратить внимание на то, что детям потребуется самостоятельно выполнить определённое количество заданий на каждом этапе урока.
У всех подобных заданий должна быть общая дидактическая цель, а также взаимосвязанный учебный материал.
Указанную цель необходимо формировать согласно процессу обучения. Для этого подбираются задания, соответствующие следующим характеристикам:
Преимущества и недостатки
Основанная Джоном Дьюи форма обучения довольно широко применяется как в школах, так и при изучении отдельных дисциплин. Дети, получающие знания по такой программе, учатся находить причины различных явлений и событий, выявлять их признаки, устанавливать следственные связи. Поэтому к преимуществам технологии проблемного обучения следует относить:
Несмотря на ряд безусловных достоинств обучения, основанного на постановке проблем, специалисты отмечают и некоторые недостатки указанного метода. К таковым относят следующие ограничения:
Проблемность, как один из видов педагогики, впервые была использована американским учителем Джоном Дьюи.
При применении проблемной технологии преподавания основной функцией учителя становится правильная постановка задачи, которую учащиеся должны будут решить. Лишь в этом случае дети смогут самостоятельно освоить учебный материал.
73. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
73. ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
В отечественной педагогике различают три основные формы проблемного обучения:
– проблемное изучение учебного материала;
– самостоятельная исследовательская деятельность.
Рассмотрим каждую форму проблемного обучения более подробно.
Проблемное изложение учебного материала, которое происходит в режиме семинара, лекции. В процессе лекции преподаватель ставит перед учащимися проблемную задачу, затем в ходе изложения новых знаний как бы сам и отвечает на поставленную задачу, т. е. решает ее. В этом случае учащиеся лишь частично, мысленно включаются в процесс поиска решения. Например, в начале лекции «О жизни растений» ставится проблема: «Почему корень и стебель растут в противоположном направлении?» В ходе лекции преподаватель рассказывает, как наука шла к этой истине, сообщает об опытах, гипотезах, при этом не дает точного ответа на этот вопрос. В результате учащиеся на основе полученных знаний должны самостоятельно сформулировать ответ на данный вопрос.
Частично-поисковый метод используется при выполнении практических работ, эксперимента, лабораторных работ, а также в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель должен подготовить такой список вопросов, чтобы для ответа учащимся необходимо было воспользоваться имеющимися знаниями, но, тем не менее, ответ не должен содержаться в прежних знаниях учащихся. Другими словами, вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и направлять мысленный поток для поиска решения. Преподаватель должен продумать возможные косвенные подсказки, а также наводящие вопросы. Итог преподаватель подводит сам, опираясь на ответы учащихся. Частично-поисковый метод обеспечивает продуктивную деятельность третьего и четвертого уровней, в отличие от традиционного объяснительного и репродуктивного обучения, когда формируются лишь знания-знакомства и знания-копии.
И последняя форма проблемного обучения – самостоятельная исследовательская деятельность. Эта форма основана на самостоятельном формулировании проблемы и ее решении. Такая форма чаще всего используется при написании рефератов, курсовых, дипломных работ. Данную работу оценивает преподаватель. Из вышесказанного можно сделать вывод, что эта продуктивная деятельность четвертого уровня – творчество, которая имеет четвертый уровень наиболее эффективных и прочных «знаний-трансформаций».
Проблемный семинар можно провести в виде теоретической игры, когда творческая группа, которая составляет часть класса (группы) учащихся, доказывает преимущество своей концепции, своего метода.
А вот решение серии проблемных задач можно вынести на практическое занятие, которое может быть посвящено проверке или оценке определенной теоретической модели или методики и степени их пригодности в данных условиях.
В какой бы форме ни внедрялся процесс проблемного обучения, его целью является развитие творческих умений и навыков, формирование творческого профессионально ориентированного мышления. Принцип проблемного содержания обучения может быть реализован в форме учебных деловых игр.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения
ЛЕКЦИЯ № 40. Сущность проблемного обучения Проблемное обучение – обучение, при котором учитель, опираясь на знание закономерностей развития мышления, специальными педагогическими средствами ведет работу по формированию мыслительных способностей и познавательных
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения
ЛЕКЦИЯ № 49. Формы обучения Форма организации обучения – специально организованная деятельность учителя и учащихся, протекающая по установленному порядку и в определенном режиме.Выделяются две основных формы организации обучения.1. Индивидуально-групповая система
11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
11. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Формы обучения, как и в образовании, – это упорядочение педагогом как всей системы учебно-педагогического процесса, так и его организационных единиц. По особенностям организации системы обучения выделяют: индивидуально
72. ЦЕЛИ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
72. ЦЕЛИ И УСЛОВИЯ УСПЕШНОГО ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ Обучение – целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности человека.Обучение – относительно постоянное изменение в человеческом поведении или
III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии
III. 1. Основные формы работы активной логопсихотерапии Нет и не может быть четких границ между вну-шением, убеждением и перевоспитанием. В каждом из них присутствуют элементы других. В.Н. Мясищев Необходимо оговориться, что специально для описания процесса активной
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Обучение творческому мышлению — это создание навыка, что означает овладение инструментами, простыми в использовании, но мощными в своей простоте. Необходимо привести достаточно примеров, чтобы показать, как эти инструменты работают. Нужно дать каждому
Лекция XI. Основные формы речевого высказывания
Лекция XI. Основные формы речевого высказывания Устная (диалогическая и монологическая) и письменная речьМы посвятили прошлую лекцию анализу основных этапов формирования речевого высказывания или, что то же самое, психологическому анализу процесса порождения
Устная речь и ее основные формы
Устная речь и ее основные формы Мы говорили о том, что устная речь может протекать в трех основных формах: в форме восклицания, в форме диалогической речи (ответов на вопросы) и в форме монологической речи (самостоятельное развернутое высказывание, исходящее из
Основные формы психодрамы
Основные формы психодрамы Социодрама отличается от психодрамы по своей структуре и целям. Социодрама имеет дело с проблемами, в которых коллективный аспект лежит в основе, тогда как в психодраме рассматривается проблема отдельного индивида или группы индивидов,
3.3. Основные клинические формы постстрессовых расстройств
3.3. Основные клинические формы постстрессовых расстройств 3.3.1. Классификация постстрессовых расстройств Различные сочетания указанных выше феноменов в совокупности с проявлениями личностной реакции на инициальные симптомы, разворачивающиеся в характерной
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Теория активного формирования психических процессов и свойств личности. В основе важнейших концепций современной психологии лежит мысль, связанная с идеями Л. С. Выготского о том, что личность должна в активной
Основные формы неврозов
Основные формы неврозов *** В отечественной медицине обычно выделяют три основные классические формы неврозов: неврастения, невроз навязчивых состояний и истерия. Рассмотрим их в той последовательности, в какой они обычно описываются в специальной
Методическая разработка, тема: Технологии проблемного обучения
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ ТЕХНИКОВ
телефон (приемная): (39
тема: ТЕХНОЛОГИИ ПРОБЛЕМНОГО ОБУЧЕНИЯ
«Станции юных техников»
Содержание:
1.История развития теории проблемного обучения.
2. Цели и задачи проблемного обучения.
3. Классификация методов проблемного обучения
4. Формы организации проблемного обучения.
5. Технологическая схема проблемного обучения.
6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.
7. Актуальность тематики.
8. Литература
1. История развития теории проблемного обучения.
Идея активизации обучения имеет древнюю и богатую историю. Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует лучшему запоминанию, глубокому проникновению в суть предметов, процессов и явлений. Постановка проблемных вопросов и поиск ответов на них были характерны еще во времена Сократа и Платона.
Понятие проблемное обучение получило распространение в 20-30 годы, как в советских, так и зарубежных школах. Проблемным называется обучение потому, что организация учебного процесса базируется на принципе проблемности, а решение учебных проблем – характерный признак этого обучения.
Проблемное обучение основывается на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Джона Дьюи, который сделал акцент на развитие собственной активности обучаемых и убедился, что обучение, построенное с учетом интересов учащихся, дает гораздо лучшие результаты, чем «вербальное» обучение, основанное на запоминании знаний. Он считал, что человек начинает мыслить тогда, когда сталкивается с трудностями, определяет или обнаруживает эти трудности и выдвигает гипотезу ее разрешения.
Таким образом, проблемное обучения – это такая организация учебных занятий, которая предполагает создание под руководством педагога проблемной ситуации и активной самостоятельной деятельности, учащихся по их разрешению, в результате чего происходит развитие мыслительных способностей и творческое овладение профессиональными знаниями, умениями и навыками.
2. Цели и задачи проблемного обучения.
Цель проблемного обучения:
Усвоение не только результатов научного познания, но и самого пути процесса получения этих результатов, формирования познавательной самостоятельности учащегося и развития его творческих способностей (помимо овладения системой знаний, умений, навыков и формирования мировоззрения).
Основные задачи проблемного обучения:
усвоение учащимися системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
развитие познавательной самостоятельности и творческих способностей учащихся;
воспитание навыков творческого применения знаний (применение логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умение решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решение практических проблем);
3. Классификация методов проблемного обучения
Существуют различные классификации методов обучения. Рассмотрим классический вариант классификации по характеру познавательной деятельности (, ).
1. Частично – поисковый (эвристический) метод позволяет учащимся начать овладение элементарными навыками поиска знаний. Они привлекаются к созданию гипотезы, к самостоятельному решению части какой-либо проблемы.
Эвристическая беседа позволяет педагогу создавать большие возможности для управления поиском, для постепенного подведения учащихся к истинному решению. В этом педагогу могут помочь такие вопросы, как:1.Как бы вы поступили, если бы…?; 2. Как быть?; 3.Что можно сделать в этой ситуации?;
Диспут главным своим назначением имеет формирование у учащегося оценочных суждений, утверждение мировоззренческих позиций. В отличие от беседы при проведении диспута заранее выявляются сторонники разных точек зрения. Познавательная самостоятельность ученика при определении своей позиции возрастает.
Лабораторная работа – метод, который требует специального оборудования (микроскопов, измерительных инструментов и др.). Эвристическим методом лабораторная работа становится тогда, когда она строится как решение познавательной задачи.
2. Исследовательский метод предполагает организацию педагогом самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся, которые самостоятельно решают новые для них познавательные задачи или находят в известных задачах новые (для них) способы решения.
Наблюдение – метод, требующий сложной практической и умственной деятельности учащихся, в результате которой они могут получать новые знания.
4.. Формы организации проблемного обучения.
При организации проблемного обучения на занятиях можно применять разнообразные формы. К основным формам организации проблемного обучения относят:
Проблемный вопрос – это краткая форма обращения педагога к учащимся в целях получения ответа; это такое обращение, которое побуждает учащегося к познавательному действию.
Проблемная задача _ это такая форма учебного материала, которая требует особых условий своего исполнения, времени, дополнительной информации, умений. Задача – это всегда определенные условия, ограничивающие поиск ответа и сам ответ.
Проблемное задание – это более сложная форма организации учебного материала, предназначенная для самостоятельного выполнения. Это поручение учащимся что-то сказать, выполнить какое-то указание, установку, назначение. Проблемным задание становится только при условии, если его выполнение требует сложной познавательно-поисковой деятельности.
Проблемная ситуация – это ситуация, порождающая познавательную потребность вследствие невозможности достичь цели посредством уже имеющихся знаний и выработанных способов действия (проблемная ситуация активизирует учебную деятельность).
Проблемная ситуация наиболее целесообразная форма организации проблемного метода на занятиях
Типология проблемных ситуаций
1. Первый тип – учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос.
2.Второй тип – учащиеся поставлены в новые условия решения задачи, а располагают лишь старыми знаниями.
3. Третий тип – у учащихся возникают противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.
4. Четвертый тип – применим тогда, когда у учащихся возникает противоречие между практически достигнутым результатом выполнения задания и отсутствием у учащихся знаний его теоретического обоснования.
5. Технологическая схема проблемного обучения.
Внедрение проблемного метода на занятиях предполагает взаимодействие педагога и учащегося направленные на общий результат. Структурными элементами поисковой деятельности педагога и учащегося являются:
Создание проблемной ситуации;
Формулировка задачи;
Выдвижение предположений;
Обоснование гипотезы;
Систематизация и обобщение полученных знаний;
Логическая последовательность элементов поисковой деятельности педагога и учащегося может быть представлена в виде следующей схемы.
Этапы проблемного обучения
Создает проблемную ситуацию.
Осознает противоречие в изучаемом явлении
Организует размышление над проблемой и ее формулировкой
Организует поиск гипотезы –
предположительного объяснения обнаруженных противоречий
Выдвигает гипотезы, объясняющие явления.
Организует проверку гипотезы
Проверяет гипотезы в эксперименте, решении задач, анализе и т. д.
результатов и применение вывода
Анализирует результаты, делает выводы, применяет полученные знания
6. Методические приемы создания проблемных ситуаций.
1. Педагог подводит учащихся к противоречию и предлагает им самим найти способ его разрешения.
Для реализации проблемной технологии необходимы:
Отбор самых актуальных, сущностных задач;
Определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;
Построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;
Личностный подход и мастерство педагога, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка;
Технология проблемного обучения предусматривает следующие этапы работы:
Поиск или постановка проблемы.
Ее принятие учащимися.
Анализ для выявления противоречия.
Выдвижение гипотезы, как предположительного решения.
Решение как проверка гипотезы.
Перепроверка правильности полученного результата.
7. Актуальность тематики.
Повышение эффективности обучения прямо зависит от умелого подбора и использования разнообразных, наиболее адекватных тематике и ситуации методов обучения, а также от активизации всего учебного процесса. Методы обучения многообразны: лекции; доклады семинарские занятия; индивидуальные беседы; практические упражнения (практикумы);работа в команде; опрос экспертов; тесты; ролевые и плановые игры; методы конкретной ситуации, в том числе кейсы; «круглые столы» с участием специалистов (дискуссии на трибуне);дискуссии через опрос мнений участников; консультирование экспертами; модульное обучение, при котором учебный материал подается комплексно, в единстве теории и практике, и поэтапно; компьютерный и другой тренинг и т. д.
Выбор методов обучения обусловлен, прежде всего, содержанием учебного материала и целями обучения, которые применительно к управленческим дисциплинам отличаются тем, что предполагают не только приобретение знаний, но и формирование умений и навыков, необходимых в практической работе. Поэтому в процессе обучения пригодны в первую очередь те методы, при которых учащиеся идентифицируют себя с учебным материалом, включаются в изучаемую ситуацию, побуждаются к активным действиям, переживают состояние успеха и соответственно мотивируют свое поведение. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают активные методы обучения.
Как отмечают специалисты, при преимущественно пассивном восприятии информации обучаемые сохраняют в памяти:
10 % того, что читают,
20% того, что слышат,
30% того, что видят,
50% того, что слышат и видят.
В то же время при активном восприятии информации они удерживают в памяти:
80% того, что говорили сами,
90% того, что делали сами.
Через 72 часа (трое суток) после получения информации в памяти слушателя остается при аудио-восприятии (услышал) примерно 10% информации; при визуальном (увидел) – 20%; при аудиовизуальном (услышал и увидел) –50%; при аудиовизуальном восприятии и обсуждении – 70%; при аудио-визуальном восприятии, обсуждении и при наличии возможности практического приложения –90%;
Активные методы обучения не только резко улучшают запоминание материала, но и способствует его идентификации, реализации в повседневной жизни.
Организация проблемного обучения
1. Занятие по флористике
Подобрать эффективный способ тонировки основы коллажа.
Как затонировать основу (фон) коллажа?
1.Использовать акварельную краску или гуашью
2.Использовать цветную бумагу или цветную ткань.
Использование акварельной краски или гуаши
· Большая экономия времени (плюс)
· Плотная основа под воздействием влаги, содержащейся в акварели, начинает коробиться, теряет свою форму (минус).
Использование цветной бумаги или цветной ткани.
· Удается избежать деформации основы коллажа (плюс)
· Требуется больше времени.
2. Занятие по бумагопластике
Подобрать основу для работы в технике крекле.
На какую основу лучше клеить яичную скорлупу в работе с техникой крекле?
1.Использовать в качестве основы картон.
2.Использовать в качестве основу ДВП.
· При наклеивании скорлупу на картон клеем ПВА, картон деформируется, и работа выглядит не эстетичной.
· При наклеивании скорлупы на ДВП получается нужный эффект
В технике крекле, при наклеивании скорлупы необходимо использовать ДВП, так как получается нужный эффект.
расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе
Как расположить детали выкройки игрушки при ее раскрое на ткани или мехе, чтобы детали были выкроены правильно?
1.При раскрое парные детали располагать зеркально.
2.При раскрое парные детали располагать симметрично.
При раскрое парных деталей расположенных симметрично.
· Получаются две правые или левые детали.
При раскрое парных деталей расположенных зеркально.
· Получаются готовые детали для шитья игрушки
Если детали парные, то они переводятся на ткань зеркально, сначала обводим выкройку с одной стороны, затем переворачиваем ее на другую сторону и обводим повторно.
4. Занятие по скульптуре
Проблемная ситуация: Крепление рогов на голове оленя при изготовлении скульптуры «Олень»
(При изготовлении скульптуры «Олень» рога у животного ломались, так как глина материал довольно хрупкий).
Найти способ крепления рогов таким образом, чтобы исключить ломку рогов и растрескивание глины при высыхании.
1.Закрепить рога, применяя за основу дерево.
2. Применить для крепления прочную проволоку.
-Рога держатся прочно
-Глина не растрескивается
Проблематично закрепить дерево на глине, т. к. нет прочного сцепления материалов, при этом способе необходимо было применить клей.
-Дерево не пластичный материал и не дает возможности при необходимости изменить форму рогов.
-Форма рогов должна быть продумана и вырезана из дерева до момента крепления, при тонкой деревянной заготовке (например, при изготовлении скульптуры небольшого размера рога будут небольшие), оно трескается и ломается.
-Проволока хорошо взаимодействует с глиной
-Так как проволока достаточно тонкий материал, есть возможность более глубокого крепления ее в глине, что дает дополнительную возможность прочного крепления.
-Дает возможность придать более изогнутую форму рогам до нанесения глины на поверхность проволоки.
-При покрытии проволоки глиной и после просушки при изгибе рога глина растрескивается
Вывод:
Так как отрицательных моментов при применении 2 способа меньше, а положительных больше, чем при применении 1 способа, воспитанники решили применять для изготовления рогов проволоку.
5. Занятие по экологии
Тема занятия: «Потребность растений в питательных веществах»
Тема исследования: Потребность комнатных растений в питательных веществах
Актуальность: Учащиеся должны знать, что почва является источником питательных веществ (для растений).
Учащимся предлагается рассмотреть почву. Для этого столовую ложку почвы, взятой из цветочного горшка (при детях) помещаем на лист белой бумаги. Учащиеся делятся на группы по 3-4 человека. Составляющиеся части почвы, которые обнаружили учащимся, предлагается записать в рабочую тетрадь (песок, палочки, корешки и т. д.). После детям предлагается разделить получившийся список на два: что может на их взгляд участвовать в процессе питания растений, а что нет, и почему. Выслушиваются все суждения и выводы, педагог проводит коррекцию по необходимости. Вывод: В результате проделанной исследовательской работы, учащиеся делают выводы о том, что растению нужны питательные вещества и откуда они берутся в почве.
Тема исследования: Определение наличия крахмала в картофеле
— Сейчас мы определим наличие крахмала в картофеле. Обыкновенный йод, которым мамы вам мажут ссадины и царапины, попадая на крахмал становится… А вот сейчас вы мне сами это скажите. Какого цвета йод? (коричневого). Сейчас мы капнем каплю йода на срез картофеля. Что произошло? (йод стал синим).
Значит, в картофеле есть крахмал. Крахмал выглядит так (показать порошок крахмала), он похож на что? (муку), но от муки его можно отличить. Если потрогать крахмал, то он хрустит, как первый снежок. А еще вы сами можете получить крахмал. Для этого нужно высушить сок картофеля.
Совместная деятельность педагога и учащихся:
-Мы сейчас капнем немного сока на стекло. А позже проверим, что из этого получилось.
Через некоторое время, когда картофельный сок на стеклышке высыхает, можно увидеть настоящий крахмал
6. Занятие по информатике
Нарисовать предложенную картинку
Выберите инструменты для рисования предложенной картинки
1.Способ: геометрические фигуры + ластик
2.Способ: кисть + карандаш
Проверка гипотез и вывод:
Для рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все три способа (способ: геометрические фигуры + ластик; способ: кисть + карандаш; способ: линии)
Проблемное задание:
Какими способами можно раскрасить человечков
Проверка гипотез и вывод:
Для рисования предложенной педагогом картинки можно использовать все предложенные способы (заливка, распылитель, кисть, карандаш).
8. Литература
А Исследовательские методы обучения. Москва 1985г.
Я Дидактические основы методического обучения. Москва 1981г.
Махмутов проблемного обучения в школе. Москва 1971г.
Н Методы проблемного обучения и границы их применения. Казань 1979г.
Камышникова исследовательского подхода в обучении / Советская педагогика 1987г. №12