к основным функциям форм воспитательной работы относятся

Формы воспитательной работы

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся

Содержимое разработки

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

«Нижегородский Губернский колледж», Нижний Новгород

Автор(студент): Клещевич Валерия Владимировна

Формы воспитательной работы

В статье рассматривается понятие о формах воспитательной работы, классификация по типу и функции воспитательной работы в учебных заведениях. Благодаря этому материалу современные педагоги смогут решить такие задачи как: регулирование отношений между педагогами и учащимися, развитие в них способности к самовоспитанию и саморегулированию отношений.

Прежде чем начать изучение структуры, форм и типов воспитательной работы, нужно познакомиться с определением «Форма воспитательной работы».

Цель воспитания — развитие человека в сфере культуры, способность к духовному и физическому самосовершенствованию и самореализации.

знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Цели и задачи позволяют нам сконцентрировать силы и энергию на том, что должно быть достигнуто.

Выделены различные типы форм воспитательной работы по количеству участников:

индивидуальные (беседы, занятия воспитателя с одним ребенком);

групповые (несколько участников (кружок, временная группа, класс) находятся в непосредственном контакте);

массовые (несколько классов, школа, район, вся страна проводят праздники, конференции, слеты, шествия и тому подобные мероприятия).

По времени проведения все формы можно разделить на:

кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

традиционные (регулярно повторяющиеся).

Формы воспитательной работы со школьниками:

Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу до ремонта школы, разбивки цветников и ухода за ними, ухода с памятниками и т. д. это также разная помощь нуждающимся, работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник или праздник.

Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.

В формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции, беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых специальных знаний и умений воспитателя.

Выбор форм воспитательной работы и способы их реализации зависит от поставленных целей и задач, возрастных особенностей учащихся, степени их воспитанности, проявления интереса и мастерства педагога.

Функции форм воспитательной работы:

организаторская — отражает определенную логику действий и взаимодействия участников дела, является совокупностью организаторских приемов и средств, используемых воспитателем и воспитанниками;

регулирующая — та или иная форма определяет характер отношений между воспитателем и воспитанниками, между воспитанниками;

информативная — сообщение определенной суммы знаний, углубление и уточнение имеющейся информации, организация опыта жизнедеятельности.

Для реализации педагогических задач используют различные формы внеурочной воспитательной работы:

традиционные (устный журнал, классный час, этическая беседа, гостиная);

дискуссионные (диспут, защита проекта, вечер разгаданных и неразгаданных тайн);

телевизионные (“Тема”, “Счастливый случай”, “КВН”);

национально-обрядовые (народные праздники, посиделки, народные забавы);

коллективно творческие дела (эстафета “Ромашка”, кольцовка);

нестандартные (спортивная толкучка, танцевальный ринг, поэтический кросс);

импровизации (“У зеркала”, “Смешинка”, “Театр-экспром”).

Внеурочная деятельность учащихся, как и деятельность в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы. Особое внимание в ФГОС НОО второго поколения акцентируется на достижении личностных и метапредметных результатов, что и определяет специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;

метапредметные результаты — освоенные обучающимися УУД (познавательные, регулятивные и коммуникативные).

Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Любая форма воспитательной работы должна быть наполнена полезным содержанием. Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда старшие, более опытные учащиеся или взрослые, передают свой опыт младшим. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива.

Источник

Функции воспитательной работы:

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение учащимся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения педагогов и учащихся основной компонент организации педагогического процесса.

Оригинальна предложенная Е.В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

По количеству участников формы могут быть:

— индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

— групповые (воспитатель — группа детей);

Формы организации учебной работы могут применяться как на обязательных (классных), так и на факультативных занятиях, как на уроках, так и на семинарах, практикумах и других формах учебного процесса. Именно поэтому их называют общими формами организации учебно-воспитательной работы.

Групповые формы подразделяют на:

звеньевые,бригадные, кооперированно-групповые, дифференцированно-групповые.

Звеньевые формы учебной работы предполагают организацию учебной деятельности постоянных групп учащихся.

При бригадной форме организуется деятельность специально сформированных для выполнения определенных заданий временных групп учащихся.

При кооперативно-групповой форме класс распределяется на группы, каждая из которых выполняет лишь часть общего, как правило, объемного задания. Дифференцированно-групповая форма учебной работы характеризуется тем, что как постоянные, так и временные группы подбираются учителем в зависимости от учебных возможностей, обучаемости, сформированности учебных навыков, скорости протекания познавательных процессов и по другим основаниям.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительногорезультата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактичного отношения к детям самого педагога.

Индивидуальная форма учебно-воспитательной работы.

Она не предполагает непосредственного контакта с другими учениками и по своей сущности не что иное, как самостоятельное выполнение учащимися одинаковых для всего класса или группы заданий. Если ученик выполняет по указанию учителя самостоятельное задание, как правило учитывающее его учебные возможности, то такую форму организации работы называют индивидуализированной.

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную деятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совместного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкретной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе подростка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности. Разговор по душам может оказаться для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллективных дел.

Источник

Классификация форм воспитательной работы Е.В. Титовой

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся

Функции.

Первая функция — организаторская. Любая форма воспи­тательной работы предполагает решение организаторской за­дачи. В роли организатора может выступать как педагог, так и учащиеся. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников.

Существуют обобщен­ные методики (алгоритмы) организации различных форм вос­питательной работы, которые стали традиционными и исполь­зуются многими педагогами (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы, инсценировки и т. д.). Эти методики предпо­лагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция формы — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между педагогами и учащимися, так и между детьми. Различ­ные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы школьников. Благодаря формам, где заранее закладывается необходимость взаимодействия, происходит формирование норм социальных отношений.

Третья функция — информативная. Реализация этой функ­ции предполагает не только одностороннее сообщение учащим­ся той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющих­ся у них знаний, обращение к их опыту.

Форма, по сути, организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей.

КЛАССИФИКАЦИЯ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы.

Существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного про­цесса, по объективным воспитательным возможностям.

1. Мероприятия — это события, занятия, ситуации в коллек­тиве, организуемые педагогами или кем-нибудь другим для вос­питанников с целью непосредственного воспитательного воз­действия на них.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е.В. Титова относит так называемые «дела».

2. Дела — это общая работа, важ­ные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.

3. Игры — это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.

Прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.

Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведе­ния, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продол­жительны эти отношения, сколько времени говорит педагог и сколько ученик, как часто используется в воспитательной ра­боте данная форма.

По времени проведения все формы можно разделить на:

— кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);

— продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);

— традиционные (регулярно повторяющиеся).

По времени подготовки можно говорить об экспромтных формах, то есть проводимых с учащимися без включения их в предварительную подготовку, а также о формах, предусматри­вающих предварительную работу, подготовку учащихся.

Можно различать формы по видам деятельности — формы учебной, трудовой, спортивной, художественной деятельнос­ти; по способу влияния педагога — непосредственные и опо­средованные.

По субъекту организации классификация форм может быть следующая:

– организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся

– деятельность организуется на основе сотрудничества;

– инициатива и ее реализация принадлежит детям.

По результату все формы можно разделить на следующие группы:

– результатом является информационный обмен;

– результатом является выработка общего решения (мнения);

– результатом является общественно значимый продукт.

По количеству участников формы могут быть:

– индивидуальные (воспитатель — воспитанник);

– групповые (воспитатель — группа детей);

– массовые (воспитатель — несколько групп, классов).

Индивидуальные формы пронизывают всю внеурочную де­ятельность, общение педагогов и детей. Они действуют в груп­повых и коллективных формах и в конечном итоге определя­ют успешность всех других форм.

К индивидуальным формам работы относятся: беседа, задушевный разговор, консультация, обмен мнениями (это формы общения), выполнение совмест­ного поручения, оказание индивидуальной помощи в конкрет­ной работе, совместный поиск решения проблемы, задачи.

Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они со­провождают друг друга.

Каждая из них имеет свою инструмен­товку, но перед педагогами в индивидуальных формах работы стоит одна из важнейших задач: распознать ученика, открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характе­ру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, вызвать его на откровенность, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с педагогом своими мыслями, сомнения­ми. В индивидуальных формах работы заложены большие вос­питательные возможности. Разговор по душам может оказать­ся для ребенка полезнее, чем несколько проведенных коллек­тивных дел.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, органы самоуправления, микрокружки. В этих формах педагог проявляет себя как рядовой участник или как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обраще­но внимание школьников. Главная задача педагога, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата, значимого для всех членов коллектива. Влияние педагогов в групповых формах направлено также на развитие гуманных взаимоотношений между детьми, формирование у них коммуникативных умений. В этой связи важным средством является пример демократичного, уважительного, тактично­го отношения к детям самого педагога.

К коллективным формам работы педагогов со школьниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, агитбригады, походы, турслеты, спортивные сорев­нования и др. В зависимости от возраста учащихся и ряда дру­гих условий педагоги могут выполнять различную роль при ис­пользовании этих форм: ведущего участника, организатора; ря­дового участника деятельности, воздействующего на детей лич­ным примером; участника-новичка, воздействующего на школь­ников личным примером овладения опытом более знающих лю­дей; советчика, помощника детей в организации деятельности.

Все классификации взаимосвязаны, и в зависимости от под­хода одна и та же форма может быть отнесена к любой из этих классификаций. Так, например, школьный кооператив — одна из комплексных форм трудовой деятельности, включающая в себя индивидуальные, групповые и коллективные формы вос­питательной работы. Дежурство по классу на первом этапе является формой непосредственного взаимодействия педагога со всем коллективом детей. Учитель организует коллективное обсуждение положе­ния о дежурстве по классу. Сами школьники под его руковод­ством вырабатывают правила дежурства, права и обязанности дежурных. В некоторых ситуациях дежурство полностью орга­низуется и регулируется самими детьми без явного участия педагога.

По рассмотренным выше признакам можно охарактеризо­вать каждую форму.

Схема характеристики формы воспитательной работы:

2) продолжительность проведения,

3) предварительная подготовка или экспромтное проведение,

4) количество участников,

5) кто организует деятельность,

6) характер влияния педагога,

7) результат совместной деятельности.

Делая попытки классифицировать формы воспитательной работы, следует также иметь в виду, что существует такое явление, как взаимопереход форм из одного типа в другой. Так, на­пример, экскурсия или конкурс, рассматриваемые чаще как мероприятие, могут стать коллективным творческим делом, если эти формы будут разработаны и проведены самими детьми.

Источник

Средства и формы воспитания в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся Ольга Пенкина
Средства и формы воспитания в педагогическом процессе дошкольного образовательного учреждения

В период дошкольного детства у детей активно развиваются анализаторы, воображение, память, речь, мышление, происходит чувственное познание мира, формирование мировоззрения и отношения к окружающей действительности. Период дошкольного детства является уникальным и важным этапом в становлении личности ребенка. От того, что будет заложено в дошкольном возрасте, зависит, каким вырастет и станет человек в будущем. Именно поэтому, процессам воспитания и обучения детей дошкольного возраста отводится такое большое значение. Несмотря на то, что обучение и воспитание реализуются разными видами педагогической деятельности, они тесно взаимосвязаны между собой, а эффективность формирования и развития личности во многом зависит от совокупного их применения. Невозможно воспитатель достойного человека, вне процесса обучения, равно как и невозможно получить образованного человека, вне процесса воспитания. Только реализуемые в совокупности и единстве воспитание и обучения способны сформировать образованного и воспитанного члена общества.

1. Средства обучения в педагогическом процессе ДОУ.

Средства обучения — это объекты, созданные человеком, а также предметы естественной природы, используемые в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.

Общепринятая современная типология подразделяет средстваобучения на следующие виды:

— печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочие тетради, атласы, раздаточный материал и т. д.);

— электронные образовательные ресурсы (часто называемые образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т. п.);

— аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях;

— наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски);

— демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели в разрезе, модели демонстрационные);

— учебные приборы (компас, барометр, колбы, и т. д.);

— тренажёры и спортивное оборудование (автотренажёры, гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. п.).

Также есть и иной подход к типологии средств обучения (Пидкасистый П. И.). Он, в частности, разделяет средства обучения на материальные и идеальные.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют педагоги и дети для усвоения новых знаний. Л. С. Выготский выделяет лингвистические (устная и письменная речь, семиотические (знаки, символы, условные обозначения, таблицы, схемы, паралингвистические (жесты, мимика) средства. Эти средства можно назвать средствами коммуникации. Средствами обучения в ДОУ также выступают основные виды деятельности ребенка (игра, труд, познание, общение и др., окружающий мир во всем его многообразии. В качестве особого средства обучения в дошкольный период выделяют педагога – как необходимого взрослого, транслирующего и помогающего в усвоении детьми социального опыта.

Материальные средства обучения – это физические объекты, которые используют педагоги и дети для детализированного обучения. К ним относят учебные пособия, модели, таблицы, макеты, предметы, технические средства, мебель, помещения для занятий с детьми, микроклимат, режим питания и др.

Наиболее эффективное воздействие на воспитанников оказывают современные аудиовизуальные и мультимедийные средства обучения (электронные образовательные ресурсы). Аудиовизуальные средства, а также средства мультимедиа являются наиболее эффективным средством обучения и воспитания.

Принципы использования средств обучения:

— учет возрастных и психологических особенностей обучающихся;

— гармоничное использование разнообразных средств обучения: традиционных и современных для комплексного, целенаправленного воздействия на эмоции, сознание, поведение ребёнка через визуальную, аудиальную, кинестетическую системы восприятия в образовательных целях;

— учет дидактических целей и принципов дидактики (принципа наглядности, доступности и т. д.);

— сотворчество педагога и обучающегося;

— приоритет правил безопасности в использовании средств обучения.

Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с требованиями ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Подбор средств обучения и воспитания осуществляется для тех видов детской деятельности (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, восприятие художественной литературы, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на уровне дошкольного образования, а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Оборудование должно отвечать санитарно-эпидемиологическим нормам, гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Для всестороннего развития детей в каждой возрастной группе имеются дидактические средства: альбомы, художественная литература, дидактические игры, различные сюжетные игровые наборы и игрушки.

Специально оборудованная развивающая среда создана во всех группах детского сада.Изолированные тематические уголки и зоны: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная и т. д.

Для формирования математических представлений имеются демонстрационные и раздаточные материалы для обучения счету, количеству, развитию представлений (схемы, плакаты, временных представлений (часы, календари) и пр.

Для конструктивной деятельности: крупный (напольный) и мелкий (настольный) строительные материалы, деревянные, пластмассовые,конструкторы: «Лего», металлические, деревянные и пр.

Для развития речи и речевого общения: наборы книг, картин, развивающие игры, схемы для составления рассказов, фланелеграф, ширма, разнообразные виды кукольного театра, аудио- и видеоаппаратура, телевизор, энциклопедии и пр.

Для развития игровой деятельности: наборы мягкой мебели, игры и игрушки для сюжетно-ролевых игр (с учетом гендерного подхода): («Кухня», «Столовая», «Больница», «Магазин», «Пожарные», «Инспектор ДПС», «Школа» и др., для подвижных игр (маски, дополнительный материал, дидактических игр.

Для познавательной деятельности в группах созданы исследовательские уголки, где имеются дидактические пособия и игры, познавательная литература, энциклопедии, карты, схемы.

В детских садах появляются технические средства обучения нового

поколения: мультимедийные компьютеры, проекторы, экраны, сенсорные

интерактивные доски, значительно расширяющие возможности педагогов.

2. Формы воспитания в педагогическом процессе ДОУ.

В педагогической науке не существует единого мнения о формах воспитательной работы. Во-первых, многозначно определяется само понятие, во-вторых, есть множество классификаций форм воспитательной работы.

В словаре С. И. Ожегова дается девять значений слова «форма». Это и внешнее сочетание, и установленный образец и т. п. Говоря о форме воспитательной работы, мы прежде всего имеем в виду выражение содержания воспитательной работы через определенную структуру отношений педагогов и учащихся. Е. В. Титова определяет форму воспитательной работы как устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуаций, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение воспитательной работы.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «форма воспитательной работы», целесообразно определить, какое место этот феномен занимает в педагогическом процессе.

Задача воспитателя заключается в том, чтобы правильно управлять этим процессом, строить его на основе уважения личности, признания его индивидуальности, прав и свобод. Воспитатель должен опираться на потенциальные личностные возможности, способствуя их развитию, и на внутреннюю активность детей.

Первая функция — организаторская. Любая форма воспитательной работы предполагает решение организаторской задачи. В роли организатора может выступать как воспитатель, так и воспитанники. Организация дела отражает определенную логику действий, взаимодействия участников. Существуют обобщенные методики (алгоритмы) организации различных форм воспитательной работы, которые стали традиционными и используются многими воспитателями (беседы, коллективные творческие дела, конкурсы и т. д.). Эти методики предполагают последовательное прохождение ряда стадий, этапов организаторской деятельности.

Вторая функция — регулирующая. Использование той или иной формы позволяет регулировать как отношения между воспитателями и воспитанниками, так и между детьми. Различные формы по-разному влияют на процесс сплочения группы дошкольников.

Третья функция — информативная. Реализация этой функции предполагает не только одностороннее сообщение воспитанникам той или иной суммы знаний, но и актуализацию имеющихся у них знаний, обращение к их опыту.

Исходя из функционального подхода, форму воспитательной работы можно определить как регулирующий отношения воспитателя и воспитанников основной компонент организации педагогического процесса.

Форма по сути организационно обеспечивает реализацию целей, содержания, принципов и методов воспитания детей. В то же время одна и та же форма может отражать разное содержание, иногда даже не соответствующее первоначальному замыслу.

В педагогической теории и практике создано множество форм воспитательной работы. Некоторые методисты стремятся собрать как можно больше названий форм и даже насчитывают несколько тысяч таких названий. Попытка собрать такую коллекцию не имеет никакого смысла. Перечислить все формы воспитательной работы невозможно, да и нет такой необходимости. Каждая форма не повторяет другую, а лишь может быть похожа на нее.

2.2 Классификация форм воспитательной работы Титовой Е. В.

Выбор форм воспитательнойработы определяется на основе научных принципов в зависимости от следующих факторов:

1. Цель воспитания.

2. Содержание и направленности воспитательных задач.

3. Возраст воспитанников.

4. Уровень их воспитанности и личного социального опыта.

5. Особенности детского коллектива и его традиций.

6. Особенности и традиции региона.

7. Технические и материальные возможности ДОУ.

8. Уровень профессионализма воспитателя.

Оригинальна предложенная Е. В. Титовой классификация форм воспитательной работы. Она считает, что существуют три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры.Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия — это события, занятия, ситуации в группе, организуемые воспитателем или кем-нибудь другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Она выделяет характерные признаки такого типа форм. Это прежде всего созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых. Иными словами, если что-то организуется кем-то для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, регулируют и т. п., то это и есть мероприятие.

Понятие «мероприятие»исходно состоит из двух: «мера» и «принимать». Как считает В. С. Безрукова, изначальный смысл мероприятия заключается в том, чтобы обозначить дозировку применяемых к воспитаннику мер.

Как определенный тип формыработы мероприятие можно выбирать:

• когда нужно решить задачи;

• когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности;

• когда организаторские функции слишком сложны для детей;

• когда стоит задача непосредственного обучения детей чему-либо;

• когда необходимы меры по укреплению здоровья детей, их физического развития, по выполнению режима дня, поддержанию дисциплины и порядка.

Ко второй группе форм воспитательной работы Е. В. Титова относит так называемые «дела».

По характеру реализации форм-делразличают три их подтипа:

• дела, в которых организаторскую функцию выполняет какой-либо орган или даже кто-то персонально;

• творческие дела, отличающиеся, прежде всего организаторским творчеством какой-либо части коллектива, которая задумывает, планирует и организует их подготовку и проведение;

• коллективные творческие дела (КТД, в организации которых и творческом поиске лучших решений и способов деятельности принимают участие все члены коллектива.

Среди всех форм воспитательной работы КТД обладают объективными наибольшими воспитательными возможностями,так как они:

• предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества;

• обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;

• способствуют укреплению группы, его структуры, содействуют разнообразию отношений;

• эмоционально привлекательны для детей, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.

К третьей группе форм воспитательной работы относятся «игры».

Для перечисленных типов формможно привести следующие отличия: мероприятия проводятся кем-то для кого-то с целью воздействия. Дела делаются для кого-то или для чего-то, в них имеет место продуктивная деятельность. Игры же самоценны, как способ интересно и увлекательно провести время в совместном отдыхе или обучении.

По времени подготовки и проведения:

• относительно длительная предварительная подготовка.

По способу организации:

• организуемые одним человеком;

• организуемые группой участников;

По характеру включения в деятельность:

По взаимодействию коллектива с другими коллективами и людьми:

«открытые» (для других, совместно с другими);

«закрытые» (для своей группы).

По методам воспитания:

• практические (походы куда-либо);

По направлению воспитательнойработы или видам деятельности:

• организация познавательно-развивающей деятельности;

• нравственное воспитание;

• эстетическое воспитание;

• физическое воспитание.

У детей дошкольного возраста игра является основным видом деятельности. Некоторые стихийные игры дошкольников имеют выраженное сходство с играми представителей животного мира, но даже такие простые игры как догонялки, борьба и прятки в большой степени являются окультуренными. В играх дети подражают трудовой деятельности взрослых, принимают на себя различные социальные роли. Уже на этом этапе происходит дифференциация по половому признаку. Особое положение занимают специально разработанные развивающие и терапевтические игры.

В играх проявляются индивидуальные и возрастные особенности детей. В возрасте 2-3 лет начинают осваивать логически-образное представление действительности. Играя, дети начинают придавать предметам контекстуально-обусловленные воображаемые свойства, замещать ими реальные объекты (игры «понарошку»).

В развитии игры выделяются две основные стадии. На первой из них (3-5 лет) характерным является воспроизведение логики реальных действий людей; предметные действия выступают содержанием игры. На второй стадии (5-7 лет) вместо воспроизведения общей логики происходит моделирование реальных отношений между людьми, то есть содержание игры на этой стадии — социальные отношения.

Развивающие игры — это игры на развитие внимания, памяти, мышления и т. п. Игры должны быть оригинальными, интересными и нести в себе задачу, вопрос, проблему, которые необходимо решить ребёнку, только в этом случае они выполняют свою цель. Одной из разновидностей развивающих игр являются настольные игры, которые в интересной красочной форме учат ребёнка самостоятельности, сообразительности, образности мышления.

Например, детское домино с изображением геометрических фигур на фишках, не только научит ребёнка взаимодействовать в коллективе, но и запомнить основные фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

В дошкольном возрасте дидактическая игра считается основным средством сенсорного воспитания. На неё почти полностью возлагается задача формирования сенсорики ребёнка: знакомство с формой, величиной, цветом, пространством, звуком.В отличие от учебной сущности занятий в дидактической игре действуют одновременно два начала: учебное — познавательное, и игровое — занимательное.

В русскоязычной литературе попытки дать свою теорию игры сделали Д. Н. Узнадзе и Л. С. Выготский.

Лев Семёнович Выготский подчёркивает, что ребёнок, играя, создаёт себе мнимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, освобождаясь от ситуационной привязанности и выполняя определенную роль, сообразно тем переносным значениям, которые он при этом придает окружающим предметам. При этом он не считает первопричиной игр удовольствие, не считает игру преобладающим типом деятельности ребёнка, но считает её элементом развития («отношение игры к развитию следует сравнить с отношением обучения к развитию» — согласно теории о зоне ближайшего развития).

Согласно теории Узнадзе, особо интересовавшимся мотивацией игры, игра удовлетворяет функциональную потребность использовать развивающиеся функции, ещё не подключенные к реальной деятельности; это же определяет и содержание игры.

Мы считаем, что, прежде чем говорить о классификации форм воспитательной работы, необходимо определить то, что отличает одну форму от другой, то есть определить признаки формы.Такими признаками могут быть количественные: формы отличаются друг от друга временем их подготовки и проведения, количеством участников.

Когда мы говорим об отличии форм по времени, то имеем в виду, что воспитательные отношения его участников зависят от дозировки во времени. Важно выяснить, насколько продолжительны эти отношения, сколько времени говорит воспитатель и сколько воспитанник, как часто используется в воспитательной работе данная форма.

Невозможно перечислить и тем более охарактеризовать все формы воспитательной работы. Отметим лишь некоторые из них, действующие во всех видах их совместной деятельности и являющиеся наиболее распространенными.

Индивидуальные формы пронизывают общение воспитателей и детей. Они действуют в групповых и коллективных формах и в конечном итоге определяют успешность всех других форм. К индивидуальным формам работы относятся: беседа, выполнение совместного поручения, совместный поиск решения проблемы, задачи. Эти формы могут действовать самостоятельно, а чаще всего они сопровождают друг друга. Каждая из них имеет свою инструментовку, но перед воспитателями в индивидуальных формахработы стоит одна из важнейших задач: открыть его таланты, обнаружить все ценное, что присуще его характеру, устремлениям, а также все, что мешает ему проявить себя. С каждым из них необходимо взаимодействовать по-разному, для каждого нужен свой конкретный, индивидуализированный стиль взаимоотношений. Важно расположить к себе ребенка, завоевать доверие, разбудить желание поделиться с воспитателем своими мыслями, сомнениями. В индивидуальных формах работы заложены большие воспитательные возможности.

К групповым формам работы можно отнести советы дел, творческие группы, микро-кружки. В этих формах воспитатель проявляет себя как организатор. В отличие от коллективных форм влияние его на детей более заметно, так как на него в большей мере обращено внимание дошкольников. Главная задача воспитателя, с одной стороны, помочь каждому проявить себя, а с другой — создать условия для получения в группе ощутимого положительного результата.

К коллективным формам работы воспитателей с дошкольниками относятся прежде всего различные дела, конкурсы, спектакли, концерты, походы, спортивные соревнования и др. В зависимости от возраста воспитанников и ряда других условий воспитатели могут выполнять различную роль при использовании этих форм: ведущего участника, организатора; рядового участника деятельности, воздействующего на детей личным примером; помощника детей в организации деятельности.

Различные вариации форм воспитательной работы позволяют больше использовать их потенциал и целенаправленно выбирать их, учитывая достоинства и недостатки.

А благодаря использованию наглядных пособий и использование современных образовательных технологий, будет способствовать повышение качества дошкольной подготовки детей в условиях ДОУ, а именно у выпускников будут сформированы предпосылки к учебной деятельности, дети будут успешно проходить адаптацию в 1 классе.

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятсяФГОС дошкольного образования: моделирование инновационного развивающего пространства дошкольного учреждения Созданию развивающей предметно-пространственной среды дошкольного учреждения посвящены многие материалы моих коллег из всех регионов нашей.

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятсяКонсультация для педагогов на тему «Взаимодействие детей и взрослых в процессе развития, воспитания и обучения» Д. Б. Эльконин в своих дневниках не раз высказывал мысль о том, что личностные смыслы формируются в процессе взаимодействия ребёнка и.

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятсяФотоотчет о новогоднем оформлении дошкольного учреждения Наступил Новый 2018 год. Сколько волнения, приятных хлопот по подготовке к его встрече позади. На страницах Международного образовательного.

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятсяИспользование нейроскакалок в практике дошкольного учреждения Здравствуйте! В нашем дошкольном учреждении с лета этого года стали использовать нейроскакалки в работе с детьми. В основном осваивают.

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятсяКонсультация для молодых педагогов ДОУ «Значение игровых занятий с блоками Дьенеша в педагогическом процессе детского сада» Важнейшая задача любого детского сада-подготовка ребёнка к школе. В ДОУ используются всевозможные развивающие игры,но не все позволяют.

к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть фото к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Смотреть картинку к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Картинка про к основным функциям форм воспитательной работы относятся. Фото к основным функциям форм воспитательной работы относятсяКонсультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *