к передвижению в воде за счет биения ресничек способны следующие животные
Конспект урока по биологии «Способы движения животных» 7 класс
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Технологическая карта урока
Автор УМК: В.В.Пасечник
Тема урока: Способы движения животных
Тип урока: Урок открытия нового знания (урок изучения нового материала)
развивающие – совершенствовать обучение основам систематизации знаний во время работы со схемами и таблицами, формирование навыков работы самостоятельной, исследовательской деятельности, развитие интереса и положительной мотивации к предмету.
воспитательные – воспитывать ответственное отношение к выполнению учебных задач; готовность к восприятию научной картины мира, осознание ценности каждого живого организма; аргументированное оценивание своих поступков по отношению к здоровью.
Планируемые результаты обучения:
учащиеся должны знать: основные способы передвижения животных; органы и системы органов, обеспечивающих движение
учащиеся должны уметь: устанавливать взаимосвязь строения опорно-двигательных систем и способов передвижения животных; приводить доказательства приспособительного характера способов передвижения животных.
Место урока в системе уроков данного раздела: третий урок по теме «Эволюция строения и функций органов и их систем»
Основные термины и понятия: «амебоидное движение», «движение за счет биения ресничек и жгутиков», «движение с помощью мышц»
Межпредметные связи: биология, физика
Формы работы: групповая работа, работа с основной и дополнительной литературой, иллюстрациями.
Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ): В.В.Латюшин, В.А.Шапкин Биология. Животные. 7 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, изд. Дрофа 2015, презентация по теме урока, раздаточный дополнительный материал, оценочные листы.
Структура и содержание урока
Проверка готовности рабочих мест.
Создание положительного настроя учащихся на урок.
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Определение темы урока, постановка целей и задач урока
Смотрят видеофрагмент «Движение в природе», определяют тему урока, формулируют цели и задачи урока.
Предлагает посмотреть видеофрагмент, на основании которого попытаться назвать тему урока, поставить цели и задачи урока.
Познавательная: самостоятельное определение темы урока, выделение познавательной цели
Коммуникативная: учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками
Регулятивная: постановка целей, целеполагание
3. Актуализация знаний
Подготовка к восприятию нового материала
Отвечают на вопросы
Организует опрос учащихся для повторения системы опорных знаний, необходимых и достаточных для восприятия нового материала учащимися
Что такое движение?
Какие простые виды движения выделяют?
Какие величины характеризуют движение?
Познавательная: выдвижение гипотез, анализ объектов (моделей), установление причинно-следственных связей
Коммуникативная: умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению
умение ориентироваться в системе своих знаний
4. Первичное усвоение новых знаний
познакомиться с понятием «движение» как одним из главных свойств живых организмов, раскрыть разнообразие способов движения животных, показать эволюционное направление в изменении способов движения.
Работа в группах с дополнительной литературой, составление схем и заполнение таблицы.
Организует деятельность учащихся по решению проблем:
Какие типы движения животных выделяют в биологии?
Каков механизм каждого типа движения?
Какие приспособления (органы) его обеспечивают?
Какой тип движения характерен для данной среды обитания животного?
— Как изменяются способы движения животных в процессе эволюции?
Движение – это одно из основных свойств живых организмов.
А зачем животные движутся?
В процессе эволюции живые организмы изменялись, совершенствовались и их способы движения, а также обеспечивающие его органы и системы. Несмотря на многообразие способов передвижения животных их можно разделить на три основных типа. Самый, пожалуй, простой и древний способ перемещения организмов в пространстве был «изобретен» амебой. Подумайте, какое название он получил? Следующим по сложности является движение с помощью органоидов клетки, благодаря биению и волнообразной работе которых одноклеточные животные перемещаются. Попытайтесь назвать эти органоиды. А вот передвижение большинства многоклеточных животных осуществляется с помощью …?
Для того, чтобы выяснить каков механизм каждого типа движения животных организуется работа по группам с дополнительной литературой по данной теме. (Приложение 1) Результаты работы заносятся в таблицу. (Приложение 2)
Познавательная: выдвижение гипотез, осуществление поиска необходимой информации, анализ объектов (моделей), установление причинно-следственных связей, сравнение и классификация объектов по самостоятельно выбранным критериям.
Коммуникативная: умение учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, приходить к общему решению, задавать вопросы необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром.
планирование, выбор плана и способов действия, корректировка действия, преобразование практической задачи в познавательную.
5. Первичная проверка понимания
Организовать деятельность учащихся по первичной проверке полученных знаний на уроке
Отвечают на вопросы учителя
Организует беседу с учащимися, основанную на полученных на уроке знаниях
В ходе самостоятельной работы мы выяснили механизм разных типов движения животных. А теперь объясните:
1. Какой тип движения считают «примитивным» и почему?
2. В чем преимущества движения с помощью ресничек и жгутиков по сравнению с амебоидным движением?
3. Какой тип передвижения животных может использоваться в различных средах?
4. Объясните, почему животным с данным типом передвижения удалось освоить разные среды обитания?
умение анализировать, сравнивать и сопоставлять.
Коммуникативная: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
умение ориентироваться в потоке новой информации, находить ответы на вопросы.
6. Первичное закрепление
Организлвать деятельности учащихся по выполнению заданий на применение новых знаний.
Работа с заданием по изученной теме
Организует работу с карточками
С целью закрепления изученного материала выполните предложенное вам задание. После выполнения работы проверьте и оцените свои знания.
Познавательная: логический анализ объекта с целью выделения признаков, выбор эффективных способов решения; структурирование текста, включая умение выделять главное и второстепенное
Коммуникативная: планирование учебного сотрудничества с разными группами; контроль, коррекция, оценка своих действий и действий партнеров, умение выражать мысли, отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий.
Регулятивная: преобразование практической задачи в познавательную, осуществление итогового и пошагового контроля по результату
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Определить домашнее задание.
Записывают домашнее задание.
Определяет домашнее задание.
Познавательная: осуществление записи (фиксации) информации, использование знаково-символические средства
Коммуникативная: использование речи для регуляции своего действия
Регулятивная: самостоятельно учитывают выделенные учителем ориентиры действия
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
Подвести итоги урока. Организовать рефлексию.
Отвечают на вопросы рефлексии.
Подводит итоги урока. Организует рефлексию
Подводя итог урока, ответьте на вопросы рефлексии:
Познавательная: осуществление сравнения, синтеза, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты
Коммуникативная: умение высказать свои мысли, оценивать, осуществлять самооценку учебной деятельности
Регулятивная: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, одноклассников, вносить необходимые коррективы в действия после его завершения.
I . Организационный этап
II . Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
III . Актуализация знаний
Учитель физики: Прежде чем приступить к описанию движения сложных биологических объектов, давайте вспомним что называется движением.
Что такое движение?
Какие простые виды движения выделяют?
Какие величины характеризуют движение?
IV . Первичное усвоение новых знаний
Мир живой природы находится в непрерывном движении. Даже в организмах внешне неподвижных живых существ происходит постоянное движение. Движутся соки в растениях, перетекает цитоплазма в растительных и животных клетках, циркулирует межклеточная жидкость… Что же говорить о свободно движущихся организмах! Двигаются бактерии и простейшие в капле воды. Идут стада животных, летят стаи птиц. Так что же такое движение с биологической точки зрения?
Движение – это одно из основных свойств живых организмов.
А зачем животные движутся?
1. в поисках пищи и воды
2. спасаются от хищников и неблагоприятных условий
3. в поисках половых партнеров
4. для расселения и освоения новых территорий
Таким образом, как заметил Вольтер – крупнейший французский философ-просветитель XVIII века «Движение – это жизнь».
В процессе эволюции живые организмы изменялись, совершенствовались и их способы движения, а также обеспечивающие его органы и системы. Несмотря на многообразие способов передвижения животных их можно разделить на три основных типа. Самый, пожалуй, простой и древний способ перемещения организмов в пространстве был «изобретен» амебой. Подумайте, какое название он получил? Следующим по сложности является движение с помощью органоидов клетки, благодаря биению и волнообразной работе которых одноклеточные животные перемещаются. Попытайтесь назвать эти органоиды. А вот передвижение большинства многоклеточных животных осуществляется с помощью ________?__________.
Для того, чтобы выяснить каков механизм каждого типа движения животных, вы будете работать по группам (на столах дополнительная литература по данной теме (Приложение 1) и таблица (Приложение 2)).
1. Охарактеризуйте амебоидный тип передвижения животных.
2. Заполните таблицу (Приложение 2)
1. Охарактеризуйте движение с помощью ресничек и жгутиков
2. Заполните таблицу (Приложение 2)
1. Охарактеризуйте движение с помощью мышц.
2. Заполните таблицу (Приложение 2)
Прежде чем приступить к работе, подумайте, какие признаки (критерии) необходимо выделить, чтобы можно было описать и далее сравнивать движение разных животных? (Учащиеся предлагают способы структурирования информации в виде сводной таблицы).
После выполнения задания каждая группа, представляет результаты своей работы, используя заполненные таблицы.
Учитель физики: Вы убедились, что любой тип движения биологических объектов сопровождается изменением их формы. Как называется изменение формы тела? Какие силы возникают внутри деформированных тел? Какие виды деформации способны привести тело в движение? (Демонстрация модели движения пружины)
V . Первичная проверка понимания
Учитель биологии: В ходе самостоятельной работы мы выяснили механизм разных типов движения животных.
А теперь объясните:
1. Какой тип движения считают «примитивным» и почему?
2. В чем преимущества движения с помощью ресничек и жгутиков по сравнению с амебоидным движением?
3. Какой тип передвижения животных может использоваться в различных средах?
4. Объясните, почему животным с данным типом передвижения удалось освоить разные среды обитания?
Учащиеся высказывают свои версии правильного ответа.
Учитель биологии: А теперь познакомимся с разнообразием способов мышечного движения на примере животных разных систематических групп.
У круглых червей поочередное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счет этих телодвижений червь двигается вперед.
Кольчатые черви освоили новые способы движения. Обратите внимание на анимацию, демонстрирующую передвижение дождевого червя в почве и ответьте на вопросы:
1) Какие изменения формы тела дождевого червя вы наблюдаете?
2) При сокращении каких мышц один конец тела червя становится узким и длинным, а другой – толстым и коротким?
3) Какие дополнительные приспособления на поверхности тела существуют у дождевого червя?
Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски. У представителей класса Гидроидные передвижение происходит “шагами”. ( демонстрируется анимация способов передвижения гидры)
Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение. Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускулистой ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения.
Учитель физики: Пронаблюдайте модель реактивного движения. Почему тело движется? При каких условиях движение станет длительным?, быстрым?
А теперь вспомните, какие изменения в строении опорно-двигательной системы произошли у членистоногих?
Появление наружного скелета значительно повысило скорость передвижения животных и совершенствовало способы их перемещения.
Используя иллюстрацию движения речного рака, объясните, как передвигаются ракообразные в толще воды и по грунту? Какие части тела они для этого используют?
Подумайте, какие способы передвижения характерны для пауков и насекомых?
Учитель биологии: Мы рассмотрели способы передвижения беспозвоночных животных, а как двигаются позвоночные?
Движение всех позвоночных, имеющих внутренних скелет, также осуществляется с помощью мышц.
Понаблюдайте за движением рыб ( Демонстрируется видеофрагмент ). За счет каких мышц происходит движение рыб?
Наиболее развитые мышцы спины и хвоста обусловливают способность рыбы к быстрому перемещению в воде.
Учитель физики: При каких условиях тело способно плавать (держаться внутри или на поверхности жидкости)?
В отличие от рыб земноводные, пресмыкающиеся, птицы и млекопитающие передвигаются за счет мышц конечностей, которые обеспечивают перемещение по твердой поверхности земли.
Учитель физики: Движение животных будет устойчивым, если центр тяжести тела проецируется на площадь его опоры. Демонстрация модели движения животного по твердой поверхности.
Движение земноводных по суше осуществляется прыжками. Прыгая, лягушка одновременно отталкивается от земли обеими длинными задними конечностями, последовательно разгибая их в каждом суставе.
Пресмыкающиеся передвигаются на коротких конечностях, расположенных по бокам туловища, волоча брюхо и хвост по земле.
Безногие пресмыкающиеся (змеи) передвигаются, совершая волнообразные изгибания тела.
Учитель физики: Большинство птиц прекрасно летают. Какие приспособления помогают животным держаться в такой неплотной среде, как воздух? (Уменьшить давление позволяет снижение веса тела и большая площадь опоры – крыло). Демонстрация модели полета птицы.
Учитель биологии: У птиц наиболее развиты мышцы, обеспечивающие движение крыльев. Внимательно посмотрите видеофрагмент, назовите группу мышц, обеспечивающих движение крыльев.
Мышечная система млекопитающих достигает исключительного развития и сложности, насчитывает несколько сот мышц. Наиболее развиты мышцы конечностей и туловища, что связано с характером передвижения.
Соотнесите изображенных на фотографиях животных со средой их обитания. Укажите способы их передвижения.
А теперь сделаем вывод. Как изменялись способы передвижения животных в процессе эволюции?
VI . Первичное закрепление
С целью закрепления изученного материала выполните следующее задание:
Сопоставьте способы мышечного движения с иллюстрациями животных.
Сокращение мышц спины и хвоста рыба
Прыжки с опорой на задние конечности лягушка
Бег на четырех конечностях, расположенных под туловищем собака
Машущий полет с помощью крыльев птица
Реактивное движение кальмар
Сокращение поперечных и продольных мышц дождевой червь
Передвижение «шагами» гидра
Волнообразные сокращения мускулистой ноги большой прудовик
Движение на коротких конечностях, расположенных по бокам тела варан
VII . Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
VIII . Рефлексия (подведение итогов урока)
Подводя итог урока, ответьте на вопросы рефлексии:
Амебоидное движение
Движения при помощи жгутиков и ресничек.
Движения при помощи жгутиков и ресничек характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, оно присуще некоторым многоклеточным животным и их личинкам. У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.
Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково. Они представляют собой вытянутые образования, длина которых варьирует от нескольких микрон до нескольких миллиметров, а диаметр меняется мало — в пределах от 0,1 до 0,5 мкм.
Движения при помощи мышц
Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Характерно для беспозвоночных и позвоночных животных.
Более «молодой» по сравнению с гладкой мускулатурой является поперечно-полосатая. Ее обладатели – насекомые, некоторые моллюски и все позвоночные животные. Мышцы нового типа способны сокращаться с молниеносной быстротой: вспомним хотя бы движения крыльев мухи или комара, совершаемые с частотою нескольких сотен в секунду. При этом, сокращаясь, мышцы легко развивают высокую мощность, в тысячи раз превосходящую гладкие мышцы.
ГДЗ биология 7 класс Пасечник, Суматохин, Калинова Просвещение 2019-2020 Задание: 4 Жгутиконосцы и инфузории
Стр. 22. Вспомните
№ 1. Где обитают простейшие?
Простейшие организмы обитают в разных условиях жизни. И большинство из них – водные, которые широко распространены как в морских, так и в пресных водоемах. Некоторые виды живут в придонных слоях, потому входят в состав бентоса. Также есть такие виды, которые обитают в других организмах, так как являются возбудителями многих опасных для здоровья человека и животных заболеваний.
№ 2. Что такое бесполое размножение?
Бесполое размножение – это один из видов размножения живых организмов, при котором последующее поколение может развиваться из соматических клеток без участия гамет – репродуктивных клеток. В нем принимает участие только одна особь, а генотип потомков будет таким же, как и у родительской особи.
Стр. 25. Лабораторная работа. Изучение многообразия свободноживущих водных простейших
Невооруженным глазом рассматриваем воду в пробирках с культурами простейших. Вода мутного цвета за счет мельчайших клеток – включений.
С помощью ручной лупы рассматриваем пробирки с культурами простейших. Мы видим, что простейшие очень маленькие по размеру, практически невозможно отличить, какие именно и где, не говоря о размерах, формах, приспособлениях для передвижения.
Берем из пробирки каплю воды с культурой простейших.
Помещаем каплю с культурой простейших на предметное стекло и рассматриваем под малым увеличением микроскопа.
Определяем форму тела, величину, характер передвижения и окраску простейших. Зарисовываем увиденных простейших. Мы видим, что все простейшие разного размера и формы. У них есть реснички, жгутики, при помощи которых они могут передвигаться. Также можно увидеть ядро и ядрышко, в которых содержится набор генетического материала; клеточную стенку, которая позволяет держать форму; вакуоли; аппарат Гольджи.
Рассматриваем инфузорию-туфельку при малом увеличении. Находим передний (тупой) и задний (заостренный) концы ее тела.
Рассматриваем инфузорию-туфельку при большом увеличении. На поверхности ее тела находим реснички. Рассматриваем сократительные вакуоли в передней и задней частях тела.
Последовательно рассматриваем и зарисовываем все культуры простейших.
Вывод:
Многообразие свободноживущих водных простейших довольно велико. Они различаются и по форме и строению, и по способу передвижения, и по типу питания и методам размножения. В строении большинства из них можно выделить ядро с ядрышком; сократительную вакуоль, которая нужна для выведения жидкости из клеток; комплекс Гольджи; эндоплазматическую сетку; клеточную стенку.
Стр. 25. Вопросы после параграфа
№ 1. Каковы особенности строения и жизнедеятельности жгутиконосцев?
Характерной особенностью в строении всех жгутиконосцев является наличие у них одного или более жгутиков, при помощи которых они передвигаются. Представляют собой жгутики нитевидные выросты эктоплазмы и располагаются на переднем конце клетки. Внутри каждого из них проходят микрофибриллы, которые построены из сократительных белков.
Тело жгутиконосцев кроме цитоплазматической мембраны покрыто снаружи специальной периферической пленкой – пелликулой, которая является производной эктоплазмы. Благодаря ей и обеспечивается постоянство формы клетки. Иногда между пелликулой и жгутиком проходит ундулирующая мембрана – волнообразная цитоплазматическая перепонка. Ее волнообразные движения провоцируют движения жгутика. У некоторых представителей есть опорная органелла – аксо-стиль, который имеет вид плотного тяжа и проходит через всю клетку.
По типу питания жгутиконосцы являются гетеротрофами. Но некоторые их представители способны и к автотрофному питанию, а также являются миксотрофами (эвглена). Размножение у них бесполое – поперечным делением.
№ 2. Как передвигаются жгутиконосцы и инфузории?
Передвигаются жгутиконосцы при помощи специальных жгутиков (один или несколько), которые располагаются на переднем конце клетки и внешне представляют собой нитевидные выросты эктоплазмы.
№ 3. В чем сложность строения инфузории-туфельки по сравнению с амебой протей и бодо?
Строение инфузории-туфельки более сложное и развитое по сравнению со строением амебы протей и бодо. Ложноножки и жгутики у них заменены ресничками, которые расположены по всему телу и благодаря своим волнообразным движениям обеспечивают им возможность более быстрого передвижения.
Также у инфузории-туфельки в строении два ядра (у бодо и амебы протей – одно), две сократительные вакуоли, есть микронуклеус и макронуклеус, клеточный рот и порошица. Размножение возможно двумя путями: бесполый (деление клетки пополам) и конъюгация.
№ 4. Как размножаются жгутиконосцы и инфузории?
Жгутиконосцы размножаются бесполым способом, а именно – путем митотического продольного деления клетки, из которой потом получается две дочерних. При этом надвое делится только ядро в материнском организме, а все остальные органеллы растут и развиваются. Имеющийся жгутик переходит к одной из половинок – будущих дочерних клеток. У второй клетки он образуется заново. У небольшого числа видов жгутиконосцев возможно также половое размножение. Оно проходит по типу гетерогамии или изогамии.
У инфузории-туфельки присутствует как бесполое, так и половое размножение. При бесполом размножении происходит поперечное деление клетки в активном состоянии, которое сопровождается процессами регенерации. Половой способ размножения происходит в форме конъюгации, при которой туфельки, относящиеся к разным семействам (кланам), «склеиваются» друг с другом ротовыми сторонами. Между ними в процессе такого склеивания образуется цитоплазматический мостик, по которому происходит обмен наследственной информацией. В результате обмена происходит повышение не только наследственного разнообразия, но и вероятности выживания особей.
Стр. 25. Задание
Рассмотрите на рисунках 6, 9, 11 строение амебы протея, бодо и инфузории-туфельки. Что у них общего и в чем различия? Ответ представьте в виде таблицы.
Особенности | Амеба протей | Бодо | Инфузория-туфелька |
---|---|---|---|
Ядро | Одно | Одно | Два (большое – обеспечивает жизнедеятельность клетки, малое – половое размножение). |
Циста | Есть | Есть | Есть |
Питание | При помощи ложноножек и пищеварительных вакуолей; фагоцитоз, пиноцитоз. | При помощи вращательных движений жгутиков, клеточного рта; пищеварительная вакуоль. | Пищеварительные вакуоли, захват пищи через ротовое отверстие при помощи ресничек. |
Дыхание | Всей поверхностью тела клетки. | Всей поверхностью тела клетки. | Всей поверхностью тела клетки. |
Выделение | Через любую точку на поверхности тела, сократительная вакуоль. | Сократительная вакуоль, которая сливается с клеточным ртом. | Через любую точку на поверхности тела, две сократительные вакуоли, порошица. |
Размножение | Митоз | Бесполый | Митоз, конъюгация |
Среда обитания | Водная (пресные водоемы, аквариумы). | Водная (загрязненные пресные водоемы). | Водная (пресные водоемы, моря). |
Стр. 25. Подумайте
Докажите, что простейшие являются самостоятельными организмами.
Клетка простейших в состоянии выполнять все функции, которые присущи целостному самостоятельному организму. Они дышат, двигаются, питаются, способны к размножению и имеют органеллы выведения. Кислород поступает в клетки простейших через всю поверхность эктоплазмы и участвует в окислении сложных органических веществ для воды, углекислого газа и других соединений, а также в высвобождении энергии, которая необходима для жизнедеятельности организмов.
Передвигаются простейшие при помощи ресничек, ложноножек и жгутиков. Переваривание пищи происходит в пищеварительных вакуолях, куда она попадает благодаря псевдоподиям. Непереваренные остатки пищи выводятся либо через сократительные вакуоли, либо через любое место на клетке. Размножение у простейших происходит путем почкования или деления. Однако, например, для инфузории-туфельки характерно и половое размножение, которое осуществляется методом временного соединения организмов между собой и обмена маленькими ядрами, которые содержат наследственную информацию.